СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 2
Введение 3
Виды узорного шиться крымских татар 5
«Татар ишлиме» 6
Таблица групповых швов 16
Исаб ишлиме» 31
«Телли» 36
«М’клама» 38
«Букме» 40
«Каснак» 40
Дополнительные виды узорного шиться крымских татар 42
Оформление виды узорного шитья крымских татар 44
Оформление вещей, украшенных узорным шитьём
Организация орнаментного шитья в артелях промкооперации 47
Предисловие
Влачившие жалкое существование в дореволюционной России художествеккые промыслы в настоящее время неузнаваемы. Восстановлены и окрепли благодаря повседневной заботе, оказываемой партией и правмтельством, старые промыслы, расширилась и развилась сеть новых промыслов.
Огромный интерес проявляют в нашей стране к изучению искусства народов СССР во всем его многообразии. Устраиваются выставки, издаются лучшие образцы народного творчества; большую заботу проявляют о старшем поколении мастеров, о подготовке новых молодых кадров.
Живой и глубокий интерес к народному искусству во всем его объеме, стремление возможно шире и интенсивнее изучать народное искусство в его прошлом в целях использования ценнейшего художественного наследства — все вто способствует обогащению современного народного искусства.
В втом смысле публикуемая работа П. Я. Чепуриной «Орнаментное шитье Крыма» (техника крымского текстиля) представляет значительный интерес. В своей работе автор с большой обстоятельностью и полнотой разбирает все основные и дополнительные виды крымско-татарского узорного шитья, наглядно иллюстрируются все виды швов татарского шитья: одиночные и групповые; даются весьма ценные таблицы групповых швов в порядке развития нх. Подробнейшим образом анализируются и описываются приемы каждого из видов шитья, устанавливается происхождение каждого вида и историческое развитие каждой подгруппы; учитывается опыт местных художннц-вышивальщкц и возможность использовать его в настоящее время; в заключение дается картина современного состояния иышивки крымских татзр.
Введение
Бытовое искусство крымских татар очень сложно. Все народы, жившие в Крыму до покорения его татарами, оказали большое влияние на народное творчество татар. Татары заимствовали у побежденных вародов более культурные навыки бытового искусства и, сливая их С принесенными навыками из недр Азии, образовали сложное и многогранное искусство.
Интерес к бытовому искусству крымских татар пробудился в широких масштабах в конце XIX века. В 80 — 90-х годах XIX века начинают появляться первые исследования крымско-татарского орнамента — известного втнографа Н. Харуаина. С конца XIX и начала XX столетня бытовое искусство Крыма делается предметом изучения и сборов музеев Москвы и б. Петербурга (бывш. Румянцевский музей — коллекция Янжула, н Русский Музей — втнографический отдел, собрания Миллера). Коллекционирование бытового искусства крымских татар делается модным, а предметы бытового искусства ходким товаром, на котором хорошо зарабатывали всякого рода скупщики, перепродавая его приезжающим в Крым любителям старины.
Помимо коллекций бывшего Румянцевского музея в Москве и Русского музея в б. Петербурге, обращали на себя внимание крымские коллекции и собрания: в Симферополе — Ученой архивной комиссии и собрание частной гимназии Свищева, а в Ялте заслуженной известностью пользовалось собрание ученого крымоведа А. А. Бертье Деля Гард, Имелось также много коллекций и у частных лиц любителей старины. Какими же видами народного искусства интересовались все исследователи и любители старины? Наименьший интерес проявляли к керамике и резьбе; несколько больше внимания уделяли чекану, филиграни и максимум интереса нозбуждали вышивки и тканье.
Однако ваучно-художественное изучение даже втих двух видов народного искусства крымских татар не было серьезно поставлено- Только непосредственное общение с народными мастерами заставило нас глубоко замяться изучением орнамента вышивки и тканья. Первая встреча с художяицей-рнсовальщицей орнамента и технического мастерства шитья, Айше Мамбетовой из д. Оту» в 1910-11 г
Страницы 4-5 отсутствуют.
...»шва позади иголкой». За этими двумя швами следует третий шов — через верх: зтим способом соединяются два куска в край (в кромку), тот шов (как и второй) весьма прочей. При соблюдении основных правил шитья получаются стежки одинаковой величины.
Из третьего шва через верх рождается четвертый шов — в обметку петлей. Этот шов при заделке краев играет двойную роль — соединительного шва и украшения (орнамента). Теми же основными швами начинается обучение шитья у крымских татар.
Первый шов — вперед иглой — имеет два названия: «куклене» — наметка и собственно шов — «тейшу» (рис. 1). Второй шов — за иглой — также называется двояко: «тарлеуи ильме кайю» (точный перевод второго названия «связанный шов»). В быту это самый распространенный шоа при ручном шитье (рнс. 2, 3). Третий шов — через верх, при сшиве двух полотнищ в край, называется у крымских татар «джурме(рис. 4). Этот шов, применяемый татарками в характерных для них подрубках закатанных рубцов, носит два названия: когда рубец закатывается по прямой, он называется «вмеру», т. е. закатанный, когда же он закатывается по волнообразной, — называется «дюльбер дудак», т. е. «красивые губки».
Шов «вмеру — закатанный по прямой рубец — употреблялся в быту для обрубки краев полотенец, платков, поясов жениха, женских головных шарфов н вообще на предметах квадратной и прямоугольной формы. Подрубка «дюльбер дудак» («красивые губки») делалась, главным образом, на подолах и рукавах женских рубах, где она служила украшением края рубахи, видневшейся из-под подола кафтана.
Четвертого шва — обметка в петлю — собственно у крымских татар не существует. Татарский шов «сычан тиш» («мышиный зуб») по общему виду вполне можно принять за шов в редкую обметку, но по своему существу он является первым единичным швом художественного шитья крымских татар.
«ТАТАР ИШЛИМЕ»
Первый вид техники орнаментного шитья у крымских татар — «Татар ишлиме» — татарская гладь.
Этот вид двустороннего шитья имеете выше шестидесяти швов, которые можно разделить на две группы: одиночные швы и групповые.
Одиночные швы. Одиночных швов всего пять.
Первый из них — «сычан тиш» («мышиный Зуб») шьется преимущественно по прямой, которая заканчивает сложный рисунок и соединяет отдельные его части. Он имеет два варианта выполнения: первый, когда стежки от непрерывной линии стоят прямо (по вертикали), и второй, когда они идут наклонно (рис. 5 — 7).
Процесс шитья «сычан тишгаков: вперед иглой по счету нитей по поперечной во всю длину рисунка (тот же прием, как при шитье «тейшу») с разными пропусками справа налево Затем вышивальщик покрывает нитью пропущенные промежутки, делает вертикальный или наклонный стежок туда и обратно, одинаково с лица и изнанки. По окончании шитья всей линии получается двойной шов, как бы в редкую обметку. «Сычан тиш», таким образом, является первым двусторонним швом художественного шитья.
Второй шов — «джелан», или «илан баур» («брюшко змеи») — двусторонняя сплошная «елочка» — исключительно шов художественного шитья. Он употребляется для обрамления крупных орнаментных форм (цветок, лист, плод), а также в качестве широкой соединительной линии между основными мотивами общей композиции узора. Шов «клан бауримеет в ширину до 4 мм и более. Он употребляется для шитья во всевозможных направлениях: прямой, изогнутый, волнообразный, а также для линий с острыми окончаниями (рис. 8 а, б, в).
В самом начале шитья для закрепления нити производится по середине шва несколько стежков вперед иглой у правого конца шва (шьют справа налево) с таким расчетом, чтобы, сделав предпоследний стежок, спустить иглу с иитью и вытащить ее у края шва. Если шьется шов непрямой, то подъем иглы происходит с конца верхней линии: после подъема игла проводится в середину шва через предпоследний стежок закрепления и снова, после стежка с изнанки, выходит у нижнего края конца (начала шва) (рис. 9, 10).
впечатление двух рядов наклонных линий, соединенных вершинами в середине, наподобие старинной русской «елочки».
При шитье швом «илан баур» («брюшко змеи») по линии с острым окончанием шитье начинается с острия. Закрепление нити производится так же, как по пряной, подъем иглы последнего верхнего стежка закрепления производится с острия. Первый, второй и третий стежки имеют один срединный раскол иглы, а последующие — самостоятельный раскол по середине шва. Необходимо при атом следить, чтобы точно соблюдалась форма острия и первые стежки шли строго по рисунху. Тонко вделанный край при исполнении всех требований приобретает большую изящность.
Отметим, что при шитье волнообразной линией швом «илан баурстежки по вогнутой стороне всегда короче, чем по выпуклой. Вообще длина стежков изменяется по форме линии, положение их меняется иногда вплоть до вертикального. Важно, чтобы срединный раскол шва был точно выдержан.
Третий шов — «сарма» (крутящийся, завернутый) — шов косой глади без настила (рис. 11 а, б, в. 12). Он. как и шов «клан баур», употребляется для основных соединительных линий орнаментной композиции. При шитье его по линиям различного вида — прямой, волнообразной — изменяется направление стежков, как во шве «клан баур», что ясно видно при сопоставлении шитья этих двух швов.
KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
|