На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Память и кибернетика. Лук А. Н. — 1966 г

Александр Наумович Лук

Память и кибернетика

*** 1966 ***



DjVu


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..



СОДЕРЖАНИЕ

1. Свойства памяти 3
2. Кибернетика. Обратная связь. Информация 17
3. Емкость памяти 36
4. Локализация памяти 50
5. Механизмы памяти 64
6. Нарушения памяти 84
7. Память человека и технические накопители информации 97
8. Может ли машина мыслить? 107
Заключение 133


      ЗАКЛЮЧЕНИЕ
      Теперь из заоблачных высот фантастики вернемся на землю.
      Одним из самых важных последствий широкого распространения идей кибернетики нужно считать отнюдь не внедрение вычислительной техники, как иногда думают, а нечто другое, не столь легко уловимое. Прежде всего кибернетика изменила мышление научных работников, способствовала формированию новых взглядов на методы и задачи научных исследований, стимулировала пересмотр уже накопленных фактов в свете новых идей.
      Эти идеи иногда помогают навести порядок в богатом, но запущенном научном хозяйстве не только описательных, но и экспериментальных наук. В частности, многочисленные наблюдения, опыты и врачебно-клинические описания, посвященные различным аспектам памяти, также подвергаются, пусть пока в незначительной степени, переосмыслению и истолкованию с позиций кибернетики и электронного моделирования. Не исключено, что этот пересмотр поможет найти такие закономерности и взаимосвязи, которые раньше были скрыты, ускользали от наблюдателя и исследователя только потому, что их значение и смысл недооценивались. Такое направление работ весьма перспективно и нужно, хотя оно таит в себе опасность впадения в схематизм. На первых порах это, быть может, неизбежно.
      Каковы же выводы, к которым мы пришли, используя некоторые понятия кибернетики и теории информации при рассмотрении функции памяти?
      Один из выводов состоит в том, что теория информации должна быть усовершенствована. Нужно научиться оценивать не только формальный, но и смысловой объем информации. Здесь много возможных путей; один из них — оценка семантического объема информации по масштабам тех изменений, которые эта информация вызывает в поведении воспринявшего ее субъекта.
      Другой вывод — память человека нельзя рассматривать как простое хранилище накопленных сведений. Процесс накопления информации у человека неотделим от ее обработки, т. е. мышления, и является его органической составной частью. В то же время и мышление — одно из звеньев в процессе запоминания материала. (Этим, конечно, далеко не исчерпывается роль мышления.) Взаимоотношения мышления и памяти — одна из актуальных кибернетических проблем.
      В памяти человека хранится значительно больше сведений, чем он может активно воспроизвести или пассивно опознать. Иными словами, потенциальные знания человека выше его актуальных знаний. Воспроизведение — узкое место памяти, и чрезвычайно трудно найти эффективный подход к его изучению. Зато успехи на этом пути дали бы в руки инженера и нейрофизиолога бесценный материал, который нашел бы, вероятно, применение в работах по моделированию памяти и мышления. Это «бионическая» постановка вопроса, т. е. такая постановка, которая преследует цель использовать в технике наиболее выгодные и экономичные процессы и механизмы, созданные природой в процессе эволюции. Но несомненно, что успехи в изучении памяти имели бы и более широкое значение. Это как раз то звено науки, которое замыкает цикл познания внешнего и внутреннего миров, звено, в котором субъект и объект познания сливаются воедино, и мозг познает самого себя.

 

 

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.