НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Модели военных кораблей. Веселовский А., Захаров С. — 1958 г.

Веселовский А., Захаров С.

МОДЕЛИ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ

*** 1958 ***


DjVu


PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...

Выставлен на продажу домен
mp3-kniga.ru
Обращаться: r01.ru
(аукцион доменов)



 


      В альбоме помещены чертежи моделей военных кораблей, созданных на основе образцов современных военных кораблей флотов мира:
      1. Большого охотника за подводными лодками.
      2. Эскадренного миноносца.
      3. Крейсера.
      С ростом технического оснащения военных кораблей, современный военный корабль по своему внешнему виду несколько отличается от кораблей даже послевоенной постройки. Стало значительно меньше прямоугольных мостиков и площадок, исчезают громоздкие дальномеры, башни крупного калибра заменяются управляемыми снарядами. Башеннообразные мачты с десятками рубок на них заменяются небольшими мачтами, которые уже не опутываются большим количеством фалов. Надстройки имеют более обтекаемый вид. Управление кораблем сосредоточивается главным образом внутри него. Все это учитывалось при проектировании помещаемых в настоящем альбоме моделей кораблей.
     
      БОЛЬШОЙ ОХОТНИК ЗА ПОДВОДНЫМИ ЛОДКАМИ
      Большой охотник — это корабль, предназначенный для поиска и уничтожения вблизи берегов, военно-морских баз и портов подводных лодок противника. Часто охотники производят поиск совместно с самолетами-разведчиками, которые условными сигналами наводят их на обнаруженные подводные лодки. Охотники используются также для дозорной службы и сопровождения на близкие расстояния кораблей и транспортов.
      Вооружение больших охотников состоит из гидроакустиче-
      ских приборов, бомбосбрасывателей и бомбометов глубинных противолодочных бомб, одной-двух 75 — 105-лш пушек и двухтрех спаренных или счетверенных 20 — 40-мм зенитных автоматов.
      МОДЕЛЬ БОЛЬШОГО ОХОТНИКА. Модель большого охотника относится к простейшим моделям III классификационной группы с резиномотором, масштаб 1 : 75 (Единая Всесоюзная классификация морских моделей, издания 1956 г.).
     
      ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ
      (ЭСМИНЕЦ)
      Эскадренный миноносец — один из основных классов боевых кораблей. Предназначается для нанесения торпедных ударов по кораблям и судам противника, для охраны кораблей эскадры или конвоев от атак вражеских эсминцев, подводных лодок и торпедных катеров Кроме того, эскадренные миноносцы используются для разведывательной и дозорной служб, обстрела побережья противника, постановки минных заграждений, вывода торпедных катеров в атаку, для поиска и уничтожения подводных лодок.
      Новейшие эскадренные миноносцы — это крупные мореходные корабли. Вооружение — один-два 5-трубных торпедных аппарата калибром 533 мм, одна-две универсальные спа-
      ренные артиллерийские башни калибром 120 — 127 мм, пять-семь спаренных или счетверенных зенитных автоматов калибром 20 — 40 мм, бомбометы и бомбосбрасыватели для уничтожения подводных лодок. В настоящее время на эскадренных миноносцах устанавливаются реактивные управляемые снаряды.
     
      МОДЕЛЬ ЭСКАДРЕННОГО МИНОНОСЦА
      Модель эскадренного миноносца относится ко II классификационной группе с механическим двигателем, масштаб 1 : 75 (Единая Всесоюзная классификация морских моделей, издания 1956 г.)
     
      КРЕЙСЕР
      Крейсер — боевой корабль, предназначенный для ведения морского боя в составе эскадры, для защиты морских путей сообщения и проведения дальней морской разведки, для постановки минных заграждений и выполнения других боевых задач.
      Крейсеры обладают дальностью плавания до 15 тысяч морских миль, а также высокими мореходными качествами и мощным артиллерийским вооружением.
      Крейсеры подразделяются на тяжелые и легкие.
      Водоизмещение тяжелых крейсеров — 13000 — 30000 т, легких — 6000 — 13000 т.
      Тяжелые крейсеры вооружены 6 — 9 орудиями калибра 203 — 305 мм, которые установлены в башнях, и 8 — 12 универсальными орудиями калибра 127 — 130 мм. Бронирование тяжелых крейсеров рассчитано на противодействие артиллерии противника.
      Легкие крейсеры вооружены 9 — 12 орудиями калибра 127 — 152 мм, установленными в башнях, и 8 — 12 орудиями калибра 102 — 127 мм. Бронированы наиболее важные жизненные части корабля.
      Кроме морской артиллерии, все крейсеры имеют также зенитную артиллерию. Большинство крейсеров вооружено торпедными аппаратами, имеет корабельную авиацию и мины. В настоящее время некоторые крейсеры иностранных флотов вооружаются управляемыми снарядами для стрельбы по морским, наземным и воздушным целям.
      МОДЕЛЬ КРЕЙСЕРА. Модель крейсера относится к I классификационной группе с механическим двигателем, масштаб 1:100 (Единая Всесоюзная классификация морских моделей, издания 1956 г.).
     
      РЕАКТИВНЫЕ УПРАВЛЯЕМЫЕ СНАРЯДЫ
      В настоящее время на иностранных военных кораблях применяются реактивные управляемые снаряды, которые в ближайшие годы могут занять ведущее место среди других видов морского оружия. По своей эффективности реактивные управляемые снаряды значительно отличаются от существующего на флотах артиллерийского вооружения. Преимущество реактивных управляемых снарядов состоит в том, что они управляются по радио. Дальность полета таких снарядов не превышает 350 — 400 км, т. е. лимитируется дальностью действия радиолокационных станций наведения.
      Длина снаряда для стрельбы по морским и наземным целям достигает 9 м, диаметр — 1,0 — 1,3 м. Снаряды для стрельбы по воздушным целям имеют меньшие размеры: длина около
      4,5 м, диаметр — 0,2 — 0,3 м.
     
      ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОРПУСА МОДЕЛИ
      Корпус модели можно изготовлять различными способами и из различных материалов, а именно:
      — из целого бруска дерева;
      — из бруска, склеенного из досок;
      — из папье-маше (выклеивание из кусков бумаги);
      — из жести на деревянной болванке;
      — на деревянном наборе с фанерной обшивкой;
      — на деревянном наборе с обшивкой из картона или тонких планок.
      Корпусы больших самоходных моделей длиной более 1 м лучше всего изготавливать на деревянном наборе с фанерной обшивкой или из жести на деревянной болванке. Поэтому в альбоме будет рассказано только об этих двух способах изготовления морских моделей.
      деревянный набор с фанерной ОБШИВКОЙ
      Этот способ набора из всех существующих наиболее приближен к постройке настоящего корабля. При этом способе моделист, особенно начинающий, прививает себе ремесленные навыки и получает новые знания в области кораблестроения и архитектуры корабля. Моделист узнает названия деталей корабельного набора, уясняет, какие части корпуса создают продольную, а какие поперечную прочность, как отдельные детали крепятся между собой. Изготовление корпуса производится последовательно в несколько этапов. При этом масштаб чертежей должен быть 1:1.
     
      СТАПЕЛЬ И ПАЛУБНЫЙ НАСТИЛ
      Стапель изготавливается из обычной сосновой или еловой доски, которая сначала хорошо обрабатывается рубанком и фуганком. С теоретического чертежа на стапель переносятся места шпангоутов. После этого чертеж проекции «бок» теоретического чертежа в масштабе 1 : 1 накалывается на стол (рис. 1), затем берется деревянная рейка (плазовая рейка) поперечным размером 5X5 или 6X6 мм, один конец которой закрепляется гвоздем в точке А. Остальная часть плазовой рейки накладывается по линии палубы и укрепляется гвоздями в точках Б, В, Г, Д, Е и т. д. и после этого разметка шпангоутов переносится на плазовую рейку (рис. 1).
      Палубный настил изготавливается из фанеры толщиной 2 — 3 мм. Длина палубного настила определяется по длине плазовой рейки, а ширина снимается с проекции «корпус» теоретического чертежа. По диаметральной плоскости палубного настила накладывается плазовая рейка и с нее разметка шпангоутов переносится на палубный настил, как показано на рис. 2.
      Рис. 3
      Чтобы палубному настилу придать правильную форму, с проекции «полуширота» теоретического чертежа циркулем снимаются расстояния аа, бб, вв и т. д. (рис. 3) и переносятся на палубный настил (рис. 4); полученные точки соединяются между собой плавной кривой.
      Рис. 4
      По полученным обводам выпиливается палубный настил, в котором делается вырез для надстроек (рис. 4). После этого на проекции «бок» (рис. 5) проводится прямая, соединяющая точки А и К. Эта линия проводится жирной чертой.
      Циркулем замеряется расстояние аб, вг, де и т. д. между линией АК и палубным настилом в местах пересечения их линией каждого шпангоута. Показания заносятся в приведенную ниже таблицу.
      По количеству шпангоутов необходимо приготовить стапельные бруски толщиной 30 — 40 мм, высотой согласно таблице и длиной по ширине палубы соответствующего шпангоута.
      Каждый стапельный брусок устанавливается на место соответствующего шпангоута на стапеле (например, брусок 1 на место шпангоута № 1, брусок 2 на место шпангоута № 2 и т. д.) и прибивается гвоздями к стапелю (рис. 6).
      Затем берется палубный настил и накладывается на стапельные бруски (рис. 6). Временно настил прибивается гвоздями в точках A i/i К. Если линия шпангоутов палубного настила и стапеля совпадают, то это говорит о том, что разметка произведена правильно. Если линии не совпадают, это значит, что где-то допущена ошибка и нужно все сначала проверить и исправить. После этого в палубном настиле делаются вырезы для шпангоутов. Для удобства дальнейшей работы палубный настил лучше снять со стапеля.
     
      КИЛЕВАЯ РАМКА
      В зависимости от длины модели килевая рамка может быть изготовлена из одного куска фанеры или из двух половин, как по длине, так и по толщине (рис. 7).
      Форма килевой рамки берется с теоретического чертежа по нулевому батоксу (диаметральной плоскости) с проекции «бок». Килевая рамка размечается на шпации, согласно чертежу. В носовой и кормовой оконечностях килевая рамка оканчивается шипами, которые входят в вырез палубного настила. Высота шипа должна быть равна толщине палубного настила.
      Вырез в шпангоутах для килевой рамки делается из следующего расчета: 3/4 выреза в шпангоуте, 1/4 в килевой рамке. Чтобы более точно сделать вырезы в шпангоутах, нужно нанести линию выреза шпангоутов на проекции «бок» теоретического чертежа и перенести ее на килевую рамку. Линия выреза шпангоутов находится следующим путем. С проекции «корпус» (рис. 8) снимается расстояние по диаметральной плоскости (ДП) ОТ основной плоскости до шпангоутов № 8, 9, 10. Откладывая эти расстояния на соответствующих шпангоутах проекции «бок», получим точки 1У 2, 3 (рис. 9).
      От шпангоута № 8 к точке 3 пунктиром проводится плавная кривая линия так, чтобы она прошла через точки В, 1, 2У 3 и Г — это и будет линия углубления шпангоутов № 8, 9 и 10. Ее теперь нужно перенести с теоретического чертежа на килевую рамку. Глубина выреза в шпангоуте вместе с вырезом в килевой рамке должна быть такой, чтобы нижняя кромка шпангоута прошла по линии ВГ. В каждой ветви шпангоута вырезается шип.
     
      БОБЫШКИ ФОРШТЕВНЯ И АХТЕРШТЕВНЯ
      На рис. 11 показана бобышка форштевня. После того как набор уже скреплен (кроме стрингеров), бобышка приклеивается на место. Форма ее подгоняется так: верхняя поверхность по палубному настилу, боковая по соответствующему штевню и поперечная поверхность по шпангоуту № 0. Правильная форма наружной поверхности бобышки подгоняется рашпилем по шаблону, который изготовляется по проекции «полуширота», снятой с ватерлинии. Аналогично изготавливается бобышка ахтерштевня.
      Вырезы в палубном настиле для шипов шпангоутов производятся ножовкой, после чего палубный настил вновь накладывается на стапель и прибивается гвоздями 0,9Х»2 мм к стапельным брускам. Затем все шпангоуты вставляются на свои места в палубном настиле и сверху в прорези накладывается килевая рамка (рис. 10).
      Убедившись в правильности сборки на стапеле шпангоутов с килевой рамкой, необходимо снять шпангоуты и произвести разбивку в шпангоутах для стрингеров.
     
      СТРИНГЕРЫ
      Для того чтобы правильно сделать вырезы на шпангоутах для стрингеров, надо разметить каждый шпангоут. Прежде всего нужно уточнить, сколько будет установлено стрингеров (количество стрингеров зависит от длины модели и материала, применяемого на обшивку корпуса, — картон, фанера или чертежная бумага).
      Допустим, что стрингеров будет по семь с каждого борта. Если так, то 1/2 каждого шпангоута нужно разбить на восемь равных частей. Для этого берется узкая полоска бумаги и накладывается на любой шпангоут так, чтобы полоска легла по шпангоуту от линии палубы одного борта до линии киля. Излишние концы бумаги обрезаются, полоска сгибается пополам и делится на восемь равных частей. Разметка с бумаги переносится на шпангоут и по размеру стрингеров делаются вырезы. Затем эта операция повторяется на другой стороне шпангоута. В такой последовательности производится разметка каждого шпангоута в отдельности, т. е. каждая половина шпангоута делится на восемь частей — каждый раз при помощи новой полоски бумаги. При этом нужно помнить, что расстояние между вырезами для стрингеров в каждом шпангоуте будет разное, потому что шпангоуты по своим размерам и форме неодинаковы.
      Если в работе не было допущено неточностей, то все стрингеры лягут на свои места в соответствующих вырезах шпангоутов. Если же какой-либо стрингер «не захочет лечь на свое место», это значит, что где-то допущена ошибка, ее нужно найти и исправить.
      Вырезы в бобышках нужно делать после того, как стрингер правильно ляжет на свое место во всех шпангоутах, и тогда его место в бобышке само определится.
      После того как во всех шпангоутах сделаны вырезы для стрингеров, каждый шпангоут на клею устанавливается на свое место в палубном настиле и затем вклеивается килевая рамка. Вырезы на ней должны входить в вырез соответствующего шпангоута. Для прочности килевая рамка временно привязывается к шпангоуту нитками. Когда шпангоуты и килевая рамка прочно скреплены клеем, нитки снимаются. Стрингеры на клею устанавливаются на свои места в шпангоутах и бобышках. При этом не рекомендуется прибивать гвоздями стрингер к шпангоуту. Следует взять обычную бельевую прищепку и зажимать места склейки стрингера со шпангоутом или же перевязывать эти места тонкой проволокой или ниткой.
      Корпус модели обшивается авиафанерой толщиной 0,75 —
      1,5 мм. Обшивку необходимо производить по шпациям. Куски фанеры стыкуются между собой на шпангоутах, причем места стыка спиливаются «на ус». Это дает большую прочность шва, а также позволяет добиться более плавных обводов корпуса модели.
      Для обшивки корпусов моделей длиной менее 1 м можно также применять обычный картон толщиной 1 мм. На рис. 12 показан общий вид наборного корпуса с диагональной обшивкой из картона.
      Для склейки обшивки корпуса применяется нитроклей АК-20, эмалит или клей БФ-2. Можно также применить и столярный клей. В этом случае корпус после обшивки необходимо пропитать с двух сторон кипящей натуральной олифой, что обеспечит ему вполне удовлетворительную водоупорность.
     
      ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОРПУСА МОДЕЛИ ИЗ ЖЕСТИ
      Постройку корпуса модели из жести можно рекомендовать для моделей тех судов, на которых предполагается устанавливать паровые двигатели, а также при изготовлении подводных лодок.
      Изготовление металлического корпуса модели следует начинать с изготовления деревянной болванки при помощи шаблонов, снятых с теоретического чертежа.
      Изготовленная болванка размечается на определенное количество отрезков шпангоутов (количество шпангоутов и расстояние между ними зависит от длины модели и толщины жести). На болванке прорезаются пазы для установки в них металлических шпангоутов таврового сечения. Пазы прорезаются несколькими ножовочными полотнами, сложенными вместе и скрепленными болтами (рис. 13).
      Делая вырезы указанным способом, можно получить их совершенно одинаковыми. Количество ножовочных полотен и высоту среднего полотна нужно подобрать так, чтобы шпангоуты плотно входили в пазы и были плотно утоплены.
      Заготовка шпангоутов производится в следующей последовательности. На листе луженой жести, отступив в края на 5 — 6 мм, проводится риска, по которой край листа загибается и складывается вдвое. Загнутая часть листа обрезается ножницами и полученная заготовка зажимается в тиски для отбортов-ки полок. Изготовленные шпангоуты укладываются в пазы болванки и плотно обжимаются по ее фор]ие. После этого концы шпангоута закрепляются на болванке мелкими гвоздями. Для обшивки рекомендуется употреблять жесть толщиной 0,3 мм. Соединение листов обшивки между собой производится встык на шпангоутах.
      Форму листа обшивки можно получить с помощью бумажной выкройки. Для этого на болванку накладывается лист плотной бумаги. У шпангоутов бумага прочерчивается и по этим следам вырезается выкройка, по которой и изготавливаются листы обшивки. Листы обшивки закрепляются на своих местах мелкими гвоздями. Их следует вбивать, отступив от стыка на 10 — 12 мм (рис. 14). Перед установкой листов на болванку гвозди, закрепляющие шпангоуты, вынимаются. После того как болванка будет обшита листами, необходимо места стыков листов обильно смазать хлористым цинком, называемым в обиходе «травленой соляной кислотой», и пропаять хорошо нагретым большим паяльником так, чтобы припой растекался и обеспечивал спайку обшивки со шпангоутами. Спайка обшивки по линии киля производится «внакладку». Для того чтобы можно было легче снять корпус с болванки, Форштевень или ахтерштевень на болванке не запаивается. Эта работа производится после снятия корпуса с болванки.
      Перед съемкой корпуса необходимо удалить гвозди, крепившие обшивку к болванке, а отверстия запаять.
      Для усиления носовой части модели в нее впаивается форштевень — металлическая пластинка толщиной 1 — 1,5 мм. Внутрь корпуса впаивается несколько бимсов углового или таврового сечения, водонепроницаемые переборки, фундаменты для крепления механизмов и др. Палубу рекомендуется настилать из отдельных кусков жести, выкроенных по болванке с припуском 1,5 мм для загиба бортика.
      Листы палубного настила стыкуются на бимсах. Их загнутые кпяа тюлжны заходить на боота с наружной части. Отгибание бортиков палубных листов удобно производить на плите с острыми и ровными краями.
      Припайка палубы производится снаружи, для чего борта изнутри корпуса должны быть прижаты через люки к бортикам палубы. В тех местах, где имеются отсеки без люков и где прижать борт изнутри не удается, уплотнение можно получить с помощью проволочного крючка (рис. 15). В этом случае достаточно потянуть за крючок, и плотное прилегание борта к палубе будет обеспечено. После того как палубный настил будет припаян, крючок от борта отпаивается.
      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru