На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиКнижная иллюстрация





Библиотечка «За страницами учебника»
Пособие для автомоделистов. Гусев, Осипов. — 1980 г.

Евгений Михайлович Гусев
Михаил Самвелович Осипов

Пособие для автомоделистов

*** 1980 ***


DjVu


 

PEKЛAMA

Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD.
Подробности >>>>



     
      Для руководителей кружков автомодельного спорта и Спортсменов, имеющих опыт конструирования и изготовления моделей.


      СОДЕРЖАНИЕ
     
      От издательства 3
      Автомодельные соревнования 5
      Двигатели для автомоделей 11
      Изготовление двигателей 35
      Уравновешивание двигателей 74
      Система питания 78
      Резонансные глушители 84
      Стенд для испытания двигателей 86
      Двигатели, обеспечивающие рост мощности 89
      Компоновка основных узлов гоночной модели 94
      Задняя передача, колеса, шины 102
      Некоторые вопросы аэродинамики 108
      Балансировка модели 113
      Изготовление моделей с учетом центробежной силы 118
      Примеры конструкций гоночных моделей 123
      Примеры конструкций моделей-копий 133

     

      От издательства
      С каждым годом в нашей стране ширится круг людей, занимающихся техническими видами спорта. Одним из них является автомодельный.
      Этот вид спорта, культивирующийся во многих организациях ДОСААФ, пользуется большой популярностью. С одинаковым успехом увлекает он школьников и взрослых.
      Создание модели автомобиля — сложный процесс. Для изготовления модели высокого класса нужны навыки конструирования и работы на металлорежущих станках, умение пользоваться различными инструментами и приборами, необходимо знание состава и свойств материалов (притом самых современных), методов их обработки. Достижению высоких результатов способствует понимание и выполнение требований аэродинамики. Создавая модель, спортсмен приобретает теоретические познания и практический опыт, учится технически грамотно решать вопросы проектирования и изготовления не только модели, но и двигателя к ней.
      Современные гоночные модели мчатся по кордодрому со скоростью 200 — 270 км/ч. Увлекательное зрелище! Не менее интересно наблюдать за гонками моделей, управляемых по радио, особенно скоростных, когда со старта уходит сразу три-четыре мини-автомобиля (создатель которых вдобавок ко всем перечисленным выше знаниям должен хорошо разбираться в радиотехнике).
      По сути, эти напряженные, динамичные соревнования по накалу борьбы ничем не отличаются от автомобильных гонок, Люди и техника здесь проходят такую же суровую проверку. Разница лишь в массе и габаритах изделий и в том, что водители находятся не внутри своих автомобилей. Но изобретательности, знания техники и тактики гонок от них требуется не меньше, чем от настоящих гонщиков. К тому же вся машина, пусть и небольшая, сделана своими руками!
      Весь комплекс навыков и знаний, приобретенных в результате занятий автомодельным спортом, помогает нашей молодежи правильно выбрать свою будущую специальность. Немало, инженеров, конструкторов, технологов, специалистов автомобильного транспорта приобрели первоначальную подготовку в рядах юных автомоделистов и так полюбили этот вид спорта. что не расстаются с ним многие годы.
      Самая жесткая проверка моделей — это соревнования. Они способствуют совершенствованию конструкций, развитию мастерства автомоделистов.
      Советские моделисты с успехом выступают не только у себя дома, но и на крупнейших международных соревнованиях. Так, на первенстве Европы, проходившем в августе 1979 г. в Лионе (Франция), советская команда заняла второе место, пропустив вперед только хозяев первенства, а М. Осипов — один из авторов этой книги — стал бронзовым призером в личном зачете.
      Предлагаемая книга познакомит любителей миниатюрной автотехники с технологией изготовления и чертежами ряда лучших моделей, способами изготовления различных деталей, узлов и агрегатов для них, с вопросами конструирования моделей и некоторыми проблемами автомоделизма. Весь материал, приводимый в книге, может оказать практическую помощь при создании не только гоночных, но и моделей-копий.
      Авторы широко используют свой многолетний опыт для того, чтобы помочь увлеченным автомодельным спортом в их поисках свежих, нетрадиционных конструкторских решений. Многие рассмотренные в книге приспособления и устройства, узлы и детали моделей разработаны или усовершенствованы авторами этой книги, а также известными советскими автомоделистами Н. Троневым, Б. Еремеевым, А. Клименко, В. Кашинским, С. Глумовым и др. В некоторых случаях привлекается опыт крупнейших зарубежных спортсменов.
      Это позволило создать пособие, доступное начинающим любителям автомоделизма и в то же время полезное, на наш взгляд, опытным спортсменам, которые смогут найти в нем ответы на многие волнующие их вопросы.
      Следует отметить, что книга, возможно, не свободна от недостатков. Некоторые конструкторские решения, включенные в нее, высококлассному автомоделисту могут показаться спорными или недостаточно проверенными на практике. Но если такие недочеты и будут найдены, заинтересованный читатель поймет, что они определяются, как правило, тем, что книга основана прежде всего на личном опыте, а не только на обобщении уже известных материалов.
      Издательство надеется, что книга заинтересует автомоделистов, поможет им находить оптимальные решения при конструировании моделей.
     
      Автомодельные соревнования
      Прежде чем приступить к изготовлению моделей, автомоделист должен хорошо изучить требования, предъявляемые к ним, так как модель, не соответствующая этим требованиям, к соревнованиям не допускается. С требованиями к постройке моделей можно ознакомиться во всех комитетах ДОСААФ и спортивно-технических автомотоклубах. В настоящее время в нашей стране признанными являются следующие типы и классы моделей: кордовые гоночные модели с двигателем рабочим объемом до 1,5; до 2,5; до 5,0 и до 10,0 см3;
      кордовые модели-копии с двигателем рабочим объемом до 1,5 и до 2,5 см3;
      кордовые гоночные модели аэромобилей с двигателем рабочим объемом до 1,5 и до 2.5 см3;
      кордовые гоночные модели аэросаней с двигателем рабочим объемом до 1,5 и до 2.5 ом3;
      кордовые модели-копии аэросаней с двигателем рабочим объемом до 1,5 и до 2,5 см3;
      кордовые моделичсопии с электродвигателем;
      радиоуправляемые модели-копии с электродвигателем;
      радиоуправляемые скоростные модели с двигателем внутреннего сгорания рабочим объемом 3,5 см3 Ф-1 (с открытыми колесами) и Ф-2 (с закрытым колесами); трассовые модели. Автомодели всех типов, кроме моделей аэромобилей и аэросаней, должны иметь не менее четырех параллельно расположенных колес. Причем колеса и шины одной оси должны быть одинаковыми как по форме, так и по диаметру. Колеса в плане должны располагаться в виде прямоугольника или равнобедренной трапеции.
      Модели аэросаней должны иметь не менее трех лыж или коньков, расположенных в виде прямоугольника, равнобедренной трапеции или равнобедренного треугольника.
      Гоночные модели предназначены для достижения высоких скоростей. Они могут быть любой формы, но обязаны иметь кузов, скрывающий все основные агрегаты моделей. Масса гоночных моделей с двигателем объемом до 1,5 см3 не должна быть более 1000 г, до
      2,5 см3 — 1500 г, до 5,0 см3 — 2000 г, до 10,0 см3 — 3000 г.
      Масса аэромобилей и аэросаней с двигателем объемом до
      1,5 см3 не должна превышать Модели-копии перед ходо-800 г, до 2,5 см3 — 1000 г. выми стартами подвергаются
      Модели-копии представляют техническому осмотру. Техни-собой копии существующих ческая комиссия оценивает ка-автомобилей. Они должны чество изготовления и копирования и выставляет соответствующие поощрительные баллы согласно таблице, которая имеется в правилах проведения соревнований. Баллы, полученные «а техническом осмотре, суммируют с результатом, показанным моделью во время ходовых стартов, и выводят общий результат. За каждый километр скорости моделей-копий начисляется 1 балл, а в радиоуправляемых моделях 40 баллов,
      Соревнование кордовых моделей с двигателями внутреннего сгорания проводится на дистанции 500 м (8 кругов), а с электродвигателями — на дистанции 250 м (4 круга).
      Старт кордовых моделей дается с ходу. Когда спортсмен считает, что его модель набрала достаточную скорость, он поднятием руки дает сигнал судьям, и после этого судьи начинают отсчет зачетных кругов.
      Для радиоуправляемых моделей-копий проводятся соревнования на быстрейшее прохождение специальной трассы, длина которой 250 у (рис. 1 и 2). Трасса обозначена линиями на асфальте. Модель должна пройти трассу, не выходя
      за эти линии.
      Эти модели внешне представляют собой копию существующих автомобилей, изготовленную в масштабе 1 : 8. На моделях установлены дви-
      гатели внутреннего сгорания объемом до 3,5 см3.
      Модель должна быть ярко окрашена. На кузов наносится не менее трех номерных знаков. Кроме того, модели с открытым салоном обязательно должны иметь макет водителя с сегментом руля.
      Двигатель снабжен глушителем шума.
      Соревнования этих моделей, для которых проводятся четвертьфинальные, полуфинальные и финальные гонки, особенно интересны. Стартуют одновременно четыре — шесть моделей. Если во время гонок модель переворачивается, останавливается или на модели происходит поломка, механик имеет право устранить неполадки, и модель продолжает гонку. Для соревнований радиоуправляемых скоростных моделей наиболее удобна площадка размером 60X80 м (можно и меньше). Схема одной из трасс приведена на рис. 3.
      Продолжительность заезда от 5 до 30 мин.
      На моделях устанавливается пропорциональная радиоаппаратура со сменными кварцами.
      Очень большое внимание привлекают в последнее время также трассовые модели.
      Соревнования этих моделей могут проводиться в любое время года, так как предназначенные для них трассы устанавливают в больших залах. Для участия в трассовых соревнованиях изготовляют модели-копии с электродвигателем в масштабе 1:24 или 1:32.
      Во время соревнований на трассе могут находится две — пять моделей (по числу дорожек трассы). Старт для всех моделей общий. Модель имеет два контакта, которые касаются металлических полозьев на трассе. Кроме того, модель имеет поводок, который входит в направляющую трассы.
      К полозьям трассы подведен постоянный электрический ток, В руках у каждого спортсмена имеется реостат, позволяющий ему увеличивать или уменьшать напряжение и тем самым регулировать скорость своей модели.
      Соревнования кордовых моделей проводят на специальном спортивном сооружении — кордодроме (рис. 4). Кордо-дром представляет собой бетонное кольцо, по которому движутся соревнующиеся модели. Вокруг этого кольца устраивается ограждение для предотвращения несчастных случаев при обрыве кордовой нити. В центре кордодрома имеется устройство, на котором находится поводок с подшипником для зацепления кордовых нитей и площадка для спортсмена, который может подкручивать модель в момент разгона.
      Среди начинающих моделистов очень популярны кордовые модели с воздушным винтом. Эти модели просты по устройству и с успехом могут быть изготовлены самыми юными моделистами.
     
      Двигатели для автомоделей
      Для современных гоночных автомоделей используются двигатели внутреннего сгорания четырех классов, отличающиеся рабочим объемом: до 1,5, до 2,5, до 5,0 и до 10,0 см3.
      По способу воспламенения горючей смеси модельные двигатели подразделяются на калильные, комирессионные и искровые.
      Компрессионные двигатели знакомы моделистам достаточно хорошо, поэтому основное внимание в этой главе будет уделено двигателям с калильным зажиганием.
      Все двигатели, устанавливаемые на автомобильные модели, работают по двухтактному циклу. Подготавливая двигатель к соревнованиям, моделист должен четко представлять те процессы, которые происходят при его работе. Устройство двигателя моделисты, как правило, знают хорошо, а вот процессы, происходящие в двигателе, параметры, влияющие на работу двигателя, — не
      всегда.
      Наиболее часто при разговоре о двигателе можно услышать выражение «рабочий объем». Необходимо четко представлять себе, что рабочим объемом цилиндра называется объем, заключенный между верхней (ВМТ) и нижней (НМТ) мертвыми точками поршня в цилиндре (рис. 5). Когда поршень находится в верхней мертвой точке, весь объем, находящийся над поршнем, называется объемом ка-
      меры сгорания. Суммарный объем, получаемый при сложении объема камеры сгорания с рабочим объемом, называется полным объемом цилиндра.
      Иногда говорят, что рабочий объем и литраж двигателя — фактически одно и то же понятие. Это правильно только для одноцилиндровых двигателей. Для многоцилиндровых двигателей литраж равен сумме рабочих объемов всех цилиндров.
      Рабочий объем можно определить по геометрической формуле объема цилиндра, а вот объем камеры сгорания — только замером.
      Объем камеры сгорания измеряют следующим образам: из головки двигателя вывинчивают свечу, поршень двигателя устанавливают в верхнюю мертвую точку и через свечное отверстие с помощью медицинского шприца заливают горючее (топливо с маслом) или жидкое масло до тех пор, пока уровень горючего не поднимется до половины (по высоте) свечного отверстия (рис. 6), Объем камеры сгорания равен объему залитого горючего.
      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиДетская библиотека

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru