На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Работы по металлу. Леонтьев П. В. — 1956 г

Павел Васильевич Леонтьев

РАБОТЫ ПО МЕТАЛЛУ

*** 1956 ***


DjVu



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3
Глава I. Металлы и их свойства 10
Глава II. Литейные работы 18
Глава III. Кузнечные работы 44
Глава IV. Слесарные работы 58
Глава V. Токарные работы 106
Глава VI. Жестяницкие работы 135
Глава VII. Работы с проволокой 149

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..




Если решено изготовить даже очень простую вещь, например слесарный молоток, то надо делать его по чертежу, который берется готовым или исполняется юным мастером.
      Рассмотрим чертеж слесарного молотка с квадратным бойком (рис. 1). Так обычно изготовляют все технические чертежи, — дается два или три изображения (проекции) детали — сбоку, сверху и спереди.
      В нашем примере изделие несложно и его форма вполне понятна по двум проекциям. Толстыми сплошными линиями изображены видимые контуры детали, пунктирными — внутренние, невидимые. Все размеры даются в миллиметрах и чистые, соответствующие величине готовой детали. Если перед цифрой стоит буква ?, это значит, что здесь проставлена величина радиуса. Значком 0 обозначают диаметр. Треугольнички (могут быть и другие значки) указывают на чистоту обработки поверхности. Значения их таковы:
      — необработанная, но ровная поверхность;
      Г — грубая поверхность после обработки зубилом или крейцмейселем;
      V—поверхность после обработки драчевым напильником, черновым резцом, сверлом;
      VV — поверхность обработана личным напильником, чистовым резцом, развёрткой;
      VVV чистая поверхность, полученная опиловкой бархатными напильниками крупных номеров, шабрением, развертыванием, а при работе на станках — шлифованием, развертыванием; VVVV “ высший класс обработки поверхности, получается путем шлифовки очень мелкими бархатными напильниками с маслом и мелом. Эта же степень точности получается в результате доводки и притирки.
      Размеры многих изделий, приведенных в книге, невелики. Поэтому их чертежи удобнее всего делать в натуральную величину. Однако колпак фотоувеличителя или полозья финских саней удобнее изобразить уменьшенными в несколько раз.
      Отношение величины предмета в натуре к его величине на чертеже называется масштабом. Условное обозначение масштаба надписывается так: М 1 :3. Это значит, что изображение детали уменьшено в три раза. Мелкие детали удобнее вычерчивать в увеличенном виде.
      Рис. 1. Чертеж слесарного молотка с квадратным бойком. Справа — готовый молоток.
      Разобравшись в чертеже, следует выяснить, какой материал потребуется для работы.
      Молоток изготовляется из углеродистой стали У7 — У8; ручку лучше всего сделать из рябины, бука, клена. Клинышек, которым закрепляется насаженный на ручку молоток, может быть деревянным или металлическим. Значит, нужно подобрать заготовки: для молотка — брусок углеродистой стали размером 18X18X84 мм (с припуском на обработку), для ручки — прямослойный брусок без сучков и трещин, из рябины, клена, бука, 15X25X350 мм. Клинышек можно сделать из этого же бруска.
      В заключение юному мастеру следует учесть виды работ при изготовлении детали и инструмент, необходимый для этого.
      Детальная подготовка, обсуждение неясных частей плана с руководителем или старшими кружковцами избавит юного мастера от возможных ошибок в работе, которые могут привести к порче материала.
      Порядок на рабочем месте, хранение инструментов и материалов
      Когда план готов, можно начинать работу. Чтобы она шла успешно, необходимо придерживаться определенных правил. Прежде всего нужно установить порядок на рабочем месте, будь то верстак ийи уголок стола, а также в местах хранения инструментов и материалов.
      На рабочем месте должно быть только то, что необходимо сейчас для работы. Лишний инструмент нужно сразу же сдавать руководителю или старосте кружка, убирать в инструментальный шкафчик, на полки, чтобы не загромождать верстак. Инструмент нельзя держать навалом на верстаке и из кучи вытаскивать молотки, напильники, зубила, измерительный инструмент. И времени на поиски уходит много, и инструмент портится от такого обращения. Его нужно разложить так, чтобы было удобно брать.
      Первое правило — необходимый инструмент на рабочем месте должен лежать в определенном порядке.
      Второе правило —на рабочем месте не должно быть лишнего материала.
      Третье правило — рабочее место нужно содержать в чистоте, убирать отходы. Если приходится делать работу, которая может повредить поверхность верстака, нужно подложить доску, металлическую плиту.
      Хранить инструмент надо так, чтобы его удобно было доставать и чтобы он не портился. Для этого нужно устроить удобные шкафчики, полочки, стойки с отдельными гнездами для каждого инструмента.
      Такой же порядок должен быть и для материалов, основных и вспомогательных. Основными материалами юного металлиста будут: жесть, куски цинка, свинца и других цветных металлов, различные трубки, сортовое железо, проволока и другие.
      Понадобятся и вспомогательные материалы: земля для формовки, лаки, краски, шкурка, крепёжный материал: болты, гайки, заклёпки и многое другое.
      Всё это должно быть в порядке, чтобы в любой момент можно было без труда достать то, что необходимо.
      Листовой металл нужно сортировать по величине, толщине и материалу: отдельно алюминиевые или латунные листы, отдельно жесть. Для хранения болтов, гаек, заклепок нужно иметь коробочки или ящички с отделениями, где каждый размер имел бы свое место.
      Условия работы, меры предосторожности
      Кроме организации рабочего места, необходимо помнить и выполнять некоторые правила, относящиеся к самому мастеру во время работы. Рабочая поза и умение правильно держать инструмент, темп работы, меры предосторожности, хорошее освещение — всё это очень важно.
      Высота рабочего стола должна быть по росту мастера. Она определяется следующим способом: встав к верстаку, нужно согнуть руку в локте так, чтобы локоть лежал на верстаке (или на губках тисков, если определяется их высота), а концы вытянутых пальцев упирались в подбородок.
      Работать на слишком высоком или слишком низком верстаке нельзя. Такая работа в ненормальных условиях, особенно в детском возрасте, может вызвать различные изменения в организме и даже заболевания.
      Очень важно, чтобы рабочее место было хорошо освещено. Лучше всего, если свет падает сверху, спереди и немного слева. Электролампу нужно снабдить абажуром, который закрывает от прямого света глаза работающего. Лампочка в 25 вт дает достаточно света, если она находится на расстоянии 70 см от рабочего стола. Мелкие, точные работы требуют более сильного освещения.
      При дневном освещении нужно, чтобы стол был удален от окна не дальше, чем на высоту окна. Если это расстояние больше, освещение будет недостаточным. Наряду с правильным освещением места работы, надо следить за тем, чтобы в помещении был всегда чистый воздух; помещение надо хорошо проветривать, убирать пыль и грязь и по возможности не загромождать. Во время физической работы организм нуждается в усиленном притоке свежего воздуха.
      Кроме того, юный мастер должен соблюдать подходящий для него темп работы. Не следует перенапрягаться, лучше всего работать без спешки, ровно, всё время дыша полной грудью. Полезно устраивать коротенькие передышки через каждые 30—45 минут. Ровный темп работы, без усиленного напряжения, будет наилучшим.
      Чтобы не поранить себя, нужно соблюдать правила пользования инструментом. Особенно внимательным нужно быть со всякими режущими инструментами и механическим оборудованием.
      Общее правило: не держать руки перед инструментом. Напильник следует держать двумя руками, зажимая обрабатываемую деталь в тиски. При пользовании ножницами для резки металла левую руку следует держать подальше от режущих частей, а отре-
      заемый кусок отгиоать так, чтобы не поранить правую руку заусеницами. Молоток должен прочно сидеть на рукоятке, чтобы он не соскакивал при ударе. Молотком с изношенным бойком пользоваться нельзя. При ударе такой молоток может соскользнуть и поранить руку. Особенно внимательным нужно быть при работе на станках. Работа на механическом оборудовании без наблюдения руководителя запрещается. Вращающиеся части станков, шестерни, шкивы с ременной передачей закрывают железными кожухами, решетчатыми съемными ограждениями.
      Одет юный мастер должен быть так, чтобы его одежда не могла быть захвачена движущимися частями станка.
      Работая на токарном, фрезерном и других станках, следует пользоваться защитными очками или козырьком и ни в коем случае не держать лицо вблизи обрабатываемой детали. Эти же меры предосторожности следует соблюдать при заточке инструмента на электроточиле.
      Так же внимательно нужно следить и за исправностью электрооборудования. В случае каких-либо повреждений нужно немедленно выключить станок и сказать о неисправности преподавателю.
      Самостоятельно исправлять повреждения запрещается.
      Однако даже с опытным и осторожным мастером может произойти несчастный случай, ранение. Поэтому в мастерской должна быть на всякий случай маленькая аптечка. Иод, бинты, вату, кровоостанавливающие средства — всё это нужно иметь в специальном шкафчике или коробке.
      Последнее замечание касается чистоты рук, лица и одежды. Для работы нужно иметь халат, комбинезон или передник. Руки во время работы вытирать тряпками, ветошью.
      Кончив работу, надо прибрать все инструменты, убрать изделия и материалы на место, привести в порядок верстак и помещение, вычистить одежду, вымыть руки с мылом и щеткой. Руки, запачканные краской, сажей, металлической пылью, можно сначала растереть маслом или вазелином, а потом насухо вытереть и вымыть теплой водой с мылом.
      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

 

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.