В книге рассказывается также о картонажных работах, о том, как самому сделать альбом, блокнот, записную книжку.
Большую помощь в приобретении практических навыков по переплетным работам окажут иллюстрации.
Адресована она книголюбам.
Предисловие 3
Что такое книга 4
Конструкция и элементы книги 4
Материалы для переплетных работ 8
Организация рабочего места 20
Специальные инструменты 21
Приспособления для ручных переплетных работ 30
Рабочее место 38
Приемы работы переплетчика 43
Итак, надо уметь 43
Сталкивать (43). Резать ножом бумагу и другие материалы (44). Владеть косточкой (46). Работать с клеем (46).
Книга должна жить долго 51
Что вредно и что полезно для книги 51
Характерные повреждения книг и устранение простейших дефектов 55
Полная реставрация книг 62
Предварительная обработка книжного блока 62
Разборка книги (62). Реставрация поврежденных листов (64).
Изготовление книжного блока 68
Подготовка форзацев (68). Шитье книжного блока (73). Обработка блока после шитья (80). Восстановление книжных блоков, скрепленных клеевым бесшвейным способом (88).
Изготовление переплетных крышек 91
Конструкция переплетных крышек (92). Изготовление цельнокрытых переплетных крышек (93). Изготовление составных переплетных крышек (95). Вставка книжного блока в переплетную крышку (98). Монтаж переплетной крышки на блоке (100). Отделка переплетных крышек (108). Чем покрывать переплетную крышку (110). Декоративная бумага (110). Тиснение (116). Особенности изготовления и отделки кожаных переплетных крышек (126). Другие способы отделки переплетных крышек (130).
Переплетные работы без специальных приспособлений 132
И не только книга 134
Комплекты газет (134). Комплекты журналов (135). Листовые материалы (137). Изготовление записных книжек (137). Изготовление папок (137). Как сделать альбом (138). Картонажные работы (143).
Приложение 1 149
Приложение 2 151
Приложение 3 153
Приложение 4 156
Буквально с первых лет жизни человека книга становится постоянным его спутником. Она помогает овладевать знаниями, передовой марксистско-ленинской теорией, познавать мир, приобщаться к прекрасному.
Советский Союз по праву называют страной книголюбов. Чтение книг стало сейчас неотъемлемой чертой нашего образа жизни, органической потребностью каждого советского человека. Свидетельство тому — создание Всесоюзного добровольного общества любителей книги — массовой общественной организации, которая объединяет и координирует деятельность книголюбов страны.
Одна из важнейших задач этого общества — содействовать продлению жизни книги. И это не случайно. Ведь в наших библиотеках, в личных собраниях книголюбов насчитывается множество книг, пользующихся большой популярностью у читателей, есть и редкие издания, представляющие большую общественную ценность.
К сожалению, книги не вечны. При частом пользовании, небрежном с ними обращении или из-за плохих условий хранения книги приходят в негодность, ветшают, утрачивают свой первоначальный вид, и дальнейшая работа с ними становится затруднительной.
Чтобы книга жила дольше, необходимо знать, как создать условия для ее хранения, уметь при помощи несложных инструментов и имеющихся под рукой материалов своевременно провести необходим ремонт. При небольшом навыке каждый самостоятельно сможет переплести книгу, изготовить для нее более прочную обложку.
Реставрация книг — работа творческая. Лишь вооружившись терпением, тщательно и не торопясь выполняя каждую операцию, можно овладеть искусством переплетного дела и добиться хороших результатов.
В новом дополненном издании книги учтены пожелания читателей, касающиеся более подробного описания инструментов, рабочего места, новых материалов, а также конструкции и отделки переплетных крышек.
ЧТО ТАКОЕ КНИГА
КОНСТРУКЦИЯ и ЭЛЕМЕНТЫ КНИГИ
Слово «книга» происходит от церковно-славянского «кънигы», что означает «письмо», «грамота». Книгой называют непериодическое издание, состоящее из скрепленного с одной стороны и обрезанного с трех сторон книжного блока, переплетной крышки или обложки, в которую заключен блок, и форзацев, служащих для скрепления блока с переплетной крышкой (рис. 1). Издание небольшого объема (до 48 страниц), рассчитанное на недлительный срок пользования, представляющее собой скрепленный и обрезанный с трех сторон блок, заключенный в мягкую обложку, называют брошюрой.
Таким образом, каждая книга «собрана» из трех основных частей, которые в свою очередь состоят из ряда деталей, имеющих определенное назначение.
Книжный блок (рис. 2) состоит из отпечатанных бумажных листов, сфальцованных (сложенных) в тетради, подобранных в последовательном порядке и скрепленных между собой. Место сгиба и скрепления тетрадей (листов) между собой, а также соответствующие места в отдельной тетради или готовой книге называется корешком; плоскость, противоположная ему, — передним обрезом, верхняя и нижняя плоскости, соответственно, — верхним и нижним обрезами блока (тетради, книги).
Расстояние от верхнего до нижнего обреза называется длиной или высотой блока, от корешка до переднего обреза — шириной, а от первого листа первой тетради до последнего листа последней тетради — толщиной блока.
Тетради, из которых на полиграфических предприятиях составляют книжные блоки, получают фальцовкой листов-оттисков. На каждом из таких листов имеются определенные обозначения, которые облегчают выполнение последующих технологических операций.
В зависимости от предполагаемого числа сгибов листа при фальцовке (1, 2, 3, 4) на нем размещают определенное число полос (4, 8, 16, 32). Полосой называется запечатанная площадь страницы какого-либо издания. Каждая такая полоса имеет порядковый номер, который называется колонцифрой и в готовой книге обозначает страницу.
Для правильного проведения брошюровочно-переплетных процессов каждый лист (тетрадь книжного блока) снабжен дополнительными печатными элементами (рис. 3). Цифра, стоящая на первой странице тетради (за исключением первой) в левом нижнем углу, обозначает ее порядковый номер и называется главной сигнатурой. На третьей странице тетради также слева под текстом ставится дополнительная сигнатура — цифра со звездочкой, повторяющая главную сигнатуру. Рядом с глав- 1 ной сигнатурой ставится норма — фамилия автора, название книги или просто номер заказа, что дает возможность контролировать, не попали ли в данное издание тетради из другого заказа. Кроме того, на корешковую часть каждой тетради наносят специальные контрольные метки: потетрадные и позаказные. Потетрадные на каждой последующей тетради располагаются со смещением по корешку на 3 — 3,5 мм и при правильной комплектовке блока образуют одну или две «лесенки» с равномерным чередованием ступенек; позаказные метки у всех тетрадей удалены на одинаковое расстояние от верхнего обреза и образуют на корешке блока поперечную полосу (рис. 4).
К корешковому краю первой и последней тетради книжного блока прикрепляют клеем или нитками сложенный пополам (по размеру тетради) лист плотной бумаги — форзац. К форзацу или прикрепленной к нему для большей прочности полоске ткани или бумаги, называемой слизурой, приклеивают концы марли либо шнуров, тесьмы, на которых сшиваются тетради в книжный блок. Наружными сторонками форзацы впоследствии приклеивают к внутренним сторонкам крышек, тем самым скрепляя блок с крышкой. По конструкции форзацы делятся на цельнобумажные и составные, по методу крепления к тетрадям — на приклейные, прошивные, пришивные и накидные. Подробнее о форзацах см. с. 68 — 73.
Для более надежного скрепления тетрадей и украшения книги с обоих концов корешка блока приклеивают каптал.
Переплетная крышка (рис. 5) предохраняет книгу от повреждений и служит элементом художественного оформления. Чаще всего она состоит из картонных сторонок, соединенных между собой в корешке. В промежутке между картонными сторонками наклеивают отстав (полоска тонкого картона или плотной бумаги), который придает корешку большую прочность и твердость. Сторонки могут быть покрыты тканью или бумагой. По своей конструкции переплетные крышки делятся на цельнокрытые и составные.
Цельнокрытые покрывают целиком переплетным материалом (ледерин, коленкор, различные текстильные ткани, кожа, бумага и др.), а у составных корешки (а иногда и уголки) изготовляют из прочных материалов, а картонные сторонки покрывают тканью или, чаще, бумагой.
Суперобложка защищает переплет от повреждений и загрязнений. Она представляет собой покрышку из бумаги или синтетической пленки, которая удерживается на переплетной крышке за счет клапанов, загнутых внутрь под ее сторонки, или подклеивается по корешку, Суперобложка выполняет также художественные и рекламные функции.
Брошюра по сравнению с книгой проще по конструкции, она не имеет форзацев, каптала и состоит из тетрадей, вложенных одна в Другую или подобранных одна к другой и скрепленных проволочными скобами, нитками или бесшвейным клеевым способом. Их покрывают обложкой из плотной бумаги, тонкого картона, иногда и суперобложкой.
Процессы формирования из отдельных листов-оттисков книжного блока и его скрепления называются брошюровочными. Процессы, связанные с изготовлением и отделкой переплетных крышек, с обработкой книжного блока, вставкой его в крышку, отделкой готовой книги, — переплетными.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПЕРЕПЛЕТНЫХ РАБОТ
При изготовлении переплетных крышек вручную и реставрации книг используют, как правило, те же материалы, что и на полиграфических предприятиях: бумагу, картон, различные переплетные и текстильные ткани, обложечную бумагу со специальным покрытием, марлю, тесьму, клей и др.
Бумага
Небольшой запас бумаги различных видов понадобится для изготовления форзацев, слизур, оклеивания корешков книг, изготовления крышек, подклейки рваных И испорченных листов.
Для форзацев применяют специальную форзацную бумагу, которая проклеена (для влагостойкости) и обладает достаточной механической прочностью на разрыв и на излом при многократных перегибах. Она вырабатывается двух марок А и О. Бумага марки А может быть белой или цветной (окрашенной в массе или с поверхности), с узорчатым рисунком и тиснением, а марки О — только белой. Масса 1 м2 этих бумаг 80 — 160 г. При отсутствии форзациой бумаги можно воспользоваться офсетной или литографской. Как. правило, последние по прочности уступают форзацной. Слишком высокие проклейка и плотность офсетной и литографской бумаги при увлажнении ее раствором клея приводят к сильному скручиванию форзаца, что усложняет работу при ручной вставке блока в крышку. Нежелательно применять для форзацев обложечную или другую бумагу, имеющую в своем составе древесную массу. Из-за низкой прочности сделанные из нее форзацы быстро разрушаются в месте изгиба.
Обложечная бумага используется для крытья брошюрного блока обложкой, изготовления составных и цельнобумажных переплетных крышек. Она вырабатывается трех марок: А, Б, В. Для оклейки переплетов многих книг применяется влагостойкая бумага марок А и Б. В продаже бывает обложечная «мраморная» бумага, текстурная (с шероховатой фактурой поверхности, например, «под кожу»), бархатная (или велюр), бумага, покрытая водостойкими красителями различного цвета и др.
Скрепление разрывов и укрепление ветхих листов производится при помощи тонкой (папиросной, конденсаторной, микалентной) бумаги. Заплаты делают из бумаги, соответствующей бумаге издания.
Слизуры и отставы изготовляют из белой или серой плотной бумаги, тонкого картона, а для оклейки корешков применяют малопроклеенную бумагу, например газетную или ротаторную.
Следует запомнить, что в процессе отлива бумаги волокна располагаются в основном по ходу движения сетки бумагоделательной машины. Такое направление бумаги называется машинным, или продольным. В этом направлении прочность бумаги выше, а деформация при увлажнении значительно меньше, чем в поперечном. Это обязательно нужно учитывать при раскрое бумаги для форзацев, обложек, отстава, оклейки корешка. Направление волокон в заготовке должно быть всегда параллельно корешку блока.
Есть несколько способов определения продольного и поперечного направления волокон (т. е. направления отлива бумаги). Если вырезать из двух взаимно перпендикулярных сторон листа две одинаковые по длине и ширине полоски, сложить их вместе и зажать с одного конца, то полоски разойдутся, и менее изогнутая из них будет соответствовать продольному направлению бумаги
(рис. 6,а). При разрыве бумаги в двух взаимно перпендикулярных направлениях более ровный и прямолинейным обрыв указывает на продольное направление волокон (рис. 6, б). Если смочить водой взаимно перпендикулярные обрезы листа, то увлажненная бумага в поперечном направлении становится волнистой, а в продольном ее деформация едва заметна (рис. 6, в).
Переплетный картрн. Для ручного изготовления переплетных крышек применяется картон марки А, вырабатываемый из древесной массы. Он желто-коричневого цвета, достаточно гладкий и обладает удовлетворительной прочностью и гибкостью, толщина его 1,25 — 3 мм. Картон марки А используют для изготовления переплетных крышек, сторонки которых оклеивают переплетной тканью или бумагой. Для изготовления крышек можно использовать и старые картонные сторонки, очистив их предварительно от остатков переплетного материала и клея.
Обложки для брошюр, переплетные крышки для книг небольшого объема, блокнотов, различные папки делают из цветного многослойного картона марки В, одна сторона которого (лицевая) глазированная, а другая матовая. Толщина его 0,4 — 0,9 мм. Для тех же целей используют прессшпан — тонкий (1,25 — 2,5 мм) гладкий и очень прочный картон. Для изготовления альбомов применяется глазированный (глянцевый) картон разных цветов, толстая бумага типа чертежной, рисовальной, а также плотная цветная.
Переплетные ткани. При изготовлении тканевых корешков, переплетных крышек, фальчиков, для оклейки уголков в переплетном деле используют специальные переплетные ткани, а также материалы на бумажной основе. Приводим краткое описание некоторых из этих материалов.
Переплетный коленкор — это тонкая хлопчатобумажная окрашенная ткань, пропитанная составом из крахмальных веществ, минеральных наполнителей и красителей. Поверхность коленкора может быть гладкой или фактурной. У коленкора «модерн» сохраняется фактура ткани-основы. Выпускается он в рулонах длиной 200 — 250 м и шириной от 62 до 86 см.
Ледерин — также хлопчатобумажная окрашенная ткань, на изнаночную сторону которой нанесен слой крахмального грунта, а на лицевую — эластичная пленка из нитроцеллюлозы, пластификаторов, наполнителей и пигмента. Ледерин — влагостойкий материал, прочнее коленкора. Его выпускают в рулонах длиной 200 — 250 м. при ширине полотна 75 — 78 см. Ледерин изготовляют также на бумажной основе. Он менее прочен, но гораздо дешевле тканевого и с успехом может использоваться для: изготовления составных и цельнокрытых переплетных крышек.
Дерматин — материал, изготовленный из грубофактурной хлопчатобумажной ткани, на лицевую сторону которой нанесено нитроцеллюлозное покрытие с рельефным рисунком, имитирующим кожу.
В настоящее время все большее применение находят переплетные материалы с латексным покрытием, нетканые материалы с синтетическими покрытиями и без них. Новыми высококачественными материалами, используемыми наряду с традиционными переплетными тканями, являются бумвинил, армированная (склеенная с редкой хлопчатобумажной тканью) бумага, искусственная замша, бумага из синтетических волокон и др.
Текстильные ткани. При изготовлении корешков, фальчиков, цельнокрытых переплетных крышек широко используются различные мягкие текстильные (бязь, сатин, молескин, миткаль, меланж), штапельные, грубофактурные (дук, парусина, подбортовка, льняной холст) и некоторые другие ткани. Переплетные, крышки,, оклеенные
дуком (окрашенная под натуральный холст и сильно аппретированная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, иногда с лаковым покрытием), очень красивы. Сейчас эта ткань широко используется для оформления переплетных крышек.
В большинстве случаев эти ткани перед использованием их для переплетных целей подвергают специальной обработке: нанесению с изнаночной стороны слоя крахмально-каолинового грунта или склеиванию их с бумагой (иногда на лицевую сторону наносят бесцветный лак). Делается это для того, чтобы при наклейке на картонные сторонки через ткань не проступал клей, который может испортить внешний вид переплетной крышки.
В любительской практике наиболее доступен второй способ — склеивание ткани с бумагой. Для этого кусок ткани нужного размера туго натягивают на доске или толстой фанере и закрепляют тонкими гвоздями, забиваемыми по краям (предварительно под ткань кладут чистый лист бумаги). Затем по размеру ткани вырезают полосу бумаги (лучше не очень плотной) так, чтобы продольное ее направление совпадало с основой (продольными нитями) ткани. Бумагу тщательно промазывают клеем, дают 5 — 6 мин вылежаться и, вновь промазав тонким слоем клея, аккуратно накладывают на ткань и слегка притирают косточкой.
Другой способ склеивания ткани с бумагой заключается в том, что лист бумаги предварительно приклеивают кромками к гладкой доске. В этом случае бумага выкраивается так, чтобы со всех сторон был припуск на 20 — 30 мм по отношению к заданному размеру. Затем промазывают наружную сторону бумаги клеем, дают ему несколько подсохнуть и только потом накладывают ткань, но так, чтобы она легла без морщин и складок. После этого ткань слегка приглаживают рукой через лист чистой бумаги. Листы бумаги, склеенные с тканью как первым, так и вторым способом, вначале нужно обжать в прессе и лишь после этого выложить на 5 — 6 ч для просушки.
Иногда переплетные крышки для альбомов и других ценных изданий делают из шелка, плюша или бархата, склеенных с бумагой. Но эти материалы относительно дороги, быстро пачкаются, кроме того, бархат и плюш вбирают в себя большое количество пыли, поэтому ими увлекаться не стоит. Переплетные крышки редких, особо
ценных книг можно изготовить из натуральной кожи. Для этого используют легкие кожи: сафьян, юфть, галантерейную.
Нитки необходимы для шитья книжных блоков. Используют, главным образом, хлопчатобумажные № 10, 20 и 30. Нитки должны быть прочными на разрыв и истирание. Наиболее подходящими считаются хлопчатобумажные № 30 в шесть сложений, которые получают скручиванием трех ниток двухниточной пряжи. Сейчас хлопчатобумажные нитки заменяются в переплетном деле нитками из синтетического волокна: капрон, анид (нейлон).
Для шитья блоков ценных в художественном отношении или объемных изданий можно воспользоваться белыми или светлых тонов тонкими шелковыми нитками (в частности, продаваемым в аптеке хирургическим шелком).
При шитье блоков на сшивальном станке понадобятся: шнур пеньковый (но не бечевка) гладкий толщиной 2 — 2,5 мм, который должен легко разъединяться на отдельные волокна; тесьма хлопчатобумажная шириной 15 — 20 мм (пригодны кромки коленкора, бязи), а также специальная полиграфическая марля, которая представляет собой двуниточную редкую, сильно аппретированную хлопчатобумажную ткань полотняного переплетения с двуниточной основой и однониточным утком. При ее отсутствии можно воспользоваться сильно прокрахмаленной и проутюженной бытовой марлей, бинтом или канвой, применяемой при вышивании.
Для скрепления концов тетрадей книжного блока и украшения книги применяется каптал — лента шириной 13 — 15 мм с утолщенным краем (бортиком) из цветных нитей. Его ткут из хлопчатобумажных, шелковых и синтетических нитей.
Переплетные клеи представляют собой растворы, расплавы или водные суспензии природных, искусственных и синтетических полимеров. Для брошюровочно-переплетных работ применяют поливинилацетатный, бутадиен-стирольиый (латексный), полиамидный, полиакриламидный, карбоксиметилцеллюлозный, сульфитный, термопластичный, костный, казеиновый, крахмальный и другие клеи. В зависимости от назначения и условий склеивания °ни объединяются в группы: для склеивания бумаги, переплетного коленкора, ледерина, приклейки каптала, заклейки корешков сшитых книжных блоков, для клеевого бесшвейпого их скрепления и г. д. -
Самодеятельному переплетчику нет необходимости иметь все перечисленные выше клеи. Поэтому здесь даются сведения только о тех из них, которые вполне доступны для любителя, бывают в продаже и отвечают требованиям технологии при изготовлении переплетов вручную. Имеющиеся в продаже «конторский», «канцелярский» (силикатный) и «универсальный» клеи для переплетных работ не пригодны, так как у них низкая адгезия (прилипание) к материалам, а главное потому, что наличие в их составе щелочей или кислот приводит к постепенному разрушению бумаги и других материалов, из которых делают книги. Не рекомендуется также готовить клеи по рецептам, приводимым в литературе по бытовой химии, так как к клеящим составам, применяемым в переплетном деле, предъявляются повышенные требования в отношении их антисептических свойств, безвредности, стабильности (неизменности) при использовании и хранении. Бытовые же клеи не обладают всем сочетанием необходимых для переплетных работ свойств.
Особые требования предъявляются к клеям, применяемым при реставрации листов книги. Эти клеи не должны разрушать бумагу, в то нее время нужно, чтобы они обладали большой клеящей способностью, давали прозрачную пленку, были удобными в работе и обратимыми, т. е. в случае повторной реставрации легко могли быть удалены. Кроме того, они не должны подвергаться бактериальному разложению и плесневению.
Раньше наиболее употребительны были клеи животного происхождения — костный, мездровый, рыбий, относящиеся к коллагеновым (или глютиновым), и ка зеиновый, а также растительного происхождения — крахмальный, мучной, декстриновый. В последнее время при типографском изготовлении книг все большее применение получают синтетические клеи.
Клеи животного и растительного происхождения просты в приготовлении. Однако они не стабильны по свойствам, подвержены воздействию гнилостных бактерий, образованию плесени. Большинство из них имеет темный цвет. Для улучшения некоторых свойств и более длительной сохранности этих клеев в их состав вводят определенные добавки,
Коллагеновые клеи — костный, вырабатываемый из обезжиренных костей животных; мездровый, на изготовление которого идет подкожный слой (мездра) шкур животных, и рыбий, получаемый вывариванием плавательных пузырей и костей осетровых рыб. В переплетном деле очень широко применяется костный клей, который обладает высокой липкостью и хорошей текучестью при 40 — 50°С.
При изготовлении коллагенового клея плитку костного или мездрового клея дробят на небольшие кусочки (в последнее время костный и мездровый клей часто изготовляют в виде гранул или стружки, рыбий всегда в виде тонких полупрозрачных пластинок). Следуя ука- занной в рецепте дозировке, отвешивают необходимое количество клея и отмеряют нужный объем холодной воды. Опускают клен в воду и оставляют до полного набухания (на 6 — 12 ч, а гранулированного — на 2 ч). Затем посуду с клеем помещают в кастрюлю с горячей водой и подогревают до температуры 70 — 80°С (не выше), помешивая до получения однородной массы, напоминающей по консистенции сметану. Клей не следует расплавлять долго и на открытом пламени, так как это резко ухудшает его свойства. Лучше всего иметь для этой цели специальную клееварку (рис. 7), так называемую водяную баню, представляющую собой два сосуда, расположенных один в другом. При этом дно меньшего сосуда, в котором находится клей, не должно соприкасаться с дном большего: меньший сосуд должен обогреваться водой, находящейся в большом сосуде. При отсутствии клееварки можно на дно кастрюли или жестяной банки большого размера, в которую наливается вода, положить два деревянных брусочка и на них поставить посуду с клеем.
После того как клей разойдется, в него при непрерывном помешивании вводят необходимые добавки. Так введение 1 — 1,5% глицерина улучшает эластичность клеевой пленки, а добавка 2% буры или 0,5 фенола предохраняет его от порчи. Рабочая температура клея 40 — 50°С. Застуденевший клей разогревают на водяной бане.
Казеиновый клей вырабатывается из обезжиренного творога, получаемого из молока животных, с добавлением щелочи, минеральных солей, фтористого натра, медного купороса и небольшого количества керосина (для предохранения от расслоения и комкования). Наличие этих добавок иногда приводит к изменению цвета склеиваемых материалов или к понижению прочности бумаги, ткани. Поэтому казеиновый клей в переплетном деле следует применять по возможности реже, лишь при изготовлении переплетов для изданий, не предназначенных для длительного пользования. По сравнению с коллагеновыми клеями он несколько медленнее схватывает, из-за чего больше пропитывает склеиваемые материалы, но обладает лучшей водопрочностью. Казеиновый клей поступает в продажу в виде порошка, содержащего все необходимые добавки. Хранить казеиновый порошок нужно в плотно закрывающейся банке.
Казеиновый клей приготовляют следующим образом: отвешенную дозу порошка клея высыпают постепенно, помешивая, в заранее отмеренную по объему воду комнатной температуры. Размешивание ведут до полного исчезновения комков, в течение 40 — 60 мин. Затем дают отстояться, снимают всплывшую на поверхность пену, и клей готов к употреблению. Рабочая вязкость его сохраняется постоянной примерно в течение 4 ч, после чего он постепенно густеет и становится непригодным для работы. Добавлять воду в загустевший казеиновый клей далее при его размешивании бесполезно, поэтому рекомендуется сразу отмерять необходимое количество воды.
Крахмальный клей готовят из крахмала, который вырабатывается из клубней картофеля, зерен риса, пшеницы, кукурузы (маиса). Наиболее распространен у нас картофельный крахмал.
Приготовить крахмальный клей (клейстер) несложно. В стеклянную посуду наливают немного холодной воды и высыпают заранее отвешенный крахмал. Затем тонкой струйкой при непрерывном помешивании туда же доливают кипяток до нужного объема и продолжают помешивать до тех пор, пока содержимое не загустеет. Готовят клейстер и иным способом: наливают в эмалированную или алюминиевую посуду нужное количество холодной воды и всыпают туда отвешенную дозу крахмала. Посуду с этой смесью ставят в кипящую воду или на слабый огонь и нагревают при непрерывном помешивании до загустевания (т. е, до 65 — 70°С) и приобретения ею прозрачно-белого с синеватым оттенком цвета. Подогревать клейстер до более высокой температуры не рекомендуется, так как он значительно разжижается и становится тягучим, что затрудняет работу с ним. Липкость и стабильность свойств клейстера можно повысить введением в теплый раствор буры (согласно рецептуре).
Клейстер, остывая, сильно густеет и выделяет (отсекает) воду, поэтому его готовят в небольшом, необходимом для одного дня работы объеме (на следующий день он становится малопригодным).
Мучной клей. Мука содержит в себе крахмал и клейковину, поэтому тоже может быть использована для приготовления клейстера. Лучше брать муку тонкого помола.
Отвешенную муку размешивают в необходимом объеме холодной воды, затем смесь переливают в металлическую посуду и при непрерывном помешивании доводят до температуры 80 — 85°С. В полученный клейстер вводят согласно рецептуре необходимые добавки.
Клей для реставрации листов старых книг готовят в следующей последовательности: берут 40 г муки, просушенной в духовом шкафу в течение 40 — 50 мин при 50°С и периодическом помешивании, 750 мл дистиллированной или кипяченой воды, 10 мл глицерина и 4 мл 40%-го формалина. В небольшом количестве заранее отмеренной воды тщательно размешивают муку. Остальную воду нагревают до кипения, затем при постоянном помешивании постепенно вливают ее в водо-мучную смесь. После этого посуду помещают в водяную баню, и клеевую массу при постоянном помешивании (в одном направлении) нагревают до 80 — 85°С. При этой температуре клей варят в течение помешивание. Остывший клей процеживают через марлю в стеклянную посуду, после чего в него вводят согласно рецептуре глицерин (для эластичности клеевой пленки) и формалин (для предохранения клея от плесневения и бактериального разложения). Клей годен к работе в течение двух дней.
Декстриновый клей. Декстрин — это продукт частичного термического расщепления крахмала. Получают его нагреванием крахмала до 180 — 200°С в специальных жаровнях. В результате такой обработки крахмал превращается в желтоватый порошок, способный растворяться в холодной и горячей воде. Вырабатываются три вида декстрина — белый, палевый и желтый. Наиболее распространен палевый. Декстрин можно приготовить и самим. Для этого насыпают на сковородку крахмал и поджаривают его на слабом огне при непрерывном помешивании до тех пор, пока он не станет палевым. Приготовление декстринового клея сводится к засыпке в воду порошка и размешивании его до исчезновения комочков. Клей из декстрина не застудневает, его можно разбавлять водой. Но высохшая клеевая пленка чрезмерно хрупка и имеет невысокую адгезию к поверхности склеиваемых материалов. Введение 1 — 2% глицерина повышает эластичность клеевой пленки, а добавка 1% буры увеличивает адгезию клея.
Из синтетических клеев наиболее широко используется полив и нилацетатная дисперсия (водная дисперсия-золь поливинилацетата), которая поступает в продажу под названием «Клей ПВА». По внешнему виду это вязкая, сметанообразная жидкость молочно-белого цвета, без комков и механических загрязнений, иногда со слабо выраженным запахом уксуса. Клей обладает исключительно высокой адгезией к переплетным материалам, высокой эластичностью клеевой пленки, прозрачностью в тонком слое, отсутствием неприятного запаха, удобством в работе (он имеет стабильные свойства, вязкость можно легко понизить добавлением воды), не подвергается бактериальному разложению. Применяется как в чистом виде, так и в смеси с костным клеем и Na-КМЦ.
Быстрое «схватывание» клея при ручных переплетных процессах вызывает осложнения в работе: неточно совмещенные склеиваемые детали почти невозможно разъединить без разрушения их поверхности (бумага при этом рвется). Поэтому при использовании клея ПВА необходимо с особой аккуратностью выполнять операции, предшествующие склеиванию.
Клей используется для заклейки корешков сшитых книжных блоков, бесшвейного клеевого скрепления блоков, приклейки форзацев, изготовлении переплетных крышек.
Карбоксиметилцеллюлозный (Na-КМЦ) клей. Соль Na-КМЦ легко растворяется в воде, образуя при этом вязкие бесцветные стабильные растворы.. Для приготовления клея соль всыпают в холодную воду (дистиллированную или кипяченую). Растворение длится в течение 16 — 24 ч; чтобы ускорить его, смесь следует периодически помешивать. Клей обладает хорошей клеящей способностью, которая зависит от концентрации Na-КМЦ в клеевом растворе и добавки — поливинил-ацетатной дисперсии. Клей можно заготовлять на 10 — 12 дней работы. Перед употреблением в него добавляют немного глицерина.
Растворы Na-КМЦ применяют в основном для работы с бумагой, при вставке книжных блоков в переплетные крышки, пригодны они и для реставрации старых изданий, так как не подвержены воздействию плесневых грибков и бактериологическому брожению (распаду). При применении для этих целей растворов технической Na-КМЦ, содержащей свободные щелочи, их необходимо нейтрализовать 6%-ным раствором уксусной кислоты до слабо-розового окрашивания по фенолфталеину.
Для склеивания бумаги используют 5% раствор Na-КМЦ (5 г соли на 95 мл воды) с введением 2,5% глицерина. Тонкие бумаги склеивают 2,5%-ным раствором Na-КМЦ с добавлением 1% глицерина; для толстых, плотных и гладких бумаг, реставрации переплетных крышек и обработки книжных блоков берут 10 — 12%-ный раствор соли Na-КМЦ с добавлением 5% глицерина.
Для реставрации кожаных переплетных крышек можно воспользоваться клеем БФ-2 или БФ-4, а также синтетическим клеем «Марс». Клеи БФ-2 и БФ-4 пригодны и для клеевого бесшвейного скрепления книжных блоков.
В процессе работы может потребоваться клей различного состава и консистенции. Рецептура клеев, рекомендуемых для выполнения тех или иных технологических операций, приводится в Приложении 1.
KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
|