СОДЕРЖАНИЕ
Интеллект моторизации 3 Мы едем в Жуковский 6 Утро началось так 6 Встречи на кордодроме 3 Экзамен длится три минуты 14 «Волга» или троллейбус 21 Профиль «Юниора» 24 В школе Хабарова 24 Клей и олифа 26 Какая краска лучше? 29 Реактивный? Нет, резиномоторный! 30 Электрическая надежда века 37 Несколько слов о смоге и о конкурентах «Волги» 37 А на корде? 39 Комнатный БТР 42 На кордодроме — «электро 49 Семья ДВС 54 Тайна рулона с чертежами... 54 Какой моторчик лучше? 60 Топливо для «Кометы 63 «Комета» становится мощнее 67 Что такое аэромобиль 69 Зимы бояться — на корт не ходить 69 Взлетит или не взлетит 70 Мысль — цифра — чертеж 76 В погоне за скоростью... 79 Сквозь стену ветра 79 «Стрела» летит в цель 32 Как «выпечь» кузов 86 «Темп» готовится к бою 89 Автомодельные «институты» 93 Приложение 108 Представьте себе рычащий, как десяток мотоциклов без глушителей, мчащийся по кругу на пятисотметровой дистанции поток крохотных «Чаек», «Волг», «Юниоров», «Синих птиц»! В добрые старые времена судьи определяли их скорость обычным секундомером Все было просто время — около 12 секунд, скорость — под 90 км в час Теперь выручает электроника. Она бесстрастно и надежно отсчитывает не только десятые, но и сотые доли секунды. А там идут в ход специальные таблицы Попытка за попыткой (для юниоров — три, для мастеров — две), кто-то все ближе к заветному пьедесталу почета, а кто-то сумрачно вываливает из своей машины внутренности, стараясь разобраться, какая же деталь подвели. И кто бы ни выходил на старт, перешагивая через бетонное ограждение (модели бегают по кругу, привязанные прочным стальным канатом), — мастер спорта по автомоделизму Михаил Осипов, неоднократный чемпион и рекордсмен Володя Якубович, или совсем еще юный третьеразрядник, — они волнуются точно так же, как Владислав Третьяк перед свистком арбитра, как Евгений Куликов перед хлопком стартового пистолета.. Начинается трехминутная дуэль Дуэль техники и человека заставляющая спортсмена раскрыть все личные качества, силу, ловкость, выносливость, волю к победе. Ни одна домашняя недоделка не останется бесследной, каждая даст о себе знать. И вот тут начинается смешное и печальное, все подряд, все вперемешку Один безуспешно пытается завести двигатель, забыв залить топ ливо, другой от волнения не закрепил модель на тросе, и в результате от бетонной стенки взлетают обломки того, что было недавно моделью, третий.. Трудно приходилось раньше на длинных дистанциях — своеобразном автомодельном марафоне. Десять километров, сто шестьдесят кругов Ох, как это часто бывало: сто сорок кругов сто пятьдесят, сто пятьдесят восемь, и модель со скрежетом останавливается Или наоборот, не хочет останавливаться (не сработало специальное приспособление), и тут в дело идет все, что попадает под руку. Веник попался. Давай стопорить веником. Кепка? Поймаем кепкой. Ногу, правда, подставлять даже самые азартные не рискуют, может срезать, как бритвой Скорее, скорее — ведь через три круга после финиша модель снимается с соревнований Как трудно иной раз завести модель Двигатель капризен чуть солнце зашло за облачко — нужна новая регулировка Похолодало — заливай новую горючую смесь А поленился — побегаешь по кругу вдвое больше, чем потом предстоит пробежать твоей машине да так и уйдешь ни с чем. Словом, спорт настоящий — с парадом, со своими лидерами и аутсайдерами, правилами, законами Но не просто спорт Технический спорт В этом-то прилагательном и заключена сила, определяющая саму сущность автомоделизма. Конечно, техника сейчас присут любом спорте. Но почти никто из спортсменов не создает ее сам А модель автомобиля — даже со слабеньким резиновым мотором, сделанная юни ером, — вся целиком изготовлена самим спортсменом. До винтика9 И от его конструкторских навыков, от умения обращаться со сложными станками и инструментами зависит исход поединка. Двигатель? Наши спортсмены предпочитают изготавливать их в домашних мастерских. Корпус? Ни одно предприятие не выпускает машины с такой точностью копирования и отделки какие делают моделисты Даже колеса они «выпекают» самостоятельно — для разных нагрузок, для розных покрытий беговой дорожки своя технология, свой сорт резины, свои диаметры и толщина. Сегодня эта необходимость быть, прежде чем выйдешь на старт, и токарем, и слесарем, и химиком сдерживает развитую автомобильного спорта. Завтра наверняка будет иначе. Есть такой новый термин — «интеллект моторизации» Его как-то употребил один из ведущих наших автомобилистов ректор Московского автодорожного института Леонид Леонидович Афанасьев. Он считает, что в наш технический век у человека с первых сознательных шагов должно вырабатываться такое же отношение к технике, как и к книгам, музыке, живописи Она должна стать необходимой повседневностью. Лучше всего техника постигается через моделирование (помните довоенный лозунг: «от модели — к планеру, с планера — но самолет») Автомоделизм — один из тех видов модельного спорта, который создает наибольшие возможности для развития «интеллекта моторизации». МЫ ЕДЕМ В ЖУКОВСКИЙ Утро начиналось так Давая Димке клятвенное обещание, что завтра обязательно возьму его с собой на соревнования, твердо знал- выспаться не удастся Едва забрезжило серо-голубое майское утро. Димка был уже на ногах. То и дело он возникал передо мной в сумеречном свете окон, переминался с ноги на ногу, шумно вздыхал, снова уходил к себе в комнату и через минуту там что-то грохотало, шелестело, сыпалось Так всегда бывает, когда изо всех сил стара-ешьсн вести себя тихо-тихо, а непослушные вещи всеми спосо бами сопротивляются этому намерению. В половине седьмого его терпение лопнуло: — Вставай! Опоздаем! Старты начинались в одиннадцать Заседание судейской — в десять. Дорога — час Минимум два часа недоспал, а ведь это последняя спокойная ночь, потому что во время крупных соревнований судьям подчас сутками не удастся сомкнуть глаз. Автомодельный спорт.. Здесь, пожалуй, надо сделать маленькое отступление и, пока мы с Димкой ждем рейсового автобуса, рассказать, что это такое .Солнечным майским утром J957 года на стадионе Юных пионеров собрались зачинатели совершенно нового в нашей стране технического вида спорта — автомодельного Теперь многие in них давно носят почетное звание мастера спорта, ходят в корифеях и снисходительно дают советы новичкам А тогда это бы«и совсем ребята И, если честно говорить, они сами еще не совсем точно представляли, что такое автомоделизм, в какие рамки он уложится и в какое массовое увлечение со временем превратится. Еще не было таблиц скоростей, точнейших электронных засечек (приборов-автоматов для определения скорости модели), строгих правил, зато был задор, стремление поскорее проникнуть в тайны крохотного, но мощного «движка», жажда скоростей — не меньших, чем у настоящих автомобилей. Новый вид спорта оказался делом не только азартным, но интересным, полезным и умным. Что такое маленький автомобиль — игрушка, забава? Ничего подобного: с первого эскиза, с модели начинаются и настоящие Мастер спорта, чемпион и рекордсмен Владимир Якубович -один из зачинателей отечественного автомоделизма «Жигули», и «Волга», и ЗИЛ, и бронетранспортер, и танк — в общем, все машины, предназначенные как для мирных, так и для оборонных целей. Труд автомоделиста нелегок, кактруд любого конструктора, изобретателя Чтобы маленький автомобиль заставить двигаться в него придется вложить массу труда, старания, времени Подумай над этим, юный читатель. Ведь, приступая к своей самой первой работе, ты еще как след\ет не умеешь владеть даже лобзиком Автомоделизм заставит тебя освоить токарный, фрезерный станки, научит технике нпифования, полирования, окраски Чтобы модель высоко оценили на соревнованиях, она должна быть сделана с величайшей тщательностью и аккуратностью Значит, моделизм учит культуре труда, работе, так сказать, со знаком качества. По первому разу ты, может быть, раньше времени привернешь колеса Ошибка — придется модель разбирать и снова собирать Ничего, на ошибках учатся работать умно, последовательно. Изучая микромоторчик как говорят, «доводя» его ты стаешь устройство двигателя и постигаешь его тайны, а они общие и у того, что ты ставишь.на модель, и у того, что стоит на настоящем автомобиле, бронетранспортере, танке Значит, тебе лете будет познать сердце настоящей машины. Вот каким важным для тебя может стать моделизм, если займешься им всерьез. Он поможет подготовиться и к труду, и к обороне Родины. Но моделизм — это еще и спорт Соревнования аают возможность сравнить результаты своего труда и искусства с тем, что достигли другие. Соревнуясь с другими, ты воспитаешь в себе волю, твердость, умение и желание сегодня работать лугч-ше, чем ты работал вчера. Вот почему в самом слове «соревнование» заложен великий общественный смысл. Духом соревнования проникнут и мирный труд всех советских людей, и ратный труд советского воина — защитника Родины Какие же бывают модели и на что они способны3 Как их делают и как проводят автомодельные соревнования? С чего начать занятия автомоделизмом и каковы перспективы развития этого спорта? Впрочем, чтобы ответить на все эти вопросы, мы и едем сегодня с Димкой на кордодром в подмосковный город Жуковский. Димка, как и ты, мой юный друг, заинтересовался автомоделизмом. Итак, смотри, запоминай, учись. Встречи на кордодроме Кордодром — это автомодельный стадион. Он представляет собой круглую площадку, почти двадцать метров диаметром, за высокой оградой. Беговая дорожка здесь бетонная и сделана она настолько ровно, что упавшая капля воды не тронется с места Такое тщательное выравнивание, или, как говорят, нивелировка, необходимо, чтобы модель в любой точке круга испыты-ва та одинаковую нагрузку, чтобы скорость ее везде была постоянной Теперь приглядись поверхность бетона шероховата как будто по ней прошлись большой теркой Это сделано для того, чтобы колеса модели ке скользили и не пробуксовывали даже в дождливую погоду — А бетонный забор? Ведь ребятам, наверное, очень неудобно перелезать через него! — замечает Димка — Вспомни хоккейный стадион Там тоже есть ограждение. Попробуй, не поставь его. Жаль болельщиков, которые окажутся рядом с неогражденным полем Шайба бьет очень больно Маленькие машинки развивают на корте бешеные скорости — сто километров в час считается средним результатом. А чго если сорвется модель с кордовой нити? Много "бед может наделать этот стремительный и увесистый колесный снаряд Вот почему вокруг кордодрома через полметра от первого забора тля надежности ставят еще одно ограждение - металлическую сетку — А бывало, что срывались? — Редко, потому что стальные кордовые нити проверяются очень тщательно, а карабины, которые соединяют нить с моде чью, делаются из особо прочных сортов стали Судья на корте обязан следить за безопаснстью запуска, за тем, чтобы модель правильно принимала старт, а также своевременно снимать с дистанции мотель, которая начинает терять детали. Помню, однажды я был судьей на корте и проявил небрежность, не посмотрев, как закрепили модель с двигателем рабо чим объемом 10 см3 а такие модели — «киты» в нашем спорте они самые тяжелые и самые быстрые. Надо же было таком случиться - нить лопнула — и я получич от модели хорошего «тумака» Еще повезло — задел меня лишь кузов а он деревянный, сравнительно легкий. Модель вылетела за ограждение (стоял только низенький барьерчик-переноска) метрод. на пятнадцать и jj срезала росшие неподалеку кусты Центральное кордоьое устройство. Впрочем, за последние пять-шесть лет я больше не наблюдав подобного случая: техника безопасности теперь на высоте — А что это за труба торчит и центре круга? - опросил Димка — Это устройство для закрепления кордовой нити, которая не отпускает модель из круга Маленькие машины имеют разный вес, и потому нити, на которых они кренятся, тоже разной толщины — от 0,5 до 1,5 м.м. В центровом устройстве есть иодшииник с планкой За нее крепят один карабин, а карабин на другом конце кордовой нити зацепляют за выступающую сбоку модели кордовую планку. Кстати, сразу же запомни, что ее длина должна быть не менее 225 255 мм, если считать от продольной оси модели Но не от места крепления1 Некоторые мотелисты это забывают и -в результате оказываются «за бортом» соревнований. Модели стартуют поодиночке, причем -могут двигаться и по часовой стрелке и против - как удобнее для запуска. Самая распространенная дистанция, которую должна преодолеть почти каждая модель, составляет ровно 500 м, или восемь круюв но беговой дорожке Есть, разумеется, и другие- 25 м — для резиномоторных моделей, 250 м для моделей с электродвигателями, есть дистанции в один, два и пять километров — Теперь взгляни сюда, — сказал я Димке — Видишь, рядом с кордодромом, на ровной асфальтированной площадке нарисованы крути и змейки Здесь принимают старты радиоуправляемые модели. Повинуясь команде своего хозяина радиста. они движутся по размеченной трассе, выполняя те же миражне ния, что и настоящие автомобили и мотоциклы «восьмерка», «змейка», движение передним ц задним ходом, проезд в ворота, пересечение участков «заболоченной» и «песчаной» местности. Ридиомодеди — экстракласс нашего спорта Они очень сложны в изготовлении, и лелаю1 их лючи, хорошо знающие не только механику, но и радиотехник). А тебе, читатель, и начинать надо с машин попроще Вот они выстроились у асфальтовой дорожки, вдоль которой натянет провод. Эти модели бегают 25 м по прямой, вот для чего них сверху, как у троллейбуса, сделаны специальные направляющие устройства. Вместо привычного автомобилистам двигателя гюд капотом v каждой находится мноюслойнып. туго накрученный резшюмогор Рулевого управления v них обычно не бывает Совсем простые машины, — замечает Димка — Так ли уж «совсем простые»5 Попробуй, начни делать такую же, как вот эта «Чайка», и ты поймешь что у резиномоторных моделей предостаточно сложностей, нау читься преодолевать которые можно только за полгода-год упорной работы — Ну да! — не поверил Димка. — А ты как думал? А теперь пойдем туда, гас работает техническая комиссия соревнований, посмотрим, какие модели привезли ребята Ви шшь. стоят столы, а на них обычные магазинные весы с разновесами. Радиоуправляемая модель — копия автомобиля БелАЗ Какие только машины не пробегали перед нами. — Зачем это? - недоуменно глядит Димка. — А ты послушай о чем идет разговор Возможно, скоро и тебе придется демонстрировать свою модель технической комиссии Мы подходим ближе. — Вес? — спрашивает судья у моделиста. — Тысяча двести пятьдесят граммов — отвечает тот. Для проверки модель водружают на весы. Точно! По правилам соревнований вес некоторых моделей строго ограничен. Это сделано для того, чтобы спортсмены, чьи конструкции будут стартовать в одном классе, соревновались в равных условиях, как, например, боксеры или тяжелоатлеты Иначе может получиться так, как было в Таганроге, когда вес моде лей с электродвигателем еще не ограничивали. Привез тогда один из самых опытных наших моделистов с собой грузовичок Большой, метр в длину, полметра в ширину. Стоял на нем мощный двигатель, самодельные аккумуляторы, посильнее мотоциклетных Когда спортсмена вызвали на старт, он уселся в кузов, посадил на колени помощника — и поехал! Очки, по которым оценивается результат выступлений, начисляли тогда за каждый килограмм груза, который может увезти модель Понятно, что эта модель набрала одна столько очков, сколько все другие участники соревнований вместе взятые! Теперь подобные казусы невозможны все модели, представленные в одном классе, должны быть примерно равными по весу, возможностям двигателя, габаритам. Между тем судья задаст следующий врпрос: — Марка двигателя? — МЛ, два с половиной кубика Тебе эти цифры пока ничего не говорят а моделисты понимают МД — микролит а-гедь внутреннего сгорания с рабочим обчемом 2,5 см3 Это второй «до весовой категории» двигатель в моделизме. Маленький, но сильный. Два таких моторчика вполне могут повезти велосипедиста. Модель начали измерять в длину, ширину, диаметр колес длину кордовой планки Оценивалось сходство маленького грузовичка с настоящим, качество облицовки и деталей, таких, как ручки, бамперы, стеклоочистители Потом придирчиво изучалось каче стпо окраски исчтолненис узлов и агрегатов — карданного вача, коробки передач, дифференциала Попробовали, как включается электрооборудование Наконец, как и на любых экзаменах, судьи подсчитали количество баллов (за каждый узел начисли ется определенное количество баллов), результат получился «проходной», и участнике соревновании разрешили, словно би лет на экзамене, «тянуть» стартовый номер. KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
|
☭ Борис Карлов 2001—3001 гг. ☭ |