На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Программа воспитания и обучения в детском саду. Министерство просвещения УзССР. — 1988 г.

Министерство просвещения УзССР

Программа воспитания и обучения в детском саду

*** 1988 ***


DjVu


  HAШA PEKЛAMA:
  500 советских радиоспектаклей в MP3 на 9-ти DVD или на карте 64GB  

BAШA ПОМОЩЬ ПРОЕКТУ:  
РАБОТАЕМ БЛАГОДАРЯ ВАМ  

      СОДЕРЖАНИЕ
     
      Объяснительная записка
      Первая группа раннего возраста
      Вторая группа раннего возраста
      Первая младшая группа
      Вторая младшая группа
      Средняя группа
      Старшая группа
      Подготовительная к школе группа
      Приложение


      ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
      Общественное дошкольное воспитание, являясь частью и ступенью общей системы народного образования, призвано в тесном содружестве с семьей заложить основы личности ребенка, осуществить коммунистическое воспитание детей дошкольного возраста и подготовку их к школе.
      «Программа воспитания и обучения в детском саду» Минпроса УзССР составлена на основе «Типовой Программы воспитания и обучения» Минпроса СССР с учетом специфики климато-географических, экономических, культурно-национальных условий республики.
      В программе определены задачи воспитания, учтены психофизиологические особенности детей на каждой возрастной ступени дошкольного детства на основе достижений педагогической теории и практики.
      Программа представляет объем знаний к умений детей, начиная с первой группы раннего возраста и кончая подготовительной к школе группой.
      Предлагаемая программа значительно отличается от ныне действующей идейной направленностью воспитания и обучения. Большое внимание уделяется формированию коммунистического миропонимания, воспитанию интернациональных чувств в сочетании с укреплением чувства национальной гордости за свою республику. В содержание обучения включены сведения, которые будут способствовать воспитанию начал патриотических чувств, интереса к жизни страны. Значительно расширен раздел «Формирование представлений об общественной жизни» в подготовительной к школе группе за счет ознакомления детей с историей и настоящим нашей Родины, ее достижениями. Ленинская тема дополнена сведениями о революционных и героических событиях в Узбекистане. Сохраняя основные педагогические задачи, заложенные в Типовой «Программе» в области детской литературы, музыкального воспитания, изобразительной деятельности, в формировании и развитии знаний и умений используется окружение, характерное для Узбекистана, его национальное своеобразие (музыкальное и литературное наследие, природный ландшафт, его цветовая гамма, особенности национального орнамента, быта). Дана
      четкая система нравственного воспитания на занятиях и вне их. Конкретизировано содержание работы по воспитанию гуманных чувств и доброжелательных взаимоотношений, коллективизма, усилено внимание к воспитанию культуры поведения детей. Содержание программы по воспитанию культуры общения со взрослыми, сверстннками постепенно усложняется от возраста к возрасту.
      Значительные изменения внесены в программу трудового воспитания. Представления детей о труде взрослых прежде всего складываются на основе их ознакомления со специфическими видами труда, характерными для республики (хлопкороб, садовод, шелковод и т.д.). Ознакомление с окружающим, начиная с первой младшей группы, выделено в особый раздел образовательной работы по трем направлениям: формирование знаний о предметном мире, природе, явлениях общественной жизни. Программа по ознакомлению с природой отражает характерные природные особенности республики.
      Раздел «Художественная литература» дополнен новыми произведениями классической и современной литературы, произведениями узбекских писателей и поэтов.
      В музыкальном воспитании детей предусмотрено воспитание патриотических чувств, введено слушание гимнов СССР и УзССР, ознакомление их с музыкой наиболее талантливых советских композиторов, а в подготовительной к школе группе — с классической музыкой. Большое внимание уделено оздоровительным мероприятиям, закаливанию детского организма, воспитанию правильной осанки. Повышены требования к организации двигательной деятельности детей, усилено внимание и развитию таких качеств, как быстрота, ловкость, выносливость. Учтены своеобразие природного окружения республики, ее климатические условия в рекомендуемых играх, спортивных упражнениях, в закаливании детского организма. Введены игры-забавы, народные игры, спортивные игры (волейбол, серсо, катание на велосипеде, самокате, роликовых коньках).
      По каждому разделу воспитания и обучения в программе определены обязательный объем знаний, умений и навыков, которым должны овладеть дети к концу года в каждой возрастной группе.
     
      ПЕРВАЯ ГРУППА РАННЕГО ВОЗРАСТА
     
      Характеристика детей первого года жизни. При своевременном н правильном воспитании ребенка в семье к в детском учреждении его, развитие характеризуется высокими темпами.
      Быстро возрастает работоспособность центральной нервной системы. В связи с этим длительность периодов активного бодрствования увеличивается от 20—30 мин. в период новорожденности до 3 час. к концу года.
      В течение года масса тела ребенка увеличивается в среднем на 7 кг, а рост — приблизительно на 24 см. У него появляются первые зубы, к концу года ребенок овладевает ходьбой, что расширяет его возможности в активном познании окружающего. Ребенок начинает понимать речь, пользоваться первыми словами при общении с близкими, усваивает простые действия с предметами, учитывая их свойства, у него наблюдаются первые проявления самостоятельности, интерес к окружающему (людям, предметам).
      Развитие ребенка, его мозга происходит в результате взаимодействия его организма с окружающей средой, в процессе формирования различных видов деятельности, воспитания и обучения, которые необходимо начинать с первых дней жизни ребенка.
     
      Задачи воспитания. Важнейшие задачи воспитания детей первого года жизни:
      — обеспечить соответствующий возрасту и физическому, состоянию ребенка режим дня, длительность каждого периода бодрствования и сна, определенную последовательность их чередования;
      — обеспечить полноценное физическое развитие, всемерно охранять и укреплять здоровье детей, развивать их движения. Побуждать своевременное возникновение и обеспечивать развитие статических и локомоторных функций — умение удерживать голову, переворачиваться лежа, стоять на четвереньках, ползать, садиться, вставать, ходить, совершенствовать действия с предметами. Создавать условия для развития двигательной активности ребенка, воспитывать у него положительное эмоциональное отношение к самостоятельным действиям;
      — формировать предметную деятельность, развивать активность, слуховое сосредоточение, зрительные и слуховые ориентировки, общение; вызывать у детей ответные эмоциональные реакции, расширять сенсорный опыт четей обучать их пониманию слов, развивать подготовительные этапы активной речи:
      — формировать предпосылки нравственного поведения, положительные привычки, эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение к близким людям, детям.
      Осуществляя в комплексе задачи всестороннего нос литания детей, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, обеспечивать разнообразную слуховую активность, умение прислушиваться к различным шукам речи, пению взрослого, звучанию погремушки, вызывать у детей ответные эмоциональные реакции, не допускать перегрузок: чрезмерной длительности бодрствования, игр-занятий, сильных слуховых и других воздействий. Важно учитывать высокий темн развития детей первого года жизни, своевременно переходить к осуществлению в воспитательном процессе программных требований, которые соответствуют возрастным периодам.
      Первый год жизни детей делится условно на четыре возрастных периода: от рождения до 2,5—3 мес., от 2,5—3 мес. до 5—6 мес., от 5—6 мес. до 9—10 мес., от 9—10 мес. до 1 года. В каждом возрастном периоде выделяются ведущие линии в развитии ребенка, т.е. наиболее значимые умения, своевременное формирование которых оказывает существенное влияние па все последующее развитие ребенка, так:
      от рождения до 2,5—3 мес. важно установить суточный ритм сна, кормления и бодрствования, с концентрацией сна в ночное, а бодрствования и кормления в дневное время, зрительное и слуховое сосредоточение, появление улыбки и комплекса оживления в ответ на разговор взрослого, умение удерживать голову, лежа на животе, упираясь на предплечья;
      от 1,5—3 мес. до 5—б мес. формирование зрительных и слуховых дифференцировок, умения отыскивать источник звука, вызывать ярко выраженные различные эмоциональные реакции при общении со взрослыми, умение брать игрушку из рук взрослого и из разных положений, появление лепета и гуления;
      от 5—6 мес. до 9 —10 мес. развитие умения ползать, появление способности подражать простым движениям, первичным действиям с предметами, дальнейшее развитие лепета, возникновение способности подражать в произнесении звуков и слогов, понимание названий отдельных игрушек, выполнение по словесной просьбе простых движений и действий с игрушками;
      от 9—10 мес. до 1 года появление самостоятельной ходьбы, дальнейшее развитие первичных действий с предметами и сюжетными игрушками, подражание новым сло1 ам, произнесение первых простых облегченных слов, дальнейшее развитие понимания речи взрослого, начало формирования нервичнчт обобщения некоторых слов в понимаемой речи взрослых
      Программа воспитания дается на три возрастные подгруппы, так как дети первых двух-трех месяцев жизни воспитываются в семье.
     
      ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
     
      Положительно-эмоциональное, деятельное состояние ребенка, активность восприятия окружающего зависят от своевременного, полноценного сна и кормления, правильной организации бодрствования. Проснувшегося ребенка сразу кормят, а сытый, он бодрствует активно и радостно. Такая последовательность полностью соблюдается до 9—10 месяцев.
     
      Таблица распределения количества а длительности сна, бодрствования и числа кормлений в течение суток на первом году жизни...
     
      При определении изменений в режиме необходимо учитывать не только возраст, но и физическое развитие ребенка, состояние его здоровья, индивидуальные особенности и сезонность. Ослабленные и переболевшие дети нуждаются в более частом отдыхе.
      Нереводить ребенка на режим следующей возрастной группы нужно в том случае, если он медленно засыпает, отказывается от очередного дневного сна или рано пробуждается, при этом сохраняет активность до конца бодрствования, проявляет беспокойство во время кормления или признаки голодного возбуждения задолго до кормления. Физически крепких детей можно переводить на следующий режим несколько раньше, чем ослабленных. Для правильного выполнения режима очень важно четко распределить обязанности между няней и воспитателем.
     
      Сон. Дети должны быть приучены быстро засыпать п спать спокойно. С возрастом изменяются количество и продолжительность дневного сна, но длительность ночного сна остается без изменения (10—11 час). На время дневного сна необходимо выносить здоровых детей на открытый воздух, чтобы они ежедневно проводили на воздухе не менее 4—6 час.
      Летом, при наличии хорошо озелененного и не очень шумного участка, в сухое осеннее время, в зимние не слишком морозные солнечные дни (до +15°;), а особенно весной детям полезно спать на участке или открытых балконах, в ненастные дни, при сильном ветре или морозе ниже —5° на закрытых, но не отапливаемых верандах. Вновь поступивших детей, которые дома гуляли недостаточно, приучают ко сну на воздухе постепенно.
      Каждого ребенка нужно уложить в тот момент, когда он захотел спать. Младших и ослабленных детей, а также тех, кто раньше встал, надо укладывать первыми, более старших, крепких и тех, которые встали последними,— позже. Укладывать в постели их надо спокойно, неторопливо, подготавливая ко сну тихим, спокойным разговором.
      С первых месяцев жизни надо приучать ребенка засыпать без всяких дополнительных воздействий, в соответствующее возрасту время. В часы, установленные для сна, должны быть созданы условия, способствующие быстрому засыпанию н глубокому сну.
     
      Подъем и кормление. При правильном режиме дети просыпаются ко времени кормления. Проснувшегося ребенка поднимают и сразу кормят. Очень важно, чтобы он с аппетитом съедал все полагающееся количество пищи. Кормить надо не спеша, в процессе кормления следить за чистотой лица и рук, пользоваться при необходимости салфеткой, систематически воспитывать умения, связанные с приемом пищи: самостоятельно придерживать бутылочку во время кормления, брать ее, подносить ко рту. С 4—5 месяцев приучать есть с ложки полугустую пищу, с 5—6 мес. пить из чашки, которую держит взрослый, с 7 мес. есть хлеб, держать его в руке.
      К 1 году научить детей брать со стола чашку, держать ее и пить самостоятельно.
      До тех пор, пока дети не научатся самостоятельно сидеть (примерно до 8 мес.), их кормят, держа на руках. С 8 мес. детей, которые научились хорошо сидеть, кормят по двое за высоким столом. Для детей н возрасте с 9 10 мес. до 1 года желательно иметь низкий прямоугольный четырех местный столик и специальные креслица, соответствующие ростовым показателям детей. К этому времени они должны при необходимой помощи взрослого подходить к столу, садиться в кресло.
      Для формирований движений и общего физического развития 1 раз в день с каждым ребенком через 30—40 мин после еды специально обученный персонал должен проводить массаж и гимнастику.
      Важной гигиенической процедурой является купание, которое проводится дома перед ночным кормлением и сном для детей в возрасте до 6 мес:— ежедневно, для детей в возрасте от 6 до 12 мес.— через день.
      В процессе кормления, переодевания, умывания необходимо развивать речь детей, называя предметы, выполняемые воспитателем и ребенком действия, посредством слова организуя поведение ребенка, воспитывать положительЕюе отношение к кормлению, переодеванию, умыванию, купанию, гимнастике и массажу, привлекая детей к активному участию в этих процессах.
      Важно соблюдать определенную последовательность и постепенность при проведении всех режимных процессов. Воспитатель по очереди кормит детей каждой подгруппы. Покормив ребенка, кладет его в манеж, организует его бодрствование. Няня следит за спящими, поднимает проснувшихся детей и помогает воспитателю их кормить.
     
      Организация воспитательной работы во время бодрствования детей
     
      Ежедневно в каждый период бодрствования, кроме гигиенических процедур и кормления, проводятся игры-занятия, организуется самостоятельная деятельность детей. В групповой комнате надо создать условия для активного бодрствования каждого ребенка.
      В первые месяцы (с 2 мес. до 5—6 мес.) жизни бодрствование детей следует организовывать в манеже. В одном манеже могут одновременно находиться не более 5—6 детей.
      Для детей в возрасте 2,5—3 мес. на высоте вытянутых рук ребенка подвешиваются игрушки для захватывания. Это могут быть подвески, погремушки разных цветов, форм, величины.
      Детям с 4-5 мес. нужны разные погремушки для захватывания, рассматривания, ощупывания, с 5—6 мес.— мячи, образные, озвученные игрушки, различные по материалу (резиновые, пластмассовые, тканевые), игрушки-забавы и т.д. Размещают их и разных местах манежа и на перилах, чтобы ребенок пытался их достать, ниигрыть с ними.
      Хорошо ползающих детей, начинающих овладевать ходьбой (7—8 мес.) постепенно переводят на огороженную барьером часть стола, которую следует оборудовать пособиями и игрушками для развития движений и действий детей. Необходимы: горка, стол-барьер, бревно, ящик для залезания, сюжетно-образные игрушки (куклы, игрушечные животные), тележки, коляски, машины для толкания перед собой, дидактические игрушки (мисочки для вкладывания, килыич, разные мячи, шары для катания, кубики и т.п.). Оборудование должно быть удобным, безопасным, красивым н гигиеничным.
      Для развития речи детей и ориентировки их в окружающем, а также эстетического воопигания на стенах группы следует повесить 2-3 картины с изображением одного объекта на каждой (ребенка, животного).
      В целях сенсорного развития, формирования элементарных навыков действий с предметами необходимо привлекать внимание детей к красочным сюжетно-образным игрушкам, действию с ними, побуждать к речевым реакциям, движениям Следить, чтобы дети долго не оставались в одной позе, не собирались все в одном месте, не мешали друг другу наблюдать за окружающим, действовать с игрушками, двигаться На протяжении всего бодрствования предупреждать возникновение отрицательных привычек (сосание пальцев, раскачивание), отрицательных форм взаимоотношений, поддерживать у них эмоционально-положительное состояние.
      В группе должна быть спокойная обстановка, чтобы ребенок мог прислушиваться к речи взрослого, звукам собственного голоса и голосам других детей. Воспитатель должен часто подходить к каждому ребенку: с одним ласково поговорить, улыбнуться, другого подбодрить похвалить за самостоятельное действие с игрушкой, третьему помочь освоить новые движения или дать новую игрушку и т.д. К концу бодрствования при первых признаках утомления детей укладывают спать.
     
      Организация игр детей
     
      Игры-занятия должны быть Направлены на формирование тех умении, которые не могут появиться у ребенка без специального обучения, в процессе его самостоятельней игры (например: некоторые движения, понимание речи, подражание звукам, правильные действия и др.) Проводятся игры-занятия в основном индивидуально, по нескольку раз в день, они чередуются с самостоятельной игрой. По мере усвоения ребенком тех или иных умений занятия усложняются.
      Игры-занятия с детьми в возрасте с 2 до 8—9 мес. проводятся в том месте, где они бодрствуют (в манеже или на полу). С 8—9 мес. для занятий можно сажать за стол.
      Длительность игр-занятий не должна превышать 8—10 минут. Групповые игры-занятия (не более 5—6 детой) следует начинать с того времени, когда у детей образуется некоторый запас элементарных ориентировок, сенсорных и двигательных умений (примерно с 5 6 месяцев).
      Для выполнения программных задач с учетом ведущих линий в развитии ребенка 1-го года жизни проводятся индивидуальные игры-занятия с детьми от 2,5—3 мес. до 5 6 мес.
     
      Развитие восприятия:
      обращаясь к ребенку издали, побеждать искать источник звука и следить за говорящими взрослыми (с 3-х мес.);
      — перекликаясь, разговаривая с ребенком, обходя манеж, вызывать поворачивание головы в сторону источника звука (с 3-х мес.);
      продолжать развивать у детей зрительные, осязательные и слуховые ориентировки, формировать интерес к окружающему (взрослым, детям, игрушкам, предметам быта);
      — разговаривать с детьми, меняя интонации (с 3—4 мес.);
      побуждать прислушиваться к звучанию разных игрушек;
      — показывать ребенку, находя щемуся в разных положениях, красочные игрушки, разные по цвету, форме, величине.
     
      Развитие подготовительных этапов речи:
      общаясь с ребенком, произносить вслед за ним звуки, побуждая его прислушиваться и повторять (с 3—4 мес.).
      В процессе общения вызывать м развивать у ребенка голосовые реакции: в 2 3 мее. гортанные звуки, в 4—5 мес.— певучие
      гласные (гуление), в 5—6 мес.— отдельные слоги (ба, ма, па). Поддерживая гуление и лепет, способствовать развитию артикуляционного аппарата, слухового сосредоточения, необходимых для дальнейшего развития речи.
     
      Развитие действий с предметами:
      совершенствовать действия с предметами: направлять руки к игрушке, захватывать и удерживать ее двумя и одной рукой, размахивать игрушкой, бросать ее; брать в каждую руку по игрушке и одновременно удерживать их. Выполнять поисковые действия (в ответ на вопрос «где?»). Проявлять активность в движениях п эмоциональные реакции в процессе общения, слушания пения, музыки.
     
      Развитие движений:
      (От 2,5—3 дo 5—6 месяцев. Лежать на животе, с опорой на предплечья, приподнимать туловище в этом положении (3—3,5 мес.). Приподниматься на выпрямленные руки (5—5,5 мес.), поворачиваться со спины на бок (3,5—4 мес.), на живот (5—5,5 мес.), поворачиваться со спины на живот (6 мес.). Подползать к игрушкам, к взрослому, зовущему ребенка. Сгибать и разгибать ноги, лежа на спине.
     
      Музыкальное воспитание
     
      Индивидуальные игры — занятия с детьми от 2,5—3 до 5—6 месяцев. Напевая или исполняя на металлофоне веселые и спокойные мелодии, побуждать ребенка откликаться общим оживлением и улыбкой, а также находить источник звучания — погремушку-колокольчик — независимо от местонахождения. В ответ на пение взрослого (русской народной мелодии «Ах ты, береза», «Люллю-люлляю»; песенки Е.Тнличеевой «Агу, малыши», «Потягушки», «Иши колокольчик», «Ехали-ехали») побуждать ребенка гулить, ритмично двигать руками и ногами.
     
      Игры-развлечения:
      — способствовать более яркому проявлению эмоций (смеха, общих оживленных движений, звуков);
      — часто и ласково разговаривать с каждым ребенком, улыбаясь ему, постепенно поддерживая эмоционально-положительное состояние.
      Индивидуальные игры-занятия с детьми от 5—6 до 9—10 мес.
     
      Развитие восприятия:
      — продолжать развивать зрительные и слуховые ориентировки;
      — учить находить взором предмет, расположенный вначале в определенном месте (с 5—6 мес.), затем в разных местах (например: часы, кукла, петушок н др.) (с 7—8 мес.).
     
      Развитие понимания речи:
      — развивать способность понимать речь взрослого: вслушиваться в произносимые им звуки, слова, различать интонацию голоса, устанавливать связь между словом н предметом, по слову взрослого находить взглядом близкого человека («Где мама? папа?»), предмет, постоянно находящийся в определенном месте («Где огонек?», «Где часы?») (5 мес.), затем в разных местах (с 7—8 мес.);
      — учить по слову взрослого выполнять определенные движения: «Ладушки», «Дай ручку», «До свидания», понимать слова, связанные с элементарными практическими действиями: «Садись», «Дай», «Нельзя» вначале по показу и по слову (с 7 мес.), а затем по слову взрослого (с 8—9 мес.);
      — знакомить с именами детей н взрослых, используя с этой целью игру в прятки (с 8 мес.).
     
      Формирование лепета и подражания простым словам:
      — побуждать к подражанию звукам и слогам, произносимым взрослым, которые дети уже умеют произносить (с 6—7 мес.);
      вызывать подражание новым сочетаниям звуков, слогов (с 8 мес.);
      — перекликаясь с ребенком, побуждать его отвечать на разные интонации голоса взрослого.
     
      Развитие предпосылок активной речи:
      — развивать и поддерживать стремление детей вступать в контакт с окружающими взрослыми и детьми, используя игры: «Идет коза рогатая», «Догоню-догоню», «Сорока-белобока», «Прятки».
     
      Развитие действий с предметами;
      учить по показу и слову, а затем только по слову выполнять действия, соответствующие свойствам предметов катать мяч, вынимать из коробки и вкладывать в нее предмет, открывать коробку н т.д. (с 6 мес.);
      - действовать с предметами: осматривать, перекладывать из руки в руку, размахивать, бросать, постукивать. Выполнять действия, отражающие свойства предметов: сжимать резиновую игрушку, катать шарики, мячи, вкладывать (вынимать) мелкие предметы в более крупные (кубики в корзину). Выполнять «ладушки» подавать руку, предметы, садиться, вставать по слову взрослых. Пританцовывать в связи с музыкой.
     
      Развитие движений
      От 5—6 до 9—10 мес. Активно ползать. Вставать на четвереньки. Вползать и сползать по скату горки.
      7—8 мес. Сидеть при поддержке за обе руки и одну. Самостоятельно садиться из лежачего положения и ложиться из сидячего положения. Сидеть без поддержки.
      9—10 мес. Стоять при поддержке за обе руки. Переступать при поддержке подмышки. Переступать при поддержке за обе руки. Вставать и опускаться, придерживаясь руками за опору. Стоять при поддержке за одну руку. Ходить, придерживаясь руками за опору.
     
      Музыкальное воспитание
     
      Групповые игры-занятия с детьми от 5—6 до 9—10 мес.Приучать детей на занятиях слушать низкое и высокое звучание колокольчиков, плясовые и спокойные мелодии, исполняемые взрослыми. Организовать наблюдения за движениями взрослого под музыку с флажком, бубном и т. д.; учить детей эмоционально откликаться на пенке взрослого, звучание музыкальных инструментов.
      Учить выполнять совместно со взрослым под его пение ритмичные движения: поднимать и опускать руки (8-9 мес.), слегка приседать, сгибая и разгибая ноги в коленях.
      По собственной инициативе дети могут выполнять простейшие движения: помахивать рукой, звенеть погремушкой, хлопать в ладоши на плясовую музыку.
      Репертуар: «Ладушки», муз. 3. Левиной, сл. Т Мираджи; «Погремушка», укр. нар. мелодия, обработка М. Раухвергера; «Из-под дуба», рус. пар. мелодия: «Флажок», муз. Е. Геличеевой; «Петушок», рус. нар. песня, обработка М. Красева; «Флажок», муз. М. Иорданского; «Ах ты, береза», рус. нар. мелодия; «Мы поем», «Маленькие ладушки».
     
      Индивидуальные игры-занятия с детьми от 9—Ю мес. до 1 года
     
      Развитие воспитания:
      — продолжать совершенствовать зрительные, осязательные и слуховые ориентировки, учить находить по слову взрослого из 5 8 знакомых игрушек одну (куклу, мишку, собачку, зайца, не тушка и т. д.) (с 9 мес.), узнавать на картинке знакомые предметы, различать близких взрослых и детей (10 мес.).
     
      Развитие речи:
      — обогащать пассивный словарь детей (с 9 мес.);
      — закреплять умение находить предмет по слову взрослого, выполнять определенные движения и действия с ними, простые поручения: «Открой-закрой», «Сними-надень», «Дай куклу», «По корми куклу» (собаку) и т. д. (с 10 II мес.);
      — учить понимать слова «можно», «нельзя», «хорошо», «плохо» (10— 11 мес.);
      — учить по просьбе взрослого показывать, а позднее и называть игрушки, различные по внешним свойствам, по имеющие одно и то же словесное обозначение, например: кукла (резиновая, целлулоидная, мягко набивная и т. п.) (с 10 мес.);
      — вызывать у детей подражание не только знакомым звукам и словам, но и новым;
      - добиваться, чтобы ребенок при общении пользовался не только мимикой и жестами, по и словами или осмысленными звукоподражаниями («им-ам», «бай-бай») и др.;
      — учить произносить слова, обозначающие знакомые предметы и действия;
      — продолжать знакомить детей с именами окружающих взрослых и детей, используя игру в «Прятки».
      Уметь активно действовать с предметами, достигая определенного результата: вкладывать один предмет в другой, открывать и закрывать крышку коробки, надевать кольца на стержень и снимать их, ставить один предмет на другой (кубик на кубик и т. п.). Достигать самостоятельности в практических действиях, занятости и активности ребенка в действиях с игрушками. Выполнять несложные плясовые движения на музыку веселого и спокойного характера.
      Проводить игры-развлечения с целью вызвать у детей смех, звуки, оживленные движения: «Прятки», «Коза рогатая», «Сорока-белобока», «Поехали-поехали», «Догоню-догошо», играть в мяч.
     
      Развитие движений
      От 9—10 до 12 месяцев. Совершенствоваться в ранее освоенных движениях: ползать, вползать и опускаться по скату горки, приседать и вставать, взбираться на невысокие предметы (ящики) и спускаться с них, переползать через бревно; вставать и садиться, не придерживаясь руками за опору. Стоя, наклоняться и выпрямляться
      Овладевать самостоятельной ходьбой, переходить от одного предмета к другому. Придерживаясь руками за опору, приподниматься и опускаться по ступенькам и скату горки. Ходить в указанном взрослым направлении («иди ко мне», «принеси куклу»). Ходить за каталкой.
     
      Групповые игры-занятия с детьми от 9—10 мес. до 1 года
     
      Совершенствовать умения детей сосредоточенно смотреть и слушать взрослого при показе игрушек и действий с ними.
      Для развития понимания речи, ориентировки в окружающем, подражания звукам и действиям: показ плавающих, сюжетных игрушек в действии (собака, кошка и др.), игрушек, расположенных в разных местах, показ домашних животных (котенка, щенка) (11 — 12 мес.). Для развития целевых действий с предметами и мелкой моторики рук проводить игры «Пальчик-мальчик», «Сорока-сорока», катание шариков, нанизывание колец на стержень: учить разбирать и собирать матрешку, класть кубик на кубик, разбрасывать и собирать кольца, шарики.
     
      Музыкальное воспитание:
      Групповые игры-занятия с детьми от 9—10 месяцев до 1 года
     
      Учить внимательно слушать пение взрослого, исполнение народных мелодий на различных музыкальных инструментах: триоле, губной гармошке, металлофоне.
      Побуждать детей по-разному, эмоционально реагировать иа мелодии спокойного и плясового характера, слушать песни, сопровождаемые показом игрушки (петушок, собачка).
      Учить детей эмоционально отзываться на игровые действия (•■Идет коза рогатая», «Сорока-сорока» и др.), отвечать на музыку плясового характера, самостоятельно, хлопая в ладоши, помахивать руками, приплясывать, ударяя по бубну, переступать ногами, держась за руки взрослого, слушая мелодию марша.
      Репертуар: «Дай ладошечку», рус. нар. мелодия, обработка М Раухвергера: «Маленькая кадриль», муз. М.Раухвергера; «Полянка», рус. нар. мелодия, обработка Г.Фрида; «Топ-топ», муз. М Красева, ел. М.Чарной; «Утушка луговая», рус. нар. мелодия.
      Игры-занятия для детей каждого возрастного периода еженедельно повторяются до усвоения и закрепления детьми того или иного умения, после чего усложняются.
     
     
      ВТОРАЯ ГРУППА РАННЕГО ВОЗРАСТА
     
      Характеристика детей второго года жизни. На втором году жизни у ребенка повышается работоспособность, в связи с чем увеличивается длительность отрезков активного бодрствования. Йа втором году жизни ребенка быстрыми темпами продолжается его физическое и психологическое развитие.
      Масса тела двухлетнего ребенка в среднем достигает 12—12,7 кг, рост 85-86 см. К концу второго года у него насчитывается уже 20 молочных зубов. Ребенок становится физически более крепким, подвижным. Умение самостоятельно ходить является предпосылкой более сложных видов основных движений, расширяет возможности взаимодействия детей с окружающей действительностью, что оказывает существенное влияние на развитие их центральной нервной системы. К двум годам дети должны играть с мячом, подниматься и опускаться по скату, взбираться по лесенке на горку, сходить с нее; ползать, перелезать, лазать по шведской стенке, ходить по ограниченной поверхности, перешагивать через препятствия; возить тележки, автомобили; носить, усаживать и укладывать крупные мягкие игрушки. Второй год жизни ребенка делится на 2 этапа; первый от I года до 1,5—1,6 мес. и второй от 1,5—1,6 мес. до 2-х лет, каждый из них имеет свои особенности в развитии.
      В возрасте от I года до I года 6 мес. наиболее интенсивно развивается понимание речи, совершенствуется возможность речевого подражания, усложняется лепет, расширяется активный словарь, достигая к полутора годам 30- 40 слов и более.
      В возрасте от 1 года 6 мес. до 2-х лет идет активное развитие речи. К 2-м годам активный словарь ребенка достигает 200 -300 слов. В речи появляются формы множественного числа, ряд падежей имен существительных, повелительное наклонение, прошедшее и будущее время глаголов.
      Слово взрослого становится действенным средством организации поведения ребенка.
      Ребенок второго года жизни эмоционально отзывчив на музыку, художественное слово, по-разному реагирует на музыку плясового и спокойного характера, у детей появляются простейшие певческие интонации, они подпевают взрослым, развивается способность движения с музыкой, появляется элементарная ритмичность, разнообразные виды движений под музыку.
      Появляются простейшие взаимоотношения с другими детьми.
     
      Задачи воспитания. Продолжать укреплять здоровье детей, закаливать их организм, развивать основные виды движений. Создавать условия, способствующие развитию двигательной активности, поддерживающие бодрое состояние детей, предупреждать утомление детей.
      Развивать мелкую мускулатуру пальцев. Формировать навыки ориентировки в пространстве, развивать некоторые умения двигаться и действовать совместно с другими детьми. Воспитывать заинтересованное отношение к умению двигаться самостоятельно.
      Формировать простейшие навыки самообслуживания, аккуратности, опрятности к своему внешнему виду и соответствующего отношения к окружающим предметам. Продолжать осуществлять сенсорное воспитание.. Совершенствовать зрительное, слуховое, осязательное восприятие, формировать простейшие представления об окружающих предметах и явлениях иа примерах правильного материалистического отображения действительности. Формировать интерес к жизни растений и животных, воспитывать доброжелательное отношение к ним, эстетическое восприятие природы.
      Приучать действовать с предметами домашнего обихода и игрушками в соответствии с их особенностями и назначением.
      Продолжать развивать у детей память, элементарную познавательную деятельность, обогащая связи с окружающей средой, воспитывать внимание.
      Расширяя ориентировку в окружающем, обогащать понимаемый и активный словарь, развивать потребность детей в речевом общении. Учить понимать слова, обозначающие название предметов, их качества, действия; простые предложения, небольшие рассказы. Приучать внимательно слушать речь взрослого, выполнять словесные поручения. Развивать умение выражать словами, а штем короткими предложениями свои мысли и желания, отвечать иа вопросы взрослого.
      Развивать у детей способность подражать действиям взрослого с игрушкой. В повседневной жизни формировать навыки культуры поведения.
      Постоянно формировать положительные привычки у детей, воспитывать элементарные нормы и правила поведения, элементы послушания. Продолжать создавать у детей предпосылки положительных черт характера. Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и детям, побуждать к сочувствию и отзывчивости к сверстникам, взрослым.
      Формировать умение выполнять простые трудовые поручения. Развивать у детей первичное эстетическое воспитание при рассматривании иллюстраций в книгах, обращать внимание на сочетание цветов, красочность образов. Продолжать развивать эмоциональный отклик на интонационную выразительность речи воспитателя.
      Развивать интерес к музыке, поддерживать возникающее при ее слушании радостное пютонние. Побуждать к подражанию певческих интонации взрослого, к простейшим ритмическим движениям под музыку.
     
     
      ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
     
      Особенности нервной системы детей первого и второго полугодий второго года жизни обусловливают различия в режиме жизни детей этих возрастных подгрупп.
      Дети в возрасте от 1 года до 1 года 6 мес. спят днем 2 раза, а после 1 года 6 мес.— 1 раз. Поэтому, воспитываясь водной группе, они живут по двум разным режимам, при этом сон детей младшей подгруппы частично совпадает с бодрствованием детей старшей подгруппы, одновременно дети бодрствуют относительно короткое время. Это дает возможность полнее удовлетворить возрастные и индивидуальные потребности ребенка, проводить занятия с небольшими подгруппами, обеспечить индивидуальное общение с детьми, больше уделить внимания каждому ребенку.
      Кормят, умывают, одевают и раздевают детей постепенно, небольшими группами, по мерс их прихода из дома, возвращения с прогулки или пробуждения после дневного сна, учитывая, что дети еще не самостоятельны, не сразу овладевают необходимыми умениями и навыками. Одевание на прогулку и раздевание после нее организуются с половиной детей данной возрастной группы, остальные в это время играют. По окончании указанных процессов дети начинают играть, не дожидаясь остальных.
      Примерный режим дня...


      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

ТРУДИМСЯ ДЛЯ ВАС, НЕ ПОКЛАДАЯ РУК!
ПОМОЖИТЕ ПРОЕКТУ МАЛОЙ ДЕНЕЖКОЙ >>>>

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

 




Борис Карлов 2001—3001 гг. = БК-МТГК = karlov@bk.ru