ФPAГMEHT КНИГИ (...)
После подбора массы балласта необходимо его закрепить в корпусе модели. Крепление балласта должно быть прочным и может осуществляться с помошыо винтовых соединений, липкой резины, пластилина. Если балластировка осуществляется перемещением источника питания, то необходимо предварительно в трюме модели наклеить продольные направляющие и зафиксировать источник питания в нужном положении по длине модели.
Проверка надежности функционирования элементов системы „источник питания — двигатель — движительно-рулевой комплекс” производится в процессе изготовления самоходной модели. Сделать это очень важно, гак как большинство отказов и неудач при запуске моделей на соревнованиях объясняется выходом из строя какого-нибудь элемента системы.
Отказы элементов системы происходят в основном из-за попадания внутрь модели воды. Причины этого волнение на дистанции, забрызгивание палубы от носовой волны, чрезмерный крен модели от удара о плавающие предметы или неаккуратный подъем модели из воды после прохождения дистанции. Основными способами предохранения элементов системы от попадания воды являются: установка во всех вырезах палубы комингсов высотой 10 — 20 мм, которые будут одновременно играть роль направляющих для установки надстроек, рубок и люковых закрытий; предохранение источника питания, ЭЛ. реле времени и проводов полиэтиленовыми пленками, герметизация верхней части тумблера смазкой.
На практике не всегда удается полностью обеспечить герметичность модели, поэтому при подготовке к соревнованиям следует предусмотреть возможность взаимозаменяемости основных элементов системы „источник питания-двигатель — движитель”. Прежде всего это касается электропроводки. Целесообразно установить штекерные разьемы на проводах, соединяющих источник питания с ЭД, тумблером и реле времени. Разъемы должны быть идентичными на нескольких моделях. Это позволит при отказе на одной модели, например, реле времени или источника питания быстро переставить эти элементы с другой модели.
Крепление ЭД и редуктора внутри корпуса модели должно быть разъемным, что также позволит оперативно заменять эти элементы при их отказе.
Очень часто при запусках наблюдаются потери или поломки винтов. Соединение винта с гребным валом необходимо выполнять резьбовым с фиксацией контргайкой-обтекателем или шпилькой. Надежность панки лопастей винта нужно проверить до установки его на модель; желательно на двух-грех моделях устанавливать гребные винты с одинаковыми посадочными размерами на вал.
Особенно тщательно следует изготовить рулевое устройство. Рулевой орган (руль, поворотная насадка и т. п.) должен иметь узел точной peiymi-ровки (с точностью до единиц угловых минут) и возможность фиксации. Его можно выполнить в виде мелкозубой цилиндрической или червячной передачи либо передачи типа „винт — гайка”.
Испытания и регулировку модели на воде можно начинать, когда готовы основные крупные элементы модели (корпус, надстройки, мачты). Корпус модели к этому моменту должен быть ггрошпатлеван и покрыт хотя бы одним слоем грунтовочной краски.
Двухпальпые водоизмещающие модели, как показывает опыт постройки, обладают лучшей устойчивостью на курсе, чем однопальные модели. Однако, чем выше скорость модели, 1ем легче обеспечить се прямолинейное движение. Запуск двухвалытых моделей лучше начина ib при рулях, установленных параллельно диаметральной плоскости модели. Если модель резко отклоняется от прямолинейного курса, например влево, а се скорость близка к расчетной, то необходимо незначительно уменьшить шаг гребного винта правого борта (если смотреть из кормы модели в нос), т. е. уменьшить угол между каждой лопастью винта и гребным Еалом. Компенсировав таким способом резкое отклонение модели от прямолинейного движения, дальнейшую регулировку устойчивости модели необходимо выполнять поворотом рулей.
Одновальныс водоизмещающие модели имеют свои особенности, связанные с тем. что крутящий момент от винта вызывает боковую силу, отклоняющую их с курса. Наибольшую сложность вызывает регулировка одновальных моделей, оборудованных насадкой винта и рулем (см. 5.2). На таких моделях нейтрализовать вредное влияние крутящего момента гребного винта можно, уточнив взаимное расположение насадки винта и руля относительно диаметральной плоскости модели.
Как показывают запуски, модель со снятым рулем и разверну той на некоторый небольшой угол насадкой движется прямолинейно на первой половине дистанции, а затем она начинает отклоняться от курса. Чем ниже скорость модели, тем более короткую дистанцию проходтп она, не отклоняясь от курса.
Окончательная регулировка прямолинейного движения модели осуществляется подбором угла установки руля. Это удается сделать, выполнив несколько запусков модели с последовательным отклонением руля от диаметральной плоскости в сторону, противоположную развороту насадки.
Настроенная при тихой погоде на прямолинейным ход модель при боковом действии ветра, естественно, будет двигаться с некоторым дрейфом. В лих условиях нецелесообразно менять углы установки руля или насадки, а лучше пускать модель с таким расчетом, чтобы при одновременном действии ветра и гребного винта она к концу дистанции оказалась вблизи осевой линии.
Запуск и регулировка моделей судов перспективной постройки сложнее, чем водоизмещающих моделей судов. Это прежде всего касается моделей судов с малой площадью ватерлинии (СМПВ), динамическими принципами поддержания (ДПГ1) и подводных транспортных судов (IITC).
Модели СМПВ целесообразно испытывать последовательно в три этапа:
отработать прямолинейный ход модели на малых скоростях;
обеспечить стабильный ход модели при эксплуатационной осадке в полупогружениом положении;
отработать прямолинейный ход модели в полу-погружеином положении на расчетной скорости.
После удиффсрситовки модели на воде по статическую осадку необходимо выполнить несколько запусков с частично отключенными источниками питания, чтобы добиться движения модели с небольшой скоростью (без погружения корпусов под воду). Прямолинейный ход при этом можно обеспечить, если соответствующим образом установить рули или насадки.
Первые запуски модели с полностью подключенными источниками питания должны проводиться при выдержке реле времени до 5 с. Вели в этот период корпуса модели плавно уходят под воду до эксплуатационной осадки, т. е. половина стоек находится над водой и между надводным корпусом и поверхностью воды остается зазор, то выдержку реле можно увеличить до значения, необходимого для прохождения 25 или 50 м.
В случае резкого погружения подводных корпусов под воду, при котором надводный корпус имеет контакт с поверхностью воды, необходимо рули глубины установить в положение, соответствующее всплытию, т. е. носик рулей повернуть вверх.
Когда будет найдено положение рулей, соответствующее стабильному ходу модели в полупогру-женном состоянии, их можно зафиксировать в этом положении.
При движении в полупогружениом положении офаботанпое на .малых ходах прямолинейное движение может быть нарушено. В этом случае необходимо повторно отрегулировать прямолинейный ход модели поворотом рулей или насадок.
Крен модели на плаву можно устранить, установив рули одного из корпусов на угол, больший, чем у другого корпуса. Например, если модель при движении кренится на левый борт, го носик рулей глубины левого корпуса нужно повернуть на больший угол вверх до выравнивания модели при движении.
Модели ПТС и ПЛ также целесообразно испытывать в три этапа, в процессе которых последователь-ио отрабатываются: прямолинейный надводный ход модели; стабильное погружение модели; прохождение моделью заданной дистанции.
Первые запуски модели лучше выполнять, отрегулировав реле времени на выключение ЭД через 5 — 7 с после старта. На этом этапе необходимо добиться прямолинейного хода модели в надводном положении. Носовые и кормовые рули глубины для движения в надводном положении устанавливают горизонтально без углов а гаки. Ход модели регулируется рулем курса. При запусках иногда модель после старта вследствие возникающей на корпусе топящей силы дифферентуется на нос и начинает резко погружаться. В этом случае для отработки надводного хода следует поставить рули глубины на всплытие или снять равномерно по длине модели часть балласта.
После обеспечения устойчивости .модели на курсе необходимо отработать ее погружение в заданном районе трассы. Этого можно достичь, установив носовые рули глубины с отрицательным углом атаки, т. е. повернув носик рулей вниз на угол 5 — 10°, а кормовых рулей — с положительным углом 5 — 10°.
Наконец модель достаточно устойчиво погружается и прямолинейно движется в надводном и подводном положениях. Теперь можно начинать регулировку реле времени для установки необходимой выдержки.
Регулировка ходовых качеств моделей с нестандартными движителями имеет свои особенности. На моделях с водометными движт-ислями ДРК плохо заполняется водой. Чтобы заполнить ДРК водой при включении электропривода модели, се одновременно притапливают кормой, что облегчает засасывание воды в водометную трубу.
Отрегулировать прямолинейный ход модели можно рулем или кольцевым поворотным патрубком, установленным за выпускным соплом водомета.
Основная цель отработки ходовых качеств модели с гребными колесами — определение оптимального режима их работы и угла установки волновыпрямителей. Для этого необходимо выполнить несколько сравнительных пробных запусков модели, изменяя частоту вращения колес на 15 — 25 %, а также устанавливая волновыпрямитсли на различные углы в диапазоне 0 — 10°. На этих моделях рули целесообразно размешать за гребными колесами, так как в струе от движителей они будут работать эффективней.
Выше даны общие рекомендации по проверке ходовых качеств самоходных моделей. Естественно, на соревнованиях моделист сталкивается со многими трудностями, которые заранее предусмотреть сложно, однако хорошо настроенная до соревнований модель — во многом залог будущего успеха.
МОДЕЛИ ВОДОИЗМЕЩАЮЩИХ СУДОВ НОВЫХ ТИПОВ
Суда и корабли, о которых пойдет здесь речь, построены совсем недавно, в начале 80-х годов и имеют самую современную конструкцию. Это — судно-док для крупногабаритных грузов „Стахановец Котов” (СССР), транспортное судно активного ледового плавания „Норильск” (СССР), атомный лихтеровоз-контейнеровоз для Арктики „Севмор-путь” (СССР), спасательный катер „Кисте” (ГДР), катер судоходной инспекции „Полюс” (СССР) и ракетный эсминец „Снрюенс” (США).
Ниже приводятся назначение каждой модели и краткая характеристика натурного судна-прототипа. главные размерения и элементы теоретического чертежа, рассматриваются способы определения сопротивления среды движению модели, выбора двигателя и расчета характеристик движи-тельного комплекса, анализируются особенности архитектуры судна и способы изготовления его модели.
При описании моделей водоизмещающих судов опущены сведения об их конструкции и изготовлении ряда устройств (швартовных, грузовых, ciraca-тельпых буксирных и других), так как они содержатся в ранее выпущенной литературе но судомоделизму, например в [20,2б|.
В тексте не описывается и окраска моделей, так как она достаточно ясна из иллюстраций.
Большое влияние как на внешний вид самоходной модели, так и на ее ходовые качества, оказывает выбор материалов и технологии изготовления. При постройке корпусов моделей и надстроек с криволинейными очертаниями предпочтение следует отдавать стеклопластиковым конструкциям на основе стеклоткани толщиной 0,2 — 0,5 мм и эпоксидного клея. При изготовления корпусов наборным способом из реек, фанеры и пенопласта их поверхность целесообразно обклеить одним слоем стеклоткани с эпоксидным клеем.
Для изготовления надстроек, рубок, люковых закрытии и дымовых труб прямоугольной формы можно применять листовые пластмассы (стеклопластик. оргстекло, винипласт, сополимер), жесть, тонкую латунь или фолы ированный стеклопластик.
Материалы с металлической основой соединяют друг с другом способом пайки, применяя слабый раствор соляной кислоты. Выполнять эти конструкции из дерева и фанеры нежелательно, так как они постепенно будут разрушаться от воздействия воды.
Качество деталей в виде тел вращения (вентиляционные головки, орудийные стволы, мачты, втулки и ступицы гребных винтов, элементы ракетных установок и швартовно-якорных устройств) будут выше, если их вытачивать на токарных станках из прутковых материалов (оргстекла, латуни, дюралюминия, эбонита).
Качество моделей во многом зависит от правильного использования клеев, выпускаемых промышленностью. Необходимо учитывать, что широко применяемые клеи на нитроцеллюлозной основе гила „Мекол”, „Суперцемент”, „Киттификс”, хорошо склеивают практически все материалы, кроме оргстекла. Для его склейки следует применять клеи на поливинилхлоридной основе типа „Марс”, „Уникум”, а также „Фурапласт”, продающийся в аптеках. Целлулоид лучше всего склеивать ацетоном. Универсален клей „Момент-1”. Эпоксидные клеи ’не рекомендуется применять при соединении деталей из бумаги, целлулоида, слоистого пластика.
Подготавливать поверхности крупных узлов моделей под окраску следует с помощью эпоксидной и нитроэмалевой шпатлевки. Эпоксидная шпатлевка, изготовляемая на основе эпоксидного клея с добавлением мела (зубного порошка), хорошо выравнивает крупные выбоины, язвы на корпусе модели: щели и неровности на стенках надстроек и рубок. Она поддается обработке напильниками и грубой шкуркой. Поверхность при обработке следует смачивать водой. Для окончательной обработки поверхности корпусов, надстроек и других крупных деталей применяют нитрошпаглевку, которая обрабатывается шкуркой в прису тствии керосина. Последний слой нит рошпаглевки целесообразно наносить распылителем.
Для окраски самоходных моделей обычно используют нитроэмалевые краски, работа с которыми требует некоторых навыков. KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
|