ОГЛАВЛЕНИЕ
К тем, кто будет обучаться по нашей «Книжке с нотами». ГЛАВА ПЕРВАЯ Подготовься к игре на фортепиано: познакомься с инструментом и... со своими пальцами § 1. Вслушайся в звуки фортепиано 4 § 2. Вглядись в клавиатуру и поиграй в прятки — поищи черные клавиши 4 § 3. Посылаю приказы своим пальцам 4 § 4. Знакомлюсь с белыми клавишами 4 ГЛАВА ВТОРАЯ Шаги, которые слышны в музыке. И не только в ней! § 5. Играю в четыре руки и записываю шаги 5 § 6. «Медведь», или Совсем другие шаги 6 § 7. «На качелях», или Покачиваюсь на черных клавишах 6 § 8. «Ходит слон», или Слышны ли в стихотворении шаги 7 ГЛАВА ТРЕТЬЯ О звуках коротких и долгих, а также о тишине, которую надо слушать § 9. «Звонкая песенка», или О разных палочках и о перекладинке 8 § 10. «Раз, два — острова», или Первое занимательное упражнение 9 § 11. Как прочесть ритмический рисунок? ю § 12. «Калинка», или Читаю ритмический рисунок и аккомпанирую ю § 13. Я снова читаю ритмический рисунок, или Умеют ли пальцы говорить? 11 § 14. «Топи, топи, тошки», или Аккомпанирую белыми квинтами 13 § 15. «Сорока, сорока», или Я играю мелодию, а мне аккомпанируют 13 § 16. «У медведя во бору», или Подбираю мелодию и присочиняю аккомпанемент 14 § 17. «Маленькая Юлька», или Аккомпанирую короткими и долгими звуками, восьмыми и четвертями 14 § 18. Видна, но не слышна! А слушать надо. Кто она? 15 § 19. Пауза-неслышинка в стихотворении 16 § 20. «Гуси летят», или А где же здесь пауза? 17 § 21. Слушаю (!) паузу, или Играю танец 17 § 22. «Белка пела и плясала», или Пауза в моем аккомпанементе 18 § 23. «Во поле береза стояла», или Пою сам себе аккомпанирую черными квинтами и прислушиваюсь к паузам 19 ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Несколько дополнительных занимательных упражнений § 24. «Радуга-дуга», рисую ее в воздухе 20 § 25. Моя рука скачет, как мячик! 20 § 26. Песенка-упражнение 20 § 27. «Старый краб», или Еще одно занимательное упражнение на столе 21 § 28. Упражнение «Кузнечик» 21 ГЛАВА ПЯТАЯ Почему на клавиатуре нельзя заблудиться? Почему звуки записываются на линейках? Много ли их нужно? § 29. На клавиатуре строгий порядок 21 § 30. Я записываю звуки 22 § 31. Чудеса из трех звуков на трех клавишах 23 § 32. «Кукушка дразнит Катеньку», или Читаю ноты и играю в три руки 25 § 33. Записываю три звука 25 § 34. Для чего понадобилось пять линеек, или Читаю ноты на нотном стане 26 § 35. Играю по нотам «Ладушки» 26 § 36. Подбираю, записываю и читаю по нотам 27 ГЛАВА ШЕСТАЯ Для волшебных ключа и ДО на добавочной линейке § 37. Три палочки-выручалочки 29 § 38. Читаю и играю по нотам 30 ГЛАВА СЕДЬМАЯ Вверх и вниз к черной клавише. Ищу-слушаю опору-тонику § 39. Поднимаюсь к черной клавише 32 § 40. «Я коза злющая», или О тонике и снова об аккомпанементе квинтами 32 § 41. «Пастушок мой милый», или Может ли быть в песне несколько тоник? 33 § 42. «Коза рогатая» 34 § 43. Играю в четыре руки польку 35 § 44. Что такое бемоль? 35 ГЛАВА ВОСЬМАЯ О тяжелых и легких шагах, о такте и о размере. В мире затактов § 45. Стишок и две песенки про заиньку, или Тактовая черта, зачем она? 36 § 46. «Ку-ка-ре-ку» и «Ку-ку», или Мир затактов 37 § 47. «Где ты был, мой баран?» или О «мелодических кубиках», а также о доминанте 38 ГЛАВА ДЕВЯТАЯ О более долгой ноте (половинной) и более короткой паузе (восьмой) § 48. Чему может научить прибаутка? 39 § 49. Вслушиваюсь в половинную ноту и присочиняю аккомпанемент 40 § 50. Две пьесы и в обеих — половинные паузы 41 § 51. «Разговор с утенком», или Короткая пауза 42 § 52. «В траве сидел кузнечик» (ансамбль), или Аккомпанирую, слежу за короткой паузой, перебрасываю левую руку через правую 42 § 53. «Мы делили апельсин» (ансамбль), или Внимание! «Трудная» пауза! 43 ГЛАВА ДЕСЯТАЯ О лиге, об отрывистых и протяжных звуках, об ударениях § 54. Лига. О чем она говорит? 44 § 55. «Песня про Дрёму». Знак повторения 45 § 56. Лиги в аккомпанементе. Играю аккомпанемент тихо, пиано 46 § 57. «Мама, мама, мамочка», или Лиги в мелодии 47 § 58. Игрушечный краковяк 47 § 59. «Как по морю, морю синему», или Маленькие лиги в мелодии 48 ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ Для чего один волшебный ключ уступает место другому? § 60. Обе руки играют в басовом ключе 48 § 61. Обе руки играют в скрипичном ключе 50 ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ Мажор или минор. Что это значит? § 62. Сказка о Третьей Ступеньке, хозяйке света и тени 52 § 63. Веселая песенка «Путешествие вокруг горы» 54 § 64. «Кисонька» 55 § 65. Будто играю на кантеле, или Снова минор — мажор 56 § 66. «Маленькие негритята», или Я играю только на черных клавишах 56 ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ Одна сильная! А сколько слабых? § 67. Шуточная песня, очень похожая на вальс 57 § 68. «Песня возчика», или Сколько шагов-четвертей в каждом такте 58 § 69. «Дуда-веселуха» и «Я тетерку пасу», или И похоже, и непохоже! 59 § 70. О трех больших шагах и трех маленьких шажках во ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ О разных созвучиях. Вслушайся в них! Почувствуй их в руке! Вглядись в их запись! § 71. Сказка с вопросами и ответами, упражнениями и паузами 61 § 72. Маленький танец для трех труб 64 § 73. Играю Маленькую польку 65 § 74. «Лили, лили, мой малыш» (литовская колыбельная), или Пою и аккомпанирую себе разными созвучиями 66 § 75. «Кошку девочка бранила» (этюд-песенка), или Снова в аккомпанементе созвучия 66 § 76. Армянская песня-танец 67 § 77. Можно ли на фортепиано изобразить курочку? 68 § 78. Досочиняю песню! 69 § 79. Я задаю темп в танце 69 ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ Лесенка звуков — клавиша за клавишей, ступенька за ступенькой § 80. Я играю длинные звукоряды — гаммы, или Зачем диезы и бемоли стоят при ключе? 71 ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ О самой обыкновенной точке. Что это? Знак стаккато? Не только! § 81. «Жук и мушка» 72 § 82. Колыбельная синичке 74 § 83. «Спят усталые игрушки» 75 § 84. «Березка» 76 i § 85. Французская народная песня 77 § 86. Танец, или Играю джазовую мелодию 78 § 87. «Как. у дедушки Петра» 79 § 88. Венгерская народная песня 80 § 89. «Шарманщик» 80 § 90. «У ворот сосна раскачалася», или Как сочиняют народную песню 81 § 91. «Заплетися, плетень, заплетися», или Досочиняю песню 83 ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯ Одни спрашивают, другие отвечают § 92. Грузинская песня 83 § 93. Слушаю протяжные звуки 84 § 94. «Ау», или Досочиняю второй голос! 85 § 95. Один голос подражает другому 86 § 96. «Спи, усни», или Один голос вторит другому 87 ГЛАВА ВОСЕМНАДЦАТАЯ Шестнадцатые? Что это значит? § 97. Большой барабан разговаривает с маленькими барабанчиками 88 § 98. «Зеленейся, зеленейся», или Внимание: шестнадцатые! 89 § 99. Стучу в дверь, аккомпанирую и пою, или «Песенка серого волка» 89 § 100. «Веселый хоровод», или И песенка и упражнение 91 § 101. Мальчики поют и маршируют 91 § 102. Колыбельная, или Аккомпанирую пению 92 § 103. Старинная французская песня 93 ГЛАВА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ Танцы и марш, рассказ и музыкальные картинки § 104. Танец, где с притопами, а где и без них 94 § 105. Игрушечный м,арш, или Играем попеременно — я и учитель 95 § 106. Снова о «мелодических кубиках», а также и о квинтах 96 § 107. «ёжик». Слышно ли в музыке, что он колючий? 96 § 108. Танец-шутка, или Скучная мелодия становится веселой и занимательной 97 § 109. «Заяц с Медведем на базар идут» 99 § 110. Маленький танец с поклонами юо § 111. «Шутка» юо § 112. Трепак 101 § 113. Менуэт 102 ГЛАВА ДВАДЦАТАЯ Пусть мои пальцы и руки станут ловкими и подвижными! § 114. Этюд со множеством превращений юз § 115. Снова превращаю песенку в этюды-танцы 105 § 116. Этюд «Прыгающие лягушки», или Прыгающие доминантовые звуки 106 § 117. А какие превращения внести в этот этюд? 107 § 118. Этюд «Завиток» 107 ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ Голоса беседуют друг с другом, перекликаются, звучат вместе и попеременно § 119. Вопросы и ответы, или Солист и хор из четырех голосов 108 § 120. Далеко в ночной тиши разносится песня 109 § 121. Перекличка, или Одни голоса спрашивают, другие отвечают по § 122. «Не кукуй, кукушечка», или Вслушиваюсь в два голоса песни ill § 123. «Репка, репонька», или Песенка с отыгрышами 112 § 124. «Ходит сон у окон» 113 § 125. В характере эстонской народной песни 114 ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ Снова играю мари1и, танцы и маленькие картинки § 126. Маленький старинный немецкий марш 115 § 127. Чешский танец пб § 128. Бурре § 129. «Лягушка», или В стране квакающих секунд П8 § 130. Марш и песенка матросов 119 § 131. «Дождик, дождик кап да кап», или Детская песенка с одной вариацией 120 § 132. Куранта (старинный танец) 121 ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ Играю и сочиняю этюды § 133. Как из аккордов сочинить разные этюды? 122 § 134. Два этюда под названием «Отвинчиваем и завинчиваем» 123 § 135. Из руки в руку (этюд) 124 § 136. «Мячик», или Этюд в мажоре и миноре 125 § 137. Этюд-песня, или Учусь подменять один палец другим 126 § 138. Этюд-картинка «Мышка» 126 § 139. Одна рука важно вышагивает, а другая прыгает 127 § 140. Частушка (этюд) 128 § 141. Этюд с одним превращением 129 § 142. Этюд с украшениями 130 ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ Учусь «петь» на фортепиано. Пою песни и аккомпанирую § 143. «Я так устал», или Слышны ли в мелодии слова? 131 § 144. «Слон», или Играю и пою колыбельную 132 § 145. «Вставайте, люди русские» 133 § 146. Насвистываю веселую песенку, или Подбираю сразу двумя руками 135 § 147. Колыбельная, но на этот раз зверям, птицам и даже... стрекозе и муравью 136 § 148. Придумываю к песне разный аккомпанемент 137 § 149. «Печальная», или Одна левая рука и мелодию ведет и аккомпанирует 138 § 150. «Есть часы во всех домах» 138 § 151. «Мне грустно. Отчего бы?» 139 § 152. Старинная французская песня 140 ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЯТАЯ Новые фортепианные краски § 153. «Горн и эхо в горах», или Фортепианные отзвуки 142 § 154. Песня-этюд, или Нахожу новые звуковые краски 142 § 155. «Идет бычок, качается...» 143 § 156. «Звоны», или Я играю с педалью 144 § 157. Тихо падает капля за каплей 144 ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ШЕСТАЯ Играю большие пьесы § 158. Песенка маленьких часиков 145 § 159. Контрданс 146 § 160. Тамбурин (отрывок) 147 § 161. Чиполлино поет печальную песню 148 § 162. Менуэт 150 § 163. Полька (отрывок) 151 § 164. Рондо 152 § 165. Тема с вариациями и заключением 154 § 166. «Наш край» 156 Объяснительная записка к «Книжке с нотами» (для педагогов) 158 Разъяснения к отдельным главам 162 Основная задача, которую поставили перед собой авторы — профессор Л. А. Баренбойм и педагог М. Н. Перунова, — пробудить в ребенке музыканта-художника, развить способности и желание вслушиваться в музыку и размышлять о ней.
KOHEЦ ГЛАВЫ И ФPAГMEHTA КНИГИ
|
☭ Борис Карлов 2001—3001 гг. ☭ |