НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Шитьё решётками по выдернутым нитям. — 1992 г.

Н. В. Павлова (ред.)

Шитьё решётками

по выдернутым нитям

*** 1992 ***


PDF


PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...

Выставлен на продажу домен
mp3-kniga.ru
Обращаться: r01.ru
(аукцион доменов)



 

      Полный текст книги

 

      ОГЛАВЛЕНИЕ
     
      Простая решетка (punto tirato) 4
      Простая сквозная строчка 4
      Решетка лесенкой 5
      Решетка зубчиками 6
      Укрепление краев материала 6
      Шов коробочками 7
      Крестообразная строчка 7
      Сквозной шов в один ряд 8
      Решетка в два хода 8
      Исполнение бордюров простой решеткой (punto tirato) 9
      Широкий бордюр в три ряда с простой перевивкой и зубчатым швом 12
      Бордюр с перевивкой в два ряда 13
      Решетка с перевивкой в три ряда 14
      Различные способы завязывания узлами снопиков 14
      Бордюр в два ряда снопиками с двойной перетяжкой турецким узлом в две пряди 19
      Различные способы обшивания столбиков 19
      Бордюры решетками с узорами штопальным швом 22
      Одноцветная решетка с двойным рядом передвинутых столбиков, обшитых штопальным швом 22
      Трехцветная решетка с тройным рядом передвинутых столбиков, обшитых штопальным швом 23
      Решетка короткими и длинными столбиками, обшитыми штопальным швом 23
      Бордюр решеткой из косых рядов столбиков различной ширины, обшитых штопальным швом 24
      Бордюр решеткой треугольниками из столбиков, обшитых штопальным швом 24
      Трехцветный бордюр решеткой, выполненной штопальным швом 24
      Бордюр решеткой четырехугольниками и треугольниками, выполненными штопальным швом 25
      Бордюр решеткой отдельными снопиками с использованием штопального шва 26
      Бордюр решеткой в три цвета 26
      Бордюр решеткой с использованием обвивного шва 26
      Различные способы соединения снопиков посредством фигур 28
      Решетка с паучками 28
      Бордюр решеткой паучками и лесенкой 28
      Решетка с цельными и половинчатыми паучками 28
      Решетка гвоздиками и колечками 30
      Решетка розетками и пико почтовым швом 30
      Вырезание и закрепление нитей в углах 31
      Образование угла в решетках в один ряд 32
      Образование угла в решетках в несколько рядов 32
      Решетка с выдернутыми нитями вдоль и поперек ткани (punto tagliato) 33
      Вырезание нитей при цельных краях ткани 33
      Выдергивание нитей без учета рубцов 34
      Обшивание краев вырезанных участков выметкой 34
      Обшивание краев вырезанных участков шнурочным швом 34
      Узоры фонов решеткой 34
      Первый узор фона Решетка столбиками 35
      Второй узор фона Решетка перевязкой 36
      Третий узор фона Решетка воздушными петлями 36
      Четвертый узор фона Решетка воздушно-петельным швом 36
      Пятый узор фона Решетка перемежающимися крестами 37
      Шестой узор фона Решетка паучками и снопиками с перевязкой 37
      Седьмой узор фона Решетка тройными перевитыми столбиками, паучками и крестами 38
      Восьмой узор фона Решетка перевязанными снопиками и ромбами 38
      Девятый узор фона Решетка квадратной сеткой, обвитой швом кордоне, с прямыми перемежающимися крестами 39
      Десятый узор фона Решетка квадратной сеткой, обвитой швом кордоне, с квадратами, заполненными прямыми крестами 40
      Одиннадцатый узор фона Решетка прямой сеткой, обвитой швом кордоне, с косыми стежками point desprit через клетку 40
      Двенадцатый узор фона Решетка прямой сеткой, обвитой швом кордоне, с косыми крестами через клетку 40
      Тринадцатый узор фона Решетка прямой сеткой, обвитой швом кордоне, с перетянутыми вкось перевитыми нитками 41
      Четырнадцатый узор фона Решетка прямой сеткой, обвитой швом кордоне, с косыми крестами, выполненными штопальным швом 42
      Пятнадцатый узор фона Решетка сеткой, заполненной паучками, с двойными обвитыми швом кордоне столбиками 42
      Шестнадцатый узор фона Решетка сеткой, выполненной штопальным швом, с паучками 43
      Отдельные фигуры 43
      Паучок с восемью лучами 43
      Розетка из одного большого и двенадцати маленьких паучков 44
      Улиткообразный паучок 45
      Паучок с перевитыми лучами 45
      Фигура с четырьмя треугольниками и паучком посередине 45
      Обметывание краев зубцами 47
      Зубцы, обметанные фестонным швом 47
      Отделка зубцов швом кордоне 47
      Бордюр решеткой и гладью 48
      Прошивка норвежской решеткой 49
      Прошивка штопальным швом по решетке 49
      Прошивка с узором в пробор по решетке 51
      Прошивка итальянской решеткой ретицелла 52
      Прошивка греческой решеткой с узором ретицелла 53
      Накидка, выполненная мексиканской решеткой 53
      Накидка, выполненная датской решеткой "Хедебо" 54
      Указания относительно исполнения узоров табл 1 — XX 58

     
     

      Для выполнения решеток, или мережек, требуется выдергивание из ткани известного количества нитей.
      Простейший род решетки - это сквозная строчка для рубцов; к ней присоединяются более широкие бордюры и фоны. Самые трудные по технике исполнения решетки следующие: итальянские сквозные
      работы по столбикам, мексиканские, датские и норвежские кустарные; наконец, самым совершенным образцом решетчатых работ можно считать греческие и итальянские решетки ретицелла, служащие переходом к кружеву иголкой. Современные кружевообразные работы по рисунку и технике приближаются к южноамериканским образцам и имеют много общего с тенерифским кружевом.
      Отличают два способа исполнения сквозных работ: первый по выдернутым нитям одного направления, т.е. по основе или утку (это простейший способ); второй с выдернутыми нитями и по основе, и по утку (это двойные решетки, итальянское punto tagliato).
      Для работы решетками требуется крепкое полотно или холст, в котором нити основы и утка были бы одинаковой крепости; это необходимо для того, чтобы образовавшиеся от выдернутых нитей дорожки были по возможности правильными.
      Для столового, постельного и домашнего белья употребляют белое, кремовое или небеленое полотно; для декоративных работ предпочтительнее цветное полотно. Различные виды канвы, такие, как "конгресс", "этамин" и др., служат для вышивки занавесей, штор
      и т.п., а батист, кисея и другие тонкие ткани - для тонкого белья и различных украшений предметов туалета.
      Для выполнения собственно решеток, т.е. для обвивания свободных нитей в ткани, употребляют всегда крученые нитки, которые должны соответствовать ткани, по которой делается работа. Чтобы выделить определенную часть узора, иногда берут более толстые нитки, чем для остальной работы.
      Для всех фигур и фонов, исполняемых штопальным швом, более пригодны мягкие нитки.
      Работы решетками делаются по большей части одноцветными, т.е. "рабочая" нитка берется одного цвета с материалом; однако вышивки белыми нитками по тканям желтоватых и серых тонов также очень красивы. Пестрые вышивки встречаются редко.
      Для того чтобы по возможности облегчить воспроизведение прилагаемых в этом руководстве образцов, каждый узор сопровождается необходимыми объяснениями, причем показано, какое количество нитей должно быть выдернуто для каждой решетки.
      Простая решетка (punto tirato ). Эта решетка образуется, как уже было упомянуто, из нитей, выдернутых из ткани только в одном направлении; основанием этой работы служит сквозная подрубочная строчка, употребляемая в тех случаях, когда вещи хотят придать более красивый вид, чем при простом рубце от подгибки. Более широкие бордюры и узоры служат как самостоятельные мотивы для украшения различных предметов белья, туалета или обстановки.
      Простая сквозная строчка (рис. 1 и 2). Прежде всего на том месте, где кончается предполагаемый рубец, из ткани выдергивают две нити, затем загнутый край подгибки приметывается возле образовавшейся дорожки.
      Для исполнения простой сквозной строчки, показанной на рис. 1, нитка закрепляется с левого конца рубца, затем справа налево захватываются под иголку три вертикальные нити, и нитка вытягивается из-под столбика; потом вверху этих нитей иголка втыкается через две нити ткани в загиб рубца, снизу вверх, и нитка вытягивается.
      Простую сквозную строчку, показанную на рис. 2, выполняем точно так же от левой руки к правой, но с той разницей, что после того, как две вертикальные нити будут справа налево захвачены на иголку и обвиты, пропустив такое же количество нитей, втыкаем иголку сверху вниз через две нити ткани в загиб рубца и выводим наружу на самом краю загиба; опять захватываем две нити и т.д. Такой шов образует у рубца род шнурочка; его можно делать с лицевой и с изнаночной стороны ткани.
      Решетка лесенкой (рис. 3). Сначала исполняется шов, показанный на рис. 1, после чего выдергивается еще несколько нитей так, чтобы образовалась дорожка шириной в пять нитей. Затем материал переворачивается, нижний шов выполняется, как показано на рис. 3, причем иголка втыкается в загиб рубца не снизу вверх, а сверху вниз.
      В нижнем ряду захватывают иголкой те же самые нити, чтобы решетка имела вид правильных столбиков.
      Решетка зубчиками (рис. 4). Верхний шов делается точно так же, как подрубочный шов (см. рис. 1), причем всегда надо затягивать четное количество нитей (2,4, 6 и т.д.).
      Второй шов выполняется так же, как первый, но в нем столбики делятся пополам таким образом, чтобы иголка захватывала половину нитей от одного столбика и половину от другого; от этого образуются косые разделенные столбики (см. рис. 4).
      Укрепление краев материала. Служит ли решетка для выполнения подгибки или составляет самостоятельный бордюр, края материала, там, где выдернуты нити, должны быть закреплены, чтобы впоследствии свободно лежащие нити не могли ослабиться; только в мелких работах можно не обметывать краев. Самые простые способы обметывания - это швы, показанные на рис. 1 и 3. С этой целью употребляют также косые или прямые стежки, расположенные ступенями или фигурами, как видно на приложенных в конце книги табл. I и IV.
      При выполнении решеток в соединении с цветной вышивкой для укрепления краев ткани рекомендуются швы крестом и плетенкой.
      В тонких кружевообразных узорах края обшивают частым кордоне, или выметкой (см. табл. II, VIII, IX, XI, XII и XVIII), причем вследствие густой настилки шва контуры узора приобретают рельефность.
      Обводы краев делаются швами, показанными на рис. 5-9.
      Шов коробочками (рис. 5). Выдернуть из материала две поперечные нити, оставив между ними промежуток в три нити.
      Стежки делают справа налево; начинают с вертикального стежка снизу вверх через три нити, проводят иголку вкось влево, делают через три нити стежок назад, как в строчке (этот стежок будет теперь соприкасаться с вертикальным стежком), отсюда проводят иголку опять вкось влево вверх, делают через три нити горизонтальный стежок назад, т.е. вправо, опять стежок вкось вниз, влево, вертикальный стежок и т.д. Этот шов образует четырехугольники, разделенные маленькими сквозными промежутками; таким образом получается двойная сквозная строчка.
      В рыхлых материалах совсем не приходится выдергивать поперечные нити, так как просто от затягивания нитей ткани сами собой образуются сквозные промежутки.
      Крестообразная строчка (рис. 6 и 7). Эта строчка употребляется для укрепления краев работы как с лицевой, так и с изнаночной ее стороны. Оставляют маленькую полоску ткани - на наших рисунках в ней оставлено только три нити по высоте - по обе ее стороны выдергивают по одной нити.
      Для исполнения крестообразной строчки (см. рис. 6) иголку вводят в материал, ведут вкось к противоположной выдернутой дорожке и вытягивают через две нити от первого стежка; далее иголка втыкается через эти две нити назад, как в обыкновенной строчке, и опять ведётся вкось под материалом в верхнюю дорожку также через две нити от предыдущего стежка, стежок назад и т.д. На левой стороне материала нитка в этом шве ложится крестообразно. Такой шов употребляется для укрепления краев как с лицевой, так и с изнаночной стороны работы.
      Сквозной шов в один ряд (рис. 8). В средней полоске, так же как и в предыдущих, оставляются три нити, но по ее сторонам выдергиваются по две поперечные нити.
      Четыре нити в продернутой дорожке стягивают двумя стежками строчки так, чтобы "рабочая" нитка, которую крепко затягивают, выходила слева от стежков. Далее отсчитывают три горизонтальные нити вверх и две вертикальные вправо, втыкают иголку и вытягивают ее из последней точки ее отправления; полученный косой стежок крепко притягивают; еще раз повторяют стежок и опять проводят иголку через четыре нити влево; после того как эти четыре нити будут перехвачены двойным стежком строчки, опять делают двойной стежок вправо и т.д. Стежки надо притягивать очень ровно, чтобы образовалась правильная решетка.
      Решетка в два хода (рис. 9). Этот шов занимает полосу ткани в пять нитей высотой и исполняется в два хода иголки.
      В первом ходе делают простые рантовые стежки, показанные на рис. 1 и 3 (см. положение иглы влево).
      Второй ход, обозначенный на рис. 9 более темной краской, состоит из косых стежков, которые делаются в середине между двойными стежками первого хода.
      Исполнение бордюров простой решеткой (punto tirato). Простые решетки могут образовывать различные узоры посредством перевивки отдельных прядей нитей, затягивания этих прядей или пучков узелками, вшивания в них различных фигур.
      Различные способы перевивки прядей показаны на рисунках ниже. Перевивка состоит в том, что иголка посередине прядей подхватывает их одну под другую и, протянув сквозь них нитку, придает им новое положение.
      Такая перевивка допускает множество вариантов. Пучки нитей могут перевиваться в один или в несколько рядов, потом они могут перевиваться каждый в отдельности или по нескольку вместе.
      Мы начнем с легких узоров, которые исполняются в один ряд; на рис. 10 представлен самый простой род перевивки, где две пряди перевиваются за один раз. Для этой цели иголка подхватывает вторую прядь сверху, слева направо, закидывает ее поверх первой и, перекрутив посередине, выходит наружу, протягивает "рабочую" нитку к следующим прядям и т.д.
      На рис. 11 пряди перед перевивкой разделяют на две равные части, половину каждой пряди перевивают с половиной другой. Эта перевивка дает более густую решетку.
      На рис. 12 показано, как перевиваются две цельные пряди с одной разделенной, т.е. с двумя половинками средней пряди, а на рис. 13 пряди соединяются группами из двух цельных и четырех половинчатых, т.е. также двух, но только разделенных средних прядей с простой перевивкой.
      На рис. 14 и 15 четыре пряди перевиваются за один раз, но различными способами, а именно: на рис. 14 четыре мриin четыре пряди
      третья и четвертая пряди перевиваются поверх первой и второй, отчего получаются фигуры с простой перевивкой, между тем как на рис. 15 третья прядь перевивается с первой, а четвертая со второй в два приема, простой перевивкой двойной перевивкой
      вследствие чего фигура представляет собой как бы двойную перевивку.
      На рис. 16 показана решетка с тройной перевивкой, в которой четвертая прядь перевивается с первой, третья с шестой, пятая с восьмой и т.д.; от этого кажется, будто пряди перевиты три раза, хотя в середине проходит только одна нитка.
      На рис. 17 показано исполнение двухрядной решетки, состоящей из мотивов, которые были объяснены выше (см. рис. 10), а именно из двух цельных прядей, перевитых в два ряда двойной перевивкой. Положение иголки ясно показывает исполнение второго ряда.
      На рис. 18 изображена такая же решетка с двойной перевивкой в два ряда, но здесь перевивка идет не в две, а в четыре пряди.
      Широкий бордюр в три ряда с простой перевивкой и зубчатым швом (рис. 19). Этот и два следующих узора служат наглядным примером того, как могут быть применены приемы перевивания решеток. Показанный на рис. 3 шов для укрепления краев повторяется шесть раз; в первом и шестом рядах как заключительный шов, во втором и пятом, после того как будет выдернуто по шесть нитей для двух крайних дорожек, и в третьем и четвертом, после того как будет выдернуто восемь нитей для средней дорожки. Каждая прядь состоит из четырех нитей дорожки; верхняя и нижняя решетки показаны на рис. 4, средняя - на рис. 11.
      Бордюр с перевивкой в два ряда (рис. 20). Для выполнения бордюра из ткани выдергивают двенадцать нитей. Края полученной дорожки обшиваются через три нити швом, показанным на рис. 2, и цельные пряди нитей перевиваются в два ряда прямо протянутой ниткой (см. исполнение бордюра, показанного на рис. 17).
      Решетка с перевивкой в три ряда (рис. 21). Из ткани выдергивают 25 нитей. Края полученной дорожки обметываются косыми стежками через шесть нитей; сначала делается средняя перевивка, где "рабочая" нитка идет прямо, этот шов показан на рис. 16; затем сверху и снизу средней нити решетка перебирается двойной ниткой в два хода; в первом ходе нитка продергивается через столбики решетки прямо, во втором, обратном, ходе, она идет через край за каждый столбик, так что каждый столбик зажимается между двумя стежками.
      Различные способы завязывания узлами снопиков. Второй род простых решеток - это тот, когда узор образуется с помощью завязывания прядей узлами. Такая перевязка может делаться в один и в несколько рядов, причем нитка или перетягивается снаружи от снопика к снопику, или по возможности незаметно проводится под снопиками.
      В простых решетках пряди нитей, образующие снопики, стягиваются посредством косого крестообразного шва, в котором "рабочая" нитка откидывается петлей вправо, иголка проходит сверху под "рабочей" ниткой и под тремя прядями, выходит поверх нитки и затягивает три пряди в снопик (рис. 22); в более сложных решетках узор дополняется еще другими швами и различного рода перетяжками и перехватами. Этот узор делается с левой стороны ткани, что значительно облегчает работу, когда не хотят, чтобы "рабочая" нитка проходила снаружи между снопиками.
      Мы начнем свои объяснения с таких узоров, где "рабочая" нитка проходит посередине снаружи. На рис. 22 показано исполнение косого тамбурного узла по узкой дорожке, на которой три пряди нитей затягиваются посередине одним узлом. "Рабочая" нитка проходит через середину дорожки, соединяя одну группу снопиков с другой.
      В узоре, показанном на рис. 23, пряди нитей гораздо длиннее, снопики перетянуты узлами в два ряда, так что в середине дорожки образуется ряд прямых столбиков.
      На рис. 24 решетка перехвачена "рабочей" ниткой в два ряда, причем снопики разделяются таким образом, что в средней дорожке решетки получаются зубчики.
      Далее идут образцы узоров без протянутой средней нитки.
      На рис. 25 показано исполнение перетянутой узлами решетки без видимой поперечной нитки; снопики во втором ряду узлов разделяются пополам, что и образует зубчики; оба ряда узлов делаются в один ход иголки; "рабочая" нитка незаметно переходит от одного узла к другому по ниткам столбиков, а так как работа делается на левой стороне ткани, то на правой этих переходных ниток совсем не видно.
      Эта решетка, края которой не укрепляются, употребляется только для работ фантази.
      На рис. 26 представлен такой же узор, как предыдущий, но здесь края решетки укреплены, узлом затягивают две цельные пряди нитей, которые во втором ряду узлов разделяются, образуя посередине зубчатый узор.
      На рис. 27 показано, как четыре пряди нитей захвачены одним узлом и, разделяясь в середине решетки, образуют зубцы, перевитые швом кордоне; узлы и шов кордоне делаются за один ход иголки, что ясно видно из рисунка.
      В широких решетках часто применяется турецкий узел (рис. 28, 29). Выдергивают две или три нити; по этой дорожке от трех до пяти нитей затягивают вместе тамбурной петлей и обматывают несколько раз, потом иголку втыкают снизу вверх в ткань через две нити от края решетки, отбрасывают петлю вправо, придерживая ее большим пальцем левой руки, берут иголкой слева направо от трех до пяти нитей и затягивают столбик, потом обматывают его и с другой стороны опять проводят иголку в ткань и т.д.; между столбиками образуются отверстия правильной формы.
      На рис. 30 показано применение турецкого узла в широкой решетке; здесь соединено узлом по две
      Решетка, показанная на рис. 31, рекомендуется только для работ фантази; здесь через середину дорожки делают стежки через край, которые захватывают каждый столбик справа налево, стягивая два столбика или две пряди; один стежок делается вниз, другой вверх, отчего образуется волнистый шов.
      Рис. 32. Решетка из двух рядов снопиков
      Далее будет приведено еще несколько примеров решеток с двойными рядами снопиков (рис. 32,33).
      Для выполнения решетки, показанной на рис. 32, выдергивается два раза по двенадцать нитей с промежутком в четыре нити; края укрепляются (см. рис. 2); затем, укрепив "рабочую" нитку посередине дорожки, стягивают ею по три пряди нитей вместе, как было объяснено выше (см. рис. 23), с той только разницей, что здесь снопики затягиваются тремя узлами.
      Бордюр в два ряда снопиками с двойной перетяжкой турецким узлом в две пряди (рис. 34). Из ткани выдергивают 16 нитей, закрепительный шов захватывает по три нити ткани в высоту и по четыре в ширину. Снопики стягиваются в две пряди турецким узлом (см. рис. 30).
      Различные способы обшивания столбиков (рис. 35 -38). Исполнение третьей группы узоров, к которой мы переходим теперь, значительно труднее предыдущих: в этого рода технике пряди (или столбики) плотно обшиваются "рабочей" ниткой, так что свободных нитей ткани почти совсем не остается на виду; узор образуется различного рода швами, которые покрывают столбики.
      Чаще всего здесь применяется штопальный шов, составляющий главную часть узора и дополняемый только петельными стежками или столбиками, перевитыми швом кордоне.
      Рис. 33. Бордюр снопиками с двойной перетяжкой в две пряди, образующей посередине прямые столбики
      На рис. 35 показано исполнение и обшивание швом кордоне отдельных столбиков; последние служат часто как самостоятельные узоры для украшения рубцов от подгибки или для составления решетчатого фона в широких бордюрах. "Рабочая" нитка выходит из ткани на расстоянии двух нитей от края решетки сверху вниз вертикально посередине столбика из четырех нитей и опять входит в ткань через две нити от края решетки, после чего иголка захватывает снизу вверх четыре свободные нити дорожки и обматывает "рабочей" ниткой столбик и натянутую нитку до тех пор, пока он весь не покроется плотно прилегающими один к другому стежками так, чтобы выходил столбик в виде шнурочка.
      На рис. 36 показаны столбики, обвитые швом кордоне зубчиками; в этом узоре отдельные пряди из трех нитей обматываются швом кордоне попеременно вверху и внизу. У края дорожки захватываются следующие три нити, делается еще два стежка кордоне через обе пряди нитей вместе, отчего они стягиваются, образуя зубчики.
      Для исполнения столбиков штопальным швом (рис. 37) требуется четное число нитей ткани. Работа идет справа налево, причем иголка проходит посередине столбика то сверху, то снизу двух нитей; работа значительно облегчается, если держать иголку ушком вперед, а острием к наперстку. По окончании каждого столбика надо перевернуть работу для того, чтобы сохранить ровноту стежков.
      На рис. 38 показано исполнение треугольника штопальным швом. "Рабочая" нитка ведется назад и вперед рядами через пряди нитей выдернутой дорожки таким образом, что одна прядь поднимается на иголку, другая проходит под нею; в следующем ряду стежки идут в обратном порядке.
      Бордюры решетками с узорами штопальным швом. Узоры решетчатых бордюров, выполненных штопальным швом, чаще всего встречаются в славянских и венгерских народных вышивках, служащих для украшения белья и различных принадлежностей туалета. Эти вышивки бывают исполнены большей частью белыми нитками по серому небеленому холсту, но их делают также разноцветными; особенно часты сочетания ярко-красного с густым синим, зеленого с оранжево-желтым вместе с маленькими мотивами черным. Многие из приведенных здесь узоров бордюров, выполненных штопальным швом, заимствованы из персидских вышивок на вуалях, отличающихся чрезвычайной тонкостью работы.
      Так как в этих узорах почти всегда стежки ведутся до самых краев материала, их не приходится укреплять.
      Одноцветная решетка с двойным рядом передвинутых столбиков, обшитых штопальным швом (рис. 39). Для ее выполнения из ткани выдергивают 14 нитей; рабочая нитка укрепляется в пряди нитей дорожки - в каждой пряди по 10 нитей; столбик обшивается штопальным швом до половины длины, потом одна его половина отделяется и обшивается вместе с соседним столбиком.
      Для перехода к следующему столбику делают стежок назад, втыкая иголку в оконченный перед этим столбик, и проводят "рабочую" нитку снизу ко второму столбику. Для исполнения столбиков штопальным швом надо руководствоваться рис. 37.
      Трехцветная решетка с тройным рядом передвинутых столбиков, обшитых штопальным швом (рис. 40). Из ткани выдергивают 18 нитей. Каждый косой ряд из трех столбиков по десять нитей в каждом прошивают ниткой одного цвета, другой такой же ряд столбиков -ниткой иного цвета и т.д.
      Решетка короткими и длинными столбиками, обшитыми штопальным швом (рис. 41). Края дорожки обметывают косыми стежками через четыре нити ткани; для решетки выдергивают 20 нитей.
      Рис. 41. Решетка короткими и длинными столбиками, выполненными штопальным швом
      Рис. 42. Бордюр, выполненный штопальным швом, из косых рядов столбиков различной ширины
      Наружные столбики, прилегающие к краям материала, делаются на несколько стежков длиннее средних.
      Бордюр решеткой из косых рядов столбиков различной ширины, обшитых штопальным швом (рис. 42). В этом бордюре края также закрепляются косыми стежками. Для решетки выдергивают 28 нитей; две косые полосы из пяти столбиков, обшитых штопальным швом по двум прядям дорожки, чередуются с одной полосой из пяти столбиков, обшитых по трем прядям.
      Бордюр решеткой треугольниками из столбиков, обшитых штопальным швом (рис. 43). Края бордюра закрепляются косыми стежками. Начало стежка - на расстоянии четырех нитей от края бордюра; для решетки выдергивают 30 нитей; треугольники прошивают штопальным швом через двенадцать прядей, косые ряды, разделяющие треугольники, состоят из шести столбиков, выполненных по двум прядям нитей.
      Трехцветный бордюр решеткой, выполненной штопальным швом (рис. 44). Для выполнения решетки на ткани выдергивают 30 нитей; края закрепляют косыми стежками через три нити. Мотивы треугольников в основании обшивают штопальным швом по трем прядям, широкий столбик в вершине - по четырем и последний - только по двум прядям нитками темно-синего цвета; три столбика внутри треугольника обшивают по двум прядям нитками красного цвета, косые ряды столбиков между треугольниками выполняются нитками желтого цвета также по двум прядям.
      Бордюр решеткой четырехугольниками и треугольниками, выполненными штопальным швом (рис. 45). Из ткани выдергивают 32 нити. Весь мотив узора занимает 22 пряди нитей дорожки по три нити в каждой; края бордюра закрепляются косыми стежками через три нити ткани; четырехугольники шьют нитками синего цвета, треугольники - красного и разделяющие их двойные косые ряды столбиков - желтого.
      Рис. 45. Бордюр четырехугольниками и треугольниками, выполненными штопальным швом
      Бордюр решеткой отдельными снопиками с использованием штопального шва (рис. 46). Для решетки из ткани выдергивают 20 нитей; края бордюра закрепляют швом коробочкой (см. рис. 5) через четыре нити поперек; стоящие прямо пряди по четыре нити каждая стягивают посередине по три вместе и обшивают 10-12 штопальными стежками; по окончании каждого снопика нитка закрепляется с левой стороны и обрезается.
      Бордюр решеткой в три цвета (рис. 47). Из ткани выдергивают 28 нитей; наружные фигуры исполняются штопальным швом по шести прядям в три нити; одну группу столбиков обшивают светло-зеленой ниткой, другую темно-зеленой; в первом ряду этого мотива три столбика перебираются по трем цельным прядям, во втором ряду перебирается по одному столбику по средней разделенной пряди; средние фигуры исполняются нитками оранжевого цвета также по разделенным прядям крайних рядов; столбик в середине каждой фигуры черного цвета стягивает две пряди, столбик в середине их обшивают черной ниткой.
      Бордюр решеткой с использованием обвивного шва (рис. 48). Из ткани выдергивают 20 нитей; края бордюра укрепляют с обеих сторон косыми стежками через три нити от края; затем делают еще три косых стежка: один через три нити, другой через шесть нитей, третий через девять. Таким образом, все стежки оканчиваются на одном уровне. Для решетки одну прядь нитей ткани плотно обвивают "рабочей" ниткой, потом проводят нитку к краю между второй и третьей прядями, которые стягиваются вместе штопальным швом шестью Идущими назад и вперед стежками; далее первую и вторую пряди соединяют штопальным швом, но на первом столбике оставляют свободное место, чтобы сделать на нем шесть стежков в обвивку для ножки фигуры.
      Вторая половина фигуры исполняется точно так же, но в противоположном направлении.
      Различные способы соединения снопиков посредством фигур. В этой последней группе простых решеток фантазии предоставляется большой простор; для украшения решетки здесь могут применяться разнообразные фигуры, заимствованные из тесемочного кружева, из тенерифского кружева или филе-гипюра.
      Первое место среди названных украшений занимают паучки или колеса, которые можно использовать как самостоятельный узор или в соединении с другими фигурами; к ним принадлежат различно перевитые кольца, дуги и т.п.
      Решетка с паучками (рис. 49). Края решетки с обеих сторон закрепляются швом крестиками (см. рис. 7). Посередине выдернутой дорожки каждые четыре пряди нитей стягиваются в снопик с паучком. "Рабочая" нитка, укрепленная посередине дорожки, проходит поочередно сверху и снизу одной пряди, потом несколько раз пробирается кругом через все четыре пряди и возвращается к той точке, откуда она вышла, и далее (под паучком) проходит к следующим четырем прядям нитей.
      Бордюр решеткой паучками и лесенкой (рис. 50). Для узкой дорожки из ткани выдергивают пять нитей и для широкой 22. Для каждого столбика берется прядь в четыре нити. Прежде всего следует закрепить эти столбики; промежуточные полосы обшивают по обе стороны за один раз крестиком (см. рис. 6). Затем отдельные пряди соединяются узелковыми стежками; в заключение каждые четыре пряди стягиваются в снопик, а на пяти перекрещивающихся между ними нитках делается паучок.
      Решетка с цельными и половинчатыми паучками (рис. 51). Из ткани выдергивают 24 нити. Края решетки закрепляют половинчатыми паучками; их начинают делать через две средние нити дорожки, захватывая постепенно восемь нитей. Цельные паучки выполняют каждый отдельно и на тех же группах нитей, что половинчатые.
      Решетка гвоздиками и колечками (рис. 52). Из ткани выдергивают 28 нитей; края закрепляют прямыми стежками в виде зубчиков высотой 2-5 нитей. Решетку начинают от середины, обвивая швом кордоне прядь в девять нитей 8-9 стежками, после этого разделяют прядь на три части и пробирают ее штопальным швом до тех пор, пока не останется свободных нитей на 0,5 см в высоту; то же самое повторяется с другой стороны. После того как будут закончены два снопика, их соединяют четырьмя воздушными петлями, которые сначала просто обвиваются три раза колечком, обшиваемым частой выметкой, или швом кордоне.
      Решетка розетками и пико почтовым швом (рис. 53). Эта решетка несколько труднее предыдущих. Из ткани выдергивают 24 нити; края ткани закрепляют прямыми стежками, отступя на две, три, четыре и пять нитей от края. Для выполнения средних фигур делают следующий расчет: четыре нити для прямых столбиков, обвитых швом кордоне, восемь нитей для столбиков, обвитых штопальным швом и украшенных пико, 16 нитей для фона розеток.
      Основанием для розетки служит сделанный через нити фона слабый паучок, который покрывается розеткой из восьми листиков, выполненных почтовым швом. Половина розетки может быть сделана одним цветом, другая половина другим; пико также отличается цветом от столбиков.
      Петли, соединяющие столбики, делают во время работы; дойдя до середины обвивки столбика, нитку проводят к оконченному столбику, затем обратно и заканчивают начатый столбик.
      Вырезание и закрепление нитей в углах (рис. 54 -56). Если сквозные рубцы или бордюры проходят в углах, то нити с обеих сторон прорезаются приблизительно на 1 см от рубца, затем выдергиваются, как показано на рис. 54. Эти свободные нити подвертывают под рубец, а края закрепляют выметкой (см. рис. 55). Если же рубцовая строчка идет, не прерываясь, то свободные нити надо провести на левую сторону работы и закрепить их там несколькими стежками (см. рис. 56).
      Образование угла в решетках в один ряд (рис. 57). От выдергивания долевых и поперечных нитей ткани в углу образуется пустое пространство в виде квадрата, которое заполняется каким-нибудь узором. Такой образец приведен на рис. 57; здесь решетка с простой перевивкой, представленная на рис. 10, дополнена углом, который украшен паучком с восемью лучами.
      После того как нити первой дорожки будут перевиты "рабочей" ниткой, она протягивается прямо к противоположному краю и закрепляется за рубец от подгибки; натянутую таким образом основу обвивают ниткой до половины, затем натягивают еще пять лучей и также обвивают их ниткой. По образовавшимся семи лучам обводят колесико или паучок, останавливаются перед второй дорожкой и, проводя нитку для перевивки второй решетки, натягивают восьмой луч.
      Образование угла в решетках в несколько рядов (рис. 58 и 59). В решетках в несколько рядов угол может быть образован по-разному: из ткани удаляют все нити до рубца или прорезают их для каждого угла отдельно.
      На рис. 58 представлен угол к решетке в три ряда, данной на рис. 50, где нити удалены только с каждого твердого края материала. Маленькие углы наполнены паучками с четырьмя лучами, большой - паучком с двенадцатью лучами (подробности см. на рис. 84).
      Рис. 59 показывает более трудное образование угла для решетки, приведенной на рис. 32, где удаляют все нити до рубца. По свободным нитям средней полосы ткани образуются столбики, которые обшивают штопальным швом (см. рис. 37), а пустые пространства наполняют паучками с восемью лучами.
      Решетка с выдернутыми нитями вдоль и поперек ткани (punto tagliato). Для такой решетки количество выдернутых нитей зависит от узора. Нити, остающиеся между вырезанными участками, служат канвой для различных швов.
      Надо обращать особое внимание на то, чтобы в ткани, выбранной для работы, обе системы нитей, т.е. нити основы и утка, были одинаково крепки и затканы на одинаковом расстоянии, для того чтобы после выдергивания нитей образовавшиеся пустые места представляли собой правильные четырехугольники.
      Вырезание нитей при цельных краях ткани. Часто двойная рещетка делается в середине изделия. В таких случаях те нити, которые нужно удалить, надрезают на несколько миллиметров внутри рубца и потом выдергивают, чтобы наружная сторона рубца оставалась цельной. Во многих узорах должны также оставаться нити в качестве основы. На рис. 60 показана решетка из четырех выдернутых и четырех оставленных нитей.
      Выдергивание нитей без учета рубцов. На рис. 61 четыре нити выдернуты и три оставлены. Такое допускается в тех случаях, когда решетка должна быть более прозрачной.
      Обшивание краев вырезанных участков выметкой (рис. 62). Для того чтобы ткань не осыпалась, края вырезанных участков надо обшить так, как показано на рис. 62.
      Обшивание краев вырезанных участков шнурочным швом (рис. 63). Для этого отсчитывают, сколько надо вырезать нитей, и прометывают края узора стежком "вперед иголку", следуя точно его контурам, потом вырезают лишнюю ткань, по крайней мере на две нити отступя от наметки. Далее поверх одной или двух подложенных ниток обшивают края ровными стежками через край; от подложенных ниток шов выходит рельефнее.
      Узоры фонов решеткой. Теперь последует ряд образцов фонов решетками, служащих преимущественно для покрывания больших поверхностей, ими пользуются также в виде полос для прошивок или зубчатых бордюров (см. табл. XI и XII).
      Мы начнем с более простых узоров, в которых свободные нити престо обшиваются или перевязываются; далее мы дадим образцы густо зашитых решеток для фонов - это будут копии со старинных итальянских и персидских работ. Последние узоры труднее для исполнения, но зато здесь труд щедро вознаграждается красотой и прочностью работы.
      Первый узор фона. Решетка столбиками (рис. 64). По высоте и ширине ткани выдергивают по три нити через промежуток также в три нити. Образовавшийся решетчатый фон посредством обвивки нитей косыми стежками обращается в сетку фона столбиками. На стороне, по которой идет работа, в том месте, где скрещиваются нити ткани, делается перехват косым
      стежком, а столбики обматываются двумя долевыми или поперечными стежками, смотря по положению работы.
      Второй узор фона. Решетка перевязкой (рис. 65). Выдергивают по четыре нити по высоте и ширине ткани с промежутком в четыре нити. Этот узор делается также косыми рядами и состоит в связывании четырех свободных нитей посредством петли из "рабочей" нитки, которая, затянув столбик петлей, перетягивается к следующему столбику.
      Третий узор фона. Решетка воздушными петлями (point d'esprit, рис. 66). По высоте и ширине ткани выдергивают по четыре нити с промежутком между ними также в четыре нити.
      Стежки петлями point d'esprit, каждый из которых охватывает четыре нити столбика, заполняет каждую вторую пустую клетку, т.е. делаются через клетку. Работа идет также косыми рядами.
      Четвертый узор фона. Решетка воздушно-петельным швом (point d'esprit, рис. 67). По высоте и ширине изделия выдергивают по шесть нитей с промежутками между ними также в шесть нитей.
      Здесь каждая клетка наполняется швом point d'esprit, но петля захватывает не по шесть, а только по три нити; ряды идут не вкось, а вертикально, причем заполняется каждая клетка; от захватывания только трех нитей, т.е.. половины столбика в одну сторону, половины в другую, между заполненными клетками образуются пустые пространства овальной формы.
      Пятый узор фона. Решетка перемежающимися крестами (рис. 68). По высоте и ширине ткани выдергивают по четыре нити с промежутком между ними также в четыре нити. Начинают работу с натягивания диагональных ниток, которые, для того чтобы лучше держались, перевиваются.
      На рис. 68 показаны все натянутые и перевитые нитки справа налево, а также слева направо; способ натягивания и перевивки также ясно виден из рисунка.
      После того как будут натянуты все диагональные нитки, маленькие четырехугольники обводят швом коробочками (см рис. 5), который выполняется в горизонтальном направлении.
      Шестой узор фона. Решетка паучками и снопиками с перевязкой (рис. 69). По высоте и ширине ткани выдергивают по девять нитей с промежутком между ними также в девять нитей.
      Свободные нити перевязывают снопиками просто петлей (см. рис. 65) или тамбурным узлом (см. рис. 22), затем натягивают слева направо диагональные нитки, причем "рабочая" нитка проводится под тремя средними промежуточными нитями ткани. При натягивании ниток справа налево три свободно натянутые раньше нитки в точке их скрещивания затягивают петлей, образуемой "рабочей" ниткой, отчего получается фигура паучка с восемью лучами.
      Седьмой узор фона. Решетка тройными перевитыми столбиками, паучками и крестами (рис. 70). По высоте и ширине ткани выдергивают по двенадцать нитей с промежутком между ними также в двенадцать нитей.
      Свободные нити делят на три группы по четыре нити в каждой; каждую группу снова делят пополам, перевивают и закрепляют проходящей сквозь нее "рабочей" ниткой.
      После того как столбики будут перевиты в вертикальном и горизонтальном направлении, натягивают еще в диагональном направлении нитки, которые проводятся в промежуточные четырехугольники под четырьмя средними нитями ткани и затягиваются петлей в точке скрещивания с ранее протянутыми нитками, - образуется паучок.
      В промежуточных четырехугольниках посредством протягивания "рабочей" нитки под диагональными нитками получается фигура в виде креста.
      Восьмой узор фона. Решетка перевязанными снопиками и ромбами (рис. 71). По высоте и ширине ткани выдергивают по двенадцать нитей с промежутком между ними также в двенадцать нитей.
      Свободные нити в горизонтальном и вертикальном направлении делят на две группы по шесть нитей в каждой и каждая группа перевязывается простой петлей в снопик. Пустые промежутки наполняются косым швом point d'esprit, который посредством затянутого узла соединяется с крестом, образуемым перетянутыми от снопиков нитками. Положение иголки на рис. 71 ясно показывает исполнение шва point d'esprit.
      В промежуточных четырехугольниках вышивают прямыми стежками гладью фигуры ромбов; направление стежков в одном четырехугольнике вертикальное, в другом горизонтальное.
      Девятый узор фона. Решетка квадратной сеткой, обвитой швом кордоне, с прямыми перемежающимися крестами (рис. 72). По высоте и ширине ткани выдергивают по четыре нити с промежутком между ними также в четыре нити.
      Сначала обвивают швом кордоне вертикальные ряды столбиков (см. рис. 35), "рабочая" нитка одновременно перетягивается и обвивается для горизонтальной перекладины прямого креста.
      При исполнении горизонтальных рядов столбиков делают заодно вертикальную перекладину креста.
      Положение иголки на рис. 72 наглядно объясняет ход работы.
      Десятый узор фона. Решетка квадратной сеткой, обвитой швом кордоне, с квадратами, заполненными прямыми крестами (рис. 73); По высоте и ширине ткани выдергивают по четыре нити с промежутком между ними также в четыре нити.
      В этом узоре четыре пустых поля правильно чередуются с четырьмя полями, наполненными крестами. Исполнение такое же, как показано на рис. 72, т.е. сначала обвивают швом кордоне вертикальные столбики заодно с горизонтальными, перевитыми перекладинами крестов, а при обвивании горизонтальных рядов столбиков заканчивают крест.
      Одиннадцатый узор фона. Решетка прямой сеткой, обвитой швом кордоне, с косыми стежками point d'esprit через клетку (рис. 74). По высоте и ширине ткани выдергивают по четыре нити с промежутком между ними также в четыре нити.
      Этот узор очень похож на узор, представленный на рис. 66; его также составляют отдельные стежки point d'esprit.
      Двенадцатый узор фона. Решетка прямой сеткой, обвитой швом кордоне, с. косыми крестами через клетку (рис. 75). По высоте и ширине ткани выдергивают по четыре нити с промежутком между ними также в четыре нити.
      Узор представляет собой такую же прямую сетку, как и на рис. 68, в которой из перетянутых вкось и перевитых нитей образуются через клетку косые кресты.
      Сначала заканчивается квадратная сетка, после чего в каждом втором пустом поле, т.е. через клетку, натягиваются и перевиваются нитки, идущие справа налево, а под конец и те, которые идут слева направо и которые в середине клетки должны перекрещиваться с рядами, натянутыми раньше (см. также исполнение справа внизу на рис. 75, где положение иголки объясняет работу).
      Тринадцатый узор фона. Решетка прямой сеткой, обвитой швом кордоне, с перетянутыми вкось перевитыми нитками (рис. 76). По высоте и ширине ткани выдергивают по четыре нити с промежутком между ними также в четыре нити.
      Этот узор прозрачнее предыдущего, так как через пустые поля проходит только одна перевитая нитка.
      Здесь основная прямая сетка обвивается швом кордоне косыми рядами (см. рис. 64); заодно натягивается косая сетка.
      Четырнадцатый узор фона. Решетка прямой сеткой, обвитой швом кордоне, с косыми крестами, выполненными штопальным швом (рис. 77). По высоте и ширине ткани выдергивают по четыре нити с промежутком между ними также в четыре нити.
      Здесь каждые четыре пустые поля чередуются с поставленными вкось крестами, выполненными штопальным швом.
      Сначала полностью заканчивают сетку; штопальный шов выполняют косыми рядами через всю поверхность по двум натянутым вкось основным ниткам, следуя объяснению, данному к рис. 37.
      Пятнадцатый узор фона. Решетка сеткой, заполненной паучками, с двойными обвитыми швом кордоне столбиками (рис. 78). По высоте и ширине ткани выдергивают по шесть нитей с промежутком между ними также в шесть нитей.
      Сначала выполняют вертикальные двойные ряды столбиков, причем надо обращать внимание на то, чтобы промежуточные квадратики перехватывались посередине двумя горизонтальными стежками через три нити; затем исполняются горизонтальные ряды с одновременным заполнением промежутка вертикальным стежком, образуя вместе с тем маленькие паучки с четырьмя лучами простым штопальным швом.
      Шестнадцатый узор фона. Решетка сеткой, выполненной штопальным швом, с паучками (рис. 79). По высоте и ширине ткани выдергивают по шесть нитей с промежутком между ними также в шесть нитей.
      Сетку делают косыми рядами, чередуя горизонтальный столбик с вертикальным; паучки опираются на промежуточные квадратики и натягиваются, когда обшиваются столбики сетки.
      Отдельные фигуры. Теперь нам остается только объяснить исполнение отдельных фигур, которые служат для заполнения углов в простых бордюрах решеткой и пустых полей в работах с двойными решетками.
      При исполнении таких узоров нити ткани большей частью удаляются, а фигуры вшиваются в пустые пространства как самостоятельная кружевная работа; только в крупных узорах оставляют иногда несколько прядей нитей, вследствие чего поля работы выглядят правильно разделенными.
      Паучок с восемью лучами (рис. 80 - 82). Простейшая из отдельных фигур - паучки. На рис. 80 показано, как натягивать лучи узора; начинать надо снизу слева, откуда нитка идет вправо вверх и до половины обвивается; далее от середины натягивают влево и вправо горизонтальные лучи, потом диагональные влево вверх и вправо вниз и, наконец, вертикальные вверх и вниз.
      В середине пучка штопальный шов выполняется таким образом, чтобы в одном ряду пропускались все косые, в другом все прямые лучи, для чего на иголку приходится брать три раза по одному и один раз по два луча (см. рис. 81). На рис. 82 показан паучок в готовом виде.
      Розетка из одного большого и двенадцати маленьких паучков (рис. 83 - 85). В этой розетке натягивают двенадцать ниток для простых лучей.
      Начиная снизу слева, нитку натягивают вверх вправо, вкось через пустое пространство, потом выводят на одну треть от угла влево, натягивают вниз влево и опять выводят на противоположную сторону, внизу на 1/3 расстояния до правого угла и т.д., пока не будут натянуты все лучи. В средней точке, где перекрещиваются все лучи, делается штопальным швом паучок; на небольшом расстоянии от него все лучи соединяются узелковым швом (см. рис. 84), который служит основой для ряда маленьких паучков, выполняемых простым штопальным швом (см. рис. 85).
      Улиткообразный паучок (рис. 86). Эта фигура представляет собой характерный образец улиткообразных паучков, какие встречаются в американских мережках; для основы такого паучка натягивают 16 простых лучей,, которые в середине стягивают маленьким паучком, выполняемым штопальным швом; от этого паучка "рабочая" нитка идет дальше спиральными рядами узелков с перетянутой ниткой до края работы.
      Паучок с перевитыми лучами (рис. 87 - 89). Здесь лучи состоят из двойных ниток, которые натягивают, как в тенерифском кружеве (см. рис. 87).
      Паучок в середине исполняется передвинутым штопальным швом по двойным ниткам; по окончании они разделяются и перевиваются (см. рис. 88)
      На рис. 89 представлена работа в завершенном виде.
      Фигура с четырьмя треугольниками и паучком посередине (рис. 90 и 91). На рис. 91 представлена фигура, в которой пустой квадрат разделен на четыре равные части оставленными в ткани шестью вертикальными и шестью горизонтальными нитями; в каждом отдельном поле натягивают по пять простых лучей, а оставшийся в центре квадрат ткани превращается в паучок посредством перебирания его нитей штопальным швом. Далее, руководствуясь рис. 91, делается узелковым швом круг, причем узелком в прядях нитей ткани захватывают по три нити, разделяя таким образом каждую прядь надвое, а натянутые пять ниток затягиваются узелком все вместе. Маленькие треугольники делаются штопальным швом на пяти натянутых нитках, как ясно видно из рис. 91.
      Рис. 92. Зубцы, обметанные фестонным швом
      Обметывание краев зубцами. Если решетчатая работа должна заканчиваться зубцами, то края следует хорошенько закрепить, прежде чем вырезать лишнюю ткань. Для этой цели, смотря по тому, что более подходит к узору, края обшивают выметкой, т.е. фестонным швом или швом кордоне.
      Зубцы, обметанные фестонным швом (рис. 92). Края работы в тех местах, где остался цельный материал, обводятся на расстоянии одной или двух нитей от края очень частым швом "вперед иголку"; там же, где нити выдернуты, нитка просто протягивается от угла к углу; по этой наметке делается фестонный шов, захватывающий ткань на две или три нити выше наметки так, чтобы она оказалась в середине шва; в твердых местах ткани стежком захватывается каждая нить, в выдернутых стежки должны быть как можно ближе один к другому.
      По окончании работы лишний материал снаружи осторожно отрезается.
      Отделка зубцов швом кордоне (рис. 93). При обшивании краев работы швом кордоне также необходима предварительная наметка; кроме того, рекомендуется делать шов кордоне поверх толстой крученой нитки; это придает краям большую выпуклость и прочность.
      На рис. 92 и 93 показано, что крепкие края обшиты за четыре нити, а в выдернутых местах везде захвачено по шесть нитей; в углах делают несколько лишних стежков.
      Рис. 93. Отделка зубцов швом кордоне
      Бордюр решеткой и гладью (рис. 94). Края прошивки, которая выполняется по гольбейнскому полотну, окаймляют горизонтальным рядом решетки коробочками (см. рис. 5); косые ряды такой же решетки разделяют середину полосы на четырехугольники и треугольники.
      Треугольники заполняются узором гладью, в четырехугольниках вышивается решетка.
      После того как из ткани будут удалены нити, первым делом кордонируются вырезные края (см. рис. 63), потом свободные нити обвиваются столбиками (см. рис. 35).
      Середину узора, украшает паучок, выполненный штопальным швом; в примыкающих к нему восьми пустых квадратах делают по маленькому кресту из перевитых столбиков (см. рис. 72 и 73).
      Прошивка норвежской решеткой (рис. 95 и 96). На рис. 95 показан образец норвежской кустарной работы по небеленому полотну. Эту работу начинают с обшивания тех частей, где должна быть решетка, гладью через четыре нити, одновременно выполняя соседние окружающие стежки в виде трех листочков. По завершении этой части работы нити ткани осторожно вырезают. Рис. 96 объясняет выполнение столбиков штопальным швом и заполнение квадратов воздушнопетельным швом.
      Прошивка штопальным швом по решетке (рис. 97 и 98). Такого рода вышивка встречается в старинных итальянских работах. Фон делается решеткой, а для узора в ткани должны оставляться цельные места. Так как подрезать нити, особенно в мелком узоре, не повредив фона, очень трудно, их выдергивают по всему полю, а места, предназначенные для фигуры, пополняются добавочными нитками. Столбики решетки обвиваются швом кордоне; те столбики, на которых должен расположиться узор, не обвиваются, а их нити служат основанием для штопального шва с прибавкой, как уже сказано выше, новых ниток. Способ выполнения такого узора показан на рис. 98, где светлыми изображены нити ткани, а темными -продетые новые нитки. Если прошивка вставляется между бордюрами, вышитыми крестом, то решетки вышивают белыми или суровыми нитками в зависимости от цвета полотна.
      Исполнение столбиков швом кордоне для решетки фона объяснено на рис. 35, а также на рис. 72 - 77; получение узора способом штопки показано на рис. 98.
      Прошивка с узором в пробор по решетке (рис. 99 и 100). В этой прошивке фон также выполняется решеткой, обвитой швом кордоне. Сначала заполняется решетчатый фон, оставляются свободные места для узора, который исполняется в пробор (тот же штопальный шов, что и на рис. 38).
      Для обвивания столбиков фона берут крученые нитки ржаво-желтого цвета, для узора - мягкие белые хлопчатобумажные нитки.
      Если прошивка предназначается для украшения вещи из белого полотна, то советуем для обвивки столбиков взять крученые нитки сурового цвета (экрю), а узор вышить нитками белого цвета, чтобы он отчетливо выделялся на полотне.
      Рис. 100. Выполнение узора в прошивке, показанной на рис. 99
      Прошивка итальянской решеткой ретицелла (рис. 101 и 102). Эта работа выполняется следующим образом: надо выдернуть вдоль и поперек ткани по десять нитей, оставляя невыдернутыми шесть. Пустые места, образовавшиеся от десяти выдернутых нитей, заполняют кругами фестонным швом и паутинкой, а шесть невыдернутых нитей служат основанием для столбиков.
      Рис. 101. Прошивка итальянской решеткой ретицелла
      Для основания кругов прометывают три нитки, которые продеваются от одного столбика к другому через середину столбиков.
      Основу для паутинки натягивают от углов квадратного отверстия (см. рис. 102).
      Прошивка греческой решеткой с узором ретицелла (рис. 103). После всех предыдущих объяснений исполнение этой красивой решетки не составит затруднений. В представленном оригинале материалом служит тончайшее полотно. Для больших квадратов выдергивают по 48 нитей вдоль и поперек ткани, оставляя невыдернутыми по шесть нитей, служащих основой для столбиков. В нижней кайме выдергивают по 21 нити, оставляя по четыре нити для столбиков; отрезные края закрепляют крестообразной строчкой (см. рис. 6 и 7) через четыре нити. Длинные линии, которые перекрещиваются в середине больших квадратов, исполняют двойным фестонным швом заодно с пико.
      Накидка, выполненная мексиканской решеткой (рис. 104 и 105). Представленная здесь накидка или салфетка на стол может служить примером американских работ решетками типа кружевных, которые в горных и центральных областях Америки составляют одну из5 главных отраслей кустарной промышленности.
      Прежде всего укрепляют редким фестонным швом, или выметкой, внутренние края выдернутых полей (см. рис. 62), затем выдергивают семь раз вдоль и поперек ткани по 20 нитей, оставляя невыдернутыми по 20 нитей; таким образом из оставшихся нитей получается решетка.
      Вышивка начинается с левого нижнего угла от одной из образовавшихся вследствие выдергивания нитей дырочки; рабочую нитку ведут вправо по диагонали вверх в середину квадрата, образуемого оставшимися в ткани нитями, потом возвращаются к исходной точке и снова натягивают нитку по диагонали. При этом диагональном стежке нитки у верхнего и у нижнего угла затягивают петелькой.
      Второй ряд узора начинается от правого нижнего угла и делается так же, как и предыдущий. Там, где натянутые нитки перекрещиваются, их скрепляют узелковым швом.
      Когда таким образом будет прошита вся решетка, приступают к исполнению клинообразных листиков штопальным швом, причем "рабочая" нитка переходит от одного листика к другому с левой стороны работы, под квадратами, оставшимися в ткани.
      После выполнения -штопальным швом листиков вышивают колеса. При этом "рабочая" нитка затягивает узелковым швом каждую отдельную прядь нитей ткани и каждую натянутую нитку.
      Узор в середине окаймляет бордюр шириной около 5 см, выполняемый двойной решеткой снопиками (см. рис. 26), украшенный по наружному краю стежками, показанными на рис. 3. Бахрома шириной около 4 см выдергивается из той же ткани.
      Накидка, выполненная датской решеткой "Хедебо" (рис. 106 и 107). На рис. 106 дан образец датской работы решетками.
      В накидке или салфетке, представленной на этом рисунке, богато вышиты углы; по периметру ее украшают простроченный сквозной строчкой рубец и бордюр из вышитого кружева.
      Для углов вырезают 20 раз по 28 нитей ткани, оставляя в промежутках по 12 нитей, после чего подрезанные края укрепляются фестонным швом.
      Решетки по оставленным в ткани нитям исполняются штопальным швом (см. рис. 37 и 79), причем заодно застилается и узор. Последний состоит из трех главных звезд, из которых две имеют в середине по четыре паучка, окруженных восемью треугольниками, выполненными штопальным швом по натянутой вкось нитке и украшенными петлями кордоне, а в третьей, угловой звезде середина состоит из четырех пирамидок, выполненных фестонным швом; окружающие их треугольники обшиты по натянутой вкось нитке фестонным швом с пико.
      В остальных пустых полях маленькие розетки, пирамидки и круги, выполненные фестонным швом, чередуются с различного вида паучками из перевитых столбиков.
      Для каймы выдергивают на соответствующем расстоянии десять нитей.
      Кругом салфетка обшита кружевом, узор которого можно подобрать, воспользовавшись для этого табл. V, XII и т.п.
      Таблица I
      Указания относительно исполнения узоров табл. I — XX. Фон из узких и широких полос для оконных занавесей, гардин и штор показан в табл. I (подробности выполнения — рис. 10,15 и 18).
      Простые ряды зубцов выполняются гладью на девяти нитях ткани, двойные ряды — на 15 нитях.
      В широких полосах ткани для узеньких решеток выдергивают по десять поперечных нитей, для широкой решетки надо выдернуть 28 нитей и 16 нитей для решетки в узкой полосе.
      В перевитых столбиках берутся пряди по три нити.
      Перевивка в широкой двойной решетке делается шнурочком, свитым из двух ниток; в узких решетках шнурок свивают из двух ниток.
      Таблица II
      Фон с каймой для салфетки на середину стола или покрывала на. поднос показан в табл. II (подробности выполнения — рис. 4, 6, 46, 50, 63, 85 и 86).
      Прямые заключительные ряды заполняются мулине, разделенным по две нити, на трех нитях ткани в высоту.
      Для узкой зубчатой решетки выдергивают по пять нитей, а для широкой — 18 нитей; в снопиках для каждой пряди берется по четыре нити.
      Для узора в виде четырехугольников вдоль и поперек ткани выдергивают три раза по четыре нити, оставляя два раза промежутки по четыре нити.
      Таблица III
      Бордюр с бахромой для салфетки на буфет, чайный столик и т.п. показан в табл. Ш (подробности выполнения — рис. 25, 50 и 84).
      Прямые заключительные ряды выполняются по трем нитям ткани.
      Для двух узких решеток выдергивают по восемь нитей, а для средней решетки — 24 нити; в узких решетках прядь состоит из шести, в широкой — из трех нитей.
      Полоски с вышитыми гладью горошинами — на ширину 12 нитей ткани; такой же ширины полоска, обращенная к бахроме.
      Таблица IV
      Часть коврика, вышитого хлопчатобумажными нитками, показана в табл. IV (подробности выполнения — рис. 5, 30, 37 и 71).
      Заключительные ряды узора выполнены решеткой коробочкой хлопчатобумажными нитками по трем нитям ткани.
      Для крестообразного узора бордюра выдергивают по семь нитей; средняя полоса бордюра занимает пять нитей и украшена прямыми стежками.
      Зубцы, окружающие главный узор, выполняются гладью.
      Для сквозных квадратов выдергивают из ткани по 14 нитей (по основе и утку); между квадратами оставляют невыдернутыми шесть нитей для столбиков. В середине квадратов делают паучки.
      Таблица V
      Бордюр с углом для чайной скатерти, салфетки на стол и т.п. показан в табл. V (подробности выполнения — рис. 8, 37, 90 и 91).
      Зубчатые заключительные ряды выполняются штопальным швом по семи нитям ткани.
      Для широкой решетки выдергивают два раза по 16 уточных нитей, оставляя для средних столбиков невыдернутыми по шесть нитей.
      По длине узора также выдергивают 16 нитей, оставляя попеременно невыдернутыми шесть и 12 нитей.
      Отступя на десять нитей от бордюра внутрь, выдергивают два раза по две нити ткани, оставляя между ними невыдернутыми три нити.
      Для выполнения столбиков узкой внутренней решетки берут пряди по четыре нити.
      Бордюры для украшения туалетных принадлежностей показаны в габл. VI (подробности выполнения — рис. 5, 6, 7,10, 22, 27, 31, 37 и 38).
      Первый бордюр занимает место 14 нитей. Для средней решетки выдергивают восемь нитей; заключительный шов делают по двум нитям ткани крестообразной строчкой.
      Таблица VI
      Второй бордюр занимает место 16 нитей. Для средней решетки выдергивают десять нитей; заключительный шов исполняют по двум нитям ткани как в высоту, так и в ширину.
      Третий бордюр занимает место 26 нитей; для средней решетки выдергивают 18 нитей; заключительные ряды выполняют коробочками высотой три и шириной две нити.
      Четвертый бордюр занимает место 38 нитей; для средней решетки выдергивают 18 нитей, оставляя сверху и снизу по три нити. Узкие решетки по краям средней занимают место трех нитей. Прямые ряды делаются крестообразной строчкой по трем нитям ткани в высоту и двум в ширину.
      Таблица VII
      Два бордюра для занавесей, гардин или штор показаны в табл. VII (подробности выполнения — рис. 22, 37 и 38).
      Первый бордюр — для средней решетки выдергивают восемь нитей, оставляя сверху и снизу невыдернутыми по четыре нити, затем выдергивают по четыре нити.
      Для решетки берут пряди по три нити, которые обшивают штопальным швом.
      Второй бордюр — для средней решетки выдергивают пять нитей, сверху и снизу оставляя невыдернутыми по четыре нити, затем еще выдергивают по три нити.
      Пряди для решеток состоят из двух нитей.
      Два узора фонов для подушек, накидок и т.п. показаны в табл. VIII (подробности выполнения — рис. 38, 63, 83,84 и 85).
      Первый узор — ободки вокруг квадратов выполняют через три нити ткани; внутри квадратов вырезают вдоль и поперек ткани по 20 нитей.
      Между отдельными квадратами остается восемь свободных нитей.
      Второй узор — ободки вокруг фигур выполняются через три нити ткани; в середине фигур вырезают в обе стороны по 12 нитей, оставляя по три нити.
      Таблица IX
      Три бордюра для украшения постельного и столового белья показаны в табл. IX (подробности выполнения — рис. 5, 22, 23, 37, 38, 63, 81, 82, 84 и 85).
      Первый бордюр — прямые заключительные ряды выполняются швом кордоне, примыкающая к ним строчка коробочками исполняется по трем нитям ткани.
      Для решетки выдергивают 35 поперечных нитей, а вдоль ткани через каждые 28 нитей вырезают восемь нитей.
      Второй бордюр — прямые заключительные ряды выполняются швом кордоне на четырех нитях ткани, строчка коробочками занимает три нити в высоту и четыре нити в ширину.
      Таблица X
      Для решетки выдергивают 45 поперечных нитей, а вдоль ткани — через каждые 32 нити вырезают 20 нитей.
      Третий бордюр — прямые заключительные ряды выполняют швом кордоне, захватывая четыре нити ткани в высоту, строчка коробочками занимает три нити в высоту и четыре в ширину.
      Для решетки выдергивают 60 нитей поперечных, а вдоль ткани через каждые 40 нитей вырезают 25 нитей.
      Фон для покрывала и накидки показан в табл. X (подробности выполнения — рис. 3, 6, 23, 37 и 38).
      Для больших квадратов оставляют по основе и утку ткани невы-дернутыми по 12 нитей; для узенькой решетки лесенкой выдергивают три нити, для ограничивающих решетку полосок оставляют по три нити; для широкой решетки между квадратами выдергивают девять нитей.
      Для столбиков берутся пряди в две нити.
      Таблица XI
      Бордюр с углом для салфеток, скатертей и накидок показан в табл. XI (подробности выполнения — рис. 10, 35, 38 и 63).
      Заключительные ряды бордюра обшивают швом кордоне хлопчатобумажными нитками по трем нитям ткани.
      Для решеток выдергивают вдоль и поперек ткани по 12 нитей, оставляя невыдернутыми по 12 нитей для плотных квадратов, на которых вышивают прямыми стежками хлопчатобумажными нитками по маленькой звездочке.
      Для перевитых столбиков берут прядь в четыре нити.
      Прошивка и кружево для отделки столового, постельного и домашнего белья показаны в табл. XII (подробности выполнения — рис. 30, 35, 38, 63, 67 и 93).
      Заключительные линии прошивки выполняют по трем нитям ткани; для средних квадратов оставляют невыдернутыми 24 нити; потом вверх и вниз от них выдергивают по 24 нити, оставляя невы-дернутыми 12 нитей. По длине прошивки попеременно выдергивают 24 и оставляют 24 нити.
      Таблица XII
      В среднем снопике берется прядь в 12 нитей, в боковых столбиках по шесть нитей.
      Заключительные ряды кружева выполняют по трем нитям ткани. По ширине узора оставляют шесть нитей, потом пять раз выдергивают по 12 нитей, оставляя в промежутках по 12 нитей. Вдоль ткани попеременно 12 нитей вырезают и 12 нитей оставляют. Зубчатый нижний край кружева отделывают швом кордоне.
      Пустые квадратики наполняют хлопчатобумажными нитками петельным швом, захватывают пряди в шесть нитей.
      Через 18 нитей от верхней заключительной линии кружева выдергивают восемь горизонтальных нитей; столбики решетки выполняют швом кордоне по прядям в шесть нитей.
      Таблица XIII
      Зубчатый бордюр с бахромой для скатертей, салфеток и полотенец показан в табл. XIII (подробности выполнения - рис. 30).
      Все контуры выполняются плетеным швом; звездочки в квадратах занимают три нити ткани по высоте и ширине.
      Для решетки выдергивают в обе стороны по пять нитей, оставляя невыдернутыми по девять нитей для квадратов и по три нити для зубчатой полосы.
      Для выполнения снопиков берут пряди по три нити и перевязывают узлом.
      Бахрома выполняется выдергиванием нитей из той же ткани.
      Таблица XIV
      Узор фона для подушек, накидок, сумок и т.п. показан в табл. XIV (подробности выполнения — рис. 5, 22, 38,82 и 86).
      Заключительные ряды узора коробочками выполняют по четырем нитям вдоль и поперек ткани.
      Для решетки в обоих направлениях выдергивают по 62 нити, оставляя невыдернутыми по 32 нити для квадратов.
      Таблица XV
      Широкий бордюр для занавесей и штор показан в табл. XV (подробности выполнения — рис. 3, 22, 29, 38 и 62).
      Для средней решетки, снопики которой состоят из трех нитей, в ширину выдергивают по шесть нитей; вся же средняя решетка занимает 30 нитей. Вправо и влево от нее оставляют по шесть нитей, после чего выдергивают по две нити для первой узенькой решетки, затем оставляют по четыре нити и потом еще выдергивают по три нити для двух крайних решеток, столбики которых состоят из прядей в две нити; три столбика соединяют вместе штопальным швом.
      Края решетки закрепляют хлопчатобумажной ниткой в цвет ткани; эти же хлопчатобумажные нитки употребляют для маленьких решеток.
      Два бордюра с углами для салфеток показаны в табл. XVI (подробности выполнения — рис. 3, 29, 62 и 66).
      Первый бордюр. Для двойной решетки по краям выдергивают по две нити с промежутком в две нити; для столбиков берут прядь в три нити.
      Для средней полосы оставляют 53 нити; в четырехугольниках
      Таблица XVI
      вырезают пять раз по три нити и шесть раз оставляют по три нити; на концах вырезают только по две нити.
      Для звездочек вырезают две нити по высоте и ширине узора.
      Для закрепления краев, для краевых решеток и для звездочек применяют хлопчатобумажные нитки в цвет ткани.
      Второй бордюр. В больших четырехугольниках удаляют три раза по пять нитей и оставляют два раза по три нити; по краям оставляют кругом десять нитей ткани.
      В решетке лесенкой, столбики которой состоят из прядей в две нити, выдергивают по три нити и две нити оставляют между обеими строчками.
      Таблица XVII
      Два бордюра для украшения туалетных принадлежностей показаны в табл. XVII (подробности выполнения — рис. 8, 9, 22, 38, 50, 81, 82 и 84).
      Узкий бордюр. Заключительные ряды выполняют по шести нитям в высоту и по четырем нитям в ширину узора.
      Для решетки выдергивают 40 нитей. Работа выполняется хлопчатобумажными нитками, кроме штопального шва.
      Широкий бордюр. Заключительные линии и рубцовая решетка выполняются на шести нитях по высоте и четырех нитях по ширине узора хлопчатобумажными нитками.
      Для широкой средней полосы выдергивают 75 нитей и по восемь нитей для узеньких решеточек по краям; в промежутках между решетками оставляют по 12 нитей.
      Таблица XVIII
      Прошивка и узор середины для украшения столового белья показаны в табл. XVIII (подробности выполнения — рис. 22, 38 и 63).
      Бордюр. Ободок вокруг четырехугольников выполняют швом кордоне по четырем нитям ткани; между четырехугольниками оставляют 56 нитей.
      В середине четырехугольников в обоих направлениях удаляют три раза по восемь нитей и оставляют два раза по восемь нитей.
      Вверх и вниз от четырехугольников оставляют по 12 нитей, три нити выдергивают для простой решетки снопиками из прядей по четыре нити.
      Узор для середины. Ободки вокруг четырехугольников выполняются швом кордоне по трем нитям ткани хлопчатобумажными нитками, между четырехугольниками оставляют восемь нитей.
      Таблица XIX
      Узор для столового и постельного белья, для одеял и т.п. показан в табл. XIX (подробности выполнения — рис. 87, 88 и 89).
      Для широких решеток удаляют по 14 нитей; оставляют по 28 нитей для квадратов, края которых обметывают хлопчатобумажными нитками, разделенными на две нитки. Столбики состоят из двух нитей.
      Ободки маленьких квадратов, для которых вырезают внутри больших квадратов шесть нитей по высоте и ширине узора, обшивают плетенкой.
      Таблица XX
      Трехполосный бордюр для украшения столового и постельного белья показан в табл. XX (подробности выполнения — рис. 35 и 38).
      Выдернуть 50 нитей для широкой средней полосы и по 23 нити для двух боковых полос; в промежутках оставить по 13 нитей.
      Края обметывают косыми стежками через три нити ткани. Решетки выполняют хлопчатобумажными нитками.

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru