НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Устройство и ремонт часов. Харитончук А. П. — 1986 г.

Андрей Павлович Харитончук

Устройство и ремонт часов

*** 1986 ***


DjVu


PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...

Выставлен на продажу домен
mp3-kniga.ru
Обращаться: r01.ru
(аукцион доменов)



 

ФPAГMEHT КНИГИ (...) Приложение 1. Содержание работ при ремонте часов поточно-операционным методом
      Операция 1. Разборка часов
      Произвести осмотр деталей внешнего оформления. Снять заднюю крышку корпуса и спустить пружину. Вынуть из механизма заводной вал. Извлечь механизм из корпуса. Снять с платины балансовый мост с узлом баланса. Отвернуть на 1,5 — 2 оборота винт колонки спирали, отделить узел баланса от моста. Осмотреть состояние витков спирали, снять ее с оси баланса. Отвернуть винты верхней накладки балансового моста. Снять стрелки и циферблат, часовое колесо, фольгу, триб минутной стрелки, нижнюю накладку баланса, винты фиксатора, большое минутное и переводное колеса, пружину заводного рычага и сам рычаг, кулачковую муфту, триб заводного колеса, пружину переводного рычага, ось переводного рычага и сам рычаг. Снять пружину фиксатора колеса календаря, мост и колесо календаря. Снять анкерный мост, вилку. Снять ангренажный и барабанный мосты. Снять центральное, промежуточное, секундное и анкерные колеса. Снять с платины барабан, разобрать барабан, извлечь заводную пружину из корпуса барабана. По мере разборки проверить состояние деталей, запрессовку камней. При необходимости с платины и деталей удалить окисление и коррозию. Детали, подлежащие промывке, уложить в кассету. Остальные детали уложить в ячейку спецтары.
     
      Операция 2. Промывка деталей механизма в механической моечной машине
      Промыть и просушить сосуды для моющих жидкостей. Приготовить моющий раствор, подогреть его до нужной температуры. Моющий раствор и бензин разлить по сосудам. Получить кассеты с разобранными деталями, навесить их на обойму с кассетами на шпинделе моечной машины. Промыть детали механизма часов последовательно во всех растворах, производя центрифугирование после мойки в каждом из них. Снять обойму с кассетами со шпинделя моечной машины, установить в сушильном аппарате и просушить в потоке горячего воздуха. Промытые и высушенные детали разложить в специальную тару. Произвести выборочный контроль качества промывки.
     
      Операция 3. Промывка деталей механизма в ультразвуковой установке
      Промыть сосуды для моющих растворов и просушить их. Приготовить моющий раствор, подогреть его до нужной температуры и заполнить им сосуды. Получить кассеты с разобранными деталями и опустить их в банку (сосуд) ультразвуковой машины. Промытые детали механизма установить в сушильном аппарате и просушить в потоке горячего воздуха, а затем разложить в специальную тару; контроль качества промывки — выборочный.
     
      Операция 4. Промывка корпуса часов вручную Вынуть корпус из специальной тары и промыть в бензине вручную жесткой часовой щеткой. Сильно загрязненные пазы н расточки в ободке и основании корпуса прочистить заостренным деревянным стержнем. Протереть промытый корпус кусочком замши или хлочатобумажным лоскутом и уложить в специальную тару.
     
      Операция 5. Промывка корпуса часов в ультразвуковой установке Промыть сосуды для моющих растворов. Приготовить моющий раствор и заполнять им сосуды ультразвуковой установки. Вынуть корпус из специальной тары, уложить его в кассету, а паспорт-ярлык в специальный герметический контейнер, чтобы не замочить его во время промывки. Опустить кассету в промывочный сосуд и промыть корпус. После промывки корпуса в ультразвуковой установке промыть его в проточной воде и просушить в сушильном аппарате.
     
      Операция 6. Дефектовка узлов и деталей
      Просмотреть все детали механизма часов и определить их пригодность к работе. Изъять детали, забракованные и подлежащие замене. Сравнить результаты дефектовки с записью, сделанной приемщиком. На забракованные детали выписать ведомость на их замену.
     
      Операция 7. Комплектование механизма новыми деталями Получить запасные части. Промыть полученные детали в моечном аппарате, соблюдая технологию промывки деталей часового механизма. Проверить качество промывки. Просушить детали и разложить в специальную тару для хранения. Получить кассету с часами. Разложить детали в определенном порядке в специальную тару. На оборотной стороне ярлыка квитанции сделать отметку о произведенной комплектовке.
     
      Операция 8. Сборка основной колесной системы Детали узла барабана вынуть из специальной тары. Вставить вал барабана в корпус и накрыть крышкой. Проверить легкость вращения корпуса барабана на валу, торцовое и радиальное биения корпуса, радиальные зазоры цапф вала барабана в отверстиях корпуса и крышки, вертикальный зазор вала барабана в корпусе, плотность посадки крышки в выточке корпуса. Разобрать узел барабана. Промыть заводную пружину, проверить ее состояние и смазать. Собрать узел барабана и уложить в специальную тару. Осмотреть состояние всех запрессованных камней и при необходимости заменить камни, имеющие дефекты. Собрать, отрегулировать и смазать узел ремонтуара. Проверить работу узла ремонтуара. Установить на платину барабан, проверить радиальный зазор цапфы вала барабана в отверстии платины. Установить на платину центральное колесо, барабанный мост, заводное колесо, промежуточное, секундное и анкерное колесо, ангреиажный мост. Проверить легкость вращения колес, отрегулировав при необходимости их осевые зазоры. При обнаружении радиальных зазоров выше допустимых колеса заменить. Установить барабанное колесо. Проверить действие собачки с пружиной собачки и взаимодействие собачки с заводным колесом. На триб центрального колеса надеть триб минутной стрелки. При необходимости произвести обжим муфты триба минутной стрелки. Проверить качество сборки колесной системы на слух. Произвести смазку часов в процессе сборки. Продуть механизм струей сжатого воздуха.
     
      Операция 9. Контроль сборки основной колесной системы Проверить торцовое биение колес, вертикальные зазоры в анкерном, секундном, промежуточном и центральном колесах, вертикальный зазор между барабаном и ободом центрального колеса, работу собачки, легкость вращения колес, глубину зацепления кулачковой муфты с пере-
      водным колесом, наличие смазки, плавность вращении триба минутной стрелки. Часы, подлежащие исправлению, передать часовщику по ремонту, допустившему брак.
     
      Операция 10. Замена оси баланса
      Снять с баланса, требующего замены оси, спираль и двойной ролик. Установить баланс на потанс и разрушить заплечико оси баланса. Снять баланс и ось с потанса. Установить новую ось в баланс, расклепать заплечико оси баланса. Проверить надежность запрессовки. Установить баланс в ляуфциркуль, проверить торцовое и радиальное биения. Исправить плоскостное биение баланса. При радиальном биении выше допустимого баланс заменить. Установить баланс на потанс и насадить двойной ролик с импульсным камнем. Проверить прочность установки двойного ролика. При отсутствии импульсного камня поставить новый.
     
      Операция 11. Правка обода баланса
      Проверить с помощью лупы состояние цапф оси баланса. Установить баланс между направляющими втулками ляуфциркуля, подвести к ободу баланса линейку циркуля и, вращая баланс, определить место их максимального сближения или удаления. Зажать баланс между направляющими втулками, захватить обод баланса пинцетом и приподнять или опустить его по отношению к линейке. Развести направляющие втулки циркуля так, чтобы баланс получил возможность свободно вращаться, проверить результаты проделанной правки. Правку продолжать до тех пор, пока при наблюдении в лупу не будет заметно удаление или приближение обода баланса к линейке. Проверить радиальное биение обода баланса. Развести направляющие втулки ляуфциркуля, вынуть баланс из циркуля и положить в специальную тару.
     
      Операция 12. Статическое уравновешивание баланса
      Установить приспособление для уравновешивания баланса с помощью специального уровня. Промыть баланс в бензине, продуть резиновой грушей, прочистить цапфы оси палочкой из бузины. Установить баланс на ножи приспособления и сообщить импульс. Неуравновешенный баланс после нескольких колебаний остановится в положении, при котором его утяжеленная часть перевесит и займет наиболее низкое положение. С утяжеленной стороны баланса снять металл, высверливая остро заточенным трехгранником небольшие углубления с внутренней стороны обода, или же спилить часть головки винта, оказавшегося внизу при испытании на приспособлении. Уравновешивать баланс до тех пор, пока он не будет останавливаться в любом положении (состояние безразличного равновесия).
     
      Операция 13. Обработка спирали
      Проверить состояние цапф оси баланса, обода и двойного ролика. Заштифтовать спираль в колодке. Запрессовать колодку со спиралью На ось баланса. Установить колонку спирали в держателе приставной головки к прибору П-12. Прочистить цапфы оси баланса палочкой из бузины, смоченной в спирте, установить баланс со спиралью на головке прибора. Ввести импульсный камень испытуемого баланса во взаимодействие с анкерной вилкой часового механизма, вмонтированного в головку прибора. По показанию стробоскопа определить длину спирали. Ввести штифт в отверстие колонки и закрепить его. Отрезать излишек спирали, выступающей из колонки. Снять баланс с головки прибора. Определяя длину спирали на ручной вибрационной машине, установить баланс на вибрационную головку, совместить перекладины испытуемого баланса и баланса-эталона и привести их в колебательное движение. Изменять длину спирали до тех пор, пока не совпадут колебания обоих балансов. Отрезать лишнюю часть спирали, заштифтовать спираль в колонке. Снять баланс с прибора. Если спираль была приклеена к кодонке, вклеить ее на прибор П-117. Изготовить при необходимости концевую кривую Брегэ и установить ее параллельно плоскости спирали. Выровнять колонку спирали перпендикулярно плоскости спирали. Проверить цапфы оси баланса.
     
