На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиКнижная иллюстрация





Библиотечка «За страницами учебника»
Модели современных военных кораблей. Михайлов М. А. — 1972 г.

М. А. Михайлов

Модели
современных
военных кораблей

*** 1972 ***


DjVu

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОРАБЛЯ 4
ТОРПЕДНЫЙ КАТЕР 6
ТРАЛЬЩИК 17
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА 26
ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ 35
ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ 54
КРЕЙСЕР 69
ДВИГАТЕЛИ 99

 

PEKЛAMA

Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD.
Подробности >>>>



      ВВЕДЕНИЕ
      Воды четырнадцати морей и трех океанов омывают берега нашей Родины. На страже ее морских рубежей стоит могучий Военно-Морской Флот. Его корабли оснащены самой современной техникой и первоклассным вооружением. Это выдвигает повышенные требования и к личному составу флота. Подготовка кадров будущих рулевых и механиков, водолазов и радиотелеграфистов проводится в учебных организациях, а детские технические станции, судомодельные лаборатории, морские клубы ДОСААФ СССР являются первой ступенью этого образования.
      Десятки тысяч юношей во всех концах Советского Союза занимаются сейчас полезным делом — судомоделизмом. Строя модели кораблей, молодежь приобретает разносторонние знания. Ведь проектирование и постройка модели знакомит их с военно-морским делом, судостроением, с основами теории корабля — плавучестью, остойчивостью и непотопляемостью. Молодежь узнает о назначении отдельных частей корабля. Учится правильно разбираться в классах и типах кораблей. Знакомясь с главными элементами модели, подбирая движитель, моделист познает основы физики и математики, геометрии и черчения. Поэтому судомоделизм является одним из действенных средств политехнического воспитания и образования нашей молодежи.
      Большую работу по развитию морского моделизма в нашей стране ведут пионерские и комсомольские организации, специальный журнал ЦК ВЛКСМ «Моделист-конструктор», а морские клубы и судомодельные лаборатории ДОСААФ СССР осуществляют методическое руководство судомоделизмом в республиках, краях, областях и городах.
      Настоящая книга предназначается для судомодельных лабораторий, морских клубов ДОСААФ, Дворцов пионеров, для инструкторов и преподавателей судомоделизма в школах и на станциях юных техников и для широкого круга судомоделистов-любителей, строящих ходовые модели военных кораблей. В книге помещены современные военные корабли от торпедного катера до крейсера.
     
     
      ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОРАБЛЯ
      Всякая модель должна давать точное представление не только о внешнем виде копируемого корабля, но и отвечать всем главным требованиям, предъявляемым к нему. Поэтому каждый моделист перед тем, как начать строить модель, должен познакомиться с теорией корабля. Одним из главных ее элементов является плавучесть. Плавучесть — это способность судов нести на себе рассчитанный груз.
      При конструировании и строительстве корабля всегда учитывается его максимальная нагрузка сверх предусмотренной проектом нормы, имея при этом заданную осадку. Запас плавучести для морских судов составляет 100% его веса. В случае если корабль погрузился в воду по главную палубу, то считается, что запас плавучести исчерпан.
      Второе и обязательное требование, предъявляемое всякому кораблю, это то, что он должен обладать остойчивостью. Остойчивость — это способность корабля, выведенного из положения равновесия и предоставленного самому себе, вновь возвращаться в положение равновесия. Плавая, корабль не должен опрокидываться при действии на него волны, ветра. Он должен всегда возвращаться в вертикальное положение, то есть иметь остойчивость.
      Третье не менее важное требование — это непотопляемость, или способность корабля оставаться на плаву и не опрокидываться при получении повреждений корпуса или в случае затопления некоторой части помещений.
      Кроме этих трех требований, существуют еще законы динамики, которые определяют комплекс мореходных качеств корабля, именуемых ходкостью, управляемостью и качкой.
      Ходкостью называется способность корабля перемещаться в воде под действием движущей силы, при которой заданная скорость достигается минимальной затратой мощности механизмов, сохраняя эту скорость при волнении. Для того чтобы корабль обладал достаточной ходкостью, необходимо уменьшить сопротивление воды, то есть обводы корпуса должны быть плавными и с гладкой наружной обшивкой.
      Способность корабля сохранять прямолинейное движение по заданному направлению называется автоматической устойчивостью на курсе, то есть корабль должен держаться на курсе при руле, закрепленном в среднем положении. Это особенно важно и для самоходных моделей, на которых нет рулевых.
      Поворотливостью называется способность корабля изменять курс своего движения и двигаться по заранее избранной криволинейной траектории в соответствии с перекладкой руля. Когда корабль при помощи руля может быстро изменить свой курс и описать окружность малого диаметра, то говорят, что он поворотлив. Это очень важно для радиоуправляемых моделей. И еще одно требование, предъявляемое как к кораблям, так и к моделям — это плавность качки, ведь чем меньше на корабль влияет качка, тем лучше его мореходные качества.
      Качка всегда влечет за собой ряд вредных последствий. Вот некоторые из них:
      — расшатывание конструкций корпуса;
      — значительное снижение меткости стрельбы из боевого оружия;
      — заливание палубы (затрудняющее обслуживание устройств и механизмов, размещенных на верхней палубе);
      — ухудшение условий работы механизмов, устройств и приборов;
      — снижение скорости хода и увеличение расхода топлива и т.д.
      Все выше перечисленные качества корабля: плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость, устойчивость на курсе, поворотливость и плавность качки — называют мореходными качествами.
      В зависимости от тактического назначения, вооружения, водоизмещения, скорости хода и других данных, военные корабли разделяются на классы: авианосцев, вертолетоносцев, крейсеров и т.д.
      Моделист, который серьезно хочет заниматься этим полезным и увлекательным делом, должен быть знаком не только с кораблями, помещенными в данной книге, ему необходимо знать и другие существующие классы боевых кораблей и судов, разбираться в силуэтах и знать, для чего эти корабли предназначаются.
     
      ТОРПЕДНЫЙ КАТЕР
      ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
      В ночь с 13 на 14 января 1878 года пароход «Великий князь Константин» под командованием лейтенанта Степана Осиповича Макарова, соблюдая предосторожность, подходил к Батумскому рейду, где стояла тогда турецкая эскадра под командованием Гоб-бард-паши. Охрану порта нес сторожевой пароход «Интибах».
      В четырех милях от Батума Макаров приказал спустить на воду минные катера «Чесму» и «Синоп», которые стояли на палубе парохода.
      Под покровом тумана катера вошли в бухту. Когда туман рассеялся русские моряки увидели семь турецких кораблей. Командиры катеров лейтенанты Шешинский и Задаренный, подойдя к неприятельским кораблям на расстояние полукабельтова, выпустили по ним торпеды, или, как их тогда называли, мины Уайтхеда. Страшные взрывы потрясли безмятежную ночь. В несколько минут один из турецких пароходов сначала завалился на правый борт и тут же ушел под воду.
      Это был первый в истории случай боевого применения самодвижущихся мин, а паровые минные катера, с успехом использованные Степаном Осиповичем Макаровым были прообразом современных
      торпедных катеров. Время подтвердило их мощь и силу в боевых действиях на море.
      С первых дней Великой Отечественной войны немецко-фашистские захватчики почувствовали грозные удары наших славных катерников. Хочется вспомнить один эпизод. Это было осенью 1941 года. Четыре советских катера под командованием старшего лейтенанта В. Гуманенко, командира подразделения торпедных катеров, у острова Сарема смело вступили в бой с отрядом фашистских кораблей (крейсером и шестью эскадренными миноносцами). Несмотря на явное неравенство в силах, наши катерники разгромили врага, потопив крейсер и три эскадренных миноносца. В этом бою они не потеряли ни одного катера.
      Советские торпедные катера наводили на гитлеровцев страх. Они не только участвовали в боях с кораблями противника, но и использовались для высадки десанта, так было в Новороссийске.
      Советские моряки-катерники в боях с противником покрыли себя неувядаемой славой, а имена Д. Колотий, В. Лозовский, А. Шабалин, В. Алексеев, В. Гуманенко, А. Африканов и многих, многих других вошли в историю советского военного флота.
      Торпедные катера предназначены для внезапного нападения. Благодаря скорости и маневренности они вели успешные боевые действия. Год от года они совершенствовались. Сейчас на базе торпедных катеров стали создавать ракетные катера. Главное их оружие — ракеты. Эти катера оснащены сложными современными приборами и механизмами.
     
      ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТРОЙКИ МОДЕЛИ ТОРПЕДНОГО КАТЕРА
      Методов изготовления корпусов существует много. Изготовляются они из различных материалов. Для строительства корпуса модели торпедного катера можно рекомендовать наборный корпус с обшивкой из 1,5-мм фанеры.
      С теоретического чертежа с помощью кальки на 4-мм фанеру переносятся обводы шпангоутов, которые выпиливаются лобзиком. По очертаниям носа и кормы из липы вырезаются бобышки, которые после обработки выдалбливаются внутри. Для стрингеров подходят сосновые рейки 4X4 мм. Заготовленные детали собираются на стапельной доске. После укрепления шпангоутов, которые соединяются с килевой рамой при помощи стрингеров и книц, приступают к обшивке корпуса бортов из цельных кусков фанеры, а днища из нескольких кусков. Если нет фанеры, можно использовать плотный картон. Обшивка крепится к набору корпуса мелкими гвоздиками на клею.
      Для работы с моделью желательно пользоваться водостойкими клеями АК-20, эмалитом или козеиновым клеем.
      После обшивки корпуса его следует изнутри промазать в несколько слоев эмалитом или покрасить 4 — 5 раз красной краской.
      Укрепив дейдвудные трубы, гельмпортовую трубу и кронштейны гребных валов, настилают палубу, графитованную или окрашенную в темно-стальной цвет.
      Под съемной рубкой должен быть люк для доступа к механизмам.
      Корпус шпаклюют. Сначала густой шпаклевкой закрывают неровности. Когда шпаклевка подсохнет, корпус зачищают наждачной бумагой и снова шпаклюют более жидкой шпаклевкой. Высохшую поверхность перед покраской зачищают мелкой шкуркой и красят из пульверизатора или кистью. В шаровый цвет красят надводный борт, ватерлинию — в белый, а подводный борт — в красный или черный цвет.
      При работе нитрокраской нужно пользоваться нитрошпаклевкой, а при работе масляными красками — шпаклевкой, замешанной на олифе.
      Дельные вещи и надстройки окрашиваются до их установки на палубе.
      Черной краской красят орудийные стволы, глубинные бомбы, якоря, кнехты, киповые планки; красной — огнетушители и боевые головки ракет; спасательный плотик следует красить оранжевой краской. Для двух вариантов торпедного и ракетного катеров требуется изготовление различного вооружения.
      Ракетный вариант имеет четыре стартовые ракетные установки класса корабль-корабль, один бомбомет, один лотковый бомбосбрасыватель и носовую и кормовую артиллерийские установки.
      Торпедный вариант имеет четыре торпедных аппарата, артиллерийскую установку и лотковый бомбосбрасыватель.
      Для изготовления всех деталей, находящихся на верхней палубе, может быть использован следующий материал:
      а) оргстекло — для изготовления надстроек, орудийной башни, шлюпки, ракетных ангаров (контейнеров);
      б) дерево — для изготовления мачты;
      в) листовая жесть — для пеленгаторных рамок, сигнального прожектора и радиоантенны.
      Для остальных деталей следует использовать латунную сетку, медную проволоку (толщина проволоки не должна превышать 1,5 мм).
      В прилагаемой спецификации даны все рекомендованные материалы для изготовления деталей модели торпедного и ракетного катеров.
     
      ТРАЛЬЩИК
      ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
      Первые боевые морские мины заграждения были применены Россией во время Крымской войны 1853 — 1856 годах. На подобных минах, идя к Кронштадту, подорвались четыре английских парохода. Подорвался и флагманский пароход-фрегат «Мерлин», на борту которого находились союзные командующие — адмиралы Дондас и Пено. Этот скрытый удар по врагу показал силу грозного оружия. Повреждения на подорвавшихся судах были настолько серьезными, что их пришлось на долгое время ставить на ремонт в доки.
      Убедившись в невозможности атаковать Кронштадт, противник ограничился блокадой водных путей, ведущих к Петербургу. Так мины сыграли свою положительную роль как средство обороны. Это послужило и толчком к развитию минного дела, и к созданию специальных кораблей по борьбе с минами — тральщиков.
      Основным оружием незаметных тружеников моря стали тралы. Первые тральщики «Запал», «Фугас», «Взрыв» и другие, спроектированные русскими инженерами в 1910 году, обладали хорошей мореходностью, имели мощные машины для буксировки тралов, но что особенно важно для этого типа кораблей, они имели малую осадку и могли безопасно проходить над минными полями.
      В иностранных флотах тральщики появились гораздо позднее — во время первой мировой войны.
      Во время Великой Отечественной войны тральщики сыграли большую роль, они позволили существенно ослабить минную опасность в районах действия нашего флота.
      Хорошо написал об этих кораблях поэт А. Ойслендер:
      — Что такое тральщик?
      Минолов,
      Еле различаемый в тумане.
      Нет таких квадратов И углов,
      Где бы не бывал он в океане.
      Там, где флоту надобно пройти,
      Он фарватер тралами тревожит,
      Чтоб своих товарищей спасти Собственною гибелью, быть может.
      Оттого ли тральщиков зовут Пахарями моря, я не знаю, —
      Родина, благослови их труд!
      От врагов укрой их, тьма ночная!
      Богатый опыт Великой Отечественной войны привел к дальнейшему совершенствованию трального флота.
      Современные тральщики деляется на подклассы: эскадренные или океанские, обеспечивающие противоминную оборону боевых кораблей в отдаленных морских и океанских районах; базовые — они несколько меньше эскадренных, но также мореходны и наряду с тралением в своих прибрежных водах могут тралить мины далеко в море; катерные, которые приспособлены для траления мин в каналах, на рейдах и в устьях рек.
     
      ОКРАСКА МОДЕЛИ ТРАЛЬЩИКА
      Подводная часть корпуса модели тральщика окрашивается в красный или коричневый цвет.
      Перо руля и винт — бронзовой краской.
      Кронштейны гребных валов должны быть красного или коричневого цвета, ватерлиния — белая.
      Надводный борт и все надстройки — шаровые. Козырек на дымовой трубе, швартовые устройства, вьюшки и якорные устройства, глубинные бомбы — черные.
      Спасательные круги — белые с красным.
      Жесткая спасательная шлюпка и спасательный плотик — желто-оранжевые.
      Рабочая шлюпка — шарового цвета с белым или серым чехлом.
      Стволы орудий, пулеметов и антенны радиолокаторов — черные.
      Тральные буи — красные.
      Иллюминаторы и поручни у трапов — бронзовые.
      Палуба крыльев мостика и сиденья у орудий — деревянные и должны иметь натуральный цвет. Все остальные детали окрашиваются отдельно и после окраски корпуса устанавливаются на модели.
      Стволы орудий и пулеметов желательно отворонить, для этого берется 100 г раствора водного аммиака, 25 г углекислой меди, которая размешивается в растворе аммиака, затем туда следует добавить 250 г воды. Нагретую деталь погружают на 20 — 25 минут в раствор, после чего промывают отвороненную деталь проточной водой.
      Корпус модели после покраски можно отполировать автомобильной пастой № 290.
      Ниже приводится перечень применяемых материалов для изготовления модели тральщика.
     
      ПОДВОДНАЯ ЛОДКА
      ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
      О «потаенных судах» люди стали думать давно. Еще Аристотель в своих трудах упоминает о водолазных колоколах, которые применялись в армии Александра Македонского при осаде Тира в 332 году до нашей эры. Арабский историк Бохадоин, живший в XI веке, повествует о изобретенных мехах, с помощью которых арабам удалось проникнуть под водой в осажденный крестоносцами город Птоломаис. А в 1620 году голландскому врачу Корнелиусу Ван-Дребелю удается построить и опробовать на Темзе подводную лодку, которая могла погружаться на глубину до 15 футов и пересекать реку под водой. Двигалась она при помощи весел, которыми управляли 12 гребцов.
      В русских летописных архивах есть запись о Ефиме Никонове, уроженце подмосковного села Покровское, который подал на имя Петра I челобитную с предложением постройки «потаенного судна». В 1719 году Петр приказал адмиралтейской конторе построить его модель, а осенью 1724 года начались испытания. Петр, будучи сам выдающимся кораблестроителем, сумел по достоинству оценить изобретение талантливого самоучки. К сожалению, после смерти Петра работы над постройкой и совершенствованием «потаенного судна» были прекращены, а автор изобретения сослан на Астраханскую верфь.
      Через 50 лет после постройки «потаенного судна» Ефима Никонова в Соединенных Штатах школьным учителем Давидом Бюш-нелем была построена подводная лодка, которая приняла даже участие в боевых действиях против английского флота во время войны за независимость.
      В России в первой половине XIX столетия наиболее выдающимся событием в области подводного судостроения была постройка подводной лодки А. Шильдера. Ее стальной каркас был обшит железными листами. На его подводной лодке впервые были применены выдвижная вентиляционная труба для очистки воздуха внутри лодки и примитивный перископ, состоявший из зеркал в коленчатой трубе. Этот перископ и давал возможность из подводного положения вести наблюдение за горизонтом. Для движения лодки были применены весла-лопатки, насаженные на концы горизонтальных валов, которые вращались гребцами.
      Но несмотря на выдающиеся изобретения, развитие подводного судостроения шло очень медленно.
      По морям ходили доведенные до совершенства парусные корабли, а в подводном судостроении никак не удавалось перейти рубеж мускульной силы, заменив ее механическим двигателем.
      Имена замечательных наших соотечественников Н. Полевого, Н. Спиридонова, А. Титкова вошли в историю подводного судостроения. Они много сделали для того, чтобы решить проблемы двигателя для подводной лодки. Выдающиеся заслуги в истории развития подводного кораблестроения принадлежат и другому нашему соотечественнику И. Ф. Александровскому, который первый применил механический двигатель для движения подводной лодки. Его двигатель работал на сжатом воздухе. Запасы воздуха хранились в лодке в специальных баллонах. На своей подводной лодке Александровский впервые применил продувание водяного балласта сжатым воздухом и кормовые горизонтальные рули.
      Электрические аккумуляторы впервые появились на лодке другого выдающегося русского инженера С. Джевецкого.
      В начале XX столетия подводные лодки строили все морские державы, а к началу первой мировой войны они входили уже в состав флотов как боевые единицы, правда, рассматривались, пока что, как второстепенные корабли.
      Первая мировоя война и боевые действия подводных лодок на коммуникациях противника показали их боеспособность и эффективность не только как оборонного оружия, но и как грозной боевой силы, способной самостоятельно решать боевые задачи.
      10 июля 1915 года подводным минным заградителем «Краб» было поставлено 60 мин в устье Босфора, на которых 18 июля 1915 года подорвался немецкий крейсер «Бреслау». Повреждения на нем были настолько значительны, что крейсер надолго был выведен из строя.
      11 октября подводная лодка «Тюлень» встретила у Босфора турецкий вооруженный транспорт «Родосто» и после артиллерийского поединка вынудила команду турецкого судна сдаться. Высадив на палубу «Родосто» призовую команду, которая быстро ликвидировала бушевавший на транспорте пожар, «Тюлень» взял турецкое судно на буксир и привел его в Севастополь.
      Во время гражданской войны революционные подводные лодки добавили в летопись славных дел русского Военно-Морского Флота новые страницы. Благодаря массовому героизму балтийских моряков, руководимых большевиками, был спасен 221 корабль. В тяжелых условиях ледового похода надводные и подводные корабли были переведены из Ревеля (ныне Таллин) в Кронштадт.
      Усиливается флот и на юге. По распоряжению В. И. Ленина на Каспийское море направляются шесть миноносцев и четыре подводные лодки. Они становятся ядром Каспийской флотилии в борьбе с белогвардейцами и интервентами. Каспийцы активно помогали Красной Армии громить врага.
      В 1919 году империалистическая интервенция и белогвардейские полки Юденича предприняли наступление на колыбель революции — Петроград. Английские корабли и подводные лодки вошли в Финский залив. Для отпора врагу был организован действующий отряд Балтфлота. В него, кроме надводных кораблей, входили подводные лодки, доставившие интервентам много неприятностей.
      На рассвете 31 августа 1919 года подводная лодка «Пантера» вышла из Кронштадта курсом на остров Бьерке в Копорском заливе.
      Через несколько часов, всплыв на перископную глубину, она обнаружила выходящий из Копорской губы эскадренный миноносец противника. Командир «Пантеры» А. Н. Бахтин, несмотря на свои двадцать четыре года, был опытным моряком. Во время империалистической войны он плавал старшим офицером на подводной лодке «Волк». Бахтин принимает решение — атаковать!
      В окулярах перископа один из лучших эскадренных миноносцев Англии «Витториа». Время 21 час 20 минут. Следует команда:
      — Носовые аппараты — товсь! Правый аппарат — пли!
      Через пол минуты снова команда:
      — Левый аппарат — пли!
      Проходит несколько томительных секунд, и подводники видят сильный взрыв. Обе торпеды попали в цель! Новейший эскадренный миноносец уходит под воду. Попытки девяти английских миноносцев преследовать «Пантеру» не имели успеха, она благополучно вернулась в Кронштадт.
      Нам особенно дорога эта подводная лодка. Она вошла в историю Советского Военно-Морского Флота, как ветеран трех войн, прослужив службу в строю отечественного флота с 1916 по 1955 год!
      Во время Великой Отечественной войны советские подводники показали образцы стойкости, храбрости и мужества. Они были грозой для противника на Черном и Белом, Балтийском и Баренцевом морях. Только за один 1942 год подводными лодками Балтийского флота было уничтожено 62 транспортных и боевых корабля противника.
      С первых дней войны подводная лодка Л-3 под командованием капитана 2 ранга П. Д. Грищенко, а затем Героя Советского Союза капитана 2 ранга В. К. Коновалова потопила десять неприятельских кораблей и одну подводную лодку.
      Подводные лодки Черноморского флота с честью выполняли поставленные перед ними задачи, при этом проявляя чудеса героизма. Так, например, подводная лодка Щ-201 совершила 16 боевых походов, отправив на дно не один транспорт противника. Она была награждена орденом Красного Знамени. Иногда Щ-201 приходилось выполнять и необычные для подводного корабля задания. Во время высадки десанта на Керченский полуостров она, всплыв ночью у берега, занятого врагом, направляя луч прожектора в сторону наших кораблей, выполняла роль буя.
      В невероятно тяжелых условиях Арктики пришлось воевать подводным лодкам Северного флота. Но это не мешало им топить вражеские транспорты и конвои. В 1942 году подводными лодками Северного флота было пущено на дно более 40 транспортов и боевых кораблей противника. Лодки Северного флота настигали врага в самых отдаленных фиордах. Так, лодка под командованием капитан-лейтенанта Н. Е. Егорова, прорвавшись в усиленно охраняемый фиорд, выпустила по стоящему у причала транспорту сразу несколько торпед. Облегченную лодку подбросило, и из воды показалась ее рубка, по которой противник открыл ураганный огонь. Как стая гончих, бросились к ней портиволодочные корабли, на ходу сбрасывая глубинные бомбы. Подводная лодка принимает необходимый балласт, но она не погружается. Тогда командир идет на риск: принимает воду прямо в центральный пост. Лодка ложится на грунт. Четыре часа она, затаившись, лежала на грунте. Рядом рвались вражеские глубинные бомбы, не хватало кислорода. Фашисты, считая лодку погибшей, ушли. Благодаря великолепной выдержке и выносливости наши подводники вышли победителями из трудного поединка с врагом и благополучно вернулись на свою базу.
     
      СОВРЕМЕННЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ
      Современные подводные лодки являются сейчас одной из могучих сил Военно-Морского Флота, их главное преимущество перед надводными кораблями — это внезапность нападения и скрытность.
      Современные подводные лодки обладают большой автономностью и дальностью плавания. Не всплывая на поверхность, они могут пройти под водой десятки тысяч миль. Для них не существует дальности расстояний, а межконтинентальные баллистические ракеты, которые несут подводные гиганты, делают их грозным оружием современности.
     
      ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МОДЕЛИ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ
      Корпус модели подводной лодки можно изготовить из стеклопластика или жести.
      Рассмотрим способ изготовления корпуса модели подводной лодки из стеклопластика. По теоретическому чертежу обрабатывается болванка, склеенная из сухих досок липы, ольхи или сосны. Разметив склеенную болванку и проведя диаметральную плоскость, прочерчивают линии теоретических шпангоутов, проставив их порядковые номера. После этого проводится грузовая ветерлиния. Изготовив согласно теоретическому чертежу шаблоны шпангоутов и пронумеровав их той же нумерацией, что и болванку, можно приступить к изготовлению корпуса.
      Болванку желательно точить на токарном станке, но можно обрабатывать и вручную обычным столярным инструментом: пилой, стамеской, рубанком, рашпилем, напильником и наждачной бумагой. При обработке необходимо проверять чаще обводы шаблонами шпангоутов. Выточенную болванку тщательно шпаклюют и зачищают наждачной бумагой. Перед тем, как приступить к выклеиванию из стеклопластика, болванку необходимо изолировать разделительным лаком, для этого подходит восковая мастика для натирки полов или парафин, разведенный на керосине. Болванка устанавливается на специальной подставке между двумя деревянными брусками, к которым с кормы и носа лодка прибивается гвоздями, чтобы ее можно было легко вращать при выклеивании стекловолокном.
      При изготовлении корпуса можно пользоваться и эпоксидными смолами ЭД-5 и ЭД-6, с компонентами дибуталфталатом, которого добавляют до 10 процентов, и отвердителем — полиэтиленполиа-мином до 15 процентов.
      После раскроя ткани, первые куски которой выкраиваются по длине лодки, приступают к составлению нужной смеси. Болванка смазывается разведенной смолой, на которую наклеивают первые продольные полосы, края их наложены один на другой.
      Следующий слой после очередной промазки смолой накладывается поперек, третий слой накладывается, как и первый, и т. д.
      Для корпуса подводной лодки желательно наклеить 4 — 5 слоев стеклоткани толщиной 0,2 — 0,3 мм.
      Все смолы очень токсичны, поэтому все работы с ними нужно проводить в хорошо вентилируемом помещении.
      Для полимеризации необходимо время 12 — 14 часов. После полного затвердения смолы корпус опиливают напильниками, смачивая обрабатываемую поверхность водой, так как пыль от смолы опасна для легких.
      Обработанный корпус, для того чтобы снять его с болванки, разрезают по мидель-шпангоуту. На двух половинах внутри корпуса вклеиваются содинительные кольца на резьбе. Устанавливаются латунные водонепроницаемые переборки с впаянными дейдвудной трубой и трубкой для тяги от маятника. Соединительные кольца вытачиваются из металла или текстолита.
      Для осей кормовых горизонтальных рулей в корме вырезаются временные люки, после установки осей люки наглухо заделываются.
      Винт, рули и стабилизаторы желательно изготовить из латуни.
      Для двигателя подходят электромоторы МУ-50, МУ-100 с редуктором 1 :2.
      Закончив установку двигателя и механизмов, на корпусе устанавливается рубка. Ее можно сделать из любого легкого дерева. Проверив герметизацию лодки (особое внимание следует обратить на сальники), приступают к ее отделке. Корпус шпаклюют несколько раз. Первый слой шпаклевки (сметанообразный) наносится кистью с последующей обработкой наждачной бумагой, смачивая ее керосином или водой.
      Второй слой шпаклевки должен быть гуще первого, и им заделывают все неровности после первого слоя. Корпус вновь обрабатывают наждачной бумагой. Последующие слои шпаклюются жидкой шпаклевкой. Шпаклевка должна сохнуть не менее 24 часов, после этого на корпус приклеивают ватерлинию, тонкую и узкую полоску белого целлулоида.
      Корпус можно красить в один цвет — шаровый, или: надводный борт — шаровый, подводный — красный. Желательно красить корпус нитроэмалью из пульверизатора, можно красить и кистями, при этом нужно кистью работать по возможности быстро, так как нитрокраска моментально сохнет.
      В последнее время в продаже появились нитроэмали разных цветов в аэрозольной упаковке. Пользоваться ей очень удобно.
      После того как корпус модели покрашен, лезвием безопасной бритвы необходимо соскоблить краску с ветерлинии. Затем можно на палубу устанавливать рубку, вооружение и дельные вещи.
      Рубка должна иметь шаровый цвет и белый номерной знак. Кнехты, утки, якоря — черные. Спасательные буи — белые с красным. Перископы, мачта, флагшток и гюйсшток — шаровые или черные. Деления осадки на носу и корме — белые.
      Ниже приведена спецификация модели атомной подводной лодки.
      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиДетская библиотека

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru