СОДЕРЖАНИЕ
Про эту книжку 3
Четыре четыркй 7
Песни наши голосисты 17
Будь здоров на сто годов 27
Заря-заряница 40
На море, на океане 57
В каждой школьной библиотеке есть одна особая полка. Книжки на ней яркие, пестрые, картинок в них много, а края и углы переплетов обычно до того помяты и потрепаны сотнями ребячьих рук, что библиотекарь только головой качает, принимая эти книжки от читателей. Ничего не поделаешь — ведь это те книжки, о которых в библиотечной очереди ребята спрашивают друг друга:
— Читал? Бери скорее! Вот интересная!
Книжки эти и вправду интересные. В них есть над чем и подумать, и посмеяться. Это сборники народных сказок — русских, украинских, латышских, туркменских, осетинских, таджикских, литовских, грузинских, сборники народных загадок, пословиц, песенок и других произведений устной народной поэзии, из века в век звучащих в устах нашего народа.
Длинный путь проходит народная песня или сказка, прежде чем попасть на полку школьной библиотеки. Десятки советских писателей и научных работников
каждый год ездят по разным уголкам нашего Союза — слушают, наблюдают, записывают то, что поет и рассказывает народ. Они привозят из своих поездок целые толстые исписанные тетради.
Очень многое из записанного попадает и в школьные библиотеки. Для маленьких читателей создаются сборники «потешек», «баек», песенок про зайчика, про курочку с петушком, про сон и дрёму, которые ходят по избе и уговаривают неугомонных малышей заснуть поскорее. Для ребят постарше писатели составляют сборники сказок, загадок, пословиц, созданных самым талантливым, самым одаренным автором нашей страны — трудовым народом.
Героические былины, остроумные сказки и загадки, мудрые и меткие пословицы, задушевные песни — все это из века в век, из поколения в поколение складывали, рассказывали и распевали миллионы русских людей, трудившихся на огромных просторах нашей родины. В былинах народ воспевал русскую доблесть, мужество и любовь к родной земле, в пословицах и поговорках передавал внукам и правнукам накопленный жизненный опыт, а в песнях и сказках раскрывал свои наблюдения над окружающим бытом, свои чувства и мечты.
И обо всем передуманном и пережитом говорилось так ярко и живо, таким проникновенным и поэтическим языком! Послушайте наши народные песни. Как много в них красивых образов и сравнений! Вышла девушка замуж не по своей воле в чужую, нелюбимую семью, терпит горе — и песня поет о злом ветре, который треплет белую березку в поле, о холодных дождях, которые мочат тонкую рябинку. Оторвали сына от матери, увезли в ненавистную царскую солдатскую службу — и рассказывает песня, как уплывает по реке зеленая веточка, навсегда оторванная от родного деревца. А в веселых и радостных песнях о счастье цветут белые яблони и черемухи, сверкают по лугам светлые речки, рассыпаются по полю алые
и лазоревые цветы. И радость и горе отражает песня в неповторимо прекрасных художественных образах.
А думали ли вы когда-нибудь, сколько мастерства в наших народных сказках? Здесь и богатая художественная фантазия, и юмор, и уменье простыми, доходчивыми словами рассказать о великой доброте благородной русской души. Вспомните, как тепло говорят сказки о бедняках, о тружениках и угнетенных, над которыми показывают свою власть господа и помещики. Сказка вызывала симпатию к этим беднякам и воспитывала в слушателях желание без пощады расправиться с угнетателями. Чтобы такие сказки запоминались, они тоже должны были быть созданы мастерски. И народ вкладывал в них всю силу своего насмешливого остроумия, рисовал меткие словесные портреты-карикатуры своих врагов, смеялся над ними зло и умно. Такие сказки, раз услышанные, не забывались. Они шли по стране и делали свое великое дело: звали на борьбу, на протест против тех, кто мешал жить трудовому народу.
Яркой зарей горит народная поэзия над всей нашей национальной художественной культурой. Устное поэтическое творчество — фольклор — одно из наших ценнейших народных сокровищ.
«Начало искусства слова — в фольклоре. Собирайте ваш фольклор, учитесь на нем, обрабатывайте его», — говорил великий пролетарский писатель Максим Горький на Первом съезде советских писателей в 1934 году.
Эта книжка познакомит вас, ребята, с русскими народными частушками, загадками, пословицами, играми и сказками. А тот, кто захочет сам включиться в собирательскую работу советских фольклористов, найдет здесь первые советы, как записывать фольклор. Он живет вокруг нас повсюду и может встретиться любому из наших
1 Фольклор — слово английское, означающее «народное творчество», «народная мудрость». Оно принято учеными всех стран. Тот, кто собирает и изучает фольклор, называется фольклористом.
школьников и в туристском походе, и в деревне во время летних каникул. А иной раз его можно найти и гораздо ближе — в своей собственной семье, где есть бабушка, знающая волшебные сказки, дедушка, помнящий старинные солдатские песни, старшие братья и сестры, знатоки частушек, и братья-сверстники, великие мастера на «дразнилки», «считалки» и всякого рода шуточный фольклор.
ЧЕТЫРЕ ЧЕТЫРКИ
Что это такое: Утка в море, хвост на заборе?
Не знаете? Это ковшик, зацепленный ручкой за край ведра с водой. А это что: Стоят на пригорке тридцать три Егорки, кто ни пройдет — всяк поклонится? Это лесная земляника, мимо которой, наверно, ни один из вас не пройдет без того, чтобы не наклониться и не обобрать кустик до последней ягодки. А догадаетесь ли вы, о чем говорится тут: Чашка маленькая, кашка сладенькая, чтобы кашку добыть, надо чашку разбить?
Не ломайте долго голову: ведь это просто орех, вкусный лесной орех, плотно сидящий в своей светло-коричневой скорлупе. Не расколете скорлупки — не достанете ядрышка.
Вы улыбаетесь. Вам нравится играть в загадки? Этих игр может быть немало. Но давайте поговорим сначала о том, что такое загадка.
Конечно, кое-что вы о загадках знаете. Каждый из вас с малолетства развлекался, загадывая товарищам про два кольца, два конца, посередке гвоздик, или про горницу без окон, без дверей, полную людей, илц про хлеба краюшку, которая висит над бабушкиной избушкой. Вы привыкли к тому, что загадки забавляют и смешат.
Но загадки — далеко не только развлечение. Развлечением они стали сравнительно недавно, а в прежние времена их значение было гораздо серьезнее. Многие загадки говорят нам о глубокой древности человечества, раскрывают представления наших далеких предков о природе и обо всей Вселенной. В те времена человек еще не мог понять многого, что совершалось вокруг него. Но пытливый человеческий ум все же старался представить себе, что же происходит в природе. Почему, например, день сменяется ночью? Откуда появляются на небе звезды, радуга? Откуда берутся гром, молния и дождь? Всему этому древний человек пытался дать свое объяснение.
Ночная темнота казалась ему крылом огромной птицы, заслоняющей от людей солнце. Смена дня и ночи казалась борьбой двух животных — белого и черного, которые поочередно одолевают друг друга. Гром звучал, как голос страшного быка тура, живущего на небе. Молния представлялась блеском глаз его подруги турицы, радуга — воротами на небе. Вспомните русские народные загадки:
Махнула птица крылом, закрыла весь свет своим пером. (Ночь.)
Черная корове всех поборола, белая корова всех подняла. (День и ночь.)
Тур ходит по горам, турица — по долам; тур свистнет — турица мигнет. (Гром и молния.)
Поднялйся ворота — всему миру красота. (Радуга.)
Все они были созданы когда-то очень давно, нашими далекими предками, наблюдавшими явления природы и объяснявшими их так, как подсказывала поэтическая фантазия.
Древние загадки о природе и Вселенной имеются во?всех странах мира. С течением времени каждый народ добавлял к ним сотни других, отражавших образы природы и трудовой быт той или другой страны. В русских
вагадках упоминаются земледельческие работы, .домашние животные, которых издавна разводили русские крестьяне: лошади, коровы, овцы; деревья, растущие в нашей стране: елки, березы, сосны; плоды и овощи из наших лесов и огородов: вишня, орехи, морковь, огурцы, горох и др. Всего этого в загадках других народов нет.
А если вы посмотрите, например, хотя бы загадки жителей Средней Азии, вы найдете в них упоминания о верблюдах, о степных цветах и травах, а также об узорных коврах и глиняных чашах и кувшинах, изготовляемых в Туркмении или в Узбекистане:
Верблюд и верблюдица по степи ходят, отдыхать ва горы уходят. (Солнце и луна.)
Лежит ковер, большой-больиюй, а не ступить на него ногой. (Небо.)
В загадках народов Севера нам встретятся лед, снег, сани, северное сияние:
Не драгоценный камень, а светится. (Лед.)
Двое лисенят всегда вместе бегают. (Полозья саней.)
Пестрые стрелы по небу летают. (Северное сияние.)
Русские народные загадки вы можете услышать в каждой колхозной избе.
— Бабушка Олена, загадайте загадку, — просите вы какую-нибудь из деревенских старожилок
Бабушка Олена засмеется и ответит:
— А ну, отгадай: Щука-понура хвостом вильнула, леса пали, а горы встали. Ну-ка?
И вы будете долго ломать голову, пока бабушка не сжалится над вами и не объяснит:
Щука-понура — это коса; ходит она по траве, траву валит, косит, а стога поднимаются, словно горы. Понял? Эх, ты, не отгадал! А еще говоришь, на Луну лететь хочешь!
Спрашивайте бабушку Олену о загадках еще и еще, записывайте их под ее диктовку, пока она не исчерпает всего своего запаса и не пошлет вас в соседнюю избу, к бабушке Матрене или Акулине, которые обогатят вас новыми сведениями по части загадок. Вечером вы принесете домой обильный «улов» и станете с восхищением разбирать полученные сокровища.
Как они интересно и складно составлены, эти загадки веселых, умных деревенских бабушек, получивших их в наследство от своих бабушек и прабабушек! Каждая бытовая мелочь, каждая незначительная вещица в хозяйстве служит тут поводом для художественного народного творчества.
Чего, кажется, проще: кипит в котелке вода, подпрыгивает и варится в ней картошка, наскакивая друг на друга. Но живое воображение деревенского жителя осмысляет эту нехитрую картинку по-своему: ему видится в горшке... буйная драка:
Как на море на Мурьинском, Как на устье на устьинском Помутилася вода с песком, Разодралися Лука с Петром.
Отгадка — картошка варится. Только и всего. А вот другой случай. Подошел кто-то умыться к медному рукомойнику, висящему на веревочке у двери над лоханью. Подтолкнул его — рукомойник качнулся, из носика плеснула вода. Человек умылся и, утираясь полотенцем, разок-другой глянул еще на рукомойник. А по деревне скоро пошла загадка:
Курочка с носком, всякому поклон. (Рукомойник.) Кто именно сложил ее? Трудно сказать. Рукомойников в деревне было немало, и кланялись они в каждой избе по многу раз в день.
Самый склад стиха в загадке говорит о большом музыкальном чутье их авторов. Вспомните хотя бы ту же загадку о варящейся картошке: картинка «драки» в горшке передается с подчеркнутыми ударениями в конце стихов, как в плясовой песне, словно кто-то притопывает в такт словам:
Помутилася вода с песком, Разодралися Л у ка с Петром.
одну рифму.
Или игра созвучиями в загадке о глиняном горшке:
А какая мастерская рифмовка в загадке о замерзающей речке! Помните ее?
Текло, текло и легло под стекло.
кло, кло, гло, кло.
Всего четыре слова — и все на
Был я на копанье (копали глину для горшка),
Был я на топтанье (месили ногами глину),
Был на кружале (на гончарном круге),
Был на пожаре (на обжиге).
Молод был —
Семью кормил,
А старым стал —
Пеленаться стал.
Вы знаете, о каких «пеленках» тут идет речь? В деревне старые горшки для прочности оплетают берестой, и живет такой горшок, несмотря на трещины, словно запеленатый в длинные берестяные обмотки.
Разнообразные деревенские загадки, порою очень затейливые, деревенские ребятишки слышали с первых лет жизни. Родная изба была полна предметов, о которых взрослые говорили хитро и весело;
— А ну-ка, что это такое:
Черный конь скачет в огонь?
Это кочерга.
А это:
Маленький мальчик, согнутый пальчик?
Это крючок на двери. Видишь, как изогнулся?
А нос стальной, хвост льняной — это иголка с ниткой.
Малыш выходил на двор. И здесь было немало такого, о чем занятно и весело говорили загадки. Здесь стояла корова: Стоит гора посреди двора, спереди вилы, сзади метла.
У колодца плескались гуси:
Белые горы, красные подпоры.
A посреди
У ворот лежал мохнатый Барбос:
Четыре четырки, две растопырки, один вертун, а сам ворчун.
А за воротами открывалось поле с золотой рожью:
Не море, а волнуется.
Рожь была связана в низкие снопики:
Стоят на полянах мужички в желтых кафтанах.
Из рощи выбегал ручеек:
По камням среди травы вьется змейка без головы.
Вдали за нивой синел дремучий лес, где были и грибы, и ягоды, и орехи, где на кустах шиповника осенью зрели тугие красные ягодки, полные мелких семян:
Сидит Яшка, красная рубашка, брюшко сыто, камешками набито.
Вся русская природа отражалась в народной загадке. Наблюдательный крестьянин нашел затейливое иносказание и для малины, и для черемухи, и для черники. Знаете загадку про чернику?
Черненькая, кругленькая, всем ребятам миленькая.
Нашлась загадка и про речку:
Бежит, бежит — не выбежит, течет, течет — не вытечет.
И даже про опавший осенний лист:
Пан-панович пал в колодец, сам не потонул и воды не смутил.
Отметила загадка и звезды:
Рассыпался горох на семьдесят дорог, никто не соберет.
И дождик:
Длинный Митрошка стучится в окошко.
И солнечный свет: Тянется в окно золотое полотно.
А новая, советская загад ка заговорила о другом: о самолете, о радиорупоре, об электрической лампочке: Летит, как стрела, гудит, как пчела, нос стальной, хвост большой, летит — гудит, сядет — молчит.
Черный рот на весь мир поет.
Висит груша — нельзя скушать.
В новую народную загадку попали и многие другие предметы, не виданные в старой деревне.
Отыскивать загадки в деревне обычно нетрудно. А что мы сделаем с этими записями в школе?
Во-первых, мы сохраним их в виде особой фольклорной коллекции: разберем собранный нами материал по темам (изба, сад, двор, огород, поле, нива, лес, река, труд человека, животные, птицы и т. .д.). Отгадки дадим или тут же под загадками или раскроем их в конце нашего альбома. Лучше всего попросим кого-нибудь из наших товарищей — юных художников — дать эти ответы в виде рисунков. Это украсит наше собрание. Такой альбом с удовольствием посмотрит весь класс. Товарищи познакомятся с проделанной нами работой и, может быть, сами тоже заинтересуются таким собиранием.
Потом мы устроим игры с загадками.
Для начала можно устроить игру-соревнование. Играющие делятся на две партии и устраивают состязание — какая партия знает больше загадок на какую-нибудь выбранную тему: о природе, о небесных светилах и явлениях, о растениях наших лесов, полей и рек или о
предметах сегодняшнего крестьянского и городского быта1. Тут можно вспомнить не только множество старинных загадок о крестьянском жилище, о разных кадушках, подушках, поварешках, ухватах, горшках и ложках, но и новые загадки о предметах, с которыми деревня познакомилась после Октября: о тракторе, комбайне, косилке, автобусе, кино. Каждая загадка, которую вы вспомните и загадаете, даст вам лишнее очко. Выигрывает та партия, хоторая скорее наберет условленное количество очков — 10, 15, 25 — смотря по предварительному уговору.
А вот другая игра. Каждый играющий выбирает себе какую-нибудь специальность и называет пять (или другое количество) предметов, относящихся к этой специальности: садовод — пять цветов (розу, гвоздику, тюльпан, нарцисс, резеду или другие, по желанию), огородник — пять овощей (репу, морковь, хрен, лук, салат), пастух — пять домашних животных (корову, лошадь, свинью, овцу, козу), повар — пять блюд (щи, суп, кашу, котлеты, кисель), портной — пять предметов одежды (шубу, пальто, рубашку, брюки, пиджак), библиотекарь — пять книг (Пушкина, Некрасова, Гоголя, Чехова, Горького) и т. д. Ведущий поочередно загадывает играющим по пяти загадок. Чтобы не потерять своего «сада», «огорода», «библиотеки» и т, п., «владелец» их должен дать правильные ответы на все пять загадок. Иначе с «библиотечной полки» начнут пропадать книга за книгой, в «огороде» погибнут поочередно овощи, в «саду» друг за другом завянут цветы, а за стол нельзя будет сесть, так как весь «обед» у повара пропадет. В конце игры подсчитывают, у кого что осталось. Выигрывает тот, кто сохранил все принадлежащие ему предметы.
В эту игру можно играть и несколько иначе. Собираются путешественники, задумавшие посетить каждый по пяти городов, или звездоплаватели, летящие каждый на пять выбранных ими планет или звезд, или моряки, которые собираются поплавать по пяти морям, и т. д. Совершившим свое путешествие и обогнавшим других считается тот, кто отгадал все предложенные ему (5, 10, 12, смотря по уговору) загадки.
Особенно интересно можно построить игры, если привлечь к ним не только русские загадки, но и загадки других народов Советского Союза. Явления природы, жилье, хозяйство, местные животные и растения — все это встречается в загадках и у русских, и у татар, и у манси, и у чувашей, и у якутов, и у народов Прибалтики. Можно заранее наметить тему (например, солнце, месяц, звезды, предметы домашнего быта, предметы советской техники и т. д.) и устроить соревнование. Выигрывает тот, кто найдет больше загадок на данную тему.
Наконец, попробуйте и сами сочинить новые загадки. Это удавалось многим советским школьникам. Они придумали загадку про снег: Мушки белые летят, они не пьют и не едят. Про то, как строится дом: Без корней, без ветвей, а растет. Про бумагу: Хоть плоска, а не доска. Про классную доску и мел: Белая чайка по черному полю скакала, белые следы за собой оставляла. Про радио: Говорит и поет, никогда не устает.
Все это очень удачно. А что придумаете вы?
Ах, пляшется нам, Ты лети, лети, лети,
Весело поется! Наша песня мирная!
Отчего бы и не петь? Ты цвети, цвети, цвети,
Хорошо живется! Родина обширная!
Знаете, что это такое? Это молодежные колхозные частушки-коротушки. Как указывает самое ее название, придуманное народом, коротушка — песенка короткая: ее четверостишия часто-часто бегут друг за другом под деревенскую гармонь на молодежном гулянье или в веселом девичьем переплясе на вечеринке.
Зайдите вечером в деревенский клуб, когда молодежь пляшет. Под мелкую дробь каблуков вы услышите:
К нам из города приехал Огоньки кругом горят,
Председатель боевой. Красота какая!
Был колхоз наш отстающий, Хорошо теперь живет
А теперь — передовой. Сторона родная!
В чистом поле на березе
Шелковистая кора.
Хорошо у нас в колхозе Пашут землю трактора.
А в уголке на скамейке девочки-школьницы, глядя на танцующих старших сестер и братьев, потихоньку тянут тонкими голосками:
На мне беленькая кофта,
На вечёрках веселиться
Вышитая птичками
У меня охоты нет
Я еще не подросла,
Я, во-первых, ученица,
Хожу еще с косичками
Во-вторых, мне мало лет
Подсаживайтесь к этим маленьким певицам: с ними очень легко познакомиться и разговориться, а попутно и записать от них только что спетые ими частушки. Когда старшие девушки заметят, чем вы заняты, к вам сейчас же подойдут, заинтересуются вашей работой и начнут на-» перебой диктовать вам местные песенки-коротушки, толь ко успевайте записывать. Споют и про работу на целине, и про трудовые достижения родного колхоза:
Я такая боевая, У колхоза, у колхоза
Никому не удержать. Все как есть сбывается.
Еду с братом — на Алтае У колхоза счастье возом Земли-залежи пахать. В гору поднимается«
А иногда тут же прозвучит и звонкая насмешка над местными лодырями и лентяями:
Тракторист Володя — лодырь:
Тракторами хвалится,
А как выйдет на работу,
Трактор вдруг развалится.
Все спиши, чтобы в городе знали, как живут колхозники, — скажут девушки, заглядывая в вашу тетрадку и диктуя песенку за песенкой, будто нанизывая яркие веселые бусинки на нитку.
Быстро сменяя друг друга, мелькают в частушках-коротушках картинки колхозного быта. Вот молодежь работает в поле, вот выезжает на рыбалку, вот пошла в лес по грибы и по ягоды, а вечером идет веселье у мостика подле речки. Вот в колхозе праздник — все отправились на выборы депутатов или шагают по улице с первомайскими песнями. А вот собираются в школу или избу-читальню на доклад о международном положении.
Отражены в частушке и близкие, дорогие картины родной природы, которые с любовью вплетает в свою песенную поэзию русский народ, чуткий к красоте: лесок, поле, роща, вересовые кусточки, цветы на берегу речки; упоминаются светлые зори, солнышко, звезды. Они сопоставляются с теми чувствами и мыслями, которые исполнители вкладывают в маленькую коротушку:
Много звездочек на небе, Расцветает в поле травка А одна из них светлей. Весело и зелено.
Жить советскому народу Хорошо в колхозе жить Всех народов веселей. По заветам Ленина!
Когда слушаешь или читаешь такие частушки, кажется, будто в первых двух строчках говорится об одном, а в двух других — совсем о другом и связи между ними нет. Между тем посмотрите — связь эта очень тесная: яркий свет всегда напоминает о веселье, о радости, поэтому, говоря о счастливой жизни советских людей, народ сравнивает ее с ярким звездным блеском. На весеннем празднике особенно приятно видеть свежие цветы, яркую зелень, поэтому, говоря о счастливой жизни в колхозе, народ сравнивает ее со свежей зеленой травой. А образы увядшего сада, потухшего огня, мутной воды, дождя, мрака, холода всегда связываются в народной поэзии с нерадостными событиями и грустными раздумьями.
Частушек у народа десятки тысяч. В прежнее время частушка далеко не была такой веселой, как сегодня: она рассказывала о тяжести подневольного труда крестьян под властью бар-помещиков, о рекрутах-солдатах, которых родные со слезами провожали на долгую тяжелую царскую службу:
Тяжелая заботушка — - Жала я на барской нивушке На барина работушка; Пшеницу да овес;
Сенокос да жнивушка, Только хлебушка мне белого
Заболела спинушка. Поесть не удалось.
Встань-ка, маменька, пораньше,
Вымой лавочки с песком,
Повезут меня в солдаты,
Ты заплачешь голоском.
После Великой Октябрьской социалистической революции сотни частушек зазвенели, запели о неслыханном прежде: о наступлении новой эпохи, о счастье свободного труда, о переделке всего хозяйства, всей жизни народов в Советской стране:
Наша Родина богата,
Наша долюшка светла.
Это партия родная Нас к победам привела.
Народная частушка — своего рода неписаная история народного быта. Живая жизнь выдвигает все время новые темы для народного песенного творчества — и частушки создаются в народе непрерывно. Сегодня наряду со многими веселыми молодежными частушками в колхозах поют и о борьбе СССР за мир, и о дружбе народов, и о высотах науки и техники, достигнутых советскими людьми.
— А есть ли у вас частушки про ракету, которую мы недавно на Луну послали? — спросили мы девушек и парней, с которыми нам пришлось однажды беседовать вскоре после того, как советский вымпел впервые появился на Луне.
И нам весело ответили:
— А будто нет? Обязательно есть!
И спели:
В небе светится луна,
Золотые рожки.
Проложили мы к луне
От земли дорожки.
Народные песенные произведения, отражающие шаг за шагом наши победы, наше движение вперед, радость нашей жизни, юным фольклористам следует разыскивать в первую очередь. Так как записывать частушки во время пения слишком трудно — они поются обычно очень быстро, — попросите певцов продиктовать их вам без напева.
KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
|