СОДЕРЖАНИЕ
К читателю 3 Техника вязания 5 Вязание на спицах 5 Общие рекомендации .5 Подготовка пряжи 7 Спицы 9 Техника вязания на спицах 9 Образование рисунков вязки и их запись 19 Орнамент и вертикальные полосы из цветной пряжи 20 Вязание крючком 21 Основные виды петель и вязки 22 Образцы вязанья на спицах ..25 Вязка из лицевых и изнаночных петель 25 Вязка со снятыми (вытянутыми) и удлиненными петлями 39 Вязка с уплотненными петлями 48 Вязка с обвитыми петлями52 Вязка с перемещенными (скрещенными) петлями 53 Вязка ажурная 57 Вязка орнаментальная .72 Образцы вязанья крючком 78 Плоская вязка 78 Плоская вязка с крючка ..85 Вязка по кругу 87 Петельная вязка 88 Изготовление одежды из трикотажа ручной вязки по меркам .89 Конструирование одежды и вязание по расчетам 89 Перед тем как вязать 90 Оформление деталей одежды из трикотажа ручной вязки 92 Нижний и боковой края вязанья 92 Закрытие петель 95 Петли для застежки 95 Шлицы 96 Реглан (срез рукава) 97 Цельновязаный рукав 98 Втачной рукав (плечевой срез) 98 Горловина 99 Воротники 101 Застежка в мужских изделиях 107 Карманы 108 Пояса 110 Обработка деталей 110 Модели одежды, связанной на спицах и крючком 112 Пальто женское с рукавами реглан 112 Пальто женское с ажурным узором 113 Платье с орнаментом 114 Платье пестрое из мохера 116 Платье из мохера с вышивкой 117 Жакет женский с орнаментом. 118 Жакет женский из мохера 119 Жакет женский с ажурной прошвой 120 Ансамбль (юбка и жилет) в фольклорном стиле 121 Джемпер женский с ажурным узором 122 Жакет мужской двусторонний 123 Свитер женский 124 Свитер женский с декоративной отделкой 125 Свитер женский из мохера126 Пальто женское из мохера 127 Пелерина 128 Вязание мелких изделий . 129 Шапочкакруглая 129 Шапочка чалма.130 Варежки 131 Чулки (носки) 132 Комбинированная одежда из вязанья и ткани 133 Построение чертежей выкроек133 Свитер женский с втачными рукавами 134 Свитер женский с рукавами реглан 137 Свитер мужской с втачными рукавами 139 Свитер мужской с рукавами реглан .141 Изготовление, обработка и сборка деталей 143 Модели комбинированной одежды из вязанья и ткани 145 Платье с узорной вставкой145 Жакет женский с узором на рукавах 146 Жакет женский с цветными полосками на полочках 147 Свитер мужской с узорной кокеткой 148 Пончо 149 Туника с орнаментом 150 Туника с вышивкой 150 Отделка трикотажной и комбинированной одежды.152 Общиерекомендации 152 Техника вышивания 154 Художественная гладь 163 Аппликация 166 Шнуры, кисти, помпоны, бахрома 168 Шнуры, вязанные на спицах 168 Шнуры, вязанные крючком 169 Шнур-веревочка 169 Шнур, сплетенный на пальцах 170 Кисти 170 Помпоны.170 Бахрома 171 Наши практические советы 172 Стирка пряжи и вязаных изделий 172 Крашение пряжи и изделий из нее 173 Отбеливание шерстяной пряжи и изделий из нее 177 Использование пряжи ношеных трикотажных изделий 178 Хранение вязаных и комбинированных изделий из вязанья и ткани 179 Коротко о разном 179 Приложение 183 Рецензенты: С. С. ПАВЛОВИЧ, зав. отделом кружевоплетения и трикотажных изделий НИХЭЛ Управления художественной промышленности Минместпрома БССР Г. Г. ДЕМЕНОК, конструктор трикотажных изделий НИХЭЛ Управления художественной промышленности Минместпрома БССР К ЧИТАТЕЛЮ Наш современник — достойный наследник всего прекрасного, созданного творческим гением народа, поколениями талантливых народных умельцев. Неуемная тяга к красоте, живущая в душе человека, воплощалась в предметах быта, особенно в одежде, которая играет главную роль в создании и оформлении его облика. Народный костюм, гармонично сочетающий в себе красоту линий и красок,— это образная летопись жизни наших предков, языком формы, цвета, орнамента раскрывающая тайны и законы красоты народного творчества. В нем органически соединяются в едином ансамбле ткань, покрой, вышивка, аппликация. Исторически сложившаяся общность культур русского, украинского и белорусского народов обусловила сходство многих черт покроя и отделки народной одежды, что не исключает, однако, их самобытности. Современный костюм привлекает нас не только новизной кроя, фактуры ткани, отделки, но прежде всего тем, что он соответствует требованиям сегодняшнего дня. О красоте одежды теперь заботится целая армия художников-модельеров. В нашу жизнь вошла эстетика предметов массового потребления. Однако полностью удовлетворить возрастающие эстетические запросы современного человека средствами массового производства вряд ли возможно. К тому же в век стандартизации особенно обострилась тяга к индивидуальной, неповторимой красоте, самобытности вещей. Отсюда обращение к народной одежде, характерное сегодня для «индустрии моды» во всех странах мира. Такие элементы современной моды и современные модели, как цельнокроеные рукава, рукава с ластовицей, приспущенные и свободные проймы, шлицы, свободные блузки с пышными рукавами, присборенные у горлови- ны, накидки, верхняя одежда с поясами и т. д.,—все это из народного костюма. В последнее время одежда из трикотажа приобрела особую популярность. Однотонные и меланжевые, ажурные и орнаментированные вещи ручной вязки могут удовлетворить самый взыскательный вкус. При этом связанное изделие несет на себе неповторимую индивидуальность, хранит тепло рук мастерицы, что придает ему особую прелесть и нередко поднимает до уровня художественного произведения. Закономерный и стойкий интерес к трикотажу объясняется его отличными свойствами — приятной легкостью материала, пластичностью и несложностью ухода за трикотажными вещами. Отсюда понятно стремление многих, особенно молодежи, научиться вязать, чтобы стать обладателями вещей не только теплых, удобных и практичных, но и оригинальных, неповторимых. По-прежнему в моде сочетание костюмной и пальтовой ткани, кожи с трикотажем. Но не обязательно для комбинированных вещей покупать ткань в магазине. Можно с успехом использовать одежду, вышедшую из употребления — плащевая, джинсовая ткани, шерстяная фланель прекрасно сочетаются с трикотажным полотном. Впредлагаемом пособии изложен метод вязания на спицах, при котором положение рук вязальщицы и нитей в работе постоянно, независимо от рисунка вязки и количества нитей, одновременно занятых в работе, используется единый способ провязывания лицевых и изнаночных петель. Одежда ручной вязки на спицах и крючком выполняется без вытачек и чертежей выкроек, только по меркам, образцам плотности вязки и расчетам числа петель и рядов. Можно не сомневаться, что этот метод вязания, а также модели одежды, многие из которых выполнены в традициях народного костюма, привлекут внимание любителей рукоделия. Рисунки на цветной вклейке — не точные копии, а возможные варианты описанных автором моделей. Такими увидела их художник-модельер И. Булгакова. ТЕХНИКА ВЯЗАНИЯ ВЯЗАНИЕ НА СПИЦАХ ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Вязаные изделия выполняют из шерстяной, синтетической, шелковой и хлопчатобумажной пряжи, которую подбирают в зависимости от назначения будущего изделия. Для спортивной одежды обычно используют шерстяную пряжу более грубой выработки. Одежду для повседневной носки (платья, жакеты, жилеты, джемперы и т. п.) лучше вязать из шерстяной пряжи более высокого качества (№32/2), нарядные вещи — из высокосортной тонкой или пушистой шерстяной пряжи (№ 32/2, мохер, пуховая и т. д.), легкую одежду — из любой не шерстяной пряжи. На спицах можно связать модели, предлагаемые не только в книгах и альбомах по вязанию, но и в журналах мод, где они представлены в основном как швейные изделия. Детали и отделку выполняют при этом по расчету петель и рядов. Конечно, следует выбрать фасон, соответствующий ручному исполнению. Вряд ли подходит для вязания на спицах модель с большим количеством деталей, множеством воланов, рюшей и т. д. Чем строже и проще фасон связанной вручную вещи, тем она элегантнее. Выбирая его, следует учитывать также особенности фигуры того, кому эта вещь предназначена: женщинам небольшого роста (145 — 156 см), склонным к полноте, не следует увлекаться горизонтальными полосами, вязкой с крупным рисунком и широким орнаментом. Лучше использовать вертикальные линии, которые зрительно удлиняют фигуру. Пояс советуем носить неширокий, в тон одежды. При узких плечах и недостаточно тонкой талии рукава вязаных изделий рекомендуется делать такой формы, чтобы они зрительно расширяли плечи, например вшивные с неширокими погончиками. Изделия с рукавами реглан могут зрительно суживать спину, поэтому рекомендуются людям с непропорциональной фигурой. При узких плечах и широких бедрах линии реглана не нужно подчеркивать рельефным оформлением, которое больше подходит тем, у кого широкие плечи и узкие бедра. При изготовлении одежды для высоких стройных женщин (164—175 см) целесообразно использовать горизонтальные полосы из нескольких цветов пряжи. Полосы лучше располагать от широких к узким. Рисунки вязки подбирают горизонтального направления, используют жаккардовое вязание или горизонтально расположенные узоры, орнаменты. Таким женщинам лучше носить широкие пояса. Женщинам среднего роста, пропорционально сложенным, идет все, что элегантно и просто. Для повседневной одежды не следует выбирать слишком яркие тона — они быстро надоедают и утомляют зрение. Следует иметь в виду, что в цвете заложен огромный эмоциональный заряд и нередко именно цвет определяет впечатление от туалета, который может быть радостным (яркие, чистые тона), нежным (пастельные), строгим (классические сочетания черного с белым, серым) и т. д. Поэтому, выбирая пряжу для вязания, надо знать, кому какой цвет идет, как будет он сочетаться с рисунком вязки и прежде всего характером изделия. В спортивной одежде, например, можно использовать любые яркие сочетания цветов, которые поздней осенью или зимой будут напоминать о красках весны и лета. Современная мода пополнила женский гардероб брючным комплектом, очень удобным для спорта, дороги, прогулок и повседневной носки. С брюками хорошо сочетаются жакеты, свитеры, жилеты — длинные, прикрывающие бедра, или короткие, до талии. При составлении брючного комплекта важно учитывать сочетание цветов, которое может быть гармоничным или контрастным. Например, если свитер и брюки серые, то жилет может быть черным, белым, ярко-красным, синим, зеленым и т. д., а в орнаменте, украшающем свитер или жилет, должны быть использованы все цвета брючного ансамбля. Если брюки и свитер разного цвета, то жилет лучше связать под цвет брюк, несколько светлее их или темнее, а в отделке использовать цвета брюк и свитера, дополнив их каким-нибудь гармоничным ярким цветом. Наиболее элегантный вид имеют изделия, выполненные простыми рисунками вязки: рябушкой (лицевой или изнаночной), бороздками из лицевых или перемещенных петель по изнаночному фону (чередование 4—5 изнаночных и 1—2 лицевых) и т. д. Жгуты и косы можно использовать в изделиях из однотонной или меланжевой пряжи только как элемент отделки. Чрезмерное их количество делает вещь громоздкой и зрительно деформирует фигуру. Не следует увлекаться рисунками вязки с частым снятием петель на дополнительную спицу или булавку, перемещениями или переплетениями, сплошными широкими ажурными рисунками на 20-25 рядов раппорта. Это утяжеляет изделие, усложняет и удлиняет процесс работы. Такие рисунки вязки не рекомендуются для изделий очень маленьких и больших размеров. Выбрав фасон, нужно сделать его зарисовку, подобрать рисунки вязки и отделки, пряжу нужной толщины, соответствующие ей спицы и определить плотность вязки. Плотность выбранного рисунка вязки рассчитывают по образцу, связанному из той же пряжи, теми же спицами, которыми будет выполнено изделие, и тем же исполнителем, ведь «почерк» вязания у всех разный: одни вяжут туже, другие слабее. Образец выполняют на 20—25 петлях высотой 8—10 см. Его нужно слегка отутюжить, измерить сантиметровой лентой и рассчитать плотность вязки на 1 кв. см (по горизонтали — в петлях, по вертикали — в рядах). Число петель при расчете округляют до десятых долей сантиметра. Например: 25 петель составляет 14 см. 25 : 14 = 1,78, или округленно 1,8 петли в 1 см. Рассчитаем количество петель в 10 см: 1,8 X 10 = 18 петель. 21 ряд равен 8 см. 21:8 = = 2,62, или округленно 2,6 ряда в 1 см. Рассчитаем количество рядов в 10 см: 2,6 X 10 = 26 рядов. Таким образом, плотность вязки на 10 см составляет 18 петель по горизонтали и 26 рядов по вертикали (рис. 1). Если изделие начинают отделочной вязкой, а выполняют другой, на зарисовке надо отметить место перехода на основную вязку. Если плотность этих вязок оказывается разной, то на линии перехода на основную вязку следует обозначить места убавлений и прибавлений петель, чтобы не исказилась форма детали и она была выполнена в точном соответствии с моделью. На зарисовке помечают данные расчета плотности по рядам и петлям, а также число петель начального ряда. Выполняя приталенное платье, жакет или юбку, расширенную книзу, необходимо расчеты убавлений и прибавлений произвести заранее и сделать отметки на соответствующих местах зарисовки модели. На ней следует также пометить, сколько петель будет закрыто на проймах, горловине и плечевых срезах. Если в изделии предполагается использовать несколько рисунков вязки или орнамент, на зарисовке обязательно обозначают места перехода от одного рисунка вязки к другому и место расположения орнамента. В процессе работы постоянно следует сверять вязанье с зарисовкой и записями на ней, тогда все изменения будут осуществляться своевременно. Если возникнет необходимость, можно подкорректировать, уточнить первоначальные расчеты. ПОДГОТОВКА ПРЯЖИ Пряжа, как правило, продается вмотках. Перед началом вязания ее следует перемотать в клубки. Встречается пряжа специальной намотки, которую перематывать не нужно. Чтобы при перематывании шерстяные и полушерстяные волокна сохранили свои свойства — мягкость и эластичность, их наматывают на клубки свободно, не натягивая нить, подкладывая пальцы, и не пользуясь вкладышами из бумаги, ткани и т. д. При тугой намотке пряжа растягивается, в особенности при длительном хранении, и изделие из нее не будет иметь необходимой упругости. Туго наматывать можно лишь некоторые виды синтетической пряжи (типа мелан), обладающие свойством пружинить и не растягиваться. Клубки могут быть двух видов. Первый вид клубка: нить для работы подается из его середины, при этом сам клубок остается неподвижным. Это особенно удобно, если пряжа светлых тонов — при разматывании она меньше грязнится. Такой клубок помещают в полиэтиленовый мешок или специальный пластмассовый футляр — шар (имеющиеся в продаже футляры вмещают до 200 г пряжи). В такой клубок не стоит перематывать более 100—150 г пряжи, потому что, когда пряжа из середины будет израсходована, края клубка провиснут и нить может запутаться. Наматывание клубка производят следующим образом: конец нити обернуть вокруг большого пальца левой руки 5—6 раз. Затем, отведя нить, 15—20 раз обернуть ее вокруг указательного и среднего пальцев. Осторожно снять намотку с двух пальцев и снизу вложить в нее конец с большого пальца. Следует иметь в виду, что середина, в которую вложен конец, при дальнейшей намотке клубка не должна быть перекрещена ни одной нитью. Нить наматывают круговыми движениями правой руки от себя, сверху вниз, по многу раз на одно и то же место, постепенно поворачивая клубок в левой руке так, чтобы он приобрел книзу закругление, верхняя часть такого клубка почти плоская. Закончив намотку, наружный конец нити, чтобы она не разматывалась в процессе работы, нужно намотать на половинку спички и воткнуть ее между нитями клубка. Второй вид клубка: конец нити вложить в сложенный вдвое кусочек картона (например, почтовую открытку), скатать его в трубочку и наматывать на нее нить движением от себя, постепенно поворачивая трубочку, чтобы клубок получился круглым. Закончив намотку, вынуть ее и вложить конец нити в середину клубка. С такого клубка нить подается для работы с края. Наматывают клубок еще и так: конец нити несколько раз намотать на 4 пальца левой руки, снять намотку, сжать ее в комочек и на него наматывать нить круговыми движениями правой руки от себя (как и при первом способе). Чтобы при вязке клубок непрерывно вращался и не тормозил работу, нить следует наматывать по многу раз (20—25 оборотов) на одно и то же место и, постепенно поворачивая клубок в левой руке, смещать намотку так, чтобы он получился круглым. Во время работы такие клубки кладут в корзинку, небольшую пластмассовую миску и т. д. Если изделие вяжут из нескольких нитей одинакового или различного качества, либо из нитей нескольких цветов (меланж), следует перемотать нити вместе в клубок до начала вязания. Потеря времени на дополнительную перемотку полностью окупится, поскольку вязать из двух и более клубков неудобно, подача нитей может быть неравномерной, приходится тратить время на подтягивание то одной, то другой, при этом нарушается ритм работы, что может отрицательно сказаться на внешнем виде изделия. Портят его также многочисленные узлы. В процессе вязания длинные нити из бывших в употреблении изделий присоединяют в начале или в конце ряда — у краев, где их можно аккуратно обработать. При обработке остаются небольшие отрезки нитей, которые впоследствии можно использовать для сшивания изделий. Если, сматывая пряжу, соединяют полноценные нити с отрезками, то накладывают конец отрезка длиной 4 — 5 см на нить. В процессе вязки они достаточно прочно соединяются, к тому же это не отражается на внешнем виде изделия. Подготовив клубки, концы нитей наматывают на половинки спичек, которые втыкают в клубки, чтобы при хранении они не разматывались. Хранить клубки, как и незаконченное вязанье, следует в целлофановом мешочке или коробке — это предохранит их от загрязнения. Закончив вязание, неиспользованную нить наматывают на клубок. Если работа производилась на спицах с тросиком, вязанье следует передвинуть на тросик, если на прямых спицах — отодвинуть его от концов спиц, чтобы не спустились петли, а спицы воткнуть в клубок. СПИЦЫ Вязать можно на спицах: деревянных (бамбуковых), пластмассовых, металлических (из легких сплавов) и других. Главное, чтобы они были легкими, хорошо отполированными и с удобными, не слишком острыми и не слишком тупыми рабочими концами. Следует учесть, что алюминиевые неанодированные окисляются и пачкают вязанье, поэтому их применяют только для темных цветов пряжи. Различают спицы по номерам, соответствующим диаметру спиц в миллиметрах от 1 до 10, с разницей 0,5 мм. Подбирают спицы в зависимости от формы выполняемых изделий. На двух спицах № 2,5—7 длиной 30 — 35 см с одним рабочим концом (на другом — шарик или кусочек ластика во избежание произвольного спуска петель) выполняют любые плоские изделия: детали одежды, платки, шарфы и т. п., а также изделия со швом: шапки, носки, чулки. Для вязания мелких изделий цилиндрической формы: чулок, носков, шапок без швов используют 5 спиц № 1—3 с двумя рабочими концами. Самые удобные в работе кольцевые — 2 короткие спицы № 2,5 — 7 длиной до 15 см, соединенные эластичным тросиком. На них выполняют любые изделия, включая крупные цилиндрической формы (юбки без шва, свитеры и т. д.). Достоинство их и в том, что вязанье, спущенное на тросик, лежит на коленях, облегчая движения рук. Чтобы вязать различные изделия, надо иметь наборы спиц: № 2,5—7 длиной 30—35 см (по 2 шт.), кольцевые этих же номеров и № 1—3 коротких (по 5 шт.). Подбирают спицы в зависимости от толщины пряжи и необходимой плотности вязаного изделия. Спицы должны быть примерно вдвое толще ниток, тогда изделие будет иметь нормальную плотность. Если вяжут пушистыми, длинноворсовыми нитками (мохер, пуховые), следует взять спицы в 3 раза толще пряжи. Для выполнения легких ажурных изделий нужны спицы на номер толще, чем для плотной вязки. Кроме того, подбор спиц зависит от индивидуальной манеры вязания: при тугой вязке нужно взять спицы на 0,5 мм (т. е. на номер) толще, чем при обычной, при свободной — на 0,5 мм тоньше. ТЕХНИКА ВЯЗАНИЯ НА СПИЦАХ Любое трикотажное изделие — машинной вязки или связанное спицами вручную, состоит из петель, переплетающихся в горизонтальном и вертикальном направлениях по определенной схеме-рисунку. Переплетения могут быть из одинаковых или разных петель, что определяет характер рисунка вязки. Петлей называется одно звено вязанья. Петля имеет две стенки: лежащая перед спицей — передняя, лежащая за спицей — задняя. От длины и формы петель зависит ряд важных свойств изделия, а от правильного их про-вязывания — качество и красота вязанья, правильная форма деталей, а следовательно, успех всей работы. Рабочее положение при вязании. Во время работы удобнее всего сидеть на невысоком стуле, чтобы ноги свободно касались пола. Корпус должен быть расслаблен, спина прямая (лопатки касаются спинки стула), локти нужно держать у туловища. Голову не следует сильно наклонять. Источник света должен находиться слева или над головой, клубок — тоже слева, внизу, чтобы подача ниток была равномерной. Руками нужно двигать плавно, ритмично, без рывка и, главное, без лишних движений. На время работы хорошо надеть чистый белый передник, который предохранит платье и вязанье от загрязнения, его спокойный фон не будет утомлять глаза. Петли начального ряда. Эти петли не должны быть тугими, поэтому их набирают на 2 сложенные вместе спицы. От клубка отмотать нить для петель начального ряда детали изделия или образца вязки из расчета 1— 1,5 см на 1 петлю (в зависимости от толщины спиц). Уложить нить на большой палец левой руки концом к себе, а продолжение нити, идущей от клубка, протянуть на указательный палец (обе нити будут свисать вниз, обогнув большой и указательный пальцы). Тремя свободными пальцами не туго прижать нити к ладони, чтобы они могли легко тянуться вслед за спицами. Под нить, горизонтально лежащую между большим и указательным пальцами, ввести сложенные вместе и зажатые пальцами правой руки спицы (рис. 2, а). Большим пальцем правой руки прижать нить к спицам и оттянуть вниз (рис. 2,6, 2,в) до пересечения с нитью, лежащей на большом пальце. В петлю, образовавшуюся на большом пальце, ввести спицы снизу вверх, захватить ими нить, лежащую на указательном, и обратным движением протянуть ее вниз через петлю на большом пальце (рис. 2,г). Затем освободить большой палец из петли, ввести его под нить и оттянуть ее к себе, чтобы петля затянулась (рис. 2,д). На спицах образовалось 2 петли. Прижимая их большим пальцем правой руки, оттянуть спицы вниз к ладони до пересечения с нитью, лежащей на большом пальце левой, и дальше повторить движение по описанию вывязывания второй петли. Так набирают все петли начального ряда. Подтягивая набранные петли пальцем левой руки, необходимо следить, чтобы сила натяжения была одинаковой, умеренной, тогда они будут ровными. Существуют и другие способы набора петель начального ряда, но этот, на наш взгляд, практичнее и лучше тем, что 2 нити, переплетаясь под спицами, создают прочный и красивый край вязанья. Набрав петли, нужно переложить спицы в левую руку, зажать ею все петли, правой подтолкнуть одну спицу вверх, а вторую осторожно вытянуть (рис. 2, е). Спица с петлями останется в левой руке, свободная — в правой. На протяжении всего вязания спица с петлями находится в левой руке — эту спицу называют левой, а свободная спица, которой выполняют работу,— в правой — ее называют правой, или рабочей. Начиная вязание, следует придать правильное положение пальцам, нитям и спицам, от этого будет зависеть скорость работы. Итак, спица с петлями начального ряда осталась в левой руке. Нить от крайней петли нужно уложить на 3-ю фалангу указательного пальца, протянуть под средним, затем на 3-ю фалангу безымянного и из-под мизинца — к клубку. Спица в руке лежит на первых фалангах среднего, безымянного пальцев и мизинца. Сверху ее прижимает большой палец, который одновременно придерживает петли у края. Указательный палец приподнят, с него свисает рабочая нить (рис. 2, ж). В правой руке рабочая спица прижата согнутыми пальцами — безымянным и мизинцем — к ладони, поддерживает ее также конец среднего пальца, а с противоположной стороны — большой палец. Во время работы концы спиц держат слегка приподнятыми кверху, чтобы избежать произвольного спуска петель. Провя-зывание производят на расстоянии 1—1,5 см от конца левой спицы на 1-й фаланге среднего пальца левой руки, у самого конца большого пальца (см. рис. 2, ж). Положение рук, спиц и нитей должно оставаться неизменным, независимо от количества последних и рисунка вязки. Вязать нужно ритмично, плавно, не ослабляя и не слишком натягивая нить, тогда вязка получится ровной, не затянутой. Провязанная петля должна без усилий сниматься с левой спицы. Одновременно переснятая на правую спицу, она подхватывается и зажимается большим пальцем правой руки. Не должно быть ни одного лишнего движения, например отталкивания левой спицы и т. п. Потеря секунды без пользы при провязывании одной петли обернется часами непродуктивно потраченного времени. Важно приучить себя к изложенным правилам в самом начале работы, чтобы затем выполнять их уже механически. Изнаночную петлю провязывают за переднюю стенку петли, при этом нить находится перед спицей. Движением справа налево ввести правую спицу под левую в середину провязываемой петли, оттянуть ее переднюю стенку к себе так, чтобы конец спицы пересек свисающую с пальца нить, подхватить ее спицей и вытянуть на себя (также под левой спицей). Вытянутая нить на конце правой спицы, таким образом, провязала петлю на левой и сама стала новой петлей (уже на правой спице); провязанную петлю с левой спицы стягивают (рис. 3). Так провязывают все петли ряда. Когда все петли будут пересняты с левой спицы на правую, ряд связан. Теперь в правую руку нужно взять освободившуюся спицу — она уже рабочая, в левую — спицу с петлями. В результате вязание повернулось к нам обратной стороной и стала видна лицевая сторона петель. Лицевую петлю провязывают за заднюю стенку, при этом нить находится за спицей. Правую спицу вводят справа налево в середину провязываемой петли под левой спицей, оттягивают ее заднюю стенку от себя так, чтобы конец рабочей спицы пересек свисающую с пальца нить, подхватывают и вытягивают ее на себя также под левой спицей. Вытянутая нить стала новой петлей на правой спице, провязав петлю на левой, которую стягивают. Так провязывают все петли лицевого ряда (рис. 4). Как видим, техника вязания лицевых и изнаночных петель одинакова. Рабочую спицу вводят справа налево (обычное положение спицы в работе) под левой спицей в середину провязываемой петли. Разница лишь в том, что при выполнении изнаночных петель оттягивается и провязы- вается передняя стенка петли, поэтому нить находится перед спицей, а при выполнении лицевых петель оттягивается и провязывается задняя стенка петли, поэтому нить находится за спицей. Единый способ провязывания лицевых и изнаночных петель позволяет выполнять все рисунки вязки в одном ключе, создает условия для определенного ритма, упрощает технику вязания на спицах, позволяет четко, лаконично и без труда записывать рисунки вязки, не прибегая к дополнительным пояснениям. Если лицевая или изнаночная петля провязывается иначе (чтобы она была перевернутой), то это обязательно оговаривается в описании. Е1ри провязывании петлю поворачивают так, чтобы по отношению к непровязанным петлям ряда она имела вид зеркального отображения. Чтобы вернуть петлю в необходимое для провязывания положение, ее следует повернуть еще раз. Е1ри плоском вязании такая необходимость не возникает: петли поворачиваются в нужном направлении при чередовании лицевых и изнаночных рядов. Е1ри выполнении же изделий цилиндрической формы вязание осуществляется только по одной — лицевой стороне. Следовательно, после провязывания петли должны находиться в том же положении, что и до него: быть подготовлены к провязыванию лицевого ряда, т. е. возникает необходимость провязывать петли двумя поворотами одновременно. Достигается это следующим образом: рабочую спицу вводят в провязываемую лицевую петлю за переднюю стенку слева направо. Е1етля при этом поворачивается и провязывается (осуществлен второй поворот) — нить за спицей. Изнаночную петлю провязывают за заднюю стенку, спицу также вводят слева направо — нить перед спицей. Если провязывать таким способом петли при плоском вязании, вся работа будет выполнена скрещенными петлями; то же получится, если при цилиндрическом вязании использовать способ, рекомендованный для плоского вязания. Накид, или воздушную петлю, образует нить, наброшенная на спицу между петлями ряда. Е1акид применяется в рельефных рисунках вязки, если провязывается вместе с петлей вязанья, при образовании перехватов и т. д. Е1о основное назначение накида — создание элемента ажурной вязки — дырочки. Е1о-этому накид называют еще воздушной петлей. За счет накидов можно увеличить число петель ряда. Е1акиды, как и другие элементы рисунка, как правило, делают на лицевой стороне работы. KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
|
☭ Борис Карлов 2001—3001 гг. ☭ |