НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»


По морю-океану (от бревна до атомного ледокола). Некрасов А. С. — 1980 г.

Андрей Сергеевич Некрасов

По морю-океану

*** 1980 ***


DjVu


 

PEKЛAMA

Услада для слуха, пища для ума, радость для души. Надёжный запас в офф-лайне, который не помешает. Заказать 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Ознакомьтесь подробнее >>>>


      Полный текст книги

 

      В глубокой древности мостов не было. Большие реки преграждали дороги. Но вот кто-то, теперь и не скажешь кто, заметил: реку на бревне переплыть можно. Подгребай ладонями, да смотри не перевернись — бревно валкое.
      Вот так и плавали когда-то. На брёвнах.
      А потом придумали: привязали к бревну ещё бревно. А к тому бревну — ещё... Получился плот. Устойчивый, только тяжёлый. Ладонями сколько ни греби, его и с места не сдвинешь. Стали длинным шестом от дна отталкиваться.
      На плоту плавать безопаснее и легче, чем на бревне. И груза можно взять побольше. И вдвоём, втроём можно плыть, не только в одиночку. Люди друг другу помогут, в беде выручат. На плотах даже хижины строили.
      Затем догадались люди выдолбить середину бревна. Получилась первая лодка — долблёнка. И оказалось, что двигать лодку тоже очень удобно шестом. А потом заметили: широким веслом можно и просто от воды оттолкнуться.
      На лодке мог быть один гребец или несколько.
      Тростниковая лодка
      Каноэ индейцев
      Катамаран — лодка с балансиром
      А тут поняли: лодка и без вёсел может плавать, был бы ветер. Стали ловить ветер широкими полотнищами — парусами, прикреплёнными к распоркам — мачтам и реям. А чтобы вода через край лодки не заливалась — стали доски прибивать по бокам.
      Так постепенно научились большие корабли строить. Для них и море-океан не страшен.
      Вот такими стали корабли. Мачты высоченные. На них надставки — стеньги, на стеньгах ещё надставки — брамстеньги. И на каждой — свои паруса. Управлять такими парусами трудно. На пятидесятиметровую высоту приходится забираться. Зато быстро и далеко ходили корабли-парусники.
      Приборы, помогавшие морякам ориентироваться в океане:
      Корабли стали большие, как дом. Появились мастера корабельного дела — корабелы. Сложно устроен корабль. Всё в нём рассчитано и пригнано, чтобы груза взять побольше и чтобы любую бурю выдержал корабль, не разломился. Подводную часть корабля для прочности стали обивать металлом. А потом корабли целиком из металла стали строить.
      Казалось, что лучше металлических парусников не может и быть кораблей. Но около ста семидесяти лет назад построили корабль с высокой трубой, с колёсами по бортам, а внутри у него стояла паровая машина и котёл. Машина начинала работать, гребные колёса вертелись, и корабль мог плыть против течения.
      Так появился первый пароход.
      Пароходы быстро завладели морями. Им попутного ветра не нужно и безветрие не страшно. Лишь бы машина крутила гребные колёса. Лопасти колеса опускаются в воду и загребают её — как вёсла. Только уж очень громоздкие колёса. В бурю их ломает. На высокой волне колёса из воды выскакивают, зря в воздухе крутятся.
      Тогда стали применять «гребной винт». Его тоже вращала паровая машина. И пошли по морю винтовые пароходы.
      Корабли теперь могли плавать против ветра и против течения Но сразу отказаться от парусов было трудно На колёсных кораблях
      На смену пароходам пришли теплоходы
      А лет семьдесят назад убрали с корабля паровую машину с котлом. Она много места занимала, для неё много угля нужно. Поставили двигатель внутреннего сгорания — вроде тех, что стоят теперь на тракторах. Гребной винт вращался двигателем.
      Так появился теплоход.
      Теперь большинство кораблей — теплоходы. А есть ещё и турбоходы. Там ставят паровой котёл и турбину — металлическое колесо со стальными лопаточками. Пар с силой ударяет в них, турбина вращается и вращает винт.
      Турбоходы мало топлива расходуют.
      А это — атомный ледокол. Его советские люди построили и на Северный полюс на нём сходили. На атомном ледоколе стоят турбины и котёл есть. Только греется котёл особым атомным топливом. Простого топлива, угля или мазута, ледоколу хватает на несколько дней работы, а атомного — на всю долгую полярную зиму и даже больше.

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru