ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Оборудование и материалы для кружевоплетения
Подушка 14
Подставка 15
Коклюшки 16
Дополнительные принадлежности —
Нитки —
Булавки 17
Сколок —
Намотка ниток на коклюшки 18
Глава 2. Основные приемы плетения и элементы кружева
Плетешок 25
Полотнянка 28
Сетка 31
Насновки —
Глава 3. Кружево парной техники плетения.
Простая решетка в ползаплета 40
Решетка в полный заплет 43
Московская решетка —
Квадратная решетка 46
Кружево-прошва спаучком из четырех пар 47
Кружево-прошва спаучком из шести пар 49
Круежво-прошва с квадратом из полотнянки —
Кружево-прошва сквадратной насновкой 52
Кружево-прошва совальной насновкой —
Кружево-прошва снасновками звездочкой —
Кружево-край с полукруглым фестоном —
Кружево-край с удлиненным фестоном 57
Кружево с фестоном «павлинка» —
Кружево с фестоном сеткой и плетешковым оплетом 61
Плетешковое кружево пиког
Кружево-вилюшка 70
Кружево-вилюшка сосканью 71
Простая плетешковаярешетка 74
Розетка 77
Воротничок детский (школьный)79
Учебный материал расположен в строгой последовательности. За объяснением основных элементов плетения следует изложение методики плетения парного кружева. Специальные образцы парных кружев упрощенного типа, созданные автором, расположены последовательно от простых к более сложным.
В такой же последовательности дается материал по сцепному кружеву, но в несколько сокращенном виде, так как приемы плетения этого кружева настолько разнообразны, что все их невозможно изложить подробно в учебном пособии.
Все образцы кружев даны в виде фото с приложенными к ним сколками в натуральную величину. В отдельных случаях, кроме сколков, даются также дополнительные чертежи, на которых при помощи цифр показан порядок движений нитей при плетении данного образца кружева.
Процесс плетения основных элементов кружева и наиболее ответственных учебных образцов изображен на отдельных рисунках в увеличенном виде.
В подготовке книги к печати приняли участие специалисты по технологии кружевоплетения Д. И. Шишкова, М. Н. Тараканова, О. В. Шинякова , А. Я. Плющева, Н. С. Жукова.
Рисунки и чертежи выполнены художниками Научно-исследовательского института художественной промышленности Роспромсовета Н. М. Прониной и М. А. Гусевой.
ВВЕДЕНИЕ
Кружевоплетение было исстари одним из излюбленных видов женского рукоделия. Образцы старинных русских кружев (XVIII века и первой половины XIX века), плетенные из тонких льняных ниток, иногда сочетающихся с цветными шелковыми, золотыми и серебряными, отличаются исключительной красотой узоров и большим мастерством работы.
В XIX веке кружевоплетение вырастает в крупнейший кустарный промысел. Русские кружева получают всемирную известность. Их изготовлением занималось в конце прошлого и начале нынешнего столетия до 100 тысяч человек в Вологодской, Орловской, Тульской, Рязанской, Вятской и других губерниях.
Плетением кружев занимаются и в настоящее время тысячи кружевниц, объединенных в артели промысловой кооперации. Эти артели находятся в старинных центрах русского кружевоплетения. Кружева плетут в Вологде, Ельце (Липецкая область) и приле-гающих к этим городам районах, а также в Кировской и Рязанской областях.
Узоры современных кружев создаются на основе многовекового искусства русского кружевоплетения.
В кружевных артелях вырабатываются весьма разнообразные изделия, которые широко применяются для украшения быта советских людей. К юбилейным датам, отечественным и международным выставкам коллективами художников и мастеров создаются уникальные высокохудожественные произведения: занавесы, скатерти, покрывала с богатым орнаментом.
В ассортименте кружевных изделий, вырабатываемых артелями, насчитываются сотни различных рисунков.
Одним из самых распространенных видов изделий массового производства является мерное кружево (рис. I), применяемое для украшения женского и детского белья, а также скатертей, салфеток, дорожек, накидок, полотенец, носовых платков, воротнйчкбв.
В зависимости от назначения мерное кружево вырабатывается различной ширины:
Узкое ..от 10 до 30 мм
Среднее .» 30 » 60 »
Широкое .» 60 » 120 »
Мерное кружево делится на прошву (прошивку), имеющую вид ровной полосы, и край — полосу, заканчивающуюся с одной стороны фестонами. Прошва и край с одинаковым узором называются комплектом (рис. 2).
В большом количестве вырабатываются также штучные кружевные изделия, которые разделяются на:
крупные — покрывала, скатерти (рис. 3), занавесы;
средние — накидки, салфетки, дорожки, наволочки для диванных подушек, абажурные платки (рис. 4, 5, 6) и
мелкие — небольшие дорожки, сухарницы, подстаканники, воротнички и отделка к платью (вставки, манжеты и т. п.) (рис. 7, 8).
Особую группу штучных кружевных изделий составляют мотивы — мелкие изделия в виде квадратов, треугольников, ромбиков, кружков, овалов, предназначенные для украшения белья (рис. 9, 10).
Кружева и кружевные изделия выполняются в основном двумя способами — парной и сцепной техникой плетения.
Парной ''техникой выплетаются мерные кружева, а также оплеты для носовых платков, салфеток и, частично, мотивы.
Название кружева «парное» (в прошлом оно называлось многопарным) происходит от того, что этот вид кружева выплетается многими парами коклюшек. Узор парного кружева состоит из простейших геометрических фигур разной плотности плетения, данных, в ритмическом чередовании.
. Штучные кружевные изделия и мотивы в большинстве случаев выплетаются сцепной техникой плетения. Название «сцепное кружево» произошло от того, что при данном способе плетения соединение частей узора производится при помощи сцепления тонким вязальным крючком.
Изготовление сцепного кружева требует небольшого количества пар коклюшек.
Узоры сцепного кружева, в большинстве своем носящие растительный характер, состоят из двух частей: более плотной тесьмы, которая, непрерывно изгибаясь, образует основные формы узора, и прозрачной решетки, служащей для этих узоров фоном.
За последние годы искусство русского кружевоплетения достигло большого совершенства.
При сохранении традиционных особенностей кружевного орнамента, свойственных каждому району, художники и мастера кружевного промысла создают все новые узоры кружевных изделий с оригинальными композициями, обновляют и расширяют ассортимент, выпуская неизвестные раньше виды кружевных изделий.
При всей сложности узоров штучных кружевных изделий их изготовление доступно каждому, имеющему интерес к подобной работе. Но для этого необходимо последовательно изучить все элементы плетения, затем научиться плести парной техникой мерные кружева и только после этого перейти к выполнению штучных изделий сцепной техники плетения, начиная с небольших по раз--меру и наименее сложных по узору.
Глава 1
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЯ
ПОДУШКА
Подушка, на которой производится плетение кружев, по внешнему виду представляет туго набитый валик (рис. 11); состоит она из двух чехлов (наволочек).
Нижняя наволочка набивается сеном, соломой или опилками;, шьется из плотной ткани — холста или полульняного полотна.
Верхняя наволочка делается из любой белой ткани- — полотна, бязи, мадаполама.
Подушка бывает различных размеров, в зависимости от вида изделий. У
Для изготовления подушки среднего размера берется кусок прочной материи (рис. 12) длиной в 80 — 85 ем, шириной 40~50 см, который складывается вдвое и сшивается двойным швом. Оба конца наволочки подгибаются на 2 — 3 см, подшиваются и в них вдергиваются -шнурки. Один конец наволочки стягивается шнурком так, чтобы осталось круглое отверстие диаметром 8 — 10 см. Внутрь наволочки вкладывается вырезанный из картона кружок диаметром до 20 см, закрывающий это отверстие, затем наволочка туго набивается.
Рис. 11. Подушка
После того как подушка плотно набита, поверх набивки накладывается второй картонный кружок такого же размера, как и первый. Наволочка затягивается шнурком, концы которого заправляются внутрь отверстия.
Изготовленную подушку следует выровнять так, чтобы поверхность ее была без бугров и углублений, так как только на туго набитой подушке с ровной поверхностью удобно работать и можно достигнуть хорошего качества кружева.
на набитую подушку надевается верхняя наволочка, сшитая так же, как и нижняя. Верхнюю наволочку надо систематически менять, так как изготовление кружев требует исключительной чистоты.
Подушку с начатым кружевом после работы следует закрывать «покрывашкой» — белым платком, служащим для предохранения от пыли.
ПОДСТАВКА
При плетении кружев подушку кладут на подставку, состоящую из двух рам, скрепленных между собой шипами (рис. 13). Подставка должна быть такого размера, чтобы удобно было работать сидя. Средний размер подставки: высота — 75 см, ширина — 40 см.
При отсутствии подставки подушку можно положить внутрь ящика, соответствующего размеру подушки.
КОКЛЮШКИ
Коклюшки — деревянные палочки, более тонкие в шейке, то «есть в той части, на которую наматываются нитки (рис. 14). Верхняя утолщенная часть коклюшки называется головкой, нижняя — концом.
При плетении кружев применяются коклюшки различных размеров. Наиболее употребляемые из них:
Общая длина коклюшки 170 мм
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
Игла для накола. Напоминает по внешнему виду шило (рис. 15). Делается она из тонкой швейной иглы, которая тупым концом вставляется в круглую палочку (длина 10 — 12 см).
Игла для накола применяется при копировании — прокалывании сколков и при перекалывании сколка с технического рисунка, изготовленного на миллиметровке.
Кроме того, в процессе плетения кружев, употребляются ножницы небольшого размера и вязальный крючок, применяемый толькб-при изготовлении изделий сцепной техники плетения.
НИТКИ
Кружева и кружевные изделия выплетаются главным образом из белой хлопчатобумажной нитки с № 10 по № 80. ЛучШе брать нитку лощеную.
Кроме хлопчатобумажных для плетения кружев, применяются льняные и шелковые крученые нитки (на катушках и трубочках), как белые, так и цветные.
Выбор номера нитки зависит от назначения и размера изделия, а также от частоты накола в рисунке — сколке.
Из более тонких ниток (с № 40 по № 80) плетутся узкие и средние мерные кружева, мотивы, воротнички и другая отделка к платьям. Штучные изделия, предназначенные для убранства комнаты, — покрывала, накидки, дорожки, салфетки и другие, изготавливаются из более толстых ниток (с № 10 по № 30).
Необходимым вспомогательным материалом в кружевоплете-тении являются булавки. Они вкалываются в сколок, прикрепленный к подушке, поддерживают и закрепляют соединение нитей при плетении.
При плетении кружев можно использовать обыкновенные канцелярские булавки, но лучше, во избежание следов ржавчины на кружеве, применять медные или латунные нержавеющие булавки.
Начинающим изучать кружевоплетение достаточно иметь небольшое количество булавок — до 100 шт. (50 г). Такое количество булавок достаточно только при плетении парного кружева; при плетении более сложных изделий сцепной техники требуется большее количество булавок (100 — 200 г).
сколок
Сколок — это рабочий рисунок кружева на бумаге или картоне, на котором узор нанесен точками, наколотыми иглой (если сколок изготовлен путем пе-^ рекалывания) или точками без переколов (если сколок отпечатан типографским способом), что применяется при массовом изготовлении сколков в кружевном производстве. Картон или бумагу желательно брать голубого или зеленого цветов.
Точки на сколке определяют места вкалывания булавок. На начальной части сколка узор кружева показывается в виде чертежа, где элементы плетения обрисованы тушью или чернилами (рис. 16).
Сколок служит как бы канвой для плетения кружева. Обрисовку сколка обязательно производить тонкими линиями.
В изготовлении сколка требуется точность и аккуратность. От того, насколько аккуратно изготовлен сколок, во многом будет зависеть качество выполняемого кружева.
Прикрепление сколка. Подготовленный рабочий сколок следует плотно прикрепить булавками к подушке. Булавки вкалываются по шляпку, концы их не должны выступать над поверхностью подушки. Длина рабочего сколка составляет от 30 до 35 см.
НАМОТКА НИТОК НА КОКЛЮШКИ
При плетении кружева коклюшки употребляются только парами, поэтому число их при работе всегда будет четным, например, 2 коклюшки — 1 пара, 4 коклюшки — 2 пары, 6 коклюшек — 3 пары и т. д.
Парные кружева, в зависимости от ширины и узора, исполняются различным количеством пар,, примерно:
4) узкое — от 8 до 12 пар;о
2) среднее и широкое — -от 20 до 40 пар и более.
При исполнении изделий сцепной техники плетения требуется от 6 до 12 пар коклюшек.
При подготовке к работе нитки наматываются на коклюшки попарно, сначала на одну коклюшку, а затем, без отрыва нитки, — на другую.
Рис. 17. Намотка нитки на коклюшку: а — начало «амотки, б — окончание намотки, в — закрепление «итки на коклюшке петлей
Замотав кончик нитки на коклюшку, последнюю берут за нижнюю часть большим и указательным пальцами правой руки и придают ей вращательное движение к себе. Наматывают нитку, вращая коклюшку справа налево, обязательно в одну сторону, как можно ровнее и туже. Намотав 2 — 3 м нитки на одну коклюшку и закрепив ее петлей (рис. 17), с катушки сматывают примерно такое же количество нитки, отрывают нитку и с оторванного конца начинают намотку на вторую коклюшку, закрепляя нитку петлей (рис. 18, 19). С окончанием намотки нитка находится всегда в
Рис. 19. Процесс закрепления нитки петлей на коклюшке: (а, б, в, г указывают порядок закрепления нитки)
ней части шейки коклюшки, то есть у головки. При закреплении нитки петлей коклюшка остается в правой руке, а конец нитки в левой руке. Ниткой из левой руки накидывают петельку сверху вниз или слева направо на указательный палец левой руки и, придерживая головку коклюшки, спускают петельку, затягивая ее ниткой из левой руки.
При наматывании нескольких пар количество ниток на всех коклюшках должно быть примерно одинаковым, а также у всех коклюшек должна быть одинаковой и длина рабочей нитки при плетении кружева, равная 12 — 15 см.
Прежде чем начать изучение приемов плетения, необходимо некоторое время уделить тренировке в намотке ниток на коклюшки и умению правильно делать закрепительную петлю так, чтобы во время работы нитка свободно сходила — отвивалась с коклюшки (рис. 19).
Глава 2
ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ПЛЕТЕНИЯ И ЭЛЕМЕНТЫ КРУЖЕВА
Приемы плетения кружев основаны на переборе — перекладывании в определенном порядке коклюшек с намотанными на них нитками.
При работе коклюшки держат за середину их нижней части, не касаясь пальцами ниток.
Плетение производится одновременно двумя парами коклюшек, из которых одна пара находится в правой, а другая — в левой руке. Коклюшки навешиваются парами на булавки, вколотые в сколок, прикрепленный к подушке.
Простейшие операции соединения ниток, на которых основан весь сложный процесс кружевоплетения, носят следующие названия: «перевить» и «сплести».
Перевить — это значит перекинуть или переложить правую коклюшку через левую, что делается движением одной руки (правой или левой) с помощью большого пальца той же руки. В зависимости от рисунка кружева перевив делают от одного до трех и более раз (рис. 20).
Сплести — это значит внутреннюю коклюшку правой руки подкинуть или подложить под внутреннюю коклюшку левой руки, то есть две внутренние коклюшки из разных пар поменять местами, но обязательно правую под левую, а не наоборот (рис. 21).
Переплетение «перевить» и «сплести» один раз называется в ползаплета (рис. 21,в). Повторив это переплетение еще раз, получают переплетение «в полный заплет» (рис. 21,г). Переплетение в ползаплета в некоторых районах называют также «сплести один раз», а переплетение в полный заплет «сплести два раза».
При плетении кружев требуется большая аккуратность и осторожность. Коклюшки при работе нужно постоянно выравнивать и утягивать, но не слишком сильно, во избежание обрывов ниток.
KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
|