Рекомендовано Министерством просвещеивя РСФСР. Минскин Е. М. От игры к знаниям: Развивающие и познават. игры мл. школьников. Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1982. — 192 с., ил. В пособии представлены игры, способствующие развитию познавательной активности младших школьников, их сообразительности, находчивости. Эти игры могут применяться в процессе виеклвссиых занятий, занятий в группе продленного дня. Они могут быть использованы и на уроке, если соответствуют изучаемой теме и содействуют лучшему ее усвоению. Книга хорошо иллюстрирована.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Самодельные настольные игры н головоломки 7
Изготовление игр
Логические кубики
Составление объемных фигур. Фигуры из девяти одинаковых элементов. Куб нз четырех элементов. «Дьявольский» куб
Шахматный куб. Чтобы цвет не повторялся. Куб-хамелеон
Волшебный коробок 20
Конструктор нз спичечных коробков. Объемные головоломки нз спичечных коробков. Четыре заддчн на перестановку. В шахматном порядке. Из разноцветных коробков. Пять игр на спичечных, коробках. Бросай и считай. Три фокуса со спичечным коробком
Простейшие объемные головоломки 28
Головоломка нз шести брусков. Осс. Самолетик. Трехграпная пирамида. Проволочные головоломки: Два сапога. Скоба с двумя подвесками. Улитка. Шнурковые головоломки: Рыба в путах. Замок с двумя ключами. Кольцо и якорь. Ракета на Луне
Разрезные фигуры 33
Из треугольников, прямоугольников и трапеций. Удивительный квадрат. Выкладывание квадратов. Складные треугольники. Складные многоугольники. Разные фигуры нз одних и тех же частей. Головоломки нз семи кусочков. Птицы нз яйца. Волшебный круг. Пять разных головоломок. Разбитые вазы. Шахматная доска
Искусные перестановки 43
Ханойская башня. Чайный сервиз. «Игротека». Белые и вороные. Бычок. Чнжн н синички. Козлы и бараны. Волки и овцы. Хитрые перестановки. Сложить в другом порядке. Тайна зеленого бруск4
Трудные путешествия 49
Кратчайшим путем. К исходному пункту. Соедини точки. Путь почтальона. Суворовская задача. Пятнадцать мостов
Разноцветные квадраты н треугольники 52
Разноцветные квадраты. Разноцветные треугольники. Паркеты. Треугольное домино
Настольные игры-соревнования 57
Закрытые клетки Точки и черточки. Вперед — назад. Так-тнкль. Мельница. Нападение и защита. Решетка. На доске нз 16 клеток
Кубики и цвет 14
Занимательная самопроверка 62
Посмотри и запомни. Глаз-фотограф. Повторяющиеся знаки. Как расположены знаки? Совпадение линий. Повтори узор. Как уложить пластинку? По грибы. Как сложить карточки? Две колонны. Два квадрата. Как починить паркет? Помогите мастеру. Соединить попарно. Разорванная цепочка. Трудный счет. Сколько кубиков не хватает? Лишняя деталь. Правой и левой рукой одновременно. Проверь себя
Игры в трех измерениях 72
Три в ряд. «Квартеты»
Не будь тороплив, а будь терпелив 74
Три буквы. Ракета. Скворечня. Лабиринт. Мельница. Закрытый лабиринт. На одной прямой. Из четырех кусочков. Три угла. Треугольник и квадрат
Математическая игротека 77
Маршрут по клеткам. Числовая пирамида. Четыре маршрута.
От А до Б. Арифметический лабиринт. Собери кольцо. Как повернуть диски? Расставьте знаки. При помощи четырех знаков. Четыре итога. По горизонтали и вертикали. Арифметическая спираль. Подбери числа. Попробуй расставь! Ищите пары. Сумма трех чисел. Одинаковые суммы. Четыре равенства. Поиск магических квадратов. Магические квадраты. Из 13 полосок. Как передвинуть полоски? Какие цифры закрыть? Снежинки. Три головоломки с шашками. Всюду по три. Задача-шутка. Игра в числа. Как уложить полоски? Раздели циферблат. Числовая головоломка. Пятнадцать шариков. Кубик и волчок. Пирамида из кубиков. Арифметическое лото. Считай — не зевай! Арифметическое путешествие. Плюс и минус. Арифметическая игра
Математические фокусы 99
Удивительная таблица. Математик-молния. Сумма закрытых чисел. Угадывание чисел. Чудесный куб
Игры с буквами и словами 103
Составь слово. Буквы по алфавиту. Словесное лото. Кроссвордн-иа. Вертолина. Слова на одну букву. Ералаш. Составь фразу. Одно слово из двух. Шесть поговорок. Волшебные квадраты. Прочти слова. Пять слов. Заполни промежутки. Собери по частям. Секретная переписка. Буквенная спираль. Слов больше, чем букв. Наборщик. Двенадцать имен. Слова на букву «а». Что написано? Задача с шестеренкой. Собери слово. Словесный лабиринт. Игры-трафаретки. Слова-невидимки
Электровикторины. 124
Настольные витринки для электровикторин. Блокнот-викторина.
Да илн нет?
Игры, не требующие специального инвентаря 127
Час веселой математики
Найди свое место. По порядку номеров. Назови число. Арифметическая физкультминутка. Не ошибись! Не собьюсь! Кто решит раньше? Таблица умножения. Считай — не зевай! Узнай свое число. Назовите суммы. Давайте посчитаем! Сложить и вычесть. Сумма трех чисел. Отгадывание задуманных чисел. Угадывание полученных чисел. Угадаю день рождения. Лучший счетчик. Отыщи по ответу. С оценкой «отлично». Допишите числа. Составление «магических» квадратов. Арифметическая эстафета. Отгадаю разность. Великий математик. Мгновенный подсчет. Кто первым скажет «сто»? Веселое умножение. Задачи в стихах. Задачи-шутки: Во время прилива. Из Москвы в Тулу. Полет туда и обратно. Солнечная погода. Сколько было остановок? Арифметические кубики. Фокусы с кубиками
Игры, развивающие чувство времени и глазомер 149
Цена минуты. За пять минут запомнить. Кто определит точнее?
Сам себе мерка. Палочка-узнавалочка. Не открывая глаз. Определить на глаз
Игры по русскому языку 153
Типография. По алфавиту. Загадки и отгадки. Дежурная буква.
Три слова. Тему называет ведущий. Слова на заданные буквы. Пятерки. Цепочка слов. Подбери рифму. Глагол и рифма. Соревнование телефонистов. Составь фразу. На одну букву. Восстановите текст. Не зевай! Чей рассказ лучше? Повтори-ка! Дом, который построил Джек. Ставь под ударение. Поиски омонимов- Омонимы-загадки. Противоположные значения. Поиски синонимов. Собери пословицу. Знаете ли ны русский язык? Продолжите стихотворение. Игра в школу. Дед Всевед. Наборщик. Пять слов. Сверху вниз и снизу вверх. С одним, двумя и тремя о. О — К и К — О. Слова-анограммы. Сказка стала былью
Игры юных натуралистов 175
По зоопарку. Угадай задуманное. Зверь, птица, небылица. Скажи шестое. Обитатели зоосада. Ботанические жмурки. Разрезные картинки. Ботаническое лото. Клуб почемучек: Почему? Викторина почемучек. Юные натуралисты, отвечайте! Загадки о животных. Загадки о растениях
На XXVI съезде КПСС говорилось о том, как важно активно и целенаправленно формировать интересы, потребности личности. Большая роль в духовном развитии личности, в развитии ее интересов, конечно, принадлежит школе. Многообразны пути целенаправленного воздействия на личность школьника, на формирование его нравственных чувств, творческих способностей. Сегодня, когда почти половина учащихся I — VIII классов занимается в школах и группах продленного дня, роль и возможности педагогических коллективов школ в организации воспитательного воздействия на детей значительно возросли Совершенно необходимой стала забота об интересном, содержательном и разумном отдыхе школьников в часы, свободные от занятий. При этом большое значение приобретает широкое при менение и использование игр, без которых организация полно ценного отдыха детей практически невозможна.
Правильно подобранные и хорошо организованные игры способствуют всестороннему, гармоничному развитию школьников, содействуют укреплению их здоровья, помогают выработать необходимые в жизни и учебе полезные навыки и качества.
Виды игр для детей очень разнообразны. В нашем пособии мы обращаемся к тем из них, которые предназначены специально для развития умственных способностей школьников, совершенствования и тренировки их памяти, мышления, которые помогают лучшему усвоению и закреплению приобретенных в школе знаний, пробуждению у учащихся живого интереса к изучаемым предметам. Таким играм наряду с другими необходимо уделять постоянное внимание.
Длительные наблюдения в процессе работы с детьми убе дительно показали, что школьники младшего возраста охотно и с большим интересом обращаются к умственным играм, задачам, головоломкам. Среди разных, давно известных задач и головоломок есть такие, которые оказались доступными для детей младшего школьного возраста. А многие другие, явно не предназначенные для малышей, стали доступными после вне-
сепия в них некоторых изменений, упрощении или в результате создания на их основе более легких вариантов.
При организации и проведении игр важно иметь в виду, чго их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени, что они помогают учителю выполнять большие воспитательные, образовательные задачи. Подбирать игры надо осмысленно, преподносить их в определенной системе и последовательности, с учетом того, какие именно психические свойства и качества, необходимые детям, они развивают.
В своей совокупности развивающие, познавательные игры должны способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу (умению выделить как общие, так и частные признаки явлений и предметов, сравнивать их), восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.
Существует известная зависимость между уровнем знаний и умственным развитием школьника. Однако совершенно неправильно было бы умственное развитие учащегося определять лишь объемом усвоенных им знаний. Чтобы развить ум, необходимо овладеть определенными умственными операциями, логическими приемами мышления. И как раз этому могут помочь предлагаемые в пособии игры: логические задачи, замысловатые головоломки, ребусы и т. д.
Игры обязательно должны быть доступны детям. Но что считать критерием доступности при выборе игры? Если какая-либо игра или головоломка предназначена, к примеру, для первоклассников, то значит ли это, что каждый первоклассник обязан с ней справиться? Конечно, нет. Для одних она может показаться слишком сложной, для других — доступной. Индивидуальные различия между детьми, их способности и уровень развития бывают часто значительно большими, чем различия возрастные. Поэтому определить точно, для какого возраста та или иная игра подходит, очень трудно, а иногда и невозможно. Подбирать игры надо применительно к каждому ребенку индивидуально. Однако это относится не ко всем играм, а только к тем, которые основаны на сообразительности, наблюдательности, памяти, пространственном воображении.
В играх познавательных, где на первый план выступает наличие знаний, учебных навыков, все обстоит иначе. Игра должна соответствовать знаниям, которыми располагают играющие, и в этом случае легко определить, учащимся какого класса следует адресовать ту или иную игру.
Интерес к играм, к решению задач, требующих напряжения мысли, появляется не всегда и не у всех детей сразу, и поэтому
предлагать такие игры надо постепенно, не оказывая давления на детей. Природа игры такова, что при отсутствии абсолютной добровольности она перестает быть игрой. Игрой можно увлечь, заставить играть нельзя.
Развивающие игры требуют в этом отношении особой осторожности. Трудные, непосильные задачи могут ребенка отпугнуть. Здесь особенно необходимо соблюдать принцип от простого к сложному. Но зато, когда ребенку удается осилить задание, преодолеть первые трудности, он испытывает большую радость и готов перейти к более сложной игре. У него появляется вера в свои силы, развивается «умственный аппетит», а это значит, что цель таких игр достигнута.
Обычно, когда дети решают головоломку, в которой требуется сложить из отдельных частей какую-либо фигуру, переложить предметы, соблюдая известные ограничительные условия, отыскать нужный маршрут и т. п., они, как правило, прибегают к методу проб и ошибок, перебирая различные варианты. Чаще всего это не приводит к нужным результатам. Возникает необходимость подумать, найти какую-то закономерность в действиях, понять, почему задача не решается, какие приемы следует применить, чтобы приблизиться к цели. Этот момент игры особенно важен, так как начинается интенсивная работа мысли. Поэтому в этот период необходима помощь и поддержка взрослого, его пояснения и рекомендации. Иногда может быть полезна даже подсказка, помогающая играющему найти правильное решение.
Содержание познавательных, дидактических игр помогает закрепить и расширить предусмотренные школьной программой знания, умения и навыки. Однако эти игры не должны восприниматься детьми как процесс преднамеренного обучения, так как это разрушило бы самую сущность игры. Здесь руководителю надо проявлять величайший такт и осторожность.
Для вовлечения детей в игру большое значение имеет пример окружающих. Если в присутствии ребенка кто-нибудь из его сверстников добивается успеха в игре, то у него тоже появляется желание испытать свои силы. Не раз приходилось наблюдать такую картину: сидят за столом несколько ребят, увлеченных игрой, складывают, перекладывают детали головоломки, у них что-то получается, что-то нет, а за спиной стоят болельщики или просто любопытные. Но стоит одному из участников игры подняться, как немедленно раздаются голоса: «А можно мне?», и желающих занять место хоть отбавляй. Пример товарищей заразителен, а в подобных случаях особенно.
В играх всегда очень важным стимулом является элемент соревнования. В соревнованиях возрастает активность ребенка, воля к победе.
Предлагаемые в пособии игры могут быть предметом специальных занятий в кружках, на вечерах занимательной науки,
при проведении клубного часа, конкурса смекалки и т. д., велика их роль и значение в группе продленного дня.
У воспитателей, особенно в группах разновозрастных, нередко возникают трудности из-за того, что учащиеся заканчивают самоподготовку в разное время. Младшие школьники, как правило, не могут ни минуты ждать, пока старшие выполнят задания, они не могут, да и не должны, сидеть в это время тихо и неподвижно. Раньше всех обычно освобождаются первоклассники. Чем их занять? Через некоторое время кончают занятия ученики II класса. Что делать им? Какое предложить занятие, чтобы и им было интересно и другим не мешали бы? Эта проблема возникает и в группе с одновозрастным составом учащихся, так как дети одного возраста затрачивают на самоподготовку разное время. Выполнив домашнее задание, группа учеников вышла в игровую комнату, в коридор. Чем им заняться? Перед воспитателем возникает сложная проблема — научить ребят самостоятельно заполнять эти вынужденные паузы различными интересными делами: чтением, лепкой, вышивкой й т. д. Предлагаемые в пособии игры (самодельные головоломки, настольные, спокойные и малоподвижные игры) окажут воспитателю в этом случае огромную, незаменимую помощь.
Некоторые игры пособия могут быть интересны и ребятам среднего и старшего школьного возраста.
САМОДЕЛЬНЫЕ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ И ГОЛОВОЛОМКИ
В ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИГР
Самодельные игры, помещенные в книге, не сложны по устройству, для изготовления их не требуются какие-то особые, трудно добываемые материалы Небольшого размера куски фанеры или оргалита, дощечки, деревянные бруски, клей, краски — вот основные материалы для большинства игр, описанных в пособии. Но это не значит, что при изготовлении игр не придется столкнуться с известными трудностями. Несмотря.на всю простоту, эти игры требуют большой точности и аккуратности в исполнении, в них много мелких деталей. Не каждый легко справится с этой работой. Но учащиеся среднего и старшего возраста с удовольствием займутся изготовлением игр, и среди них найдется немало мастеров, умеющих хорошо выпиливать лобзиком, выжигать, раскрашивать. Лучше всего, если в школе будет организован специальный кружок под руководством учителя труда на базе учебных мастерских, где есть необходимые инструменты, станки и приспособления, материалы.
Для изготовления игр надо использовать все имеющиеся у школы возможности. Помимо детей, можно привлечь к этой работе родителей-умельцев, обратиться за помощью к шефам и т, п.
Большое внимание следует уделить оформлению игр. Они должны быть красивыми, привлекать внимание детей не только содержанием, но и внешним видом.
Устройство игр понятно из приводимых в книге рисунков и чертежей, дополнительные пояснения и советы даны при описании игр.
Небольшие габариты игр позволяют объединять их в комплекты, предназначенные для отдельных классов, групп продленного дня. Весь комплект может поместиться в одном небольшом чемодане.
Изготовление некоторых игр в случае необходимости можно значительно упростить, применяя вместо фанеры картон, оклеенный белой или цветной бумагой. Такие игры можно сделать быстрее, но они не будут прочными, срок их действия очень ограничен.
Если при изготовлении отдельных настольных игр и головоломок на первых порах возникнут трудности, то начинать надо с тех игр, для которых не нужен специальный инвентарь, а только незначительные мелкие приспособления, несложные таблицы, карточки с буквами, цифрами и т. п.
Новые устройства и приспособления к играм. Не все игры могут быть пригодны для длительного пользования в детских коллективах. Чтобы сделать их удобными и пригодными для этой цели, приходится иногда вносить в конструкцию игры существенные изменения. Представленные в пособии новые устройства или приспособления к некоторым играм — результат длительной работы. Они подсказаны опытом и проверены в действии. Назовем некоторые из них.
При решении головоломок, в которых задача играющего — найти путь, соединяющий ряд пунктов на игровом поле (таких игр очень много), приходилось при обозначении пути пользоваться карандашом и стирать линии при каждой ошибке. Это очень осложняло процесс поисков, ограничивало возможности применения таких игр. Нужно было найти другой способ игры. Наиболее удобным оказалось использовать шнур. Игровое поле в этих случаях рисуется на дощечке или фанере, возле каждого пункта вбивается гвоздь, в исходной точке привязывается шнур, при помощи которого (ведя его от пункта к пункту) происходит поиск пути. Чтобы исправить допущенную ошибку, изменить маршрут, надо по другому пути провести шнур, что не составляет никакого труда (см., например, игры на с. 77 — 80).
Существуют задачи, в которых приведены числа и указан итог вычислений, а знаки арифметических действий отсутствуют. Их играющий должен подобрать и расставить сам. Здесь тоже пользоваться карандашом очень неудобно, так как знаки надо все время менять. В предлагаемых играх знаки арифметических действий писать не приходится. Они могут быть образованы из прибитых к щитку пластинок (с. 82 — 83).
В других аналогичных играх приходится подбирать не знаки, а числа. В этих случаях мы предлагаем кружки с «окошечками». Вращая кружок, можно подобрать нужное число (см. игры на с. 83 — 85).
Очень удобны для многих игр с буквами и словами (типа кроссвордов, чайнвордов) так называемые трафаретки. Они изготовляются из тонкой фанеры или картона, а в тех местах, где надо вписывать буквы, высверливаются отверстия. Под трафаретки кладут бумагу и пишут на ней. В любое время бумагу можно заменить (см. с. 120 — 123).
В тех случаях, когда из приведенного набора букв надо составлять слова, буквы пишутся на полосках, скрепленных веерообразно так, чтобы их можно было перемещать (см. с. 118).
Есть игры, основанные на перемещении дисков разного диаметра, соединенных в центре, на перемещении шестеренок,
сцепление которых можно менять, игры, в которых текст можно прочесть, пользуясь решеткой с вырезами (с. 115, 118 — 119).
Новым является также использование спичечных коробков, для создания целой серии увлекательных игр и головоломок (см. раздел «Волшебный коробок», с. 20 — 28).
Все описанные здесь новые устройства, приспособления и усовершенствования могут быть использованы и применены не только в тех играх, которые помещены в книге, но и во многих других, аналогичных им или вновь придуманных.
Раньше не существовало термина «настенные игры», потому что таких игр не было, но жизнь подсказала необходимость их создания. Оказалось, что многие из настольных игр, описанных в книге, можно превратить в настенные, если изменить их размеры, а иногда, частично, и конструкцию. Для этого пригодны все игры со шнуром (с. 80), игры, где числа подбираются при помощи кружков, с «окошечками» (с. 84), и многие другие.
Не в каждой школе можно выделить специальную комнату для игр, а свободные стены в комнатах и коридорах всегда найдутся. На них можно разместить игры, которыми охотно займутся дети. Существенным является и то, что в этих играх нет съемных деталей, которые могут затеряться. Они не требуют присутствия руководителя, так как объяснения, как пользоваться игрой, помещаются на самих играх.
ЛОГИЧЕСКИЕ КУБИКИ
Кубики давно используются для многих детских игр, но, говоря о кубиках, всегда имели в виду игры маленьких детей, дошкольников. Теперь эти представления устарели. С кубиками порой связаны очень сложные игры и головоломки, требующие изобретательности, напряжения ума и воли, а иногда и незаурядных математических способностей, творческого воображения.
Используя одни только кубики, можно создать целую серию увлекательных игр, занимательных задач, головоломок разной сложности. Например, если известным образом соединить между собой кубики, то потом из полученных элементов можно собирать и конструировать множество разнообразных объемных фигур.
Особой популярностью в последние годы пользуются так называемые «кубики сома». Их изобретатель датчанин Пит Хейн предложил склеить из 27 кубиков семь элементов, как показано на рис. 1. Эти семь элементов представляют собой как бы своеобразный конструктор для составления всевозможных объемных фигур. Из них можно сложить куб 3x3x3 (многими способами) и различные фигуры, напоминающие небоскреб, башню, пирамиду и многие другие постройки (рис. 1),
Журнал «Наука и жизнь» в течение ряда лет печатал различные задачи на составление фигур из этих элементов. Они вызвали большой интерес и многочисленные отклики читателей. В решении некоторых задач участвовали и дети.
В связи с большой популярностью этой игры возник вопрос: нельзя ли в той или иной форме предложить ее младшим школьникам? Опыт показал, что можно, и даже с большим успехом, если разработать серию доступных для этого возраста задач.
Как изготовить кубики. Проще всего купить готовые кубики с картинками, оклеить их бумагой и склеить из них необходимые элементы для игр.
Можно изготовить кубики и своими силами. В любой -столярной мастерской (в том числе и школьной), где есть циркульная пила с ограничителем, можно нарезать из доски бруски квадратного сечения (30x30 или 40X40 мм), а потом с помощью той же пилы (или вручную в распи- ловочном ящике) из этих брусков нарезать кубики. С наибольшей точностью, однако, их можно изготовить там, где есть рейсмусный станок (в этом могут помочь шефы).
Если все-таки не удалось изготовить деревянные кубики, то можно сделать их из плотной бумаги (чертежной, рисовальной) и картона. Для этого надо заготовить шаблон (рис. 2), по нему очень точно нарезать и согнуть бу-
магу по пунктирным линиям, а потом склеить в указанных местах. Предварительно внутри кубика надо вставить для прочности каркас из тонкого картона, который тоже изготовляется по шаблону в соответствии с размером кубика. Работу эту под руководством учителя или воспитателя могут выполнить сами дети.
Можно склеить кубик размером 35x35x35 мм из двух спичечных коробков. Для этого нужно каждый коробок предварительно укоротить на 15 мм, а затем кубики оклеить бумагой.
СОСТАВЛЕНИЕ ОБЪЕМНЫХ ФИГУР
Составление объемных фигур из всех семи элементов — дело не простое. Поэтому вначале надо предложить детям задачи более легкие и доступные: составить фигуры, состоящие из 2 — 3 или четырех элементов (номера элементов должны быть указаны), а затем уже переходить к более трудным.
Вот несколько задач.
Фигуры, изображенные на рис. 3, сложить из двух элементов.
Фигуры, изображенные на рис. 4, сложить из трех элементов.
Фигуры, изображенные на рис. 5, сложить из четырех элементов.
Следующим этапом может быть составление этих же фигур без указания элементов, из которых они собираются.
Это задание дети могут выполнить в том случае, если хорошо запомнят каждую фигуру и детали, из которых она состоит.
Для дальнейших игр очень важно, чтобы дети научились хорошо ориентироваться в подборе элементов, запомнили бы, как выглядит каждый из них.
Сборку сложных фигур из,
всех элементов игры, приведенных на рисунке 1, надо отложить на тот период, когда дети хорошо усвоят другие, более простые задачи.
Можно не связывать играющих необходимостью собирать указанный образец, а предоставить им свободу действий — пусть каждый собирает, что захочет, что получится. Здесь каждый может проявить фантазию и творчество.
ФИГУРЫ ИЗ ДЕВЯТИ ОДИНАКОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
Из семи элементов игры «кубики сома» можно сложить, как уже было сказано, куб 3x3x3. Но задачу эту могут выполнить не все младшие школьники. Значительно легче им сложить куб из девяти одинаковых элементов, каждый из которых склеен из трех кубиков.
Способ сборки показан на рис. 6.
Если в кубе, собранном из этих элементов, каждую из шести сторон покрасить в другой цвет, получится новая задача. Собрать такой куб, сохраняя окраску сторон, будет значительно труднее.
Элементы этой игры нужны не только для сборки куба.
Из них можно составлять различные постройки по собственному замыслу или по приведенным образцам (рис. 7). Если в этих образцах взаимное расположение элементов обозначить (допустим, окрасить каждый элемент другим цветом), то этим задачу можно очень упростить н сделать более доступной.
Для строительных игр лучше иметь не девять элементов, а больше.
КУБ ИЗ ЧЕТЫРЕХ ЭЛЕМЕНТОВ
Из 27 кубиков надо склеить четыре элемента, как показано на рис. 8.
Из них играющему предлагается составить куб.
Если две противоположные стороны куба покрасить в разные цвета, задача упрощается.
«дьявольский» КУБ
Это старинная английская головоломка (рис. 9). Куб надо сложить из шести элементов. Все элементы «плоские». Они составлены из двух, трех, четырех, пяти, шести и семи кубиков. Тому, кто уже приохотился к решению подобных задач, это будет интересно. Можно облегчить задачу, показать, как начать сборку, соединить два элемента, например 4 и 5.
Значительное количество игр с кубиками основано на их подборе но цвету. Есть много оригинальных и увлекательных задач, к которым дети отнесутся с интересом, если их предлагать постепенно, начиная с простых задач и лишь затем переходя к более сложным.
ШАХМАТНЫЙ КУБ
Для игры нужны восемь кубиков, окрашенных в два цвета, как показано в приводимых развертках (рис. 10). С этими кубиками можно решить несколько задач разной сложности.
Задача 1. Сложить куб 2x2x2 так, чтобы на всех его шести сторонах цвет кубиков чередовался в шахматном порядке.
Для младших школьников задачу можно упростить, предложив им сначала сложить куб так, чтобы цвет кубиков в шахматном порядке чередовался только на пяти видимых сторонах
куба (нижняя сторона во внимание не принимается). Потом пусть попробуют решить задачу в полном объеме.
Задача 2. Из восьми кубиков сложить две фигуры, изображенные на рисунке, в которых верхняя и нижняя стороны, а также четыре боковые грани окрашены в шахматном порядке.
Задача 3. Из этих же кубиков надо сложить фигуру, изображенную на рисунке (4X1X1), на четырех боковых сторонах которой кубики по цвету чередуются в шахматном порядке, и фигуру 2X2X1. как показано на рисунке.
Задача 4. Требуется сложить из этих кубиков две фигуры, изображенные на рисунке (2x2x1), в которых верхняя и нижняя стороны одного цвета, а боковые другого.
ЧТОБЫ ЦВЕТ НЕ ПОВТОРЯЛСЯ
Известна остроумная головоломка. Из четырех кубиков, стороны которых окрашены в четыре разных цвета (как показано на развертках — рис. 11), предлагается собрать призму, на каждой боковой стороне которой должны быть представлены все четыре цвета.
Рассказывают, что в Нью-Йорке эти кубики продаются в пакетиках и снабжены такой рекламой: «Убедитесь: кубики сложены так, что ни на одной стороне один и тот же цвет не повторяется. Может случиться, что вы в последний раз созерцаете этот порядок расположения кубиков. Рассыпьте их и постарайтесь вновь собрать. Если вы не сумеете это сделать, пришлите 25 центов по указанному адресу и вам вышлют решение задачи».
Действительно, сложить надлежащим образом кубики не каждому удастся. Эта головоломка рассчитана на ребят старшего возраста. Младшим школьникам ее можно предложить в упрощенном виде.
Надо взять не четыре, а три кубика и окрасить их в три цвета, как показано на развертках (рис. 12). Сложить из них призму, соблюдая изложенные выше условия, не так уж сложно, с этим могут справиться многие.
Можно окрасить три кубика и в четыре цвета, как показано на развертках (рис. 13). Ребята сначала должны сложить кубики так, чтобы на каждой из четырех сторон призмы были три цвета: красный, желтый и зеленый; синий цвет нигде не должен быть виден. Затем эти же кубики надо сложить так, чтобы на каждой из боковых сторон были три цвета: красный, желтый и синий. Зеленый цвет нигде не должен быть виден.
Для самых маленьких эту головоломку-можно упростить (рис. 14). Для этого надо в каждом из четырех кубиков просверлить сквозное отверстие и надеть все четыре кубика на круглый стержень. Требуется повернуть кубики так, чтобы ни на одной стороне фигуры не повторялся один и тот же цвет.
Если кубики сняты со стержня, расположены по углам подставки и играющий сам должен их надеть на стержень, задача усложняется, так как имеет значение, какой стороной вверх кубик будет повернут. Может быть выбран такой поворот, при котором задача решаться не будет и кубики придется переставить.
КУБ-ХАМЕЛЕОН
Для игры нужны 27 кубиков. Их надо окрасить в три цвета (допустим, в красный, желтый и синий) так, как показано на развертках* (рис. 15). Из этих кубиков надо сложить куб 3X3X3 так, чтобы сначала все его стороны были красными, затем из этих же кубиков сложить куб так, чтобы все его стороны были желтыми, а потом — синими (рис. 16).
Чтобы выполнить эту задачу, надо действовать осмысленно: посчитать, сколько кубиков имеют три стороны, окрашенные в один и тот же цвет, сколько — две и какие кубики куда поместить при сборке.
Если разложить кубики по группам так, как они расположены на развертках, находить нужные будет легче.
Куб удобнее собирать в четыре приема: сначала верхний -лой по горизонтали, потом нижний, затем средний, а потом объединить их: сложив куб.
Набор, предназначенный для головоломки «куб-хамелеон», позволяет решать множество других, менее трудных задач, основанных на подборе кубиков по цвету. Приведем несколько из них.
Сложить три куба 2x2x2 так, чтобы в одном из них четыре боковые стороны были синими, а верхняя и нижняя — красными, в другом — четыре боковые стороны красными, а верхняя и нижняя — синими, в третьем — четыре боковые стороны желтыми, а верхняя и нижняя — красными (рнс. 17).
Сложить из девяти кубиков фигуру (3x3x1) так, чтобы верхняя сторона была красной, нижняя — синей, а четыре боковые — желтыми (рис. 18). i
Сложить из девяти кубиков фигуру (3x3x1) так, чтобы цвет кубиков со всех сторон располагался в шахматном порядке, как показано на рнс. 19.
Сложить из 16 кубиков фигуру (4X4X1) так, чтобы по краям кубики были одного цвета, а четыре кубика в центре — другого, как показано на рис. 20. Цвет кубиков с нижней стороны значения не имеет.
В такой же фигуре (16 кубиков) расположить кубики по цвету так, как показано на рис. 21. Цвет кубиков с нижней стороны значения не имеет.
Сложить из девяти кубиков лесенку в две ступеньки так, чтобы спереди и с боков она была красной, а внизу и сзади — желтой (рис. 22).
Сложить из 18 кубиков лесенку в три ступеньки так, чтобы спереди и с боков она была красной, а внизу и сзади — желтой (рис. 23).
Сложить из 13 кубиков фигуру, изображенную на рис. 24. Цвет кубиков, образующих фигуру, также указан на рисунке. Цвет кубиков внизу значения не имеет.
Сложить из 12 кубиков фигуру, изображенную на рис. 25. Цвет кубиков также указан на рисунке. Цвет кубиков внизу значения не имеет.
Сложить из шести кубиков фигуру, изображенную на рис. 26. Цвет кубиков спереди и сзади — желтый, с других сторон — красный. Цвет кубиков внизу значения не имеет.
KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
|