На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиКнижная иллюстрация





Библиотечка «За страницами учебника»
Переплётное ремесло. Практическое руководство. А. Вихров. — 1915 г.

А. Вихров

ПЕРЕПЛЁТНОЕ РЕМЕСЛО

ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
ДЛЯ ПЕРЕПЛЁТА БОШЮР И КНИГ

*** 1915 ***


DjVu




 

PEKЛAMA

Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD.
Подробности >>>>


      Устройство мастерской.
      Каждый, желающий заняться переплётным ремеслом, должен прежде всего озаботиться устройством хотя небольшой мастерской и прюбретешя нужных для работы инструмептов.
      Мастерская должна быть устроена непременно в теплом, светлом и сухом месте и иритом достаточно просторном, чтобы в нем свободно можно было поставить стол, шкаф и полки для ннструментов и материалов, прессы и тиски.
      Стол для работы берут обыкновенно простой, — деревянный с гладко выстроганной доской. Помимо стола необходимо еще иметь отрез доски (иа березы или липы) для производства на ней работы ножем.
      Инструменты.
      Для переплетатя книг необходимы следующее инструменты: сшивальный и швальный станки, прессы, растрепка, молоток, пунктир, гобель, угольник, резак, доска для резки картона, зубцы для лощешя корешка, щетка и проволочная сетка.
      Матерьялы:
      Матерьялы, нужные для переплеташя книг следукмще: кожи, клей, лаки, полотно, нитки, тесемки, веревочки, тисненная и гладкая бумага.
      Кожи употребляются обыкновенно следуклщя:
      Опоек: идет на простые переплёты.
      Юфтпвая кожа: очень практична для переплётов, т. к. благодаря своему специфическому запаху предохраняет переплёт от насекомых и кроме того в сыром месте не подвергается плесени.
      Сафьянз: бывает двух сортов, настояний из чистой кожи козла и поддельный, который выделывается обыкновенно пз бараньей или телячьей кожп. Настояний, в виду его дороговизны, идет только на доропе переплёты, поддельный для переплётов подешевле.
      Шагрень. — Имеет зернистый вид. Очень красива и довольно практична. Вполне пригодна для изящных красивых переплётов.
      Нергамептз: Выделывается из кожи баранов и телят. Есть два сорта: сырой и полированный. Сырой идет для дешевых переплётов, а полированный для более дорогих. Полированный пергамент обходится дороже сырого а его чаще всего употребляют для книг, который желают сохранить возможно долее.
      Велень приготовляется из бараньей, козьей и телячьей кожи.
      По существу это тот-же обыкновенный пергамент, но более высшаго качества: он изолирован с обеих сторон и толщину имеет везде одинаковую; его обмазывают отваром из серебряных белил и костяного клея. Пергамент употребляется для письма, для писашя масляными красками.
      Пергаментная бумага обладает свойствами бумаги и велени. Большого применешя в переплётном мастерстве она пока не имеет.
      Существуют два сорта бумаги: собственно пергаментная бумага и растительный пергамент. Каждый из этих сортов различается еще по плотности и цвету.
      Папка. Папка представляет спрессованные вместе несколько лпстов бумаги. Бывают папки толстый и тонюя. В зависимости от толщины и качества бумаги определяется достоинство папки и пригодность ее для переплётной работы.
      Лучшим сортом папки считается тряпичная.
      Выделываются папки из древесной массы (деревянная папка) она довольно гладкая и крепкая. но при сгибании ломаются, а потому для хороших переплётов не годятся.
      Для работы следуегь брать белый картон, который отличается твердостью, легкостью, крепостью и гибкостью.
      Бумага. Для переплётных работ помимо писчей бумаги для укратешя книги снаружи и внутри идут еще цветные бумаги,
      Г.гяпцевгтая бумага: бывает разлачных цветов, окрашена с одной стороны и сглажена. В переилетном деле имеет довольно частое применеше.
      Мраморная бумага-. Употребляется на оклейку крышек переплётов и на форзацы переплётов.
      иумага глясе, — цветная с глянцем. употребляется для оклейка внутренних сторон переплётов. Видоизмйнеше ея так называемая муаровая бумага.
      Шагреневая бумага. Походить на шагреневую кожу и употребляется для оклейки крьнпек переплётов. Цвта ея бывают различны.
      Тисненый коленкоре. — Очень часто употребляется для кры-шек. Цвйта его различны: красный, зеленый, синий, коричневый и мерный.
      Шагреневую бумагу и коленкор нужно наклеивать не клейсте-ром, а клеем. Клейстер содержит воду и может испортить теснение и глянец.
      Клей.
      Весьма существенную роль при переплётных работах играет клей. Употребляются обыкновенно следующие клеи: столярный клей, гумми-арабик, мучной и крахмальный клейстер. Кром клея употребляется еще и лак.
      Сто.щтый клей. Употребляется для переплётов. Приготовляется варкою в кипятк. Столярный клен надо употреблять только хорошаго качества.
      Хоропйй столярный клей имет светлый, прозрачный вид, он тверд и сух, при ломанш отскакивает как стекло и пмет жилистый излом. Плохой клей при размачивания перестает быть упругим, д лается склизлым, издает скверный запах и через некоторое время начинает гнить.
      ПрактическШ способ распознашя доброкачественности клея та-ков: Если проклеенный клеем корешок округлять молотком и ори этом клей не трескается, то это указываешь на хорошее качество клея.
      Варка столярнаго клея.
      Варят клей обыкновенно в железном котле. Предварительно па клей наливаюгь свежей воды, чтобы она покрыла его и в та-ком положены держагь до гбх пор, пока клей совершенно не размякнет. Далее размягченный клей кипятят на легком огне, постоянно перемешивая во избежаше подгорашя. Когда клей таким образом сварен, его наливаюгь в котелок, который подо-гревают в водяной бане. Для работы клей употребляется такой температуры, чтобы в нем можно было держать палец.
      Для варки клея существует очень удобный нрибор, который состонт из двух жестяных сосудов, вставляемых один в другой. Оба зги сосуда помещаются в третьем, имеющим керосиновую грелку. Чтобы сварить в этом приборе клей, его кла-дуть в верхшй сосуд, а в средшй наливают воду, которую с помощью керосиновой грелки кипятят. Верхний сосуд разделен перегородкой на две части. Это нредставляет то удобство, что в каждом отделены клей можно варить различной густоты для наклейки того или иного сорта матеры, кожи и т. д.
      Келатино. Приготовлеше (варка) желатина производится так-же как и столярнаго клея, но после кинячешн желатин следует процедить сквозь тряпочку.
      Желатин очень пригоден для подклейки шелковой материп, атласа, тонкаго пергамента и веленевой кожи, употребляется и для проклейки обрезов при золочены.
      Гуммиарабик. Употребляется для работ, который должны скоро сохнуть. Его следует растворять в холодной воде, т. к. от горячей воды он теряет часть своих свойств и не долго сохраняется. Для приготовления берут самый белый и лучшы сорт гумми-арабика кладут в глиняный сосуд и вливают воды вдвое больше, чем гумми-арабика. Всю массу мочат и — 2 суток изредка перемешивая, пока клей совершенно не растворится Затем процеживают чрез редкую тряпочку или чрез сито и гуммиарабик готовь.
      Гуммиарабик сохраняется в прохладном месте.
      Тучной клеистерд. Требуемое количество хорошей пшеничной муки насыпаюгь в медную кастрюлю, прибавляют небольшое количество воды и размшнвают деревянной лопаточкой, продолжая прибавлять понемногу воды. Посл этого кастрюлю ставят па огонь, продолжая миипать еще некоторое время все в одном и том же ¦направленш, но только все быстрее и быстрее. Когда клейстер вачияает густеть, то прокипятив такую смсь два или три раза, снимают кастрюлю с огня и продолжают мешать, пока клейстер не остынет.
      Чтобы клен не окисал, к нему прибавляют немного квасцов в порошка.
      Крахмалены it клейстера. Для приготовлешя клейстера берут крахмаль (н. и. рисовый или мучной) и при помощи воды дЬлают жидкое т$сто. ЗагЬм часть этого крахмала кладут в какую ни-«будь фаянсовую посуду и прибавляют воды, чтобы получилась не очень густая каниица. Посл? этого в сосуд наливают понемногу кипятку и медленно вымшивают массу деревянной лопаткой и дают клейстеру остынуть. Когда масса остынет ее кладут в толстую редкую холщевую тряпку и трут между рук.
      Крахмальный клейстер обладает большой клейкостью, но одинь его недостаток — он медленно просыхает.
      Лака. Употребляется для лакировашя кожи и цветной бумаги, а также им покрывают тисвешя без золота на шагреневой кожй, юфти, тисненом коленкор и в некоторых других случаях.
      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиДетская библиотека

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru