НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Парашют и парашютизм. Белоусов А. А. — 1957 г.

Автор: мастер спорта
Алексей Александрович Белоусов

Парашют и парашютизм

*** 1957 ***


DjVu


 

PEKЛAMA

Услада для слуха, пища для ума, радость для души. Надёжный запас в офф-лайне, который не помешает. Заказать 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Ознакомьтесь подробнее >>>>


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3
Глава I. Из истории создания парашюта 4
Глава II. Современные парашюты 20
Глава III. Прыжок с парашютом 33
Глава IV. Как действует парашют в воздухе 41
Глава V. Парашютизм в Советском Союзе 59
Глава VI. Боевое применение парашютизма 111
Глава VII. Применение парашюта в народном хозяйстве 146
Заключение 164
Приложения. Справочные таблицы всесоюзных и мировых рекордов по парашютному спорту 169


      ВВЕДЕНИЕ
      Авиационный спорт получил в Советском Союзе массовое развитие. Тысячи юношей и девушек добились значительных успехов в овладении самолетом, планером, парашютом, и идут по пути завоевания новых всесоюзных и мировых рекордов.
      Особой любовью и популярностью у советской молодежи пользуется парашютный спорт. В нашей стране многие юноши и девушки успешно овладевают технически тонким и сложным искусством прыжка с парашютом, развивающим у спортсменов высокие морально-боевые качества — смелость, отвагу и мужество.
      Советские спортсмены-парашютисты из года в год упорно повышают уровень своего мастерства. Они отлично понимают, что парашютизм играет важную роль в обороне нашей социалистической Родины.
      Парашютно-десантные части, созданные впервые в нашей стране и принимавшие участие в боях с врагом в годы Великой Отечественной войны, являются могучим родом войск, способным решать сложные задачи современного боя.
      Советский Союз — родина не только массового парашютного спорта, крупных парашютных десантов, но и также широкого применения современных парашютов в науке, технике и различных отраслях народного хозяйства.
      В брошюре «Парашют и парашютизм» рассказывается о создании отечественных парашютов, дается понятие иб устройстве спортивного парашюта и приводятся основные правила выполнения прыжка с парашютом.
      Читатель найдет в брошюре сведения об успехах парашютостроителей и испытателей советских парашютов, о спортивных достижениях в развитии массового парашютного спорта, завоевании рекордов и о разнообразном применении современной парашютной техники для военных и мирных целей.
     
     
      Глава I
      ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ПАРАШЮТА
      Безбрежный воздушный океан с давних времен привлекал к себе внимание человечества. Стремление подниматься в воздух и передвигаться в воздушном пространстве с помощью искусственных средств у разных народов осуществлялось по-разному, своим собственным путем.
      О полетах человека по воздуху сохранилось немало разных былин, легенд и сказаний, возникших еще в глубокой древности. Во всех описаниях аппаратов для летания по воздуху упоминаются крылья, машущие и неподвижные, воздушные шары, зонтичные поверхности и другие примитивные приспособления, применявшиеся для плавного спуска человека с высоты на землю.
      Мысль о возможности летания по воздуху жила в народе, переходя из поколения в поколение.
      В древней рукописи Даниила Заточника, относящейся к началу XIII века, упоминается о том, что наши предки славяне совершали с помощью крыльев, сделанных из шелка, своеобразные спуски с высоты, планируя или парашютируя в воздухе.
      К числу преданий следует отнести рассказ о том, как во второй половине XVI века пытался летать на самодельных деревянных крыльях русский человек по имени Никита, боярского сына Лупатова холоп. Как говорится в предании, Никита поднимался на этих крыльях в Подмосковье над Александровской слободой в присутствии большого стечения народа. Однако полет человека, подражавшего полету птиц, в те времена считался противоестественным, и поэтому Никита по приказу царя Ивана Грозного был жестоко наказан.
      Из старинных записок Желябужского известно, что один крестьянин, приведенный в Москве 30 апреля 1695 г. в стрелецкий приказ, заявил, что он, сделав крылья, станет летать, как журавль. Крестьянин сделал слюдяные крылья с мехами для нагнетания воздуха, для этого ему было выдано из казны восемнадцать рублей. Его попытка летать по воздуху при помощи этих крыльев окончилась неудачей, так как крылья оказались тяжелыми и у крестьянина не хватило мускульной силы для управления ими.
      Начальник стрелецкого приказа князь И. Троекуров хотя и разгневался на крестьянина за его неудачную попытку летать по воздуху, но все же разрешил, по просьбе смельчака, сделать другие, более легкие крылья, на которые им было истрачено пять рублей, полученных из казны. Но и на этих крыльях крестьянин не полетел.
      Разрешить проблему летания по воздуху с помощью крыльев и мускульной силы людям не удавалось. Но использование для спуска на землю зонтичных поверхностей разной площади все же позволяло человеку некоторое время находиться в воздухе. Поэтому не случайно первые полеты люди пытались осуществить при помощи крыльев, прыгая с возвышенностей, с последующим планированием (скольжением) и парашютированием (замедленным спуском по наклонной прямой).
      Немало отважных людей совершили рискованные прыжки с высоты, используя при этом обычные зонты, служившие для защиты от солнечных лучей или дождя.
      До наших дней сохранились старинные легенды и сказания, которые подтверждают, что наши предки славяне выполняли смелые прыжки с зонтичными устройствами с высоких деревьев и крутых обрывов во время народных гуляний и празднеств.
      Таким образом, можно считать, что идея парашюта зародилась в далекие времена.
      Научное обоснование идеи парашюта принадлежит великому итальянскому ученому Леонардо да Винчи, жившему в конце XV — начале XVI века в небольшом итальянском городе Винчи.
      В течение многих лет Леонардо да Винчи изучал полеты птиц, строил расчеты и производил разные опыты.
      В результате многочисленных исследований Леонардо да Винчи пришел к мысли, о возможности безопасного снижения человека с высоты на землю на специальном аппарате. Ученый сделал набросок, на котором изобразил фигуру человека, подвешенную на четырех веревках к большому шатру в виде четырехгранной пирамиды (рис. 1).
      В собрании сочинений Леонардо да Винчи, опубликованном в 1495 году, имеется расчет такого приспособления. О нем говорится следующее: «Если у человека имеется парусиновая палатка, каждая сторона которой имеет 20 локтей1 в ширину и высота которой равна также 20 локтям, то он может броситься с какой угодно высоты, не рискуя подвергнуть себя ни малейшей опасности».
      1 Локоть — мера длины, равная 0,44 метра. г Леонардо да Винчи. Кодекс о полете птиц, 1495.
      Это приспособление получило название парашют, которое произошло от французского обозначения «Раrаchute», что в переводе означает «раrе» — предотвращать и «chute» — падение.
     
      Рис. 1. Эскиз парашюта, сделанный итальянским ученым Леонардо да Винчи в 1495 году
     
      Построить летательный аппарат ученому не пришлось — смерть Леонардо да Винчи в 1519 году унесла с собой его первые мысли о создании парашюта.
      Оригинальная идея парашюта, высказанная ученым, не только не была претворена в жизнь, но долгое время находилась в неизвестности. В разных странах изобретатели и ученые по-своему решали эту проблему, используя при этом разнообразные зонтичные поверхности.
      Спустя сто лет после смерти Леонардо да Винчи венецианский инженер-механик Фауст Веранчио издал в Венеции составленный им сборник машин. В этом сборнике был приведен рисунок парашюта с надписью «Летающий человек». В 1617 году Ф. Веранчио совершил на своем примитивном аппарате спуск с крыши невысокой башни в Венеции (рис. 2).
      В русской рукописи А. Сулакадзева «О воздушном летании в России» сообщается, что в 1731 году в Рязани подьячий нерехтец Крякутный совершил короткий подъем на воздушном шаре, наполненном подогретым воздухом.
      Это был первый воздушный шар, на котором русский человек впервые поднялся в воздух. В 1783 году во Франции повторили подъем в воздух на воздушном шаре братья Монгольфье.
      В тридцатых годах XVIII века в России некий Симеон представил на рассмотрение императрицы Анны Иоанновны изобретенный и проверенный им летательный аппарат, предназначавшийся для прыжков с высоты.
      Этим изобретением намеревался воспользоваться всесильный временщик императрицы Бирон. Он отдал тайный приказ своим приближенным схватить Симеона и заморить его голодом. Однако, как говорится в рукописи
      А. Сулакадзева, «несмотря на содействие механиков, никто без Симеона не мог постичь секрета управления и равновесия этого аппарата». -- Французский физик Себастьян Ленорман сконструировал аппарат для спуска с высоты, снабдив его жестким конусообразным куполом. С этим парашютом он спрыгнул 26 декабря 1783 г. с крыши одноэтажного дома, а спустя несколько дней повторил прыжок с крыши высокой башни обсерватории во французском городе Монпелье (рис. 3).
     
      Рис. 2. Примитивный парашют. Ф. Веранчио, на котором он совершил в 1617 году спуск с крыши невысокой башни в Венеции (Италия)
     
      Появление летательных аппаратов легче воздуха — воздушных шаров — явилось мощным толчком в развитии парашюта и парашютизма.
      С 1783 года были предприняты первые попытки практически применить парашют. Вначале производилось сбрасывание на парашюте домашних животных. Так, например, французский воздухоплаватель Жак Бланшар в
      1784 году сбрасывал на уменьшенной модели парашюта кошку и собаку.
      Впервые спуск на парашюте с воздушного шара совершил 22 октября 1797 года французский воздухопла-
      Р и с. 3. Спуск С. Ленормана в декабре 1783 года с крыши обсерватории в г. Монпелье (Франция) на парашюте с твердым каркасным куполом
      ватель Жак Гарнерен. Конструкция его парашюта во многом отличалась от примитивных аппаратов Веранчио и Ленормана. По своему внешнему виду и принципу раскрытия парашют Гарнерена имел сходство с воздухоплавательным парашютом нашего времени (рис. 4).
      Ж. Гарнерен совершил несколько десятков прыжков с парашютом с воздушного шара. Вместе с ним его жена и племянница Элиза Гарнерен Смелые прыжки Гарнеренов с парашютом с воздушных шаров привлекали внимание зрителей, некоторые из них стали им подражать. Появились смелые воздушные акробаты, выполнявшие перед спуском рискованные трюки в воздухе, показывавшие головокружительные упражнения на подвешенной к парашюту трапеции, прыжки с подожженного воздушного шара и с парашютной вышки (рис. 5).
     
      Рис. 5. Спуск акробата с парашютной вышки сконструированной во Франции в 1784 году (по современной гравюре)
     
      В 1803 году Ж- Гарнерен вместе с женой приезжал в Россию. Здесь они совершили три воздушных путешествия на воздушном шаре, привезенном ими из Франции. В один из таких полетов вместе с Гарнереном поднимался в воздух генерал-от-инфантерии С. Львов, выполнивший первым в России длительное путешествие на воздушном шаре.
      Полеты на воздушном шаре Ж. Гарнерена и его жены были повторены в России в мае 1804 года. В качестве пассажира 8 мая 1804 года вместе с Гарнеренами поднималась русская женщина Тушенинова. В том же году жена Гарнерена, совершившая около тридцати прыжков с парашютом, показывала москвичам спуск с воздушного шара на парашюте.
      В России побывал в 1804 — 1806 годах иностранный воздухоплаватель Робертсон со своими учениками Александром и Мишо. Они совершали прыжки с парашютом с воздушных шаров в Петербурге, Москве и Риге.
      В те же годы опыты по сбрасыванию парашютов с воздушных шаров предпринимали некоторые русские любители, строившие по собственной инициативе воздушные шары для полетов и спусков с парашютом.
      Так, в конце июля 1805 года московский купец Матвей Колесников для развлечения москвичей пускал с территории Нескучного сада, что близ Калужской заставы, бумажный воздушный шар с парашютом, на котором спускал на землю разных мелких животных.
      Тогда же предпринимал полеты на воздушном шаре штаб-лекарь Лефортовского госпиталя Кашинский. Он ставил себе целью, поднявшись в воздух из Нескучного сада (ныне Парка культуры и отдыха им. А. Горького), выполнить в полете опыт по сбрасыванию парашюта и исследовать затем на большой высоте состояние атмосферы.
      Полеты Кашинского в Москве на воздушном шаре были большим событием, в связи с этим отменили спектакль в Петровском театре.
      Спустя три года, в 1808 году, в Москве совершал полеты на воздушном шаре некто Ф. Никитин. О его полете сообщалось, что московский купец Федор, сын Никитина, отправится из Нескучного сада в путешествие на воздушном шаре, наполненном «спиртовым духом». Поднявшись на высоту, Никитин должен был выполнить разные упражнения на канате, а затем спуститься на землю с парашютом.
      В воскресенье 19 августа 1828 г. в Москве совершала полет на воздушном шаре первая русская женщина воз-духоплавательница Ильинская, жившая в Пресненской части. Поднявшись в воздух на высоту около 300 саженей, Ильинская приветствовала зрителей ракетами, после чего выпустила два аэростатических шара — первый из них с балластом, а второй — с человеческой фигуркой, спускавшейся на парашюте.
      Из сада Маврокордато, в селе Всехсвятском, под Москвой, некто Свищевский в июне 1829 года пускал в воздух два аэростатических шара. Один из них был с человеческой фигуркой, которая спускалась на землю с большой высоты на парашюте, а другой — с фейерверком.
      Позднее полеты на воздушном шаре предпринимал русский воздухоплаватель Древницкий. В августе 1892 года он совершал подъем на воздушном шаре в г. Вильно из местного ботанического сада. Оболочка воздушного шара перед полетом наполнялась подогретым воздухом. Для этого на большом кругу сада был разведен большой костер. Громадный матерчатый шар, наполняясь теплым воздухом, медленно покачивался. Солдаты местного гарнизона удерживали воздушный шар за канатные стропы. Одни держали их руками, а другие ногами.
      Когда воздушный шар наполнился подогретым воздухом, Древницкий легко вскочил в корзину и подал команду солдатам отпустить канаты. После того как канатные стропы были отпущены, шар взмыл над костром и начал подниматься вверх.
      В момент взлета воздушного шара произошло неожиданное событие, которое вызвало тревогу у всех зрителей. Один из солдат, державший петли канатных строп ногами, не успел своевременно освободиться от них и оказался поднятым в воздух вместе с воздушным шаром.
      Наблюдавшие за подъемом шара видели висевшего на одном из канатов беспомощного человека. Это увидел из корзины воздушного шара и Древницкий. Оказать помощь солдату он не мог, так как шар был не управляем.
      Остановить полет или совершить посадку Древницкий также был не в силах. Для всех было ясно, что спасение солдата возможно только в том случае, если он не растеряется, не выпустит из рук канатных строп воздушного шара и будет крепко держаться за них.
      Древницкий имел возможность спуститься на парашюте, но он не захотел покинуть на произвол судьбы случайного спутника — солдата и решил вместе с ним продолжать полет до конца. Стараясь подбодрить солдата, Древницкий громко подсказывал ему: «Держись, братец, держись крепче! Не бойся — не пропадешь! Держись, не отпускай из рук каната!»
      Воздушный шар продолжал подниматься и, наконец, скрылся из виду.
      Несколько часов о судьбе воздушного шара и путешественников не было никаких известий. Лишь поздно ночью по городу разнесся слух о благополучном исходе полета.
      Когда из оболочки шара вытек теплый воздух, рассказывал Древницкий, он стал стремительно терять высоту. У самой земли шар зацепился канатными стропами за деревья, и это задержало его стремительное падение.
      Благополучно приземлившись, Древницкий и солдат вскоре добрались до ближайшей деревни, а оттуда их привезли на лошадях в город.
      На следующий день по 27-й пехотной дивизии был объявлен приказ о награждении невольного спутника воздухоплавателя Древницкого — солдата местного гарнизона по фамилии Путырчик — за проявленную смелость и присутствие духа.
      После этого случая Древницкий неоднократно совершал смелые полеты на воздушном шаре и выполнял прыжки с парашютом. Как-то в Риге во время прыжка с парашютом Древницкого отнесло ветром далеко в море, и он принужден был совершить посадку на воду. Он 9 легко держался на поверхности воды благодаря тому, что перед прыжком надел пробковый пояс, позволивший ему спокойно и уверенно ждать подхода спасательной лодки.
      В другой раз Древницкий, прыгая с парашютом в Петербурге, зацепился за трамвайные провода высокого напряжения и едва не погиб.
      Отважный воздухоплаватель и смелый парашютист, Древницкий имел своих учеников. Как-то в Вильно вместе с ним совершала полет и прыжок с парашютом молодая женщина, фамилия которой, к сожалению, осталась неизвестной.
      С каждым годом воздухоплавание все больше развивалось и крепло, но летательный аппарат легче воздуха — воздушный шар — не мог удовлетворить человека, который искал пути для создания более совершенного воздушного транспортного средства.
      Больших успехов в деле создания самолета (аппарата тяжелее воздуха) добился русский изобретатель морской офицер А. Можайский. В 1882 году сконструированный и построенный им аппарат с использованием тяги винтов поднялся в воздух.
      В конце 1903 года появился самолет братьев Орвиля и Вильбура Райт, также совершивший ряд коротких взлетов. Вслед за самолетом братьев Райт был создан ряд других конструкций летательных аппаратов тяжелее воздуха.
      С изобретением самолета была открыта новая эра в покорении воздушного океана. Однако победа над воздушной стихией не давалась без жертв. Наряду с известиями о новых выдающихся достижениях в воздухоплавании и авиации нередко приходили и тяжелые вести о гибели во время воздушных катастроф авиаторов, которые летали на недостаточно совершенных аппаратах того времени.
      Естественно, что уже тогда возникла мысль о необходимости обеспечить полеты по воздуху, для чего нужны были спасательные средства. Попытки применить на самолете воздухоплавательные парашюты подтвердили непригодность их.
      Десятки зарубежных изобретателей и конструкторов работали над созданием авиационного спасательного парашюта. Решая эту сложную задачу, все они принимали за основу существовавшие в те времена громоздкие воздухоплавательные парашюты и каждый по-своему старался приспособить их для использования на самолете.
      Французский изобретатель Вассер в 1909 юду скоп-оруировал первый авиационный парашют. По своей конструкции он был похож на зонт. D сложенном виде этот парашют должен был размешаться на фюзеляже самолета позади сиденья летчика. Изобретатель теоретически предполагал, что п случае надобности авиатор сможет тегко оснободить слипы зонта, обтянутые тканью, после чего образуется зонтичная поверхность. Наполнившись встречным потоком воздуха, парашют извлечет из кабины авиатора вместе с его сиденьем.
      Авиационным парашют системы Бнсссра испытывался на эсыле с помощью специально устроенной установки на автомобиле н показал некоторые положительные результаты, но из-за сложности конструкции применить его на самолете оказалось невозможным. (...)
      Первые испытания спасательного ранца показали безотказное действие миниатюрной модели. Б 1911 году Г. Котельников подал заявку на получение патеша и одновременно представил модель спасательного ранца на рассмотрение поенного ведомства с предложением оснастить им летчиков русской авиации. Царские военные чиновники предвзято отнеслись к изобретению русского конструктора Г. Котельникова и, поверхностно ознакомившись с моделью парашюта, отклонили «за ненадобностью».
      Настойчивый тт энергичный изобретатель решил во что бы то ни стало построить парашют ь натуральную величину и испытать его в воздухе. Он рассчитывал, чти после этого военное ведомство примет парашют для оснащения авиации.
      Не имея денег на изготовление парашютов, Г. Котельников с помощью и на средства частной петербургской авиационной торговой фирмы «Т-во Ломач и Компания» быстро изготовил два опытных парашюта и испытал их 6 и 19 июня IB12 г. в деревне Салюзи, близ Петербурга. Парашюты испытывались с привязного аэростата и с самолетов путем сбрасывания их с манекеном. Испытания подтвердили отличное действие парашютов, но в военном ведомстве по-прежнему не проявляли интереса к русскому изобретению и более того — закупали парашюты за границей.
      В начале первой мировой войны 1914 — 1918 годов военное ведомство все же вынуждено было обратиться к изобретателю Котел ьи и кону с предложением изготовить несколько десятков парашютов для летчиков тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец»,
      Изготовленные в 1915 году несколько десятков спасательных парашютов конструкции Г. Котельникова были отправлены в эскадрилью «Илья Муромец», Парашюты практического примевеннн на бомбардировщиках и боевой обстановке не нашли и частично былп переданы в воздухоплавательные отряды.
      Эти авиационные парашюты были приспособлены воздухоплавателями И, Кпгутовым u II. Аношенко для прыжков с привязных аэростатов. И. Когутов сконструировал специальную подвеску для упаковки в нес купола и строп, доподЕШл подвесную систему ножными обхватами, в Н. Лнощеттко сделал чехол для купола. Чехол должен был предупреждать перехлестывание купола стропами, обеспечивать надежное действие парашюта и сохранять куттол от преждевременной порчи.
      Чехол для купола парашюта Г. Котельникова, предложенный Н. Аношепко, представляет собой прототип чехла купола, применяемого в настоящее время на современных советских спасательных и спортивных парашютах.
      Плодотворные труды изобретателя Г. Котельникова по достоинству былп оценены после Великой Октябрьской социалистической революции. В IВIБ году парашют Котельникова был тщательно исследован в Летучей лаборатории, созданной в годы Советской власти и работавшей под руководством профессора EI. Жуковского.
      В результате анализа, составленного начальником аэростатного отдела Летучей лаборатории Н. Анощснко, было отмечено высокое техническое качество парашюта Котельникова и преимущество его по сравнению с иностранными парашютами.
      Комитет по делам изобретений п Оценочная комиссий при Высшем Совете народного хозяйства, рассматривая в 1921 году конструкцию парашюта Котельникова, также отметили преимущество русского парашюта по сравнению с французским системы «Жюкмесс», которыми былп снабжены воздухоплавательные отрнды, п выдали изобретателю Г. Котельникову поощрительную премию.
      Заслуга Г. Котельникова как конструктора состояла в том, что он впервые в истории авиации создал ранец спасательного парашюта, который располагался нa теле авиатора и не был связан с летательным аппаратом. Купол парашюта изобретатель изменил и усовершенствовал, предусмотрев крепление строп купола в двух точках па плечевых обхватах подвесной системы; он разработал подвесную систему, состоявшую пз пояса, плечевых обхватов, а также приспособление для ручного раскрытия крышки райца и отстегивания строп купола от подвесной системы.
      Воодушевленный грози а пнем своих трудов и высокой оценкой их, изобретатель Г. Котельников продолжал работу по усовершенствованию своего первого образца ранца. В 1923 году, т. е. спустя двенадцать лег после изобретения им спасательного ранца для авиаторов. Котельников разработал и сделал новый образец полужесткого ранца.
      Металлический ранец он заменил брезентовым с жесткой спешкой и мягкими откидными боковыми клапанами и крышкой.
      Е 1924 году изобретатель предложил проект нового образца ранца мягкой конструкции, у которого имелись два боковых и два торцовых клапана со специальными ранцевыми резинками, а на дне ранца — соты для затяжки в них строп купола парашюта.
      В том же году Г. Котельников построил и испытал грузовой парашют для корзины аэростата, рассчитанный на спуск груза весом до 300 кг. Кроме того, он предложил проект небольшого грузового парашюта — «авиа-почтальон» для спуска почтовых отправлений, парашютного тормоза для самолета и парашюта коллективного спасения пассажиров самолета.
      Активная изобретательская деятельность Г. Котельникова была ттп заслугам отмечена Центральным Советом Осоаоиахима СССР п РСФСР. Изобретателю был вручен нагрудный знак «Конструктор».
      KOHEЦ ГЛАВЫ И ФPAГMEHTA КНИГИ


     
      СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРИ РАБОТЕ НАД КНИГОЙ
      а) Книги:
      1. История воздухоплавания и авиации в СССР, 1944.
      2. Залуцкий Г. В. Изобретатель авиационного парашюта Г. Е. Котельников, 1953.
      3. Когутов И. Змейковый аэростат и подъем на нем, 1917 (парашют Котельникова).
      4. Памятники древней письменности. «Слово Даниила Заточника», 1889.
      5. Петров Б., Лобанов Н., Белоусов А. Подготовка парашютиста, 1954.
      6. Ревзин С. Я. Стратостат-парашют, 1946.
      7. Родных А. История воздухоплавания и летания в России, 1911.
      8. Романюк В. Г. Записки парашютиста-испытателя, 1956.
      9. Труды аэростатного отдела «Летучей лаборатории», 1918.
     
      б) Прочие источники:
      1. Разные газеты и куриалы России и СССР.
      2. Письменные материалы разных лиц, упоминаемых в книге.

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru