НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Резьбы очарованье (фотокопия). Степанов Н. С. — 1991 г.

Николай Степанович Степанов

Резьбы очарованье

*** 1991 ***



DjVu


 

PEKЛAMA

Услада для слуха, пища для ума, радость для души. Надёжный запас в офф-лайне, который не помешает. Заказать 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Ознакомьтесь подробнее >>>>


СОДЕРЖАНИЕ

Введение
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
СТРОЕНИЕ ДЕРЕВА 7
ПОРОДЫ ДЕРЕВЬЕВ, ИХ ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ И ОСОБЕННОСТИ 11
Хвойные породы 12
Лиственные породы 15
Кольцесосудистые 15
Рассеяннососудистые 18
Экзотические породы 25

ПОРОКИ И ДЕФЕКТЫ ДРЕВЕСИНЫ
Пороки строения 27
Трещины 28
Сучки
Прочие пороки 30
Грибные поражении 30
Повреждения насекомыми 33

ФИЗИЧЕСКИЕ И МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ДРЕВЕСИНЫ 33
Цвет, текстура и запах 33
Влажность и гигроскопичность 35
Усушка и разбухание 36
Механические свойства древесины 38
Твердость и прочность 38
Упругость и пластичность 39

СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ РУЧНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ 40
Пиление 41
Строгание 43
Долбление, резание, сверление 45

СОЕДИНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЗАГОТОВОК 47
Сплачивание и склеивание на гладкую фугу 47
Соединение столярных конструкций 54

ТОКАРНАЯ ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ 59

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ОБОРУДОВАНИЕ, ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ РЕЗНЫХ РАБОТ 64
Оборудование и приспособления
Резчицкий инструмент 65
Изготовление и обработка резчицкого инструмента 70
Размоточный и вспомогательный инструмент 77

РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ 78
Зломснты резьбы и мотивы рисунка 80
Резьба двугранных выемок 83
Резьба трехгранных выемок 83
Резьба миндалевидных углублений 89
Морщинистая резьба 90
Контурная резьба 90

РЕЛЬЕФНАЯ РЕЗЬБА 92
Плоскорельефная резьба 92
Резьба с заоваленным контуром 93
Резьба с подушечным фоном 94
Плоскорельефная резьба с выбранпым фоном 95
Рельефная резьба с выбранным фоном 96
Накладная резьба 98
Моделирование в плоскорельефной и рельефной резьбе 99
Пропильная резьба 102
ОТДЕЛКА РЕЗЬБЫ ОКРАШИВАЮЩИМИ И ВОДООТТАЛКИВАЮЩИМИ СОСТАВАМИ 104
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 108


      Фpaгмeнты книги (...)

      КОНТУРНАЯ РЕЗЬБА
      Контурная резьба, являющаяся разновидностью плосковыемчатой резьбы, не менее древняя, чем трехгранно-выемчатая, и широко была распространена в XV — XVI веках.
      Техника выполнения контурной резьбы сходна с гравированием, да и рисунок напоминает гравированный; линии контура резки, однако игра светотепи незначительна, а это предъявляет к рисунку особые требования: резкость контура; ограниченное, особенно тонких, число линий, простота рисунка. Выполнение контурной резьбы по нанесенному рисунку не представляет особой сложности, однако она в большей степени, чем трехгранно-выемча-тая, требует хорошего владения ножом-косячком и полукруглой стамеской, чувства строения древесины и, несомненно, художественного вкуса. Если в трехгранно-выем-члгой резьбе неудачный рисунок еще можно исправить включением дополнительных элементов непосредственно на заготовке, когда основная часть работы уже выполнена, то в контурной это исключается: вырезанную канавку на другое место не перенести.
      Рисунок сначала тщательно прорабатывается на бумаге, и только завершенная композиция через копировальную бумагу переносится, на заготовку. Если частью рисунка является мотив трехгранно-выемчатой резьбы, его детальную разметку целесообразнее выполнить непосредственно на материале, в этом случае линии будут тоньше и разметка точнее.
      Простейшим по технике выполнения контурной резьбы является способ желобкования — отличительной черты контурной резьбы, заключающейся в выборке контура рисунка в виде мелких желобков двугранной или полукруглой формы. При выполнении узких линий но древесине рассеяннососудистых пород можно использовать накатку — инструмент, напоминающий стеклорез, но с одним колесиком диаметром 25 — 30 миллиметров. В контурной резьбе канавки могут расширяться и сужаться, быгь различными по глубине, что подчеркивает выразительность рисунка, его сочность.
      При желобковашш резец ставится на лишпо контура, кисть или локоть правой руки опирается на верстак или на изделие, пальцы левой руки обхватывают полотно резца или накладываются на него сверху для предупреждения внезапного скольжения — срыва инструмента. Канавка выбирается в несколько приемов, каждый раз срез должен проходить только по линиям контура.
      Рисунки, выполняемые в контурной резьбе надрезами и подрезкой, по технике исполнения являются более сложными, занимают промежуточное положение между желобкованием и плоскорельефной резьбой с заоваленным фоном. Выборка двугранных выемок выполняется способами, изложенными выше, в разделах «Резьба двугранных выемок» и «Резьба трехгранных выемок», поэтому остановимся только на особенностях.
      Криволинейные элементы в контурной резьбе разнообразны, поэтому выбирать их нужно уметь не только прямыми резаками, но и стамесками, особенно полукруглыми. Полукруглая стамеска выбирается с наиболее приближенным к закруглениям рисунка радиусом кривизны лезвия, прямые линии режутся прямым уголком, в закругления, в зависимости от их крутизны, — всем лез-
      вием или частью, позволяющей вписаться в закругление. Если линия изгиба канавки круче радиуса стамески, резьба выполняется одним уголком. При выборке канавок и прочих элементов контурной резьбы ножом-косячком его пятка при поднимается так, чтобы носок легко поворачивался пн закруглениях. Чистота резьбы в широком смысле здесь более зависит от строения древесины, умения своевременно определить, справа или слева вести подрезку, с наклоном ножа вправо или влево, резать ли приемом «на себя» или приемом «от себя».
     
      РЕЛЬЕФНАЯ РЕЗЬБА
      Рельефный декор играет ведущую роль в архитектуре, где самыми распространенными являются лепные украшения, объемы которых выявляются игрой светотени. В декоративно-прикладном искусстве рельеф применяется не менее широко. Значительна его роль и в искусстве резьбы по дереву: это резные деревянные панно дверей и стен, резная мебель всех стилей и эпох, различные предметы домашнего обихода и всевозможные украшения.
      Рельефная резьба подразделяется на два вида — плоскорельефную и собственно рельефную, которые, в свою очередь, имеют свои разновидности.
     
      ПЛОСКОРЕЛЬЕФНАЯ РЕЗЬБА
      Плоскорельефная резьба — один из наиболее распространенных видов резьбы по дереву. Так же, как и для плосковыемчатой, для плоскорельефной резьбы характерным признаком является получение рельефа на плоскости изделия, но если в первом случае рисунок образуется путем выемки элементов и фигур, его составляющих, то во втором изображения принимают объемные формы, сохраняя одинаковую высоту всех выступающих плоскостей при одинаковой глубине основного фона.
      В свою очередь, плоскорельефная резьба подразделяется на резьбу: с заоваленным (завальным) фоном, с подушечным фоном, с выбранным (подобранным или подборным) фоном, накладную и ажурную, а последняя тесно смыкается с пропильной.
      В технике плоскорельефной резьбы в стилизованном или реальном виде изображаются растительный орнамент, птицы, животные и фигуры людей.
      Значительную роль в плоскорельефной резьбе играет рисунок. Количество мотивов, которые можно выполнить в технике плоскорельефной резьбы, велико, и рисунки нужно составлять так, чтобы каждая деталь имела отчетливый контур, а составные части не переплетались бы в беспорядке. Рисунок должен соответствовать характеру изделия, на котором будет выполнен, и в то же время учитывать текстуру той древесины, из которой будет изготовлен предмет. На крупных предметах и на древесине кольцесосудистых пород и резьба должна быть крупной, на небольших предметах и на древесине рассеянно-сосудистых твердых пород (яблони, груши, рябины, клена, бука, граба) и рисунок резьбы выбирается мелкий. Древесина мягких рассеяннососудистых пород пригодна как для мелкой, так и для крупной резьбы, но она может сминаться при резании, поэтому в работе с ней нужно быть осторожным.
      При составлении рисунка нужно учитывать п то, что, выполненный в натуре, он может измениться, и, как правило, в худшую сторону, поэтому необходимо хорошо продумать будущее рисунка в местах пересечения веток аканта, и сопряжения отдельных частей фигур людей и животных на разных уровнях (а иногда их п пять, и шесть), когда смещения неизбежпы. Линия с плавным изгибом в месте пересечения па рисунке при исполнении в натуре может оказаться «сломанной».
      При переводе рисунка через копировальную бумагу на заготовку его линии следует обводить твердым карандашом или чертилкой етрого по контуру, хороший перевод — первое условие для получения хорошего выполнения его в натуре. Уж сколько раз в практике встречалось, что на эстетическом восприятии отражались неточности и отступления в рисупке на один-два миллиметра.
      Автор ограничивается нанесением контура рисунка фигурной композиции и растительного орнамента, никогда не прорабатывая детали на картопе, например листьев и цветов, оставляя возможность для импровизации при работе в натуре, в зависимости от текстуры древесины.
      Плоскорельефная резьба довольно интересна и захватывающа в выполнении, когда Ощутимо, на глазах исполнителя проявляются результаты.
      Резьба с заоваленным контуром
      Из всех видов рельефной резьбы это самая простая по технике исполнения и наименее выразительная по иг-
      ре светотени. Ее выполнение заключается в вырсзаппи по контуру рисунка канавки, в чем она сходна с контурной резьбой, по затем" контуры рисунка заоваливаютсл, скругляются. Этот вид резьбы широко встречается уже на египетских монументах, почему получил еще название египетского.
      Технология этой резьбы заключается в том, что сначала делается надрез контура богородским ножом или по-жом-косячком, а на закруглениях — полукруглыми стамесками соответствующего профиля, после чего с боковых сторон всего рисунка подрезают фон таким образом: плоским резцом с наклоном под углом в 30° к плоскости заготовки или готового изделия срезается фаска вдоль всех осповных линий рисунка, затем фон закругляется по всему периметру изображения. Резчик все время наблюдает внимательно за направлением слоев древесипы во избежание скола, задира или зарезки на торцевых участках контура.
      Работая обеими руками, а этому нужно учиться, можно снимать фаски и производить заовалпвание как на фоне, так и на рисунке одновременно, приемами «на себя» и «от себя».
      Если заоваливание выполняется прямой плоской стамеской, лезвие ее слегка наклоняется к линии рисунка. На круто изогнутых линиях фаску удобно снимать полукруглой стамеской или обратной клюкарзой. Со стороны изображения контур рекомендуется заовалпвать круче, со стороны фопа — отложе, благодаря чему достигается выпуклость рисунка, несмотря на то что получается сплошной рельеф, в котором фон и изображение равноценны.
      По окончапни заоваливания изделие слегка пропхли-фовывается шлифовальной бумагой, навернутой на брусок.
      Резьба с подушечным фоном
      Заоваленная резьба с подушечным фоном — разновидность резьбы с заоваленным контуром, отличается этот вид резьбы от заовалепиой только тем, что в ней фон нигде ие остается плоским и может быть ниже плоскости изделия. Со стороны фона контур заоваливается более отлого, каждому просвету фоиа придается закругленность. Свет и тени в этой резьбе проявляются более резко, чем в резьбе с заоваленным фоном. В остальном технология выполнения этой резьбы аналогична с техникой исполнения резьбы заоваленной.
      Широко применяется в декоративном искусстве. В рисунок могут вводиться геометрический, растительный орнамент и фигуры животных и птиц, как реальных, так и фантастических.
      Плоскорсльефная резьба с выбранным фоном
      Плоскорельефная резьба с выбранным фоном является дальнейшим развитием резьбы с подушечным фоном и характеризуется тем, что вокруг оконтуренного рисунка образуются углубления-донышки и, таким образом, изображение возвышается над фоном, углубленным до 5 миллиметров.
      Выборка фона начинается с надреза контура рисупка богородским ножом или ножом-косячком с наклоном в сторону рисунка под углом 80 — 85° к плоскости изделия. Надрезав контур рисунка по всему периметру, со стороны фона делают подрезку под углом 30 — 50° к плоскости ножом-косячком, не допуская касания грани рисунка его носком. При подрезке должна отделиться трехгранная стружка. Если предусмотренная замыслом глубина при нервом надрезе не достигнута, делают вторую надрезку и таким же образом повторяют подрезку, после чего приступают к обработке фона, которая выполняется различными способами. С целью облегчения усилий к сокращения времени рекомендуется сначала выбирать фон неширокой полукруглой стамеской с пологим лезвием, а затем зачистить его плоскими клюкарзами. Можно выбрать фон полукруглыми стамесками и клюкарзами с пологим пли средпим лезвием, в зависимости от мотива рисунка, этот прием может дать более яркую игру светотени, явиться дополнительным средством раскрытия темы и замысла автора. Автором этот вариант используется довольно часто.
      Выбрав полностью фон, переходят к проработке форм рисунка, в котором, в отлпчпе от резьбы с заоваленным и подушечным фоном, стали возможными переплетения в растительном орнаменте и изображение деталей фигур в различных уровнях. Края контура рисунка заовалнва-ются таким же приемом, как и при заоваленной резьбе с подушечным фоном, но дополнительно вводятся операции по скульптурной проработке форм рисунка и моделированию изображения. Зачищаются боковые поверхности контура от случайных следов стамесок и клюкарз, прорабатывается лицевая поверхность рисунка с целью сходства изображенных стилизованных форм с натуральными.
      Если фон выбран плоскими клюкарзамн, после проработки рисунка его толкуют заостренным стальным стержнем или пуансопом с последующей зачисткой образовавшихся при толковании заусенцев, а затем зачищают поверхность от загрязнения шлифовальной шкуркой, навернутой па брусок.
     
      РЕЛЬЕФНАЯ РЕЗЬБА С ВЫБРАННЫМ ФОНОМ
      Этот внд резьбы характеризуется углублением фона до 20 и более миллиметров, более детальной, до скульптурных форм, проработкой рисунка, высшими точками остающегося на первоначальном уровне. Ори рельефной резьбе плоская поверхность сохраняется в очень редких случаях, поэтому она отличается большей игрой светотени и выразительностью. Будучи самой выразительной по сравнению с вышеописанными видами резьбы, она широко применялась в прошлом для украшения стеновых панелей, дверей, потолков и мебели, в настоящее время с успехом используется для украшения интерьеров общественных зданий в виде настенных панно, но в украшении мебели из-за трудоемкости и высокой цепы применяется реже.
      Разновидностями рельефной резьбы являются резьба барельефная — вид рельефной скульптуры, в которой выпуклая часть выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего объема, и резьба горельефная, в которой изображение возвышается над плоскостью более чем на половину своего объема. Горельеф часто используется в архитектуре, барельефная резьба применяется как для украшения архитектурных сооружений, так и в постаментах памятников, мемориальных досках, на монетах, медалях, геммах.
      Линии и пересечения в рельефной резьбе должны быть выполнены точно, ибо здесь эффективность еще более зависит от правильности контуров и отражения светотеней.
      Технология выполнения этого вида резьбы коренным образом отличается от других способом выборки фона. Ие отрицая других рекомендаций, автор останавливается на своем опыте в технологии, значительно ускоряющей такую не очень привлекательную в творческом отношении, по существу, подготовительную работу, физически более трудную, но без которой не обойтись.
      При выборке фона таким способом по внешней стороне в 2 — 3 миллиметрах от линии рисунка богородским ножом или ножом-косячком, наклоненным под углом ВО-850 в сторону рисунка, по всему его контуру делается надрез на глубину 2 — 3 миллиметра. В дрель вставляется сперло диаметром 10 миллиметров с подрезателями, па сверло падевается заранее заготовленный брусочек 35X35 миллиметров с высверленным вдоль его по центру такого же диаметра отверстием и с выбранными в нижней части на высоту 2 — 3 сантиметров одним-двумя отверстиями-пазами для выхода стружки. Этот брусочек и будет ограничителем глубины при засверливанни фона. Таких брусочков, разных по длине и с разными по диаметру отверстиями, у резчика должно быть несколько.
      Сначала сверлю по периметру рисунка или отдельных участков фона не ближе 5 миллиметров от линии надреза (чтобы избежать повреждения граней рисунка из-за вырыва волокон), а потом и по всему фону уже в любом порядке, но так, чтобы при вхождении сверла в древесину на установленную глубину брусок обязательно опирался бы на невысверленный участок древесины. Не обязательно полностью высверливать фон, оставшиеся небольшие участки между отверстиями легко скалываются стамесками. Глубина фона определяется длиной выступающего пз брусочка конца сверла. В местах, где использование сверла диаметром 10 миллиметров невозможно — например, в изгибах листьев винограда, дуба, — берется сверло диаметром 4 — 0 миллиметров с соответствующим брусочком и сверление выполняется аналогичным способом.
      После засверливания всех участков фона неширокой, 10 — 12 миллиметров, полукруглой отлогой стамеской на расстоянии одного миллиметра от линии надреза контур изображения подрезается на выбранную глубину начерно и зачищается фон. После такой первичной обработки открывается простор для окончательной отделки контура пожом-косячком или богородским ножом и зачистки фона прямыми клюкарзами или полукруглыми стамесками по технологии, изложенной в разделе «Плоскорельефная резьба с выбранным фоном». При этом необходимо учитывать, что при более глубокой, чем плоскорельефная, резьбе на контуре, ближе к фону, могут оставаться следы от уголков стамесок. В таком случае или стачиваются слегка уголки, или стамеска при приближении к кои-туру разворачивается к нему одним уголком и вращается вокруг своей продольной оси.
      При зачистке фона надколы от центра сверла служат надежными маяками для выдерживания одинаковой глу-
      бины, и удаляются они в последний момент зачистки. Зачистив фон, приступают к моделированию изображения. По окончании проработки рельефа фон еще раз просматривается на границе с контуром и при необходимости подправляется, после чего точкуется, если зачистка фона выполнялась прямыми плоскими клюкарзами. После толкования клюкарзами пли прямыми стамесками срезаются образовавшиеся при этом заусенцы, поверхность рисунка зачищается шлифовальной шкуркой от загрязнения — и изделие готово для дальнейшей отделки — обработки красящими составами, мастикой или воском, олифой или лаком. Поверхность рельефа шлифуется в зависимости от способа отделки, о чем рекомендации будут даны в соответствующем разделе.
      Способы обработки барельефной и горельефной резьбы аналогичны приемам обработки резьбы рельефной.
     
      НАКЛАДНАЯ РЕЗЬБА
      В оформлении архитектуры и украшении мебели широко использовалась накладная резьба. На подготовленную обычным способом строгания доску наносится рисунок растительного орнамента или фигуры человека, животного, птицы и др., выполненный предварительно на бумаге, и выпиливается по контурам с запасом в 2 — 3 миллиметра на обработку.
      Выпиливать орнамент накладной резьбы легче, чем выбирать глухой фон рельефной резьбы с подрезкой контура рисунка. Выпиленную заготовку обрабатывают так же, как и рельефную резьбу, а чтобы она не ломалась, ее наклеивают на простое приспособление — доску. В доске длиной до одного метра высверливается отверстие, через которое пропускается болт, головка болта утапливается в доске и заделывается деревянной вставкой, чтобы но притуплять лезвия резцов. При помощи барашка на конце болта доска крепится к столу или верстаку. При отпускании барашка доска может свободно поворачиваться. Заготовка крепится на доске клеем через лист толстой гшечен или чертежной бумаги.
      Резание производится теми же приемами, которые используются в рельефной резьбе со стадии обработка контура, — сначала начисто обрезается контур, затем выполняется моделирование изображения. В пакладной резьге используются те же мотивы, что и в рельефной. Растительный орнамент можно поднутрить, отчего он будет выглядеть отделившимся от поверхности осповы.
      По выполнении работы заготовка снимается с приспособления при помощи острого ножа путем подрезания бумаги, на которой была наклеена и наклеивается па украшаемую поверхность или прибивается па подготовленное место.
     
      МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПЛОСКОРЕЛЬЕФНОЙ И РЕЛЬЕФНОЙ РЕЗЬБЕ
      Если в контурной резьбе поверхность рисунка заполняется остроугольными и полукруглыми выемками, то в плоскорельефной и тем более в рельефной резьбе проработка лицевой поверхности рисунка заключается в заова-ливанип контура, снятии фасок, нанесении штрихов и т. д. с помощью угловых резцов, полукруглых стамесок разного профиля, ножей и резаков, то есть требуется разнообразие приемов и инструмента, в результате чего рисунку придается сходство с изображаемым объектом.
      Моделирование предполагает не только передачу правильной формы растительного орнамента и фигур, но и более красивый вид, вводит в изображенное элемент пластики, придает наиболее естественный вид и расположение.
      Моделирование распадается на две фазы: первая — оконтуривание, заоваливание контура и пластические срезы, то есть отделка формы деталей орнамента, и вторая — обработка лицевой поверхности рисунка: прорезание жилок у листьев, игл у плодов и цветов, детальная проработка фигур.
      В первую очередь прорезаются все основные линии и обрабатывается лицевая сторона путем соответствующих срезов для подгонки нижележащих частей контура, затем с номощью полукруглых стамесок, угловых и скошенных резцов выбираются все углубления и производится их отделка. В заключение обрабатываются мелкие детали нанесением мелких и тонких штрихов и канавок угловыми резцами пли ножами-косячками. Поверхность не следует сглаживать до окончания общего моделирования.
      После общего моделирования выполняется прорезапие жилок. Это можно делать двумя способами:
      при помощи углового резца или ножа-косячка; при этом наиболее простом способе все нервы и жилки будут выбраны в виде более или менее глубоких остроугольных канавок;
      путем придания листикам рельефа и выборки по Обе стороны каждой жилки мелких канавок с последующим
      сниманием со всей поверхности листа тонкого слоя древесины; в этом случае все жилки выступят наружу. Этот способ более трудоемкий, зато придает более красивый и натуральный вид. Зубчики па листьях подрезаются, для получения рельефа, по краям миллиметра на два тем же угловым резцом.
      Места, подлежащие удалению, для облегчения работы и исключения ошибок на первых порах рекомендуется отмечать разноцветными карандашами, с накоплением опыта необходимость в этом отпадает.
      Оконтуривание накладывающихся друг на друга листьев производится на половину глубины, но выполняется оно уже после оконтуривания и углубления фона в местах, где нет накладывания или переплетения.
      Оформление листьев и лепестков начинается с нижнего края в направлении к стеблю, веткам придается естественный, без переломов, красивый изгиб. После оформления листа на его поверхности вырезаются наиболее крупные впадины и выемки, самые мелкие остаются до окончательной отделки, второй фазы моделирования.
      При обработке веток и листьев их необходимо располагать в разных плоскостях, чтобы казалось, будто бы они лежат друг на друге. Ветку у самого листа следует вырезать тоньше, чем она бывает в натуре, тогда будет ощущение, что листок прикрывает ее. При моделировании ветвей в точках пересечения следует следить за тем, чтобы их взаимные пересечения чередовались, не допуская, чтобы одна и та же ветвь лежала на другой в нескольких местах подряд.
      Для выполнения пластических срезов на листьях пользуются полукруглыми стамесками такой ширины и радиуса закруглепия лезвия, чтобы можно было снимать стружку во всю ширину поверхности обрабатываемого участка. Неровности срезов должны находиться в местах перегибов листьев или лепестков.
      В природе листья при увядании и росте, изгибаются и скручиваются, принимая изящные формы, такое явление довольно широко используется в резном деле. При моделировании листьев и плодов следует выделять характерные их формы и контуры, подмеченные в природе, подчеркивать грациозность линий и Изгибов, впадин и возвышений, но при этом нужно передать общее впечатление, а не просто копировать, потому что живой лист и вырезанный в дереве — все же разница.
      Вырезанные ветки и листья должны быть достаточно прочными, чтобы сохраниться не десятилетия, а века, не ломаясь от неосторожного прикосновения, а долговечность возможна лишь в том случае, если под листом будет прочное основание, обеспечиваемое скосом контура нарузку.
      Резание в анималистическом жанре начинается с оформления фигуры в приближенном виде путем снятия излишних частей древесины короткими срезами при помощи пйоских или полукруглых пологих резцов. В результате получается грубо оформленная фигура, которой придапа первичная округленность. После этого с применением различного рода резцов и начинается собственно моделирование. Каждая деталь до окончательного вида отделывается не сразу, а в несколько приемов, по мере отделки всей фигуры. Окончательная отделка и нанесение мелких деталей производятся лишь по достижении полного соответствия фигуры образцу.
      Проработка формы рисунка человека, животного, птицы и т. д. заключается в оконтуривапии, заоваливнтш контура и, как говорилось выше, моделировании, то осы. окончательной отделке поверхности изображения. В дин-ном случае эта операция осложняется, но сравнению с моделировкой растительного орнамента, пластикой.
      В зависимости от выпуклости резьба фигур подразделяется на низкорельефную, среднерельефную и высокорельефную. Если в первой округленность форм совершенно незаметна, то в последнем случае эта округленность достигает до половины фигуры и даже более, а для усиления впечатления высоты рельефа он поднутряется у фона.
      С целью облегчения и правильного выполнения объемной формы начинающему любителю резьбы рекомендуется сначала выполнить объект из глины или пластилина. Моделируя фигуру в мягком материале, резчик выявляет, где и как должны быть удалены излишки материала, каково соотношение деталей, выемок и округлений, как придать фигуре наибольшее сходство с оригиналом, естественность и выразительность позы. Если не освоены приемы выполнения отдельных деталей фигуры, особенно глаз, губ, носа, предварительно их следует вырезать из отдельного куска дерева и только после этого воспроизвести на основном объекте.
      Такая резьба может быть как накладной, так и с фоном. О приемах выполнения той и другой уже говорилось. Выполнение накладной резьбы легче, так как в ней фигура требует лишь закругления и моделирования, а резьба с фоном — в порядке подготовительной работы — окоп-туривания и выборки окружающей фигуры древесины. К тому же фон не дает такой возможности для применения инструмента при обработке и моделировании, как это можно сделать при накладной резьбе.
      Приемы резании фантастических зверей, птиц, русалок и других значительно проще, так как в этом случае отступлении от формы менее заметны, особенно при стилизации: ведь ннкто, кроме мастера, не видел, как выглядит пгнца Сирин, а мастер изобразил ее такой, какой она ему представилась.
      Шерсть принято обозначать рядом волнистых полукруглых или остроугольных линий, иерья — рядом кривых, чешуйки — скобчатой резьбой. А главное в моделировании — свободная импровизация, каждый раз приводящая к чему-то новому. Отделка с применением напильников, рашпилей и шлифовальной шкурки уступает в эффекте резьбе острым инструментом, так как резцы лучше выявляют изящество, красоту и игру текстуры; хотя этот способ и труднее, он оправдывается конечным результатом, тем более что отделку не следует доводить до того, чтобы древесина стала похожей на пластмассу.
      При выполнении пластических срезов не рекомендуется брать слишком тонкий слой стружки во избежание срыва резца, но и слишком толстый может привести к такому же результату, если не принять меры предосторожности; резать,вдоль волокон, поперек и только под скользящим углом, а если такой прием резьбы стамесками невозможен, применяется плоская клюкарза. Рекомендуется научиться резать обеими руками как слева, так и справа, «от себя» и «на себя», так как не всегда возможно, тем более быстро, развернуть изделие.
      Основными различиями между разными видами резьбы рельефа является степень выделения фигур из фона. Последовательное выполнение высокорельефной резьбы подводит резчика к резьбе объемной, но это — тема другого разговора, задача настоящей книги — рассказать о деревянных узорах, а в какой степени автор с этой задачей справился — судить читателю.
     
      ПРОПИЛЬНАЯ РЕЗЬБА
      В пропильной резьбе прежде всего разрабатывается шаблон, с которого рисунок переносится на подготовленную доску. Раньше это делали путем припороха — нанесения угольного порошка на доску из мешочка через отверстия, проколотые в контуре шаблона, в современных условиях такая операция выполняется через копировальную бумагу. После перенесения рисунка отмечаются места, подлежащие высверливанию, по это можно выполнять одновременно, предварительно отметив такио места на шаблоне.
      Высверливание выполняется или центровыми сверлами с подрезателями, или перками. При высверливании под заготовку в месте сверления подкладывается доска, предохраняющая древесину от скола на выходе сверла. Второй способ предупреждения сколов более надежен, но и более трудоемок: как только центр сверла выйдет на обратную сторону доски, ее поворачивают и сверлят с этой стороны.
      После высверливания отверстий начинают выпиливание фона ножовками или выкружными пилами — лучковыми с узким полотном, один копец которого закрепляется в стойке станка наглухо, а другой надевается па штифт, вправленный в ручку противоположной стойки, чтобы полотно можно было легко снять, продеть в отверстие и снова надеть.
      Внимательный читатель уже заметил, что п итом разделе не говорится о подготовке доски иод пменорлнппшю и выпиливание. Автор рекомендует предварительно застрагивать только лицевую сторону, а обратную или осторожно обрабатывать для устранения возможных сколов уже после выпиливания, или не обрабатывать вовсе — в зависимости от того, будет ли видна эта сторона при установке доски на место.
      Пропильная резьба не требует сложной моделировкп. Достаточно в соответствующих местах снять и зачистить образовавшиеся при сверлении и запилнвании заусенцы и при необходимости — фаски. Применяемая для отделки фасадов домов, опа смотрится издали, так что неровности на ней не просматриваются. Особенностью пропиль-ной резьбы является свойство смотреться то узором на фоне доски, то фоном на сквозном узоре.
      Разновидностью пропильпой резьбы является ажурная резьба — прорезная, что роднит ее с пропильной, но может быть и с рельефным орнаментом, а это сближает ее с рельефной резьбой. Такая резьба широко применялась в XVII — XVIII веках для украшения мебели в стиле барокко и рококо — в частности, ею украшались филенки в дверках шкафов, ширмы, спинки и подлокотники кресел и др. Когда такой резьбой украшались пшрмы, под нее подкладывалась яркая ткань.
      Ажурная резьба чаще выполняется на древесине рас-сеяннспоровых пород — липы, березы, ольхи, клена, оро-
      ха и т. д., так как кольцесосудистые более склонны к скалыванию. Орнамент выполняется в технике рельефной резьбы и моделируется после чистовой обработки контура: обрезаются фаски, устраняются образовавшиеся сколы и вмятины.
      В настоящее время такая резьба применяется редко из-за своей трудоемкости.
     
      ОТДЕЛКА РЕЗЬБЫ ОКРАШИВАЮЩИМИ И ВОДООТТАЛКИВАЮЩИМИ СОСТАВАМИ
      Отделка резьбы окрашивающими и водоотталкивающими составами ставит целью затушевать различия в етроепии древесины соседних участков, более ярко выразить ее текстуру, защитить древесину от преждевременного разрушения в результате атмосферных и физических воздействий, предохранить от загрязнения п потери выразительности резьбы, улучшить ее гигиенические свойства и придать изделию привлекательность. Отделка — это одежда и украшение резного изделия: какой будет одежда, таким будет и эстетическое восприятие ее.
      Автор не использует в своей практике ни имитацию, то есть подделку под экзотические, драгоценные породы, пи лакирование, ни тем более полирование, поэтому эти способы отделки в данной работе не рассматриваются, как нехарактерные для творчества народных мастеров.
      Наиболее простой и доступный в любых домашних условиях способ защиты резного изделия и его тонирования состоит в пропитке горячим подсолнечным маслом, которое освежает и проявляет текстуру, делает ее цвет глубоким, а при пропитке изделий из Осипы, липы, сосны и т. д. они становятся такими, будто в них проникло солнце. Такой способ применяется при отделке изделий, предназначенных под пищевые продукты. При пропитке предметов домашнего обихода, в которых хранение пищевых продуктов не предусматривается или соприкасаться с ними они будут только одной стороной (доски разделочные и столовые и др.), к маслу можно добавлять от 20 до 50 процентов олифы, при этом имея в виду, что чем больше олифы, тем интенсивнее будет цвет. Масло и его смесь с олифой подогреваются только на закрытом огне, при появлении воздушных пузырьков и их движении в емкости со смесью масла и олифы электроплитка вышлочается, так как при кипении олифа темнеет, а ее остатки при хранении затвердевают. Подсолнечному маслу такое явление не свойственно, и его можно доводить до более высокой температуры.
      Подогретое масло или его смесь с олифой наносится на поверхность изделия щетинной кистью, после чего дается выдержка для пропитки в поры древесины. Масло не дает, подобно олифе, пленки на изделии, поэтому его излишки можно не удалять, а периодически растирать кистью на поверхности. Через 2 — 3 часа изделие следует протереть мягкой тряпкой, а затем — жесткой щеткой растереть оставшееся в углублениях масло по всей поверхности и поставить изделие на просушку.
      Пропитку можно повторить как через неделю, так и через год, и через два. В случае загрязнения изделие достаточно протереть смоченной в горячем масле тряпочкой или жесткой щеткой.
      Предметы мебели целесообразнее обрабатывать подогретой до 90 °С олифой с добавкой небольшого количества подсолнечного масла в качестве пластификатора, в этом случае смесь глубже проникает в древесину. Через один-два часа изделие протирают тряпкой и жесткой щеткой и дают просохнуть до тех пор, пока при прикосновении на пальцах не будет оставаться жирных пятен, тогда операцию повторяют.
      Мебель, изготовленную из древесины твердых пород (ясеня, дуба и др.), обработать олифой предпочтигельпсо без предварительного тонирования морилкой, так кик древесина таких пород достаточно выразительна по текстуре в естественном виде, тем более что естественный цвет древесины в интерьере гармонирует с любыми цветами. Предметы, изготовленные ил древесины хвойных пород, рекомендуется предварительно топировать морилкой, но так, чтобы текстура оставалась заметной.
      Восковое покрытие применяется автором при отделке шкатулок, поставцов и других мелких изделий из древесины экзотических и твердых кольцесосудистых пород. Воск используется в смеси со скипидаром в соотношении 4:2. Это покрытие дает спокойный матовый блеск, однако вощение, наряду с технологическими и декоративпыми достоинствами, имеет и недостатки в эксплуатации изделий: воск подвергается воздействию влаги, принимает па себя пыль, со временем стирается, поэтому его необходимо или дополнительно покрыть масляным лаком, или периодически обновлять. Автор считает предпочтительнее второй вариант.
      Перед вощением изделие подогревается над закрытой электроплиткой н на пего наносится смесь, которая растирается жесткой щеткой. Для более интенсивного поро-заполнепия изделие с шшесеиной на него пастой подогревается над плиткой и снова растирается щеткой. После двухчасовой выдержки изделие натирается щеткой до блеска, а через сутки растирание воска повторяется и па этом заканчивается.
      К тонированию морилкой автор обращается при отделке декоративных панно и мебели из древесины хвойных пород.
      Наиболее распространены в практике два способа тонирования древесины — морение и протрава. В первом случае, более предпочтительном по простоте и доступности материала, применяются гумминовые кислоты, получаемые из бурых углей и торфа и дающие окраску различных оттенков коричневого цвета, во втором употребляются водные растворы солей железа, меди, хрома и марганца, окрашивающие древесину в различные цвета, в зависимости от содержания солей.
      Морилка орехового цвета или порошок разводятся до золотисто-коричневого оттенка, под которым проступала бы текстура древесины. Оттенок можно определить только по невысохшей поверхности, для чего делаются пробные ласы на оборотной стороне изделия, ибо по высыха-нпп цвет изменяется — тускнеет п темнеет.
      При удовлетворительном результате изделие окрашивается кистью с лицевой стороны (если это панно), затем с обратной, чтобы излишняя жидкость вылилась за это время из углублений, поело чего его нужно поставить вертикально на подставки над какой-либо емкостью и, начиная сверху, поливать горячей водой, растирая ее той же кистью, чем устраняется неоднородность окраски, неизбежная при на несении морилки па большие поверхности, когда ласы накладываются один на другой, к тому же при этом смываются нерастворившиеся мельчайшие частицы порошка или примеси морилки. Излишки воды из углублений удаляют тряпкой и ставят изделие на просушку, а после просушки обрабатывают водоотталкивающим составом.
      Олифа и масло растительное в смеси пригодны для пропитки мебели, тогда как на панно они не дают совершенно никакого эффекта.
      И однажды автору пришлось задуматься: нет ни мастики для пола, которой пользовался раньше, ни воска, а лакировать резное панно — нарушать традицию, с чем он
      не мог согласиться. «А что, если... Чистят же обувь кремом, который и воду отталкивает, и блеск дает. По пи черный, ни желтый не годятся. А если бесцветный "Сочи"?» Результаты не только не обманули, но оказались неожиданными.
      На просушенное изделие «Сочи» наносится кистыо и растирается по поверхности. На один квадратный метр рельефной резьбы его потребуется примерно два флакона, или 200 граммов. Когда через час-два крем впитается, изделие натирается жесткой одежной щеткой. Перед этим можно шлифовальной шкуркой, навернутой на брусок, в некоторых местах высветлить поверхность, обнажив естественный цвет, при растирании эти нятна в некоторой степепи затушуются. Если это сделать перед покрытием кремом, то они затемняются снова морилкой и сравниваются по тону. Удаления ворса при таком покрытии не требуется.
      Уже само такое краткое описание технологии — свидетельство простоты применения и непритязательности крема «Сочи» при получении довольно высокого эффекта: изделию придается теплый матовый, без бликов, блеск, покрытие практично в эксплуатации и нетребовательно п уходе. Достаточно щеткой смести пыль и обработан, средством по уходу за мебелыо «Комфорт», как первоначальный вид восстанавливался. Если же после, неоднократной такой обработки сотрется крем н поверхность потускнеет, можно повторить покрыто кремом гакям жо способом. На практике крем до основания но стирался, но повторное покрытие выполнялось н давало хороший результаты.
      В заключение можно сказать, что натуральный цвет древесины уже обладает многими художественными достоинствами, выявить которые — цель и задача мастера, поэтому не следует особенно увлекаться сложными видами отделки, перебивающими текстуру древесины до похожести на пластмассу или керамику и усложняющими эксплуатацию готового изделия.


      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
      1. Абросимова А. А., Каплан Н. И., Митлянская Т. Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу. М., «Высшая школа», 1984.
      2. Афанасьев А. Ф. Резчику но дереву. М., «Московский рабочий», 1988.
      3. Бахтеяров В. Д. и др. Справочник по деревообработке. М., «Лесная промышленность», 1975.
      4. Бобиков П. Д. Изготовление художественной мебели. М., «Высшая школа», 1978.
      5. Воробьев Г. И., Анучин Н. А., Атрохин и др. Лесная энциклопедия. В 2-х томах. М., Советская энциклопедия, 1986.
      6. Двойникова Е. С., Лямин И. В. Художественные работы по дереву. М., «Высшая школа», 1978.
      7. Круглова О. В. Русская народная резьба и роспись по дереву. М., «Изобразительное искусство», 1983.
      8. Левин Л. П. Резьба по дереву. М., КОИЗ, 1957.
      9. Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву. М., «Высшая школа», 1981.
      10. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. М., «Изобразительное искусство», 1983.
      11. Разина Т. М. О профессионализме народного искусства. М., «Советский художник», 1985,
      12. Скворцов А. И. Русская народная пропильная резьба. Л., «Художник РСФСР», 1984.
      13. Тарановская Н. В., Мальцев Н. В. Русские прялки. «Аврора», 1970.
      14. Хворостов А. С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. М., «Просвещение», 1985
      15. Шепелев А. М. Столярные работы в сельском доме, М., «Россельхозиздат», 1986.

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru