НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Проектирование и расчёт моделей планёров. — 1958 г.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАСЧЁТ
МОДЕЛЕЙ ПЛАНЁРОВ

*** 1958 ***


DjVu




 

PEKЛAMA

Услада для слуха, пища для ума, радость для души. Надёжный запас в офф-лайне, который не помешает. Заказать 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Ознакомьтесь подробнее >>>>


ФPAГMEHT КНИГИ (...) Как мы уже говорили, крылья летающих моделей планеров бывают в основном однолонжеронные и двух-лонжеронные. Если размах крыла не превосходит 1200 мм, то можно применить один лонжерон; при размахе крыла больше 1200 мм, кроме этого лонжерона, следует устанавливать небольшой вспомогательный лонжерон, который, однако, не надо вводить в расчет крыла на изгиб. Для крыльев размахом более 1800 мм рекомендуется применять два лонжерона. Их следует располагать на 20—25% и на 60 — 65% хорды крыла.
      Можно и при размахе крыла больше 1800 мм применять также один лонжерон, добавив к нему вспомогательный, однако при этом оказывается необходимым придать крылу дополнительную жесткость на кручение. Для этого нужно или обшить носик крыла плотной ватманской бумагой, или между передней кромкой и лонжероном установить раскосы или косые нервюры (рис. 67, слева внизу).
      При двухлонжеронной конструкции расчет сечений лонжерона надо производить следующим образом:
      1) Взять расположение переднего и заднего лонжеронов по хорде крыла и определить наибольшую высоту переднего и заднего лонжеронов #i и Н2.
      2) Определить среднюю высоту сечения обоих лонжеронов, равную арифметическому среднему высоты переднего и заднего лонжеронов:
      3) По значению общего изгибающего момента Мизг и средней высоте сечения лонжеронов Н Qр определить суммарную ширину полок переднего и заднего лонжеронов по графикам рис. 68 и 70. Суммарную ширину полок обоих лонжеронов мы разделим на два и получим ширину верхней и нижней полок каждого лонжерона.
      Если на модели планера с размахом крыла больше 1800 мм применен тонкий профиль крыла с относительной толщиной с = 7% и меньше, лонжероны надо делать сплошного сечения. Выбрав размеры сечения лонжеронов по средней высоте профиля в месте расположения переднего и заднего лонжеронов, следует полученную
      суммарную ширину лонжеронов разделить на три. В месте расположения переднего лонжерона рекомендуется размещать две половинки переднего лонжерона на некотором расстоянии друг от друга. Такая конструкция крыла 16 хорошо сопротивляется скручиванию (рис. 67).
      Проектируя крыло для модели планера, необходимо иметь в виду, что в полете возможно еще закручивание крыла аэродинамическим моментом.
      Чаще всего кручение крыла проявляется в виде поворота его концов, в некоторых же случаях—в виде частых колебаний — флаттера крыла. Крыло, как говорят, вибрирует.
      Перекручивание крыла вызвано тем, что, начиная с некоторой скорости полета, называемой критической, при случайном повороте конца крыла крутящий момент воздушных сил возрастает быстрее, чем момент упругого сопротивления кручению. При этом увеличивающееся скручивание крыла будет возрастать до разрушения крыла. Это явление происходит всегда в том случае, если центр жесткости крыла, вокруг которого крыло скручивается, находится позади центра давления (рис. 71).
      Часто перекручивание крыла наблюдается у схематических моделей, у которых роль лонжеронов выполняют кромки крыла. Ось жесткости у такого крыла находится посредине хорды, а центр давления лежит на первой трети хорды, и поэтому возникает перекручивание даже при небольшом увеличении скорости полета. В этом отношении однолонжеронное крыло выгоднее, оно лучше противостоит вибрациям кручения. Если расположить лонжерон в центре давления (т. е. примерно 30% хорды для обычных углов атаки), крыло не будет вибрировать.
      У крыла с двумя лонжеронами ось жесткости расположена между ними, ближе к более высокому переднему лонжерону. Это надо иметь в виду при размещении лонжеронов вдоль хорды.
      3. МОДЕЛИ ПЛАНЕРОВ ТИПА «ЛЕТАЮЩЕЕ КРЫЛО»
      Наши авиамоделисты строят также модели планеров типа «Летающее крыло». Модели эти лишены фюзеляжа и горизонтального оперения и могут поэтому иметь большее аэродинамическое качество, чем модель планера обычной схемы.
      У модели типа «Летающее крыло» продольная устойчивость обеспечивается расположением центра тяжести на расстоянии 17—21% средней аэродинамической хорды крыла, считая от носика.
      Обеспечить продольную балансировку можно, если на хвостовой части профиля крыла образовать отрицательную подъемную силу. Для этого надо или применить на крыле профиль, имеющий форму в виде латинской буквы 5, или, если у крыла есть стреловидность, применить отрицательную закрутку (рис. 72). Физический смысл обоих этих конструктивных изменений сводится к тому, что они заменяют стабилизатор с отрицательным углом установки: применяя 5-образный профиль, мы как бы продвигаем стабилизатор вплотную к задней кромке крыла. Применяя же отрицательную закрутку на стреловидном крыле, мы как бы делим стабилизатор пополам и располагаем его по концам крыла.
      Для обеспечения боковой устойчивости у моделей планеров типа «Летающее крыло» иногда делают по концам крыла небольшие кили — концевые шайбы, которые выполняют роль вертикального оперения. Вместо этого можно придать концам крыла специальную форму в виде обратного поперечного V (рис. 73). Такие концы крыла, называемые «ластами», заменяют концевые шайбы. Чтобы добиться хорошей боковой устойчивости у моделей планеров типа «Летающее крыло», угол поперечного V надо делать меньше, чем у моделей планеров обычной схемы. Эквивалентный угол поперечного V не должен превышать для модели типа «Летающее крыло» 5°—7°.

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru