На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиКнижная иллюстрация





Библиотечка «За страницами учебника»
Юный моделист-конструктор. 09-1964 г.

Юный моделист-конструктор

*** 09-1964 ***


Цвет



Ч/б



 

PEKЛAMA

Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD.
Подробности >>>>


      Эти три автомобиля (см. вкладку) различны по оформлению, но имеют одну общую черту: все они одинаково не похожи но обычные машины, у которых перед кузовом находится капот, о под капотом — либо двигатель, либо багажник. Впрочем, существуют ли такие бескапот-ные автомобили, или это пишь фантазия автора?
      ЧИТА
      Так окрестили мальчишки экспериментальную машину странного вида, которая еще в 1952 году была построена в Научном автомоторном институте (НАМИ). Действительно, в ней было что-то общее с Читой — обезьяной из популярного в то время фильма «Тарзан». То ли выпуклые «глаза» — фары, то ли широкий «рот» — буфер с отверстиями для притока воздуха к радиаторам, то ли покатый «лоб». Заметим, что подобную машину (правда, не пассажирскую, а специального назначения) построили в США и тоже, независимо от московских мальчишек, назвали «Читой». Мы, конструкторы, не обижались. Ведь читой зовут и некоторых представителей семейства леопардов — животных стройных, стремительных. А нам именно таким и хотелось видеть свой автомобиль. Официально же он носил марку «НАМИ-013».
      Главной особенностью этого автомобиля была так называемая вагонная компоновка. Этот термин идет от автобусов, где кабина водителя расположена в самой передней части, а двигатель спрятан в отсеке кузова справа от кабины, или под полом пассажирского салона, или в «хвосте». Современный автобус напоминает трамвайный или железнодорожный вагон. Почти все его пространство предоставлено пассажирам, а водителю хорошо видна дорога; машина получается сравнительно короткой, поворотливой и легкой при большой вместительности. К этим же целям давно стремятся и конструкторы легковых автомобилей. Но форма легкового «вагонного» автомобиля не такая, как у трамвая и автобуса. Ее можно сделать близкой к форме падающей капли, разместив в передней и средней частях кузова водителя и пассажиров, а в сужающемся хвосте — двигатель и другие механизмы. Сопоставив обычный и «вагонный» автомобили одинаковой вместимости, нетрудно убедиться, что последний намного корочо, имеет короткую колесную базу (то есть более поворотлив) и хорошо обтекаемый кузов.
      На пути создания легкового «вагонного» автомобиля до недавнего времени стояли серьезные препятствия. Чтобы переднее сиденье было удобным, требовалось либо установить его над колесными кожухами (тогда автомобиль — при больших колесах — становится высоким, неустойчивым и некрасивым, обтекаемость ухудшается), либо между ними {тогда автомобиль становится слишком широким), либо значительно уменьшить колеса. Кроме того, необходима особая конструкция рессорной подвески для предотвращения колебаний сиденья, установленного около колес. Следует разработать не слишком сложную конструкцию приводов управления от места водителя к отдаленным от него механизмам и надежно действующую систему охлаждения двигателя, расположенного сзади. Эти проблемы только теперь получают разрешение. «НАМИ-013» был, пожалуй, первым экспериментальным легковым «вагонным» автомобилем (а их строили и раньше), конструкторы которого попытались сочетать новую компоновку с малыми колесами, оригинальной конструкцией шин, подвески, тормозов, системы охлаждения двигателя.
      Сосредоточив внимание на стольких элементах машины, конструкторы не смогли справиться со всеми ими сразу. «Чита» после продолжительных испытаний закончила свой век в музее, но ее описания и фотографии многие видели в советских и зарубежных журналах, а схема вошла в книги и учебники.
      У нас, конструкторов и экспериментаторов, остались в памяти не столько недостатки машины (теперь их устранение было бы делом совсем простым), но радостные часы ее создания и удивительные встречи на дорогах испытаний. Многие видели достоинства этой машины, ее оригинальную форму, хоть эта форма на сегодняшний день и кажется грубоватой: маленькие окна,
      округлые бока, ступени...
      Что можно сказать в заключение о «Чите»?
      Фантазия была реализована, вошла в историю автомобильной техники!
     
      «СЕЛЕНА»
      Она существует и сейчас: стоит в художественно-конструкторском бюро ВНИИТЭ — Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстети-
      ки. Но сделана она не в Советском Союзе. К тому же это не настоящая машина, а только отлично выполненный макет, который показывает, каким удобным и красивым может быть «вагонный» легковой автомобиль. Построена «Селена» на итальянском заводе «Гиа» по замыслу руководителя этого предприятия инженера Луиджи Сег-ре. А попала она к нам не без косвенного участия «Читы».
      «Селена» в переводе на русский язык означает «Луна». Машина-макет названа тан в честь советского космического корабля-лунника. Она была впервые показана на Международной автомобильной выставке в Турине в конце 1959 года.
      Естественно, что, прочитав краткую журнальную информацию о выставке, я заинтересовался потомком «Читы», захотелось узнать о нем подробнее. Сделал запрос Л. Сегре, послал ему оттиск статьи с описанием «Читы». А вскоре мы встретились.
      Луиджи оказался жизнерадостным, разносторонне образованным человеком, прожившим богатую событиями жизнь. Он был активным бойцом итальянского Риссорджимеито (Сопротивления), летчиком-партизаном. Потом успешно выступал в автомобильных соревнованиях, сам строил гоночные автомобили. В дальнейшем он превратил мастерскую в небольшой экспериментальный автозавод, где создал, а затем и предложил крупным фирмам оригинальные конструкции машин. «Дело» начало процветать. Тогда Луиджи взялся за свою давнишнюю мечту — «вагонный» легковой автомобиль. Был сделан макет «Селены», а затем и спортивный автомобиль «Селене-вторая».
      Нам с Луиджи было о чем поговорить, посоветоваться, поспорить и помечтать. Мы стали друзьями. Но, к сожалению, нашим мечтам о совместном создании «идеального» автомобиля не суждено было осуществиться: в 1962 году Луиджи Сегре внезапно скончался после тяжелой операции. Незадолго до своей смерти Луиджи послал самую дорогую для него вещь — макет «Селены» — в дар советским конструкторам. Этим он как бы отдавал должное их усилиям в решении проблемы перспективного легкового автомобиля.
      Основные принципы компоновки у «Селены» такие же, как у «Читы»: заднее расположение двигателя, вынесенное вперед сиденье водителя, короткая колесная база. Но если в конструкции нашей машины главное внимание было уделено ходовой части, то создатели «Селены» приложили все силы к тому, чтобы сделать ее красивой и удобной. В заднем отделении сиденья расположены визави
      (лицом к лицу). Привод руля задуман гидравлическим, что позволило расположить рулевую колонку (точнее, кронштейн руля) в поперечной плоскости и выполнить ее качающейся. Благодаря этому можно управлять автомобилем с любого места переднего сиденья, откидывать руль для облегчения входа в кузов. Сам руль сделан не круглым, а в виде двух рукояток на общей перекладине, как у некоторых самолетов. Двери открываются пружинами после нажима на кнопку.
      «Селена» не пошла в производство: крупные автомобильные фирмы пока не решаются на такой шаг, ограничиваются применением «вагонной» компоновки к универсальным грузопассажирским автомобилям («СГиат», «Рено»).
      Вот вам ответ, касающийся второй машины. И на этот раз фантазия была реализована, хотя и не полностью.
      «ФАНТАЗИЯ»
      Тек мы назовем третью машину, которая еще не существует. Это как бы синтез и дальнейшее развитие идей, заложенных в «Чите», «Селене» и других подобных экспериментальных автомобилях.
      Мы предлагаем читателю сделать модель «Фантазии», поразмыслить мед остроумными конструктивными решениями отдельных узлов и деталей.
      На наших рисунках дается один из возможных вариантов такой машины. Ее длина та же, что у «Читы» и «Селены», 5 метров; машина шестиместная. Однако компоновка «Фантазии» имеет свои особенности.
      Если у «Читы» сиденья среднего ряда были откидными, как у обычных нынешних лимузинов, а у «Селены» — установленными против хода, то здесь они выполнены поворотными, чтобы пассажиры могли либо смотреть вперед на дорогу, либо беседовать со своими спутниками. Единственная левая дверь — раздвижная. В этом случае вход и выход пассажиров не мешают движению пешеходов на тротуаре, позволяют экономить место в гаражах. Кроме того, раздвижную дверь легче выполнить управляемой с места водителя. Левая дверь машине не нужна. Ведь выход на мостовую из машины слева запрещен, это небезопасно. Что же касается дверей переднего отделения кузова, то они заменены одной общей крышкой, откидываемой на пружинах вперед, причем вместе с крышкой откидывается на шарнирах и рулевая колонка. Такое устройство значительно облегчает доступ к сиденьям (особенно к водительскому) и дает возможность устранить угловые стойки (то есть сделать большое панорамное стекло), чтобы улучшить обзор с места водителя.
      Двигатель расположен сзади, высота его сокращена до минимума (либо цилиндры расположены горизонтально, либо это газотурбинный или ротативный двигатель), что позволяет разместить над ним багажник с доступом к последнему как из пассажирского помещения, так и снаружи, после откидывания рамы заднего окна.
      В компоновке «Фантазии» предусмотрены устройства, улучшающие безопасность и комфортабельность рабочего места водителя. Положение его сиденья не регулируется. Оно прочно закреплено на основании кузова и при резком торможении не может сдвинуться с места. Если же водитель хочет удлинить или укоротить расстояние до педалей, то он перемещает не сиденье, а педальный мостик, установленный на полозках под щитом приборов. Вместе с педалями перемещаются и смонтированные на мостике главные цилиндры гидравлического привода от педалей к тормозам, сцеплению и двигателю.
      Впрочем, автоматизация управления автомобилем может в недалеком будущем привести к сокращению числа педалей до одной. Останется только педаль скорости, воздействующая на число оборотов двигателя и на тормоза.
      Рулевое колесо остается на месте, не прижимает водителя к спинке сиденья и не отдаляется от него, как это бывает при регулируемом положении сиденья.
      Помещенное впереди оси, сиденье водителя подсказывает и новую схему рулевого привода. Разумно ли направлять рулевую колонку на метр вперед, под педальный пол, а затем, вести от рулевого механизма тяги на полтора метра назад, к колесам? Не проще ли установить рулевой механизм около колес, а привод к нему от рулевого колеса — механический или гидравлический — смонтировать под щитом приборов и справа от водителя? Такая схема не только сократит расход материалов на детали рулевого привода, но будет и более безопасной, чем обычная: в случае аварии отсутствие колонКи мсклю иг передачу удара на рулевое колесо. Кстати, последнее можно сделать откидным, так как это облегчит водителю посадку и выход из машины.
      Форма кузова машины будущего может быть различной, здесь мы приводим лишь один из возможных вариантов. Он продиктован самой компоновкой машины, устройством ее
     
      Вы конечно, много слышали разных историй об «умных» машинах. Применение таких машин в технике, промышленности, научных исследованиях и даже и быту стало делом привычным, об этом знает каждый. Машины решают сложнейшие математические задачи н управляют космическими кораблями, играют н шахматы н сочиняют музыку, составляют расписания движения поездов м переводят тексты е одного языка на другой. Сегодня нельзя представить себе жизнь человека без его «умных» н ловких, быстрых и сообразительных помощи икон — «ду мающих» машин.
      В последнее время у чтих машин-автоматов появилась еше одна профессия—педагогическая. Ученые заговорили об обучающих машинах. II не только заговорили. Уже созданы первые образны обучающих кибернетических устройств: машины — информаторы и консультанты, машины — репетиторы и тренажеры, машины — контролеры и экзаменаторы. Уходит в прошлое то время, когда главными техническими средствами на уроке были мел и тряпка.
      Мы в одном из просторных залов Московского политехнического музея. В центре зала — странный аппарат из металла, стекла и пластмассы, увенчанный чем-то напоминающим шлем скафандра космонавта. Что это?
      дверей, стремлением уменьшить лобовое сопротивление, обеспечить водителю и пассажирам наилучший обзор. Характерные внешние детали «Фантазии»: маленькие колеса, перископ на крыше вместо зеркал заднего вида, выступающие спереди антенны локаторов автоматического управления.
      Глядя на «Фантазию», нетрудны подходим к незнакомому аппарату поближе и попадаем в золу чувствительности емкостного датчика. расположенного внутри него. Тотчас же на передней части «шлема» аппарата вспыхивает экран, и одновременно четкий, спокойный голос, идущий откуда-го изнутри него, сообщает:
      Вы подошли к информационному автомату. Он может ответить на любой из 500 вопросов, помешенных в картотеке. Для этого достаточно набрать с помошыо обычною телефонного диска помер вопроса.
      Сколько гроз бывает ежесекундно на Земле? Какова длина волны идущего человека? Справедливо пн сравнение «Нем как рыба»? Что такое «тектнт»? Что такое «пещерный жемчхг»? На эти вопросы в па сотни других, интересных и необычных, имеющихся в картотеке, автомат обстоятельно отвечает, дополняй ответы рисунками и чертежами, которые появляются па экране. При этом вопросы можно задавать автомату в любой последовательности — он не собьется. Объем «знаний» информационного автомата достаточно большой.
      Идея устройства информационного автомата состоит и следующем. После того как будет набран номер вопроса, к проекционному окошку диаскопа подводится соответствующий диапозитив, но убедиться, что наши старые знакомые «Чита» и «Селена», так же как и ряд других подобных экспериментальных машин, созданных в разных странах, — эуо очень похожие, но каждый раз болео совершенные ступени на пути к автомобилю будущего.
     
     
      На на магнитофонной ленте выбирается нужная зова записи текста. Нел в заглянуть внутрь автомата сквозь прозрачную заднюю стенку в момент набора номера вопроса, то можно увидеть, как быстро перемещаются кассеты с 25 диапозитивными линейками (па каждой из которых по 20 дионозигизов). как специальная рейка ловко захватывает нужную линейку и устанавливает ее перед посекционным аппаратом, как осуществляв! ся быстрая перемотка магнитной лепты и как резко останавливается лента при подходе к искомой зоне записи. Вес посетители музея неизменно выражают свое восхищение осмысленностью и четкостью работы этой оригинальной машины.
      Возможное! н информационного автомата могут быть значительно расширены. Тал, например, при более совершенных магнитофонных головках, приспособленных специально для многодорожечной записи, на тон же пленке можно зависать уже не 00, а более 3 000 ответов. При увеличении длины пленки и скорости перемотки число ответов может быть увеличено еще больше. Путем уменьшения размеров днапо-звгнвоз н увеличения числа стеклянных линеек можно увеличить соответственно и число иллюстрации к ответам.
      Автоматический информатор является не только оригинальным экспонатом выставки: подобные устройства могут найти самое широкое применение в различных отраслях народного хозяйства. II справочных бюро железнодорожных вокзалов и анналортов автоматический информатор может с успехом заменить целый штат служащих. (...)
     
     
      В этой статье вы найдете полный проект радиоуправляемой модели корабля, которую можно использовать для соревнований на дистанциях фигурного курса, прокалывания шаров и «морского боя».
      Конструкции корпуса, механизмов модели и устройств, электрические схемы блоков управления и всей модели вы можете, если захотите, изменить по своему усмотрению.
      Теоретический чертеж, диаметр и число оборотов вингов и мощность ходового электродвигателя изменять не следует, так как в этом случае модель потеряет заложенные в проекте качества (скорость, поворотливость и т. д.).
      Наша модель приводится в движение аккумуляторной батареей с напряжением 24 е, весом не более 4 кг. Вес радиоаппаратуры с электропитанием составляет не более 1 кг, мощность электродвигателя — до 500 вт.
      Как видно из рясунка 18, модель не является копией какого-либо конкретного корабля. Правда, она своими очертаниями несколько напоминает современный патрульный корабль прибрежного действия.
      Весовые данные могут быть изменены в меньшую сторону за счет веса аккумуляторов, радиоприемного устройства и упрощения системы управления на самой модели (можно спять щиток управления и поставить только один выключатель на корме). Однако следует иметь в виду, что модель должна «сидеть» точно по расчетную ватерлинию, так как иначе винты не будут погружены в воду полностью (над винтами должен быть слой воды толщи-
      ной не менее 0,18—0,20 диаметра винта) и скорость модели уменьшится.
      В зависимости от прилагаемой мощности при минимальном к. п. д. вингов 0,45 и общем пропульсивном коэффициенте, равном 0,38, наша модель будет иметь следующее скорости:
      1. При мощности на валах, равной 16 вт, — 1,3 м/сек.
      2. При мощности на валах, равной 23 вт, — 1,6 м/сек.
      3. При мощности на валах, равной 55 вт, — 1,9 м/сек.
      4. При мощности на валах, равной 85 вт, — 2,5 м/сек.
      Ходовой электродвигатель имеет номинальную мощность 75 вт, поэтому максимальная скорость модели в данном случае будет составлять 2,3 м/сек (см. раздел «Механическая часть модели», стр. 17).
     
      В настоящей статье рекомендуется приступать к строительству корпуса методом набора на стапеле, начиная с палубного настила с последующим наращиванием шгевией, килевой рамки, шпангоутов и т. д. (рис. 1). Этот способ, разработанный в Центральной лаборатории судомодельного спорта ДОСААФ, па наш взгляд, является самым удобным.
      Построить симметричный корпус модели можно только в том случае, если строитель точно произведет необходимую разметку стапеля и других деталей и частей корпуса. Отклонения от заданных размеров и форм шпангоутов хотя бы на 1 мм приведут к нежелательным последствиям (винтообразное искривление корпуса, несимметричность, сказывающаяся на прямолинейности хода модели).
      Корпус следует строить по чертежам в масштабе 1:1.
      Стапель изготовляется из хорошо высушенной сосновой или еловой доски, обработанной рубанком и фуганком. С теоретического чертежа на стапель (рис. 2,3) переносятся места шпангоутов и линия диаметральной плоскости (линия, делящая модель на две симметричные части). Если теоретический чертеж вычерчен в масштабе 1:1, то все размеры с чертежа на стапель переносятся с помощью плазовой рейки (сосновая или еловая рейка размером 6X6 мм и длиной 1 600 мм).
      Палубный настил изготовляется из листа фанеры толщиной 1,5—2 мм. Фанера отрезается с припуском по длине и ширине 5—10 мм. Вырезы в палубе для надстроек и люков следует делать после полной сборки и оклейки обшивкой корпуса.
      Килевую рамку (рис. 4) желательно изготовить из целого куска фанеры толщиной не менее 3—4 мм. Форма килевой рамки берется с теоретического чертежа по нулевому батоксу с проекции «бок#. Килевая рамка размещается на шпарии согласно чертежу.
      Форштевень и ахтерштевень можно изготовить из липы, в крайнем случае — из сосны. Они устанавливаются в последнюю очередь, после скрепления уже готового набора корпуса.
      Правильная форма наружной поверхности штевней подгоняется полукруглыми напильниками и рашпилем по шаблонам, наготовленным по проекции «полушнрота» каждой ватерлинии в носовой и кормовой частях корпуса.
      Шпангоуты можно наготовить из фанеры толщиной 2—3 мм. Они должны быть особенно тщательно вырезаны по форме. Шпангоуты № 2, 5, 9, 12, 18 делаются «глухими» н делят модель па 4 водонепроницаемых отсека.
      Стрингеры желательно изготовить из прямослойной сосны или ели размером 3X5X1 G00 мм.
      Разметку шпангоутов для установки стрингеров можно произвести различными способами, но наиболее простой из них следующий.
      Сначала выясняется, сколько стрингеров надо поставить с каждого борта. Рекомендуется стрингеры ставить почаще, особенно если корпус обшивается картоном или ватманской бумагой. Допустим, что стрингеров будет по 10 с каждого борта. Затем узкая полоска чертежной бумаги накладывается на соответствующий шпангоут так, чтобы она легла по всей длине шпангоута — от линии палубы одного борта до линии палубы другого борта. Лишние концы бумаги обрезаются.
      Полоска сгибается пополам, и каждая половина делится на 11 равных частей. Разметка с бумаги переносится на шпангоут и по размеру стрингеров в нем делаются вырезы. В такой последовательности производится разметка каждого шпангоута в отдельности.
      Следует иметь в виду, что расстояния между вырезами для стрингеров на каждом шпангоуте будут разные, так как шпангоуты по своим размерам и форме неодинаковы.
      Места стрингеров в форштевне и ах-тершгевне определятся после установки на место всех стрингеров.
      Технология сборки корпуса следующая:
      1) размечается стапель;
      2) па стапеле «выставляются» н закрепляются стапельные бруски толщиной 20—30 мм и высотой, указанной на рисунке 5;
      3) на стапельные бруски накладывается палубный настил (рис. 6);
      4) па палубном пастиле па клею «выставляются» шпангоуты: они крепятся с боков небольшими брусочками точно по разметке стапеля (рис. 7);
      5) килевая рамка (рис. 8) прочно прикрепляется в носу и корме к палубному настилу при помощи брусочков. Затем нитками или тонкой проволокой шпангоуты крепятся к килевой рамке. Рамка должна идти строго по диаметральной плоскости в быть перпендикулярной палубному настилу;
      6) стрингеры па клею устанавливаются па свои места в шпангоутах;
      бортовые стрингеры (ватервейс) промазываются клеем по всей длине и крепятся к палубному пастилу деревянными гвоздями (нагелями) диаметром 1 мм-, места пересечения стрингеров со шпангоутами перевязываются пятками.
      7) устанавливаются форштевень и ахтерштевень; к штевням стрингеры крепятся па клею деревянными гвоздями;
      8) места соединений набора корпуса несколько раз промазываются любым быстро высыхающим клеем («АК-20», «Эмалит» и т. д.); после высыхания клея нитки с мест соединений можно снять;
      9) не снимая набора корпуса со стапеля, следует приступить к обклеива-нию его обшивкой; для обшивки корпуса можно использовать тонкую авиафанеру,- картон, прессшпан, чертежную бумагу, старые картонные папки, лучше всего обшигь корпус одним слоем прессшпана или каким-либо другим видом картона, затем обклеить весь корпус два раза марлей;
      10) корпус снимается со стапеля и обрабатываются его борта (снимается припуск), а затем палуба обклеивается марлей по всей длине корпуса один раз; марля накладывается, как показано на рисунке 9;
      11) делаются вырезы в палубе в соответствии с чертежом; вклеиваются комингсы люков и места их стыка с палубой проклеиваются полосками марли (рис. 10);
      12) устанавливают гельмпортовые трубы рулей и дейдвуды валов гребных винтов.
      Следует учесть, что от правильности установки гельмпортовых и деидвудных труб зависят ходовые качества модели.
      Надо иметь в виду, что оси рулей, а следовательно и гельмпортовые трубы, должны быть установлены точно по центру винтов, строго перпендикулярно основной плоскости. Подробно описывать здесь разметку и установку гельмпортовых и деидвудных труб нет необходимости. Мы считаем, что если вы будете строить модель согласно рисункам 11, 12, 13, то она получится вполне хорошей.
      Следует изготовить из фанеры комгр-шаблоны и просверлить в них (рис. 14) отверстия по диаметру валов.
      Полностью собранные дейдвудиые трубы с валами вставляются в отверстия контршаблонов, которые затем: крепятся к корпусу, как показано на рисунке 15.
      Между корпусом и дейдвудами вставляются на клею брусочки липы. После высыхания клея брусочки обрабатываются по форме (рис. 16). Затем
      1. Антенна радиолокатора направленного действия.
      2. Топовый огонь (белый) передний.
      3. Гафель.
      4. Рамки радиопеленгатора.
      5. Бортовой прожеьтор.
      6. Малый прожектор (сигнальный).
      7. Ревун.
      8. Клотиковые огни (средний — красный, боковые — белые).
      9. Антенны радиолокаторов.
      10. Правый отличительный огонь (зеленый). Левый отличительный огонь (красный).
      11. Заправочные колонки баков двигателей.
      12. Комаидоконтроллер якорного шпиля.
      Якорный шпиль.
      Носовой кип (буксирный).
      Якорный огонь со стойкой (белый). Разъездной тузик.
      Киповая планка с роульсом.
      Кнехт швартовый.
      Флагшток.
      Кормовой огонь (белый).
      Люк ахтерпиковый. ракетная установка двухъярусная, рабочая шлюпка («двойка»). Спасательный круг. ф
      Антенны УКВ.
      Привальный брус.
      Привальный брус бортовой. Штормовые лееры.
      Ввод радиоантенн.
      37-миллиметровые
      30. Радиантенны.
      31. Ванты.
      32. Фалы гафеля.
      33. Универсальные орудия.
      34. Киповая планка без роульса.
      35. Ящики для сигнальных флагов.
      36. Шлюпбалка поворотная.
      37. Трапы.
      36. Сигнальная рея с фалами сигнальными.
      39. Бортовые лееры.
      40. Якорь Холла.
      41. Репитеры гирокомпаса.
      42. Машинный «телеграф».
      43. Рулевой манипулятор (штурвал).
      44. Стопор якорной цепи.
      45. Кранцы (ящики) для снарядов.
      46. Тамбур люка ходОвбго мостика.
      47. Люк форпика.
      48. Люк для погрузки ракет.
      49. Вьюшки для канатов с ручным при-водом-
      50. Люки кормовые.
      51. Бортовой иллюминатор.
      52. Мачтовый сигнальный огонь (белый).
      53. Якорный клюз.
      54. Мачта.
      55. Скоб-трап.
      56. Топенант реи.
      57. Кормовой привальный брус.
      58. Стол штурманский.
      Места проходов труб через обшивку внутри корпуса промазываются шпаклевкой, состоящей из смеси мелких деревянных опилок с нитроклеем. Снаружи корпуса эти места заклеиваются марлей. Теперь можно приступить к окончательной отделке корпуса.
      МЕХАНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ МОДЕЛИ
      К механической части огиосягея:
      1. Привод главного электродвигателя.
      2. Система охлаждения главного электродвигателя.
      3. Привод рулевого электродвигателя.
      4. Валопровод гребных винтов.
      5. Гребные винты.
      1. Привоя главного электродвигателя (рис. 11, 12) включает в себя ре-д1 ктор, электродвигатель, крестообразные шарниры для соединения редуктора с валами гребных винтов и электродвигателя с редуктором.
      Редуктор (рис. 11 и 17) желательно изготовить, используя шестеренки с модулем зуба 0,8-У 1,0.
      Для увеличения к. п. д. редуктора шестерни следует поставить на подшипники качения. В данном случае использованы подшипники 3X4X13 мм. Передаточное отношение редуктора — 1 : 2, корпус редуктора изготовляется из жести.
      Главный (хотовой) электродвигатель выбран типа «МУ-50». При питании от 27 в он имеет в нагруженном состоянии 6 300 об/мин и мощность 75 вт.
      Если питать электродвигатель от напряжения 30 в, то число оборотов (в нагруженном состоянии) увели-чшея до 6 900—7 000 в минуту, но скорость модели возрастет незначительно.
      2. В данном случае электродвигатель «МУ-50» — сериссный и нагревается уже через 5—10 мин. после включения.
      Поэтому рекомендуется поставить систему охлаждения (рис. 11 и 12).
      3. Привод рулевого электродвигателя (рис. II, 12) состоит из двухступенчатого редуктора и электродвигателя.
      Редуктор желательно изготовить из двух червячных пар согласно чертежу, но можно использовать косозубчатое соединение или просто цилиндрические шестерни и винты с метрической резьбой. В этом случае модуль шестерни желательно иметь не менее 0,8—1,0.
      Электродвигатель рулевого привода должен иметь мощность не менее 3—4 вт, иначе при скорости модели более 2 м/сек переложить рули с борта на борт за 1,0—1,5 сек. не удается (при соревнованиях на фигурных курсах это играет главную роль).
      Мы выбрали электродвигатель на номинальное напряжение 27 в с рабочим током 400 ма. В нагруженном состоянии электродвигатель работает со скоростью 10 000 об/мин Охлаждения электродвигатель не требует, так как работает в режиме кратковременных нагрузок. Но все-таки лучше всего применить сериесный двигатель.
      4. Валопроводы гребных винтов (рис, 12) состоят из дендвудиых труб, штуцеров с подшипниками, собственно валопроводов и муфт для крестообразных шарниров. Следует иметь в виду, что припаивать штуцера к трубкам следует уже со вставленными подшипниками качения и валами.
      5. Гребные винты рассчитаны приближенным способом, вполне отвечающим требованиям судомодельного спорта. Такие винты будут иметь максимальный к. п. д. 0,45—0,5. Надо помнить, что два винта — правые и один — левый.
      Расчетная скорость модели при мощности электродвигателя 75 вт, при 6 300 об/мин., передаточном отношении редуктора 1:2 н при удовлетворительно изготовленных винтах будет не менее 2,2 м/сек.
      Если вам не удается поставить электродвигатель «МУ-50», то все же следует сохранить число оборотов винтов.
      Лопасти винтов необходимо отполировать, но их кромки не следует делать острыми. Припаивать лопасти лучше всего серебром или оловянным припоем.
      В следующем выпуске сборника будут помещены принципиальные и монтажные электросхемы релейного блока автоматического управления моделью, щитка управления и радиоаппаратуры.
     
     
     
      Ракетные катера — новый класс быстроходных боевых кораблей. Они несут на себе мощное ракетное оружие, готовое в любой момент поразить надводного и воздушного противника. Водоизмещение и основные размеры у ракетных катеров больше, чем у торпедных. Основное вооружение ракетных катеров — ракеты на стартовых установках и мелкокалиберная артиллерия. Эти катера оснащены надежными радиолокационными установками и радиостанциями.
      Наша модель катера-ракетоносца (рис. 1) является простейшей моделью с резиновым двигателем. На палубе модели устанавливаются на клею («АК-20», казеиновом), на шурупах или гвоздях детали якорного и швартового устройств — киповой планки 1, кнехты 2, шпиля 3 и модель орудия, рубка 6 с мачтой 9, па которой укреплены антенны радиолокатора 11, 12, гафель 13 с флагом ВМФ 14 и рея с фалами 10, спасательными плотами 7, огнетушителями 6; в кормовой части ставятся две модели стартовых ракетных установок 16 с фундаментами (платформами) 15 и световой машинный люк 17.
      На транце в диаметральной плоскости укреплен па шурупах руль, изготовленный из жести. Двигателем модели служит резипомотор, для которого используются 3—4 полоски резины толщиной 1,5—2 мм, шириной 3—4 лги и длиной 360 мм. Обычно для изготовления резиномотора используют резину ciapbix велосипедных или мотоциклетных камер.
      Если вы захотите увеличить продолжительность работы резиномотора, то вам придется применить резипомоторы с шестеренчатыми передачами (демуль-тикаторы, рис. 2). Эго приспособление позволяет с помощью шестеренок соединить несколько резнномоторов, отдающих свою энергию на вращение общего гребного винта. На рисунке 2 показано несколько конструкций шестеренчатых передач.
      Передача, изображенная на рисунке 2,а, состоит из двух резиномоторов. Этот способ передачи самый простой и наиболее надежный, так как крутящий момент уравновешен и потеря мощности на трение в шестернях очень незначительна. Передача, изображенная на рисунке 2,6, состоит также из двух шестеренок и двух резиномо торов. Но соединение шестеренок здесь такое, что оно обеспечивает более мощный завод резиномотора и дает возможность получить большой крутящий момент почти на всей проходимой моделью дистанции.
      Приведенная на рисунке 2,в конструкция шестеренчатых передач применяется для скоростных моделей и моделей подводных лодок, для которых требуется большой начальный крутящий момент.
      Такое приспособление желательно при прохождении моделью короткой дистанции на большой скорости.
      Передача, изображенная на рисунке 2,г, состоит из двух больших и одной малой шестеренки. Такая конструкция повышает число оборотов и увеличивает продолжительность действия резиномотора.
      При наличии одного резиномотора продолжительность его работы можно изменить за счет подбора различных шестеренок. Можно взять две шестерни — большую и малую. Соединив резину с большой шестеренкой, мы тем самым увеличим число оборотов гребного винта, а соединив ее с малой шестеренкой, увеличим продолжительность его работы. Используя эту конструкцию шестеренок, вы можете запустить модель на дальность, соединив резипомотор с малой шестеренкой, и на скорость, соединив его с большей шестеренкой.
      Прежде чем приступить к постройке модели, вычерчивают на картоне шаблоны, увеличенные до натуральной величины, и затем их вырезают (рис. 3). Эти шаблоны представляют собой обводы корпуса модели по семи шпангоутам (с первого по транец, согласно чертежам контуров бока и палубы), как показано на рисунке 4.
      Начинать постройку модели следует с изготовления корпуса, па бруске дерева (по размерам из спецификации) размечают бока согласно чертежу (операция 1) и затем обрабатывают (операция 2, рис. 5,а,б). В такой же последовательности размечается палуба и обрабатываются бор га корпуса (операция 3 и 4, рис. 5,г). Закончив грубую обработку корпуса, приступают к точной подгонке корпуса модели по шаблонам (операция 5, рис. 5,д). Подгонку корпуса модели под шаблоны делают поочередно, начиная с кормы.
      Для точной подгонки обводы корпуса модели обрабатываются при помощи наждачной бумаги или путем снятия с них тонкой стружки. После зачистки корпус желательно проолифить (при масляной покраске) или покрыть э,налитом «АК-20» (при покраске нитролаками).
      Следующими операциями является изготовление из деревянных брусков рубки, стартовой ракетной установки, фундаментов стартовых установок (двух передних и двух задних опор-платформ), машинного люка, орудийной башни, спасательных плотов, шпиля и двух огнетушителей. При изготовлении этих деталей необходимо выдерживать масштабность. Антенны локатора и гафель изготовляются отдельно и собираются на мачте, которая крепится на клею и шпильках в рубке до ее установки на палубу. Стволы орудий изготовляются из дерева или металла и устанавливаются на клею в башню. Башня ставится на барбед и крепится к палубе при помощи штыря.
      Следующей операцией является изготовление из жести гребного винта, (рнс. 6а), кронштейна (66) н руля (рис. 6е). Резиномотор крепится на двух крючках (у гребного вала и в носовой части). Чтобы завести резиномотор, снимают с крючка один конец
      резины и растягивают резину на полторы ее длины. Затем ес закручивают до тех пор, пока она не покроется по всей длине колышками (300—350 оборотов). Лучше всего резиномотор заводить с помощью дрели или специальной рукояткой из проволочки с крючком. Затем, надев резину на крючок и придерживая правой рукой гребной винт, опускают модель на воду.
      Модель такого катера-ракетоносца может пройти по прямой за 21 сек. дистанцию в 25 м.

KOHEЦ ФPAГMEHTA

 

 

На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиДетская библиотека

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru