ОТ АВТОРА
Сборник «Ребенок за роялем» предназначен в первую очередь для самых маленьких начинающих музыкантов (от 3 до 5 — 6 лет). При некоторых изменениях, предусмотренных автором, возможно использование сборника в младших и средних классах музыкальной школы для чтения нот с листа, транспонирования и ряда других самостоятельных работ.
Перед началом обучения игре на фортепиано желательно заинтересовать ребенка предстоящей работой, начав знакомство со сборником с прослушивания стихов н пьес в исполнении педагога. Через некоторое время у ребенка разовьется слуховое внимание, окрепнет музыкальная память, и он сможет легко узнавать пьесн у же без слов, только по интонации. Затем можно приступить к обучению «с рук», предварительно ознакомив ребенка с расположением нот на клавиатуре, их названиями и последовательностью. Окончательно эти знания могут быть закреплены с с помощью сольфеджирования тех же пьес, которые ребёнок сначала поет с текстом. (В дальнейшем ноты исполняются без пения.)
Следующим этапом явится знакомство с нотной записью. Осуществлять этот переход следует на базе пройденного материала, связывая звучание уже знакомых пьес с их графическим изображением. Наметив путь от образа к звуку н от звука к нотной записи, можно переходить к решению чисто пианистических задач, постоянно связывая их с задачами образными.
Предельная простота пьес, расположенных в начале сборника, обеспечивает удобство и естественность первого прикосновения ученика к инструменту. Распределение мелодии между двумя руками, нз которых каждая берет только одни звук, снимает напряжение, помогает использовать вес руки, добиваться опертости и глубины звучания При таком звуковедении штрих «легато» не только не исключается, а, напротив, во многих пьесах является необходимым, хотя из-за неудобства записи на двух строчках он не всегда может быть обозначен лигой. Во всех случаях, когда возникает неясность по поводу применения штрихов нлн цезур, следует руководствоваться содержанием н строением стиха. Никакие указания не смогут точнее н тоньше передать все нюансы артикуляции, чем живая речь н конкретный образ. Роль текста в этот период обучения трудно переоценить. Им определяется естественность дыхания, ясность фразировки, выразительность мелодтц Осмысленность речевой ннтонацнн переносится в интонацию музыкальную, помогая иайтн нужную окраску звука н отсюда — сам способ звуконзвлОцения. Мелодия, связанная с текстом, ярче воспринимается и лучше запоминается, а потому легче переходит в область внутреннего слуха, активизируя его h становясь тем стержнем, на котором строится логика формообразования.
Почти все пьесы дополняются сопровождающей партией. Вторая партия (II) может быть расположена выше или ниже первой (I). Ребенку, выучившему основную (I) партию, через некоторое врем будет интересно включить в срой репертуар и II партию этой же пьесы. Затем место учителя можеn занять другой ученик. Таким образец некоторые пьесы, по выбору педагога, могут быть использованы как ансамбли.
У не одни, а два-три звука, взятые «легато» («Осень», «Подсолнух») или скачком («Пирожки», «Стрекоза»), будут сыграны одной рукой. В дальнейшем можно практиковать н более сложные занятия. Поиски ребенком собственного варианта второй партии, сочинение им вариаций на наиболее простые и удобные темы и т. п. Возвращаясь к пьесам, пройденным ранее в четыре руки, можно объединять обе партии в одну, что особенно удобно в пьесах «Осень», «Утро». «Перехитрил». Пьесы, имеющие дополнительную — пунктирную акколаду, ученики постарше смогут играть двумя руками по 3 — 4 строчкам, приобретая элементарные навыки чтения партитур. На материале сборника можно осуществлять игры, кукольные инсценировки, сол-даннс учениками собственных иллюстраций к пьесам с последующим проведением конкурса на лучший рисунок и т. д.
Допуская и поощряя творческую инициативу учеников, педагог должен, однако, следить, чтобы результаты ее проявления не вступали в противоречие с художественным образом. Нужнс учесть, что исполнение некоторых пьес требует своего, точно найденного прикосновения к инструменту. А это окажется возможным только при наличии культуры звука и развитого воображения. Напрн мер, в пьесе «Туман» зловеще-приглушенный аккомпанемент н повисшие над ним разорванные репликн мелодии должны рождаться где-то под ладонью исполнителя и ощущаться в прикосновении как что-то холодное и призрачное. Клавиатура словно бы превращается в заболоченное озеро, придавленное мрачным серым небом н опутанное сеткой мелкого моросящего дождя. Только при подобном образном представлении здесь может быть найден нужный звук.
В других пьесах возникнут другие звуковые задачи. И нужно помочь ученику найти как бы летящее касание пальцами клавиш ь m «Летний дождь» и таинственно-нежное — в « из Сказки», научить его прислушиваться к ворчанию недовольного парохода («Пароход») н к шороху веток, по которым скачут белкн («Волшебный сад»). А «Лесной ландыш» нужно сыграть так, чтобы нежность не переходила в сентиментальность и трехдольность не приводила к вальсовости.
Решение этих, казалось бы, трудных задач, без сомнения, доступно детям, чутким ко всему, живому в природе, и вполне может быть реализовано под руководством опытного, чуткого к творческому поиску педагога.
|