НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

В. И. Ленин о социалистической идеологии и культуре. — 1959 г.

В. И. ЛЕНИН О СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ
ИДЕОЛОГИИ И КУЛЬТУРЕ

*** 1959 ***


DjVu




 

PEKЛAMA

Услада для слуха, пища для ума, радость для души. Надёжный запас в офф-лайне, который не помешает. Заказать 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Ознакомьтесь подробнее >>>>



      СОДЕРЖАНИЕ
     
      Предисловие 5
      ВЕЛИКИЙ ПОЧИН (О героизме рабочих в тылу. По поводу «коммунистических субботников») 14
      ЗАДАЧИ СОЮЗОВ МОЛОДЕЖИ (Речь на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи) 2 октября 1920 г. 37
      О ПРОЛЕТАРСКОЙ КУЛЬТУРЕ 55
      Проект резолюции 55
      СОЦИАЛИЗМ II РЕЛИГИЯ 57
      ОБ ОТНОШЕНИИ РАБОЧЕЙ ПАРТИИ К РЕЛИГИИ 62
      КЛАССЫ И ПАРТИИ В ИХ ОТНОШЕНИИ К РЕЛИГИИ И ЦЕРКВИ 73
      Примечания 82
     
     

Марксизм-ленинизм учит, что из всех социальных революций пролетарская несет с собой самые глубокие преобразования, она охватывает все стороны общественной жизни и занимает целый исторический период. В политической области социалистическая революция уничтожает господство эксплуататоров и устанавливает власть рабочего класса — диктатуру пролетариата; в области экономической она ликвидирует частную собственность на орудия и средства производства, создает социалистический способ производства, уничтожает эксплуатацию человека человеком; в идеологической области ее великой созидательной задачей является формирование социалистической культуры и воспитание трудящихся в коммунистическом духе. Как отмечается в Декларации Совещания представителей коммунистических и рабочих партий социалистических стран (1957), осуществление социалистической революции в области идеологии и культуры и создание многочисленной интеллигенции, преданной рабочему классу, трудовому народу, делу социализма является одной из
      общих закономерностей перехода от капитализма к социализму.
      В публикуемых статьях В. И. Ленина содержатся глубокие теоретические положения научного социализма, касающиеся различных сторон общественной жизни. Важнейшее место в них занимают вопросы организации я проведения культурной революции и коммунистического воспитания трудящихся. Поэтому перечисленные статьи и объединены под общим названием «О социалистической идеологии и культуре».
      В работе «Великий почин» Ленин указывает, что в борьбе за социализм пролетариат должен решить двоякую задачу: во-первых, увлечь своим беззаветным героизмом революционной борьбы против капитала всю массу трудящихся и эксплуатируемых, организовать ее, руководить ею для свержения буржуазии и полного подавления всякого с ее стороны сопротивления; во-вторых, повести за собой всю массу трудящихся и эксплуатируемых, а также все мелкобуржуазные слои на путь нового хозяйственного строительства, на путь создания новой общественной связи, новой трудовой дисциплины, новой организации труда.
      Вторая задача труднее и более сложная, чем первая. Новый общественный строй, социализм, не сможет победить капитализм в мирном соревновании, если не докажет своих преимуществ в экономической области. Он должен создать более высокую организацию общественного производства, более высокую производительность труда. «Коммунизм, — пишет Ленин, — есть высшая, против капиталистической, производительность труда добровольных, сознательных, объединенных, использующих передовую технику, рабочих... Производительность труда, это, в последнем счете, самое важное, самое главное для победы нового общественного строя»
      Чтобы решить грандиозные задачи строительства нового общества, создать более высокую, чем при капитализме, производительность труда, необходимо воспитать новую социалистическую дисциплину. А это требует в свою очередь решения задач коммунистического воспитания советского народа, проведения революции в области культуры. Крепостная организация общественного труда, говорит Ленин, держалась на дисциплине палки, капиталистическая — на дисциплине голода. Иначе не могло и быть, так как в эксплуататорском обществе массы трудящихся являются рабами имущих классов, их труд носит подневольный характер. Новое, социалистическое общество не может строиться ни на той, ни на другой основе. «Коммунистическая организация общественного труда, к которой первым шагом является социализм, держится и чем дальше, тем больше будет держаться на свободной и сознательной дисциплине самих трудящихся, свергнувших иго как помещиков, так и капиталистов»
      В. И. Ленин призывал к тому, чтобы партийная пропаганда больше уделяла внимания вопросам марксистской теории, разъяснению политики Коммунистической партии и Советского правительства, воспитывала трудящихся в коммунистическом духе на простых, но живых, жизнью проверенных фактах строительства нового общества, подмечала ростки коммунизма и поддерживала их. В условиях голода, разрухи и продолжавшейся гражданской войны первыми ростками коммунизма были коммунистические субботники, развернувшиеся по почину железнодорожных рабочих Московско-Казанской железной дороги. Ленин высоко оценивает коммунистические субботники, называет их великим почином. Усталые, измученные, истощенные недоеданием рабочие трудились на этих субботниках сверхурочно без всякой платы и достигали значительного повышения производительности труда.
      Коммунистические субботники, отмечал В. И. Ленин, именно потому имеют громадное историческое значение, что они показывают нам сознательный и добровольный почин рабочих в развитии производительности труда, в переходе к новой трудовой дисциплине, в творчестве социалистических условий хозяйства и жизни. Ленин называл коммунистические субботники фактическим началом коммунизма. «Коммунизм, — писал Ленин, — начинается там, где появляется самоотверженная, преодолевающая тяжелый труд, забота рядовых рабочих об увеличении производительности труда, об охране каждого пуда хлеба, угля, железа и других продуктов, достающихся не работающим лично и не их «ближним», а «дальним», т. е. всему обществу в целом...»
      Эти идеи В. И. Ленина получили замечательное подтверждении в период строительства социалистического общества в нашей стране, они вдохновляют трудящихся на новые подвиги и в настоящее время. Величественная программа строительства коммунистического общества в СССР, принятая XXI съездом КПСС, вызвала могучий подъем трудовой и политической активности советского народа. Творческая инициатива трудящихся, широко развернувшаяся еще в предсъездовский период, породила новую, более высокую форму социалистического соревнования — бригады коммунистического труда, которые являются живым воплощением ленинских идей о коммунистическом отношении советских людей к труду, о повышении его производительности. Воодушевляемые историческими решениями XXI съезда партии, участники бригад коммунистического труда борются за победу коммунизма под лозунгом: учиться, работать и жить по-коммунистически, оправдывать делом высокое звание активного строителя нового общества.
      Вопросам коммунистического воспитания трудящихся большое внимание уделяется также в работе «Задачи союзов молодежи». Как отмечал В. И. Ленин, победивший пролетариат в союзе со всеми трудящимися под руководством Коммунистической партии должен воплотить теорию научного коммунизма в жизнь, претворить коммунизм из теоретических положений и программ в действительность. Для этого необходимо, чтобы строители нового общества глубоко прониклись идеями коммунизма, чтобы их отношение к этому обществу строилось на основе коммунистической нравственности. Эксплуататорское общество, говорит Ленин, основано на принципе: либо ты грабишь другого, либо другой грабит тебя, либо ты работаешь на другого, либо он на тебя, либо ты рабовладелец, либо ты раб. Понятно, что воспитанные в этом обществе люди с молоком матери воспринимают психологию, привычку, понятие — либо рабовладелец, либо раб, либо мелкий собственник, мелкий служащий, мелкий чиновник, интеллигент, — словом, человек, который заботится только о том, чтобы иметь свое, а до другого ему дела нет.
      Коммунистическая нравственность противоположна нравственности эксплуататорского общества. В основе коммунистической морали лежит борьба за коммунизм. «...Нравственность, — пишет Ленин. — это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов.
      Коммунистическая нравственность это та, которая служит этой борьбе, которая объединяет трудящихся против всякой эксплуатации, против всякой мелкой собственности, ибо мелкая собственность дает в руки одного лица то, что создано трудом всего общества»
      Задача состоит в том, указывает В. И. Ленин, чтобы коммунистическое воспитание молодежи и всех трудящихся способствовало выработке коммунистической морали. Новую мораль необходимо прививать в труде, в повседневной практике строительства коммунистического общества, в практике классовой борьбы пролетариата. Идеологическая работа партии должна помогать воспитанию советских людей с молодых лет в сознательном и дисциплинированном труде, чтобы каждый советский гражданин активно участвовал в строительстве коммунистического общества и гордился тем, что он является членом великой армии свободного труда.
      Ленин выдвигал в качестве одной из важнейших задач соединение обучения, образования и воспитания молодежи с производительным трудом. Главную задачу школы он видел в том, чтобы она готовила подрастающее поколение к жизни, к полезному труду, воспитывала молодежь в духе коммунистической нравственности, вооружала ее прочными знаниями. В соответствии с этой задачей наша партия проявляет постоянную заботу о воспитании подрастающего поколения в духе коммунизма. После всенародного обсуждения тезисов ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране» Верховный Совет СССР в декабре 1958 г. принял закон, которым предусмотрены крупные меры по укреплению связи школы с жизнью, с производством, с практикой коммунистического строительства.
      Ленин настойчиво разъяснял, что «в стране безграмотной построить коммунистическое общество нельзя» что задачи строительства коммунизма настоятельно требуют не только ликвидации неграмотности, которая составляла около 80 процентов, но и проведения целой культурной революции. При этом Ленин предупреждал, что задачи культурной революции не могут быть решены так быстро, как задачи политические и военные. «Политически победить можно в эпоху обострения кризиса в несколько недель. На войне можно победить в несколько месяцев, а культурно победить в такой срок нельзя, по самому существу дела тут нужен срок более длинный, и надо к этому более длинному сроку приспособиться, рассчитывая свою работу, проявляя наибольшее упорство, настойчивость и систематичность. Без этих качеств даже и приступать к политическому просвещению нельзя» Выступая на III съезде комсомола, В. И. Ленин поставил перед молодежью задачу учиться овладеть достижениями общечеловеческой культуры.
      Серьезной помехой на пути проведения культурной революции были различные немарксистские взгляды на социалистическую культуру, например, пролеткультовщина. Пролеткультовцы отрицали всю старую культуру, ратовали за создание пролетарской культуры на голом месте, без использования передовой, прогрессивной культуры прошлого. Отстаивая эту реакционную идею, они в практической деятельности скатывались к отрыву культурно-просветительных учреждений от системы диктатуры пролетариата и от партийного руководства.
      Борясь против проявлений пролеткультовщины, В. И. Ленин в проекте резолюции «О пролетарской культуре» и в речи «Задачи союзов молодежи» сформулировал важнейшие принципы развития социалистической культуры. Эти принципы сводятся, во-первых, к тому, чтобы вся постановка дела просвещения как в политико-просветительной области вообще, так и специально в области искусства, была проникнута духом классовой борьбы пролетариата за успешное осуществление целей его диктатуры, т. е. за свержение буржуазии, за уничтожение классов, за устранение всякой эксплуатации человека человеком. Этим принципом Ленин подчеркивает партийность социалистической культуры. Во-вторых, методологической основой развития новой культуры может быть только мировоззрение марксизма, которое является правильным выражением интересов, точки зрения и культуры революционного пролетариата. И в-третьих, без преемственности, без глубокого знания и критической переработки культуры, созданной всем человечеством, нельзя строить пролетарскую культуру. «Коммунистом, — говорит Ленин, — стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество» Ленин самым решительным образом отвергал всякие попытки выдумать свою особую культуру как теоретически неверные и практически вредные.
      Одной из задач революции в области идеологии и культуры является преодоление религиозных пережитков в сознании трудящихся. Пути решения этой задачи освещаются в произведениях В. И. Ленина «Социализм и религия», «Об отношении рабочей партии к религии» и «Классы и партии в их отношении к религии и церкви». В этих замечательных работах показана противоположность марксистского и религиозного мировоззрений, рассматриваются социальные корни религии и ее социальное назначение, отношение марксистской и буржуазных партий к религии и церкви, вопросы борьбы с религией и пути ее окончательного преодоления.
      Ленин указывает, что в классово-антагонистическом обществе религия является одним из видов духовного гнета. В интересах эксплуататоров церковь учит трудящихся смирению и терпению в земной жизни, обещая им взамен надежду на небесную награду. Научное, марксистское мировоззрение непримиримо с религией, враждебно ей. Религия есть опиум народа таков краеугольный камень миросозерцания марксизма в отношении к религии.
      В отношении государства, говорит В. И. Ленин, религия является частным делом, в отношении же марксистской партии она не есть частное дело. Как союз сознательных, передовых борцов за освобождение рабочего класса, партия не может безразлично относиться к бессознательности, темноте, мракобесию в виде религиозных верований, она должна бороться с религией. Программа партии в этом отношении — полное отделение церкви от государства, борьба с религиозным дурманом чисто идейным и только идейным оружием, нашей прессой, нашим словом. Эта борьба не есть частное, а общепартийное, общепролетарское дело. Отставание сознания от общественного бытия ведет к тому, что религия некоторое время сохраняется и в условиях социалистического общества. Но она является здесь пережитком идеологии старого, эксплуататорского строя. В проведении научно-атеистической пропаганды партия добивается того, чтобы трудящиеся освободились от религиозного дурмана, отдали небо в распоряжение попов и строили себе лучшую жизнь на Земле.
      Руководствуясь указаниями великого Ленина, советский народ под водительством Коммунистической партии совершил революцию в области идеологии и культуры. В результате этой революции марксистско-ленинская идеология стала господствующей. Произошел переворот в правах, обычаях, психологии советских людей, в их отношении к труду и к социалистической собственности. В советском обществе утвердились отношения коллективизма и взаимопомощи между людьми, дружба народов СССР, идеи советского патриотизма, пролетарского интернационализма, атеизма. Впервые в истории создана подлинно народная национальная по форме, социалистическая по содержанию культура народов СССР, идейной основой которой является марксизм-ленинизм. Навеки ушли в прошлое темнота и невежество людей труда, полностью ликвидирована неграмотность, создана многомиллионная армия советской интеллигенции, преданная делу социализма. Небывалое развитие получили многонациональная литература, искусство, советская наука, которая идет ныне в авангарде мировой науки. Все это достигнуто благодаря огромной организаторской и идейно-воспитательной работе нашей партии и советского государства.
      Как указал XXI съезд КПСС, идеологическая работа приобретает исключительно важное значение в период развернутого строительства коммунистического общества в нашей стране. Для перехода к коммунизму необходима не только развитая материально-техническая база, но и высокий уровень сознательности всех граждан советского общества. Поэтому Коммунистическая партия воспитывает советских людей в духе коллективизма и трудолюбия, социалистического интернационализма и патриотизма, высоких принципов морали нового общества, в духе марксизма-ленинизма. Главной задачей в области идеологической на предстоящее семилетие, говорил товарищ Н. С. Хрущев на XXI съезде КПСС, является «усиление идейно-воспитательной работы партии, повышение коммунистической сознательности трудящихся и прежде всего подрастающего поколения, воспитание их в духе коммунистического отношения к труду, советского патриотизма и интернационализма, преодоление пережитков капитализма в сознании людей, борьба с буржуазной идеологией». Партия развивает у советских людей коммунистическую нравственность, в основе которой лежат преданность коммунизму и непримиримость к его врагам, сознание общественного долга, активное участие в труде на благо общества, добровольное соблюдение основных правил человеческого общежития, товарищеская взаимопомощь, честность и правдивость, нетерпимость к нарушителям общественного порядка.
      Теоретические положения, содержащиеся в работах В. И. Ленина, публикуемых в настоящем выпуске, имеют программное значение. Они широко используются Коммунистической партией Советского Союза и всеми другими марксистскими партиями в их благородной борьбе за торжество коммунизма.
      В. Глаголев
      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru