НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»


Краткая история развития подводных лодок и живучести корабля. Молявицкий А. И. — 1950 г.

А. И. Молявицкий

Краткая история развития подводных лодок
и живучести корабля

*** 1950 ***


DjVu


 

PEKЛAMA

Услада для слуха, пища для ума, радость для души. Надёжный запас в офф-лайне, который не помешает. Заказать 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Ознакомьтесь подробнее >>>>


      ОГЛАВЛЕНИЕ
     
      От автора
      Глава I. Подводные лодки XVI — XVIII столетий
      § 1. Появление первых подводвых лодок 5
      § 2. Элементы живучести подводвых лодок XVIII столетия
     
      Глава II. Подводные лодки XIX столетия
      § 3. Развитие подводных лодок з XIX столетии
      § 4. Элементы живучести подводных лодок XIX столетия 22
     
      Глава III. Развитие подводных лодок в XX столетии до начала первой мировой войны 1914 г.
      § 5. Развитие подводных лодок в России до начала первой мировой войны 1914 — 1918 гг. 25
      § 6. Раззитие подводных лодок до начала первой мировой войны 1914 года в иностранных флотах
      § 7. Живучесть подводных лодок до начала первой мировой войны 1914 — 1918 гг. 40
     
      Глава IV. Развитие подводных лодок в период первой мировой войны 1914 — 1918 гг.
      § 8. Развитие подводных лодок в период первой мировой войны в России
      § 9. Раззитие подводных лодок в период первой мировой войны 1914 — 1918 гг. в иностранных флотах
      § 10. Живучесть подводных лодок пёонода первой мировой войн 1914-1918 гг.
      § 11. Усиление элементов живучести
     
      Глава V.Советские подводные лодки в первые годы после победы Великой Октябрьской социалистической революции
      § 12. Подводные лодки в период гражданский войны
     
      Глава VI. Развитие подводных лодок до начала второй мировой войны 1939 — 1945 гг.
      § 13. Подводные лодки СССР в период до начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
      § 14. Подводные лодки иностранных флотов в период до начала второй мировой войны 1939 — 1945 гг.
      § 15. Элементы живучести подводных лодок в период до начала второй мировой войны 1939 — 1945 гг.
     
      Глава VII. Подводные лодки СССР в период Великой Отечественной и второй мировой войн
      § 16. Подводные лодки СССР в период Великой Отечественной войны 70
      § 17. Развитие подводных лодок о период второй мировой войны
      § 18. Причины гибели подводных лодок в период второй мировой войны 81

     

      ОТ АВТОРА
      Предлагаемое учебное пособие излагает краткую историю развития подводных лодок и их живучести от создания первой в мире подводной лодки, построенной для военных целей, до наших дней. Оно не претендует на полноту рассмотрения данного вопроса и затрагивает только основные моменты в развитии подводных лодок и элементов их живучести.
      Пособие рассчитано на курсантов Высшего Военно-Морского Инженерного ордена Ленина Училища им. Дзержинского для облегчения прохождения курса «живучесть корабля». Настоящая книга может быть использована и офицерским составом ВМС для расширения их кругозора в изучении вопросов истории развития живучести кораблей.
      Приношу свою глубокую благодарность тт. Трусову Григорию Мартыновичу за консультацию по вопросам истории подводных лодок, предоставление иллюстративного материала и редактирование и Барсукову Александру Петровичу за помощь при написании данной книги.
      Автор
     
      ГЛАВА I
      ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ XVI — XVIII СТОЛЕТИЯ
     
      § 1. Появление первых подводных лодок
      Возможность преодолевать водные пространства с целью нападения на противника или защиты on его нападении интересовала древние народы. В этом отношении особый интерес представляют сведения, относящиеся к истории восточных славян — антов.
      Уже в IV веке анты известны в мировой истории как воинственный, храбрый н свободолюбивый народ.
      Византийский историк Маврикий, давая антам высокую оценку как воинам, пишет: «...опытны они также в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно они выдерживают пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные большие выдолбленные камыши...»
      Запорожские казаки, унаследовав от древних славян их искусство во всевозможных ремеслах, переняли у них и успешно применяли массовое хождение под водой, используя для дыхания трубки тростника, незначительно выдвинув конец трубки из-под води. Таким образом, имея возможность внезапно появиться из-под воды они наводили панический страх на своих противников.
      С запорожскими казаками связано упоминание о подводных лодках, относящееся к середине XVI столетия. До наших дней дошли сведения, что запорожские казаки в своих набегах пользовались «подводными пирогами». Конструктивное выполнение «подводных пирог» осталось неизвестным.
      Об изобретении запорожцами «подводных пирог» знали иностранцы. Этот факт, относящийся к XVI веку, подтверждается в очерках французского историка капитана Монжери и монаха Фурнье.
      Достоверные сведения о постройке в России первой подводной лодки для военных целей относятся к началу XVIII века, эпохе Петра I. Это свидетельствует о том, что именно русским людям принадлежат основные идеи, воплощенные в современных подводных лодках военно-морского флота.
      Конец XVII и первая четверть XVIII века характеризуются великими делами русского народа. Петр I, используя развивавшуюся до него промышленность, поставил перед страной грандиозные, по тому времени, задачи в области экономики и культуры страны. Войны, которые велись при Петре I с Швецией и восточными странами, требовали развития экономики страны, в первую очередь, разрешения задач снабжения армии и флота.
      Сильнейшую шведскую армию того времени победил не только русский солдат, руководимый Петром I, но и русская металлургия, русские пушки и ружья, русские корабли. Русская техника одержала великую победу над шведами.
      К началу XVIII века выплавка чугуна в России достигала 150 тыс. пудов в год. Это была большая цифра, но она примерно в пять раз уступала количеству выплавки чугуна в Англии. В 1720 году русские доменные печи выплавили уже 730 тыс. пудов чугуна, а в 1721 году — 1.165 тыс. пудов. Выплавка чугуна в России возросла к этому времени на 77%. Англия оказалась позади, не говоря уже о Франции, Германии и США, далеко отстававших от Англии. В 1800 году в России выплавляли У млн. 971 тыс. пудов чугуна.
      Рост выплавки металла помог России осуществить огромное, по тому времени, строительство новых промышленных предприятий. К концу жизни Петра I оно развернулось, достигнув 233, а к концу XVIII века — свыше 3100 промышленных единиц, не считая горных заводов. Сильно развилось производство оружейных заводов, прядильная и кожеобрабатывающая мануфактуры и пр. Этот успех был достигнут на основе применения тяжелого подневольного труда пожизненно закрепощенных за производством крестьян. При Петре I Россия значительно продвинулась вперед, но оставалась страной, где все держалось на крепостном угнетении. Петр I сделал очень много для возвышения класса помещиков и развития нарождающегося купеческого класса, для создания и укрепления национального государства помещиков и торговцев.
      Допуская на русскую службу иностранных специалистов, Петр I одновременно не закрывал возможности для развития творческих способностей русского парода. Поэтому не случайно при Петре I выдвинулись русские мастера, далеко опередившие иностранцев во многих отраслях техники того времени. Так обстояло и с изобретением первой в мире подводной лодки для военных целей.
      Иностранная пресса приписывала появление первой подводной лодки как оружия американцу Бюшнелю. Это не соответствует действительности и искажает исторические факты.
      Еше за 56 лет до Бюшнеля на имя Петра I в 1718 году поступило «доношение» крепостного крестьянина подмосковного села Покровского Ефима Никонова. Он писал, что может сделать боевое «потаенное» судно, которое будет в состояния подходить к вражеским кораблям «под самое дно» и разбивать «хотя б 10 или 12 фрегатов».
      Петр I, придав этому проекту особо важное значение, приказал Е. Никонову сначала изготовить модель предложенною судна и, в случае удачных опытов с ней, построить «огненное потаенное» судно».
      Е. Никонов проявлял большую энергию в строительстве своего судна.
      В архивах сохранилась различного характера переписка Е. Никонова, в том числе «доиошения» в Адмиралтейскую контору оберсорваеру Головнину, занимавшемуся отпуском строительных материалов для кораблей. Е. Никонов жаловался на несвоевременную доставку необходимых ему строительных материалов.
      Модель «потаенного судна» была построена и испытана, она показала удовлетворительные результаты. После этого, в 1724 году была построена первая русская подводная лодка специально для боевых целей. Во время ее спуска на воду от удара о грунт деревянное днище лодки получило пробоину. Она стала тонуть и ее вытащили на берег. Е. Никонов, поощряемый Петром I, принялся за исправление своей подводной лодки и она была подготовлена к испытанию. Однако смерть Петра I (1725 г.) помешала изобретателю завершить свою работу. Лодкой перестали интересоваться; она была вскоре забыта. Ее долго хранили в амбаре «от чужого глазу», пока она не пришла в ветхость.
      К сожалению, у нас не сохранилось детального описания подводной лодки, изобретенной Е. Никоновым. Известно только, что это была подводная лодка небольших размеров с деревянным корпусом; она могла погружаться и всплывать, передвигайся в подводном положении и подходить к кораблям противника незамеченной. Для поражения вражеских кораблей лодка имела огнеметное вооружение.
      Таким образом, приоритет в создании первой подводной лодки военного значения принадлежит русскому человеку Ефиму Никонову, а не американцу Бюшнелю, как это пытаются утверждать многие иностранные авторы.
      Многочисленные иностранцы, привлеченные Петром I в Россию — немцы, англичане, французы, итальянцы, голландцы и прочие, ревностно следили за развитием русской технической мысли, н в особенности, за кораблестроением, бурно развивавшимся при Петре I.
      Вслед за постройкой а России подводной лодки Е. Никонова неоднократно появлялись проекты подводных лодок во многих странах. Большинство этих проектов преследовало коммерческие цели или только осуществление возможности погружения и передвижения под водой.
      В Англин проекты подводных лодок» принадлежат Симонсу, плотнику по профессии (1747 г.) и механику Дею (1763 г.). Подводная лодка Симонса имела деревянный корпус, обтянутый промасленной кожей. Движителями служили весла! Лодка погружалась в воду посредством кожаных мехов, приделанных к отверстиям в днище лодки, через которые они заполнялись водой (рис. I). Никакого вооружения подводная лодка не имела.
      Небольшая подводная лодка Дея при погружении в Плимутском заливе потерпела аварию и затонула вместе со своим изобретателем.
      Рис. I. Подводная лодка Симонса (1747 г.).
      Обе подводные лодки, как и подобные им, появившиеся впоследствии, были настолько несовершенны, что не могли иметь военного применения.
      Много лет человечество искало средств, с помощью которых можно было бы нанести поражение более сильному противнику. В условиях моря таким средством мог быть корабль, способный нанести врагу удар внезапно и невидимо.
      Обеспечить эти требования могла подводная лодка. Она была невидимой с поверхности моря; установить ее местонахождение оказывалось в те времена невозможно. Этим объясняется стремление и интерес к такому роду оружия изобретателен большинства стран.
      Война за независимость Северной Америки против Англии (1774 — 1783 гг.) заставила северо-амернканцев искать средства борьбы с более сильным и превосходящим количественно флотом Англии.
      В 1775 году американец Бюшнель построил свою подводную лодку «Тартю» («Черепаха»). Бюшнелю были известны проекты подводных лодок других стран. Он даже предпринимал поездку во Францию для ознакомления с тем, что до него было сделано в области подводного плавания.
      Корпус подводной лодки Бюшнеля «Черепаха» состоял из двух медных половин, подобных спинным щитам черепахи. В верхней части корпуса была устроена смотровая башня с иллюминаторами и входным люком. Погружение достигалось путем принятия воды в снстерну, расположенную в нижней части корпуса, а всплытие — путем откачки воды из этих цистерн ручным насосом. Лодка приводилась в движение веслами (рис. 2). Она вмещала только одного человека и в погруженном состоянии могла находиться всего полчаса. Лодка Бюшнеля проектировалась для военных целей; она была вооружена миной в виде яйцеобразного сосуда с порохом и запалом, приводящимся в действие от часового механизма.
      Рис. 2. Подводная лодка Бюшнеля (1776 г.).
      При подходе лодки под днище неприятельского корабля мина отдавалась изнутри лодки, должна была всплыть под днище корабля и через полчаса взорваться.
      Американцы делали попытки использовать «Черепаху» против английских кораблей, блокировавших Нью-Йорк. В 1777 году, при одной из попыток приблизиться к неприятельскому кораблю, лодка была обнаружена англичанами и утоплена артиллерийским огнем вместе с буксиром.
      В дальнейшем развитии подводного плавания за границей достойна упоминания подводная лодка, изобретенная Фультоном.
      В 1797 году американским инженер Фультон, живший во Франции, предложил французской Директории построить подводную лодку для борьбы Ь английским флотом, но его предложение не было принято морским министерством, хотя проект и получил одобрительную оценку комиссии. Консервативное французское высшее командование, привыкшее видеть разрешение воины на море в сражениях парусиых линейных флотов, отказалось применить новое оружие.
      В 1800 году Фультон предложил свой проект первому консулу Франции Бонапарту, который поддержал Фультона и распорядился об отпуске необходимых средств для постройки лодки. В 1S01 году лодка была построена и получила название «Наутилус». Корпус ее имел форму удлиненного эллипса, сделанного из меди, длиной 6,5 м, диаметром 2 м; глубина погружения лодки достигала 7 м. Для движения в надводном положении она имела паруса, складывавшиеся при погружении. В подводном положении лодка передвигалась посредством гребного вита и управлялась ь вертикальной плоскости горизонтальными рулями Лодка могла находиться под водой 4 часа. Гребной вннг и рули, вершкальнмн н горизонтальные, приводились в движение вручную изнутри лодки. Оружием лодки служила мина, подводившаяся пид днище атакуемого корабля. Лодка Фультона прошла удачные испытании в Бресте в 1801 году.
      Однако, как и прежде, французское морское министерство дало отрицательный отзыв о применении и войне на море подводной лодки, н Наполеон отказал Фулыону в дальнейшем содействии.
     
      § 2. Элементы живучести подводных лодок XVIII столетия
      Подводные лодки XVIII столетни не были подводными лодкалш б современном понимании: они представляли собой погружаю
      щнеся в воду лодки, оставляющие па поверхности плоскую палубу или, в лучшем случае, башню для рулевого, обязанности которого большей частью выполнял сам командир. Подводные лодки того времени были столь несовершенными, что представляли определенную опасность для экипажа. Они имели слабый корпус, кое-как при помошн мускульной силы могли погружаться и медленно передвигались под водой; запас воздуха для обеспечения дыхания людей под водой был незначителен.
      Такая деревянная гребная подводная лодка, с применением человеческой мускульной силы для движения, была вовсе не мореходкой и могла действовать только в непосредственной близости от своих берегов Естественно, ее нельзя было противопоставить могущественным, для того времени, мореходным парусным линейным кораблям, ведущим морские сражения преимущественно в открытом море.
      О ненадежности устройства подводных лодок того периода, в первую очередь их корпуса, свидетельствуют имевшие место сварим: первая в мире подводная лодка, построенная в России Ефимом Никоновым, во время спуска, как указывалось, ударилась своим деревянным» корпусом о грунт, дала течь, стала тонуть и ее выташилн на берег.
      В 1774 году погибла подводная лодка английского изобретателя Дея. Это было небольшое деревянное подводное судно длиной 3,6 м, шириной 2,7 м и высотой 2,4 м. По данным английского ежегодника, катастрофа произошла во вторник, о 14 часов 28 нюня 1774 года. В этот день изобретатель совершил в своей подводной лодке необдуманное погружение на глубину 46 метров в Плимутском заливе. Слабый деревянный корпус не выдержал чрезмерного давления забортной воды, и лодка погибла вместе с изобретателем. Это был первым изобретатель, погибший при опытах на подводной лодке.
      Из приведенных примеров видно, что подводные лодки XVIII века терпели аварии главным образом по причине слабости корпуса. Только подводная лодка Бюшнсля «Черепаха» погибла от артиллерийского огня при попытке использовать свое оружие против кораблей противника. Это была первая подводная лодка, погибшая при выполнении боевого задания.
      Аварии подводных лодок заставляли их конструкторов принимать меры безопасности погружения на большие глубины. Ми подводных лодках XVIII века появляются некоторые средства обеспечения их живучести. К мим средствам можно отнести следующие устройства:
      1) специальные откидные грузы (балласт), отдающиеся изнутри лодки по желанию личного состава с целью придания пловучесги в случае аварии;
      2) ручные, хоть и очень слабые, водяные насосы дли откачки воды, попавшей внутрь подводной лодки.
      Изобретатели работают над укреплением корпусов, улучшением системы погружения и всплытия. Ставятся вопросы изыскания возможности очищения воздуха внутри лодки с цеию увеличения времени пребывания людей под водой.
     
      ГЛАВА II ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ XIX СТОЛЕТИЯ
     
      § 3. Развитие подводных лодок в XIX столетии
      XIX столетие знаменуется развитием-машиностроительной промышленности, механизации транспорта, ростом индустрии.
      Новые открытия в области техники, появившиеся на базе достижений металлургической промышленности — замена древесного угля каменным, начало применения жидкого топлива, усовершенствование паровых машин, открытия в области использования электроэнергии, усовершенствование оружия — создали предпосылки для развития военного кораблестроения.
      К шестидесятым годам XIX столетня паровые суда вытесняют парусные суда. На базе развития металлургической промышленности совершается замена деревянного судостроения стальным.
      Появление броненосных паровых кораблей приводит, в свою очередь, к поискам новых средств борьбы с ними, к новым изобретениям в области подводного плавания.
      Царская Россия позже других стран вступила на путь капиталистического развития. До 60-х годов XIX столетня в России существовало крепостное право. Подневольный труд давал низкую производительность в сельском хозяйстве и промышленности. Весь ход экономического развития вел к уничтожению крепостного права.
      Царское правительство, ослабленное поражением в результате Крымской войны и запуганное крестьянскими бунтами против помещиков, в 1861 году оказалось вынужденным отменить крепостное право.
      После отмены крепостного права развитие промышленного капитализма в нашей стране пошло довольно быстро. Но все же Россия была страной аграрной, в экономическом отношении отсталой.
      С отменой крепостного права раскрылись природные таланты русского народа. Они дали миру замечательных ученых и нзобре-питателей. Развитие машиностроительной промышленности, достижения в области усовершенствования паровой машины, применение электрической энергии создали предпосылки для развития подводных лодок, в особенности, в конце XIX столетня. Русскими конструкторами и изобретателями было предложено много проокгои, которые двинули технику подводных лодок далеко вперед.
      В 1829 году русский изобретатель Казимир ЧерноиекиП, находясь в заточении в Петропавловской, а затем Шлнссельбургскэм крепостях, предложил Николаю I проект своей подводной лодки. По заключению экспертов того времени проект К. Черновского представлял большой интерес (рис. 3). Узник-изобретатель, совершенствуй свой проект, предугадал ряд положений, нашедших воплощение в современных подводных лодках. Он указывал, например, что намлучшеи формой лодки дли плавания под водой следует считать цилиндр с усеченными конусами на концах. К. Черковским было предложено маскировочное окрашивание подводных лодок. Он считал, что наружную поверхность корпуса подводной лодки следует окрашивать темной или черной краской, чтобы при погружении лодка лучше сливалась с черным фоном моря и, следовательно, была менее заметной.
      В 1834 году, по проекту русского изобретателя инженера генерал-адъютанта К. А. Шильдера, на Александровском литейном заводе в Петербурге была построена подводная лодка, которая успешно прошла испытания, но была забракована по причине малой скорости хода (рис. 4). На подводной лодке Шильдера было впервые применено ракетное оружие. Следует отметить, что современная военная техника не решила еще полностью задачи подобного вооружения подводных лодок. Известно, что немцы готовили в конце второй мировой войны применение ракетного оружия типа «Фау» для обстрела побережья США с подводных лодок, но не успели этого осуществить. Подводная лодка Шильдера имела примитивный оптический прибор для наблюдения за горизонтом при подводном положении и трубу вентиляции для освежения воздуха в лодке в подводном положении.
      Подводная лодка Шнльдера (прототип современных так называемых «карликовых» подводных лодок) перевозилась к месту использования на специальном понтоне, который служил ей своеобразной маткой и имел, как и сама лодка, ракетное вооружение.
      Крымская война 1854—56 гг., сопровождавшаяся блокадными операциями неприятельского флота у Севастополя и деятельностью англичан у русских берегов в Финском заливе, способствовала развитию подводных лодок в России, несмотря на отсутствие поощрения их изобретателен со стороны морского ведомства.
      В 1856 году на рассмотрение Морского Ученого Комитета поступил проект подводной лодки, составитель которого скрывался за инициалами Г. Г. Длина лодки проектировалась 15 лг, ширина и высота — 1,6 м. Движителем подводного хода служил гребной винт, а над водой лодка могла двигаться под парусами и веслами. Проект оказался не разработанным в достаточной мере и поэтому был только принят к сведению. Автор проекта Г. Г. первым в мири предложил средство подводной сигнализации для управления подводной лодкой в подводном положении.
      В следующем, 1857 году рассматривался проект русского механика Н. Спиридонова. Автором проекта была предложена подводная лодка со стальным корпусом на 60 человек команды, вооруженная пятнадцатью пушками разного калибра особой конструкции. Движителем служил четырехлопастной винт, получавший вращение через зубчатую передачу от воздушной машины, изобретенной самим Н. Спиридоновым. Погружение производилось принятием водяного балласта в систерны; управлялась лодка в вертикальной плоскости горизонтальными рулями. Проект Спиридонова не был принят вследствие чрезвычайной сложности использования пушек. Через некоторое время Спиридонов предложил другой проект подводной лодки с воздушной машиной. В нём была разработана система подачи сжатого воздуха посредством гибких шлангов внутрь подводной лодки извне для приведения в действие воздушной машины и на случай аварии. Система подачи воздуха в подводную лодку извне впоследствии была использована многими конструкторами подводных лодок в случаях аварии лодок пол водой и является неотъемлемой системой на современных подводных лодках.
      В 1863 голу в России в историю развития подводных лодок была вписана замечательная страница.
      Неизвестный до того в техническом мире русский художник фотограф Иван Федорович Александровский представил в Морское министерство проект огромной, по тому времени, подводной лодки (рис. 5, G и 7). Александровский использовал последние достижениятехники того времени. Его лодка имела водоизмещение около 355 т. длину 33 м. ширину около 4 м и высоту 3.6 м. Двн 1зт»лем служила машина, работающая сжатым воздухом, запас которого, при давлении в 100 am, был около 6,0 л5. Лодка свободно погружалась, всплывала и легко маневрировала под водой. Это была самая большая подводная лодка в мире, в которой в качестве двигателя применялась машина, а не труд человека, как, например, на американской подводной лодке того времени «Давид».
      Погружение подводной лодки Александровского достигалось приемом воды в балластные систерны. При всплытии воду из систерн продували сжатым воздухом. Сжатый воздух использовался также для продувания балластных систерн в случае аварии. Таким образом, Александровский первый использовал сжатый воздух для обеспечения живучести подводной лодки.


      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru