СЛЁТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
16 июля 1962 года, Волгоград. Серебристый голос фанфар разнесся в этот солнечный день по улицам и площадям города-героя на Волге. Нескончаемым потоком вливаются на главную площадь города — площадь Павших героев — пионерские колонны. Впереди — делегаты Второго Всероссийского слета юных техников.И не просто делегаты, а победители конкурса «Юные техники — Родине». Сегодня они рапортуют Родине, партии о славных делах своих товарищей, о том, что было сделано хорошего за двухлетку юными техниками республики.
А сделано немало. Хоть и небольшой срок — два года, но как не похожа выставка технического творчества этого года на все предыдущие! Не фанерные кружева, не громоздкие и неподвижные макеты заняли места на стендах, а приборы и модели, отражающие большую технику сегодняшнего дня: радиоэлектронику, автоматику, кибернетику.
Наши юные техники успешно справляются с конструированием настоящих микролитражных машин и маленьких станков, радиоэлектронных приборов для народного хозяйства, участвуют вместе со взрослыми в рационализации производства.
Вот, например, ребята из школы № 4 города Архангельска. Они сами рассчитали и сконструировали действующую модель погрузчика, который должен грузить лесоматериалы в железнодорожные вагоны. Эта модель — проект, потому что таких машин промышленность еще не выпускает.
А ребята, которые работают в кружке радиоэлектроники Дворца культуры имени Первой пятилетки в Ленинграде, принимали участие в конструировании и изоготовлении новой медицинской аппаратуры. За два года ими создано 15 приборов, которые применяются в ортопедическом институте, Институте физической культуры имени Лесгафта, а один уже принят в серийное производство предприятиями.
Юные техники города Сальска сконструировали станок-автомат для формовки конфет, который работает теперь на кондитерской фабрике, а на Таганрогской станции юных техников построен счетчик-автомат для подсчета деталей, который также применяется на одном из предприятий города.
Но автоматикой сегодня увлекаются не только ребята больших городов. Далеко в лесах Марийской республики затерялся маленький поселок Мариец, где работает новый стекольный завод. В печах завода варится стекло. Не легкое дело — сварить стекло правильно, не перегреть его. Здесь все зависит от температуры печи. Хорошо бы регулировать температуру автоматически. Но как? Нужен специальный прибор, а он еще не создан.
За это дело взялись юные техники. Искали, пробовали, снова искали. И, наконец, построили прибор, который так ждали рабочие. Он получил высокую оценку специалистов и теперь применяется на заводе.
А вот ребята школ № 1 и 2 города Алексеев-ки Белгородской области выступили инициаторами движения по оказанию шефской помощи сельским школам. В ходе конкурса сельские школы области получили в подарок от городских ребят 2100 самодельных учебно-наглядных пособий и 7 радиоузлов.
Юные техники Ставропольского края в ходе конкурса серьезно занимались «малой механизацией» сельского хозяйства. Ученики Преградинской школы N2 7 Красногвардейского района построили маленький трактор для пришкольного участка; ребята из Новоалександровскои школы N2 7 сконструировали ручной ротационный культиватор, а юные техники из Зеленчукокои школы N2 3 изготовили в подарок колхозу прибор для определения влажности зерна.
Многие технические кружки активно включились в исследовательскую работу по заданиям научных учреждений. По поручению Научно-исследовательского института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн Академии наук СССР юные техники Новосибирской, Омской, Ростовской и других областей производили измерение электропроводимости почвы. Особенно отличились в этом деле юные новосибирцы: ими произведены измерения на площади в 75 000 км2.
Много полезных дел на счету у юных техников Челябинской области. Только за минувший год они радиофицировали 175 школ. А в некоторых школах ребята работают даже совместно с бюро рационализации и изобретательства заводов.
Был однажды такой случай. Ребята проходили производственную практику в трубоэлектросварочном цехе трубопрокатного завода. Следя за технологией производства труб, они заметили, что электрические приборы, расположенные в трубосварочных аппаратах, загрязняются флюсом и расплавленным металлом и быстро выходят из строя. Юные техники В. Якунин и М. Семенин разработали специальные приспособления для защиты приборов. БРИЗ завода одобрил предложение ребят и выдал им авторское свидетельство на изобретение. Может быть, не каждый из вас помнит, что на карте нашей Родины там, где простираются южные оконечности Уральских гор, лежит старинный городок Кыштым. Отсюда издавна, еще с петровских
Запуск гоночной модели автомобиля.
времен, пошла добрая слава о русских мастерах-сталеварах, об умелых уральских металлистах. Эта слава не угасла. Сегодня далеко за пределами Челябинской области люди знают изделия кыш-тымских заводов.
А чем занимаются сейчас юные кыштымцы, дети тех, кто своим трудом приумножает могущество и богатство страны? Оказывается, они тоже не сидят сложа руки.
Есть в Кыштыме станция юных техников, и при ней — постоянная политехническая выставка. Организовали ее юные техники, а ходят сюда ребята из всех школ города. «Добро пожаловать, — говорят им гостеприимные хозяева, — заходите, смотрите. Да не только смотрите, а и сами учитесь любить технику, не чурайтесь ее». Да тут же еще предложат и в кружок записаться. На выставке у них есть что посмотреть. Но особенно привлекают внимание посетителей модели гелиотермиче-ской (солнечной) электростанции, ТЭЦ, установка для получения медной фольги.
Модель набирает скорость.
Юные техники города Магнитогорска — частые гости на металлургическом комбинате. При помощи инженеров и рабочих завода, которые руководят техническими кружками, они строят модели установок литейного производства с дистанционным управлением и применением средств автоматики.
Очень интересны работы ребят, которые занимаются на станции юных техников ЧТЗ. Юные трактора роители сами изготовили и уже испытывают модель трактора «Т-450»,. которого пока еще не существует на свете, но который будет выпускаться заводом через несколько лет. И не только построили модель этой машины будущего, но и оснастили ее системой радиоуправления.
Далеко разошлась добрая слава о коллективе юных техников Свердловского дворца пионеров и школьников. Автоматика, радиоэлектроника, атомная энергия, современная металлургия и химия — вот темы их занятий в технических кружках. Юные химики-конструкторы построили здесь механизированные модели атомной электростанции, коксовой батареи, модель современного доменного цеха. Юные машиностроители изготовили множество интереснейшех моделей с программным управлением, действующую модель современного блюминга, а юные радиоэлектроники заняты постройкой приборов для применения в народном хозяйстве: искателя рудных тел; прибора, определяющего количество влаги в древесине; электронного сигнализатора со светофором; емкостных датчиков.
Моделирование и конструирование — сложная работа, одновременно и теоретическая и практическая. Конструируя модель доменного цеха, ребята пользовались не только учебником химии, но использовали и техническую литературу, консультировались на кафедре металлургии в Уральском политехническом институте, были на экскурсии в городе Нижнем Тагиле. Прежде чем построить модель блюминга с программным управлением, кружковцы познакомились с действующим прокатным станом, побывали на заводе, изучили работу реле и его роль в автоматических устройствах, познакомились с программированием в современных автоматах, вычертили принципиальную и монтажную схемы модели.
Юные техники школы N9 722 Москвы упорно работают над конструкциями простейших электронно-счетных машин. К 40-летию пионерской организации они построили электронно-счетную машину, производящую арифметические действия с числами в пределах тысячи.
Однажды во время экскурсии на дрожжевой завод барнаульские ребята обратили внимание на утомительный ручной труд работниц на развеске. Ребята решили сконструировать автомат-дозатор, и после нескольких лет работы, поисков и неудач им это удалось: дозатор их конструкции удовлетворяет всем техническим требованиям и теперь используется на предприятии.
Хорошо идут дела у юных техников города Минска. Много интересных и полезных вещей построили они на конкурс «Юные техники — Родине». Особенно высокую оценку специалистов получил сконструированный минскими ребятами железнодорожный компостер — очень простой по конструкции и удобный в работе. За это изобретение Государственный комитет Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий выдал юным техникам авторское свидетельство.
Множество писем из разных городов нашей страны получают юные изобретатели Магадана.
И пишут им не только школьники, но и взрослые. Вот одно из этих писем:
«Уважаемые юные техники!
Из газеты «Комсомольская правда» мы, рабочие шахты N2 7 — 8, узнали, что коллективом вашей станции сконструирован станок для оплетки провода, который успешно применяется на предприятиях Магадана.
В нашем электроцехе производится ремонт электродвигателей для предприятий Донбасса. В цехе имеются два оплеточных станка, но они малопроизводительны, и провод получается некачественным.
Мы убедительно просим вас прислать нам описание и чертежи сконструированного вами станка. Наш адрес: Луганская область, шахта № 7 — 8».
А вот и другое письмо:
«Д орогие ребята, здравствуйте!
Недавно мы узнали, что вы сконструировали немало хороших аппаратов для народного хозяйства нашей страны. Мы — это работники электроцеха. Нашему заводу очень нужен аппарат для отыскания места повреждения в силовом кабеле. Такой аппарат у нас есть, но работает он нестабиль-но. Да и приспособление к сварочному аппарату —
тоже вещь нужная.
Так вот, ребята, очень просим вас, если можно, пришлите, пожалуйста, схемы. Будем очень вам благодарны».
Магаданским пионерам пишут рабочие, инженеры, ученые, просят их поделиться своим опытом. Это полное признание скромных дел юных техников на пользу Родине, своему народу.
Трудно перечислить все многообразие интересных работ, выполненных на конкурс «Юные техники — Родине». Но ясно главное: наши ребята смело шагнули из мира технических безделушек и макетов в мир настоящей большой техники. Чем же следует заниматься сегодня нашим юным конструкторам?
Об этом хорошо сказал в своем обращении к слету Центральный совет Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов;
«Дорогие друзья!
Центральный совет Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов горячо приветствует юных конструкторов Советской страны. Мы видим в большой армии юных конструкторов резерв и будущее пополнение рядов новаторов производства.
Изобретения не рождаются сами собой. Они являются результатом упорного и кропотливого труда. Для человека, не знакомого с техникой, любая машина — непостижимое чудо. Для конструктора, создателя машин каждая машина недостаточно совершенна. Нет предела возможностям совершенствования техники, нет границ творчеству.
В наши дни происходят революционные преобразования в технике. Поршневые двигатели некогда считались самыми совершенными, а сейчас их успешно заменяют электрические и реактивные двигатели, атомные реакторы.
Советский человек, создавший могучие космические корабли, первым в мире открыл дорогу во вселенную. В нашу жизнь неудержимо вторгаются полупроводники, радиоэлектроника, кибернетика. Перед человечеством открываются захватывающие горизонты в получении практически неисчерпаемого источника энергии в результате использования управляемой термоядерной реакции.
Замечательные дела в строительстве коммунизма, начатые вашими отцами и старшими братьями, продолжать вам, юным умельцам. Будьте достойны этой высокой миссии: творите, дерзайте, смело идите вперед, овладевайте знаниями и опытом, открывайте новые, неизведанные пути в науке и технике!
Центральный совет Всесоюзного общества изобретателей
и рационализаторов».
В походе за освоение настоящей большой техники и наш веселый «ЮМК» будут с вами, ребята. Желаем вам новых творческих успехов!
На соревнованиях юных авиамоделистов победила команда Ивановской области.
Злая метель и долгая полярная ночь завладели просторами тундры. И во тьме, таинственной и непроглядной, нет-нет да и блеснут зловещим зеленым светом бегающие огоньки. Волки!
Бродят серые разбойники по снежной пустыне, подбираются к оленьим стадам.
Но что это?
Яркий голубой меч прорезал тьму ночи, и бросилась прочь волчья стая. Все ближе и ближе яркий свет, уже слышен рокот мотора.
Что же это за машина, которой не страшны многометровая толща снега и бешеные бураны Севера?
Аэросани — ее название. Появилась она на свет давно, но знают о ней наши ребята еще очень мало. А между тем аэросани — очень удобная машина.
В годы Великой Отечественной войны аэросани перевозили боевые грузы и несли санитарную службу в заснеженных районах, а сейчас верно служат людям в Заполярье. Транспортные аэросани имеют довольно мощные двигатели (от 100 до 300 л. с.), но в годы войны применялись и аэросани с двигателем мощностью 450 л. с., вмещавшие в себя 25 человек.
А можно ли построить аэросани самому? Оказывается, можно. Конечно, небольшие.
Конструкция аэросаней «РФ-7», которую мы предлагаем вам для постройки в техническом кружке, разработана и испытана горьковским инженером М. Веселовским (см. вкладку).
Для того чтобы построить надежные в работе аэросани, нужно сначала правильно рассчитать их основные ходовые качества — проходимость и скорость движения. Ходовые свойства аэросаней оцениваются их динамическим качеством К, которое зависит от толкающего усилия воздушного винта Те и полного веса самих аэросаней. В полный вес аэросаней входит также вес водителя, горючего и масла для двигателя.
Правильно сконструированные аэросани должны обладать динамическим качеством К = 0,3.
Расчет этого качества производится по несложной формуле К = Т : Вс.
Толкающее усилие воздушного винта принимается равным 4,75 кг на 1 л. с. мощности двигателя. На аэросанях «РФ-7» лучше всего установить двигатель от мотоцикла «М-72» мощностью 22 л. с. Зная эти данные, найдем величину толкающего усилия воздушного винта:
Те = 4,5 X 22 = 99 кг.
Предположим, что полный ходовой вес самих аэросаней, по предварительным подсчетам, получился равным 300 кг. Тогда динамическое качество аэросаней К = Те : Вс = 99 : 300 = 0,33.
Как уже было сказано, конструкции аэросаней, имеющие динамическое качество К = 0,3, считаются хорошими, а при К = 0,2 — посредственными Однако в морозную погоду даже аэросани с маломощными мотоциклетными двигателями (до 10 — 15 л. с.), имеющие качество К=0,2, развивают скорость до 60 км/час, могут неплохо двигаться по глубокой снежной целине и преодолевать небольшие подъемы.
Сама конструкция аэросаней с качеством 1( = 0,3 должна быть легкой, а воздушный винт — с высоким толкающим усилием (точно по чертежу)
Корпус аэросаней — несущей конструкции. Он собирается из трапециевидных шпангоутов, продольных реек — стрингеров и обшивается фанерой.
Лыжи изготовляются из березовых или сосновые досок толщиной 25 мм. Концы их распариваются в горячей воде, а затем загибаются. Сверху каждой лыжи прикрепляется усиливающая накладка, а снизу — стальная полоска, к которой приварен подрез. К лыже прикреплены «кабанчики» с проушинами для крепления рессор. Тормоз штыревого типа устанавливается только на задних лыжах. Механизм тормоза в нужный момент приводится в действие от педали посредством троса. Педаль размещается под левой ногой водителя. Передние лыжи имеют поворотные цапфы и укреплены на полуосях так, что могут поворачиваться от рулевого управления.
Воздушный винт аэросаней рассчитан так, что двигатель работает только при 3 700 об1мин и развивает при этом мощность 20 л. с.
Крутящий момент от двигателя к воздушному винту передается мотоциклетной цепью через амортизатор, смягчающий жесткость работы цепи. При передаточном отношении 2,6: 1 винт вращается со скоростью 1 400 об1мин.
Мотоциклетный двигатель установлен на трубчатой раме и прикрепляется к ней с помощью резиновых втулок. Рама крепится к корпусу подкосами. Валик, на котором насажена втулка винта, и бензобак расположены над двигателем на отдельном подрамнике.
Воздух к карбюратору подводится через общий приемник воздуха, имеющий заслонку, которой управляет водитель. Электрооборудование применено стандартное, от мотоцикла.
Толкающий воздушный винт с разборной втулкой насажен на валик, расположенный над двигателем. От точности изготовления и обработки поверхности винта зависит и получение хорошего толкающего усилия. Заготовку для винта склеивают из четырех сосновых, кленовых или ясеневых досок толщиной каждая по 22 мм, длиной 2 200 мм и шириной 225 мм. Доски должны быть сухими, без сучков, свилеватости, синевы и других пороков. Их тщательно обстругивают, зачищают шкуркой и склеивают вместе казеиновым клеем. Потом, туго стянув струбцинами или зажав в колодках с деревянными клиньями, просушивают при комнатной температуре в течение двух суток.
Боковые стороны склеенной заготовки обстругивают рубанком и придают им форму, изображенную на рисунке. На заготовку наносят осевые линии и определяют центр ступицы в точке пересечения. С обеих сторон заготовки размечают боковую форму винта, по которой обрабатывают верхнюю и нижнюю плоскости. Окончательную отделку лопастей винта производят с помощью шаблонов, состоящих из двух половинок. Профили шаблонов показаны на рисунке винта.
Чтобы получить шаблоны в натуральную величину, вычерчивают сетку из клеток со стороной квадрата в 10 мм и по клеткам наносят контуры шаблонов. Нижние половинки закрепляют на толстой доске — стапеле в поперечных пропилах глубиной 8 — 10 мм. Посередине, точно перпендикулярно к доске пропускается болт диаметром 30 мм. На него надевают цилиндрическую втулку с наружным диаметром 47,5 мм.
Сначала обрабатывают нижнюю часть заготовки, выбирая ручейки и подгоняя их профиль по шаблонам, укрепленным на доске. Точно так же обрабатывают верхнюю плоскость, проверяя профиль по верхним половинкам шаблона. Затем обрабатывается вторая половинка заготовки, то есть вторая плоскость. Для этого заготовку винта поворачивают в приспособлении на 180°. Лопасти винта обрабатывают маленьким рубанком и стеклом, а затем зачищают шкуркой, пропитывают горячей олифой и сушат. После этого винт оклеивают тонкой тканью, окрашивают масляной краской и покрывают три раза лаком. Рабочие концевые кромки лопастей следует обить листовой латунью толщиной 0,6 — 0,7 мм, края латуни обогнуть по ребрам лопастей, опаять, хорошо зачистить и покрыть лаком. Очень важно, чтобы лопасти винта были одинакового веса.
Винт насаживается на втулку без перекоса, чтобы во время его работы лопасти отклонялись от плоскости вращения не более чем на 3 — 5 мм. Так как винт у наших аэросаней толкающего типа, то рабочая кромка его должна находиться с левой стороны. (Если смотреть на аэросани сзади, то винт вращается против часовой стрелки.) Винт обязательно должен быть огражден.
Аэросани типа «РФ-7» в среднем могут развивать скорость 50 — 60 км/час.
Построить их не трудно. Но зато как пригодятся они зимой! И особенно вам, мои друзья — мальчишки из Заполярья.
Теоретический чертеж воздушного винта аэросаней «РФ-7». KOHEЦ ФPAГMEHTA
|