СОДЕРЖАНИЕ
Отавтора 3
Часть I. Из истории шахмат
Глава 1. Основные вехи эволюции шахмат 6
Глава 2. Советская шахматная школа и соревнования на первенство мира 25
Глава 3. Силуэты шахматистов (Спасский, Ботвинник, Петросян, Смыслов, Таль, Корчной, Полугаевский, Керес, Геллер, Тайманов) 31
Часть II. Техника в шахматной партии
Глава 1. Общие замечания к эндшпилю. Ладья и конь против ладьи 46
Глава 2. Ладья и слон против ладьи 50
Глава 3. Ладья против легких фигур 60
Глава 4. Ладья и пешка против ферзя 73
Глава 5. Ладейные окончания (ладья на поле превращения пешки в фигуру, ладья и две соединенные пешки против ладьи, ладья и две разрозненные пешки
Глава 6. Об относительной силе фигур и пешек (пространство и время, значение фаланги и координации сил, условная таблица относительной силы фигур и пешек, роль жертвы, примеры из практики и этюдной композиции) 106
Глава 7. Комбинационный план в атаке и защите (нерокировавшийся король и позиция рокировки как объект для атаки, инициатива и комбинационные идеи в контратаке) 117
Глава 8. О современной дебютной стратегии (выбор дебюта и поиски позиционного преимущества, испанская партия, ее принципы и некоторые системы — классические и экспериментальные) 137
Часть III. О красоте и логике в шахматах
Глава 1. Творческое содержание и эстетическая ценность шахмат 156
Глава 2. О логике в шахматах 176
Указатель партий, позиций, этюдов, задач 187
Источники и литература 189
ОТ АВТОРА
В наши дни, когда на всех континентах проводятся десятки и сотни национальных и международных турниров, а число стран, объединяемых ФИДЕ, уже достигло восьмидесяти, необычайно расширились масштабы шахматных знаний, методы подготовки и тренировки квалифицированных шахматистов. Более глубоким стало изучение процесса шахматной борьбы, стратегических и комбинационных приемов, использование типичных позиций во всех стадиях партии. Характерно, что одновременно с новыми идеями критически используется классический опыт великих мастеров прошлого, оживают и наполняются оригинальным содержанием забытые и ушедшие со сцены дебютные варианты.
Если когда-то пользовалось успехом мастерство в накапливании и реализации мелких преимуществ, то сейчас этот процесс пополнился за счет сложных психологических мотивов, «учащенного ритма» борьбы и гибкой техники в атаке и защите. У мастеров получила признание способность намеренно создавать слабости в собственном динамичном положении, чтобы затем активно защищать и выигрывать неопределившиеся позиции. Различный подход к оценке возникающих положений объясняется тем, что не только мысль шахматиста, но и воля его, точнее, сама личность вовлекается в драматическую шахматную борьбу. Взаимодействие шахматных фигур оказывается фактически проекцией двух характеров, двух творческих индивидуальностей, одинаково стремящихся к победе, но ищущих ее разными путями.
Эти и другие вопросы спортивного и творческого совершенствования не должны уходить из поля зрения способного шахматиста-разрядника, поставившего перед собой задачу быть не только сильным, волевым практиком, но в дальнейшем и эрудированным мастером, достойным представителем советской шахматной школы.
Из-за ограниченности объёма книги автор не ставил перед собой задачу изложить эволюцию шахмат и анализ стадий шахматной партии в виде систематического учебника для старших разрядов. В основу данной работы положен принцип выборочного исследования некоторых теоретических разделов, которые, насколько это возможно, показаны в учебно-методическом аспекте. Поэтому, изучая аналитический и иллюстративный материал книги, читатель должен отдавать дань самостоятельному мышлению и живой практике как основе совершенствования.
Часть I. ИЗ ИСТОРИИ ШАХМАТ
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ЭВОЛЮЦИИ ШАХМАТ (до 30-х гг. XX века)
Бережно хранят народы мира летопись многовековой шахматной культуры. О древнейшей «игре мудрецов» сложились поэтические легенды: одни повествуют, как «разумом и волей одерживают победы», в других рассказывается о героях, которые спасают честь своей страны, раскрывая тайны игры. Но кто был изобретателем идеи шахмат? Когда и где впервые появилась шахматная мысль? Эти вопросы все еще остаются загадкой в истории культуры.
Изобретение шахмат не могло быть заслугой одного лица. Такая сложная задача была бы непосильна даже для исключительно одаренного человека. Можно предположить, что творцом идеи шахмат, формы фигур и квадратной доски была коллективная мысль древних восточных народов, из поколения в поколение совершенствовавших правила игры.
Шахматы, несомненно, возникли из «живой потребности человека» в такой форме умственного соревнования, в которой при первоначально равных условиях элемент «чистого случая» не мог бы иметь места, а результат спора зависел только от разума и воли шахматиста.
Эволюция творческой мысли и медлительность арабского шатра нджа вызывали необходимость постепенных реформ: введение
дальнобойных ходов ферзя и слона, превращение пешки в лк> бую фигуру (кроме короля), введение рокировки, двойного хода пешки и, наконец, признание пата — ничьей (в шатрандже стороне, вынудившей пат, присуждался выигрыш).
Что касается техники игры, то ее развитие шло под непосредственным влиянием окружающей среды, открытий и изобретений, новых представлений человека о логике и красоте мысли.
Сильное влияние оказывали также военные понятия и символы. Все это обеспечило удивительную жизненность шахмат, позволило им противостоять разрушительной силе времени и продолжать свое развитие.
Крупнейший русский мастер первой половины XIX в. А. Петров утверждал, что «шахматная игра, по великим соображениям и расчетам, которых она требует, может по всей справедливости назваться ученою, глубокомысленною и отменно привлекательною», что «шахматную игру часто уподобляли жизни человеческой, и сравнение шахмат с людьми создавало некогда обширное поле к нравственной деятельности». М. Сервантес писал: «Жизнь — это шахматная партия».
Шахматная игра в древней Индии (V — VI вв.) носила название «чатуранга», что на языке санскрита означало «четыре рода», то есть войско с четырьмя родами оружия: колесницы, слоны, конница и пехота. Позднее шахматы проникли в Среднюю Азию, Иран, а затем к арабским племенам, обитавшим в те времена на обширных территориях Малой Азии и Средиземноморья. Здесь, видоизменившись, они получили название «шатрандж» и вошли в быт многих народов. Восторгаясь шахматами, арабский халиф Эль-Мамун (IX в.) говорил: «Странно, что я правлю миром от Инда на востоке до Андалузии на западе и не могу справиться с 32 фигурами на шахматной доске, пространством в две пяди на две».
В VIII — IX веках шахматная игра проникла через арабов в Западную Европу: Испанию, оттуда в Италию, Францию, Германию, Англию.
С XIII века, как свидетельствуют литературные памятники, шахматы входят в число семи «рыцарских добродетелей» наряду с‘ездой верхом, плаванием, владением копьем, фехтованием, охотой, искусством слагать и петь стихи.
Так Индия, когда-то колыбель мысли человеческой, «уступила свое дитя на воспитание Европе».
Бурное развитие шахмат начинается на границе XV — XVI веков. Самое старинное печатное произведение о шахматах — это книга «100 задач», изданная в 1495 году в Испании. Последний из ста экземпляров этого уникума погиб при пожаре Мон-фератского монастыря под Барселоной (1834 г.). В 1512 году
итальянский мастер Дамиано опубликовал специальный труд о шахматах. Любопытно, что в XVI столетии в Неаполе существовала «Академия шахмат», в которую принимались только «лучшие из лучших». В то время первым шахматным рыцарем считался итальянец Джованни Леонардо.
Книга испанца Руи Лопеса «Об искусстве игры в шахматы» (1561 г.) послужила толчком к созданию более осмысленных планов, к пониманию первых теоретических принципов игры. Эту «академическую» линию продолжил и Джоакино Греко (1600 — 1634), замечательный мастер своего времени, игравший в комбинационном стиле. Его рукописный трактат содержал 150 партий с примечаниями и вариантами, позднее напечатан* ными на многих языках.
О времени появления шахмат на просторах Восточной Европы имеется ряд интересных гипотез, изучение которых должно внести ясность в понимание своеобразия и величия отечественной шахматной культуры, занявшей в середине нашего столетия передовое место в мифе.
Некоторые старые гипотезы появления шахмат на Руси противоречат здравому смыслу. Так, за рубежом, например, имела хождение теория заимствования в средние века русскими шахматной игры — то ли от западных купцов, то ли от тевтонских рыцарей, то ли от... иезуитов (журнал «Шахматное обозрение» № 1, 1892 г.).
Д. Саргин первьш выдвинул предположение, что шахматы появились на Руси в результате торговых и культурных связей с Востоком еще до завоевания Ирана арабами, то есть не позднее VII века. Ведь само название «шахматы» пришло к нам с Востока, и именно в русской терминологии оно наиболее лаконично отображает содержание и цель шахматной партии («шах» — король, «мат» — умер, пораженный).
И. Савенков в своей работе «К вопросу об эволюции шахматной игры» (1905 г.) полагает, что шахматная игра (в ее древнейшей форме) могла проникнуть в нашу страну Каспийско-Волжским торговым путем (VIII — IX вв.) непосредственно с Востока.
Историк М. Коган ошибочно утверждал, что русские заимствовали шахматную игру от татар в период монгольского нашествия и затем в то длительное время, когда русские вассальные княжества вынуждены были иметь общение с основанной на низовьях Волги Золотой ордой.
Древность русских названий фигур и игры, их резкое отличие от западных и сходство с восточными терминами отмечал еще И. Бутримов, автор первого в России шахматного руководства (1821 г.). Двадцать лет спустя в статье «Русская шахматная терминология» К. Я ниш высказал свою гипотезу о самобытном возникновении и звучании шахматных названий — «ферзь» («ферязь» — старинная русская одежда знати), «слон» (прямая связь с индийским строем фигур), «ладья», «пешка». Он подчеркнул, что русский народ «получил игру не от испанцев и итальянцев, заимствовавших ее в свою очередь от арабов, но прямо от индоперсидского востока» (французский журнал «Паламед», 1842 г.).
Однако более сложной задачей оказалось установление конкретных путей и точного вре-
мени проникновения шахмат на Русь *. В этой связи известный интерес представляет работа академика С. Г. Струмилина «Шах да и мат, да и под доску» («Наука и жизнь» № 1, 1962 г.). В ней сделана попытка исторически осмыслить ряд шахматных образов русского былинного эпоса.
Историк И. Линдер напоминает также о монографии академика Б. А. Рыбакова, посвященной древней Руси. В этой монографии сравниваются былины X — XII вв. со знаменитой «Повестью временных лет» (летописным сводом начала XII века). Автор показывает их принципиальное различие: былины сложены не в монашеской келье или дворцовой палате, а в гуще народа и раскрывают отношения народных масс к важнейшим событиям жизни и деятелям Руси. При этом подчеркивается, что былина представляет собой исторический источник «не для восстановления канвы событий, а для изучения народных оценок тех или иных периодов, отдельных событий и лиц». Все эти выводы очень важны для исследования шахматной культуры древней Руси.
Так, участниками шахматных поединков выступают герои былин — Михайло Потык, Садко, Ставр Годинович и другие. Любопытно, что в шахматы играют воины — чудо-богатыри и гости-купиы, князь Владимир и даже женщины, не уступающие мужчинам в искусстве шахматного сражения. Садко опускается на дно морское, чтобы сразиться с самим властителем подводного царства, и этот мотив, образно говоря, «перекликается» через столетия и с недавними археологическими исследованиями, которые велись учеными на территории древнего
* См. подробно И. Линдер, «Шахматы на Руси». Изд. «Наука», 1964 г.
Упоминания о шахматах в русских былинах факт исключительно важный! Ведь только наиболее характерные явления жизни могли стать в древности содержанием устного эпоса, хранящего мысли и чувства великого народа.
Таким образом, можно считать, что в X — XI веках сначала на территории Руси, а затем в Новгороде, Пскове стала известна шахматная игра.
Но каков все же первоначальный путь проникновения шахмат с Востока в Киевскую Русь? Мы ^придерживаемся того мнения, что «шатрандж» (в новой, поздней интерпретации) попал в нашу страну не из далеких закаспийских земель, а более близким — «кавказским мостом».
Поскольку в древнерусском языке мы находим множество слов и форм, общих с другими славянскими народами (болгарами, сербами, словенами, поляками, чехами и др.), можно предположить, что и первые встречи за шахматной доской в те древние времена проходили непосредственно между этими родственными народами-соседя-ми. Академик И. Орбели, знаток истории шахмат, считал, что в Грузии и Армении шахматная игра уже известна, по крайней мере, девять веков. Характерно, что в эти времена плиты в армянских зданиях (а армяне считались тогда мастерами гражданского зодчества!) укладывались в шахматном порядке с каймой по краям квадрата — 8X8 плит. В грузинской художественной литературе впервые шахматы упоминаются в поэме XI — XII вв. «Висрамиани», причем уже тогда существовала грузинская шахматная терминология. Вот древнее народное грузинское выражение: «нарды — счастье (везение — Я. Р.), шахматы — ум, карты — плохое».
В конце 1969 года ученые-археологи Армении обнаружили находки, которые подтверждают нашу гипотезу о том, что возраст шахматной игры на Кавказе превышает тысячу лет. Во время раскопок крепости и дворца столицы Армении Двина найдены шахматные фигуры из голубого фарфора, похожие на зверей. Они чуть крупнее обычных шахматных комплектов. Фигуры, видимо высоко ценившиеся у тогдашних властителей, хранились в тайниках цитадели, а также в центральных сооружениях города.
В свете этих новых археологических находок становятся понятными частые упоминания о шахматной игре в древних рукописях, хранящихся в Матедаране (главной библиотеке Еревана), о которых мне довелось упоминать в статье «К вопросу о древности русских шахмат» («Советский спорт» № 26, 28. 2. 1952 г.).
Это, конечно, не означает, что народы Кавказа более десяти веков назад «подарили» шахматную игру аборигенам Киевской Руси, но «мостом» из Индии к славянским народам они исторически могли стать.
«Век Просвещения» на Западе ознаменовался значительным увеличением числа турниров, возникновением в ряде стран шахматных клубов и обществ. Каковы характерные черты шахматного стиля XVIII века? Это прежде всего комбинационная стихия в замыслах противников. Она нравилась любителям шахмат и получила полное выражение в творчестве мастеров так называемой «итальянской школы — моденской группы»: Эрколе-дель-Рио, Джамбатисты Лолли и Доменико
Понциани. Лолли развивал тезис о том, что поэзия шахмат заключена только в красивых матовых положениях, в эффектных жертвах фигур. Однако на практике в творческом соревновании с новой теорией Филидора «итальянская школа» потерпела поражение.
Великий французский шахматист Франсуа-Андре Филидор (1726 — 1795) — популярный автор комических опер, друг Дидро — исследовал и объяснил роль пешечной конфигурации. «Пешки — душа партии, они одни образуют атаку и защиту, от них часто зависит выигрыш или проигрыш партии», — писал Филидор в своем труде «Анализ шахматной игры» (1749 г.). Исследование объективного, закономерного вместо стихийных поисков острых случайностей, тонкие анализы в эндшпиле — вот основное содержание филидо-ровского метода, в частности его дебюта «защита Филидора». Своими исследованиями он значительно углубил понимание некоторых принципов позиционной игры.
В конце XVIII и начале XIX столетия выдвинулись новые мастера: А. Дешапель и Л.-Ш. Ла-бурдоннэ (Франция), А. Мак-Доннель, Д. Уокер и особенно Г. Стаунтон (Англия). С именем Лабурдоннэ связано появление первого шахматного журнала «Паламед» (1836 г.). Чуть позднее в Лондоне стали выходить журналы «Филидориен», а затем «Чесс плейере кроникл» (1841 г.).
Затем центр тяжести шахматного искусства переносится в Германию, а к 80 — 90-м годам — в Россию.
Еще в феврале 1821 года в петербургской сенатской типографии была напечатана первая шахматная книга на русском языке «О шахматной игре». Ее авт°ром был Иван Бутримов (1782 — 1851). Автор подчеркивает, что шахматы издавна составляют любимое дело славнейших людей: «военных, видящих в сей игре науку войны, и мудрецов, находящих ее достойною ума своего».
Наиболее крупным представителем русской школы первой половины прошлого столетия был Александр Петров (1794 — 1867). Его называли за рубежом «северным Филидором». Сочинение Петрова «Шахматная игра, приведенная в систематический порядок...» явилось учебником по теории и практике шахмат для нескольких поколений русских мастеров XIX века, а оригинальные задачи дали толчок к развитию отечественной шахматной композиции.
Из современников Петрова отметим К Яниша, И. Шумова, С. и Д. Урусовых, внесших большой вклад в дело популяризации шахмат в России.
В 1851 году в Лондоне состоялся первый международный шахматный турнир, организованный благодаря энергии Г. Стаунтона. Победу в нем одержал немецкий мастер, математик по образованию А. Андерсен (1818 — 1879). Стиль его игры отражал яркий комбинационный талант автора и явился как бы новым, более совершенным выражением манеры игры представителей «итальянской школы». Прямая атака на короля была главной целью андерсеновского творчества первого периода. Ради атаки он не останавливался перед любыми жертвами, но, конечно, и они покоились на оценке позиции в духе своего времени.
KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
|