НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Модель планёра. — 1959 г.

«Для умелых рук»

Московская областная
станция юных техников

Модель планёра

*** 1959 ***


DjVu


PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...

Выставлен на продажу домен
mp3-kniga.ru
Обращаться: r01.ru
(аукцион доменов)



 


      В целях развития массового школьного авиамоделизма и поощрения начинающих моделистов Центральная станция юных техников и редакция журнала «Крылья Родины» проводят в 1959 году Всесоюзные заочные соревнования моделей планёров класса А-1 («Орлёнок», «Чибис», «Ласточка», «Сойка», «Чиж»).
      Участником соревнования может быть каждый школьник. Для этого он должен построить модель класса А-1 по чертежам или собственной конструкции. Модель должна пройти испытания до 20 ноября 1959 года. Испытания организуют школы, дома пионеров, станции юных техников, комитеты ДОСААФ. Лучшими будут считаться модели, показавшие наибольшую продолжительность полёта в пяти запусках, проведённых в течение одного дня. Модели нужно запускать на ровной площадке с леера длиной 50 м. Участники соревнований, чьи модели покажут лучшие результаты, получат специальные свидетельства. А за самые лучшие модели установлены призы журнала «Крылья Родины» — велосипед, ручные часы, годовая подписка на журналы «Юный техник» и «Крылья Родины».
     
      Основные детали модели: фюзеляж, крыло и хвостовое оперение, состоящее из киля и стабилизатора. На рисунках они показаны с уменьшением, поэтому, прежде чем приступать к постройке модели, их надо вычертить в натуральную величину — по указанным на рисунках размерам.
      Фюзеляж. С чертежа надо перевести на фанеру носовую часть (носок) фюзеляжа 1 и выпилить её. В носке вырезают отверстие 2 для балласта. Концы сосновых реек 3 размером 3X6X560 мм строгают до размеров 1,5X6 мм.
      Рейки 3 должны плотно входить в пазы носка. Рейки надо приклеить к носку казеиновым клеем.
      Затем бортовые липовые пластинки имеющие в заготовках размеры 2Х40Х Х700 мм и 5X50X200 мм. соединяют друг с другом казеиновым клеем «на ус». Их точно подгоняют под контур бокового вида фюзеляжа и приклеивают казеиновым клеем с обоих боков носка 1 и реек 3. Для более плотной склейки пластинки
      надо обмотать растянутой резиновой лентой. Когда клей высохнет, фюзеляж зачищают стеклом и шкуркой.
      В фюзеляж но размерам чертежа надо забить гвоздик 5, шляпку гвоздя откусить кусачками и загнуть в виде крючка. Киль п руль направления вырезают по контуру, вычерченному в натуру, из пластинки липы толщиной 2 мм или фанеры толщиной 1 мм.
      Руль направления крепится к килю ленточкой из шёлковой или другой тонкой ткани. Крепление обозначено цифрой 6. Чтобы прикрепить киль к верхней рейке 3 фюзеляжа, делают лобзиком или ножом пропил, в который вставляют киль. Его надо расположить вертикально, без перекосов.
      Модель, отвязанная от леера, должна летать кругами. Для этого у руля направления есть специальны механизм, состоящий из нитки с кольцом 7, которое надето па крючок 5. При этом руль направления находится в первоначальном нейтральном положении. Когда леер сброшен, резинка 8 оттягивает руль направления вбок, модель делает разворот и летает кругами. Для нитки 7 подойдёт рыболовная леска «сатурн» сечением 0,2 мм. Чтобы провести эту нитку от руля направления к крючку, её надо пропустить через петельки 9, выгнутые из тонкой проволоки. На фюзеляже делают пропилы для дощечек 10, на которые накладывают крыло. Эти дощечки склеивают казеиновым клеем и прибивают мелкими гвоздями.
      Стабилизатор. Для стабилизатора надо сделать из фанеры одиннадцать нервюр по шаблону 11. Все вырезанные нервюры собирают в одну пачку, сверху накладывают шаблон, затем форму пачки нервюр обтачивают напильником точно по шаблону. Нижнюю полку лонжерона стабилизатора 13 размером 2X2X500 мм следует разместить на чертеже, укрепить её булавками и сверху, руководствуясь чертежом, надеть все нервюры, в свою очередь закрепляя их булавками. Так же должна быть соединена с нервюрами передняя сосновая кромка 12 размером 2X3X500 и задняя липовая кромка 14 размером 2 X 14 X 500 мм. Заднюю кромку 14 до соединения её с нервюрами надо предварительно обстрогать до треугольного сечения. Затем в местах крепления нервюр делают ножовкой пропилы. Далее на нервюры надевают верхнюю полку лонжерона. Места соединения нервюр с кромками и полками лонжерона смазывают эмалитом.
      Последняя операция — укрепление за-концовок 15. Перед этим концы всех кромок и полок лонжерона надо обрезать точно по чертежу. Законцовки вырезают из липовых дощечек 6X10X80 мм и прорезают в них острым ножом пазы для кромок и полок лонжерона. После того как законцовки обработаны, концы кромок и полок смазывают эмалитом, вставляют их в прорези и прижимают резиновой лентой или бельевыми зажимами.
      Когда клей высохнет, законцовки надо зачистить шкуркой.
      Крепление стабилизатора имеет ограничитель полёта, то есть он так прикреплён к фюзеляжу, что обычно после трёх-мннутного парения угол его установки может уменьшиться, и модель начнёт снижаться — перейдёт на парашютирование. Механизм уменьшения угла стабилизатора действует под влиянием того, что резинка 16, которая удерживает стабилизатор в исходном положении, перегорает, а резинка 17 тянет стабилизатор на уменьшение угла. Чтобы всё происходило именно так, к стабилизатору подклеивают бамбуковый штырёк 18 и крючок 19.
      Крыло. Для крыла необходимо заготовить 23 одинаковых нервюры по шаблону 20, а гпо шаблонам 33 — 39 семь пар нервюр, имеющих равную длину хорд. Центральную часть крыла — центроплан — собирают прямо на чертеже, как стабилизатор. Сначала на чертеже укрепляют булавками нижние полки лонжеронов 21 и 22 размером 2X2X900 мм. На них надевают нервюры и также прикрепляют их булавками к чертежу. Затем к нервюрам приклеивают эмалитом переднюю кромку 23 размером 2ХЗХ Х900 мм и заднюю липовую кромку 24 размером 2,5X17X900 мм. Заднюю кромку 24 предварительно выстрагивают до треугольного сечения и в ней делают ножовкой пропилы в местах расположения нервюр.
      После того как клей высохнет, полки лонжеронов и кромки обрезают по длине, указанной па чертеже. Затем к центроплану приклеивают концевые части крыла 25, так -называемые «уши». Каждое «ухо» собирается отдельно но чертежу, так же как центроплан.
      К нервюрам приклеивают переднюю кромку 26, заднюю кромку 27, имеющую треугольное сечение с пропилами для нервюр, и лонжерон 28, состоящий из двух полок размером 1,5X2X360 мм каждая.
      Затем из двух липовых брусков, ЮХ X 15X80 мм каждый, острым ножом вырезают по чертежу законцовки 29. В них делают пазы для кромок и полок лонжерона. Концы кромок и полок отрезают и на клею вставляют в эти пазы. Когда клей высохнет, «уши» соединяют с центропланом целлулоидовыми угольниками 30. При этом надо проверить, одинаковое ли расстояние по вертикали от нижней поверхности центроплана до конца «уха» у левого и у правого молу-крыльев. Начиная от середины крыла до пятой нервюры, влево и вправо между полками переднего и заднего лонжеронов надо вклеить липовые бобышки 31, а передний лонжерон оклеить с одной стороны до перегиба крыла плотной бумагой «крафт». Внизу центроплана, в месте расположения центральных нервюр, приклеивают пластинку 32 из липового шпона 0,5 мм или из фанеры 1 мм.
      Крыло и стабилизатор надо обтянуть папиросной бумагой, которую вырезают по контуру крыла и стабилизатора с небольшим припуском. Бумагу промазывают ровным тонким слоем жидкого эма-лита и накладывают на крыло или на стабилизатор.
      Сначала обтягивают нижнюю поверхность, а когда она высохнет, — верхнюю.
      Обтяжка должна хорошо просохнуть и натянуться. Для этого стабилизатор и крыло ставят на чертёжную доску. Под переднюю кромку крыла надо поставить низкую подкладку, под «уши» — стойки.
      Задние кромки прижимают кнопками: у центроплана — к поверхности доски, а у «ушей» — к стойкам. После полного просыхания обтяжки крыло надо покрыть два раза ровным слоем эмалита и ешё раз дать просохнуть. Затем крыло накладывают на дощечки 10 и прижимают к ним резиновой лентой 1X4 мм. При установке крыла и стабилизатора надо следить, чтобы между ними не было перекоса. Фюзеляж покрывают анилиновой краской, зачищают шкуркой и сверху
      покрывают два раза эмалитом. После установки крыла и стабилизатора носовую часть фюзеляжа загружают свинцом или дробью с таким расчётом, чтобы центр тяжести модели находился примерно па середине хорды крыла.
      Отрегулировать модель надо в тихую погоду. Сначала запустить её с колена, затем с полного роста и, наконец, с леера длиной 50 м. Запускать с леера нужно при небольшом ветре — 1 — 2 м/сек. При запуске без леера руль направления должен стоять нейтрально.
      Если в полёте модель «задирает нос», нужно немного опустить заднюю кромку стабилизатора или добавить балласта в носовую часть фюзеляжа. Наоборот, если модель наклоняется носом вниз, заднюю кромку стабилизатора следует приподнять. При разворотах модели во время регулировочных полётов руль и а п р а в л ения нужно отклонять в сторону, обратную развороту.
     
      ОБТЯЖКА МОДЕЛИ
      Обтяжка модели, то есть оклейка её каркаса бумагой или тканью — ответственная работа, требующая внимания и аккуратности, Птохчю обтяжку нельзя зашпаклевать или закрасить. Её приходится снимать и оклеивать заново. Но вторичная обтяжка сильно портит и утяжеляет модель. Поэтому нужно добиваться, чтобы обтяжка удавалась с первого раза.
      Существует несколько способов обтяжки модели.
      Обтяжка бумагой сухим способом на казеиновом клею.
      На казеиновом клею обтяжку папиросной бумагой производят ъ следующей последовательности. Приготовляют жидкий казеиновый клей. Затем бумагу нарезают на куски нужного размера с припуском в 30 — г40 мм. Кисть применяют JVs 10.
      Каркас модели кладут на ровную доску и прикрепляют кнопками или булавками. Ровным слоем клея смазывают одну из сторон каркаса от одного конца к другому. Подсохшие места и те, где клей быстро впитывается (например, па торцах древесины), смазывают ещё раз, Бумагу сразу же прикладывают узкой стороной к смазанному клеем каркасу и. держа её за широкий конец, расправляют и притирают в одном или двух X с того края, где бумага уже коснулась каркаса. Затем бумагу :i натягивают, расправляя морщины, и опускают на каркас так, она везде плотно прилегала и хорошо приклеивалась, ели клея положить слишком много, то бумага начинает распол. Если же бумага не приклеивается, значит клея положено мал о или он слишком жидкий и быстро впитался в дерево.
      Ца кромках и в местах, где обшивка отстаёт, её надо подклеить дополнительно. На шпангоутах и нервюрах не приклеившиеся участки не следует трогать, их нужно слегка смочить водой. Высыхая, они приклеиваются ккаркасу. Излишки бумаги с краёв каркаса снимают шкуркой. Зачищать нужно вниз со стороны обтянутой поверхности, иначе можно надорвать обшивку7. После того, как одна из сторон каркаса обтянута, начинают обклеивать противоположную сторону. При такой последовательности обтяжка меньше коробится.
      Когда весь каркас будет обтянут, бумагу нужно немного смочить
      водой (лучше всего из пульверизатора). Высыхая, оумага сильно натянется и все морщины расправятся. Если обтяжка будет коробиться, её ещё раз слегка смачивают водой, кладут на чистую ровную доску и прижимают по кромкам тяжёлыми металлическими линейками или бельевыми зажимами и дают ей просохнуть.
      Температура при этом должна быть 15 — 25°С.
      Обтяжка " помощью фотоклеёв, синдетикона, мучного клейстера производится так же. Применяя эти клеи, надо внимательно следить, чтобы перед смачиванием водой клеевые швы и бумага в местах приклейки как следует просохли.
     
      СЛОВАРЬ АВИАМОДЕЛИСТА
      ПЛАНЁР — безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха Для взлёта планёра или его модели необходима скорость, создающая подъёмную силу. Планёр приводят в движение натяжением шнура - амортизатора. Буксируют при помощи троса или леера.
      Когда нет вертикальных потоков воздуха, взлетевший планёр начинает опускаться под действием силы тяжести, го есть своего веса, двигаясь всё время вперёд, Или, как говорят, снижается по наклонной траектории. Такой спуск называется планированием,
      ГПри сильных восходящих воздушных течениях планёр или модель могут продолжительное время летать горизонтально и даже набирать высоту. Такой полёт называется парением.
      КРЫЛО - главная часть самолёта, планёра пли модели, создающая подъёмную силу, необходимую для поддержания летательного
      аппарата в воздухе.
      ФЮЗЕЛЯЖ — основа (корпус) летательного аппарата. Служит для крепления крыла, хвостового оперения, шасси и других частей самолёта или планёра. Используется также для установки двигателя, баков с горючим, расположения кабин для экипажа и пассажиров и для размещения грузов.
      КИЛЬ — вертикальная плоскость хвостового оперения летательного аппарата. Киль придаёт самолёту устойчивость в полёте.
      СТАВИЛ И ЗАТОР — неподвижная горизонтальная плоскость хвостового оперения летательного аппарата.
      ЛОНЖЕРОНЫ- - основные несущие балки в моделях в крыле, оперении и фюзеляже самолёта или планёра.
      НЕРВЮРЫ — поперечные элементы каркаса крыла самолёга. Нервюры способствуют равномерному распределению нагрузки по крылу, килю и стабилизатору.

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru