Полный текст книги
В глубокой древности мостов не было. Большие реки преграждали дороги. Но вот кто-то, теперь и не скажешь кто, заметил: реку на бревне переплыть можно. Подгребай ладонями, да смотри не перевернись — бревно валкое.
Вот так и плавали когда-то. На брёвнах.
А потом придумали: привязали к бревну ещё бревно. А к тому бревну — ещё... Получился плот. Устойчивый, только тяжёлый. Ладонями сколько ни греби, его и с места не сдвинешь. Стали длинным шестом от дна отталкиваться.
На плоту плавать безопаснее и легче, чем на бревне. И груза можно взять побольше. И вдвоём, втроём можно плыть, не только в одиночку. Люди друг другу помогут, в беде выручат. На плотах даже хижины строили.
Затем догадались люди выдолбить середину бревна. Получилась первая лодка — долблёнка. И оказалось, что двигать лодку тоже очень удобно шестом. А потом заметили: широким веслом можно и просто от воды оттолкнуться.
На лодке мог быть один гребец или несколько.
Тростниковая лодка
Каноэ индейцев
Катамаран — лодка с балансиром
А тут поняли: лодка и без вёсел может плавать, был бы ветер. Стали ловить ветер широкими полотнищами — парусами, прикреплёнными к распоркам — мачтам и реям. А чтобы вода через край лодки не заливалась — стали доски прибивать по бокам.
Так постепенно научились большие корабли строить. Для них и море-океан не страшен.
Вот такими стали корабли. Мачты высоченные. На них надставки — стеньги, на стеньгах ещё надставки — брамстеньги. И на каждой — свои паруса. Управлять такими парусами трудно. На пятидесятиметровую высоту приходится забираться. Зато быстро и далеко ходили корабли-парусники.
Приборы, помогавшие морякам ориентироваться в океане:
Корабли стали большие, как дом. Появились мастера корабельного дела — корабелы. Сложно устроен корабль. Всё в нём рассчитано и пригнано, чтобы груза взять побольше и чтобы любую бурю выдержал корабль, не разломился. Подводную часть корабля для прочности стали обивать металлом. А потом корабли целиком из металла стали строить.
Казалось, что лучше металлических парусников не может и быть кораблей. Но около ста семидесяти лет назад построили корабль с высокой трубой, с колёсами по бортам, а внутри у него стояла паровая машина и котёл. Машина начинала работать, гребные колёса вертелись, и корабль мог плыть против течения.
Так появился первый пароход.
Пароходы быстро завладели морями. Им попутного ветра не нужно и безветрие не страшно. Лишь бы машина крутила гребные колёса. Лопасти колеса опускаются в воду и загребают её — как вёсла. Только уж очень громоздкие колёса. В бурю их ломает. На высокой волне колёса из воды выскакивают, зря в воздухе крутятся.
Тогда стали применять «гребной винт». Его тоже вращала паровая машина. И пошли по морю винтовые пароходы.
Корабли теперь могли плавать против ветра и против течения Но сразу отказаться от парусов было трудно На колёсных кораблях
На смену пароходам пришли теплоходы
А лет семьдесят назад убрали с корабля паровую машину с котлом. Она много места занимала, для неё много угля нужно. Поставили двигатель внутреннего сгорания — вроде тех, что стоят теперь на тракторах. Гребной винт вращался двигателем.
Так появился теплоход.
Теперь большинство кораблей — теплоходы. А есть ещё и турбоходы. Там ставят паровой котёл и турбину — металлическое колесо со стальными лопаточками. Пар с силой ударяет в них, турбина вращается и вращает винт.
Турбоходы мало топлива расходуют.
А это — атомный ледокол. Его советские люди построили и на Северный полюс на нём сходили. На атомном ледоколе стоят турбины и котёл есть. Только греется котёл особым атомным топливом. Простого топлива, угля или мазута, ледоколу хватает на несколько дней работы, а атомного — на всю долгую полярную зиму и даже больше.
|