НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Модель подводной лодки с механическим двигателем. Михайлов М. А. — 1959 г.

М. А. Михайлов

Модель подводной лодки
с механическим двигателем

*** 1959 ***


DjVu


PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...

Выставлен на продажу домен
mp3-kniga.ru
Обращаться: r01.ru
(аукцион доменов)



 

      СОДЕРЖАНИЕ

От деревянных аппаратов до подводных кораблей 3
Подлодки во второй мировой войне 8
Подлодки с атомным горючим 9
Основные мореходные качества 12
Принцип действия рулей 16
Теоретический и плазовый чертежи 19

Модель подводной лодки
Особенности плавания модели 24
Постройка наборного корпуса 30
Корпус модели из жести 34
Долбленый корпус 37
Надстройка модели 37
Двигатели для моделей подлодок 40
Простейший расчет ходовых качеств и мощности 41
Подсчет емкости электробатарей 48
Установка электромотора 50
Энергия упругой деформации 51
Устройство пружинного двигателя 54
Устройство резиномотора 56
О конструкции гиромоторов 58
Линия гребного вала и винт 61
Рули поворота и глубины 64
Гидростат глубины погружения 68
Отделка и окраска моделей 71
Основные испытания моделей 72
Приложения 75


     

Книга может служить руководством для морских моделистов, которые занимаются постройкой и конструированием моделей подводных лодок с электромотором или механическим двигателем.
      Для моделистов-конструкторов даются полезные рекомендации и простейшие способы расчета основных ходовых качеств моделей подлодок и их механизмов.
     
      ОТ ДЕРЕВЯННЫХ АППАРАТОВ ДО ПОДВОДНЫХ КОРАБЛЕЙ
      Подводными лодками принято называть корабли, предназначенные для плавания под водой. Подводные лодки используются для военных действий как на поверхности моря, так главным образом для нанесения внезапных ударов из-под воды.
      Идея подводного плавания зародилась свыше трехсот лет тому назад, в эпоху парусного деревянного флота. С первых шагов подводные лодки были задуманы как средство борьбы с военными кораблями противника. Было очень заманчиво иметь возможность скрытно под водой подойти к неприятельскому судну, прикрепить к его днищу мину и, отойдя на безопасное расстояние, взорвать это судно.
      Первая подводная лодка была построена в Лондоне голландским ученым К. ван Дреббелем в 1620 г.
      В России одной из первых подлодок было «потаенное судно» Ефима Никонова, построенное при Петре I в 1724 г. Деревянное «потаенное судно» благополучно погружалось, всплывало и при помощи весел могло передвигаться под водой. Лодка Никонова не была применена в ратном деле и после смерти изобретателя была забыта.
      Более совершенные деревянные лодки появились вслед за изобретением гребного винта. В разных местах было построено несколько лодок, гребные винты которых вращались за счет мускульной силы человека. Ход таких лодок, разумеется, был очень невелик, но уже на них для наблюдения за поверхностью воды были применены простейшие зеркальные перископы (рис. 1). Все эти неуклюжие, плохо управляемые, неповоротливые деревянные аппараты не имели особенного военного значения.
      С развитием металлического судостроения, с изобретением двигателей внутреннего сгорания (дизелей), электромоторов и аккумуляторов появилась возможность конструировать настоящие подводные корабли. Толчком к быстрому развитию подводного плавания послужило изобретение самодвижущейся мины, или торпеды.
      Первая торпеда была построена в Англии в 1866 г. Р. Уайтхедом и М. Лупписом. За год до этого — в 1865 г. — проект торпеды был предложен русским изобретателем И. Ф. Александровым, но царское правительство отклонило этот проект.
      Итак, к концу XIX века стало возможным построить для подлодок прочные стальные корпуса, обеспечить приличный надводный ход под дизелями и подводный — от электромоторов. Достаточный запас электроэнергии обеспечивался аккумуляторами. С изобретением торпеды подлодки получили подходящее оружие. По существу история развития подлодок и начинается с конца XIX века.
      К началу первой мировой войны (1914 г.) подводные лодки стали технически совершенными военными кораблями, способными выполнять сложные боевые задания. Уже тогда подводные корабли имели большую дальность действия, могли делать большие переходы со скоростью до 12 узлов в надводном положении и имели подводный ход до 7 узлов.
      В первую мирозую войну германские подводные лодки широко использовались для нарушения снабжения Англии и для борьбы с военными кораблями противников. Подводные лодки крейсеровали по морским торговым путям и топили транспорты противника, использовались для постановки минных заграждений на пути движения судов и у входов в порты противника.
      Основным оружием подводных лодок были торпеды. Кроме торпедного оружия, на лодках устанавливались одна-две пушки, которые позволяли лодке в надводном положении поражать артиллерийским огнем транспорты и мелкие корабли. Некоторые подводные лодки оборудовались специально для постановки минных заграждений.
      Практикой выработалась определенная схема конструкции корпуса, а также размещения основных механизмов и вооружения подводных лодок. Во все последующие годы изменялись конструкции отдельных механизмов, машин, немного видоизменялись форма, внешний вид лодок, но их конструктивные схемы оставались прежними.
      Корпус крупной подводной лодки (рис. 3) делается обычно двойным и состоит из прочного корпуса 1, рубки 2, легкого корпуса 3, со всех сторон окружающего прочный корпус. Для мелкой подлодки корпус делается одинарным, в виде прочного корпуса с рубкой, дополненной легкой надстройкой сверху и легкой оконечностью с носа и с кормы. На некоторых, (обычно средних) лодках корпус делается частично двойным.
      Внутренняя полость прочного корпуса делится водонепроницаемыми переборками 4 на отдельные отсеки. В носовом и кормовом отсеках устанавливаются торпедные аппараты 5. В остальных отсеках размещались: машинное отделение с электромоторами 6, дизелями 7 и цистернами смазочного масла <5; аккумуляторы 9 и койки для команды 10; центральный пост с компасом 11, штурвалами горизонтальных 12 и вертикальных 13 рулей, перископами 14, радиорубкой 15 и органами управления турбокомпрессором продувания цистерн главного балласта 16.
      Полость между прочным и легким корпусом перегораживается на ряд мелких отсеков, которые служат цистернами пресной воды 17, топлива 18, главного балласта 19, уравнительного балласта 20, дифферентньг ми цистернами 21.
      В прочном корпусе делаются люки для прохода команды 22, шахты вытяжной вентиляции 23 и подачи воздуха к дизелям 24. На корпусе монтируются горизонтальные носовые 25 и кормовые 26 рули, вертикальный руль 27, пилы для разрезания проволочных сетей 28, радиоантенны 29, кнехты 30, приваренные к прочному корпусу, шпили 31. На палубе устанавливается одно или два орудия 32.
      Большие лодки имеют один-два обычных бортовых якоря, цепи которых проходят через клюзы в носовых оконечностях легкого корпуса, и один грибообразный якорь для стоянки в подводном положении. Веретено грибообразного якоря втягивается в вертикальный или несколько наклонный клюз, проходящий в носовой оконечности легкого корпуса вблизи диаметральной плоскости. Малые лодки иногда снабжаются только грибообразным якорем.
      Следует иметь в виду, что на схеме (рис. 3) не показано очень много механизмов и приборов, которые имеются на подлодке.
      Подводная лодка представляет собой чрезвычайно сложный комплекс самых разнообразных машин, приборов, приспособлений, которые дают возможность команде использовать преимущества подводного плавания.
      Способность подлодки скрытно под водой приблизиться к цели делала ее вплоть до конца второй мировой войны очень серьезной опасностью для надводных судов.
      В районы предполагаемой встречи с кораблями противника лодка обычно переходила ночью в надводном положении. Днем лодка шла надводным ходом только вдали от мест возможной встречи с противником.
      Днем на позиции лодка ходила под водой на небольшой глубине. Время от времени вахтенный офицер лодки поднимал перископ и осматривал горизонт.
      В случае появления противника командир вел лодку на сближение с целью. Во время сближения и атаки командир следил за целью в перископ, чтобы правильно определить момент торпедного залпа. Поэтому атака далеко не всегда бывала успешной. Перископ и
      след, который оставался за ним из-за движения лодки, нарушали скрытность атаки. Если с атакуемого корабля своевременно замечали перископ, то лодка сама подвергалась очень опасной для нее ответной атаке.
      Подлодки во второй мировой войне
      За два десятка лет перед второй мировой войной средства нападения подводных лодок были усовершенствованы. Во второй мировой войне использовались лодки, оснащенные шумопеленгаторами и гидроакустическими локаторами, которые позволяли вести поиск цели и выводить лодки в атаку без перископа. Новые лодки строились на большие водоизмещения, были рассчитаны на большие районы плавания, на длительное времяпребывание в море.
      С начала Великой Отечественной войны образцы военного мастерства показали наши подводники-североморцы и прежде всего команды лодок Героев Советского Союза Гаджиева, Колышкина, Фисановича, Старикова, Лунина. Их беспримерные по смелости и искусству удары по конвоям и базам противника у берегов Норвегии имели огромное значение для обороны Севера.
      Несколько необычными были успешные рейды подлодки Героя Советского Союза Лунина против мощного первоклассного линкора «Тирпиц».
      «Тирпиц» прибыл в Норвегию для действия против конвоев транспортов, которые шли в то время через Северную Атлантику в Мурманск и Архангельск. «Тирпиц» вместе с эскадрой должен был проходить по фарватеру в минном заграждении. Подлодка Лунина ожидала линкор. На этом фарватере «Тирпиц» получил торпедный «гостинец» лунинцев, выпущенный из самого неожиданного для немцев места — из минного поля. Лунин точно выполнил приказ: он не потопил линкора, а сорвал операцию против нашего конвоя и приковал к огромному кораблю, помимо команды в две тысячи человек, еще ремонтные плавучие мастерские и целый штат персонала, который немцы могли бы использовать с большей пользой для них.
      Интересно, что, пока подбитый «Тирпиц» отстаивался в Лиинахамари, его не бомбили, его ремонту почти не мешали. Когда же линкор вновь пытался выйти в море, то подводники Лунина снова «угостили» его торпедой и тем самым «назначили» ему новый ремонт. Удирая из северной Норвегии, фашисты пытались увести «Тирпиц», но в районе Тромсе он был потоплен союзной авиацией.
      Опыт второй мировой войны показал, что подводная лодка сильное, но не всемогущее оружие. Наряду с совершенствованием техники нападения всегда развивается и техника защиты. Очень сильным противником подлодки был быстроходный надводный корабль, оборудованный ультразвуковым гидролокатором. С помощью такого полуавтоматического прибора вахтенный акустик как бы просматривал подводное пространство. В случае обнаружения подлодки корабль атаковал ее, сбрасывал целую серию глубинных бомб, и у подлодки оставалось мало шансов уйти невредимой.
      Фашистские лодки действовали в Баренцовом море и заходили даже в Карское море. Однако ни один корабль Северного флота не принес удачи неприятельской подлодке.
      Один из эсминцев Северного флота за время войны провел свыше полутора десятка атак на подводные лодки. Каждая атака корабля была успешной. Автору, который был командиром противолодочной обороны эсминца, особенно запомнились две атаки. Одна из них привела к взрыву торпед на лодке и к полному ее уничтожению. Вторая атака закончилась тем, что лодка была так сильно подброшена вверх, что ее рубка показалась над поверхностью воды. Не успела рубка погрузиться, как второй эсминец на большом ходу протаранил и добил лодку.
      Второй случай примечателен тем, что атаку на конвой начали сразу несколько лодок. Обстановка была очень сложной, но охранение советских военных кораблей было сильным, и ни одна из лодок не смогла атаковать суда, шедшие из Карского моря с весьма важным грузом.
      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru