Академик Александр Евгеньевич Ферсман (1883 — 1945) завоевал всеобщее признание не только как ученын-мннералог и геохимик, но и как непревзойденный популяризатор геологических знаний.
Его кннгн «Занимательная минералогия». «Занимательная геохимия», «Воспоминания о камне», «Путешествия за камнем» и другие хорошо известны широком кругу читателей.
А. Е, Ферсман был ученым-романтиком, «поэтом камня» — как назвал его писатель А. Н. Толстой-В книге «Рассказы о самоцветах» ученый раскрывает сложный и прекрасный мир самоцветов и цветных камней. А. Е. Ферсман сумел с изумительной точностью и лиричностью передать всю их красоту, показать их возрастающее значение в науке, технике и жизни.
СОДЕРЖАНИЕ
И КАМНИ ГОВОРЯТ! 3
САМОЦВЕТЫ И ЦВЕТНЫЕ KAMНИ 8
Прошлое и настоящее 8
Камни Урала I1
Камни Алтая 22
Камни Саянских гор 24
Камни Забайкалья 25
РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ КАМНЯ В РОССИИ 28
Каменный век 29
Камень до X в 32
Камень с X по XVI в 36
Роль Урала и Мурзинки 38
Расцвет культуры камня в XVIII в 40
Создание научной минералогии 44
Новые пути минералогической науки
Современная культура камня 51
Камень в прикладном искусстве 52
ЦВЕТА САМОЦВЕТОВ 55
КРАСНЫЕ КАМНИ 62
ЗЕЛЕНЫЕ КАМНИ 71
Загадки зеленого камня 21
Зеленый камень в России 28
НЕФРИТ 87
История нефрита 90
Нефрит в Китае 92
Нефриты Сибири 95
СИНИЕ КАМНИ
Лазурит 1М
Сапфир 108
Бирюза — камень Востока 112
ЗОЛОТИСТЫЕ КАМНИ 116
БЕЛЫЕ И ЧЕРНЫЕ КАМНИ 127
Алебастр 128
Ангидрит 132
Мраморный оникс 132
Белый мрамор 136
Мрамор в строительстве 141
Черные камни 142
ПЕСТРОЦВЕТНЫЕ КАМНИ 147
Пестрые мраморы
Яшма 154
КВАРЦ И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ 168
АЛМАЗ 189
Проблема алмаза
Образование кристаллов алмаза в природе 191
История алмаза 192
Алмазы на Урале 198
АЛМАЗНЫЙ ФОНД СССР 202
История фонда 202
В море огня и света 207
Ювелирные изделия Алмазного фонда 210
Царские регалии 214
Семь исторических камней Алмазного фонда 215
СОКРОВИЩНИЦА САМОЦВЕТНОГО И ЦВЕТНОГО КАМНЯ 222
КАМЕНЬ В КУЛЬТУРЕ БУДУЩЕГО 233
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 238
И КАМНИ ГОВОРЯТ!
Я хочу увлечь читателя в новый мир — мир камня — и в рнде юсхнтростных очерков раскрыть богатство нашей вели-коп страны самоцветами и цветными камнями. Я вижу в самом камне, подобно красоте благоухающих цветов, красоте линий, тонов и qjopM, создаваемых творческим гением человека, заложенные в нем красоту и гармонию. Мне хочется навлечь сырой, казалось бы неприглядный, материал из недр земли и на солнечном свете сделать его доступным человеческому созерцанию и пониманию.
Но когда я писал эти страницы, мне не хватало ни слов, ни образов, чтобы выявить эту глубокую красоту природы. Не хватало слов, чтобы выразить гармонию, которая создавалась прикосновением великих художников и мастеров к прекрасному материалу земли. Но мне помогали сами камни и изделия из них, и прекрасный кусок горящего синим огнем лазурита пли облачно-тихий задумчивый нефрит заменяли много, много слов об этих камнях далекого прошлого.
Я хотел рассказать в моих очерках не столько то, что узнал и вычитал, сколько то. что сам пережил, что видел собственными глазами, с чем сроднился в своих многочисленных поездках по Уралу, Алтаю, Забайкалью, Крыму и островам Средиземного моря.
Впервые увлекся я самоцветами больше 30 лет назад, когда судьба занесла меня на далекий остров Эльбу. Здесь, среди южной ласкающей природы Средиземного моря, дивный розовый турмалин так прекрасно гармонировал с серой гранитной породой, а сверкающий красной сталью гематит ярко блестел и слепил глаза.
Потом много лет все мои думы были заняты алмазом. Тысячи. десятки тысяч природных кристаллов проходили через мои руки; выискивая замечательные сверкающие кристаллы алмаза, я объезжал крупнейшие ювелирные фирмы Германии и Франции, и на огромных столах, покрытых туго натянутой шерстяной материей, передо мной высыпались целые
груды сверкающих кристаллов всех цветов из Бразилии, Южной Африки и с восточных берегов Атлантического океана.
Величайшие законы кристаллографии вытекали из мельчайших деталей строения алмазов, и проблемы зарождения камня в глубинных расплавах земли увлекали меня к другим драгоценным камням, к самоцветам Уругвая и Бразилии, камням Индии и Индокитая, Цейлона и Мадагаскара.
Я изучал склады с тысячами килограммов ценнейших цветных камней со всего мира в прирейнском городке Идаре, среди вертящихся мельниц сотен маленьких гранильных фабрик.
Я восторгался заморскими изделиями на гранильной фабрике в Руайя, в Центральной Франции (1909), а витрины ювелира Лалика в Париже открывали замечательные тайны — как сделать из простого недорогого камня сверкающую бабочку, а из плохого изумруда — пальмовую ветку.
И этот же интерес и любовь к камню и самоцвету уже с 1912 г. перенесли меня в дебри Урала и Сибири, и в течение почти 20 лет каменные богатства недр Алтая, Забайкалья н Уральского хребта приковывали мое внимание, давая материал для научных исследований.
После Октябрьской революции перед камнем и его художественной обработкой встали новые задачи, и начиная с 1919 г. Петергофская гранильная фабрика и шлифовальная фабрика старого Екатеринбурга (Свердловска) привлекли меня своим прошлым, своим призывом к возрождению камня как замечательного сырья для нового искусства и техники. Многие часы и дни проводил я среди станков этих фабрик, следя за искусным движением резца гранильщика, читая тончайшие. еле заметные черты характера каждого камня.
В Петергофе передо мной проходили картины, одна замечательней другой. Оживали глыбы орских яшм в руках ху-дожника-мастера.
На Изумрудных копях Урала часами следил я за тем, как из осколков природного зеленого кристалла вырастали в закономерной последовательности отдельные грани прекрасного граненого изумруда.
В селе Березовском на «золотом» Урале я коротал целые ночи с друзьями-гранильщиками, следя за тем. как быстрыми движениями их рук из галек горного хрусталя выгачивались бусинки топаза для сверкающего ожерелья.
Много прекрасных дней проводил я среди камня дворцов-музеев в окрестностях Ленинграда, и подробные описания Екатерининского или Павловского дворца давали огромный материал для понимания истории русского камня.
Но вот в 1922 г. в кладовых Оружейной палаты, за тысячами ящиков Гофмаршальской части, наконец были найдены отдельные сундуки с драгоценными камнями и царскими регалиями. Почти три года провел я за изучением камней Алмазного фонда Союза ССР. (...)
Большие проблемы укрепления сырьевой мощи нашего хочпптна на долгие годы отвлекли меня от самоцвета. Не до него было в горячие годы стройки, создания новых производств, вовлечения в промышленность новых видов сырья и новых районов Советского Союза.
Потом снова новые впечатления от самоцветов заставили вспомнить былые переживания. То гранильная фабрика в Турнове в Чехословакии (1936), то агатовые месторождения 5 горы Казаков около Праги, то тонкие изделия из арагонита
Карловых Вар и из мраморного оникса пещер Словакии. В последние годы на смену этим безделушкам пришли незабываемые картины камня в новом архитектурном строительстве нашей страны: они затмили все старые воспоминания и впечатления грандиозностью новых проблем и раскрывающегося нового будущего цветного камня. В колоннах станции «Киевская» московского метро с их замечательным мраморным ониксом Армении, в нежно-розовых полосках уральского орлеца на станции «Площадь Маяковского» мы уже читали то великое будущее, которое ждет наши самоцветы, наши пестрые мраморы и яркие камни в великом строительстве страны социализма.
И я понял, что нельзя больше подходить к камню так, как подходили к нему авторы старых книг, посвященных драгоценным камням, что будущее камней не в их ценности, не во вложенном в них богатстве, а в их красоте, в гармонии красок. цветов и форм, в их вечности.
Я понял, что нельзя их больше называть «драгоценными камнями», что этот термин, заимствованный из французского, английского и итальянского языков, не отвечает тому, что мы должны в них видеть. Недаром большие ценители камня отказывались от этого слова, которое столь одинаково звучало на всех языках: precious stones, pierres precieuses,
драгоценные камни, pietre preciose.
Слова и термины живут и меняются вместе с ростом и развитием человеческой культуры. И я понял в своих долгих беседах с горщиками Урала, что нет и не должно быть на нашем родном языке слова «драгоценные камни». Мы должны говорить о самоцветах, о камнях, «сам цвет» которых определяет их ценность.
Не раз, сидя на завалинке в вечернюю пору в деревне Мурзинке, рассказывали мне старики о самоцветах родного Края, и слышалось в их произношении не то «самоцвет», не то «самосвет», как будто бы словом они хотели выразить не только яркую окраску камня, но и его внутренний свет, его игру, его прозрачность и беспредельную чистоту.
Надо решительно отказаться от слова «драгоценные камни», ибо нельзя соглашаться с оторванными от жизни исследователями, которые в своих лучших трактатах, посвященных самоцвету, говорили, что «драгоценными камнями называются минералы, которые характеризуются красотой, прочностью, редкостью, ценностью и модой».
Нет, для нас слова «драгоценный камень» заменены «самоцветом», в котором величайшие законы гармонии кристаллов, законы строения вещества нашли свое наиболее стройное выражение. И этим самоцветам и вообще цветным камням надо было посвятить новую книгу.
Еще в первые годы революции я пытался в лекциях и в книжке «Самоцветы России» запечатлеть отдельные, наиболее яркие их черты. Теперь, когда камень в своих лучших проявлениях снова начинает входить в жизнь как необходимый элемент жизненной красоты и гармонии, я должен верну мая к той задаче, которая занимала мои думы много лет.
KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
|