На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Поют жаворонки (пьеса для самодеятельного театра). Крапива К. — 1951 г

Кондрат Крапива

Перевод с белорусского
В. Баскиной и Г. Осипова

Поют жаворонки

Комедия в 4 действиях, 5 картинах
Вариант для самодеятельного театра

*** 1951 ***


DjVu


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..



      РЕЖИССЕРСКИЕ ПРИМЕЧАНИЯ К ПЬЕСЕ К. КРАПИВЫ «ПОЮТ ЖАВОРОНКИ»
     
      I. Идейный смысл пьесы
      «Поют жаворонки» — пьеса об укреплении общественного колхозного хозяйства, о борьбе за коммунизм, идущей в колхозной деревне наших дней.
      Колхозы «Новая нива» и «Светлый путь» ведут свои хозяйства разными путями Какой из эгих путей вернее, какой из колхозов
      лучше, — вот главная тема пьесы. Ее идейный смысл в том, что
      она показывает, как решается спорт двух председателей колхозов. Укрепление общественного хозяйства — основа зажиточной жизни колхозников, так отвечает пьеса на этот спор.
      Уже в самом названии «Поют жаворонки» заключен светлый и радостный образ, придающий пьесе оптимистическое звучание.
     
      II. Образы
      Пытлева ны й. Двадцать лет руководит колхозом «Новая нива» Макар Пилиппович Пытлеваный Он — один из зачинателей колхозной жизни. Близки и дороги ему интересы родного колхоза. «Горячий он у нас — беда. Особенно, если про колхоз кто не так скажет». — говорит о нем его бригадир Микола Верас. Пытлеваный — хороший, рачительный хозяин, положивший много туда, чтобы поднять колхоз в послевоенные годы. Он первый освоил довоенную посевную площадь, первый добился хорошего урожая. Колхоз вышел на одно из первых мест. О нем появилась статья в газете. Эти первые успехи и вскружили голову Пытлеваному. Властный по натуре, он перестал прислушиваться к голосу колхозников.
      Пытлеваного вовремя не поправили. Упоенный своими успехами, он стал постепенно отставать от жизни. У него родилось пренебрежительное отношение к науке. Но самое главное в том, что он стал забывать об основном принципе колхозной жизни — о правильном сочетании личных и общественных интересов колхозников. Более того, — он начинает противопоставлять их личные интересы общественным. В погоне за «богатым трудоднем» Пытлеваный наносит ущерб общественному хозяйству колхоза. Он не понимает, что эта его «политика», в корне порочная, приведет его колхоз к неизбежному отставанию.
      Исполнителя роли надо предупредить, что самодовольство Пытлеваного, его нежелание прислушиваться к критике — лишь временное явление. Макар Пилиппович — цельная и сильная натура Он прошел большую жизненную школу, до конца предан делу партии и когда ему помогают осознать его ошибки, он находи г в себе силы признать их и честно обещает выправить их. Мы до конца верим этому честному человеку. Поэтому перед исполнителем стоит задача создать образ Пытлеваного в движении, в развитии, без ненужного сгущения красок, подчеркивания отрицательных черт этого характера.
      Тумилович. В конфликте с Пытлеваным основная роль принадлежит председателю колхоза «Светлый путь» Тумиловичу. На первый взгляд может показаться, что этот образ выписан дра; матургом несколько скупее, чем образ Пытлеваного. Но в действительности это не так.
      Тумилович скромен и сдержан, когда дело касается лично его. Но когда заходит речь о принципиальных вопросах колхозной жизни, он с большевистской прямотой и страстностью защищает свои позиции. Все свое внимание, в отличие от Пытлеваного, он направляет на развитие общественного хозяйства, справедливо полагая, что в зажиточном колхозе и у колхозников будет зажиточная жизнь. Тумилович прекрасно понимает, что Пытлеваный совершает грубейшую ошибку, противопоставляя личные интересы колхозников общественным. Тумилович решительно, по-партийному поднимает вопрос о методах, которыми руководствуется в своей работе Пытлеваный, перед областным комитетом партии. Целеустремленность Тумиловича, его дальновидность, глубокая убежденность в правильности избранного им пути, его кровная заинтересованность в успехах колхозного строительства — все это прекрасные черты колхозного вожака, дающие исполнителю возможность создать цельный и глубокий характер.
      В образе Тумиловича воплощены лучшие черты советского человека, коммуниста, умеющего государственно мыслить.
      Авдотья Захаровна. Это — любящая мать, передовой человек в колхозе, радостно принимающий все молодое, новое. На примере этой простой советской женщины ярко видно, какой путь прошла простая крестьянка в нашей стране. В каждой сцене, в каждой реплике Авдотьи Захаровны раскрывается прекрасный образ активной участницы колхозной жизни. С гордостью говорит сна об уважении, которое она завоевала в колхозе своим трудом. Проникновенно звучит ее монолог в последнем акте, где она прославляет труд, ставший у нас делом чести, доблести и геройства. Подлинно по-советски решает она спор о том, где жить молодым. Перед исполнительницей роли стоит задача создать образ, проникнутый большой теплотой, глубоким материнским чувством и преданностью колхозному делу.
      Настя. Достойную дочь вырастила Авдотья Захаровна. Настя Вербицкая, колхозный агротехник — верная ученица и последовательница большевика Тумиловича. Горячая патриотка, она подчиняет интересам государства, интересам колхоза каждый свой посту-юк. В этом радость и смысл ее жизни, в этом существо ее характера. И хотя автор не раскрывает нам ее биографии, она ясна нам, как ясен светлый путь девушек всей нашей колхозной деревни.
      Несмотря на горячие чувства к Миколе, она непримиримо выступает против него, когда начинает понимать, что любимый человек згбыл or самом дорогом и важном — об интересах колхоза, о благе Родины. Мягкая любящая девушка находит в себе силы пойти против любимого человека, ибо понимает, что «операция» пойдет ему на пользу.
      Исполнительница роли должна понять, что Настя борется не только и не столько за свою личную судьбу. Сознавая себя свободным и равноправным человеком, исполненная чувства собственного достоинства, Настя борется за Миколу, потому что хочет отстоять свою веру в него, вернуть его на правильный путь. Во всем облике этой девушки должна ощущаться сдержанность, скромность, мягкость. Но эти черты соединяются в ней с непримиримостью к недостаткам.
      Микола Верас. Прямой и честный коммунист, бригадир «Новой нивы»,, Микола Верас — под стать Насте. Он разделяет ее мечты и убеждения. Но в то же время он находится под сильным влиянием Пытлеваного, позволил втянуть себя в явно сомнительную историю и тем самым оказывается скомпрометированным не менее, чем председатель колхоза. Но уже во второй картине он протестует против неправильного представления его к награде. Его мучит совесть. Он находит в себе силы мужественно признаться в своей ошибке на совещании в обкоме партии, честно выполняя свой партийный долг. Исполнителю надо вскрыть ту внутреннюю борьбу, которая происходит в Миколе, показать, как он постепенно освобождается от чуждого влияния и вновь становится тем самым Миколой Верасом, который столько мечтал с Настей о будущей жизни. Особое внимание следует обратить на линию любви молодых героев пьесы: зрителю должна быть ясна вся сила этого чистого взаимного чувства.
      Паланевич. Образ секретаря обкома партии Тимофея Петровича Паланевича — один из наиболее ответственных образов пьесы. В нем воплощены подлинные черты партийного руководителя, умение правильно вскрыть политическую сущность жизненных явлений, увидеть в них всё передовое, прогрессивное и отмести всё старое, отживающее и негодное. От сценического воплощения образа секретаря обкома партии во многом зависит верное решение спектакля.
      Картина третья, в которой решается основной конфликт пьесы, — наиболее важная и ответственная. Исполнителю роли Паланевича следует обратить внимание на то, что большую часть картины секретарь обкома внимательно слушает выступления присутствующих, лишь короткими репликами направляя их высказывания но нужному руслу. Если исполнитель поймет, как Паланевич слушает выступающих как стремится проникнуть в суть дела, то это подскажет путь, по которому должно пойти создание этого образа. Выводы, которые делает Паланевич, самая манера его речи, не должны носить характер поучения Шаг за шагом, просто и логично раскрывает он подлинный смысл происходящего, с большевистской непримиримостью указывает на ошибки Пытлеваного ч руководителей земельного отдела. Он искренне волнуется, когда Пытлеваный упорствует, не желая понять, в чем суть его ошибок. Он радуется и любуется Тумиловичем, его большевистской прямотой и принципиальностью. Его волнует и судьба молодых людей Все поведение Паланевича говорит о том, что он настоящий пар-тайный деятель, умеющий воспитывать людей, находить дорогу к их сердцу.
      Павлина Бохан. Она принадлежит к тем людям, о которых говорят, что они за словом в карман не полезут. Павлина и поработать может по-стахановски, и на гулянье первая. В прошлом партизанка, она со всей страстью своей кипучей натуры отстаивает интересы своего колхоза. С такой же энергией и задором, как молодежь, борется она за рост общественного хозяйства колхоза, за культурную жизнь. Яркая черта ее характера — трогательное участие в судьбе молодых, стремление к счастливой развязке.
      Исполнительнице не следует увлекаться обыгрыванием смешных мест в роли.- Особенно нужно избегать всякого нажима и увлечения внешними деталями. Роль нужно играть мягко, стремясь вскрыть внутреннюю сущность образа. Особенно важно найти верную тональность в ее отношении к Пытлеваному: столкновение с ним нельзя трактовать грубо, чтобы оно не звучало, как ссора. Павлина относится к нему с тонкой иронией и мягким юмором.
      Сымон Верас. Старому Bepacv, который любого коня может укротить, но с людьми обращается по-людски, трудно выговорить незнакомое слово «Афродита». Но он любит и в клубе посидеть, и радио послушать. И он тянется к культуре. Уже одного этого достаточно, чтобы разбудить актерскую фантазию и создать правдивый образ старого, преданного делу колхозника, близко принимающего к сердцу все, что происходит в его родном колхозе. Немного суровый, но всегда благожелательный к людям, он трогательно гордится своим сыном, тепло встречает свою будущую невестку и искрение радуется, когда все кончается благополучно.
      Здоровеня. Цифры, с которыми имеет дело бухгалтер Здоровеня, не заслонили перед ним живой жизни. Именно по ним, по этим сухим цифрам, колхозный бухгалтер обнаруживает недостатки хозяйствования Пытлеваного. Коммунист, он всем своим поведением показывает, что и на своем скромном посту он выполняет честно свой партийный долг. Исполнителю нужно суметь донести до зрителя страстную убежденность Здоровени в своей правоте. Его сцена с Пытлеваным во второй картине, его поведение на совещании в обкоме партии говорят о том, что это — принципиальный человек, настоящий коммунист, умеющий непримиримо относиться к недостаткам и честно вскрывать их.
      Роман, Лида. Лучший шофер «лучшего колхоза» Роман, откровенно признающийся, что он «задается», подруга Насти Лида станут из эпизодических персонажей яркими, полнокровными образами, если исполнители дополнят их своими жизненными наблюдениями, внимательно и любовно отнесутся к их сценическому воплощению. По объему материал ролей этих невелик, но они очень важны для идейно-художественной целостности спектакля.
     
      III. Развитие действия
      Первый акт. Залитая радостными лучами весеннего солнца комната в доме Вербицких, царящий здесь порядок, чистота и уют — все это и без слов говорит о том, что хозяева живут в достатке. Такие детали, как этажерка с книгами, радиоприемник, хорошая мебель, картины на стенах, свидетельствуют о культурных запросах обитателей этого дома.
      Не. случайно начинает Авдотья Захаровна разговор о выходном дне. Дело вовсе не в том, что сна хочет отговорить Настю от работы в выходной день. Это лишь наивная материнская хитрость. Авдотье Захаровне хочется услышать от дочери подтверждение тому, что ей .стало известно от председателя колхоза. И вот она начинает разговор издалека. Но Настя так правдиво притворяется, что мать даже немного обижается Это трогает девушку, и она не без смущения открывает матери свою тайну. Растроганно принимает Авдотья признание дочери. В этой мягкой лирической сцене звучат и любовь и взаимное доверие. Прерывается эта сцена вадорной песней девушек за окном. Настя продолжает собираться. Угощение блинами не должно превращаться в самодовлеющую игру — это проходит между делом.
      Неожиданно замечает Павлина через окно приближающихся гостей. Никто этому не придает пока никакого значения. И только смущение Насти выдает ее.
      События нарастают и придают действию стремительность. Вот-вот должны войти гости, раздумывать уже некогда, и Павлина берет на себя команду. Все должно идти в быстром ритме. Тогда будет оправдано, что гости застают Настю с топором в руках.
      Неторопливо, с сознанием собственного достоинства, входят сват и жених в сопровождении Тумиловича. Сцена знакомства идет в несколько приподнятом тоне, приветливо и спокойно. О сватовстве прямо никто не говорит, как это обыкновенно и принято. Но всех охватывает волнение. Сват и жених абсолютно уверены в своем успехе. Пытлеваный с удовольствием выполняет свою роль свата, выдерживая ее в традиционной форме. Но молодым от этого н смешно и неловко. Им хочется поговорить друг с другом, но Макар Пилиппович строго поглядывает на Миколу — все должно идти строго по правилам сватовства. Наконец, согласие матери получено. Теперь дело за согласием невесты. Тут сват уже не сомневается. Чем больше это будет подчеркнуто характером всей сцены, поведением всех действующих лиц, тем неожиданнее прозвучат слова Насги о том, что молодые не договорились еше, в каком колхозе они будут жить.
      Здесь начинается новая сцена. Слова Насти в первый момент воспринимаются Пытлеваным, как пустяковое препятствие, которое без труда будет тут же преодолено. Отсюда — его предложение забрать в свой колхоз и Авдотью Захаровну. Однако дело обора чивается иначе: сват получает решительный отпор.
      Настя спокойно объясняет свою позицию. Пытлеваный пытается обратить это в шутку. Но девушка непреклонна. Пытлеваный, раздосадованный неожиданным осложнением, начинает нервничать.
      Мысль Миколы приходится ему по сердцу. Действительно, кто может сравниться с его лучшим колхозом. Предложение сравнить колхозы его не смущает — он абсолютно уверен в своем превосходстве, в силе своих «козырей».
      Следующая сцена строится на различном отношении действующих лиц к предмету спора. Если Пытлеваный, уверенный в превосходстве своего колхоза, готов уже торжествовать победу, то Тумилович, Настя и Авдотья Захаровна серьезно взволнованы Уверенный тон Пытлеваного даже смущает Тумиловича и его сторонников:
      все, о чем они говорят, Пытлеваный безоговорочно отвергает. Этого не выдерживают спрятавшиеся в другой комнате Павлина и Лида. Они выступают на защиту своего колхоза. Сцена заканчивается тем, что Пытлеваный соглашается с предложением соседей приехать к нему в колхоз, чтобы на месте проверить, действительно ли он лучший
      Следующая сцена начинается с момента, когда Микола остается с Настей наедине. Эта сцена очень важна. Она должна показать, что молодые любят друг друга. И тем не менее Настя тверда в своем убеждении. Уверенно, задорно и весело звучит финал акта. Настя предлагает идти на работу: «Замуж собирайся, а рожь сей!» Это говорит об ее уверенности в своей правоте.
      Второй акт. В сцене, с которой начинается этот акт, раскрываются методы, которыми ведет хозяйство колхоза «Новая нива» Пытлеваный. Сцена с Павлиной, пришедшей сюда «на разведку», показывает одну из сторон деятельности Пытлеваного. Но и этого достаточно, чтобы зритель ощутил всю порочность такого метода обогащения колхоза.
      С появлением Пытлеваного начинается следующая сцена. Мысль с том, что гости увидят в колхозе не то, что нужно, вызывает у Макара Пилипповича беспокойство Поэтому сцену с Павлиной он ведет, будучи поглощен заботой о том, как принять гостей.
      Убежденные в своей правоте, еще более укрепившиеся в ней после подробного ознакомления с хозяйством «Новой нивы», приходят в контору правления Тумилович, Насгя и Павлина. «А теперь начнется атака?» — спрашивает Пытлеваный. — «Похоже на это», — отвечает Тумилович. Содержание следующей сцены и состоит в этой атаке. Горячо и взволнованно говорят о делах колхоза «Новая нива» гости. Здесь важно подчеркнуть, что для них дело не в том, чей колхоз лучше, а в том, какие порядки в колхозе. который слывет передовым.
      Пытлеваный встречает атаку спокойно. Он не понимает глубокою смысла происходящего Но, чувствуя, что ему не удается сбить своих противников, он делает неожиданный маневр, предлагая прекратить спор и отведать его угощения. Однако гости не идут на это Слишком большие и важные вопросы подняты, чтобы так ничем кончить этот разговор. Тумилович с большевистской прямотой, глядя прямо в лицо Пытлеваному, обвиняет его в неправильной политической линии. Эта сцена чрезвычайно важна и должна быть сыграна серьезно. Здесь у Тумиловича возникает решение довести спор до конца, ехать в обком партии.
      Пссле отъезда гостей и Пытлеваным овладевает беспокойство. Сцена с Здоровеней усиливает это беспокойство. Он боится, что гости наплетут на него «нивесть что». И он гоже решает ехать в обком.
      Сцена Пытлеваного с Миколой, заканчивающая второй акт, должна показать что молодого бригадира мучает совесть он полон решимости отказаться от незаслуженного ордена, ибо начинает понимать порочность всей линии Пытлеваного
      Третий акт. Сценическое воплощение третьей картины требует от режиссера и исполнителей большой, углубленной работы Простая по своему внешнему рисунку, эта картина должна быть очень напряженной по внутреннему действию. Каждому исполнителю надо до конца понять свою линию поведения на протяжении
      всей картины. Совещание у секретаря обкома партии — для каждого чрезвычайно ответственное событие.
      Пытлеваный вначале пытается представить положение дела в своем колхозе так, будто все обстоит как нельзя лучше. Но Паланевич, ничем не выдавая своего отношения к рассказанному Пытлеваным, заставляет его ответить на вопросы, которые все яснее раскрывают истинное положение дел.
      В следующей сцене, когда Микола Верас, отвечая на вопрос Паланевича, подтверждает, что агротехника в «Новой ниве» была не на высоте, Паланевич говорит об ответственности коммуниста На производстве. Эти слова секретаря обкома звучат со всей убедительностью, ибо логически вытекают из анализа фактов.
      Пытлеваный еще сохраняет полное присутствие духа. Правда, его несколько удивляет критическое выступление Морозовой. Но еще больше удивляет его вопрос об удойности его личной коровы. А когда Здоровеня прямо называет причины низкой удойности колхозных коров, Пытлеваный уже начинает волноваться.
      С огромным вниманием слушает Паланевич колхозного бухгалтера. Задумался и Микола Верас. Слышит подтверждение своим собственным мыслям и Тумилович. Он убежденно говорит о самом главном, что его взволновало в «Новой ниве».
      Кажется, Пытлеваный должен понять свою ошибку. Но он становится на неправильный путь и стремится доказать, что выступление Тумиловича вызвано личными мотивами.
      Паланевич на протяжении всей этой картины ведет борьбу о Пытлеваным и за него самого, стараясь дать ему возможность понять, в чем суть его ошибок. Это заставляет Пытлеваного задуматься. Неторопливо, вдумчиво Паланевич вскрывает причины, которые привели Пытлеваного к порочной практике, и намечает выход. С напряженным вниманием слушают секретаря обкома все присутствующие. Тяжело Пытлеваному, но у него начинают открываться глаза. Рад Здоровеня — он оказался прав. Глубоко переживает Микола Верас — ведь у него на душе камень. Он знает, что его неправильно представили к награде. Окончательно убеждается в своей правоте Тумилович.
      Слова секретаря обкома всколыхнули всю душу Пытлеваного, Он находит в себе силы честно и прямо признать свои ошибки. Его обещание выправить положение в колхозе звучит теперь искренне и правдиво, и ему верят все: такова сила большевистской критики и самокритики.
      Тяжело признаться Миколе в своем проступке. Но разве можно скрывать что-нибудь перед партией? И вот, глядя прямо в глаза, глубоко переживая свою вину, он рассказывает о том, что его уже давно мучает.
      Большую школу партийного воспитания прошли на этом сове щании все его участники. На всю жизнь запомнит каждый из них. как партия заботливо растит все передовое, как сурово осуждает все старое, отживающее, тормозящее движение вперед.
      Следующая, четвертая, картина этого акта, происходящая в столовой областного центра, вводит нас в атмосферу ожидания Настей и Павлиной результатов совещания в обкоме. Радостно принимают они весть о победе их точки зрения. Сцена прерывается появлением шофера Романа. Ничего не подозревая о случив шемся, он бахвалится успехами своего колхоза и своего председателя. Но колхозницы «Светлого пути» рассказывают ему об истинном положении вещей, и Роман, обескураженный, отказывается от заказанных ста граммов. Девушки задорно смеются над ним. Вошедший Микола принимает этот смех на свой счет и садится в стороне. Горько на душе и у Пытлеваного. Однако он сознает свою вину. Еще не зная, какие пути он найдет для того, чтобы выправить положение, он с верой в будущее говорит: «Посмотрим еще, угонятся ли за нами эти передовые».
      Доброе сердце Павлины подсказывает ей, что молодым надо дать возможность объясниться, и она вместе с Лидой уходит.
      Угрюмо и настороженно следит за Настей Микола. А ее смешит это. Она-то ведь знает, что самое труднее осталось позади, что теперь ее Микола находится уже на верном пути. Ее простой, дружеский тон, ее искреннее участие побеждают Миколу, и он раскрывает ей свою душу. Вся сцена идет так, что мы ощущаем мечты молодых людей о будущей жизни, которую они пройдут рука об руку.
      Четвертый акт. Торжественно, радостно и весело празднуют свадьбу молодых колхозники, чья дружба окрепла в испытаниях. Мягко, лирично звучит старинная свадебная песня. С увлечением исполняет Пытлеваный рель свата. Перевязанный по старой традиции вышитым полотенцем, он, как полагается по старинному обычаю, наделяет гостей свадебным караваем.
      Режиссера и исполнителей следует здесь предупредить о том, чтобы внешняя форма не приобрела здесь самодовлеющего значения Неверно было бы увлекаться этой формой и воскрешать старинный свадебный обряд.-Вся эта сцена должна трактоваться в несколько шутливом, полуироническом смысле. Люди просто веселятся, но вкладывают в эту форму новое, советское содержание.
      В проникновенном монологе матери раскрывается то новое, что сделало женскую долю счастливой. Все эти обряды теперь только веселая забава, чтобы праздничный стбл украсить и себя поразвлечь. Главное же — это» любовь и уважение, которые человек заслуживает своим преданным и честным трудом. Это — основная тема картины, звучащая со всей силой в теплых напутственных словах молодым.
      Все идет к счастливой развязке. Однако еще не решено: где же будут жить молодые. Пытлеваный не теряет надежды, что его лучший бригадир останется в своем колхозе. Тумилович справедливо требует, чтобы договор был выполнен. И вот снова разгорается спор, в котором принимают участие все присутствующие. На какой-то момент зрителю должно показаться, что все начинается сначала. Но тут старая мать находит правильный выход, продиктованный новой, советской моралью.
      Радостно и счастливо живут мирные советские люди. Счастливый путь лежит перед молодыми. Из самой глубины взволнованных сердец звучит благодарность творцу — создателю счастья советских людей — великому Сталину.

 

 

 

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.