Рангоут (так называются детали круглого сечения, служащие для постановки и несения парусов) модели состоит из мачты (5) й гика (7). Мачта удерживается стоячим такелажем: вантами, прикреплёнными к топу (верхнему концу) мачты, вантпутенсами (§) и штагами, фор-штагом (от топа мачты к носу) и ахтерштагом (от топа мачты к корме). У палубы штаги крепятся к штагпутенсам (1 и 15). Углубление в корпусе, в котором размещаются рулевой и команда, называется кокпитом (12), закрытая часть кокпита — каютой. Кокпит ограждён выступающим над палубой бортиком, который называется комингсом (10 и 13).
Описываемая модель разработана Центральной лабораторией морского моделизма ДОСААФ. Она состоит из следующих частей:
№ деталей Наименование Количество Материал (размеры в мм)
1 Штагпутенс 1 Проволока 0 1
2 Корпус . 1 Дерево 353 X 85 X 40
3 Палуба (накладная) 1 Фанера 85 X 46 X 1
4 Крышка люка 1 Фанера 26 X 26 X 1
5 Мачта 1 Дерево 360 X 6 X б
6 Бугель гика 1 Жесть 34 X 3 X 0,3
7 Гик 1 Дерево 172 X 4 X 4
8 Вантпутенс 7 Проволока 0 1
9 Крышка каюты Дерево 65 X 45 X 0
10 Комингс с боковой стенкой каюты Фанера 154 X 15 X 1
11 Переборка каюты 1 Фанера 45 X 35 X 1
12 Кокпит 1
13 Задняя стенка комингса 1 Фанера 45 X 9 X 1
14 Погон 1 Проволока 0 1,5
15 Ахтерштаглутенс 1 Проволока 0 1
16 Киль (плавниковый) 1 Фанера 165 X 86 X 4
17 Балласт Сталь 94 X И Х4
18 Стаксель 1 Калька
19 Грот 1 Калька
Постройку модели начинают с изготовления корпуса. Для корпуса лучше взять липовый или сосновый брусок размером 355 X 85 X 40 мм. Последовательность обработки бруска по операциям показана на чертеже. Контур киля нужно переколоть на фанеру, вырезать лобзиком и вставить на клею в прорезь корпуса, затем заготовить все остальные детали по чертежам, собрать модель и приступить к покраске.
Подводную часть корпуса до ватерлинии и киль окрашивают красной масляной краской, надводную часть борта, палубу, кокпит, каюгу, комингс — белой масляной краской. Красить нужно негусто разведен ными красками, два — три раза, каждый раз после полного высыхашгя. Паруса вырезать из кальки, вычертив контуры грота и стакселя с чертежа общего взда.
Запускать модель следует в неглубоком водоёме, в направлении почти перпендикулярном ветру. Такой курс называется галфвин. Удлиняя («потравливая») или укорачивая («выбирая») гроташко. и стаксельшкот, добиваются устойчивого хода модели по курсу.
Описанная модель при умелом запуске хорошо ходит по курсу.
ЧТО ЧИТАТЬ О МОРСКОМ МОДЕЛИЗМЕ И СУДОСТРОЕНИИ
Морской моделизм. Пособие для морских моделистов ДОСААФ. Изд-во ДОСААФ, 1955.
С. Т. Лучининов. Юный кораблестроитель. Изд. «Молодая гвардия», 1955.
Техническое творчество. Изд. 2-е «Молодая гвардия», 1955. Глава «Судомодельный кружок».
П. Е. Михайлов. Самоходные модели кораблей. Изд-во ДОСААФ, 1954.
Д. Л. Сулержицкий. Модель яхты. Изд-во ДОСАРМ, 1949.
А. В. Петров. Яхта «Турист». Изд-во ДОСАРМ, 1950. (Руководство по постройке настоящей яхты, относящейся к типу швертботов.)
М. и Д. Сулержицкие. Краткий иллюстрированный морской словарь для. юношества; Изд-во ДОСААФ, 1956.й пер., 1а.
|