ПОСТРОЙКА КОРПУСОВ МОРСКИХ МОДЕЛЕЙ Наиболее сложной и ответственной работой при постройке модели судна, особенно плавающей, является постройка корпуса. Для того чтобы модель имела хорошие ходовые качества, была устойчива на курсе, обладала запасом плавучести и, кроме того, во время пробных запусков и регулировок корпус не пропускал воды, к корпусу всякой морской модели предъявляются следующие требования: — обводы корпуса должны точно соответствовать теоретическому чертежу; — корпус должен быть водонепроницаемым; — люки, иллюминаторы и палубные надстройки не должны пропускать внутрь корпуса воду; — корпус должен быть прочным и отвечать требованиям плавания в воде; — внутренний объем корпуса должен быть таким, чтобы в нем можно было разместить полезные грузы (мотор, аккумулятор и т. д.); — поверхность корпуса, особенно вся его подводная часть, должна быть очень хорошо обработана и быть гладкой; — корпус должен быть разделен переборкой на несколько водонепроницаемых отсеков, чтобы сделать модель непотопляемой. Корпуса моделей в основном строят деревянные или металлические; по конструкции они намного проще корпусов кораблей, но все же в основном конструкции корпусов моделей имеют все необходимые элементы полноразмерных судов. Приступая к постройке корпуса, необходимо точно придерживаться чертежа даже при изготовлении мелких деталей и надстроек. Прежде чем приступать к постройке корпуса модели, необходимо продумать и решить, каким способом лу те строить модель исходя из наличия материалов, а также принимая во внимание размеры и тип корабля или судна и предъявляемые к нему требования. Приводится примерный перечет» способов постройки корпусов моделей корабля. 1. КОРПУС ИЗ ГОРИЗОНТАЛЬНО СКЛЕЕННЫХ ДОСОК Для постройки корпуса модели этим способом подбирают по заданной длине корпуса модели доски и обрабатывают их с. обеих сторон сначала рубанком, а затем фуганком до получения гладкой и ровной поверхности Досок надо изготовить столько, чтобы, сложенные вместе, они по высоте соответствовали (с небольшим припуском) общей высоте корпуса модели (рис. 1). Затем с теоретического чертежа «полуширота» на каждую доску наносят диаметральную линию и делят на шпации (рис2), переносят ватерлинии, намечают внутренний контур. После этого лобзиком или ножовкой выпиливают сначала внутренний контур (рис. 3 ). затем наружный по ватерлинии и обязательно с припуском 2 — 2,5 мм для малых и 4 — 5 мм для больших корпусов. Лобзик надо держать строго под прямым углом к плоскости доски. Складывают доски ватерлиний последовательно снизу вверх. Для удобства и правильной сборки ватерлиний на боковую поверхность каждой из досок-ватерличий переносят направление линии каждого шпангоута (рис. 4). Собранные таким образом доски-ватерлинии склеивают в пакет и зажимают струбцинами (рис. 5) на 21 часа; с наружной и внутренней сторон корпуса снимают лишний, выходящий за обводы досок-ватерлиний материал. Удобное всего это делать прямой широкой стамеской, но иногда дли обработки носовой и кормовой частей лучше пользоваться полукруглой стамеской. Правильность обработки корпуса проверяют внутренними и наружными шаблонами, которые изготовляют из фанеры толщиной 1,5 — 2 мм или из толстого картона по теоретическому чертежу (проекции «корпус»). Бимсы (рис. б) врезают в края бортов и приклеивают на свои места. Этот способ постройки корпуса модели позволяет использовать доски разной длины; такой корпус получается наиболее прочным. Обработка досок точно такая же, как и в первом способе. Изготовленные доски размечают па шпации, места шпангоутов нумеруют, С теоретического чертежа «полуширота» переносят на места шпангоутов точки багоксов и с помощью тонкой рейки эти точки соединяют плавной криптой (рис. 7). В зависимости or длины корпуса модели высота доски берется 30 — 50 мм. После изготовления доскн-батоксы нумеруют и на их боковые стороны переносят линии шпангоутов (рис. В). Затем стороны досок-батоксов промазывают клеем, собирают в пакет, сжимают струбцинами я оставляют в таком виде для сушки на 20 — 30 час. Перед тем как приступить к обработке корпуса, надо изто-товить шаблоны по теоретическому чертежу проекции «корпут». Технология изготовления шаблонов такая же, как в первом способе, из картона или топкой фанеры. Вначале производят грубую обработку корпуса рубанком и стамесками; затем наждачной бумагой окончательно дорабатывают наружную поверхность корпуса. После того как корпус модели будет обработан снаружи и внутри, устанавливают бимсы, дейдвудиые трубки, фундамент под мотор, руль, затем пристукают к шпаклевке, зачистке и окраске корпуса. 3. КОРПУС ИЗ ЦЕЛОГО БРУСКА ДЕРЕВА Корпус из целого бруска дерева или склеенный из досок, ю не выдолбленный изнутри, чаше всего применяется для наугольных моделей. Для этого берут древесину легкой породы: типу, осину, ольху, тополь. Выбирая брусок дерена, надо избегать извилистости слоге, сквозных сучков, трещин и гнили. Вели дерево сырое, то до начала работы его надо сушить при комнатной температуре, но не на солнце и не у печки, иначе дерево может «порвать», т. е. могут образоваться глубокие трещины. Ш выбранного бруска дерева выпиливают и обстругивают под угольник брусок со сторонами, равными наибольшим длине, ширине и высоте корпуса модели. Па обеих широких пороках и обоих торцах бруска проводят карандашом или рейсмусом линию ДП, делящую брусок по длине на две равные части (рис. 9) Риски должны быть глубокими и точными. Затем проводят линии шпангоутов (шпации) по палубе, днищу и бокам, очерчивают контур палубы, наносят форштевень, ахтерштевень или гранен (в зависимости от корпуса модели) и линии борта (рис.10). Разметк дить очень тщательно, помня, что это ответственный момент и к нему надо относиться серьезно. Обработка корпуса начинается с обрезки носовой и кормовой оконечностей и по контуру палубы. Когда корпус грубо обработан, приступают к приданию ему формы в соответствии с теоретическим чертежом, по которому заранее изготовляют шаблоны. Грубую обработку бруска производят топором, чистовую обработку продолжают рубанком, стамесками, уапильником и наждачной бумагой. 4. КОРПУС ИЗ ПАПЬЕ-МАШЕ Этот способ изготовления является наиболее легким и простым и поэтому его можно рекомендовать начинающим моделистам. Способ заключается в том, что весь корпус модели целиком изготавливается из обычной газетной бумаги. Для придания бумаге формы поступают так. Берут корпус-болванку и на него наклеивают бумагу в определенном порядке и последовательности. Болванку обязательно смазыза-ют вазелином, машинным маслом или другим жиром. Бумагу предварительно рвут (но не режут) на небольшие куски; первые три слоя не смазывают клеем, а смачивают водой; мокрые куски бумаги накладывают на болванку. Последующие слои смазывают с обеих сторон клеем, накладывают на слой бумаги, смоченной водой, и хорошенько разглаживают рукой. Слои бумаги друг на друга наклеивают до тех пор, пока общая толщина не достигнет 1,2 — 2 мм, или 10 — 12 слоев. Для склеивания бумаги применяют столярный или казеиновый клен. После того как бумага высохнет, болванку вынимают, а для прочности внутри корпуса устанавливают киль, стрингеры, два-трн шпангоу та (рисЦ), па которые крепится палуба. По бортам прикрепляют на клею привальные брусья, козорые придают корпусу дополнительную прочность. Изготовление корпуса указанным способом рекомендуется для самоходных моделей длиной от 300 до 700 мм. KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
|
☭ Борис Карлов 2001—3001 гг. ☭ |