      Операция 14. Сборка узла спуска
      Проверить наличие и целость всех деталей механизма. Продуть механизм резиновой грушей. Прочистить отверстия сквозных камней вилки в мосту и платине. Проверить правильность запрессовки камней и при необходимости заменить сквозные камни. Установить ограничительные штифты перпендикулярно к плоскости платины. Осмотреть состояние анкерной вилки, прочистить рабочие плоскости палет. Установить анкерную вилку на платину. Проверить и отрегулировать вертикальный и радиальный зазоры.оси анкерной вилки между платиной и мостом, угол покоя, величину угла потерянного пути, наличие притяжки. Проверить взаимодействие палет с зубьями анкерного колеса. Промыть нижнюю накладку баланса и установить ее на платине.
      В часах с амортизационным устройством снять пружину амортизатора и бушон. Бушон противоударного устройства промыть в бензине, накладной камень прочистить на папиросной бумаге. Смазать накладной камень и уложить его в бушон. Установить собранный бушон и пружину амортизатора в гнездо балансового моста (или платины).
      В часах без противоударного устройства собрать узел балансового моста. Промыть в бензине верхнюю накладку баланса, продуть грушей и протереть рабочую плоскость накладного камня на папиросной бумаге. Установить на накладку регулировочный градусник. Привернуть накладку на балансовом мосту. Осмотреть состояние всех деталей узла баланса. При необходимости заменить импульсный камень. Установить на платину баланс и мост баланса. Проверить радиальные зазоры цапф оси баланса в отверстиях сквозных камней в платине и мосту, вертикальный зазор оси баланса между верхним и нижним накладными камнями, расположение обода баланса по отношению к другим деталям механизма. Установить взаимодействие хвостовой части анкерной вилки с двойным роликом. Проверить расположение рожков по отношению к предохранительной части двойного ролика. Проверить предохранительные зазоры между импульсным камнем и рожками, между копьем и предохранительной частью двойного ролика.
     
      Операция 15. Контроль сборки узла спуска
      Завести механизм на 1 — 1,5 оборота заводного колеса. Проверить вертикальный и радиальный зазоры оси баланса. Сообщив балансу импульс, проверить общую слаженность деталей спуска, необходимую свободу перемещения деталей, освобождение спуска, передачу импульсов. Проверить положение хвостовой части вилки относительно двойного ролика и импульсного камня, палет по отношению к зубьям анкерного колеса. Проверить зазор между копьем и предохранительной частью двойного ролика, перемещение острия зубьев колеса по плоскости покоя палет, величину зазора между импульсным камнем и рожками вилки в момент выхода импульсного камня из паза анкерной вилки. Проверить соотношение величин предохранительных зазоров и переход от копья к импульсному камню, величину зазора импульсного камня в пазу анкерной вилки. Снять балансовый мост и осмотреть все детали узла баланса. Проверить прочность крепления импульсного камня, чистоту поверхности предохранительной части двойного ролика, осмотреть состояние цапф оси баланса. Проверить радиальные и вертикальные зазоры оси анкерной вилки, взаимодействие палет с зубьямя анкерного колеса, величину потерянного пути, наличие притяжки. Осмотреть состояние копья, правильность угла заострения, состояние паза и рожков
      вилки. Забракованный механизм возвратить часовщику, допустившему брак, для исправления.
     
      Операция 16. Пуск часов
      Поставить механизм на подставку, снять мост баланса и вынуть баланс. Вынуть из специальной тары спираль, проверить ее качество и надежность крепления в колонке и колодке, правильность изгиба концевой кривой, положение концевой кривой по отношению к плоскости спирали и радиус закругления. При необходимости произвести соответствующую правку. Установить правильное положение колонки спирали. Промыть спираль и продуть воздухом из резиновой груши. Напрессовать колодку спирали на ось баланса. Установить баланс со спиралью в циркуль-восьмерку и проверить центричность установки спирали, ее биение и перекос по плоскости. Промыть узел баланса в бензине, продуть воздухом, прочистить цапфы оси баланса палочкой из бузины. Смазать маслом входную и выходную палеты анкерной вилки, верхний и нижний сквозные камни баланса. Установить колонку спирали в отверстие балансового моста, ввести концевую кривую спирали между штифтами градусника. Установить балансовый мост с узлом баланса на платину. Проверить отсутствие перекоса баланса, зазор оси баланса между платиной и балансовым мостом, между ободом баланса и анкерным мостом, между ободом баланса и центральным колесом, расположение концевой кривой спирали по высоте относительно нижней поверхности балансового моста. Установить спираль по центру, отрегулировать «игру» внешнего витка между замком и штифтом градусника. Спустить пружину. Определить, а при необходимости исправить смещение спирали по центру. Проверить правильность установки «выкачки», амплитуду колебания баланса в двух положениях: головкой вверх И циферблатом вверх. Поставить рычаг регулировочного градусника на балансовом мосту в середине шкалы.
     
      Операция 17. Регулировка хода часов
      Установить механизм на подставку, спустить завод пружины и завести ее на 2 оборота. Поставить механизм с подставкой в держатель микрофона прибора ППЧ-7м и проконтролировать операцию «Обработка спирали» в двух положениях: циферблатом вверх, вниз. При отклонении мгновенного хода из указанных положений свыше 3 мин механизм возвратить для повторного определения длины спирали на операцию «Обработка спирали».
      Произвести контроль качества выполнения операции «Обработка баланса» в четырех положениях; головкой вверх, вниз, вправо, влево. При отклонении мгновенного хода в любом из указанных положений свыше 3 мин возвратить для повторного уравновешивания баланса на операцию «Обработка баланса». Произвести динамическую балансировку колебательной системы, проверяя мгновенный ход в шести положениях по 15 с: головкой вверх, вниз, вправо, влево, циферблатом вверх, вниз. Подпиливанием головок винтов и обода баланса или подкладыванием шайб добиться мгновенного хода часов в пределах допуска. Завести часы на полный завод пружины и проверить в двух положениях: Циферблатом вверх, вниз.
     
      Операция 18. Окончательная сборка и смазка часов
      Проверить наличие и целость всех деталей часового механизма и деталей внешнего оформления. Поставить механизм на подставку циферблатной стороной вверх, смазать его. Установить часовое колесо, проверить наличие радиального зазора между часовым колесом и муфтой триба минутной стрелки. Переключить заводной вал в положение «Перевод стрелок» и проверить качество зубчатого зацепления всех деталей этого узла. На муфту часового колеса установить шайбу из
      фольги. Установить на платину детали календарного устройства и проверить совпадение даты календаря с окном на циферблате, согласованность часовой стрелки с работой календаря. Прочистить и уетановить на платину циферблат. Напрессовать часовую, минутную и секундную стрелки. Проверить надежность посадки стрелок, зазоры между ними и согласованность показаний при установке на цифрах 3, 6, 9, 12. Перевернув механизм на подставке, смазать его. Вставить механизм в корпус и закрепить. Проверить и отрегулировать положение стрелок но отношению к стеклу. Протереть часы замшевой салфеткой и уложить в специальную тару.
     
      Операция 19. Вставка стекла (любой конфигурации)
      Стекло вынуть из, ободка. Паз ободка очистить от старого клея в грязи. Вставить новое стекло при помощи приспособления, подогнать его по ободу или корпусному кольцу. Прочистить стекло лоскутом замши, продуть ободок струей воздуха.
     
      Операция 20. Окончательный контроль сборки часов
      Осмотреть состояние деталей внешнего оформления, проверить показания стрелок, состояние циферблата и стекла, прочность посадки ободка со стеклом и задней крышки. Проверить, заменены ли детали внешнего оформления в соответствии с отметкой на ярлыке. Проверить действие механизма завода и перевода стрелок, открыть заднюю крышку механизма. Сверить заводской номер часов с номером, указанным на ярлыке. Проверить состояние шлицев винтов, отсутствие коррозии на деталях механизма, положение спирали по плоскости, игру спирали между штифтами регулировочного градусника, радиус закругления концевой кривой, амплитуду колебаний баланса в различных положениях механизма. Проверить положение регулировочного градусника. Спустить завод пружины и вновь завести ее. Часы должны пойти после трех оборотов заводной головки без дополнительного импульса извне. Продуть механизм резиновой грушей. Проверить наличие смазки в механизме и правильность расположения масла в точках смазки. Проверить силу фрикционного сцепления и плавность вращения триба минутной стрелки на оси центрального колеса. Проверить положение стрелок по отношению друг к другу, к стеклу, циферблату, согласованность показаний стрелок на шкале циферблата. Проверить прочность установки механизма в корпусе. Протереть корпус и стекло замшевой салфеткой и уложить часы в специальную тару. Передать часы на длительную проверку на контрольно-испытательную станцию.
      Примечание. При выполнении ремонта часов поточно-операционным методом каждый операционист при получении часов для ремонта проверяет наличие всех деталей часов, сверяет заводской номер механизма с номером, указанным на ярлыке, и после выполнения операции записывает в ежедневную маршрутную карту движения часов номер ярлыка, укладывает часы в спецтару и передает под расписку на следующую операцию.

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru