НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Модель подводной лодки. Веселовский А. И. — 1964 г.

Модель
подводной
лодки

*** 1964 ***


DjVu


PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...


 

      СОДЕРЖАНИЕ

Краткий исторический очерк развития подводных лодок 3
Краткая теория подводных лодок 7
Принцип действия рулей подводной лодки 13
Особенности плавания модели подводной лодки
в подводном положении 16
Теоретический чертеж 20
Изготовление корпуса модели 23
Изготовление автомата для управления моделью 27
Расчет рулей, их изготовление и установка 31
Электрический двигатель, редуктор и гребные валы 36
Гребные винты 40
Сборка корпуса, окраска и отделка модели 43
Назначение и устройство сигнального буя 44
Запуски модели на воде и регулировка 45


      КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК РАЗВИТИЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК
      Подводными лодками называют корабли, способные плавать под водой. Подводные лодки используются для военных действий как на поверхности моря, так и для атаки надводных кораблей в подводном положении. Практика использования подводных лодок показала, что основа их успеха заключается как раз во внезапном и скрытном нанесении торпедных ударов из-под воды. Основная задача подводных лодок — нарушение морских перевозок противника. Подводные лодки могут весьма эффективно использоваться против боевых кораблей, а также для ведения разведки и постановки мин.
      Идея подводного плавания зародилась давно. С начала своего возникновения подводные лодки были задуманы как средство борьбы с военными кораблями противника.
      Первая подводная лодка была построена в Лондоне голландским ученым К. ван-Дреббелем в 1620 году.
      В России идея использования подводного судна для военных целей была впервые выдвинута русским изо-бретателем-самоучкой Е. Никоновым, который в 1724 году построил «потаенное огневое судно». Лодка Е. Никонова не была применена в военном деле и после смерти изобретателя была забыта.
      В 1776 году американец Д. Бушнелл сконструировал подводную лодку «Черепаха», погружавшуюся при помощи бака, заполняемого водой.
      В 1801 году известный американский изобретатель Р. Фультон построил подводную лодку «Наутилус».
      В 1834 году инженер-генерал русской армии К. А. Шильдер соорудил подводную лодку из железа водоизмещением 16 тонн, вооруженную шестовой миной. Движение этой лодки осуществлялось особыми гребками от ручного привода.
      Попытка французского изобретателя О. Риу в 1861 г. приводить подводную лодку в движение с помощью электрического двигателя потерпела неудачу.
      В 1866 году русский инженер И. Ф. Александровский построил подводную лодку водоизмещением 355 тонн, вооруженную двумя минами.
      В начале XX века подводное кораблестроение вышло из стадии опытов. В 1903 — 1915 годах по проектам выдающихся русских конструкторов И. Г. Бубнова и М. П. Налетова было создано несколько подводных лодок, определивших тип русской подводной лодки. Подводные лодки типа «Барс» (водоизмещение 650 тонн, вооружение 12 торпедных аппаратов), постройка которых была начата Бубновым в 1912 году, являлись самыми мощными в то время, а подводная лодка типа «Краб», построенная Налетовым, была первым в мире подводным минным заградителем. После 1917 года подготовка личного состава подводников Советского Военно-Морского Флота осуществлялась главным образом на подводных лодках типа «Барс».
      К началу первой мировой войны 1914 — 1918 годов подводные лодки стали технически совершенными военными кораблями и были способны выполнять сложные боевые задачи. Движение подводных лодок в надводном положении осуществлялось двигателями внутреннего сгорания, а в подводном — электрическими двигателями, получающими электрическую энергию от батарей аккумуляторов. При плавании в надводном положении электрические двигатели вращались двигателями внутреннего сгорания и, работая в генераторном режиме, использовались для зарядки аккумуляторных батарей. Уже тогда подводные лодки имели большую дальность плавания, могли делать большие переходы со скоростью до 12 узлов в надводном положении и до 7 узлов в подводном.
      В первую мировую войну подводные лодки, как правило, курсировали на морских путях и топили транспорты противника, использовались для постановки минных заграждений на пути движения судов и у входов в порты противника.
      Основным оружием подводных лодок были торпеды. Кроме торпед, лодки имели одну-две пушки, которые позволяли ей в надводном положении поражать артиллерийским огнем транспорты и мелкие корабли.
      Опыт первой мировой войны 1914 — 1918 годов показал, что подводные лодки имеют большое значение в войне на море. Это послужило толчком к дальнейшему их развитию. За два десятка лет перед второй мировой войной средства нападения подводных лодок были усовершенствованы. Подводные лодки стали оснащаться шумопеленгаторами, а затем и гидроакустическими локаторами, которые позволяли вести поиск цели и выводить лодку в атаку без подъема перископа. Новые лодки строились большого водоизмещения и были рассчитаны на большую дальность плавания.
      В наиболее развитых капиталистических государствах к началу второй мировой войны 1939 — 1945 годов имелось большое количество подводных лодок (например, в Германии — 57, Великобритании — 65, Японии — 73, Франции — 96, США — 116, Италии — 133). Крупные подводные лодки имели надводное водоизмещение 1200 — 1 800 тонн, подводное — 1 500 — 2 700 тонн, обладали скоростью надводного хода до 20 узлов и в подводном положении — до 10 узлов. Вооружение подводных лодок состояло из 10 — 14 торпедных труб диаметром 533 мм и одной — двух пушек калибром до 127 миллиметров. Автономность лодок, т. е. способность находиться в море без пополнения запасов, доходила до 80 суток, а дальность плавания — до 15 000 — 20 000 миль.
      Цели и задачи подводных лодок во второй мировой войне остались в основном прежними, т. е. нарушение морских перевозок противника, борьба с его военными кораблями, скрытная постановка минных заграждений. Кроме того, благодаря наличию новых технических средств обнаружения противника стало возможным атаковать в подводном положении лодку противника и уничтожить ее. Во время войны на подводных лодках стали устанавливаться радиолокационные станции, что значительно увеличило возможность обнаружения кораблей противника при плавании лодки в надводном положении.
      С первых дней Великой Отечественной войны с немецко-фашистскими захватчиками образцы военного мастерства и беспримерной храбрости показывали наши моряки-подводники и прежде всего экипажи лодок под командованием Героя Советского Союза Гаджиева, Фи-сановича, Старикова, Колышкина, Лунина. Их смелые и внезапные удары по конвойным судам, базам и надводным кораблям противника приводили в трепет гитлеровцев.
      Успешность борьбы авиации и специальных противолодочных кораблей с подводными лодками требовала значительного повышения их подводных качеств — дальности плавания и скорости хода. Еще накануне второй мировой войны строились опытные образцы подводных лодок с единым двигателем надводного и подводного хода. Развитие атомной энергетики в послевоенный период привело к созданию принципиально нового типа подводной лодки — с атомным двигателем. Атомное горкь чее в малом объеме и малом весе содержит очень большую энергию и поэтому подводная лодка с атомной силовой установкой имеет практически неограниченную дальность плавания.
      Использование атомных реакторов, которые потребовали установки массивной защиты от вредного излучения, вызвало необходимость увеличить размеры подводных лодок. Кроме того, возросла численность экипажа (за счет персонала, обслуживающего энергетические установки), что потребовало увеличения площади жилых помещений. В связи с этим размеры и водоизмещение современных лодок значительно возросли. Так, например, американская атомная подводная лодка «Трэшер», погибшая в Атлантическом океане в апреле 1963 года, имела водоизмещение: надводное 3 750 тонн, подводное 4 300 тонн. Длина этой лодки была 85,1 метра, ширина 9,8 метра, осадка 8,8 метра. Ядерный реактор с водяным охлаждением позволял лодке двигаться в надводном положении со скоростью 20 узлов, а в подводном — 35 узлов. «Трэшер» предназначалась для борьбы с подводными лодками и была вооружена противолодочными торпедо-ракетами. Экипаж лодки составляли 114 человек.
      Современные атомные подводные лодки вооружают ракетами с ядерными боеголовками для стрельбы по наземным или морским целям. Эти ракеты имеют большую дальность полета и могут выстреливаться с лодки, находящейся в подводном положении.
      С первых дней своего существования подводные лодки используются для военных целей. Но они могут выполнять и другие задачи. Ярким примером тому служит, о чем неоднократно писалось в нашей печати, первая в мире советская научно-исследовательская подводная лодка «Северянка». Она успешно изучает поведение и повадки рыб под водой, направление движения их косяков и оказывает советскому рыбопромысловому флоту неоценимую помощь.
      Применение атомного «горючего» на подводных лодках позволит в недалеком будущем использовать их в мирных целях для исследования морских глубин мирового океана, изучения морских течений и теплообмена водных масс и для других научных целей. Транспортные лодки могут сделать коротким морской путь между материками через Северный полюс подо льдом океана. Большое будущее имеют наливные подводные суда для перевозки различных жидких грузов.
      Большинство людей на земле верит в то, что мир победит войну, и если до нашего времени подводные лодки служили только войне, то теперь атомные подводные лодки делают целесообразным мирное освоение подводных дорог.
     
      КРАТКАЯ ТЕОРИЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК
      Основное отличие подводной лодки от надводного корабля заключается в том, что подводная лодка может плавать в нескольких положениях: надводном, промежуточном и подводном.
      Надводным, или крейсерским, положением называется такое, в котором подводная лодка несет все полагающиеся по ее спецификации грузы и имеет в цистернах вспомогательного балласта дифферентовочную воду. Крейсерскому положению соответствует надводное, или крейсерское, водоизмещение; в соответствии с этим и ватерлиния, определяющая это водоизмещение, называется крейсерской.
      Позиционное положение, допускающее возможность хода с помощью надводных (дизельных) двигателей и применение артиллерии, достигается палубными цистернами при закрытой вентиляции их, или средней (оперативной) цистерной, или одной или несколькими главными цистернами.
      Переуглубленное надводное положение подводная лодка имеет при увеличенных запасах топлива, размещенных в бортовых балластных цистернах.
      Подводное, или погруженное, положение имеет место тогда, когда заполнены все главные балластные цистерны, а если есть палубные, то и они.
      И в надводном, и в подводном положениях подводные лодки должны обладать способностью маневрировать и быть остойчивыми.
      Рассмотрим основные мореходные качества подводной лодки.
      Плавучестью, по определению в теории надводного корабля, называется способность корабля плавать при заданной осадке, неся на себе назначенные по роду его службы грузы. Для этого необходимо, чтобы вес корабля равнялся весу воды, вытесняемой им при заданной осадке (согласно закону Архимеда).
      Мерой плавучести служит объем подводной части корабля, или, что одно и то же, вес воды, заключенной в этом объеме. Объем подводной части, измеряемый в кубических метрах, называется объемным водоизмещением, а вес воды, заключенной в этом объеме, измеряемый в тоннах, называется весовым водоизмещением.
      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru