ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 4 Глава I. Общие сведения 5 1. Понятие о теоретических чертежах 5 2. Инструменты и приспособления 7 Глава II. Упрощенная модель 8 1. Материалы 8 2. Днищевая часть, форштевень и транец 8 3. Борта 13 4. Плавниковый киль и балласт 14 5. Палуба 18 6. Вооружение 20 Глава III. Выклеиваемая слоями модель 23 1. Общие укавания 23 2. Составление чертежа 23 3. Разметка слоев 24 4. Заготовление слоев 25 5. Сборка и склейка слоев 27 6. Обработка корпуса снаружи и изнутри 29 7. Плавник и свинцовый балластный киль 30 8. Покрытие палубой 33 9. Изготовление рангоута 36 10. Шитье парусов 37 11. Вооружение 39 Глава IV. Приготовление и употребление казеинового водоупорного клея. 41 Глава К Окраска модели 42 Глава VI. Пускание модели 41 Глава VII. Рулевое устройство. 49 Словарик встречающихся терминов53 СЛОВАРИК ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ ТЕРМИНОВ Баллер руля — осевой стержень, скрепленный с пером руля и служащий для поворачивания руля. Бимс — поперечный брус, идущий от борта к борту и поддерживающий палубу. Бок — часть теоретического чертежа. БулЬб-килъ — утолщение на киле, состоящее из свинца или другого металла, играющего роль балласта, т. е. низко помещенной тяжести. Ванты — снасти (см. это слово), укрепляющие мачту в боковом направлении. Ватерлинии — линии теоретического чертежа, полученные при горизонтальном продольном сечении корпуса судна; из них ватерлиния плавания представляет линию соприкасания корпуеа с поверхностью воды, т. е. линию, по которую судно погружено в воду. Выбирать — вытягивать, натягивать. Гик — круглый или овальный брусок, растягивающий парус грог по нижней шкаторине. Гико'шкот — -шкот, идущий к гику. Грот — большой парус, на модели сзади мачты. Диаметральная плоскость — плоскость сечения судна вертикально вдоль, посередине ширины. Дрейф — снос судна вбок от направления движения. Киль — часть корпуса судна, проходящая по низу в диаметральной плоскости. Комитет — бруски, ограничивающие отверстия в палубе. Корма — задняя оконечность судна. Корпус — 1) основная часть судна, вся его оболочка со всеми креплениями; 2) на теоретическом чертеже — изображение шпангоутов. Краспицы — распорные бруски, устанавливаемые между мачтой и вантами. Люк — отверстие в палубе для доступа внутрь судна. Мачта — вертикальный или слегка наклонный круглый (или овальный) брусок, служащий для подъема парусов. Обушок — металлическое кольцо, снабженное винтом или иным приспособлением для укрепления его на место. Палуба — покрытие корпуса судна сверху. Переборка — перегородка в корпусе судна. Перо руля — поверхность руля. Плавник — нижняя часть корпуса судна, служащая для противодействия движению вбок и для удержания в прямом направлении. Полветра — направление ветра сбоку от судна. Приводиться — стремиться стать против ветра. Рангоут — все деревянные части, служащие для подъема при их помощи парусов. Румпель — рычаг того или иного устройства, служащий для поворачивания руля. Снасти — все те части, в виде троса, шнурков, или проволоки, которые служат для удержания на месте рангоута и для подъема и управления парусами. Стаксель — передний треугольный парус. Талреп — устройство для натягивания снастей. Такелаж — все снаети, поставленные на свои места, в совокупности. Теоретический чертеж — чертеж, представляющий форму (обводы) корпус судна. ТранеЦ, — заканчивающая корпус судна в корме плоскость. Узаливаться — стремиться итти по ветру. Утка — приспособление для закрепления троса. Фордевинд — ветер, дующий прямо в корму судна. Форштевень — часть корпуса, заканчивающая его впереди. Шкив — колеско с желобом, через который проходит трос. Шкаторина — край паруса. Шкот — трос, служащий для управления парусом. Шпангоут — 1) на теоретическом чертеже — линия, полученная от верти» кального поперечного сечения; 2) ребро — укрепляющее корпус судна. Штаг — трос, поддерживающий мачту спереди; кормовой штаг — поддерживает мачту сзади. ВВЕДЕНИЕ ПОСТРОЙКА парусных моделей представляет одно из важных и увлекательных средств технического воспитания юношества и ознакомления с морским делом. Построенная модель дает основное представление о судне вообще и его качествах. Пускание парусной модели знакомит с управлением судна и парусами, с использованием силы ветра. Изготовление модели создает навыки точной и аккуратной работы, правильного применения инструментов. Одновременно молодой строитель получает представление о теоретическом чертеже и об устройстве судна. Законченная модель дает полное удовлетворение выполненным делом. Пускание модели, а особенно возможность устройства гонок моделей, является захватывающим занятием — игрой, проводимой на открытом воздухе, в здоровых условиях. Соревнование моделей побуждает к дальнейшему улучшению, к совершенствованию в постройке и вооружении суденышек-моделей. Красиво выполненная парусная модель служит украшением в квартире и в любом помещении. В книге приведено руководство к изготовлению двух моделей. Одна модель рассчитана на возможность изготовления ее при сравнительно небольшом количестве материалов, ограниченном месте для работы и при самом первоначальном уменьи обращаться с инструментами. Вторая модель может быть выполнена руками, уже привыкшими к работе с инструментом, и требует значительного количества материалов, достаточного времени и довольно большого свободного рабочего места. ГЛАВА I ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 1. Понятие о теоретических чертежах ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ чертеж нужен для трех целей: 1) для того, чтобы дать представление, какую форму будет иметь судно или модель; 2) для того, чтобы дать возможность произвести постройку судна или изготовление моделей; 3) для того, чтобы позволить выполнить все необходимые для постройки судна и изготовления модели расчеты. Рис. 1. Получение сечений ватерлиний. Теоретический чертеж представляет на бумаге сечения корпуса судна или модели, произведенные в различных направлениях. Можно себе представить корпус выполненным из пластелина и разрезаемым по разным направлениям. Прежде всего будем резать корпус вдоль горизонтально, произведя разрезы на равных расстояниях друг от друга (рис. 1а). Тогда получим ряд линий, обозначающих края разрезов. Эти линии называются ватерлиниями. Так как для двух сторон корпуса эти линии совершннно одинаковы, то на чертеже изображают лишь одну сторону (рис. 16) ватерлиний. Самый чертеж, на котором изображены половины ватерлиний, называется полуширота. На этом же чертеже изображается линия, окаймляющая корпус по самому верху его, — палубнаялиния, являющаяся крайней линией чертежа. Затем будем резать корпус поперек вертикально, также на равных расстояниях и строго параллельно (рис. 2а). Тогда получим ряд крайних линий разрезов — сечений, называемых шп ангоутами. Рис 2. Получение сечений шпангоутов. Вследствие симметричности корпуса, на чертеже изображается лишь одна половина шпангоута. Для ясности, чтобы шпангоуты не путались между собой, одну половину их, до середины длины судна или модели, помещают с одной стороны чертежа, другую — с другой (рис. 26). Самый чертеж получает условное название чертежа корпуса. Рис. 3. Получение сечений батоксов. Наконец, произведем разрезы вертикально вдоль. Первый разрез сделаем точно посередине ширины, а остальные параллельно первому (рис. За). Полученные кривые линии сечений носят названия: средняя — диаметральной плоскости, а остальные — батоксов. Весь чертеж (рис. Зб) получает название бока. Для того, чтобы сделать чертеж модели, по которому она будет строится, необходимо выполнить все три части теоретического чертежа: полушироту, корпус и бок. Но, когда чертеж выполнен, для постройки модели можно пользоваться лишь частью чертежей. Так, для модели большой, выклейной, достаточны лишь чертежи корпуса и ватерлиний. Для изготовления упрощенной малой, угловатой модели, можно пользоваться лишь некоторыми линиями теоретического чертежа, дополнив их линиями, показывающими, как проходит угол, образуемый прямыми бортами и днищем. Таким образом для угловатой модели проводятся лишь: палубная линия и линия диаметральной плоскости, с дополнением угловой линии в виде ее сверху, в плане и сбоку. Однако для того, чтобы дать размеры для ряда частей конструкции модели, необходимо было первоначально иметь полный теоретический чертеж. 2. Инструменты и приспособления Количество инструментов, необходимых для изготовления модели, очень невелико. Нужно иметь: пилу лучковую и, по возможности, также ножовку (мелкозубую), молоток маленький и большой, стамеску 25 мм и полукруглую стамеску 25 — 20 мм, маленькую отвертку, коловорот или дрель с мелкими сверлышками, рубанок, мелкий напильник, тонкое шило, длинную линейку. Кроме того нужна, по крайней мере, одна струбцинка, но по возможности струбцинок нужно иметь как можно больше. Необходимы также гибкая рейка, толщиной около 3 мм, и шкурка (стеклянная бумага) номеров 0,00 и 1. Особые приспособления для большой модели и для отливки балластных килей указаны в соответствующих местах описания изготовления. Работу лучше всего производить на верстаке или, за неимением его, на большом, прочном столе. Для склеивания, окраски и шитья парусов необходимы кисти, нож для шпаклевки, посуда, иголки и пр. Для изготовления деталей необходимы плоскогубцы, круглогубцы и клещи-кусачки. Общие указания к работе. При постановке всякого рода креплений, болтов, шурупов, гвоздиков, штифтов необходимо заранее подготовлять отверстия, чтобы избежать возможности появления трещин и брака всей проделанной работы. Отверстия должны быть несколько меньше толщины креплений, чтобы они входили с усилием. Проделывать самые малые отверстия можно шилом (острожным вращением), а для более крупных отверстий следует применять сверлышки или буравчики. Под головки шурупов или гвоздиков нужно приготовлять места (раззенковывать) при помощи стамески или перочинного ножа. ГЛАВА II УПРОЩЕННАЯ МОДЕЛЬ 1 Материалы ДЛЯ изготовления модели необходимы следующие основные материалы: 1. Кусок доски, размером 480 X 150X55 мм. Материал должен быть сухой (влажности около 18%, "воздушно-сухой"), прямослойный, без сучков, без трещин, без гнили. Применять можно: сосну, ель, липу, ольху, тополь, грушу, кедр и вообще мягкое дерево без пороков (сучков, трещин, смолы, гнили, кривослойности). 2. Кусок тонкой доски или фанеры-переклейки, толщиной не более 3 мм, размером 480 X 150 мм. Материал — такой же как указан выше. Фанера-переклейка применяется березовая, водоупорная. 3. Кусок такой же тонкой доски или переклейки, толщиной не более 3 мм, размером 480 X 90 мм. 4. Кусок листовой стали (кровельного железа) или меди для плавника, толщиной 1,5 мм, размером 135 X 180 мм (для второго варианта 142 X 180 мм). 5. Кусок тонкой доски (6 мм), размером 480 X 45 мм на переборки 6. Брусочек, толщиной 45 мм, на форштевень. 7. Кусочек доски, толщиной 12 мм, на транец. 8. Различные мелкие бруски, рейки и планки. 9. Кусок тонкого материала на парус, размером 800 X 300 мм. 10. Необходимое количество свинца на отливку балластного бульба (около 0,7 кг). Далее необходимы самые мелкие тонкие гвоздики, шурупы, штифтики, как указано дальше; необходимые нитки, шнурочки, куски проволоки и различная мелочь — отмечены в тексте с указанием возможностей выбора из доступных к приобретению. Потребуются затем масляная краска, лак, шпаклевка и водоупорный клей. 2. Днищевая часть, форштевень и транец Необходимо помнить, что все размеры на рисунках — показаны в миллиметрах. Модель изготовляется без руля. Работа по изготовлению рулевого управления и по установке всех частей на место довольно сложна. Навешенный сзади руль делает модель некрасивой. Установка же трубки для пропуска баллера (оси) руля сквозь корпус при недостаточной тщательности работы легко ведет к течи. Нет необходимости снабжать модель рулем, так как она может ходить и без него. Если модель изготовлена во всем правильно и мачты и паруса установлены надлежащим образом, то без руля модель будет итти лучше, так как руль обычно несколько тормозит ход. KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
|
☭ Борис Карлов 2001—3001 гг. ☭ |