По прогнозам некоторых специалистов, в начале XXI в. педальный транспорт вытеснит дорогие, загрязняющие атмосферу автомобили и станет основным средством передвижения на улицах больших городов и загородных дорогах.
В настоящее время ведущими заводами — изготовителями велосипедов, а также Центральным конструкторско-технологическим бюро велостроения ведется большая работа по дальнейшему улучшению потребительских свойств отечественных велосипедов. За последние годы улучшились конструкция и внеш-ший вид велосипедов основных,моделей. В результате применения более легких и прочных .материалов масса велосипедов уменьшилась с 16 до 8 кг. Внешний вид стал привлекательнее благодаря использованию новых видов современных эмалей и деталей из пластмасс. Резко улучшилось оснащение средствами, обеспечивающими безопасность езды, введены специальные отражатели и светящиеся в вечернее время краски.
Современные требования учитываются и при улучшении конструкций детских велосипедов. Улучшается технологичность разборки и сборки, включаются игровые моменты. Ребенок может разобрать и собрать свой велосипед, оснащенный гудками, флажками, а также имитированными приборными щитками.
Некоторые заводы-изготовители в недалеком будущем начнут выпускать принципиально новый вид транспорта — веломобили, имеющие целый ряд узлов и деталей велосипедов.
Из года в год растет выпуск складных универсальных велосипедов типа «Десна», пользующихся повышенным спросом у населения. Рама открытого типа, малый размер колес и удобство хранения, широкий диапазон регулировки положения руля и седла— все это позволяет пользоваться такими велосипедами как мужчинам, так и женщинам разного возраста.
В связи с постоянно возрстающим парком велотехники увеличивается спрос населения на работы по техническому обслуживанию и ремонту велосипедов. Это в свою очередь требует увеличения производственных мощностей действующих ремонтных предприятий, совершенствования организации восстановления деталей велосипедов, дальнейшей внутрипроизводственной специализации и внедрения в практику замены сборочных единиц и отдельных деталей на заранее отремонтированные.
Цель данной работы — оказать помощь работникам металлоремонтных мастерских в организации производства по ремонту велосипедов, в ней приводятся практические рекомендации и по методам восстановления и ремонта сборочных узлов и деталей.
I. КЛАССИФИКАЦИЯ ВЕЛОСИПЕДОВ И ИХ ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
В соответствии с ГОСТ 6693—83Е велосипеды отечественного производства подразделяются на дорожные, легкодорожные, подростковые и спортивнотуристические.
Дорожные велосипеды подразделяются на мужские с закрытой рамой (рис. 1), женские с открытой рамой и универсальные со складной рамой (рис. 2).
К легкодорожным велосипедам относится модель В-551—спортивно-шоссейный велосипед, оснащенный усиленными ручными тормозами клещевого типа, переключателем передач, облегченными ободами.
К подростковым велосипедам относятся модели, предназначенные для подростков в возрасте до 6-15 лет. Модели 171-711, В-711, 171-723 предназначены
для мальчиков, модель 172-711—для девочек, модель В-801-03 — для мальчиков и девочек.
Для детей дошкольного возраста выпускается модель КДВ-2.
Основные параметры велосипедов массового выпуска и характеристика их важнейших узлов приведены в табл. 1.
КОНСТРУКЦИИ ВЕЛОСИПЕДОВ
Конструктивно велосипед состоит из следующих основных узлов и деталей: рамы, передней вилки, руля, втулки переднего колеса, переднего колеса, задней втулки, заднего колеса, каретки, седла, переднего и заднего тормозов и дополнительных устройств (генератор, фара, зеркало заднего вида, передний и задний багажники, светоотражатели и т. д.).
Основные узлы велосипедов разных заводов-изго-товителей различаются конструкцией рамы, руля, седла, соотношением передач, наличием разных комплектующих изделий, видами обработки и т. д.
Велосипеды некоторых моделей имеют высококачественную эмалевую окраску с художественным орнаментом или аппликацией, а некоторые детали (руль, ободья, шатуны, звездочки, грязевые щитки, багажники) —декоративные гальванические покрытия.
В связи с постоянной работой заводов-изготови-телей по совершенствованию велосипедов в конструкцию велосипедов могут быть внесены некоторые изменения, не отраженные в настоящем издании.
Рама (рис. 3) изготовляется из стальных или дюралевых электросварных или цельнотянутых труб разного диаметра с толщиной стенок . труб от 1 до 2 мм, с усилителями в местах соединений. Она состоит из верхней 3 и нижней 9, головной 1 и подседельной 5 труб, двух труб задней стойки и задней вилки. Между собой трубы соединены узлами и пропаяны латунным припоем с предварительным креплением или прихватыванием электросваркой» Дюралевые трубы соединены аргонно-дуговой сваркой.
Верхний и нижний головочные узлы соединяют головную трубу 1 с верхней 3 и нижней 9 трубами,, образуя узел, называемый рулевой колонкой. Кареточный узел соединяет нижнюю 9 и подседельную 5 трубы, а соответственно и подседельный узел труб — верхнюю, подседельную и заднюю стойки.
В зависимости от конструкции кареточные узлы имеют внутреннюю и наружную резьбу с мелким шагом М34ХМ1. В головочном узле имеются обработанные посадочные места для подшипников передней вилки.
Рамы складных велосипедов имеют ряд эксплуатационных особенностей. Узлы, за счет перемещения которых складывается велосипед, снабжены быстродействующими зажимами, служащими также для регулировки и фиксации положений.
При складывании велосипеда необходимо поставить шатуны так, чтобы правая педаль оказалась в крайнем нижнем положении. Опустить седло вниз до упора поворотом рукоятки быстродействующего зажима 5 против часовой стрелки, ослабить быстродействующий зажим и повернуть седло на 180°. В этом положении зафиксировать седло обратным поворотом рукоятки быстродействующего зажима. Ослабить быстродействующий зажим руля поворотом рукоятки быстродействующего зажима против часовой стрелки, снять руль со стержня и, перевернув его ручками вниз, обратно установить на стержень. Установить трубу руля в положение, обеспечивающее наименьшие габариты сложенного велосипеда, зафиксировать руль обратным поворотом рукоятки быстродействующего зажима. Вывернуть рукоятку быстродействующего зажима из замка, сложить раму, повернув ее переднюю часть вправо до упора. При этом отверстия в верхней части фланцев замка должны совпадать. Зафиксировать велосипед
в сложенном состоянии этой же рукояткой, завернув ее в совпавшие отверстия.
Передняя вилка (рис. 5) представляет собой неразборный узел, соединенный пайкой или сваркой. Стержень 1 вилки выполняется в виде стальной трубы, заканчивающейся хвостовиком с мелкой резьбой и прорезью для шайбы с усом. В велосипедах некоторых моделей стержень усилен впаянной наполовину трубой, конец которой вставлен в среднее отверстие коронки, зафиксирован штифтом или шпилькой и запаян латунным припоем.
Перья 5 передней вилки также вставлены в отверстия коронки и пропаяны припоем. Иногда для усиления перьев в верхней части привариваются или припаиваются металлические накладки.
Для усиления трубы в средней ее части имеется вкладыш. Конструкция поворотного руля более удобна в эксплуатации, так как путем перемещения стержня руля по высоте и поворота трубы в замке при отпущенном стяжном болте можно установить руль в наиболее удобное положение.
По высоте руль устанавливается при помощи болта 3 ручками вверх или вниз с любым наклоном. Стержень руля должен находиться в вилке не менее чем на 50 мм, т. е. риска на стержне не должна выходить за пределы торца контргайки.
Для изменения положения ручек вверх или вниз следует снять одну из ручек 1, отвернуть гайку 7 и, вынув трубу 8 руля из замка, вставить ее в обратное положение.
В складных велосипедах для регулировки руля установлены быстродействующие резьбовые зажимы, при помощи которых руль устанавливается в удобное положение без применения инструмента.
При установке поворотного руля по высоте необходимо болт, проходящий через хомут, установленный на стержне вилки, отвернуть при помощи рукоятки быстродействующего зажима на 4—5 оборотов, после чего переместить стержень руля на нужную высоту и завернуть болт.
В зависимости от конструкции велосипеда применяются каретки двух видов, различающиеся системой регулировки. Каретка одного вида имеет систему регулировки конусами (левая резьба на конусах и на валу каретки), а другого — чашками с правой и левой резьбой.
Каретки первого вида состоят из двух чашек без резьбы, запрессованных в корпус каретки, двух конусов, шайбы с усом и контргайки. Правый конус на валу каретки завернут наглухо до упора и не регулируется, отвинчивать его нужно только для замены. Подшипники регулируются левым конусом.
У каретки второго вида с правой стороны кареточного узла завинчивается чашка каретки с левой резьбой и выступающим бортом выше резьбы, упирающимся в торец кареточного узла. На торцах чашки имеются поперечные пазы и боковые срезы для ключей. С левой стороны кареточного узла ввинчивается левая чашка, не имеющая бортика и служащая для регулировки осевого люфта.
На валу каретки имеются две лыски для крепления шатунов. Правая и левая шейки вала по диаметру меньше, чем вся его остальная часть, заканчиваются они утолщенными венцами с полированной поверхностью с внешней стороны, в которые упираются шарикоподшипники каретки. С правой стороны вала каретки крепится шатун с ведущей звездочкой, с левой стороны — обычный. Звездочки изготовляются методом вальцовки или штамповки и имеют разное количество зубьев. Ведущая звездочка может крепиться винтами, болтами или сваркой с шатуном. В шатунах имеются сквозные отверстия с резьбой (с одной стороны для крепления педалей, с противоположной — для посадки шатуна на шейку вала каретки) и отверстия для посадочных клиньев педалей.
KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
|