НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Постройка летающих моделей-копий. Вилле Р. — 1986 г.

Р. Вилле

Постройка летающих
моделей-копий

*** 1986 ***


DjVu


PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...

Выставлен на продажу домен
mp3-kniga.ru
Обращаться: r01.ru
(аукцион доменов)



 

      1. Введение
      Модель-копия выполняется в определенном масштабе относительно копируемого настоящего летательного аппарата при максимальном насыщении ее деталями, имеющимися на этом аппарате. Если не принимать во внимание простейшие модели, в самом общем виде воспроизводящие внешний вид самолета-прототипа, то постройка летающих моделей-копий под силу только опытным моделистам. Это объясняется необходимостью изготовить множество деталей, что требует больших дополнительных усилий и мастерства. На скоростных или пилотажных моделях эти детали не нужны. Даже относительно простая модель французского истребителя SPAD S-7C1 времен первой мировой войны (рис. 1) вполне убедительно иллюстрирует утверждение о сложности деталировки моделей-копий.
      Летные качества моделей-копий, как правило, хуже, чем у пилотажных моделей, летные характеристики для которых являются определяющими. Кроме того, управление моделями-копиями требует большого опыта, в том числе и теми, которые показаны на рис. 2 — 5.
      Так как постройка моделей-копий требует определенного объема знаний по технологии изготовления авиамоделей и аэродинамике, в этой книге приведены соответствующие сведения. Они предназначены в первую очередь для начинающих моделистов, имеющих небольшой опыт постройки летающих моделей. При этом следует помнить, что более целесообразно вначале выбрать для постройки простую модель, но изготовить ее более «чисто», чем с большими погрешностями построить сложную модель. Ниже описан ряд таких простых моделей с подробными указаниями по их постройке. Постройка моделей-копий позволяет повысить общий кругозор моделистов в области авиастроения, так как в качестве прототипов можно использовать и самолеты, строившиеся на заре авиации. На рис. 6 показан чертеж именно такой модели, копирующей самолет постройки до 1914 года.
      Рис. 1. Модель французского одноместного истребителя SPAD S-7C1 (1917 г.), выполненная в виде свободнолетающей модели с маятниковой системой управления элеронами (расположенный в центре тяжести модели маятник отклоняет элероны в направлении, обратном ее крену, благодаря чему модель снова возвращается в горизонтальное. положение. Эта система управления эффективна только при отсутствии центробежных сил, что, однако, бывает очень редко): 1 — нервюра; 2 — задняя кромка крыла (волнообразная форма объясняется усадкой обшивки): 3 — язычок для крепления крыла; 4 — резина; 5 — маятник; 6 — фюзеляж коробчатой конструкции; 7 — рычаг элерона; 8 — угловой рычаг; 9 — подмоторная рама; 10 — ось колес (может перемещаться в прорезях в стойках): 11 — расчалка; 12 — тяга.
      Рис. 2. Кордовая модель-копия советского истребителя Л а-7 времен Великой Отечественной войны с опознавательными знаками ЧССР Размах крыла модели 890 мм (масштаб 1:11)
      Рис. 3. Радиоуправляемая модель PIPER-CUB 18 (размах крыла 1800 мм). По радио осуществляется управление всеми рулями модели и регулирование газа двигателя с рабочим объемом 5,6 см3
      Рис. 4. Кордовая модель чехословацкого спортивного самолета Z-43, выполненная в масштабе I : 8,5 (размах крыла 1150 мм). Для регулирования газа предусмотрена третья корда
      Рис. 5. Посадка радиоуправляемой модели «Цессна 177 Кардинал» (США). Кроме поворота всех рулей по радио может осуществляться дросселирование двигателя и отклонение посадочных щитков
      Рис. 6. Резиномоторная модель (размах крыла 1100 мм) моноплана «Бле рио», который в 1909 г. перелетел через пролив Ла-Манш
      Рис. 7 Американский истребитель «Мустанг Р 51D» постройки 1943 г. Пластмассовая модель в масштабе 1 : 32
      Рис. 8. Советский бомбардировщик Ту-2 постройки 1943 г. Пластмассовая модель в масштабе 1 : 72
     
      вся та мелкая деталировка, на которую затрачивается немало труда, не видна, когда модель находится в воздухе. Но большое число моделистов именно воспроизведению деталировки уделяют основное внимание, придавая меньшее значение летным характеристикам модели. Однако наибольшего признания заслуживают те спортсмены, модели которых при высоком качестве их отделки позволяют выполнять пилотаж, максимально повторяющий пилотаж копируемого летательного аппарата.
      В отдельную группу можно выделить моделистов, увлекающихся сборкой пластмассовых моделей самолетов из посылочных наборов (рис. 7 — 9). Иногда это увлечение приводит к тому, что моделист принимается уже за самостоятельную постройку модели того или иного самолета, желая увидеть его в полете, хотя и в уменьшенных размерах.
      Возможно, эта книга будет способствовать развитию подобных желаний, а также стремлению поглубже вникнуть в тонкое искусство постройки моделей-копий.
     
      2. Типы самолетов и выбор масштаба модели
      Не без оснований зачастую возникает вопрос, насколько широко следует понимать термин «модель-копия». Этот вопрос правомочен потому, что встречаются модели, которые только очень отдаленно напо-
      минают самолет-прототип, т. е. лишь в слабой степени воспроизводят его характерные особенности. Тогда даже хорошие знатоки самолетов испытывают неуверенность при определении типа копируемого самолета. Их сомнения еще усиливаются при небрежном выполнении модели.
      Очевидно, что определенные типы самолетов имеют между собой много общего. Однако при ближайшем рассмотрении обнаруживается множество характерных различий между ними. На этих различиях, а также на влиянии их на летные качества модели следует остановиться несколько подробнее.
      Одним из таких различий является различие в форме крыла (рис. 10). Наряду с простыми геометрическими формами (прямоугольник, трапеция, треугольник, овал) часто встречаются и довольно сложные.
      Угол отклонения крыла в плане, его стреловидность также являются характерным признаком определенного самолета. При отклонении крыла вперед говорят об отрицательной стреловидности; в большинстве же случаев крыло отклонено назад, речь при этом идет о положительной стреловидности.
      Рис. 10. Формы и стреловидность крыльев:
      а — прямоугольное малого удлинения; 6 — трапециевидное малого удлинения; в — прямоугольное малого удлинения с овальной концевой частью; г — стреловидное; д — дельтовидное; е — прямоугольное с трапециевидной концевой частью; ж — прямоугольное большого удлинения; з — трапециевидное большого удлинения; и — овальное большого удлинения: к — с отрицательной стреловидностью; л — прямое; м — с положительной стреловидностью
      Варианты расположения крыльев представлены на рис. 11, здесь же показаны различные типы самолетов в зависимости от числа крыльев и угла поперечного V крыла. При виде спереди крылья могут быть расположены по прямой линии или могут быть наклонены под довольно значительным углом вверх или вниз. Возможен также наклон только концов крыльев (как, напри-
      мер, у спортивного самолета JODEL D-140). Крылья реактивных самолетов часто имеют отрицательное поперечное V.
      Не менее разнообразны формы горизонтального и вертикального оперений. Здесь число вариантов почти неограниченно (рис. 12). Так, например, зазоры между рулями и поверхностями обоих оперений могут лежать в одной плоскости.
      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru