Конструкция радиоуправляемой модели автомашины-самоовала была разработана в радиолаборатории Саратовского дворца пионеров. Модель экспонировалась на Всесоюзной сельскохозяйственной и промышленной выставке. На 13-й Всесоюзной выставке творчества радиолюбителей-конструкторов она удостоена диплома первой степени. В брошюре нет подробного описания конструкции ходовой части, механизмов поворота машины и подъёма кузова, устройства реле и т. д. ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Управление моделью осуществляется с помощью ультракоротковолнового радиопередатчика и двух таких же радиоприёмников. Вся радиоаппаратура работает на двух фиксированных частотах — 38 и 40 Мгц (мегагерц). Команды-импульсы (предварительная и исполнительная команды) подаются с пульта управления, снабжённого двумя кнопками. Модель выполняет девять команд: ход вперёд и назад, поворот направо и налево, подъём и опускание кузова, включение фар, подача звукового сигнала, команда «стоп». На самосвале установлены три электродвигателя: 1) ведущий, 2) для управления механизмами поворота, 3) для подъёма кузова. Электродвигатели, пятнадцать реле и шаговый распределитель (искатель) питаются от двух 24-вольтовых аккумуляторов типа 12А-10. Специальный щиток, установленный на самосвале, позволяет заряжать аккумуляторы, не снимая их с модели. Радиоприёмники получают питание от аккумулятора напряжением 1,2 вольт и от анодной батареи типа БАС-80. Вес самосвала с источниками питания около 90 кг. Длина самосвала 1760 мм, ширина 650 мм, высота 570 мм. Скорость движения 2,5 — 3 км/час. На постройку и эксплуатацию ультракоротковолнового радиопередатчика для управления моделью нужно получить разрешение Государственной инспекции электросвязи. УПРАВЛЕНИЕ САМОСВАЛОМ Анодное напряжение на лампу 6ПЗС подают, нажав на пульте управления кнопку предварительной команды. При этом передатчик излучает импульс на частоте 40 Мгц. В схему этого приёмника включено очень чувствительное поляризованное реле. Под действием импульсов оно срабатывает и включает электромагнит вторичного, менее чувствительного реле, которое в свою очередь включает электромагнит шагового распределителя. Сколько раз будет передан импульс, столько раз и сработает шаговый распределитель. При этом на лобовом стекле загораются лампочки, сигнализирующие, что бегунок шагового распределителя находится на контакте цепи реле той или иной команды. (Продолжение на 3-й странице обложка) КОНСТРУКЦИЯ САМОСВАЛА Рама (рис. 2) самосвала собрана из дюралевых угольников размером 50X50 мм, соединённых болтами с гайками. Болты можно заменить заклёпками. Капот (рис. 3) и кузов (рис. 4) сделаны из листового миллиметрового дюраля и соединяются болтами. В переднюю часть капота вставлены велосипедные фары. Основной механизм управления установлен под капотом самосвала на панели, подвешенной па пружинах. Это сделано для того, чтобы механизм как можно меньше сотрясался при движении модели. Панель (шасси) сделана из гетинакса. На ней располагаются два радиоприёмника, их первичные п вторичные реле, шаговый распределитель и все силовые реле, кроме реле хода назад. Примерное расположение деталей на панели показано на рис. 5. Большинство соединений между перечисленными агрегатами сделано в «подвале» шасси, то есть под панелью. Там же смонтирозаны переменные сопротивления, развязочные и блокировочные конденсаторы и сопротивления, реостаты приёмников и выключатель питания. АППАРАТУРА ПРИЁМА И ИСПОЛНЕНИЯ КОМАНД Схема этой аппаратуры дана на рис. 1. Радиоприёмники собраны по сверхрегенеративной схеме и работают на пальчиковых лампах типа 2П2П. Собраны они на шасси из органического стекла (рис. 6). Схемы приёмников и размеры их деталей заимствованы из журнала «Крылья Родины», № 5 за 1953 г. Приёмник № 23 настроен на частоту 40 Мгц. а приёмник Mb 24 — на 38 Мгц. Бескаркасные катушки L\ и Lб, аз также Ц п L6 намотаны тта каркас из гетинакса диаметром 18 мм, длиной 16 мм, разделёшный на две секции. В первой секции наматывается 800 витков, а во второй — 900 витков провода ПЗ диаметром 0,1 мм. Дроссели высокой частоты выполнены прогрессивной намоткой (с постепенно увеличивающимся расстоянием между витками) и содержат по 70 витков. Каркасы дросселей выточещы из органического стекла. Длина каркаса 27 мм. диаметр 5 мм. Первичные реле — поляризованные, типа РП-4. Каждое реле имеет две параллельно соединённые обмотки с сопротивлением по 5000 ом. Вторичные реле — типа РС-М-2 — срабатывают от напряжения 12 в и потребляют ток 30 ма. В качестве шагового распределителя применён искатель автоматической телефонной станции (АТС) типа ПИ-11. Он имеет пять параллельных рядов контактов. В модели использованы два ряда: один — для подключения силовых реле, второй — для приёма сигналов (команды). Электромагнит распределителя потребляет ток 345 ма при напряжении в 12 в. На катушку распределителя намотан тонкий провод. ХОДОВОЕ УСТРОЙСТВО Схема этого устройства показана на рис. 7. В качестве тягового электродвигателя применён «солдат-генератор», обычно используемый для зарядки аккумуляторов К Напряжение в этом генераторе 8 в, сила тока 6 а. Электродвигатель с параллельным возбуждением реверсируется 1 Можно применить и обычный электродвигатель постоянного тока мощностью 0,15 — 0,2 кет. 2 Реверсирование — изменение направления движения машины. Например: в грузоподъёмных машинах — подъём и спуск; у парохода — ход вперёд и назад; в строгальных станках — рабочий ход и холостой ход н т. л. МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА Механизм поворота колёс (рис. 8) состоит из электродвигателя типа УТ-6Д (потребляет ток напряжением 24 в и силой 0,5 а). Механизм имеет редуктор л шарнирный четырёхзвенник, перемещающий поворотную цапфу. В крайних левом и правом положениях колёс в электродви ателе вводится в действие муфта пробуксовки и он вращается вхолостую. МЕХАНИЗМ КУЗОВА Механизм подъёма и опускания кузова (рис. 9) работает так: электродвигатель 1 через ведуктор 2 приводит в действие лебёдку 3. Трос 4 лебёдки начинает накручиваться на барабан и поворачивает рычаг б вокруг оси О. Рычаг 6 соеди нён шарнирами с рычагом 5, который также на шарнирах соединён с кузовом. Таким образом рычаг 6 при повороте вокруг оси О толкает ры чаг 5, а вместе с ним и кузов. Для ограничения подъёма и опускания кузова н для предохранения механизма от поломки применён автостоп (рис. 10). Устройство его таково: пластина А, укреплённая на оси О, при повороте оси нажимает на кнопки выключателя Б. Электродвигатель останавливается, и подъём или опускание кузова прекращается. При подаче команды «опускание кузова» реле N° 8 и 13 (рис. 1) включают и реверсируют электродвигатель (рис. 9). При этом его ротор начинает вращаться в противоположную сторону. Трос 4 сматывается с лебёдки 3, отпускает рычаг 6, а вместе с ним и рычаг 5} опускающий кузов. Как только кузов станет в горизонтальное положение, электродвигатель автоматически отключается. ПЕРЕДАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО Передающее устройство (рис. 11) состоит из трёх агрегатов: выпрямителя, пульта управления и ультракоротковолнового передатчика, работающего на двух фиксированных частотах — 38 и 40 Мгц. Агрегаты связаны между собой шлангами. Выпрямитель смонтирован на основании из ге-тинакса толщиной 10 мм. Ток. выпрямленный кенотроном 6Ц5С, питает анод лампы 6ПЗ, а ток, выпрямленный селеновым столбиком (четыре шайбы ВС-45), питает электромагнит реле. Силовой трансформатор намотан на трансформаторное железо с сечением сердечника 7 см2. Данные его обмотки: но го посеребрённого провода диаметром 3 мм и имеет пять витков. Расстояние между центрами витков 7 мм. Антенная катушка имеет всего два витка того же провода: по одному витку е каждой стороны контурной катушки. Высокочастотные дроссели намотаны на восьмигранных стойках из органического стекла. Высота стоек 50 мм, толщина 8 мм. Каждый дроссель содержит 30 витков провода ПШО диаметром 0,5 мм. Реле — типа РП-2. С него снята металлическая чгчшка и срезан один верхний контакт. п kSv, управления — металлическая коробка, которую вмонтированы две кнопки. р г лаоом импульсе. Затем на приёмнике пооче-циоН0 пР0ВеРяются сигналы. С помощью потен-Р в и реостатов накала подбираются та-пппапРгИМЫ Работы приёмников, при которых mompht ванньге Реле устойчиво срабатывают в ктштппгт проХождения сигналов передатчика. Для поляпнчпп последательно с электромагнитами ампепмртт.ННЫХ можно включить миллиамперметры на 5 — 10 ма. НАЛАЖИВАНИЕ АППАРАТУРЫ И РЕЛЕ Налаживание радиоаппаратуры нужно1 начи нать с настройки приёмников. Характерным признаком правильной работы приёмника служит так называемый «сверхрегене-ративный шум» — негромкое шипение в телефоне. Он должен возникать плавно и без свиста. Режим работы приёмника № 23 регулируется подбором конденсаторов С4 и С5 и сопротивления Ra\ или конденсаторов Си и Сю и сопротивления Re, для приёмника № 24, а также переключением выводов от катушек L3 или Ь4 (для приёмника N° 23) и катушек Ь7 или L6 (для приёмника N° 24). Сверхрегенеративный шум в телефоне должен быть как можно сильнее. Затем при помощи ультракоротковолнового сигнал-генератора типа СГ-1 настраивают приёмник N° 23 на частоту 40 Мгц. а приёмник 24 за 38 Мгц. Приступая к налаживанию передатчика, преж де всего проверяют наличие высокочастотных колебаний в контуре. Для этого используют индикатор — неоновую лампочку. При поднесении к контуру она должна светиться. Наивыгоднейшпий режим самовозбуждения передатчика определяется величиной сопротивления оно может колебаться в пределах от 10 до 47 ком. После этого устанавливают рабочие частоты передатчика. Для этого нажимают кнопку подготовительной команды на пульте управления и. вращая конденсатор С, доводят частоту генерируемых колебаний до 40 Мгц. Одновременно слушают приёмник N° 23. При совпадении частот передатчика и приёмника шипение в телефоне исчезает. ...
|
☭ Борис Карлов 2001—3001 гг. ☭ |