На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Театр теней, сценарии для детей, 1958

Авторы сборника:
М. Корабельник, В. Полетика,
Т. Полетика, Ю. Карцер,
Л. Мильчин, Р. Кушниров

Пионерский театр теней

*** 1958 ***


PDF

      СОДЕРЖАНИЕ
     
      Обращение к читателям 3
      Царевна-лягушка. Инсценировка русской народной сказки в шести картинах М. Корабельника. Рис. Л. Мильчина 13
      Кто сильнее? Инсценировка по мотивам вьетнамских народных сказок Р. Кушнирова. Рис. В. Полетика 27
      Сказка про пастуха Иласа. Инсценировка по мотивам азербайджанских сказок М. Корабельника. Рис. Ю. Кирцера 39
      Почему петух поет на заре. Сказка-пьеса Р. Кушнирова. Рис. И. Васнецовой 47
      Генка-чемпион. Сценка. Рисунки и текст Ю. Кирцера 57
      Лгунишка. Шутка М. Корабельника. Рис. Т. Полетика 65
      Платок нищего. Инсценировка одноименной китайской сказки в двух картинах М. Корабельника. Рис. Т. Полетика 75
      Цирк. Рисунки и текст Всеволода Полетика 85
      Любовь к трем апельсинам. По мотивам одноименной сказки Карло Гоцци. Пьеса в пяти картинах М. Корабельника. Рис. Т. Полетика 169
      Путешествия — в Индию (рис. Т. Полетика), в Антарктику (рис. В. Полетика, И. Васнецовой), в Китай (рис. В. Полетика), на Урал (рис. В. Полетика). Текст М. Корабельника 131


      ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ!
      Мы придумали эту книгу, написали и нарисовали ее потому, что очень любим театр теней. Любим, когда на белом экране легкие тени людей и животных ходят, плавают, бегают, дерутся, сталкиваются друг с другом, летают и исчезают, когда мгновенно меняются декорации.
      В театре теней можно показать все. Все, что захочешь! Сказки всех времен и народов, былины, басни, путешествия, приключения...
      Нам хочется, чтобы и вы, ребята, заинтересовались театром теней, полюбили его так же, как и мы.
      Театр теней существует очень давно. Родина его — Восток. Известно, что еще в XI веке на Яве был Ваянг-пурво — театр теней. Куклы этого театра (одну из них мы нарисовали) управляются палочками, которые называются по-явански «Чемпурит».
      Широко распространен с давних времен театр теней и в Китае и в Турции. В Турции по имени главного героя театр называется «Карагез».
      В китайском театре теней куклы делаются из выделанной до прозрачности ослиной, буйволовой или бараньей кожи, ярко раскрашиваются прозрачными красками. Водят их, плотно прижимая к экрану, сделанному из промасленной белой бумаги или белой ткани.
      У нас в Москве тоже есть театр теней. И он пользуется большим успехом у юных зрителей.
      Попробуйте сами сделать театр теней. Это совсем нетрудно. Было бы желание да ловкие и умелые руки. Если дружно взяться за работу, то до чудесного мгновения, когда с таинственным шелестом распахнется занавес вашего театра, пройдет совсем немного времени.
      Работа найдется для всех: и для юных хитродельцев-техников, и для изобретательных электриков, и для фантазеров художников, и для умелых девочек из кружка кройки и шитья, и само собой для «артистов»!
      Итак, за дело! Пока одни ребята готовят экран — делают подрамник и туго, чтобы не было складок, обтягивают его белой материей, а еще лучше полотняной калькой, — пусть другие мастерят обрамление экрана — деревянную или фанерную раму. Она должна быть черной. Когда то и другое будет готово, прибейте экран к обрамляющей
      его раме. В раму с обратной от зрителей стороны вбейте гвоздики, на которые надевают декорации. С этой целью в декорациях делаются специальные дырочки.
      Экран вместе с рамой укрепите на столе. Повесьте перед экраном раздвижной занавес. Какой же театр без занавеса!
      Теперь займемся действующими лицами и декорациями. Возьмем тонкий и плотный, лучше всего так называемый бристольский картон, карандаш, тушь, ножницы. Нарисуем на картоне декорации и силуэты действующих лиц той пьесы, которую будем играть. Увеличить декорации и действующих лиц, которых художники здесь нарисовали, до
      Увеличение рисунка с помощью клеточек.
      Устройство держалки к кукле Василиса Премудрая.
      нужных размеров можно с помощью клеток. Вырезав декорации и силуэты, зальем их тушью.
      Силуэты некоторых действующих лиц мы даем на страницах книги в натуральную величину. Их можно не увеличивать, а перевести на картон, вырезать, покрасить и играть ими. В таком случае экран должен быть размером 52 X 34 сантиметра.
      Бывает так, что на одно действующее лицо приходится делать несколько силуэтов. Например, мы хотим показать героя сидя, стоя и лежа. Для каждой позы мы должны приготовить новый силуэт.
      Замену силуэта силуэтом в новой позе лучше делать за декорацией или за кулисами. Однако можно быстро заменять один силуэт другим и на глазах у зрителей. Чем быстрее вы произведете замену, тем незаметнее она будет для зрителей.
      При подмене кукол дублирующую фигуру надо вводить в экран ребром.
      Чтобы силуэт не коробился, его приклеивают к держалке. Во время хода спектакля силуэт-фигурку водят параллельно экрану с помощью держалки. И силуэт куклы и держалка красятся с обеих сторон в черный цвет. Для примера мы нарисовали силуэты Василисы Премудрой и Ивана-царевича — главных героев русской народной сказки «Царевна-лягушка», которую вы найдете в этом сборнике.
      Может быть, вам захочется оживить кукол, то есть дать им некоторые движения? Например, сделать так, чтобы кукла легла, наклонив или подняв голову, могла согнуться в туловище, двинуть рукой. Это очень обогатит представление, сделает его динамичным и выразительным. Особенно хорошо было бы сделать управляемые куклы, если вы захотите поставить сказки «Царевна-лягушка» и «Любовь к трем апельсинам». Расскажем вам, как это сделать.
      В этом случае куклу можно расчленить — сделать ее из нескольких отдельных частей. Отдельно вырезаются голова, рука, верхняя часть туловища и нижняя его часть с ногами. Затем все эти части соединяются друг с другом в соответствующих местах шарнирами из медной проволоки. Нижняя часть туловища прибивается наглухо к держалке.
      Держалка делается из фанеры шириной в 1—1,5 сантиметра и длиной в 25 сантиметров так, чтобы 18—20 сантиметров выходило за нижнюю часть куклы. Это необходимо для того, чтобы куклу можно было держать. К держалке прикрепляют также на шарнирах три фанерных рычага — небольшие планки длиной 5—6 сантиметров. После этого начинается механизация кукол. В нижней части головы проделываются слева и справа от шарнира две дырочки и в них продеваются и укрепляются две нитки. Точно так же проделывается и с верхней частью туловища (см. рис.).
      Нитки идут вдоль туловища и держалки, продеваются через проволочную скобу, как указано на рисунке, и прикрепляются к концам р ы-ч а г о в. Нажимая на рычаг пальцами, вы можете поднять или опустить у куклы голову, согнуть или разогнуть ее туловище. К этому можно добавить еще одно из очень выразительных движений — движение рукой. Рука в плечевом суставе прикрепляется шарниром к туловищу. В локте она расчленена и тоже соединена шарниром. Около кисти руки прикрепляется трость, лучше из плексигласа, чтобы она была по возможности прозрачной и не очень заметной на экране.
      При желании таким же образом можно сделать одну подвижную ногу.
      Эту управляемую куклу лучше всего держать в левой руке, пальцами которой вы сможете управлять рычагами. Правая рука кукловода может управлять тростями, то есть рукой и ногой куклы.
      Мы пишем о самых простых расчленениях и движениях куклы. Такие куклы легко сделать в любом самодеятельном теневом театре и научиться управлять ими.
      Вам будет еще понятнее, как сделать управляемую куклу, если вы внимательно разберетесь в помещенном на странице 8 рисунке.
      Декорации удобно вешать с помощью петель на гвоздики или крючочки, вбитые в раму, обрамляющую экран.
      Справа и слева к раме прикрепляются кулисы, как показано на рисунке.
      Для «Путешествий» декорации делаются не так, как для всех остальных пьес, напечатанных в нашем сборнике, об этом мы расскажем вам во вступлении к «Путешествиям».
      В силуэт декораций и действующих лиц в некоторых случаях можно вводить цветную папиросную бумагу или цветной целлофан. Тогда река в сказке «Царевна-лягушка» будет синей, гребень петуха в сказке «Почему петух поет на заре» — красный.
      Экран, декорации и куклы готовы. Можно начинать репетиции.
      А как начать? Сейчас расскажем.
      Прежде всего следует распре-делить роли так, чтобы голоса ребят, которые поведут кукол, соответствовали бы голосам действующих лиц пьесы. Например, роль рабыни Ли следует поручить девочке с возможно более тоненьким голоском. Роль Тигра — мальчику с низким, густым голосом, а может быть, даже попросить исполнить эту роль кого-нибудь из взрослых. Управлять же куклой Тигра может кто-нибудь из ребят.
      Вообще в театре теней, так же как и в театре кукол, один может вести
      9
      куклу, а другой — произносить ее текст.
      Получив роль, ее переписывают обычно в тетрадку. Затем пьесу читают по ролям и разбираются, кто из персонажей что делает, чего добивается, когда произносит текст. Первые репетиции проводятся еще без кукол. Ребята только говорят друг с другом диалогами пьесы.
      Может получиться так, что вначале все будет звучать фальшиво. Но постепенно вы добьетесь того, что текст пьесы зазвучит естественно, будет понятно, что происходит между действующими лицами, чего они хотят друг от друга.
      Тогда наступит время репетиций у экрана. Но нам необходим источник света — фонарь. Без фонаря у нас ничего не выйдет. Для театра теней годится любая электрическая лампа.
      Для того чтобы наши герои четко рисовались на экране, надо погасить свет в зале, куклы держать вплотную к экрану и осветить экран фонарем. Опытным путем вы найдете такое положение фонаря, когда тень действующего лица будет четко видна на экране. Фонарь должен быть расположен на такой высоте, чтобы тени и головы кукловодов не попадали на экран.
      Если перед источником света поместить цветную папиросную бумагу или целлофан, экран станет цветным.
      Место для фонаря найдено. На рисунке показано, как выглядит театр теней в момент показа спектакля.
      Приступим к репетициям с куклами. Постараемся, чтобы текст полностью совпадал с движениями кукол. Расставим кукол на экране возможно выразительней и интерес
      ней. Во время репетиции и по ходу спектакля надо все время смотреть на куклу, ведь вы говорите и действуете от ее имени.
      В помощь вам, ребята, мы к каждой пьесе сделали рисунки наиболее ответственных мест действия и действующих лиц. На некоторых рисунках мы показываем одновременно несколько событий, которые на самом деле происходят последовательно одно за другим. Все мизансцены мы, конечно, нарисовать не могли, да и вам, ребята, это было бы неинтересно. Ведь во много раз приятней самим найти какое-то решение, чем действовать по подсказке. Поэтому мы предоставляем вам много возможностей для развертывания вашей инициативы и творческой фантазии.
      Когда какой-нибудь персонаж должен повернуться, старайтесь повернуть его возможно быстрей, ведь наши герои плоские. Еще лучше увести куклу за кулисы, быстро повернуть ее и снова вернуть на экран или совершить поворот, скрыв куклу за декорацией.
      В ремарках к пьесам нашего сборника часто указывается, что действующие лица входят, уходят, убегают и т. д. Как же быть? Ведь у наших кукол, если не сделать их подвижными, не гнутся ни спины, ни шеи, ни ручки, ни ножки: они сделаны из одного куска картона.
      Характер движения персоцажа-куклы передать можно, все зависит от того, в каком темпе и ритме вы поведете куклу. Если, например, мы услышим издали исполненный любви и нетерпения голос Тартальи, а затем стремительно появится и сама кукла, у нас будет полное впечатление, что Тарталья вбежал. Если действующее лицо должно взять какую-либо вещь — вещь эта вставляется в петлю на руке куклы. Это действие нужно совершить за другими персонажами или декорациями, чтобы скрыть от зрителей, как вы помогли кукле «взять» вещь. Можно поступить и по-другому: заменить куклу другой, заранее подготовленной куклой, у которой уже будет в руке вещь.
      Управляют движениями куклы большей частью снизу, с помощью тоненьких держалок (см. рис. на стр. 7). Иногда, как, например, в сцене пира в сказке «Царевна-лягушка», управляют куклами и сверху. В этом случае куклу ведут, держа за держалку, выступающую над ее головой (см. рис. на стр. 20). В некоторых случаях, как, например, в сказке «Почему петух поет на заре», куклой (Соловьем, Попугаем) управляют сбоку.
      Вы видите, ребята, что единых правил здесь нет. И каждый раз, применительно к каждому случаю нужно сообразить, придумать, догадаться, как удобнее вести куклу.
      Очень оживляют кукол легкие плащи, перья, которые колышутся от их движений. Каким «страшным» станет большой Дракон из азербайджанской сказки «Про пастуха Иласа», если в каждой пасти его будет трепетать язык, сделанный из упругой резинки. Пригодится нам и проволока. Так, например, во вьетнамской сказке «Кто сильнее?» стволы деревьев, которые должны гнуться и качаться, хорошо сделать не из картона, а из проволоки, обмотав ее до нужной толщины тряпичной лентой. Из проволоки сделайте и ветви, одев их бумажной листвой.
      А как быть с тучей и молнией? Как сделать их? Очень просто.
      Тучу с прорезанной в ней молнией, скрытой заслонкой, мы спускаем на экран сверху и в нужный момент выдергиваем заслонку и вновь ее вставляем (смотрите рис. на стр. 11). Листва в конце пьесы улетает наверх и спускается тоже сверху.
      В индийской сказке «Почему петух поет на заре» солнышко надо сделать так, чтобы оно могло подниматься и садиться. Как все это сделать, догадайтесь сами.
      В последней картине сказки «Царевна-лягушка» Медведь ломает дуб, и, как указано в ремарке, ларец, висящий в ветвях дуба, падает на землю. Вместо того чтобы по ходу действия снимать ларец, проще подготовить второй, подменный ларец, и в момент, когда дуб валится за пределы экрана, ловко и незаметно этот второй ларец выдвинуть снизу на экран.
      Как сделать клубы дыма в сказке «Царевна-лягушка» и «Кто сильнее?»? Изобразить дым можно будет, спроектировав на экран дым от папиросы.
      Ноты песен из сказок «Царевна-лягушка», «Платок нищего» вы найдете в конце сборника.
      Ну вот, ребята, пожалуй, и все, что вам нужно знать для начала.
      Повторяем: все предусмотреть, все нарисовать, обо всем рассказать — трудно. Но вы все умом не обижены. Ребята смекалистые. Вот и действуйте! Разворачивайте свои таланты и инициативу, включайте товарищей в эту интересную работу!
      Желаем успеха!


      КОНЕЦ «ОБРАЩЕНИЯ К ЧИТАТЕЛЯМ»

 

 

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.