НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Проектирование радиоуправляемых моделей кораблей и судов. Катин Л. Н. — 1969 г.

Л. Н. Катин

Проектирование
радиоуправляемых моделей
кораблей и судов

*** 1969 ***



DjVu


PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...

Выставлен на продажу домен
mp3-kniga.ru
Обращаться: r01.ru
(аукцион доменов)



 

      НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ЕДИНОЙ ВСЕСОЮЗНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ МОДЕЛЕЙ КОРАБЛЕЙ И СУДОВ И ПРАВИЛ СОРЕВНОВАНИЙ ПО СУДОМОДЕЛЬНОМУ
      СПОРТУ
      1. Моделью судна (корабля) называется его копия, построенная в определенном масштабе.
      2. Моделью, управляемой на расстоянии, называется самоходная модель, способная маневрировать и производить другие действия на воде по любым сигналам (радио, световым, гидроакустическим и т. п.), подаваемым с берега посредством беспроволочной связи.
      3. Модель корабля (судна) по своему внешнему виду, форме, окраске и числу движителей должна соответствовать прототипу судна (корабля) данного класса.
      4. Корпус модели, детали устройств, вооружение и т. д. могут быть изготовлены из любого материала.
      5. Независимо от класса модели разрешается на ней устанавливать активные рули, а на гребные винты — насадки различных типов.
      Управляемые модели относятся к VIII классификационной группе, в группе 10 классов.
      В классы «А», «Б», «В», «Г», «Д» входят скоростные управляемые модели с электродвигателями и двигателями внутреннего сгорания с различным объемом цилиндра.
      К классу «Е» относится управляемая модель прототипа корабля (судна) с любым двигателем для выполнения фигурного курса. К классу «Ж» — модель с любым двигателем для поражения шаров. К классу «3» — модель с любым двигателем для морского боя.
      Классы «И» и «К» включают управляемые модели яхт свободного класса и класса «М».
      6. Ходовые соревнования управляемых моделей по фигурному курсу проводятся на специально оборудованном старте (рис. 1).
      7. Управляемая модель должна последовательно выполнять фигурные курсы № 1, 2, 3.
      Рис. 1.
      8. Выполнение фигурного курса № 1 (рис. 2,а) заключается в следующем: взять старт по сигналу судьи на старте и пройти передним ходом последовательно одиннадцать ворот, обозначенных цифрами I, III, II, I, III, IV, V, I, VI, V, I.
      9. По фигурному курсу № 2 (рис. 2,в) спортсмен должен провести свою модель передним ходом в шестнадцать ворот, обозначенных цифрами I, II, II, III, III, IV, IV, V, V, VI, VI, VII, VIII, VII, I.
      10. По фигурному курсу № 3 (рис. 2,6) спортсмен должен провести свою модель передним ходом в ворота I, III, II и I, затем подойти к воротам III, застопорить ход и задним ходом пройти их, после чего передним ходом пройти ворота IV, подойти к воротам V, застопорить ход и пройти их задним ходом, затем
      развернуть модель и передним ходом пройти ворота I, VI, V и I.
      11. На выполнение фигурных курсов № 1, 2, 3 дается одна попытка на каждый курс.
      12. При прохождении ворот модель не должна касаться буйков. Если модель коснулась буя, то оценка ей снижается.
      13. Если модель не финиширует в течение пяти минут, то данная попытка приравнивается к нулю.
      14. При движении модели на дистанции передним ходом запрещается. давать задний ход, при движении модели задним ходом — подрабатывать винтами на передний ход.
      Фигурный курс для скоростных управляемых моделей показан на рис. 3.
      Участник соревнований должен провести свою модель два раза по периметру треугольника, сначала против часовой стрелки, а затем по часовой. Старт начинается с ходу.
      По международным правилам «НАВИГА» (европейское объединение судомоделистов) модели-копии для фигурных курсов разбиты на три группы по наибольшей длине 1) от 700 до ПООлш; 2) от 1100 до 1700 мм; 3) от 1700 до 2500 мм.
      ГЛАВНЫЕ РАЗМЕРЕНИЯ МОДЕЛИ
      Факторы, влияющие на величину главных размерений модели
      Главные размерения радиоуправляемой модели в основном зависят от сложности фигурных и других курсов на соревнованиях, веса и размеров электропитания для радиоаппаратуры, блоков автоматики и ходовых электродвигателей, веса и размеров радиоаппаратуры, устанавливаемой на модели, условий транспортировки и обслуживания модели на старте.
      Проанализируем подробно каждое из этих условий.
      Каждый спортсмен должен пройти самую сложную дистанцию в наименьший отрезок времени и без штрафных очков, т. е. не пропустить ни одних ворот и не зацепить ни одного ограждающего дистанцию буйка. Следовательно, модель должна иметь требуемую поворотливость и скорость, максимально возможную на данной дистанции.
      Решение этих двух задач — главная часть проектирования модели для участия в соревнованиях на фигурных курсах.
      СССР является членом «НАВИГА» с 1967 г.
      При решении вопроса электропитания модели нужно исходить из следующих соображений:
      а) радиоприемник должен иметь свое собственное электропитание, не связанное с какими-либо другими цепями на модели, емкостью не менее чем на 1 — 1,5 часа непрерывной работы;
      б) цепи управления (блоки автоматики) также должны иметь отдельное электропитание не менее чем на 1 — 1,5 часа непрерывной работы;
      в) ходовой электродвигатель должен иметь источник питания емкостью не менее половины величины его номинального тока (например, электродвигатель МУ-30 должен питаться от батареи емкостью не менее 2 — 2,5 а-ч).
      Вес приемника без электропитания не должен превышать 0,4 кг, а размеры примерно 160X80X50 мм (за основу взяты вес и размеры отечественного приемника из комплекта РУМ-1).
      Много раз за сезон спортсменам приходится перевозить свои модели различными видами транспорта. Из многолетней практики перевозки можно сделать вывод, что предельная «максимально удобная», если можно ввести такой термин, величина ящика для модели равна ориентировочно 1500X300x400 мм.
      Ящик должен быть легким и иметь ручки для переноски как с торцов, так и сверху, как у обычного чемодана. Модель в нем закрепляется неподвижно на поролоновых амортизаторах.
      При проектировании модели удобства перевозки и переноски следует учитывать, но, конечно, не в ущерб главным ее качествам.
      План проектирования модели
      Если начать строить модель для соревнований на фигурных курсах, не определив предварительно ее основные элементы, то она может оказаться малопригодной для этой цели.
      С чего же начать определение элементов?
      Прежде всего следует составить план проектирования. Приведем примерный его вид.
      1 стадия проектирования. 1. Изучение имеющихся материалов по проектам радиоуправляемых моделей, участвовавших в соревнованиях и прошедших испытания.
      2. Выбор системы радиоуправления и предварительный подсчет веса приемной аппаратуры.
      3. Предварительный выбор источников электропитания для приемной аппаратуры, рулевого электродвигателя и блоков автоматики, ходового электродвигателя.
      4. Ориентировочный подсчет суммарного веса по пунктам 2, 3.
      5. Предварительный выбор прототипа модели.
      6. Приближенное определение веса корпуса и механической части.
      7. Подсчет суммарного веса по пунктам 2, 3, 6.
      II стадия. 1. Окончательный выбор прототипа.
      2. Внесение изменений в теоретический чертеж и чертежи общего вида прототипа.
      3. Определение объемного водоизмещения по теоретическому чертежу .
      4. Определение буксировочной мощности (N6yKC модели приближенным способом (см. стр. 15).
      5. Определение мощности ходового электродвигателя.
      6. Приближенное определение элементов гребных винтов.
      III стадия. 1. Составление конструктивных чертежей корпуса, надстроек и расположения аппаратуры.
      2. Составление подробных чертежей деталировки.
      3. Составление конструктивных чертежей механической части.
      4. Разработка технологии постройки корпуса и подбор необходимых материалов.
      5. Разработка технологии изготовления механической части, подбор необходимых материалов и деталей.
      Определение главных размерений и водоизмещения
      Многие моделисты, решая вопрос о размерах и водоизмещении радиоуправляемой модели, исходят главным образом из фактора ее поворотливости. Это понятно, так как поворотливость является одним из важнейших показателей как для соревнований на фигурных курсах, так и для поражения шаров.
      Кажется, что этот вопрос решить просто, сделав миниатюрную модель.
      Безусловно, чем меньше длина модели, тем лучше будет у нее управляемость. Но при этом нельзя забывать и о скорости, являющейся не менее важным фактором.
      Часто даже довольно опытные моделисты стараются сделать модель как можно меньшей длины и забывают, что модель должна быть надежной и обладать максимальной возможной скоростью и поворотливостью для любой из дистанций.
      В этом разделе на ряде практических примеров показано, каким образом, не пользуясь специальными методами проектирования и сложными расчетами, определить средние размеры и водоизмещение модели для фигурных курсов. Такая модель может быть с успехом применена для соревнований и на прокалывание шаров.
      На рис. 4 приведен теоретический корпус и главные размерения лоцманского катера. Общий вид его показан на рис. 5.
      В масштабе 1 :20 его модель будет иметь расчетную длину 900 мм.


      См. книгу «Морской моделизм». Изд-во ДОСААФ. Москва, 1955.

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru