НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Патентоведение. Артемьев Е. И. и др. — 1984 г.

Е. И. Артемьев и др.

Патентоведение

*** 1984 ***


DjVu


 

PEKЛAMA

Услада для слуха, пища для ума, радость для души. Надёжный запас в офф-лайне, который не помешает. Заказать 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Ознакомьтесь подробнее >>>>



      ГЛАВА I
      ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА, РАЦИОНАЛИЗАЦИИ И ПАТЕНТНО-ЛИЦЕНЗИОННОЙ РАБОТЫ В СССР
      § 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА И РАЦИОНАЛИЗАЦИИ В УСКОРЕНИИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА
      Научно-технический прогресс — обусловленное действием объективных экономических законов непрерывное совершенствование всех сторон общественного производства и сферы обслуживания на базе развития и повсеместного использования достижений науки и техники с целью практического решения стоящих перед обществом в данный исторический период социально-экономических и политических задач.
      Научно-технический прогресс в развитом социалистическом обществе — могучий фактор коммунистического строительства. Максимальное ускорение научно-технического прогресса — важнейшая общенародная задача.
      XXVI съезд КПСС указал на то, что необходимо повысить эффективность научных исследований, значительно сократить сроки внедрения достижений науки и техники в производство.
      В развитие постановлений XXV и XXVI съездов КПСС 18 августа 1983 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли развернутое постановление «О мерах по ускорению научно-технического прогресса в народном хозяйстве» № 814.*
      * СП СССР, 1983, № 24.
      Ускорение научно-технического прогресса неразрывно связано с развернувшимся в стране мощным изобретательским и рационализаторским движением. Использование выдающихся советских открытий и изобретений позволило нашей стране занять ведущие позиции в мире по науке и технике в таких важнейших новых отраслях, как ядерная энергетика, радиоэлектроника, авиастроение и др. Многие крупные изобретения в нашей стране значительно превышают известный современный уровень техники.
      В эпоху научно-технической революции изобретательство, как и развитие техники, непосредственно зависит от достижений науки. Постоянство связей между наукой и техникой при опережающем развитии науки привело к резкому повышению уровня технического творчества, к значительному увеличению числа изобретений.
      Изобретательство все в большей степени развивается теперь на научной основе, а все большая часть изобретений становится продуктом науки, результатом ее взаимодействия с производственным опытом.
      Ускорение научно-технического прогресса основывается на открытиях и фундаментальных изобретениях. Крупные технические изобретения, обладающие принципиальной новизной и полезностью, коренным образом изменяют производство. Широкое их использование позволяет выйти на передовые позиции в той или иной области техники. Все новое, передовое, прогрессивное в технике неизбежно связано с изобретениями. «Нас ждет, — сказал, выступая на Июньском Пленуме ЦК КПСС (1983 г.), Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Ю. В. Андропов, — огромная работа по созданию машин, механизмов и технологий как сегодняшнего, так и завтрашнего дня».
      Экономический эффект, получаемый за счет использования изобретений в народном хозяйстве, является важным показателем ускорения научно-технического прогресса. Так, экономия от использования изобретений в 1982 г. составила 2611 млн. руб., превысив уровень 1975 г. в 3 раза. Изобретательство дополняет рационализация. Значение рационализации, самого массового новаторского движения, чрезвычайно велико для народного хозяйства нашей страны. Рационализаторы стремятся улучшить качество выпускаемой продукции, совершенствовать технологию производства, повысить уровень производительности труда на предприятии, где они работают. Большую роль играют рационализаторские предложения по экономии сырья, топлива, материалов. Каждое внедренное рационализаторское предложение — это экономия живого и овеществленного труда. За десятую пятилетку экономический эффект от использования изобретений и рационализаторских предложений составил 29,2 млрд. руб., в том числе от использования изобретений — 8,5 млрд. руб.
      Одним из важных путей выполнения этой задачи является создание и развитие научно-производственных объединений (НПО), в которых результаты научно-технических исследований — открытия и изобретения — доводятся без промедления до их практического осуществления в виде изделий и технологических процессов.
      На XXVI съезде КПСС по поводу НПО отмечалось, что «Дальнейшее развитие получит такая действенная форма соединения науки с производством, как научно-производственные объединения. Каждое из них должно стать крупным центром создания и выпуска новой высококачественной продукции, совершенствования технологии и организации производства».
      В настоящее время темпы роста эффективности общественного производства в значительной степени зависят от сроков и масштабов использования новейших технологий, особенно межотраслевых. В основе таких технологий лежат крупные изобретения, а в ряде случаев открытия прикладного характера. Для ускорения применения этих технологий создаются оправдавшие себя в ряде машиностроительных министерств мощные отраслевые технологические центры. Последние способствуют более быстрому освоению и централизованному распространению этих технологий в масштабе отрасли. Организуются межотраслевые технологические центры или региональные, например, по распространению порошковой металлургии.
      При проектировании новых предприятий, зданий, сооружений необходимо своевременно учитывать эффективные научно-технические разработки. На это обратили внимание министерств и ведомств ЦК КПСС и Совет Министров СССР в постановлении от 30 марта 1981 г. «О мерах по дальнейшему улучшению проектно-сметного дела» 1. В нем предложено предусматривать в планах повышения технического уровня отраслей задания по использованию в проектах предприятий и сооружений научно-технических достижений в области технологии производства, оборудования, строительных конструкций и материалов.
      Борьба за экономное использование сырья, материалов, топлива, энергии также немыслима без технического творчества масс, в результате которого рождаются изобретения и рационализаторские предложения. Бережливость в общественном производстве — это проявление закономерности социализма. В. И. Ленин указывал, что экономия является характерной чертой нового строя2.
      Одним из важнейших требований производственной бережливости является снижение материалоемкости изготовляемой продукции за счет применения более дешевых, экономичных материалов и уменьшения массы конструкции без ущерба для качества продукции, что является одним из основных путей
      1 СП СССР, 1981, № 14, ст. 84.
      2 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 36, с. 174.
      борьбы за экономию. В этой области также открывается большой простор для технического творчества масс.
      В нашей стране применяется программно-целевой метод решения научно-технических проблем, характеризующийся комплексом мер, осуществляемых в плановом порядке согласованными усилиями различных научных учреждений, предприятий в пределах одной отрасли, но чаще всего различных министерств и ведомств. Этот метод был одобрен XXV съездом КПСС и получил развитие в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. № 695 «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы» в решениях XXVI съезда КПСС и постановлении Майского Пленума ЦК КПСС (1982 г.) о Продовольственной программе СССР и в других решениях партии и правительства.
      В СССР теперь функционирует 170 государственных комплексных программ научно-технического прогресса, разработанных и утвержденных Государственным комитетом СССР по науке и технике (ГКНТ), Госпланом СССР и Академией наук СССР. Сорок одна из них целевые, которые должны обеспечить наиболее эффективные научно-технические достижения. Такие программы представляют собою часть государственного плана экономического и социального развития. К межотраслевым относятся, например, программы автоматизации и механизации, создания роботов и манипуляторов, которые будут применяться в машиностроении, на транспорте, в сельском хозяйстве, горнодобывающей промышленности, и т. д. Предусматривается увеличение парка роботов к концу одиннадцатой пятилетки примерно в 6 раз.
      Творческая мысль изобретателей должна быть направлена не только на конструирование роботов, но и на соединение робототехники с производственным оборудованием и технологическими процессами с целью достижения максимальной экономии живого труда по всей технологической цепочке.
      Важной проблемой является применение вычислительной техники для управления роботами, оборудованием, технологическими процессами и при выполнении проектно-конструкторских работ. Большие перспективы открывает программа использования лазеров и плазмотронов в народном хозяйстве, что даст значительный технический и экономический эффект. Выполнение названных и других программ невозможно без
      * СП СССР, 1979, № 18, ст. 118.
      применения открытий и использования крупных изобретений.
      В современных условиях министерства и ведомства должны осуществлять целенаправленное управление процессом создания новой техники на основе высокоэффективных и прогрессивных изобретений и открытий. От работников всех отраслей народного хозяйства партия требует своевременного и качественного выполнения заданий научно-технических программ, высокой организованности и деловитости в подготовке производства к внедрению новой техники. При этом необходимы своевременное выделение финансовых и материальных ресурсов, тщательная разработка проектной, конструкторской и технологической документации, чтобы не допускать ошибок, которые могут затормозить ее использование и замедлить освоение новой техники, т. е. изобретений и открытий.
      В первые годы одиннадцатой пятилетки начато внедрение примерно трехсот новых видов техники и технологии, разработанных в соответствии с заданиями названных программ, среди них высокопроизводительный роторный экскаватор производительностью 5000 м3/ч, смонтированный на разрезе «Богатырь» Экибастузского угольного бассейна, крупнейший в мире реактор на быстрых нейтронах БН-600, пущенный на Белоярской АЭС; прогрессивная технология выплавки стали в конверторах с последующей непрерывной разливкой, отработанная на Новолипецком металлургическом заводе, и др.
      Все большее распространение получают комплексные творческие бригады как формы связи науки с производством, состоящие из представителей научных учреждений АН СССР, академий союзных республик, отраслевых академий, специалистов отраслевых институтов и промышленных предприятий. Эти бригады способны осуществлять весь цикл работ, начиная от лабораторных экспериментов и кончая использованием полученных результатов в производстве.
      В целях ускорения научно-технического прогресса установлены разовые премии коллективам работников предприятий, организаций машиностроения за разрабртку, освоение и выпуск особо важных и высокоэффективных видов оборудования и машин массового, мелкосерийного и единичного производства, а также за создание и внедрение принципиально новых технологических процессов1. Установлены две премии 25 —
      1 Положение о разовом премировании работников машиностроения за разработку, освоение и выпуск особо важных и высокоэффективных видов оборудования и машин, а также за создание и освоение принципиально новых технологических процессов. — Экономическая газета, 1980, № 42, с. 13.
      4С тыс. и 1C — 20 тыс. руб. Выплата премий допускается после начала промышленного выпуска оборудования и машин и освоения технологического процесса в установленные плановые сроки и при подтверждении министерствами (ведомствами) заказчиками экономической эффективности их применения в народном хозяйстве. В целях повышения материальной заинтересованности творческих работников в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 августа 1983 г. №814 предусмотрены с 1985 г. единовременные премии министерств и ведомств СССР и советов министров союзных республик в размерах от 3 до 40 тыс. руб.
      Изобретательство и рационализация получают развитие и на основе научно-технического сотрудничества стран — членов СЭВ, состоящих в многосторонних и двусторонних соглашениях. Народнохозяйственные проблемы перспективного характера решаются в рамках СЭВ также с помощью программно-целевого метода, что и нашло выражение в долгосрочных целевых программах сотрудничества (ДЦПС), двусторонних долговременных программах специализации и кооперации производства и в совместных работах по приоритетным направлениям научно-технического и производственного сотрудничества. По важнейшим научно-техническим проблемам созданы многочисленные координационные центры. В результате совместной деятельности ученых и специалистов СССР и других социалистических стран в процессе осуществления целевых комплексных программ сделаны открытия и созданы изобретения в различных отраслях производства, внедряемые в СССР и в других странах — членах СЭВ. Масштаб разработки и использования научно-технических достижений будет возрастать *.
      На XXXV] заседании сессии СЭВ (Будапешт, 1982 г.) решено углублять сотрудничество, развивать социалистическую экономическую интеграцию, расширять взаимные производственные, научно-технические и торговые связи.
      СССР осуществляет сотрудничество с капиталистическими странами в различных областях — в экономике, науке, культуре. Постоянно возрастает обмен научно-техническими до-
      1 Постановление Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании сотрудничества министерств и ведомств СССР, объединений, предприятий и организаций с соответствующими органами, предприятиями и организациями других стран — членов СЭВ в области науки, техники и международной специализации и кооперирования производства» от 9 июля 1981 г. № 652; СП СССР, 1981. № 21, ст. 122.
      стижениями, способствующий тем самым укреплению международных экономических связей СССР.
      Осуществление научно-технических программ позволит в еще более широких масштабах патентовать советские изобретения за границей, заключать выгодные лицензионные договоры. По данным на I января 1983 г. в 70 странах получено около 20 тыс. патентов, охраняющих советские изобретения. Наряду с этим выполнение научно-технических программ будет содействовать росту экспорта советской продукции, основанной на крупных изобретениях, что повысит ее конкурентоспособность.
      О завоевании советскими изобретениями авторитета во всем мире свидетельствует увеличивающееся число лицензионных договоров на отечественные изобретения. За десятую пятилетку фирмы из десятков стран приобрели в СССР более 700 лицензий. Так, на основе лицензионных договоров «Лицен-зинторга» и японской фирмы «Ниссе-Иваи» на предприятиях Японии внедрено 18 советских технологических процессов, в том числе непрерывной разливки стали, испарительного охлаждения доменных печей, сухого тушения кокса. Предметом международных соглашений, в которых участвует Советский Союз, являются не только изобретения, но и промышленные образцы и товарные знаки (см. гл. 4, 14, 15).
     
      § 2. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
      До Великой Октябрьской Социалистической революции в России было зарегистрировано всего 36 тыс. изобретений, при этом свыше 80% привилегий на изобретения получили иностранцы. За 60 лет Советской власти в Государственный реестр СССР внесено свыше 594,9 тыс. изобретений, а на ноябрь 1982 г. — 1 млн. изобретений.
      Примерно каждая четвертая заявка, поданная в мире в 1980 г., приходилась на советского изобретателя. Такой невиданный подъем творческой активности не случаен. Это закономерное следствие новых социально-экономических условий, в которых творит изобретатель в нашей стране. Еще в 1918 г. В. И. Ленин писал: «У нас есть материал и в природных богатствах, и в запасе человеческих сил, и в прекрасном размахе, который дала народному творчеству великая революция, — чтобы создать действительно могучую и обильную Русь» .
      1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 36, с. 80.
      Это в полной мере относится и к изобретательству. Советская власть создала принципиально новую основу технического творчества трудящихся. С введением социалистической формы правовой охраны изобретений авторского свидетельства — они превратились из предмета купли-продажи, из статьи обогащения отдельных лиц во всенародное достояние. Совершенно иной характер принял подход государства к изобретениям. Если прежде его отношение к изобретательскому делу ограничивалось лишь одной функцией — обеспечением правовой защиты изобретений, то первое социалистическое государство полностью взяло заботу об их осуществлении. Это означает, что для использования изобретений мобилизуются все резервы, находящиеся в распоряжении социалистической экономики. Так было с первых шагов развития изобретательства в СССР.
      Приступив к восстановлению разрушенного войной хозяйства молодой Советской страны, наше государство в исключительно трудных условиях расходовало валюту на приобретение за границей необходимого оборудования для осуществления таких изобретений, как добыча торфа гидравлическим способом, радиотехнических и т. д.
      Несмотря на большие трудности, государство стремилось создать творцам нового в науке и технике необходимые условия для работы. Специальные средства выделялись на исследования, ведущиеся в лабораториях крупных ученых и конструкторов, принимались меры к улучшению их бытовых условий. В первые годы Советской власти был открыт ряд новых научно-исследовательских институтов: Государственный оптический институт (ГОИ), Физико-технический институт, Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) и др. Роль, которую они сыграли в развитии науки и техники в нашей стране, общеизвестна.
      У нас в стране сформировалась государственная система управления изобретательством, которая должна способствовать развитию изобретательского творчества, стимулированию его и наиболее эффективному использованию изобретений. Эта система охватывает все стадии работы над изобретениями, начиная от их создания и кончая широким внедрением изобретений в народное хозяйство страны, их патентованием за рубежом и реализацией на внешнем рынке путем продажи на них лицензий.
      Как же практически осуществляется эта многосторонняя деятельность? Прежде всего она выражается в ориентации на создание и использование изобретений при разработке планов экономического и социального развития на основе научно-тех-10
      нических прогнозов на длительный период (10 — 15 лет и более), используемых для выбора наиболее перспективных направлений развития народного хозяйства и отдельных его отраслей. Такой выбор предполагает отыскание принципиально новых технических решений, являющихся изобретениями.
      Ускорение научно-технического прогресса, всемерное поощрение изобретательства, неразрывно связанного с новой техникой, стало составной частью государственной экономической политики Советского Союза. Вот почему в Конституции СССР имеются положения, связанные с техническим творчеством.
      В ст. 15 Конституции СССР подчеркивается, что творческая активность трудящихся и научно-технический прогресс — важнейшие средства в достижении высших целей общественного производства при социализме, наиболее полного удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей людей. Конституция СССР (ст. 20) провозглашает, что «государство ставит своей целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, спо собностей и дарований, для всестороннего развития личности».
      Большую роль в формировании гармонически развитых, творчески проявляющих себя членов социалистического общества играет активизация изобретательской и рационализаторской деятельности. В соответствии со ст. 47 Конституции в СССР провозглашается свобода научного, техтческого и художественного творчества, советским государством гарантируется комплекс материальных условий для осуществления этой свободы. Изобретателю в нашей стране предоставляется определенная помощь в оформлении заявочных материалов, подготовке технической документации, изготовлении и испытании опытных образцов независимо от того, работает ли он один или в творческом содружестве с другими изобретателями. Таким образом, в Конституции СССР закреплена проявляемая на протяжении всей истории нашего государства забота Коммунистической партии и Советского правительства о творцах научно-технического прогресса.
      Социализм открывает широкий простор для развития научно-технической революции, наиболее значительные достижения которой воплощаются в научных открытиях и изобретениях. В СССР созданы самые благоприятные условия для технического творчества, позволяющие претворять в жизнь выдвинутую Коммунистической партией задачу превращения научно-технического прогресса в главный фактор экономического роста, а науки — в непосредственную производительную силу общества.
      Известно, что основной плацдарм для массового изобретательского творчества — это научно-исследовательские, проектно-конструкторские и технологические организации. В соответствии с Постановлением ЦК КЦСС и Совета Министров СССР от 20 августа 1973 г. № 575 «О дальнейшем развитии изобретательского дела в стране, улучшении использования в народном хозяйстве открытий, изобретений и рационализаторских предложений и повышении их роли в ускорении научно-технического прогресса» 1 Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 695 от 12 июля 1979 г.2 особое внимание уделяет тому, чтобы в этих организациях максимальное число разработок завершалось на высоком техническом уровне, т. е. на уровне изобретений. Число и значимость изобретений должны быть одними из важнейших критериев при оценке эффективности деятельности творческих коллективов. Коренное улучшение всей работы по ускорению научно-технического прогресса предусмотрено постановлением ЦК КПСС и Совета Министров № 814 от 18 августа 1983.
     
      § 3. РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА, РАЦИОНАЛИЗАЦИИ И ПАТЕНТНО-ЛИЦЕНЗИОННОГО ДЕЛА
      Основы советского законодательства в области изобретательства были заложены декретом «Положение об изобретениях» от 30 июня 1919 г., подписанным В. И. Лениным. Этот декрет установил охрану изобретений на новых социалистических началах. В декрете указывалось, что всякое изобретение, признанное полезным Комитетом по делам изобретений, может быть по постановлению Президиума ВСНХ объявлено достоянием РСФСР. Эти изобретения поступали в пользование всех учреждений и граждан на условиях, оговоренных в каждом отдельном случае. Изобретения, объявленные достоянием государства, относящиеся к государственной обороне или особо важные, не подлежали патентованию за границей и передаче третьим лицам или вообще разглашению. Нарушение этого правила влекло за собой уголовную ответственность.
      За автором любого изобретения сохранялось право авторства на это изобретение, что удостоверялось выдачей ему авторского свидетельства. Изобретатель имел право на вознагра-
      СП СССР, 1973, № 19, ст. 108.
      2 СП СССР, 1979, № 18, ст. 118.
      ждение в случае объявления его изобретения достоянием РСФСР.
      Согласно декрету всякое изобретение, сделанное на территории РСФСР, должно быть заявлено в России, прежде чем заявка будет подана в другие страны.
      Последующее изменение законодательства было обусловлено переходом к новой экономической политике. Было издано постановление ЦИК и СНК СССР от 12 сентября 1924 г. «О патентах на изобретения». Это постановление (закон) в отличие от патентного права капиталистических стран, как и предыдущий декрет, обеспечивало защиту права действительного изобретателя. По закону от 12 сентября 1924 г. заявителем мог быть или автор изобретения или лицо, которое приобрело от автора право на его изобретение. Изобретение охранялось путем выдачи патента и предоставления его владельцу исключительного права на изобретение. Законом 1924 г. устанавливалась защита прав рабочих и служащих на их изобретения, сделанные непосредственно на производстве. Право на изобретение в этом случае сохранялось за автором. Патент на имя предприятия мог быть выдан только тогда, когда деятельность изобретателя по роду его служебных обязанностей была направлена именно на создание данного вида изобретений и если при этом изобретение не выходило за пределы задания, полученного от предприятия.
      Важное значение в развитии изобретательства имел приказ ВСНХ от 11 апреля 1925 г., подписанный Ф. Э. Дзержинским. В нем указывалось, что для поощрения широкого коллективного творчества рабочих целесообразно премировать каждое усовершенствование, предложенное и разработанное рабочим на заводе. Самое существенное — это помочь рабочему-изобрета-телю преодолеть те трудности, которые стоят перед ним на пути к осуществлению его изобретения из-за недостатка научно-технических знаний.
      Техническая реконструкция народного хозяйства, проводившаяся на основе первого пятилетнего плана, подняла еще выше роль изобретательства и рационализации. ЦК ВКП(б) 26 октября 1930 г. принял специальное постановление «О положении массового изобретательства под углом его влияния на рационализацию производства». Это постановление, отмечая значение массового изобретательства в создании новой техники, наметило конкретные меры по его развитию. Руководителям предприятий и хозяйственных органов вменялось в обязанность своевременно рассматривать рабочие предложения, ликвидировать волокиту с внедрением ценных изобретений и рационализаторских предложений, сформировать на предприятиях производственную базу для их разработки, изготовления и испытания опытных образцов. Одобрялось решение ВЦСПС создать Всесоюзное добровольное общество изобретателей.
      Указанное постановление способствовало принятию ЦИК и СНК СССР «Положения об изобретениях и технических усовершенствованиях» от 9 апреля 1931 г. Исходя из новых условий, сложившихся в нашей стране, в Положение были введены две формы правовой охраны изобретений — авторское свидетельство и патент. В Положении подчеркивалось, что действовавшее до сих пор патентное законодательство, охранявшее интересы изобретателя путем предоставления ему исключительного права на его изобретение, уже не соответствует стремлениям передовых изобретателей — сознательных строителей социалистического общества.
      Изобретатель мог просить о выдаче на свое изобретение авторского свидетельства или патента; в последнем случае он приобретал исключительное право на изобретение. В рамках Положения 1931 г. была введена правовая охрана рационализаторских предложений, и притом не только технических, но и организационно-производственных. В положении был четко поставлен вопрос о плановом внедрении изобретений в промышленность, что стало возможным только в условиях планового социалистического хозяйства, а также отмечалось, что внедрение изобретений представляет собой наиболее важный этап во всей организации изобретательского дела.
      Построение социализма в нашей стране, сопровождавшееся быстрым развитием всех отраслей народного хозяйства на базе новых технических решений, потребовало внесения существенных изменений и дополнений в законодательство по изобретательству. В связи с этим 5 марта 1941 г. СНК СССР было утверждено новое Положение об изобретениях и технических усовершенствованиях. Этим Положением на народные комиссариаты СССР и союзных республик, а также на главные управления и комитеты при СНК СССР и кооперативные центры возлагалось плановое руководство изобретательской деятельностью путем разработки перспективных и текущих тематических планов, организации конкурсов, направленных на разрешение важнейших технических задач, и т. п. Эти органы должны были заниматься разработкой и внедрением в народное хозяйство изобретений, технических усовершенствований и рационализаторских предложений. При этом государство брало на себя заботу о реализации изобретений, на которые были выданы авторские свидетельства.
      В результате повышения творческой активности работников производства и науки в послевоенные годы были поставлены новые задачи в области руководства техническим прогрессом. Положение об изобретениях и технических усовершенствованиях, утвержденное в 1941 г., и Инструкция о вознаграждении за изобретения, технические усовершенствования и рационализаторские предложения, утвержденная в 1942 г., не полностью отвечали своему назначению. Поэтому после создания Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР (сентябрь 1955 г.) была начата подготовка новых законодательных актов. К их разработке были привлечены широкие круги изобретателей и рационализаторов.
      24 апреля 1959 г. постановлением Совета Министров СССР были утверждены «Положение об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях» и «Инструкция о вознаграждении за открытия, изобретения и рационализаторские предложения» *.
      В Положении 1959 г. впервые были даны определения изобретения и рационализаторского предложения. Отсутствие четкого определения изобретений и рационализаторского предложения ранее затрудняло практическую работу и вызывало произвольные и противоречивые толкования при квалификации предложений. Положением 1959 г. устанавливались только два вида технических предложений, на которые распространялась правовая охрана, — изобретения и рационализаторские предложения, — вместо трех ранее установленных, т. е. были исключены технические усовершенствования. Регламентировался порядок подачи и рассмотрения заявок на открытия.
      Правовая охрана научных открытий не была известна законодательству капиталистических стран. Положение 1959 г. предоставило изобретателям и рационализаторам право участвовать в осуществлении работ по внедрению их изобретений, предусмотрело порядок, по которому споры о размере и сроках выплаты вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения первоначально рассматриваются администрацией предприятия совместно с профсоюзными организациями; при неудовлетворении этого требования автор мог обращаться с жалобой в вышестоящий орган, а затем с иском в суд.
      1 Оба нормативных акта опубликованы в СП СССР, 1959, № 9, ст. 59; изменения в СП СССР, 1961, № 8, ст. 62; № 2, ст. 19; № 18, ст. 147; № 21, ст. 177; 1965, № 7, Ст. 40.
      Положением введены новые поощрения и льготы. Указами Президиумов Верховных Советов союзных республик установлены почетное звание «Заслуженный изобретатель республики» и «Заслуженный рационализатор республики», которые присваиваются с вручением соответствующего нагрудного знака.
      Более широкому использованию в народном хозяйстве изобретений и рационализаторских предложений способствовало постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 мая 1960 г. № 531 «О мерах по улучшению внедрения в народное хозяйство изобретений и рационализаторских предложений»1. Новое законодательство способствовало дальнейшему развитию изобретательства в стране и внесло большой вклад в ускорение научно-технического прогресса.
      Постановление Совета Министров СССР от 14 июня 1962 г. № 607 «Об улучшении охраны государственных интересов в области изобретений и о дальнейшем улучшении организации изобретательства в СССР»2 наметило дальнейшие пути совершенствования управления изобретательством. Этим постановлением, в частности, предприятиям, научно-исследовательским и другим организациям вменялось в обязанность подача в установленном порядке заявок на выдачу авторских свидетельств в СССР и в случае необходимости — патентов за границей на созданные на этих предприятиях и в организациях машины, приборы, оборудование, технологические процессы, которые могут быть признаны изобретениями. В соответствии с этим постановлением в организациях и на предприятиях были созданы патентные службы, которые начали организовывать работу по отбору и патентованию изобретений за границей, по подготовке материалов на продажу лицензий, проверку объектов техники на патентную чистоту и т. д. (см. гл. 5).
      Советом Министров СССР от 30 июня 1964 г. было принято Постановление № 560 «О мерах по улучшению дела изобретательства и рационализации в сельском хозяйстве» Принятие этого постановления способствовало ускорению внедрения изобретений и рационализаторских предложений в сельском хозяйстве, улучшению материального стимулирования изобретателей и рационализаторов, оказанию им помощи в разработке и осуществлении их предложений.
      1 СП СССР, 1960, №11, ст. 74.
      - Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М.: Политиздат, 1968. Т. 5, с. 121.
      5 СП СССР, 1964, № 12, ст. 79.
      Очень важное значение имеет организация патентно-лицензионной работы. Поэтому 19 мая 1967 г. было принято Советом Министров СССР постановление № 449 «О мерах по улучшению патентно-лицензионной работы в стране»1. Были повышены роль и ответственность Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР. Комитет должен осуществлять руководство развитием патентного дела в стране, разрабатывать мероприятия по дальнейшему совершенствованию патентно-лицензионного дела, координировать работу министерств и ведомств и проводить контроль за их деятельностью в этой области.
      За время действия Положения 1959 г. произошли важные изменения в экономике страны и методах государственного управления народным хозяйством. Все эти изменения не могли не найти отражения и в сфере организации изобретательской деятельности.
      Усилилось научно-техническое сотрудничество СССР с социалистическими, капиталистическими и развивающимися странами, в первую очередь в использовании результатов изобретательского творчества.
      Перечисленные выше обстоятельства требовали совершенствования законодательства в области изобретательства, обеспечивающего создание необходимых условий для развития технического творчества в стране. Для достижения указанных целей ЦК КПСС и Совет Министров СССР 20 августа 1973 г. приняли постановление № 575 «О дальнейшем развитии изобретательского дела в стране, улучшении использования в народном хозяйстве открытий, изобретений и рационализаторских предложений и повышении их роли в ускорении научно-технического прогресса»2, а Совет Министров СССР принял Постановление от 21 августа 1973 г. № 584 об утверждении Положения об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях3. Положение вступило в силу с 1 января 1974 г.
      Названное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, Положение и «Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик» (разделы V и VI), утвержденные Верховным Советом СССР 8 декабря 1961 г. (далее
      СП СССР, 1968, № 18, ст. 128.
      2 СП СССР, 1973, № 19, ст. 108. Изменения и дополнения, внесенные постановлениями Совета Министров СССР от 14 июля 1976 г. № 562 и от 28 декабря 1978 г. № 1078 см. «Положение об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях». М.: ВНИИПИ, 1981 г.
      3 В дальнейшем именуемое Положением.
      Основы гражданского законодательства), являются важнейшими нормативными актами, которыми регламентируются вопросы изобретательства и рационализации, патентно-лицензионной деятельности, а так е вопросы правовой охраны научных открытий. Разумеется, отдельные вопросы, касающиеся оформления заявок на изобретения, порядка проведения экспертизы предложений, выплаты вознаграждения за открытия, изобретения и рационализаторские предложения, определения его размеров и другие процедурные моменты не могли содержаться в Положении, так как сделали бы его слишком громоздким. Поэтому с выходом Положения развитие законодательства в области изобретательства и рационализации нельзя считать завершенным. Многие моменты уточняются и развиваются в сопутствующих Положению актах Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий.
      Ознакомление с этими актами, точное следование на практике предусмотренным в них нормам значительно облегчают труд разработчиков, правовую защиту советских изобретений и использование в СССР как отечественных, так и зарубежных научно-технических достижений.
     
      § 4. РУКОВОДСТВО ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВОМ
      В. И. Ленин придавал огромное значение правильной системе организации изобретательства в стране. В декрете «Положение об изобретениях» предусматривалось создание Комитета по делам изобретений при научно-техническом отделе ВСНХ. Положение о первом Комитете по делам изобретений было утверждено 9 декабря 1920 г. Все дела по изобретениям были сосредоточены в этом комитете. Ему отводилась роль активного проводника новых технических решений в различных отраслях народного хозяйства. В дальнейшем в связи с изменениями законодательства об изобретательстве в 1924 и 1931 гг. были утверждены и новые положения о Комитете по делам изобретений. 22 июля 1936 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление, согласно которому руководство изобретательством осуществлялось соответствующими отраслевыми наркоматами. В составе Госплана СССР было образовано Бюро экспертизы и регистрации изобретений. В соответствии с Положением об изобретениях и технических усовершенствованиях, утвержденным постановлением СНК СССР от 5 марта 1941 г., экспертиза новизны изобретений проводилась в Бюро экспертизы и регистрации изобретений Госплана при Совнаркоме СССР.
      В первые послевоенные годы происходил поиск оптимальных форм руководства изобретательским делом в стране. Опыт работы показал, что централизованное руководство изобретательством имеет преимущества перед децентрализованным. В связи с этим в сентябре 1955 г. был организован Государственный комитет Совета Министров СССР по делам изобретений и открытийкоторый осуществляет общее руководство развитием изобретательства и рационализации в СССР. В своей работе в области изобретательства он опирается на министерства, ведомства, Академию наук СССР и академии наук союзных республик, отраслевые академии, на производственные объединения, научно-исследовательские институты, вузы, проектно-конструкторские организации и предприятия. Всю работу по развитию массового изобретательства и рационализации Госкомизобретений проводит в тесном контакте с общественными организациями.
      На Госкомизобретений возлагается охрана государственных интересов в области изобретений и открытий, в том числе защита патентных интересов СССР за границей. С этой целью ему предоставлено право осуществлять контроль за использованием открытий и изобретений в народном хозяйстве; за обеспечением патентоспособности и патентной чистоты машин, приборов, оборудования, конструкций и технологических процессов, разрабатываемых (изготовляемых) для экспорта предприятиями, научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями (см. гл. 13); участвовать в установленном порядке в международных организациях, совещаниях, конференциях по вопросам изобретательства и рационализации.
      Госкомизобретений организует и направляет работу, связанную с патентованием за границей изобретений, созданных в пределах СССР, а также изобретений, которые созданы за границей советскими гражданами, и принимает решения о патентовании советских изобретений за границей; проводит патентные исследования по объектам и технологическим процессам, разработанным в различных отраслях промышленности; выполняет на основе патентной документации исследования
      1 Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 августа 1973 г. Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР преобразован в Государственный комитет Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (Ведомости Верховного Совета СССР, 1973, № 34, ст. 458), а затем в Государственный комитет СССР по делам изобретений и открытий (Ведомости Верховного Совета СССР, 1978, № 28, ст. 437).
      технического уровня новых изделий, материалов и технологических процессов; осуществляет по согласованию с советами министров союзных республик или с руководителями министерств и ведомств проверку работы предприятий и организаций в указанной области.
      Госкомизобретений издает в пределах своей компетенции приказы, инструкции, указания на основании и во исполнение действующего законодательства в области изобретательства и проверяет его исполнение. Указания и разъяснения, издаваемые Госкомизобретений, обязательны для министерств и ведомств.
      Поскольку важнейшей функцией управления изобретательством является достижение высокого уровня разрабатываемой новой техники, Госкомизобретений большое внимание уделяет этому вопросу. Его указания о мерах обеспечения технического уровня, патентоспособности и патентной чистоты объектов техники и технологических процессов учтены в ряде действующих общегосударственных и отраслевых стандартов и нормативов, касающихся научно-исследовательских, проектных, конструкторских и технологических работ, что способствовало совершенствованию патентных исследований.
      При Госкомизобретений создан Всесоюзный научно-исследовательский институт государственной патентной экспертизы (ВНИИГПЭ), который принимает заявки на изобретения и подвергает их научно-технической экспертизе. Госкомизобретений имеет в своем составе контрольный Совет научно-технической экспертизы, который рассматривает жалобы и протесты заявителей на решения, принятые государственной научно-технической экспертизой (см. гл. 6). С учетом заключений экспертизы Госкомизобретений решает вопросы выдачи авторских свидетельств или патентов на изобретения. Он также выдает дипломы на открытия.
      Госкомизобретений регистрирует открытия и изобретения в государственных реестрах, производит отбор важных изобретений и рекомендует их для внедрения в народное хозяйство (см. гл. 8).
      Госкомизобретений принимает заявки предприятий и организаций на регистрацию промышленных образцов, товарных знаков и знаков обслуживания, производит экспертизу новизны заявленных промышленных образцов, товарных знаков и знаков обслуживания, выносит решения о их регистрации и выдает свидетельства и патенты на промышленные образцы, свидетельства на товарные знаки или знаки обслуживания (см. гл. 4).
      При Госкомизобретений имеются Всесоюзный научно-исследовательский институт патентной информации (ВНИИ ПИ) и производственно-полиграфическое предприятие «Патент», которые входят в научно-производственное объединение — НПО «Поиск». С помощью этого объединения Госкомизобретений готовит информацию об отечественных и зарубежных изобретениях, промышленных образцах и товарных знаках, способствуя широкому использованию научно-технических достижений в народном хозяйстве СССР. С этой целью НПО «Поиск» издает описания изобретений, информационные бюллетени, реферативные сборники и другую патентную литературу по вопросам изобретательства, снабжает министерства, ведомства, предприятия по их запросам копиями описаний изобретений. Наряду с созданием территориальных патентных фондов он обеспечивает материалами патентные фонды организаций и предприятий, разрабатывает научные и методические рекомендации по вопросам изобретательства, рационализации, патентной информации и патентно-лицензионной работы (см. гл. 16).
      При Госкомизобретений имеется Всесоюзная патентно-техническая библиотека (ВПТБ), патентный фонд которой имеет большое значение для проведения экспертиз на новизну предполагаемых изобретений. Она организует обмен патентными материалами с другими странами, приобретает описания иностранных изобретений и иностранную литературу по изобретательству.
      Всесоюзный центр патентных услуг (ВЦПУ), созданный на основании постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 575 от 20 августа 1973 г.,1 — самостоятельная хозрасчетная организация Госкомизобретений — содействует дальнейшему развитию изобретательской и патентно-лицензионной работы в стране путем оказания различных патентных услуг на основе договоров и проведения контрольных проверок объектов на патентную чистоту и патентоспособность.
      В 1974 г. при Госкомизобретений в виде опыта создано Управление по охране прав изобретателей и централизованной выплате им вознаграждения (УЦВВ), деятельность которого в части выплаты вознаграждения распространяется на авторов, чьи изобретения использованы на территории Латвийской ССР, Горьковской и Свердловской областей.
      Подготовка патентоведов и специалистов для органов по изобретательству и рационализации, а также руководящих ра-
      СП СССР, 1973, № 19, ст. 108.
      ботников и специалистов народного хозяйства в области изобретательства и патентной работы в основном осуществляется двумя учебными заведениями при Госкомизобретений: Центральным институтом повыщения квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства в области патентной работы (ЦИПК) и Высшими государственными курсами повышения квалификации руководящих, инженерно-технических и научных работников по вопросам патентоведения и изобретательства (ВГКПИ).
      Руководство развитием изобретательства и рационализации в отдельных отраслях народного хозяйства, в области культуры, здравоохранения, обороны страны, а также планирования и контроля за внедрением изобретений и рационализаторских предложений возлагается на соответствующие министерства, ведомства (п. 83 Положения).
      Руководство изобретательством и рационализацией на предприятиях (в организациях) возлагается на руководителей предприятий (организаций). В министерствах, ведомствах, кооперативных центрах (Центросоюз, Роспотребсоюз и т. д.) на предприятиях и в организациях созданы отделы по изобретательству и рационализации и патентные отделы (см. гл. 5).
      Госкомизобретений издает обязательные указания по планированию изобретательской и рационализаторской деятельности на предприятиях, в организациях, учреждениях, объединениях, министерствах и ведомствах. На процесс планирования конкретных исследований и разработок Госкомизобретений влияет не только посредством инструктивно-методических и нормативных материалов, касающихся использования патентной информации при определении направлений разработок, но и с помощью тематического планирования изобретательской деятельности. Оно состоит в том, что Госкомизобретений предлагает министерству (ведомству) для включения в пятилетние планы определенные темы, содержащие эффективные изобретения.
      Госкомизобретений проводит ежегодный анализ проекта Государственного плана экономического и социального развития СССР и составляет заключения по вопросу использования изобретений в плановых разработках новой техники.
      Активизировалось участие Госкомизобретений в деятельности международных организаций и, прежде всего, в росте Постоянного совещания руководителей ведомств по изобретательству стран — членов СЭВ и в работе Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС).
      Некоторые важные функции управления Госкомизобретений выполняет совместно с другими общесоюзными органами, например, при зарубежном патентовании и лицензировании советских изобретений (см. гл. 13 и 14). Во внедрении изобретений в народное хозяйство. Госкомизобретений участвует преимущественно путем подготовки соответствующих рекомендаций и контроля за их выполнением, в то время как сам процесс внедрения осуществляется в основном под руководством отраслевых министерств и ведомств.
     
      § 5. РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РАЗВИТИИ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА И РАЦИОНАЛИЗАЦИИ
      В развитии массового технического творчества большая роль отводится партийным и профсоюзным организациям. Профсоюзы руководят обществом изобретателей и рационализаторов, научно-техническими обществами, распространяют опыт рабочих — новаторов производств, осуществляют контроль за своевременным внедрением принятых технических новшеств.
      ЦК КПСС и Совет Министров СССР в постановлении «О мерах по улучшению внедрения в народное хозяйство изобретений и рационализаторских предложений»1 от 20 мая 1960 г. № 531 предусмотрели участие профсоюзных органов совместно с министерствами, ведомствами, предприятиями в подведении итогов выполнения заданий по внедрению в производство изобретений и рационализаторских предложений.
      ЦК КПСС и Совет Министров СССР Постановлением от 20 августа 1973 г. № 575 «О дальнейшем развитии изобретательского дела в стране, улучшении использования в народном хозяйстве открытий, изобретений и рационализаторских предложений и повышении их роли в ускорении научно-технического прогресса» обязали центральный совет Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР) и его местные организации принять меры к усилению общественного контроля за своевременным распространением и использованием в производстве изобретений и рационализаторских предложений.
      Предприятия, организации, учреждения с участием профсоюзных организаций и ВОИР разрабатывают перспективные и текущие тематические планы по изобретательству и рационализации, направляя творческую инициативу трудящихся на
      СП СССР, 1960, № 11, ст. 74.
      vспешное решение задач ускорения научно-технического прогресса. Премирование за содействие изобретательству и рационализации производится руководителем организации по согласованию с профсоюзным., органом или по поручению профсоюзного органа с местным советом ВОИР. Жалобы изобретателей и рационализаторов по ряду вопросов рассматриваются администрацией совместно с комитетом профсоюза или ВОИР.
      ВОИР, созданное в 1958 г. по постановлению ВЦСПС, в настоящее время превратилось в мощную добровольную общественную организацию страны. Основные направления работы органов ВОИР в области изобретательской, рационализаторской и патентно-лицензионной деятельности определены нормами устава ВОИР (с дополнениями и уточнениями, внесенными на V съезде ВОИР в апреле 1978 г., VI съезде ВОИР в мае 1983 г.).
      Задачами общества являются:
      привлечение широких масс трудящихся к активному участию в изобретательской и рационализаторской деятельности, направленной на ускорение научно-технического прогресса;
      всемерное содействие созданию и внедрению изобретений и рационализаторских предложений;
      достижение максимальной эффективности от внедрения в народное хозяйство изобретений и рационализаторских предложений;
      осуществление общественного контроля за соблюдением действующего законодательства в области изобретательства и рационализации, своевременным рассмотрением, разработкой и внедрением в производство изобретений и рационализаторских предложений, содействие пропаганде широкого использования изобретений и рационализаторских предложений в народном хозяйстве;
      развитие коллективного технического творчества изобретателей и рационализаторов, творческих комплексных бригад, общественных конструкторских и патентных бюро (групп), общественных групп внедрения изобретений и рационализаторских предложений, советов новаторов;
      содействие активному участию изобретателей и рационализаторов в социалистическом соревновании, в движении за коммунистическое отношение к труду;
      оказание всесторонней помощи изобретателям и рационализаторам в их деятельности и защите прав, а также в повышении их технических, правовых, патентных и экономических знаний;
      защита государственных интересов в области изобретательства и рационализации;
      участие совместно с Госкомизобретений в решении вопросов. связанных с развитием изобретательства и рационализации в стране;
      участие в планировании внедрения изобретений и рационализаторских предложений, осуществляемом министерствами, ведомствами, государственными хозяйственными, кооперативными и другими организациями.
      Организации ВОИР создают бригады и контрольные посты для проверки работы на отдельных предприятиях, ведут борьбу с волокитой и бюрократизмом, встречающимися в области реализации технических достижений, объявляют конкурсы на лучшую постановку рационализаторской работы, проводят смотры технических новшеств, выступают в защиту авторских и других прав изобретателей и рационализаторов в судебных, административных и иных органах. Тысячи членов общества участвуют в работе контрольных постов, групп содействия использованию изобретений и рационализаторских предложений. При многих областных советах народных депутатов действуют секции контроля за использованием изобретений.
      Одним из наиболее ярких проявлений инициативы трудящихся в условиях социалистического общества является социалистическое соревнование *. Принципы соревнования лежат в основе деятельности ВОИР.
      Всесоюзное социалистическое соревнование в области ускорения научно-технического прогресса имеет важное значение для сокращения сроков разработки и внедрения новой высокоэффективной техники и технологии, успешной реализации целевых комплексных программ по решению научно-технических проблем.
      Под руководством профсоюзов осуществляют работу наряду с ВОИР научно-технические общества (НТО), созданные в 1955 г. Они образуются по отраслевому признаку, и их важнейшей задачей является содействие изобретательству и рационализации; использование научных и технических достижений, распространение передового опыта в отраслях народного хозяйства, соответствующих их профилю. Свою деятельность НТО осуществляют в тесном контакте с ВОИР.
      1 Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР, Всесоюзного Центрального Совета профессиональных Союзов и Центрального Комитета ВЛКСМ «О Всесоюзном социалистическом соревновании за успешное выполнение и перевыполнение заданий одиннадцатой пятилетки» от 26 марта 1981 г. № 304. СП СССР, 1981, № 14, ст. 83.
      С каждым годом расширяется творческое участие трудящихся в ускорении научно-технического прогресса, рождаются новые общественные формы творческой деятельности: советы новаторов, общественные конструкторские и технологические бюро, общественные бюро экономического анализа и др.
      Основная задача общественных конструкторских бюро состоит в том, чтобы оказывать изобретателям и рационализаторам помощь в разработке их предложений и тем ускорять их использование в производстве и получение экономического эффекта. Наряду с этим они самостоятельно решают технические задачи, изучая узкие места производства, и способствуют их ликвидации.
      Общественное бюро экономического анализа определяют экономическую эффективность изобретений и рационализаторских предложений, тем самым обосновывая необходимость их использования и оказывая помощь авторам в установлении размера экономии и причитающегося им вознаграждения.
      При горкомах КПСС создаются Советы по внедрению достижений научно-технического прогресса в производство. В их состав входят ответственные партийные работники, ученые, руководители, главные специалисты крупных предприятий. Советы ставят своей задачей улучшение координации прикладных научных исследований с потребностями производства, ускорение внедрения научно-технических разработок на предприятиях города.
      Советы новаторов при исполкомах, райкомах КПСС, предприятиях (организациях) активно содействуют быстрейшему внедрению изобретений и рационализаторских предложений, а также распространению передового опыта, более широкому использованию технических достижений за пределами района, области и т. д.
      Растет число творческих договоров между соисполнителями научно-технических программ. Только в Москве вузами, НИИ и КБ за полтора года одиннадцатой пятилетки заключено с производственными коллективами около 11 тыс. договоров о творческом, научно-техническом содружестве. Такие договоры являются эффективной формой связи науки с производством. Используя помощь ученых, предприятия осуществляют реконструкцию производства, в основу которой положены научно-технические достижения, принятые к внедрению.
      Все большее распространение получают на предприятиях и в организациях комплексные творческие бригады из числа инженеров, техников, рабочих. Эти бригады не только коллективно решают сложные задания научно-технических программ, 26
      но и сами используют в производстве разработанные ими предложения.
      Участие общественных организаций в изобретательстве дает большой экономический эффект, обеспечивает ускорение научно-технического прогресса. Развитие различных форм творческих объединений изобретателей и рационализаторов служит дальнейшему подъему технического творчества и вовлечению в борьбу за научно-технический прогресс новых масс трудящихся.
      XVII съезд профсоюзов СССР (март 1982 г.) призвал профсоюзные организации, центральный совет ВОИР, ВСНТО, центральные правления НТО совместно с министерствами и ведомствами активнее развивать научно-техническое творчество трудящихся, поддерживать инициативу изобретателей и рационализаторов, научных работников, ИТР в решении проблем технического совершенствования и интенсификации производства, улучшения качества продукции.
      KOHEЦ ГЛАВЫ И ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru