ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
Введение 4
Раздел первый. МОЗАИКА 6
Глава I. Виды мозаики по дереву 6
§ 1. Инкрустация 6
§ 2. Интарсия 7
§ 3. Блочная мозаина 10
§ 4. Маркетри 11
Глава II. Материал 17
§ 5. Текстура древесины 17
§ 6. Цвет и блеск древесины 18
§ 7. Изменение цвета древесины 21
§ 8. Характеристика пород древесины 24
Глава III. Оборудование, инструменты и приспособления для мозаичных работ 27
§ 9. Рабочее место мозаичника и инструменты для ручных работ 27
§ 10. Оборудование и приспособления для серийного производства мозаичных наборов 31
Глава IV. Приемы выполнения мозаики 33
§ 11. Подготовка рисунка для мозаичного набора 33
§ 12. Изготовление деталей 34
§ 13. Фигурный набор шпона 36
§ 14. Выполнение мозаики типа паркета (паркетрй) 39
Глава V. Орнамент 44
§ 15. Общие сведения об орнаменте 44
§ 16. Геометрический орнамент 47
§ 17. Растительный орнамент 49
§ 18. Геральдический орнамент 53
Глава VI. Сюжетный набор 55
§ 19. Рисунок в сюжетном наборе 55
§ 20. Выполнение сюжетного набора 59
Глава VII. Нанлеивание мозаичного набора на основу 62
§ 21. Подготовка основы 62
§ 22. Приготовление и нанесение клея 63
§ 23. Прессование 65
Глава VIII. Отделка мозаичного набора 69
§ 24. Выбор отделочных материалов 69
§ 25. Подготовка набора н отделке 70
§ 26. Отделка мозаичных наборов вручную 72
§ 27. Механизированная отделка мозаичных наборов 74
Раздел второй. РЕЗЬБА 77
Глава IX. Виды резьбы 77
§ 28. Плосковыемчатая резьба 77
§ 29. Плоснорельефная резьба 80
§ 30. Рельефная резьба
§ 31. Прорезная резьба
§ 32. Скульптурная резьба
§ 33. Домовая резьба
Глава X. Материал
§ 34. Выбор материала
§ 35. Подготовка материала 88
Глава XI. Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву 89
§ 36. Рабочее место 89
§ 3. Инструменты 91
§ 38. Заточка и правка резцов 93
§ 39. Вспомогательные инструменты 95
§ 40. Механизация процесса резьбы по дереву 96
Глава XII. Геометрическая резьба 98
§ 41. Элементы геометричесной резьбы 98
§ 42. Подготовка заготовки к резьбе 99
§ 43. Резьба прямых двугранных выемок 100
§ 44. Резьба трехгранных выемок 103
§ 45. Выполнение скобчатых порезок (лунок) 106
§ 46. Выполнение орнамента 109
Глава XIII. Контурная резьба 109
§ 47. Техника контурной резьбы 109
§ 48. Выполнение орнамента 111
Глава XIV. Рельефная и скульптурная резьба 113
§ 49. Техника рельефной резьбы 113
§ 50. Выполнение орнамента на плосности 116
§ 51. Выполнение орнамента на карнизе 118
§ 52. Накладная рельефная резьба 118
§ 53. Скульптурная резьба 119
Глава XV. Отделка и реставрация резных изделий 122
§ 54. Отделка изделий вручную 122
§ 55. Механизированная отделка резных изделий 125
§ 56. Реставрация 126
Занлючение 129
Список рекомендуемой литературы 130
Приложение 131
Маркетри 131
Резьба 135
Предисловие
Четвертое издание книги предназначено для учащихся профтехучилищ, осваивающих профессию столяра по производству художественной мебели, а также для широкого круга читателей, занимающихся художественными работами по дереву.
По структуре материал книги разделен на две части: мозаика и резьба. В каждой части материал изложен в одинаковой последовательности: виды мозаики или резьбы, материал, оборудование и инструменты для этих работ, приемы выполнения мозаики или резьбы, отделка изделий. Для лучшего усвоения материала после каждой главы даны контрольные вопросы, а для закрепления полученных навыков в выполнении мозаичных наборов и различных видов резьбы в конце книги, в приложении, приведены рисунки.
Автор
Введение
Украшения на мебели и других изделиях из древесины имеют многовековую историю. Наиболее распространенные виды декорирования мебели в прошлом — резьба, токарная обработка, мозаина по дереву и роспись.
Мозаика по дереву — один из видов декоративно-прикладного искусства, обладающий сильным эстетическим воздействием. Декоративные качества древесины позволяют создавать мозаики широкого диапазона, от небольших сувениров и украшений на мебели до монументальных панно. Так же богато и разнообразно по своим возможностям и искусство резьбы по дереву.
Искусство художественной обработки дерева, имеющее в нашей стране глубокие традиции, широко развивается в республиках, краях и областях. Всемирную известность получили изделия богородских резчиков по дереву, вятских мастеров, использующих для украшения различных изделий инкрустацию соломной и ценными породами древесины, геометрическую резьбу, роспись и выжигание. Не менее известны изделия народных промыслов Горьковской области, Карелии, Дагестана и многих других.
Мастера Белоруссии и лесных районов Украины работают в области скульптурной резьбы по дереву, отражая в своих изделиях сюжеты литературных произведений, народный эпос. Своеобразным искусством резьбы по дереву с инкрустацией славятся мастера Гуцульщины.
Высокой культурой художественной обработки дерева отличаются республики Прибалтики. Мебельщики Риги и Вильнюса выпускают наборы этнографической (в народном стиле) мебели, применяя для ее украшения резные и точеные элементы.
Богаты и разнообразны приемы художественной обработки дерева в республиках Закавказья и Средней Азии.
В настоящее время имеются сотни предприятий, выпускающих мебель, художественные изделия, игрушки с применением резьбы, мозаики и других видов художественной обработни дерева. На многих мебельных предприятиях открыты цеха по производству сувениров и других изделий из древесины.
Государственными планами экономического и социального развития перед мебельной промышленностью поставлена задача не только постоянно увеличивать выпуск мебели, но и расширять ее ассортимент, повышать качество изготовления, комфортабельность и эстетичность. Эта задача решается путем усовершенствования конструкции изделий, применения новых конструкционных и отделочных материалов и различных способов декорирования мебели.
В условиях современного массового и крупносерийного производства мебели целесообразно применять лишь такие декоративные средства и приемы, выполнение которых может быть механизировано. К ним относятся рельефные декоративные элементы из древесины, металла и пластмасс (в том числе имитирующие резьбу по дереву) и плоскостные, создаваемые посредством различных способов печати (в том числе имитация мозаики по дереву).
Наряду с массовым изготовлением мебели с элементами денора на некоторых предприятиях нашей страны налажен серийный выпуск наборов мебели с развитыми архитектурно-художественными формами, исполнение которых требует высококвалифицированного ручного труда, специального оборудования и ценных материалов. К таким работам относятся мозаика и резьба по дереву.
Выполнение мозаичных наборов для украшения мебели или интерьеров требует от мастера-исполнителя знания пород древесины, особенностей их физико-механических и декоративных свойств, художественного вкуса, овладения техническими приемами изготовления наборов. Мастер должен уметь правильно выбрать материал для мозаики, изменить при необходимо-, сти его цвет, точно и аннуратно изготовить набор, наклеить его на основу и отделать.
При выполнении резного декора необходимо также знать материал, приемы резьбы, технологию отделки украшенных резьбой изделий.
Молодое поколение столяров по производству художественной мебели призвано продолжать и развивать традиционные виды народного декоративного искусства, делать художественные изделия достоянием массового потребителя, унрашать быт советсних людей.
Задача настоящей книги — помочь будущему столяру по производству художественной мебели овладеть древним и вечно молодым искусством деревянной мозаики и резьбы по дереву.
Мозаика
Глава I
Виды мозаики по дереву
Мозаика — это орнаментальное или сюжетное изображение, выполненное из однородных или различных по материалу частиц (камень, стекло, керамическая плитка, дерево).
Мозаика является одним из видов монументально-декоративного искусства и применяется для отделки и украшения интерьеров общественных зданий, монументальных сооружений. Так, мозаичными панно украшены станции Московского метрополитена имени В. И. Ленина, например станции «Маяковская», «Комсомольская» и др. Мозаику используют для украшения предметов декоративно-прикладного искусства (мебель, музыкальные инструменты, оружие). Технику мозаики иногда применяют и при создании станковых картин.
В зависимости от используемых материалов, технических приемов выполнения и художественных особенностей мозаика имеет несколько разновидностей, среди которых особое место занимает мозаика по дереву. Наиболее известные виды мозаики по дереву — инкрустация, интарсия, блочная мозаика, маркетрй.
§ 1. Иннрустация
Инкрустация представляет собой украшение изделия врезанными в его поверхность пластинками из металла, слоновой кости, перламутра и других материалов. При этом врезки (вставки) находятся на одном уровне с украшаемой поверхностью и отличаются от нее цветом или материалом.
Известны два способа выполнения инкрустации. При первом, когда вставка имеет большой размер и несложную форму, сначала вырезают вставку. Затем ее накладывают на изделие и оконтуривают острым предметом. По полученному рисунку делают выемку (гнездо), в которую вкладывают вставку.
При сложном ажурном орнаменте применяют второй способ. Сначала на поверхность изделия наносят рисунок вставки. Затем по контуру рисунка делают неглубокий разрез (чтобы не было отколов и защепов древесины) и выбирают стамеской выемку с чуть скошенными ровными краями. После этого в соответствии с выемками подгоняют вставки. На обратной стороне вставок и на дне выемок делают насечки для лучшего сцепления (относится к обоим способам). Вставки закрепляют в выемках с помощью клея или мастики, после чего поверхность тщательно выравнивают.
Техника инкрустации была высоко развита в Древнем Египте. Сундуки, ларцы, саркофаги, стулья и кресла, изготовленные преимущественно из черного дерева, украшали вставками из слоновой кости, кусочков синего и белого фаянса, драгоценных и полудрагоценных камней.
В Древней Греции и Риме широко использовали инкрустацию для украшения изделий из дерева. В античную эпоху основным материалом для инкрустации была кость, обработка которой аналогична обработке твердых пород дерева. Украшения из кости представляли собой геометрические или растительные орнаменты, а также вставки в виде фигурок людей и животных.
Нередко по кости гравировали тонкие узоры.
С древних времен известен способ имитации инкрустации по дереву с помощью цветных паст, которыми заполняли углубления, выбранные в древесине. Пасты, приготовленные из цветных пигментов, смешанных с клеем, имитировали слоновую кость, черное дерево, а также малахит, бирюзу и другие камни.
В средние века инкрустация по дереву уступила место таким видам декорирования изделий, как роспись, резьба и золочение, но с XVI в. мастера Италии, Франции, Голландии и других стран вновь стали применять ее для украшения мебели. На рис. 1 представлено итальянское кресло, инкрустированное слоновой костью (XVI в.).
Процесс выполнения инкрустации сложен и трудоемок, поэтому она была постепенно вытеснена другими видами мозаики по дереву. В настоящее время инкрустацию по дереву выполняют лишь при изготовлении небольших сувенирных изделий, а также при реставрации старинной мебели.
§ 2. Интарсия
Интарсия — это инкрустация деревом по дереву, при которой в углубления деревянной основы вкладывают деревянные пластинки-вставки, отличающиеся от основы цветом и текстурой. Названия «инкрустация» и «интарсия» часто употребляют как синонимы, когда говорят о мозаике по дереву. Это не является ошибкой, хотя понятие «инкрустация» более широкое.
Техника выполнения интарсии та же, что и при выполнении инкрустации,
Рис. 1. Кресло, инкрустированное ностью, итальянской работы, XVI в.
и требует такой же точности и аккуратности. При выполнении деревянной мозаики в технике интарсии отдельные деревянные пластинки, составляющие узор, плотно пригоняют по кромкам, склеивают и вкладывают в массив украшаемого предмета, где режущим инструментом заранее выбирают углубление, равное толщине набора. Лицевую сторону пластинок тщательно сглаживают и полируют, а нижнюю оставляют шероховатой для лучшего сцепления с основой.
Интарсия, так же как и инкрустация, впервые по-
Рис. 2. Интарсия итальянской работы. Начало XVI в. ЯВИлаСЬ В Древнем Египте.
Так как Египет не богат лесом, древесину туда ввозили из других стран и ценили очень высоко. Поэтому древесину с красивой
текстурой и ярким цветом стали применять для инкрустации деревянных изделий наряду со слоновой ностью, металлами, перламутром и камнями.
Легкость обработки, богатство декоративных качеств, прочность соединения с основой и органичное слияние с украшаемой поверхностью постепенно привели к тому, что древесина стала преобладающим материалом, используемым для украшения деревянных изделий.
Высокого уровня достигла интарсия в Древней Греции и Риме. Древнегреческие саркофаги, изготовленные из кипариса, кедра и тиса, украшали орнаментами сложных растительных форм, применяя самшит, клен, железное дерево, падуб, кизил. Чтобы изменить цвет древесины, древние грени специально обрабатывали ее: пропитывали маслом, квасцами, кипятили в красне.
Наивысшего расцвета интарсия достигла в эпоху Возрождения в Италии. В середине XV в. только во Флоренции работало более 80 мастерских, изготовлявших изделия с мозаичными наборами. Мозаикой украшали главным образом церковную мебель и утварь. Мотивами украшений служили геометрические и растительные орнаменты. Для фона применяли темные породы древесины, для рисунка — светлые, и наоборот. На рис. 2 показана одна из работ итальянских мастеров, выполненная в технике интарсии (начало XVI в.).
Постепенно орнаментальные композиции становились все более сложными, многокрасочными, появились перспективные изображения городских улиц, городов, сцен из повседневной жизни, исторических событий. В сюжетных наборах применяли гравирование, травление и обжиг древесины, чтобы изменить ее цвет. Художественная ценность таких произведений в большой мере зависела от умения мастера правильно подобрать материал по текстуре и цвету. В некоторых случаях мозаичные наборы по художественной выразительности не уступали живописным полотнам.
Из Италии техника интарсии проникла во Францию, Германию и другие страны Центральной Европы. В Германии в XVI и начале XVII в. было принято украшать мозаичными панно интерьеры общественных зданий. Немецкие мастера часто применяли гравирование, вводили в изображение элементы из слоновой кости и других материалов. На рис. 3 показана работа немецких мастеров, выполненная в технике интарсии.
Особенностью интарсии как одного из видов мозаики по дереву является то, что в качестве фона для мозаичных украшений выступает массив древесины изделия. Тан нак иннрустационно-интарсионная техника сложна и трудоемка, то ее применяли лишь для украшения дорогих изделий, выполненных из ценных пород древесины. При этом отделна всех поверхностей делалась так тщательно, чтобы фон не уступал по красоте вставным украшениям. Мебель, украшенная интарсией, была предметом роскоши и принадлежала лишь самым богатым.
§ 3. Блочная мозаина
Технина блочной мозаики состоит в том, что по заданному рисунку из разноцветных брусочков или пластинок древесины различного сечения склеивают блоки, которые затем разрезают поперек на множество тонких пластинок с одинаковым рисунком (рис. 4). Пластинки можно вставлять в углубления или наклеивать на поверхность деревянных изделий.
Родина блочной мозаики — Древний Восток. В этой технике выполняли унрашения на персидских шкатулках. В средние века техника блочной мозаики стала известна в Италии, где получила дальнейшее развитие. Итальянские мастера наряду с древесиной склеивали в блоки и другие материалы (кость, рог). Таная мозаина стала известна под названием чертозиан-ской (от названия монастыря Чертоза Павийская, где процветало это искусство). В Италии и Испании в XV — XVI вв. ее применяли для украшения мелкими нарядными геометрическими узорами стульев (рис. 5) и кресел, для бордюров, обрамлявших мозаичные панно.
Изготовление мозаичного украшения из блока менее трудоемко, чем другие способы получения мозаики (инкрустация, интарсия). Этот процесс может быть механизирован, поэтому блочная мозаика находит применение и в настоящее время.
Иногда из блоков изготовляют орнаментальные украшения в виде тонких пластинок в форме квадратов, звезд или полос различной ширины. Пластинки вставляют в лист шпона, являющийся фоном, и вместе с ним наклеивают на поверхность изделия. Часто применяют снвозное крашение древесины в разные цвета, получая красочные орнаменты, которыми украшают сувенирные изделия, музыкальные инструменты и мебель.
§ 4. Марнетрй
Марнетрй (от франц. marquer — размечать, расчерчивать) — вид мозаики по дереву, при котором мозаичный набор выполняют из кусочков шпона разных пород древесины. Элементы мозаики врезают в шпон, служащий фоном, закрепляют бумагой, смазанной клеем, и вместе с фоном наклеивают на поверхность изделия.
Появление маркетри стало возможным только после изобретения во второй половине XVI в. станка для производства пиленого шпона. С этого времени стали облицовывать мебель, изготовленную из древесины местных недорогих пород, шпоном ценных привозных пород древесины (черного, красного, розового дерева).
В середине XVII в. во Франции впервые применили для облицовывания мозаичные наборы, которые изготовляли из кусочков шпона по предварительному рисунку. Техника маркетрй быстро распространилась во всех странах Европы, вытеснив применявшуюся ранее интарсию.
В маркетрй объединены два процесса: интарсия — врезка по определенному рисунку в фоновый шпон кусочков шпона другой породы древесины или другого цвета и облицовывание — наклеивание всего набора на украшаемую поверхность изделия.
Кроме врезки элементов мозаики в фоновый шпон существуют и другие способы выполнения маркетрй. Если мозаика представляет собой простой геометрический рисунок типа паркета из одинаковых прямолинейных геометрических фигур, то набор можно делать путем склеивания предварительно нарезанных элементов по кромкам или путем наклеивания их на расчерченную бумагу вплотную друг к другу. Такой набор получил название парнетрй (от слова паркет).
Если рисунок заполняет всю поверхность (фона нет или он незначителен по площади), элементы мозаики один за другим врезают и вклеивают в лист плотной бумаги (набор в бумагу), на которую нанесен контурный рисунок мозаики. Постепенно всю бумагу заменяют кусочками шпона.
Если требуется получить несколько однотипных орнаментальных наборов, то фон и рисунок вырезают одновременно с помощью лобзика. Два листа шпона, один из которых выбран для фона, а другой — для вставки, наклеивают на бумагу и накладывают один на другой, скрепив в нескольких местах клеем. На верхний лист шпона наносят контур рисунка и выпиливают его лобзиком. Разъединив листы шпона, получают сразу два гнезда и две вставки, из которых изготовляют два набора, противоположных по цвету Так как при этом способе элементы фона и рисунка вырезают одновре менно, они плотно соединяются, обеспечивая высокое качество набора Наивысшего расцвета технина маркетрй достигла в XVIII в. Ее широно применяли для украшения интерьеров и мебели. Использование тонних пластинок шпона позволяло украшать мозаичными наборами не только плоские, но и нриволинейные поверхности. На рис. 6 показан номод английсной работы XVIII в., украшенный маркетрй и паркетрй из ореха платана, самшита и других пород.
Немаловажную роль в развитии маркетрй сыграл французский мебельщик Андре Шарль Буль (1642 — 1732), обогативший маркетрй применением наряду со шпоном ценных пород древесины, вставок из латуни, меди слоновой кости, панциря черепахи, перламутра. Технина Буля заключалась в том, что наложенные одна на другую и зажатые в тисках пластинки из разных материалов (например, металла и панциря черепахи) по нанесенному на верхнюю пластинку рисунку распиливали лобзиком или разрезали ножом Соединяя элементы рисунка, вырезанные из верхней пластинки, с элементами фона, вырезанными из нижней пластинки, Буль получал изящные переплетающиеся узоры из блестящего металла на фоне черепахового панциря На рис. 7 представлена одна из работ Ш. Буля.
Будучи талантливым архитектором, художником и гравером, Буль проектировал мебель и выполнял все операции, связанные с ее изготовлением и отделкой. Мастерская Буля, в которой работали и четыре его сына, со временем выросла в нрупное мебельное предприятие, выпускавшее мебель в так называемом стиле Буль. Эта мебель — крупные шкафы, комоды, декоративные столики, подставки и футляры для часов и др., отличающаяся строгой величавостью форм, богатством и безукоризненным качеством отделки, бережно хранится во многих музеях мира.
Вслед за Булем во Франции работали выдающиеся мастера маркетрй Жан Франсуа Эбен и Жан Анри Ризенер, которые использовали в наборах экзотический породы древесины — красное, розовое и фиалковое дерево, амарант, палисандр, пальму, лимонное дерево и т. д. На рис. 8 показано бюро работы Жана Франсуа Эбена.
В Германии в конце XVIII в. прославился безукоризненной техником мозаичных наборов Давид Рентген, который выполнял не только наборы, украшавшие мебель, но и декоративные настенные панно. По художественной выразительности эти панно соперничают с живописными полотнами.
Русские мебельщики-краснодеревцы начали применять облицовывание и деревянную мозаику в начале XVIII в. Со второй половины XVIII в., когда в Россию из-за границ тали ввозить древесину экзотических пород, мозаичные наборы получили широкое распространение. Достаточно назвать 12 панно, выполненных под руководством архитектора Антонио Ринальди для Большого Китайского кабинета в Китайском дворце в Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов под Ленинградом). Панно выполнены в технике маркетрй из клена платана наплывов ореха, слоновой кости. Они отличаются тонким подбором текстуры и высоким мастерством исполнения.
В конце XVIII в. маркетрй стали широко применять для украшения мебели. Из наборной мебели были распространены так называемые столики-бобики с крышкой в форме боба (см. рис. 44). Их столешницы обычно украшали набором в виде ваз с цветами или букетов цветов, иногда с гирляндами, а часто с паркетным рисунком
Мозаикой украшали также бюро, шкафы, комоды. Русские мастера, многие из которых были выходцами из крепостных, создали немало высокохудожественных изделий с мозаичными наборами. Известными мастерами-мозаичниками были Никифор Васильев, Федор Пряхин Матвей Веретенников. Из работ Н. Васильева сохранился дубовый стол для нот, на крышке которого выполнен набор, изображающий усадьбу графа Шереметева в Кускове. В наборе применены карельская береза, явор и мореный нлен, груша, красное дерево палисандр, черное дерево. Набор дополнен тонкой гравировкой
В Государственном Историческом музее хранятся два ломберных столика работы М. Веретенникова. Столики сделаны из сосны и облицованы шпоном различных пород. На крышках столиков искусно выполнены наборы архитектурных пейзажей из древесины ореха, палисандра, мореной березы, клена, груши, мореного дуба и черного дерева (рис. 9).
В конце первой четверти XIX в. мозаика уступила место другим видам декорирования мебели (резьбе, накладным украшениям из металла) и лишь в начале XX в. она снова ненадолго появилась в мебели стиля модерн.
В настоящее время вновь наблюдается большой интерес к деревянной мозаике. Мозаика из дерева обладает высокими декоративными качествами. Теплотой цвета, богатейшим природным рисунком, мягкими благородными тонами древесины она приковывает внимание людей, доставляя большое эстетическое наслаждение.
Наибольшее применение в настоящее время получила техника маркетри. Она имеет целый ряд преимуществ перед другими способами изготовления мозаичных наборов. Именно в шпоне в полной мере проявляются особенности древесины как декоративного материала, нрасота ее текстуры. В то же время шпон — наиболее доступный материал. На мебельных фабринах для мозаичных наборов можно использовать отходы шпона.
Техника маркетрй проста, не требует применения сложного инструмента Процесс изготовления деталей мозаини может быть механизирован, что позволяет организовать серийный выпуск изделий. Вместе с тем благодаря разнообразию текстуры и цвета древесины при одном и том же рисунке набора каждое изделие оригинально.
В технике маркетрй можно создавать простые орнаментальные украшения для мебели и других деревянных изделий и сложные тематические композиции (рис. 10) для украшения интерьеров жилых и общественных зданий.
Контрольные вопросы
1. Что такое мозаика? Какие виды мозаики по дереву вы знаете? 2. Каковы особенности техники инкрустации и интарсии? В чем их различие? 3. Как выполняется блочная мозаина? 4. В чем заключается техника маркетри? 5. Иаковы особенности марнетрй Буля?
KOHEЦ ГЛАВЫ И ФPAГMEHTA КНИГИ
|