Одеваться красиво и современно могут не только молодые и стройные женщины, но и те, чью фигуру нельзя назвать совершенной. Для этих женщин автор, конструктор-модельер, предлагает свои модели одежды. Для любителей рукоделия. © Издательство «Полымя». 1988 © Литературное, художественное, техническое редактирование, оригинал-макет. диапозитивы. Издательство «Полымя», 1995 © Переработка. Г. К. Волевич, 1995 СОДЕРЖАНИЕ ЧТО ВАМ ИДЕТ СНЯТИЕ МЕРОК ПОСТРОЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ, РАСКРОЙ И ШИТЬЕ Сорочка ночная с втачными рукавами Бюстгальтер с поясом на большую грудь КОСТЮМЫ КУПАЛЬНЫЕ Костюм купальный (трусы и бюстгальтер) Основа чертежа выкройки костюма купального цельнокроеного Костюм купальный цельнокроеный с подрезными чашечками Костюм купальный цельнокроеный с драпировкой по линии груди Костюм купальный цельнокроеный с подрезом посередине переда ЮБКИ Юбка прямого покроя с шестью вытачками Юбка прямого покроя с восемью вытачками на фигуру с выступающими ягодицами Юбка прямого покроя с восемью вытачками на фигуру с выступающим животом Юбка из четырех клиньев на фигуру с выступающим животом Юбка прямого покроя с восемью вытачками на фигуру с высокими бедрами Юбка прямого покроя с десятью вытачками на фигуру с узкой талией Юбка двухшовная с вытачками Юбка шестиклинка...51 Юбка «колокольчик»...52 Юбка расклешенная с одним швом...53 Юбка «полусолнце»...55 Юбка прямого покроя с фигурными вытачками...56 Моделирование юбок...58 Юбка прямого покроя с тремя встречными складками...62 Юбка двухшовная с тремя односторонними складками...64 Юбка с двумя байтовыми складками и подрезными карманами...65 Юбка с застежкой посередине переда и накладными карманами...65 Юбка трехъярусная...65 Юбка с оборкой...67 Юбка в клинья со складками.. 69 Раскрой и шшпье юбок...70 Дефекты в юбках...71 БЛУЗКИ...72 Блузка с втачными рукавами.. 72 Блузка с короткими цельнокроеными рукавами и ластовицей. 79 Блузка с длинными цельнокроеными рукавами и ластовицей. 87 Блузка с рукавами кимоно... 95 Блузка с короткими цельнокроеными рукавами и подрезом. 97 ЖАКЕТЫ И КУРТКИ...103 Жакет приталенный...103 Жакет с длинными цельнокроеными рукавами и отрезными бочками...114 Жакет к осеннему костюму...122 Куртка из водоотталкивающей ткани на ватине...130 Куртка с вытачками от плечевых срезов...135 БРЮКИ...140 Брюки спортивные...140 Брюки, плотно облегающие бедра...144 Раскрой и шитье брюк...147 Устранение некоторых дефектов в брюках...147 Практические советы...148 ПЛАТЬЯ...151 Халат цельнокроеный...151 Платье цельнокроеное с втачными рукавами...157 Платье цельнокроеное с рукавами реглан...166 Платье-халат с цельнокроеным воротником...174 Сарафан зимний...177 Платье с цельнокроеным воротником. переходящим в планку. 180 Платье с отрезными бочками.. 183 Платье с рельефными линиями от проймы...186 Платье с рельефными линиями от плеча...187 Платье с асимметричной драпировкой в левом плечевом срезе...191 Платье с драпировкой по линии бока...193 Платье с подрезом и драпировкой по линии груди...194 Платье с драпировкой по линии груди...196 ПЛАТЬЯ-КОСТЮМЫ...190 Платье-костюм с драпировкой по бедрам...198 Платье-костюм с фигурной кокеткой и драпировкой...200 Платье-костюм с подрезными карманами...200 Платье-костюм со складками..203 ПАЛЬТО И ПЛАЩИ...204 Пальто летнее с втачными рукавами...204 Пальто летнее с цельнокроеными рукавами и ластовицей...209 Плащ с втачными рукавами...215 Плащ с рукавами реглан 223 Пальто демисезонное с рукавами полуреглан...230 Пальто демисезонное полупри-легающего силуэта с втачными рукавами...237 Пальто зимнее прямого силуэта с втачными рукавами...242 Пальто приталенное из ткани с водоотталкивающей пропиткой на утепленной прокладке.249 Пальто прямое из ткани с водоотталкивающей пропиткой..255 СОВЕТЫ ПО КРОЙКЕ И ШИТЬЮ 260 Перевод верхней вытачки 260 Оформление линии горловины.263 Построение чертежей, раскрой и обработка воротников...266 Раскрой ткани и последовательность обработки изделия..279 Моделирование втачных рукавов...300 ЧТО ВАМ ИДЁТ О выборе фасона и ткани. Умение одеваться не является непостижимой тайной. Каждая женщина может быть хорошо и со вкусом одета, если будет следить за тем, чтобы ее одежда — домашняя, выходная или для работы — соответствовала ее внешности, назначению и окружающей обстановке, не была крикливой и яркой. Одеваться нужно просто, но красиво. Необходимо подбирать одежду, учитывая свой возраст, особенности своей фигуры и даже свой характер, а при выборе фасона помнить, что одежда должна подчеркнуть достоинства фигуры и по возможности скрыть ее недостатки. Как же следует относиться к моде? Вольтер говорил, что глупо гоняться за модой, но и смешно отставать от нее. Иными словами, мы должны относиться к моде разумно. Условия жизни требуют преимущественно практичной и удобной одежды, при этом она должна иметь высокие эстетические качества. И здесь уже требуется умение, пользуясь моделями одежды, создать свой стиль одеваться. Как мы носим то или иное платье, каким бы простым оно ни было, определяет наше внешнее "я". Как мы сочетаем отдельные элементы одежды, как и чем дополняем ее, определяет наш стиль. Ведь человек может выглядеть отнюдь не элегантно даже в костюме, сшитом по заказу. Личный вкус — вот что отличает одного человека от другого. Нельзя слепо копировать моду, чтобы не выглядеть смешно и нелепо. Самое плохое впечатление производят крайности. Некоторые совершенно не признают моду, игнорируют новые линии и новый силуэт одежды, одеваются "на свой лад", другие же, наоборот, бездумно утрируют ее предложения. Современная одежда проста по покрою, ее пропорции естественны, поэтому каждая женщина может подобрать для себя фасон и быть одетой по моде. Женщинам с полной фигурой следует более внимательно относиться к выбору фасона и ткани. Но это не значит, что они должны быть однообразно одеты, выбирать только темные тона, отказаться от модных линий и тканей (конечно, следует избегать ярких расцветок, бросающихся в глаза, тканей с крупным рисунком). Каждой женщине, в том числе и полной, подойдут ткани скромного тона с мелким рисунком, в продольную полоску, мелкую клетку. Полным женщинам рекомендуем мягкие шерстяные и плотные шелковые ткани холодных приглушенных тонов. Одежда черного цвета делает фигуру стройнее. Белый цвет оптически увеличивает объем фигуры, поэтому полным женщинам желательно его избегать, но уж если вы решили сшить платье из белой или другой светлой ткани, оно должно быть неотрезным по линии талии, прямого покроя, с продольными линиями фасона. Вырез у платья желательно сделать продолговатым, с небольшим воротником или узкой шалькой, переходящей в галстук или бант. Рукава не следует делать очень широкими. Полным женщинам не нужно сильно подчеркивать талию, так как при этом полнота будет больше заметна. Не следует шить платья на размер больше — это тоже не украшает фигуру. Платья, юбки и блузки советуем носить прямого покроя, без лишних оборок и складок. Если у женщины широкие бедра, то на юбке спереди можно сделать шов, а сзади — шов со складкой. Такая юбка зрительно уменьшает объем фигуры. Если же у женщины узкие бедра и выступающий живот, то шов посередине переда лучше не делать, а в боковых швах сделать складки. Блузку прямого покроя следует носить поверх юбки. Можно сделать ее приталенной за счет вытачек или носить с поясом. На блузках и юбках не рекомендуется делать поперечных фасонных линий. Очень полным женщинам нужно отказаться от юбок в сборку и складку, от прозрачных блузок. Одно из общих правил для молодых полных женщин — осторожное отношение к модным формам одежды, которые с готовностью воспринимаются стройными и худыми. Итак, новая ткань, приятная расцветка, модные линии, соответствующие вашему возрасту, — и вы хорошо и модно одеты. Немного о цвете. При выборе ткани для платья, костюма или пальто прежде всего нужно обратить внимание на ее цвет — ведь внешний облик определяется не только формой одежды. Цвет выбранной ткани должен сочетаться с цветом волос, глаз, с характером и возрастом женщины. Как мы уже отмечали, при полной фигуре надо избегать очень ярких, интенсивных цветов, привлекающих внимание своей насыщенностью. Известно, что темные цвета зрительно уменьшают объем фигуры, но, несмотря на это, не рекомендуется отдавать предпочтение темному. Можно сделать исключение при более элегантной и строго официальной одежде. В данном случае подходят темно-коричневый, темно-синий, темно-лиловый и черный цвета, которые можно освежить светлой отделкой — жизнерадостной нотой, звучащей на темном фоне. Нет плохого или неподходящего цвета. Есть цвет, неудачно подобранный для возраста, случая или фигуры. Молодой женщине с полной фигурой идут пастельные тона. Они подчеркивают молодость и придают мягкость общему силуэту одежды. Белый цвет относится к нейтральным, и, несмотря на то, что зрительно он не уменьшает объема фигуры, его можно использовать в комбинации с другими цветами. К каждому сезону художники-модельеры предлагают модную цветовую гамму, из которой всегда можно выбрать наиболее подходящие тона. Выбирая ткань для покупки, необходимо помнить, что некоторые цвета при электрическом освещении выглядят иначе, чем при дневном. Поэтому мы советуем ткань для вечернего платья покупать при электрическом освещении, а для повседневного — при дневном. Одежда для службы. Эта одежда должна быть удобной, практичной и соответствовать характеру работы. Если не требуется специальная одежда, то для работы подходят обычные повседневные платья, отвечающие сезону и моде, которые должны быть красивыми и элегантными. Для службы не следует шить платье из очень дорогой и нарядной ткани, вычурного фасона или с большим вырезом. Самая удобная одежда — комплект, состоящий из юбки и блузки, платье, платье-костюм, которое можно сделать с застежкой до верха и носить без блузки с шарфом или маленьким шарфиком. К платью с небольшим вырезом горловины можно надеть скромные бусы или изящную брошь, при этом украшение должно гармонировать с туалетом. Костюмы и платья-костюмы удобны прежде всего тем, что позволяют получить большое количество вариантов. Стоит сменить блузку, надеть пуловер, жилет, как весь ансамбль начинает выглядеть совершенно иначе. Практичны и удобны сарафаны, жилеты с юбками, дополненные блузками или тонкими свитерами, платья с удобной застежкой на планке. Ткани — плотные хлопчатобумажные, льняные или другие, но немнущиеся и пластичные. Нарядное платье. Оно может быть выполнено из любой ткани, но его фасон и покрой непременно должны быть модными и элегантными. Хотелось бы обратить внимание на два туалета, которые помогут каждой женщине быть хорошо и со вкусом одетой. Первый — платье-костюм, выполненное из шерстяной или плотной шелковой ткани. К лацкану жакета можно приколоть брошь или цветок. Второй — черное платье, которое можно надеть и в гости, и в театр с различными дополнениями и украшениями. На такое платье идет совсем немного ткани и сшить его не очень сложно. Оно может быть прямого или полуприлегающего силуэта (это зависит от фигуры), с небольшим овальным вырезом, с закрытым вырезом горловины или с вырезом каре. Такое платье можно сделать с короткими рукавами, рукавами три четверти или длинными (втачными, цельнокроеными или реглан). Одежда для дома. Она должна быть не только удобной, но и красивой, практичной, дешевой. Домашнюю одежду необходимо шить из тканей, которые легко стираются. Ситец, сатин, поплин, байка и другие хлопчатобумажные ткани как нельзя лучше подходят для этой цели. Удобный и красивый домашний наряд можно сшить из платья, которое уже вышло из моды, если докупить немного ткани и скомбинировать ее с тканью платья. Для домашней работы и любых других занятий удобны, красивы, всегда модны брюки и свободные блузы. Очень практичен и сарафан, так как блузка не выбивается из-под него и при резких движениях. Платье-халат — не только удобная, но и модная форма. Домашнее платье обычно свободное и просторное, но не бесформенное и обязательно к лицу и фигуре. Женская кокетливость должна быть и в домашней одежде независимо от возраста, ведь множество домашних дел — это исконно женское занятие. Особенно важно это отразить в прозаическом фартуке. Многообразие форм домашних фартуков известно. Но кроме формы большое значение имеют цвет, рисунок, отделка, детали. Здесь уместны оборки, канты, многоцветная тесьма, аппликация, сборки, различные карманы. Фартук может быть дополнен не только косынкой, но и рукавицами-прихватками, чулками, носками или тапочками, сочетающимися именно с ним по цвету или рисунку. Приятно начать день в красивом, удобном и уютном халате, в котором чувствуешь себя легко и непринужденно. Его можно сшить из мягкой пластичной ткани, такой, например, как хлопчатобумажная фланель, бумазея, махровая, вельвет или бархат, штапельное полотно, хлопчатобумажный трикотаж. Ткань для утреннего халата желательно подобрать светлую — гладко-окрашенную или с мелким рисунком, тогда вы будете выглядеть особенно молодо и мило. Домашняя одежда более традиционна, чем какой-либо другой вид одежды, но и она подвержена изменениям моды. Халат может быть прямым или слегка расширенным книзу, застегнутым на пуговицы или с глубоким запахом. А современный вид придадут ему модные детали и отделка. При выборе ткани для домашнего халата и платья не забудьте подобрать ткань для фартука. Если ткань для домашнего платья пестрая, то фартук желательно сделать однотонным, если же однотонная, то фартук может быть пестрым, в полоску или в горох. Утром очень удобен халат, но, закончив туалет, лучше переодеться в домашнее платье. Не следует выбирать для него сложный фасон, однако, чтобы не выглядеть дома чересчур однообразно, лучше сшить платье из ткани в мелкий горох, в полоску или с рисунком. Для приготовления пищи и уборки квартиры желательно иметь закрытый фартук, при сервировке стола можно надеть небольшой красивый фартучек. Об украшениях. Украшения необходимо подбирать очень тщательно. Красивый искусственный цветок, изящное колье или брошь сделают ваш туалет особенно нарядным и элегантным, неожиданно новым. Французская поговорка гласит: "Самое хорошее украшение — хороший вкус женщины". Не советуем надевать сразу большое количество различных украшений — это говорит о дурном вкусе. Украшения всегда должны гармонировать с вашим туалетом. Керамические и массивные металлические цепочки, металлические браслеты в виде нескольких узких обручей или одного широкого, деревянные украшения носят с шерстяными платьями или трикотажными изделиями. Пластмассовые украшения — клипсы, серьги, бусы, браслеты — подходят к легким хлопчатобумажным платьям. Блестящие украшения, имитирующие бриллианты, хороши только при электрическом освещении, поэтому их следует надевать к вечерним туалетам. Если платье или костюм отделаны нарядными пуговицами, то бусы или металлическая цепочка к нему неуместны. Женщине маленького роста советуем прикалывать брошку как можно выше, а бусы, наоборот, опускать пониже. Длинные нитки бус в один или несколько рядов оптически удлиняют фигуру. Серьги — одно из самых изящных и в то же время "капризных" украшений. К разной одежде подходят разные серьги (и по форме, и по материалу), а к некоторым туалетам они вообще не идут. Серьги миниатюрной формы из золота или серебра без камней можно носить с повседневной одеждой. Лишь туалет сугубо спортивного стиля — брюки и свитер — несовместим с серьгами. Признаком дурного вкуса является использование украшений из разного материала. Например, золотые серьги нельзя сочетать со стеклянными блестящими бусами. При выборе серег и бус надо учитывать форму лица и шеи. Женщинам с короткой шеей не советуем носить короткие бусы, равно как и длинные серьги. В этом случае лучше надеть несколько рядов мелких бус средней длины или удлиненную цепочку с медальоном и небольшие серьги. Полноту круглого лица еще больше подчеркивают серьги или медальон круглой формы. Как скрыть недостатки фигуры. Если вы маленького роста, то постарайтесь подчеркнуть в выбранном фасоне вертикальные линии, которые зрительно удлиняют фигуру. Определенный эффект дают продольные рисунок или полоска. Если у вас широкие бедра, старайтесь носить полуприта-ленную одежду, юбки книзу не зауживайте. Плиссе, складки и крой по косой, расширяющие юбку с середины бедер, скрывают полноту нижней их части. Одежда из двух частей (жакет или блузка поверх юбки) скрывает полноту талии. Классическая одежда, подходящая для полной фигуры, — сарафан в комбинации с различными блузками. Женщинам с небольшой грудью на полочках блузки или платья можно сделать драпировку, складки, рельефные линии или пришить объемный воротник. При большом бюсте следует избегать драпировок по линии груди, горизонтальных фасонных линий, больших воротников и карманов. При низкой талии откажитесь от платья с удлиненной талией, а при короткой — старайтесь ее зрительно удлинить. Например, советуем сделать спинку со швом посередине. Если у вас короткая шея, откажитесь от закрытого выреза горловины и больших высоких воротников. Вам пойдут узкий глубокий вырез и маленький удлиненный воротник. При длинной шее вас украсит большой высокий воротник. Если у вас слишком покатые плечи, откажитесь от платьев с цельнокроеными рукавами. Скрыть этот недостаток помогут вам втачные рукава. Можно использовать невысокие плечевые прокладки — подплечники, выполненные по форме плеча. При узких плечах не следует носить платья без рукавов. Втачные рукава, плечевые прокладки, большой воротник помогут скрыть этот недостаток. Женщинам с очень полными ногами нужно отказаться от узких и коротких юбок, с худыми ногами — от широких и длинных. Если у вас большая грудь, не носите бюстгальтеров с тонкими бретелями. Бретели должны быть достаточно широкими и расположены ближе к плечу. Тем, у кого под грудью есть жировые складки, рекомендуется носить широкий бюстгальтер. Непривлекательно выглядит женщина, у которой бюстгальтер врезается в тело, а над ним и под ним висят жировые складки. Полным женщинам рекомендуется носить бюстгальтер-корсет, который делает фигуру более подтянутой. Полным лучше отказаться от открытых купальных костюмов, состоящих из плавок и бюстгальтера. Гораздо больше подойдет им цельнокроеный купальный костюм. Обувьг шляпа, сумка. Эти детали, дополняющие костюм, играют большую роль в ансамбле одежды. Если они будут гармонировать с вашим туалетом, вы можете быть спокойны за свой внешний вид. К вечернему туалету идут туфли на высоком каблуке с глубоким вырезом, маленькая сумочка из кожи, бархата или парчи. Шляпка должна быть выполнена из нарядной ткани. К повседневному платью, пальто или костюму подходят туфли на невысоком устойчивом каблуке, небольшая сумка из кожи, шляпа из фетра или кожзаменителя. К летним платьям подходят светлые открытые туфли, сумочки из соломки, искусственной кожи, ткани платья и соломенные шляпки. Домашняя обувь должна быть действительно домашней, а не стоптанными и потерявшими форму старыми туфлями. Надо, чтобы она была прежде всего удобной, с нескользящими подметками, без каблука или на каблуке — в зависимости от привычки. Но в часы отдыха мы бы порекомендовали вам элегантные домашние туфли или шлепанцы более изысканных форм и цвета. Меховые воротники и шапки. Женщинам с короткой шеей следует отказаться от пушистых воротников. Гораздо больше им подойдут меховые воротники с коротким ворсом. Меховые пушистые шапки идут высоким молодым женщинам. Скромная шапочка из меха с коротким ворсом пойдет женщине любого возраста. СНЯТИЕ МЕРОК Для изготовления правильной выкройки необходимо иметь точно снятые мерки. Если при снятии мерок будут допущены ошибки, чертеж получится неточным и изделие будет плохо сидеть на фигуре. Мерки рекомендуется снимать с человека, одетого в белье или легкое платье. Он должен стоять без напряжения, в обычной позе. Мерки снимают сантиметровой лентой, которую не следует ослаблять или сильно натягивать. При этом фигуру по линии талии подпоясывают шнурком или тонкой резинкой. При снятии мерок необходимо уточнить высоту плеч. Плечи бывают высокие, нормальные и покатые (рис. а). От этой мерки во многом зависит правильное построение чертежа выкройки. Снятие мерок показано на рис. 1, б; Полуобхвати шеи (1) измеряют по основанию шеи. Мерку записывают в половинном размере. Жировые отложения в области седьмого шейного позвонка при обмере не учитываются, поэтому при построении чертежа к величине горловины спинки делается прибавка. Полуобхвати груди (2) определяет размер фигуры. Сан- тиметровая лента должна проходить по наиболее выступающим точкам груди и лопаток. Мерку записывают в половинном размере. На фигуре с низкой грудью при снятии этой мерки сантиметровую ленту необходимо располагать спереди строго горизонтально, с учетом припуска на выпуклость груди. Полуобхвати под грудью (3) измеряют таким образом, чтобы сантиметровая лента проходила под грудью и под лопатками. Эту мерку снимают для изготовления нижнего белья и записывают в половинном размере. Полуобхвати талии (4) измеряют по наиболее узкому месту талии. Мерку записывают в половинном размере: Полуобхват бедер (5) измеряют по наиболее выступающей части бедер, учитывая выпуклость живота. Мерку записывают в половинном размере. Расстояние между выступающими точками груди — центр груди (6) измеряют в горизонтальной плоскости. Мерку записывают в половинном размере. Длину переда до линии талии (7) измеряют от плечевого шва через высокую точку груди до шнурка на линии талии. Мерку записывают полностью. Высоту груди (8) измеряют одновременно с меркой длины переда до линии талии. Измерение производят от плечевого шва до высокой точки груди. Ширину спины (9) измеряют, располагая сантиметровую ленту от левой до правой руки по выступающим точкам лопаток. Мерку записывают в половинном размере. Длину спины до линии талии (10) измеряют от седьмого шейного позвонка до шнурка на линии талии. Мерку записывают полностью. Длину изделия (И) измеряют от седьмого шейного по- звонка посередине спины до желаемого уровня. Мерку записывают полностью. Длину плеча (12) измеряют от основания шеи до плечевого сустава. Мерку записывают полностью. Обхват руки (13) измеряют вокруг руки у подмышечной впадины. Мерку записывают полностью. Длину рукава (14) измеряют от плечевого сустава до желаемого уровня. Мерку записывают полностью. Обхват запястья (15) измеряют у основания кисти руки. Мерку записывают полностью. Высоту сиденья (16) (для изготовления брюк) измеряют по боку от линии талии до поверхности сиденья. Мерку записывают полностью. Длину брюк (17) измеряют по боку от шнурка на линии талии до желаемого уровня. Мерку записывают полностью. Полуобхват голени (18) измеряют по самому широкому месту голени. Мерку записывают в половинном размере. Мерка длины бока (19). Для определения глубины проймы снимают дополнительную мерку длины бока. Измерение производят от шнурка на линии талии до верхнего края линейки, приложенной к подмышечной впадине. Мерку записывают полностью. KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
|
☭ Борис Карлов 2001—3001 гг. ☭ |