На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиКнижная иллюстрация





Библиотечка «За страницами учебника»
Радиоуправляемая модель атомохода 'Ленин'. Выпуск 1. — 1964 г.

Радиоуправляемая модель атомохода 'Ленин'. Выпуск 2. — 1964 г.

Ю. Д. Пахтанов

Радиоуправляемая
модель атомохода
«Ленин»

*** 1964 ***


DjVu

1



DjVu

2



 

PEKЛAMA

Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD.
Подробности >>>>



      Выпуск 1
      Ледокол «Ленин» — первое в мире надводное судно гражданского флота, на котором применена атомная энергия. Годы работы ледокола в суровых условиях Арктики полностью подтвердили его отличные ходовые качества.
      В Москве, в Ленинграде и других городах юными техниками построены модели этого ледокола, которые управляются по радио. Такие модели обладают высокой маневренностью, обеспеченной отношением длины L к ширине В, равной 4,5.
      Управление осуществляется при помощи РУМ-1 (радиоуправляемый механизм).
      Модель, выполняя команды, входит в «ворота» передним и задним ходом, прокалывает шары, может участвовать в морском «бою» и т. Д. Это увлекательное и интересное зрелище.
      В конце брошюры (Выпуск 2) дается справка «Кто может строить радиоуправляемые модели» и предлагаются основные пособия по по-троике моделей судов и радиоуправлению моделями.
     
      ОБЩИЙ ВИД МОДЕЛИ
      В ходовой рубке установлено три командных прибора. На верхнем мостике — два прибора на крыльях, на кормовом — один. На мостике установлены также рулевой телеграф, рулевые указатели и указатели скорости.
      Репитеры размещены на всех постах управления.
      На ледоколе установлены радиолокационные станции ближнего и дальнего действия, антенны которых расположены на топовой площадке фок-мачты.
      Радиопеленгатор и его приемная антенна установлены на кронштейне фок-мачты ниже площадки антенных устройств радиолокаторов.
      Аппаратура радиосвязи размещена в носовой и кормовой радиорубках. Антенное устройство — из горизонтальных Г-образных многолучевых, однолучевых и штыревых антенн для коротковолновых передатчиков и приемников.
      На чертежах цифрами в кружках обозначены следующие детали:
      1. Фальшборт
      2. Килевая планка с роульсами
      3. Клк?з палубный
      4. Стопор цепной
      5. Стопор винтовой
      6. Шпиль
      7. Пост управления якорным устройством
      8. Кнехты
      9. Запасной якорь
      10. Вьюшка
      11. Люк
      12. Лебедка
      13. Грузовая стрела
      14. Кронштейн штыревой антенны
      15. Ходовой мостик.
      16. Прожектор
      17. Локаторы ближнего и дальнего действия
      18. Штыревая антенна
      19. Труба
      20. Кран для загрузки атомного реактора
      21. Люк для загрузки атомного реактора
      22. Мотобот
      23. Шлюпбалка
      24. Шлюпочная лебедка
      25. Вельбот
      26. Грот-мачта
      27. Трап
      28. Люки
      29. Катер
      30. 3-тонный кран
      31. Вертолет
      32. Скобы для крепления вертолета
      33. Кранец.
      34. ЯЛ-6
      35. Катер с водометным движетелем
      36. Парадный трап
      37. Спасательные круги
     
      РАБОЧИЕ ЧЕРТЕЖИ И ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОРПУСА
      Основные элементы модели (масштаб 1 : 100)
      Длина наибольшая — 1340 мм Ширина наибольшая — 276 мм Осадка — 92 мм
      Водоизмещение — 16 кг
      Теоретический чертеж дает возможность ясно представить форму корпуса, определить водоизмещение и т. д. Он раскрывает изображение корпуса в трех проекциях, имеющих следующие названия:
      Бок — изображение корпуса при рассмотрении его сбоку (рис. 1).
      Полуширота — изображение корпуса при виде его сверху. При этом на чертеже дана половина корпуса, так как судно симметрично относительно средней плоскости, называемой диаметральной (рис. 2). Корпус — изображение судна при виде его спереди и сзади. Справа чертятся носовые шпангоуты, слева — кормовые {рис. 3).
      Пересечение корпуса судна плоскостями на двух из этих чертежей дает прямые линии, а на третьем чертеже — кривые.
      На боку эти линии называются батокса-м и, на полушироте — ватерлиниями, а на корпусе — шпангоутами.
      Шпангоуты определяют форму судна при его изготовлении, так как обшивку накладывают на лекала — деревянные или фанерные, вырезанные по теоретическим сечениям — шпангоутам.
      Среди шпангоутов выделяют мидель-шпангоут — самый большой по площади.
     
      ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ НАБОРНОГО КОРПУСА ЛЕДОКОЛА
      Корпус набирается из реечек, сечением 4X7 мм, на шпангоуты, изготовленные из дерева или 10-миллиметровой фанеры.
      Шпангоуты устанавливаются на киле. К килю также крепятся форштевень — брус, определяющий форму носа, и ахтерштевень, определяющий очертание кормы.
      Для изготовления деталей набора корпуса необходимы рабочие чертежи всех шпангоутов, штевней, киля.
      Рабочие чертежи делаются по теоретическому чертежу следующим образом: посередине листа бумаги проводится линия — диаметральная плоскость, отмечаются границы шпангоута наверху и внизу. Далее наносятся точки, определяющие очертания шпангоута, которые соединяются по лекалу (рис. 4),
      Если согнуть лист по линии диаметральной плоскости и перенести найденные точки на другую сторону, то получится полный рабочий чертеж шпангоута,
      По теоретическому чертежу наносятся киль и штевни.
      На рабочем чертеже киля надо показать соединения киля со штевнями.
      Затем, на изготовленные доски и рейки, сечением 12X20 мм, перечерчивают очертания киля, штевней и книц (на форштевне и ах-терштевне делают фаски для укладки реек).
      Выструганные детали собираются по рабочему чертежу. Во время сборки необходимо следить, чтобы киль и штевни находились в одной плоскости, для чего хорошо иметь разметочную плиту или приспособленный для этой цели ровный стол. Сборка должна быть точной, без зазоров и перекосов, что после предварительного свинчивания шурупами проверяется по чертежу.
      Места соединения промазываются клеем. Детали свинчиваются и закрепляются на столе до полного высыхания. Киль размечается на шпации (расстояние между шпангоутами).
      Штевни можно сделать из колобашек, беря за основу очертания шпангоута на расстоянии 100 — 120 мм от носа или кормы. По рабочим чертежам делается заготовка шпангоутов из 8 — 10 мм фанеры или из реек той же толщины. Для соединения реек, составляющих шпангоут, применяются уголки из 2 — 2,5 мм фанеры, которые называются кницами.
      Ветви натесных (составных) шпангоутов состоят из отдельных частей — футоксов. Нижние называются флортимберсами, верхние — топтимберсами (рис. 5). (...)
      Фанерные шпангоуты выпиливаются внyтpи на расстоянии 10 — 12 мм от края. Шпангоут N2 3 делается целым. Он будет закрывать носовой отсек для обеспечения непотопляемости модели. Проведя по всей плоскости шпангоута наклон в нос или в корму, обработайте шпангоут рашпилем, напильником и шкуркой (рис. 6).
      Необходимо заготовить отверстия для киля и стрингеров, также учитывая угол скоса в нос или в корму. После этого шпангоуты устанавливаются на киль в намеченных местах и закрепляются кницами.
      Правильность набора легко проверить рейкой, прикладывая ее в различных частях корпуса.
      Сверлом, вставленным в ручную дрель или в ручные тисочки, делают отверстие диаметром меньше, чем гврздь на 2 — 3 десятых миллиметра.
      Смазав все соединяемые части клеем, заколачивают гвозди.
      Корпус устанавливается на доске (стапеле) килем вверх и крепится к ней, Стапель представляет собой доску, выструганную для носовой и кормовой части. (...)
      Для набора корпуса можно применять различные водоупорные клеи и смолы, например:
      1) нитроклей АК-20,
      2) лак «Эмалит»,
      3) смола ВИАМ Б-3,
      4) смола Элокси-1200.
      Последние два требуют в работе особой осторожности и специальной подготовки.
      Смазанные клеем рейки набора крепятся при помощи деревянных или металлических гвоздей, Деревянные гвозди заколачиваются в заранее просверленные отверстия. Металлические заколачиваются не до конца, оставшийся конец 3 — 5 мм загибается для удобства извлечения их из рейки.
      После извлечения гвоздей неровности на корпусе обрабатываются рубанком, напильником и шкуркой.
      Для обработки бортов и надстроек из фанеры можно применить шнуровальный диск.
      Обработанный корпус покрывается снаружи и внутри в два слоя нитроклеем, затем шпаклюется и шкурится тонкой шкуркой с бензином или керосином. Шпаклевка изготовляется из смеси порошкового талька и густой нитрокраски до образования кашеобразной массы. На 50 г талька необходимо добавить 5 г касторового масла.
      После первой обработки шкуркой необходимо модель выкрасить, и оставшиеся неровности снова зашпаклевать.
      Для покраски модели применяются следующие цвета:
      для подводной части — красный;
      для надводной части — черный;
      для надстроек — белый;
      для палубы — коричнево-красный.
      Разделение цветов при покраске удобно производить наклеиванием полос белой бумаги мучным клеем.
     
      ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ.
      АВТОМАТИКА УПРАВЛЕНИЯ.
      ПЕРЕДАТЧИК И ПРИЕМНИК. ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ
      На моделях устанавливаются двигатели постоянного тока с параллельным возбуждением. Среди моделистов получили широкое распространение следующие двигатели:
      1) МУ-30, рабочее напряжение которого И = 27 в; мощность Р = 40 ватт;
      2) МУ-50, рабочее напряжение которого И = 27 в; мощность Р — 80 ватт.
      Ледокол приводится в движение тремя винтами.
      Моторы устанавливаются на железных угольниках толщиной 1,5 — 2 мм.
      В вертикальной полке угольника делаются отверстие для торцевого вывода мотора и четыре отверстия диаметром 5 мм для крепления.
     
      КАК СДЕЛАТЬ ЧЕРТЕЖ МОДЕЛИ В МАСШТАБЕ
      Юный моделист-кораблестроитель должен уметь не только строить модели, но и работать с чертежами, вычерчивать их в нужном масштабе, так как строить модель удобнее по чертежу, масштаб которого равен М=1 : 1.
      В брошюре (Выпуск 1) общий вид модели корпуса имеет длину 372 мм, а длина построенной модели равна 1340 мм. Следовательно, масштаб предложенного чертежа будет — 11340 : 372 = 3,6 (М — 1 : 3,6).
      При вычерчивании чертежа общего вида корпуса нужно все размеры, данные в брошюре, увеличить в 3,6 раза.
      Чтобы облегчить работу по пересчету, можно воспользоваться таб-пицей 1, где число миллиметров в чертеже брошюры соответствует числу миллиметров чертежа самой модели.
     
     
      Выпуск II
      (Окончание)
      Соединение двигателей с валами
      Приспособление для соединения валов называется муфтой. Многие муфты применяют при строгом совпадении осей. На моделях передача производится под некоторым углом, для чего применима муфта с гибким валом. Гибкий вал представляет собой пружины, навитые друг на друга в разных направлениях (рис. 9). Бывают 2, 3, 4 слоя навивки. Такие гибкие валы применяют для передачи вращения в зубной бормашине, мотоцикле и автомобиле для передачи вращательного или поступательного движения. Для уменьшения общего тока и увеличения хода можно на каждый мотор поставить свой редуктор с передаточным числом от 2 до 3. Шестерни имеют модуль от 0,5 до 1,5 и располагаются в металлическом корпусе с крышкой. Корпус необходимо пропаять, чтобы сохранить смазку. Вывод вала через корпус осуществляется при помощи дейдвудной трубы...Внутренний диаметр тру-ы юльше диаметра вала на 2 — 4 мм. На концах устанавливаются подшипники скольжения (втулки). (...)
      При подаче команды «вперед» резонансное реле ПРР включает реле ППР-1 и его контактом ППР-1 включается РВ. Реле РВ самобло-кируется контактом РВ-1. Подача команды может быть прекращена, но реле остается под током.
      При подаче команды «стоп» реле РВ обесточивается контактом РС-1, и схема придет в исходное положение.
      Реле PH работает аналогично реле РВ, но команду «назад» можно подать без команды «стоп», и модель с переднего хода сразу получит задний ход. Это выполняется контактами РН-3 в цепи блокировки реле РВ (рис. 12).
      Контактами ППР-4 или ППР-5 включается реле РП или РЛ, контактами которых включается правый или левый поворот (рис. 13).
      Схема включения двигателей
      При подаче команды «вперед» включается реле «вперед» РВ, и его контактом РВ-2 подается питание к электродвигателям, и модель начинает движение вперед. Радиус циркуляции можно уменьшить включением соответствующего двигателя, например, правый поворот: выключается левый двигатель ЛД контактом РП-2.
      При подаче команды «назад» включается реле PH, и его контактом РН-2 подается питание к электродвигателям, и модель начинает движение назад. Поворот назад сопровождается выключением одного из моторов, например, при повороте влево контактом PJ1-4 выключается лд — левый двигатель (рис. 14). (...)
      Монтаж устройств автоматики и электрооборудования
      Современные автоматические устройства монтируются в отдельных блоках, которые удобно настраивать и менять по мере надобности.
      Данная автоматика управления имеет всего 9 реле (рис. 17). Поэтому монтаж удобнее произвести напрямую с управляемыми объектами, соединяя контакты реле. Реле «вперед», «назад», «стоп» следует расположить ближе к двигателям. Реле «вправо», «влево» — ближе к рулевому приводу.
      Аккумуляторы для питания двигателей располагаются в средней части корпуса, а батареи или аккумуляторы для питания автоматики — ближе к носовой переборке. Там же следует поместить анодную и накальную батареи приемника.
      Приемник удобнее расположить под настройкой на верхней палубе. Резонансное реле можно поместить отдельно под прозрачной крышкой загрузочного люка.
      Носовой отсек должен пложо закрываться. По мере надобности там могут быть установлены аккумуляторы автоматики и балласт.
      РУМ-1
      Радиоуправляемый механизм, испытанный на протяжении ряда лет, зарекомендовал себя как надежный в работе, удобный и простой в эксплуатации.
      Составляет РУМ-1:
      1) передатчик с антенной,
      2) приставка для питания от сети переменного тока,
      3) пульт управления,
      4) приемник с антенной,
      5) блок приемных поляризованных реле.
      Аппаратура РУМ-1 позволяет выполнять 6 команд в любой последовательности (рис. 18). Радиус действия около 500 м. Передатчики выпускают настроенные на следующие частоты:
      литер А 28,3 мгц, литер Б 28,6 мгц, литер В 28,9 мгц, литер Г 29,2 мгц.
      Абсолютная погрешность на частоте не более ±0,1 мгц. Приемник обеспечивает перекрытие диапазона по частоте от 27,8 до 29,7 мгц с помощью одного органа настройки. Вес приемника около 400 г.
      Питание анодной цепи передатчика может осуществляться:
      1) от двух последовательно соединенных анодных батарей типа БАС-Г-60;
      2) приставкой для питания от сети переменного тока (накальное, от двух элементов типа ЗС-Л-ЗО).
      Питание приемника анодное — от батарей ГБ-СА-45 и накальное — от элемента или от типа НС-СА.
      Передатчик и пульт управления
      Передатчик состоит из высокочастотного генератора, собранного по двухтактной схеме на лампах 2П1П и модулятора, представляющего генератор низкой частоты, собранного по схеме блокинг-генератора на лампах 2П1П (рис. 19).
      Катушка L2 и конденсатор Ci образуют высокочастотный контур, настроенный на одну из следующих частот: 28,3; 28,6; 28,9;
      29,2 мгц. Настройка контура генератора производится полупеременным конденсатором на заводе-изготовителе и в процессе эксплуатации остается неизменной.
      Модулятор передатчика представляет собой генератор низкой частоты. Каждой из шести подаваемых команд соответствует определенная частота модулирующего напряжения (200 — 325 гц). Изменение частоты модулятора производится путем подключения к трансформатору Tpi блокинг-генератора одной из цепочек сопротивлений R7 — Ris-Модулирующее напряжение снимается с анодного контура лампы Лз и по цепочке C5R4R5 подается на управляющие сетки генераторных ламп Л1 и Л2. Таким образом, амплитуда высокочастотного сигнала изменяется по закону, соответствующему одной из шести частот напряжения модулятора. Антенна передатчика состоит из шести составных алюминиевых трубок общей длиной 2,3 м.
      Связь антенны с контуром генератора индуктивная (катушка связи L]). (...)
     
      КТО МОЖЕТ СТРОИТЬ РАДИОУПРАВЛЯЕМЫЕ МОДЕЛИ
      Постройка радиоуправляемой модели корабля, автомобиля, планера или самолета — задача очень трудная для опытного юиого техника, а для начинающего — совсем непосильная. Такие модели следует строить в кружках моделистов, лучше всего в содружестве с кружками радиолюбителей. Понятно, прежде чем браться за сложные радиоуправляемые модели, любой кружок должен приобрести достаточный опыт постройки обычных самоходных моделей.
      На постройку ультракоротковолнового (УКВ) передатчика для радиоуправления моделями надо иметь разрешение. Его может получить радиолюбитель не моложе 16 лет, при условии, что он уже овладел элементар-ными основами радиотехники, хорошо знаком с правилами ведения любительских радиосвязей и приобрел необходимый опыт работы на коллективной УКВ радиостанции.
      Чтобы получить разрешение, нужно обратиться в местный или областной радиоклуб или комитет ДОСААФ, оформить необходимые документы (перечень и формы их дадут в радиоклубе) и пройти квалификационную комиссию. После заключения комиссии^ документы направляются вместе с ходатайством комитета ДОСААФ о выдаче разрешения в областную Госинспекцию электросвязи.
      Приступать к постройке передатчика можно только после получения разрешения, а когда он будет готов, надо сообщить об этом в Госинспекцию электросвязи, которая после его проверки даст разрешение на эксплуатацию радиостанции.
      За советами и указаниями по постройке транспортных моделей (в том числе н радиоуправляемых) обращайтесь в местные внешкольные учреждения (на станцию юных техников, во дворец или дом пионеров, в профсоюзные клубы юных техников) и клубы ДОСААФ. Если тот или ной вопрос не удастся выяснить на месте, обращайтесь за письменной консультацией иа свою областную станцию юных техников. Имейте в виду, что станции не продают ни радиодетали, ни радиолитературу.
     
      ОСНОВНЫЕ ПОСОБИЯ
      По постройке моделей судов:
      Глуховцев С., Захаров С. Простейшие самоходные морские модели. (Альбом чертежей). М., Изд-во ДОСААФ, I960.
      Лучининов С. Т. ‘Юный кораблестроитель. Организация и содержание работы кружка юных судомоделистов. М., Изд-во «Молодая гвардия», 1955. Изд. 2-е, перераб. и дополи.
      Лучининов С Т. Юный моделист-кораблестроитель. (Альбом). Л., Судпромгиз, 1963.
      Морской моделизм. М., Изд-во ДОСААФ, 1960.
     
      По радиоуправлению моделями:
      Бруинсма А. X. Радиоуправление моделями кораблей.
      М. — Л., Госэнергопздат. 1957. (Массовая радиобиблиотека. Вып. 265).
      Клементьев С. Д. Телеавтоматика. Книга II. Самодельная радиотелемеханическая аппаратура. М., Учпедгиз, 1958.
      Клементьев С. Д. Управление моделями по радио. М., Дет-гиз, 1957. (Школьная б-ка. В помощь самодеятельности пионеров и школьников).
      Отряшенков Ю. М. Радиоуправление моделями самолетов, кораблей и автомобилей. М., Изд-во ДОСААФ, 1959.
      «Юный моделист-конструктор». Сборники (выходят ежеквартально с 1962 года). Изд-во «Молодая гвардия».

 

 

На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиДетская библиотека

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru