НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Народы. Расы. Культуры. Чебоксаров, Чебоксарова. — 1985 г.

Николай Николаевич Чебоксаров
Ирина Абрамовна Чебоксарова

Народы. Расы. Культуры

*** 1985 ***


DjVu


PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...

Выставлен на продажу домен
mp3-kniga.ru
Обращаться: r01.ru
(аукцион доменов)



 

СОДЕРЖАНИЕ

К читателям второго издания
Народы
Что такое народ 6
Каждый ли парод говорит па своем собствеппом языке? 8
Этнические территории 12
Экономическая база этпоса 19
Культурно-бытовые особепности этноса и этническое самосознание 22
Этнические общности разных порядков 29
Языковая классификация пародов 36
Первоначальное расселение человечества и образование языковых семей 48
Этническая история древних народов 54
Как складывалась современная этническая карта мира 64
Первобытные племена и их родственные группы 69
Народности докапиталистических классовых обществ 73
Нации и пацпонально-политичеекпе общности 77
Этпосы эпохи социализма 82
Расы
Что такое раса 92
О волосяном покрове, цвете кожи, волос и глаз 96
Рост, вес п пропорции тела 100
Расовые признаки головы и лица 104
Для чего антропологи изучают расы 110
Сколько существует рас и сколько людей принадлежит к каждой из них 114
Как наследуются расовые признаки 123
Группы крови 129
О зубных бугорках, пальцевых узорах, цветовой слепоте и пробе вкуса па фенилтпокарбамид 137
Как, когда и где возппкли расы человека 142
Об изоляции, дрейфе генов, миграциях и смешении рас 152
Общественное развитие человечества и расы 158
Культуры
Что такое культура 172
Хозяйственно-культурные типы 177
Охотники, собиратели и рыболовы 134
Ручные земледельцы 196
Скотоводы 205
Пашенные земледельцы 213
Исторнко-отнографпческие области 222
Совпадают лп хозяйственно-культурные группы с этническими и расовыми? 223
Общество и культурные стереотипы 235
Новое и старое в культуре 243
Культурные «плюсы» и «минусы» 249
Культурный прогресс п современность 256
Литература 265


Как наследуются и изменяются расовые признаки — цвет кожи, форма волос, рост, группа крови и др.? Что такое культура, как возникли новые и сохранялись старые культурные иавыкп, какова роль культуры в развитии человечества, в современном научно-техническом и социальном прогрессе? В кнпге широко использованы материалы, собранные авторами во время экспедиций в нашей стране, а также Индонезии, Китаю, Японии, Польше, Финляндии и др. Издание иллюстрировано.
Рецензенты
И. И. ПУЧКОВ, Л. А. ЗУБОВ

Кппга «Народы, расы, культуры» посвящена различным социальным и биологическим группам человечества, связанным единством происхождения и основного исторического пути развития, но различающимся но природным (экологическим) условиям существования, физическому облику, языку, характерным особенностям хозяйства, общественного строя и образа жизни.
      В первом разделе книги «Народы» рассматриваются народы (этносы), которые складываются в разные исторические периоды на определенной территории н экономической базе и существуют длительное время в качестве устойчивых культурно-языковых общностей со своим названием и выраженным самосознанием. В этнографии (науке о народах) большое место уделяется вопросам языковой классификации, происхождения пародов (этногенезу), типам этнических общностей внутри разных социально-экономических формаций (племоиа, народности, буржуазные и социалистические нации), а также вопросам этнодемографни, т. е. числениости народов, очень важным для решения всех перечисленных проблем.
      Второй раздел книги озаглавлен «Расы». R отличие от этносов расы представляют собой биологические ареальные категории, которые формируются на основе территориальных человеческих популяций, отличаются друг от друга наследственными морфологическими и физиологическими особенностями. В этом разделе большое место уделено проблемам классификации, генетпке расовых признаков, факторам расообразовашш, соотношению расовых и этнических общностей, критике реакционных нтшгаучных концепций расизма, разоблачению анар-цда н геноцида.
      В раздоле «Культура» рассматривается вопрос о понимании культуры как специфического способа человеческой деятельности, включая и ее результаты, созданные в процессе коллективного труда всеми народами мира. В отличие от животных люди не только адаптируются к экологической среде, но и активно приспосабливают ее к своим непрерывно растущим материальным и духовным потребностям. Много внимания уделено теории хозяйственно-культурных типов и нсторико-этиографических областей, разработанной советскими учеными. Развитие культуры происходит диалектически в противоречивом взаимодействии традиций, передающихся от поколения к
      поколению, и инноваций, которые с течением времени сами становятся традициями. В классовом обществе культурные особенности эксплуатируемых и эксплуататорских классов, а также всевозможных социальных групп довольно резко отличаются друг от друга. Подлинная всенародная культура трудящихся складывается только при социализме, который обеспечивает наиболее высокие темпы научно-техпичеекого прогресса и расцвет культуры каждого народа.
      Таким образом в книге «Народы, расы, культуры» авторы стремились рассмотреть проблемы этнографии и антропологии комплексно, опираясь на повейшпе достижения как общественных, так и естественных наук. В книге использованы оригинальные материалы, собранные во время путешествий и полевых работ авторов у народов СССР, Индии, Индонезии, Китая, Янонин, Польши, Болгарин, Венгрии, Германской Демократической Республики, Финляндии и других стран.
      Настоящий текст уточиен и существенно дополнен по сравнению с первым изданием книги (1971 г.).
      Авторы этой книги: Чебокеаров Николай Николаевич — профессор антропологии и этнографии, доктор исторических наук, дважды лауреат премии имени И. Н. Миклухо-Маклая и Чебоксарова. Ирина Абрамовна педагог-билог.
      Первое издание кпиги было удостоено поощрительных дипломов на конкурсе лучших книг, проведенном Всесоюзным обществом «Знание» в 1972 г. Книга была переведена на эстонский, литовский, чешский, немецкий, венгерский и болгарский языки. РазДел «Культура» был переведён на вьетнамский язык.
     
      НАРОДЫ
     
      ЧТО ТАКОЕ НАРОД
      По-русски слово «народ» употребляется в разных значениях. Если мы говорим: «Как много народа!» — то имеем в виду просто большое скопление людей. В другом смысле то же слово употребляется в таких выражениях, как «советский народ», «индийский народ» или «народ Франции». Здесь мы подразумеваем всех граждан того или иного государства. В нашей стране, где успешно завершено строительство социализма и происходит переход к коммунизму, «народ» — это все граждане СССР, принадлежащие к разным социальным группам трудящихся, — рабочие, крестьяне, интеллигенция. Понятия «народ» и «трудящиеся» у нас посуществу совпадают, так как нетрудящихся — представителей различных эксплуататорских классов — в Советском Союзе нет.
      В капиталистических странах, где-у власти — эксплуататорские классы, слово «народ» часто применяется для обозначения широких масс населения и в этом смысле как бы противопоставляется. эксплуататорским его группам. Но так как в любой стране и в любую историческую эпоху трудящиеся всегда составляют абсолютное большинство населения, то и в этом случае понятия «народ» и «трудящиеся» оказываются близкими друг к Другу. Примером употребления термина «народный» в этом смысле может служить выражение «народный фронт», которым во многих странах обозначается объединение различных прогрессивных партий и организаций для борьбы за демократию. Когда после разгрома Советской Армией гитлеровской Германии в Европе образовались государства, в которых власть перешла в руки народа, т. е. широких трудящихся масс, то государства эти получили названия «народных республик» (Польская Народная Республика, Венгерская Народная Республика, Народная Республика Болгария и др.). После разгрома японских милитаристов в Восточной Азии возникла Корейская Народно-Демократическая Республика, Монголия стала Народной Республикой еще раньше, в 1924 г. Для обоз-, иачения политического строя этих республик часто применяется термин «народная демократия», которая истори-
      чески выполняет роль диктатуры пролетариата при переходе от капитализма к социализму.
      Однако по-русски слово «народ» не менее часто употребляется и в другом смысле. Если мы говорим, например, «русский народ», то имеем в виду большую общность людей, которые считают себя русскими и по многим признакам отличаются от других подобных же исторически развивающихся коллективов. В зтом же смысле мы говорим «украинский народ», «белорусский народ», «армянский народ», «польский народ», «английский народ» и т. д. Очевидно, люди, принадлежащие к этим народам, могут относиться к разным социальным группам населения (в том числе и к эксплуататорским) и быть гражданами различных государств. Хорошо известно, что немало русских, украинцев, белорусов и особенно армян и теперь живет за рубежом. Русских, например, при общей численности 142,8 млн. в СССР насчитывается 141 млн., остальные — в Америке, в различных странах зарубежной Европы, зарубежной Азии, в Австралии и т. п. Армян на земном шаре 6,3 млн., в СССР из них живет 4,5 млн., 1,9 млн. — в различных странах Азии (Снрия, Иран, Ливан, Турция и др.), Америке (главным образом в США — 700 тыс., в Аргентине — 70 тыс.), зарубежной Европе; в Египте их около 30 тыс. Подобно этому из 42 млн. поляков в Польше и других странах зарубежной Европы живет 36 млн. человек. Остальные расселены в Америке, в СССР, есть л в Австралии. Англичан на земном шаре 48,7 млн.: в том числе в Великобриташш — 43,9 млн., в ЮАР 1,6 млн., в США п Канаде — по 700 тыс;, в Австралии и Океании — свыше 1 млн. и в Индии 200 тыс. Однако подавляющее большинство из них продолжает ясдо сознавать свою принадлежность к родным народам.
      Известно, что основы мпогих отраслей знания, в том числе и науки о народах, были заложены в Древней Греции около 2 — 2,5 тыс. лет назад, современная наука, часто пользуется терминами, взятыми из греческого языка. Такие термины широко попользуются и в науке о народах, которую по-русски можно назвать народоведением. Древнпе греки знали несколько слов для обозначения понятия «народ». Одноиз этих слов — «демос» — означало народ как основную массу населения. От этого слова происходят многие производные термины, как, например, «демократия», что в буквальном переводе означает «народовластие». От слова «демос» происходит название науки «демография» (буквально «описание парода»), которая изучает численность населения разных стран, его социальный, половой и возрастной состав, рождаемость, брачность, смертность, естественный прирост населения н его миграции (переселения).
      Нас в этой книге будет больше интересовать другое слово греческого языка — «этнос», которое в переводе па русский язык тоже означает «народ». Народы нашей планеты должны рассматриваться как самостоятельные этносы. Существенно содействовала распространению в СССР терминов «этнос» и «этническая общность» подготовка многотомной серип «Народы мнра», «Очерков общей этнографии», публикации журнала «Советская этнография», ежегодника «Расы п народы», создание 20 томной серии «Страны н народы», книга академика Ю. В. Бромлея «Очерки теории этноса» и др. Все эти издания потребовали использования терминов, обозначающих в обобщенной форме все многообразие этнической структуры мира. Наука, изучающая народы, известна также под названием «этнография» (дословно «описание народов»). Советские ученые считают этнографию исторической наукой, так как она не ограничивается простым описанием народов, но изучает все особенности их образа жизпп в историческом развитии, исследует процессы происхождения народов, их взаимодействия и взаимовлияния в разные периоды истории человечества. В системе Академии наук СССР существует Ипстптут этнографии, носящий имя великого русского путешественника и этнографа Н. Н. Миклухо-Маклая (1846 — 1888). Исследовательская работа но этнографии ведется также во всех академиях наук союзных республик, в научных институтах и музеях многих городов нашей страны. Кадры молодых этнографов готовят университеты Москвы, Ленинграда, Тбилиси, Новосибирска и некоторых других городов Советского Союза, Исследовательские и учебные центры этнографической работы существуют и за рубежом в очень многих странах, включая все социалистические государства, а также большинство стран, недавно освободившихся от гнета империализма (Индия, Бирма, Ангола, Эфиопия и др.)
     
      КАЖДЫЙ ЛИ НАРОД ГОВОРИТ НА СВОЕМ СОБСТВЕННОМ ЯЗЫКЕ?
      Чем же отДельные народы отличаются друг от друга? Вероятно, всякий, кто попытается ответить на зтот вопрос, скажет, что главным признаком народа является его язык. Действительно, если мы слышим, что кто-нибудь говорит по-русскп п говорит правильно п хорошо, мы предполагаем, что человек этот — русский. Когда незнакомые люди, принадлежащие к одному народу, встречаются где-нибудь вне пределов своей страны, они чаще всего «опознают» друг друга именно по языку. Язык следует рассматривать в качестве очень важного признака любого народа или, как говорят этнографы, в качестве одного из «этнических определителей».
      Все люди, относящиеся к одному народу, говорят, как! правило, на одном п том же языке, который является для! них родным, т. е. усваивается еще в детстве, в семье от! родителей и других лиц, окружающих ребенка. Это на значит, однако, что на земле столько же языков, сколько ц народов. Дело в том, что многие народы, представляю-! щне собой вполне самостоятельные этносы, могут говорить па одном н том же языке. Так, например, на английском языке говорят не только самп англичане, но и другие народы в разных частях света: американцы (180 млн.), ангяо-канадцы (11,25 млн.), шотландцы ](5,8 млн.), ольстерцы (1,06 млн.), аитло-австралпйцы (12,2 млн.), англо-новозеландцы (2,5 млн.) н др. Всего английский язык считают родным свыше 380 млн., пз ко; торых на Европу, где сложился этот язык, приходится 17%. Подобно этому испанский язык является родным, помимо самнх испанцев (29 млн.), для большинства народов Центральной и Южной Амерпкн,включая кубинцев (10,5 млн.), мексиканцев (67 млн.), колумбийцев
      (27,8 млн.), аргентпнцев (23 млн.), венесуэльцев (12,6 млн.), чплийцев (10,5 млн.), перуанцев (8,25 млн.) и др. Всего испаношш языком пользуется около 240 млн. человек, из них в Европе — менее 12%. Немецкий язык, на котором говорит свыше 100 млн., является родным по только для немцев (84,5 млн.), но н для австрийцев (8,8 млн.), германо-швейцарцев (4,25 млн.), эльзасцев (1,4 млн.), люксембуржцев (300 тыс.). По-португальски, кроме португальцев (12 млн.), говорит также подавляющее большинство бразильцев (115,5 млн.); тем же языком пользуются галпеннцы в Северо-Западной Испании, которых насчитывается 4,05 млн. Подобно этому на французском языке, кроме французов (45,8 млн.), говорят франко-швейцарцы (1,15 млн.), валлоны Бельгии (4,2 млн.), а также франко-канадцы (8,1 млн.). KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru