От автора
Кино и телевидение родились и развиваются на базе известных научно-технических открытий. Соединение новых технических возможностей с некоторыми выразительными средствами театра — движением, действием — привело к появлению нового синтетического вида искусства. Этот синтез продолжается, так как изобразительный ряд воссоединился со звуковым. Следовательно, кино и телевидение нашли свое выражение в единстве искусства и научно-технических достижений с одной стороны и в единстве изобразительных и звуковых средств — с другой. Эти единства основаны на глубоких внутренних связях, и каждая составляющая не просто дополняет, а часто во много крат усиливает общий эффект, делая создаваемые звукозрительные образы более жизненными, а кино- и телевизионные произведения — высокохудожественными.
Таким образом, кино и телевидение, а в звуковой части и радиовещание возникли на границе двух разнохарактерных областей человеческой деятельности — искусства и техники. Это привело к тому, что часто одни и те же явления рассматривается с разных позиций. Инженеры, например, больше интересуются физической стороной звуковых процессов, тогда как музыканты — только их результатами. Первые из них оценивают явление по объективным, вторые — по субъективным его данным. Следует думать, что такое различие в подходе будет в ближайшее время устранено. Новая область знаний, связанная с важной и необходимой деятельностью звукорежиссеров (звукооператоров), станет самостоятельной, творческие и технические категории найдут в ней полное единство.
Все сказанное определяет общие черты предлагаемого учебного курса. Так как основная цель звукорежиссера — осуществление высококачественной звукопередачи, которая может быть достигнута только в результате синтеза творческих и технических средств, то и курс должен быть также синтетическим. В нем должны найти отражение вопросы творческого и технического характера. Рассматривая акустические характеристики различных естественных источников звука, способы создания высокохудожественных звучаний, технические средства и условия передач, в нем определяются методы управления звуковыми сигналами, которые позволили бы с учетом особенностей слухового восприятия обеспечить максимально высокое качество передаваемых звучаний.
Таким образом, целью данного учебного пособия, так же как и одноименного курса, читаемого студентам звукооператорской специализации, является такое практическое преломление их знаний в области физической, физиологической и архитектурной акустики, звукотехники и электроакустической аппаратуры, которое позволило бы им усвоить основные метрды и приемы управления звуковыми сигналами и правильно использовать богатейшие и разнообразные технические средства для достижения высокого художественного и технического качества звукопередач. Этому должна способствовать лабораторно-практическая часть курса, прививающая навыки по субъективной оценке качества звучания при изменении вида сигнала и его физических параметров.
Автор выражает большую благодарность доктору технических наук М. А. Сапожкову, кандидатам технических наук Б. А. Адаменко, Я. Ш. Вахитову, Ю. М. Ишуткину, Ф. В. Семякину за советы и замечания, высказанные ими при просмотре рукописи книги.
Глава 1.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ЗВУКОПЕРЕДАЧИ
1.1. Роль звука в кино, телевидении и радиовещании
Органы восприятия, и Прежде всего органы зрения и слуха, позволяют человеку получить обширную информацию о явлениях, событиях и фактах, с которыми он сталкивается в жизни. Информация, основанная на жизненном опыте, вызывает определенные мысли и чувства, принимает семантическую и эстетическую форму. Все многообразие информации, принимаемой человеком, может быть им передано другим людям.
Стремление передать эту информацию в образном виде привело к рождению различных искусств, причем некоторые из них возникли как соединение нескольких способов образной передачи. Так, в драматическом искусстве соединилась информация, передаваемая речью и движением, в балетном — движением и музыкой, и т. д.
Такой синтез находит наиболее яркое выражение в художественных кино- и телефильмах, и не только потому, что в них используются многие виды передачи информации (изображение, движение, речь, музыка, шумы). Главное в том, как говорил А. Довженко, что кино теснейшим образом связано с действительностью, и в этом его могущество.
Звуки речи и музыки очень приближают к реальным образы, создаваемые в художественных фильмах. Речь в них раскрывает глубину мысли, характер героя, идейную направленность каждого фильма. Музыка стала выразителем Чувств и настроения героев, фактором эмоционального воздействия на зрителей. Раздельное или совместное звучание речи, музыки, шумов образует единую звуковую картину, сливающуюся с изобразительным рядом фильма. Органическое единство изображения и звука, внешнего и внутреннего движения делает кинематографические образы исключительно выразительными, а события — реалистическими и яркими. Хотя изображение по сравнению со звуком — более эффективный носитель информации и в кинематографе ему отводится главная роль, однако оно не может обеспечить жизненную полноту создаваемого им образа. Образ должен быть одновременно и звуковым, он синтетичен.
Следует отметить, что некоторые из звукорежиссеров, говоря о телевидении, на первый план выдвигают звук. «В большинстве случаев, — указывают они, — изображение является только средством показа того, что нужно слышать... большую часть программной информации несет звук» [38]. Вероятно, здесь имеются в виду передачи рядовых программ документального, концертного и литературно-драматического типов.
В радиовещании роль звука еще более велика. Он является единственным источником информации и даже частично берет на себя функцию изображения. В литературно-драматических передачах по радио можно, например, с помощью звука создать представление о времени и месте действия, о движении исполнителей и даже об обстановке передаваемых событий.
Таким образом, значение звука в кино, телевидении и радиовещании очень велико. Более того, звуковая информация, осуществляемая с помощью технических средств шире используется в искусстве, в науке и технике, в общественной и культурной жизни. Известно, например, что в настоящее время 93% всех музыкальных программ, принимаемых людьми, падает на передачи, осуществляемые звукопередающими системами. Из сказанного следует, что эти системы должны наилучшим образом передавать заложенные в звуках мысли и чувства, правильно отображать звуковые планы, создавать нужную звуковую обстановку.
В случае одновременного с изображением действия роль звуков заметно расширяется. Появляется необходимость добиваться полного соответствия звука со зрительным образом и ситуацией передаваемого эпизода. Должны воссоздаваться звуковые впечатления, связанные с изменением масштаба изображения и движением исполнителей с изменением интерьера, вида звукового сигнала и характера драматического или музыкального произведения. Звук предназначается для повышения зрительной выразительности путем правильного и умелого сочетания изображения с речью, музыкой и шумами. Их общее эмоциональное воздействие на людей не складывается, а многократно усиливается, создавая незабываемые высокохудожественные образы.
1.2. Функции звукорежиссера (звукооператора)
Важное значение звука в создании звукозрительного образа в кинофильме или в художественной программе налагает на звукорежиссера (звукооператора) большую ответственность. Это находит свое выражение в тех обязанностях, которые сформулированы в должностных положениях. Они включают в себя подбор и специальную организацию звукового материала, соответствующего характеру кадра, сцены и общей идее фильма или художественной программы, а также обработку этого материала путем оперативного воздействия на отдельные элементы тракта звукозаписи, так, чтобы получить максимальную естественность звучания, связанную с полным использованием технических возможностей тракта и с доведением до слушателя художественного замысла композитора и исполнителей.
Из приведенной общей формулы следует, что основная цель звукорежиссера — осуществление звукопередачи на высоком техническом и художественном уровне. Она достигается путем управления рядом основных параметров передаваемых звуковых сигналов, таких, как уровень громкости, частотный спектр, направленные и временные свойства. Управление может осуществляться как естественным образом, т. е. с помощью самих источников звука — на стадии создания исходных звучаний, так и искусственно — в процессе звукопередачи.
Первый из этих методов находит свое выражение в том, что под руководством режиссера, дирижера и звукорежиссера исполнители устанавливают тадие соотношения звуковых параметров, при которых удается с максимальным приближением реализовать творческий замысел сценариста и композитора. Для какого управления используют выразительные средства речи и музыки, которые не могут быть строго конкретизированы. Поэтому процесс такого управления является чисто творческим.
Второй метод осуществляется с помощью технических средств и связан с изменением характеристик звукопередающей системы. Эти характеристики выражают конкретные физические закономерности и поддаются объективной количественной оценке. Управление техническими характеристиками необходимо для того, чтобы сделать незаметными искажения, которые могут вноситься системой в передаваемые сигналы, а также для повышения художественной выразительности звучаний. Следовательно, процесс управления в этом случае совмещает в себе функции творческого и технического характера.
Каждый из основных методов управления имеет ряд характерных для него практических способов и приемов, позволяющих наиболее эффективно изменять параметры звучания, добиваясь его высокого качества. Очевидно, такое изменение параметров должно осуществляться в соответствии с обстановкой, в которой развиваются действия исполнителей, и с учетом особенностей слухового восприятия.
Таким образом, основная задача звукорежиссера — управление звуковыми сигналами в процессе их создания и передачи. Для выполнения этой задачи звукорежиссер (звукооператор) должен быть хорошо подготовлен к решению творческих и технических вопросов, уметь анализировать, правильно и объективно оценивать качество передаваемых звучаний. Он должен разбираться в литературе, понимать музыку, творческий замысел режиссера, композитора, исполнителей, связь между звуковой и зрительной составляющими телевизионного или кинематографического произведения, а также современные тенденции развития техники и искусства звукопередачи. Он должен обладать серьезными знаниями по вопросам акустических свойств различных звуковых сигналов и выразительных средств художественных звучаний, качественных характеристик аппаратуры и возможностей ее управляемых элементов, приемов и методов управления акустическими параметрами звучаний. Он должен хорошо знать особенности слухового восприятия и акустические свойства ателье, студий, театров и концертных залов.
От звукорежиссера требуется умение: а) создавать оптимальные условия для передачи звучания различных источников звука; б) выбирать аппаратуру, с помощью которой можно наилучшим образом решить данную задачу; в) правильно размещать аппаратуру соответственно условиям записи и технологическим требованиям; г) объективно оценивать качество звучания, хорошо распознавать искажения и устранять их; д) профессионально использовать разнообразные способы управления сигналами для повышения качества звучания и создания новых выразительных средств. Звукорежиссер должен знать, что надо делать для повышения качества передачи, как делать и почему именно так, а не иначе.
Требования, предъявляемые к звукорежиссеру, вытекающие из поставленных перед ним задач, указывают на необходимость его сотрудничества со специалистами смежных профессий.
Такое сотрудничество с режиссером фильма или программы необходимо для того, чтобы при составлении рабочего сценария и в процессе создания фильма добиваться включения в него только художественно оправданных звучаний, тесно связанных с изобразительным материалом. Сотрудничество с композитором и дирижером позволяет обеспечить единство музыки и характера изображаемой сцены, правильно выбрать соотношение уровней громкости для солистов и отдельных групп инструментов в оркестре, согласовать по времени звучание музыки с поведением действующих лиц. Сотрудничество с исполнителями обусловлено необходимостью оказания им помощи в выборе уровня громкости, темпа и динамики исполнения, устранения дефектов речи, особенно подчеркиваемых в процессе звукопередачи, оцределения возможных вариантов движения во время съемки изображения и т. д. Связь с кинооператором нужна для того, чтобы при разработке мизансцен решить вопрос о количестве одновременно используемых микрофонов, их размещении и передвижении, о характере акустической обработки декораций, а согласованном переходе от одного плана съемки и записи к другому.
Звукорежиссер должен быть связан с рядом производственных отделов и цехов студии. Так как для получения высококачественной фонограммы необходимо, чтобы запись звука ко всему фильму производилась на пленке, однотипной по своим техническим Характеристикам, звукорежиссер должен быть связан с отделом пленки, который осуществляет хранение, отбор и технические ее испытания. Связь звукорежиссера с отделом декорационно-технических сооружений определяется необходимостью подвергать большие декорации дополнительной акустической обработке в том случае, когда их установка в павильоне или студии может заметно изменить акустические условия. Наиболее тесные и длительные взаимоотношения связывают звукорежиссера с цехом звукотехники. В подготовительный период работы он составляет и направляет в цех заявку на аппаратуру, определяющую тип стационарной и передвижной звукозаписывающей аппаратуры, типы микрофонов и дополнительного оборудования. В съемочный период эта связь выражается в том, что инженерно-технический персонал цеха осуществляет непосредственную запись звука, помогает звукорежиссеру в работе с микрофонами. С их участием в просмотровых залах цеха осуществляется контроль качества записи и отбор полезного материала, а в монтаж-но-тонировочный период — перезапись всего ввукового материала фильма. Подготовка этого материала для отбора и перезаписи связывает звукорежиссера с монтажным цехом.
1.3. Звуковое решение фильма в разработке автора, режиссера и звукорежиссера
Литературный сценарий — это художественное произведение, которое выражает собой полное, но достаточно обобщенное изобразительное и звуковое решение фильма. В нем сжато и образно показано развитие событий, определяющих идейное содержание фильма, описаны места действия и раскрыты характеры действующих лиц. В сценарии представлена и образно-звуковая линия фильма. Однако подробной разработки изобразительных и звуковых планов в нем нет. Так, например, в сценарии С. Эйзенштейна «Иван Грозный» картица венчания на царство дается в виде такого единого звукозрительного образа: «Под радостный звон колоколов. Под приветственные крики народа... осыпают молодого, царя золотым дождем. Звонко льется золотой дождь» [10].
Звуковому решению фильма многйе сценаристы придают большое значение. Например, Вс. Вишневский в одном из писем, дополняющих его сценарий «Мы из Кронштадта», писал режиссеру Е. Дзигану: «Все думаю о звуке, о звуковых лейтмотивах, об образе звука и звуковых образах... Звук должен быть органическим игровым компонентом. Он должен по-особому окрашивать действие, вторгаться в драматический элемент...» [6].
Начиная работать над фильмом, творческая группа должна превратить литературный сценарий в рабочий — режиссерский сце~ парий. В нем весь изобразительный материал будущего фильма делится по объектам съемки, а каждый объект — на сцены и кадры с описанием самих сцен, происходящих в них действий, характера декораций, способов и масштабов съемки. В этом сценарии дается и содержание всей звуковой части фильма. Речь расписывается по кадрам, к ниц же относят и шумы с указанием их источника и характера. Со сценами изображения связываются тексты песен и музыка, указываются названия музыкальных произведений или характеры их звучания. В сценарий включаются пообъектные карты и звуковая экспликация, разрабатываемая звукорежиссером.
Звуковая экспликация фильма представляет собой программу действий звукорежиссера, составляемую обычно по произвольной форме, но с обязательным присутствием таких пунктов, как наименование объектов, содержание звукового кадра и его звукооператорская разработка. В последнем указываются все звуковые компоненты, их характер и последовательность, методы и приемы повышения качества звукопередачи. Так, в частности, содержание кадров по объекту «Поезд в горах» в сценарии фильма «Бег иноходца» представляется в таком виде: «Мчится по предгорью поезд. Солдаты возвращаются с победой. Гудят теплушки от песен и плясок. Стучат
колеса. Гремят оркестры». В звуковой же разработке есть, например, такие строки: «Из всех шумовых компонентов выбрать 2—3 наиболее ярких... Из гудков, применяя разноскоростную запись, составить мелодию торжества» [10].
Известно, что звуковую экспликацию или партитуру часто составляют режиссеры и для драматических спектаклей. Такая партитура, разработанная К. С. Станиславским для пьесы «Чайка», затрагивает, например, все ее акты. В ней... отдаленное пение загулявшего пьяницы... вой собаки... крик коростеля. Слышно, как «в доме играют самый пошлый, банальный вальс»... Слышен то стук сторожа, то вой ветра, то дребезжащий стук стекол, то финальный выстрел на фоне веселого «вполголоса пения Аркадиной»... [31]. Так драматургия театральная усиливается драматургией звука.
1.4. Обеспечение процесса записи и передачи звука
Обеспечение высокого качества звучания фильма или передачи осуществляется путем: а) выбора исполнителей по их сценическим и речевым данным; б) подбора или специального написания музыкальных произведений и определения коллектива музыкантов-исполнителей; в) отбора или записи шумов, включенных в звуковую экспликацию; г) отбора необходимой звукояой аппаратуры и условий проведения звукозаписи.
Выбор исполнителей обычно происходит после разыгрывания какой-либо сцены фильма каждым из претендентов на соответствующую роль. Последующий просмотр и прослушивание позволяют выбрать лучших исполнителей главных ролей.
Часто успех фильма во многом зависит от выбора основных исполнителей, от их способности создать яркие и правдивые образы героев. Разве может представить себе зритель Ивана Грозного, царя Петра или князя Меньшикова иными, чем видел их в фильмах в исполнении Н. Черкасова, Н. Симонова, М. Жарова. Или Чапаева, Щорса, Глинку иными, чем их показали в фильмах Б. Бабочкин, Е. Самойлов и А. Борисов. Или, наконец, принца Гамлета, не связывая имя этого литературного героя с образом, созданным И. Смоктуновским,
Для звукорежиссера в процессе отбора важно определйть особенности голоса исполнителя, недостатки речевого или вокального исполнения, способность актера быстро исправить эти недостатки и приноровиться к условиям работы у микрофона. Пробы актеров и репетиции позволяют установить взаимопонимание, являющееся основой творческого содружества исполнителей и звукорежиссера.
Работа над речевым материалом фильма должна проходить одновременно с подбором и прослушиванием музыкальных произведений и шумов, входящих в фильм и имеющихся в фонотеке студии. Пригодность материала определяется путем его сопоставления с изобразительной тканью данной сцены, описанной в постановочном сценарии. Прослушивание новой, написанной для фильма музыки
позволяет звукорежиссеру найти правильные музыкальные акценты, увязать выразительные элементы музыки и изображения, согласовать их во времени.
Звукорежиссеру нужно позаботиться и о техническом обеспечении процесса записи или передачи звука. Для этого делается заявка на аппаратуру, магнитную ленту, на павильоны, ателье или студии, в которой указывается вид и количество необходимых технических средств, а также сроки их использования.
1.5. Факторы, определяющие качество звукопередач
Художественная ценность будущего кинематографического или литературно-драматического произведения определяется прежде всего исходными материалами, в которых находят выражение творческие замыслы авторов. Большое значение имеет глубина идейного содержания, правдивость мыслей и чувств, заложенных в данном произведении, тонкое и умелое использование возможностей реальных источников звука и выразительных средств речи и музыки. Все эти факторы предопределяют соотношения звуковых параметров сигналов, таких, как громкость и четкость, динамический диапазон, основная частота, формантный и спектральный состав звуков и их временные значения.
Большое влияние на качество звучаний, передаваемых электроакустической системой, оказывает ряд факторов, характеризующих первичные источники звуков. Их акустические параметры зависят от характера источников (голосовой аппарат, музыкальные инструменты, источники шумов), их типа (например, струнные, духовые, ударные инструменты) и вида (например, скрипка, виолончель, контрабас).
На качество звучания заметно влияют условия работы источников и приемников звука. Здесь имеется в виду общее число тех и других, их распределение по типам, видам и относительное размещение. Эти факторы способны как изменить параметры звучания, так и привнести ряд новых. В оркестре они позволяют сохранить правильное соотношение уровней громкости отдельных источников или их групп, которое принято называть звуковым или музыкальным балансом. Не менее важна и передача впечатления о размерах, про-странственности всего звукового ансамбля, а также передача звуко-вой прозрачности, под которой понимают возможность выделить при прослушивании звучание отдельных источников или их групп на фоне звучания всего оркестра.
В группу факторов, имеющих отношение к акустике помещения, можно включить размеры и форму помещения, его акустическую отработку, а также размещение источников и приемников звука относительно ограничивающих помещение поверхностей. Эти факторы могут трансформировать параметры исходных звуковых сигналов, и особенно таких, как уровень громкости и тембр. Кроме того, они придают звучаниям новые свойства, которые воспринимаются
как реверберационная окраска, акустический баланс и звуковая перспектива. Под акустическим балансом понимают правильно выбранное отношение отраженной и прямой энергий, принимаемых в помещении звукоприемниками. Важный дополнительный параметр — временная структура первых отражений, несущая информацию о размерах, помещения, из которого ведется передача.
Особую группу составляют факторы, относящиеся к электроакустическому тракту звукопередачи. Они связаны с техническими параметрами тракта, в частности с частотной и амплитудной его характеристиками. Первая из них определяет правильность передачи уровней частотных составляющих исходных сигналов. Вторая позволяет судить о величине новых частотных составляющих, могущих появиться в исходном сигнале под воздействием элементов этого тракта. Факторы этой группы способны изменить любой из акустических параметров исходного сигнала и внести как нежелательные искажения, так и изменения, повышающие качество звучания.
Известно, что слух воспринимает изменение силы и частоты звукового сигнала в своеобразном, почти логарифмическом масштабе. Он по-разному воспринимает одинаковые изменения и ряда других объективных параметров сигнала. Так, равные по объективной оценке частотные искажения воспринимаются слухом с различием в зависимости от того, к какой области частот они относятся. Заметность нелинейных искажений оказывается связанной не только с их величиной, но и с происхождением.
Таким образом, существуют многочисленные факторы психического, физиологического и технического характера, от которых зависит качество звучания. Это означает, что одни и те же качественные изменения сигнала могут быть обусловлены различными причинами, поиск которых делается затруднительным.
Глава 2.
АКУСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАТУРАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ ЗВУКА
2.1. Общие характеристики натуральных звучаний
Звуки окружающего нас мира, в отличие от искусственно созданных, называются естественными или натуральными. Соответствующие им сигналы представляются в виде случайных процессов, свойства которых определяются такими параметрами, как интенсивность, частотный состав, длительность и пространственность.
Интенсивность звуковых сигналов определяется как амплитудами всех частотных составляющих одного источника, так и числом различнщх источников, звучащих одновременно.
По частотному признаку звуковые сигналы можно разделить на простые и сложные гармонические (тоны и созвучия) и шумы. Сигналы простого гармонического типа, представляемые одной частотной составляющей, достаточно редки и нстречаются только в голосах птиц и в «голосе» флейты. Созвучия в виде одного или нескольких одновременно звучащих сигналов состоят из ряда тонов и характеризуются дискретным частотным спектром. Звуки, издаваемые речевым аппаратом и большинством музыкальных инструментов, являются созвучиями. В том случае когда частотный спектр звукового сигнала из дискретного превращается в сплошной, соответствующие ему звуки называются шумами. В природе часто встречаются широкополосные шумы, создаваемые перемещающимися массами воды( шум водопада, прибоя) или воздуха (шум ветра), а также при игре на ударных и шумовых инструментах. Узкополосные шумы возникают частично при речеобразовании, пении, игре на некоторых музыкальных инструментах как шумы вдуваемого воздуха или движущихся частей этих инструментов (смычков, клапанов).
По длительности звуковые сигналы могут быть непрерывными и импульсными. К непрерывным относятся многие шумы (шум дождя, выходящего из трубы пара). Большинство звуковых сигналов, источниками которых служат речевой аппарат и музыкальные инструменты, в большей или меньшей мере являются импульсными. Для таких звуков существенно не только время звучания, но и временные изменения сигнала, которые зависят от типа источника звука, характера и темпа передаваемой информации.
Пространственность звучаний определяется положением источников звука относительно приемника и друг друга, их направленными свойствами, а также «акустической атмосферой» помещения, обусловленной разнообразием направлений прихода отраженных в нем сигналов.
KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
|