ОГЛАВЛЕНИЕ
Значение картинок и иллюстраций в воспитании маленьких детей 3
Использование иллюстраций и картинок в занятиях с детьми трёх-четырёх лет 10
Приёмы привлечения внимания трёх-четырёхлетнего ребёнка к картинке 15
Использование иллюстраций и картинок в занятиях с детьми пяти-семи лет 20
Приёмы руководства детьми пяти-семи лет при рассматривании картинок 30
Как показывать детям книги с иллюстрациями 37
ЗНАЧЕНИЕ КАРТИНОК И ИЛЛЮСТРАЦИЙ В ВОСПИТАНИИ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ
Каждая советская семья стремится дать своим детям правильное всестороннее воспитание.
В воспитании дошкольника наиболее действенными являются средства, влияющие на чувства ребёнка. Маленькие дети значительно легче и глубже усваивают знания, приобретают те или иные навыки, если объяснение взрослого сопровождается показом.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов — и ребёнок усвоит их на лету. Вы объясняете ребёнку очень простую мысль, и он вас не понимает: вы объясняете тому же ребёнку сложную картину, и он вас понимает быстро.
Попробуйте одно и то же происшествие рассказать двум детям, одинаково способным: одному по картинкам, другому без картинок, — и вы оцените тогда всё значение картинок для ребёнка.
Родители широко используют картинки как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Хорошая картинка доставляет радость ребёнку, активизирует его чувства и мысль, расширяет кругозор. Рассматривание картинок под руководством взрослых способствует усвоению детьми родного языка.
Из всех видов изобразительного искусства картины наиболее понятны и доступны детям, так как в них есть сюжет.
Картины, показываемые детям, должны быть художественны, разнообразны по содержанию и понятны им.
Уже с самого раннего возраста дети узнают на портретах и картинах В. И. Ленина и И. В. Сталина.
Дети с волнением рассматривают произведения художников, изображающие труд советских людей в городе и деревне, наши советские праздники и другие общественные явления.
Очень близки и понятны дошкольникам картинки, на которых переданы эпизоды из детской жизни.
Специально для детей написано сравнительно небольшое количество картин, но в детских книгах есть много высокохудожественных и педагогически ценных иллюстраций, созданных лучшими советскими художниками.
Для детей издаются иллюстрированные книги русских классиков, книги советских писателей, сборники произведений народного творчества, книжки-картинки.
Иллюстрации к детской книге способствуют лучшему пониманию художественного произведения, повышают к нему интерес.
Есть книги, в которых благодаря творческому содружеству писателей и художников созданы надолго запоминающиеся детям образы советских людей, картины родной природы, запечатлены эпизоды из детской жизни.
К любимым книгам детей по праву можно отнести те, которые иллюстрированы художниками В. Лебедевым, В. Конашевичем, А. Пахомовым, Е. Чарушиным, Д.Г Орловым.
Творчеству художницы А. Давыдовой мы обязаны серией замечательных иллюстраций к рассказам А. Кононова о Владимире Ильиче Ленине. Давыдова показывает образ Ленина многогранно.
Вот иллюстрация «Ленин в конспирации». Первое, что бросается в глаза, когда мы смотрим на неё, это собранность, устремлённость Владимира Ильича. Художник показывает, как Ленину преграждают путь снег, ветер, но он безостановочно идёт вперёд.
На другой иллюстрации Владимир Ильич и Надежда Константиновна Крупская изображены в окружении деревенских ребятишек. Ильич ласково улыбается, слушая, что говорят ему дети.
Большой светлой радостью веет от рисунков художника Н. Жукова к рассказу А. Кононова «Ёлка в Сокольниках». Запоминается мягкая улыбка Ленина, его
внимательный, сосредоточенный взгляд на ребёнке, которого он бережно держит в руках; радостные и изумлённые взоры детей, устремлённые на девочку и на Владимира Ильича.
Умелое использование текста рассказов А. Кононова в сочетании с иллюстрациями обогащает представление детей о В. И. Ленине, делает его образ более близким и любимым.
Иллюстрации к книге помогают пристальнее вглядываться в окружающую действительность, расширяют круг детских представлений о тех предметах и явлениях, которые далеки от ребёнка.
А. М. Горький вспоминает: «Когда я перевёртывал страницу огромного тома, красный язычок светильника трепетно колебался, грозя погаснуть... дым ел глаза, но все эти неудобства исчезали в наслаждении, с которым я рассматривал иллюстрации и читал объяснения к ним. Эти иллюстрации раздвигали предо мной землю всё шире и шире...»
Пользуясь иллюстрациями в сочетании с текстом, можно познакомить детей со столицей нашей родины Москвой, с жизнью народов СССР, с жизнью детей разных национальностей.
Так, стихи Е. Трутневой и рисунки П. Ерёминой в книге «С добрым утром» дают повод к беседе с детьми о жизни разных национальностей. Текст и рисунки дополняют друг друга. На одной странице дети узнают про Грузию. Девочка, изображённая на рисунке, говорит:
... Вижу море из окна.
Здесь у нас что ни сад —
Всюду сладкий виноград!
Абрикосы тоже рвём...
Вот как весело живём!
На следующей странице дети знакомятся с Узбекистаном.
Здесь арыки и каналы,
И урюк растёт в саду —
Прямо с ветки в рот кладу.
А ещё на поле хлопок —
Набери хоть сто коробок —
С белой ватой в середине,
И большие очень дыни!
Показывая детям иллюстрации к этому стихотворению, взрослые обращают их внимание на пейзаж, на хлопок, на внешний облик узбекских детей.
Интересны рисунки и на других страницах, где изображены русские, украинские дети, дети Севера. Рассматривание этих картинок и чтение стихотворений к ним способствует воспитанию у детей чувства интернационализма.
Занятия по картинкам имеют большое значение для развития речи детей.
У ребёнка иногда имеется в запасе много слов, но он не связывает слова с предметами. При помощи картинки или книжки-картинки взрослые помогают детям узнавать и называть предметы, уточняя и обогащая словарь ребёнка.
Постепенно взрослые учат ребёнка не ограничиваться перечислением указанных на картинке предметов, а рассказывать об её содержании. Очень важно использовать эти занятия для преодоления у некоторых детей неразговорчивости, застенчивости, так как молчаливость мешает им дружить со сверстниками, создаёт впоследствии большие трудности в учёбе.
Читая рассказы, очерки, стихотворения и рассматривая с детьми картинки к ним, родители не только помогают детям глубже понять содержание прочитанного, увидеть художественную выразительность рисунка, но и способствуют развитию детского воображения, дают толчок к самостоятельному творчеству, к игре.
Так, прочитав внуку книгу В. Маяковского «Кем быть?» и рассмотрев с ним иллюстрации художника А. Пахомова, дедушка по просьбе мальчика помог ему организовать игру в доктора: дал «трубочку» врача, вату, «градусник». Ребёнок, играя, часто принимал позу мальчика, изображённого на картинке. В другой раз он играл в кондуктора и шофёра.
Рассматривание иллюстраций, на которых отчётливо вырисованы здания, сооружения, нередко вызывает у детей желание конструировать.
Ребёнок многое хочет сделать своими руками, и иллюстрации, подобные тем, какие нарисованы в книге М. Ефетова «Поезд идёт» художниками Н. Петровой и В. Тамби, могут служить толчком к длительным строительным играм. Взрослые должны помочь ребёнку
рассмотреть рисунки, а затем предложить строить в соответствии с их содержанием.
В том случае, когда в детской книге имеются цветные вкладыши, они могут быть использованы для настольного театра. Достаточно вспомнить страницы книги К. С. Станиславского «Моя жизнь в искусстве», чтобы представить себе, какое значение для развития детского творчества имеет увлечение самодельным театром.
Интересен в этом отношении опыт родителей М., которые, купив книгу «Сказка о рыбаке и рыбке», с рисунками Фитингофа, изданную в Ленинграде Пушкинским обществом, помогли своим детям устроить настольный театр.
Во многих семьях имеются репродукции произведений выдающихся дореволюционных и советских мастеров живописи. Внимание детей старшего дошкольной? возраста может быть направлено лишь на те картины, которые они могут почувствовать и понять по аналогии с личным опытом, с тем, что они видели или о чём им читали и рассказывали.
Дети были в берёзовой роще. После прогулки мать обратила их внимание на картину И. Левитана «Берёзовая роща». Раньше дети как-то не замечали этой картины, хотя она всё время висела на стене. Теперь они стали рассматривать её с интересом, сравнивали с тем, что видели.
Художественная выразительность картин раскрывается детям только под руководством взрослых.
В семье К. есть картина И. Шишкина «Утро в сосновом бору». Однажды отец обратил на неё внимание детей. И четырёхлетняя Вера, и шестилетний Костя рассказали, что на картине нарисованы медвежата, гуляющие в лесу. Больше они ничего не заметили.
Тогда отец спросил их: «А какое это время дня?», «Откуда туман поднимается?», «Посмотрите, что там за деревьями виднеется?» и т. д.
Вопросы отца привлекли внимание детей к тому, чего они раньше не замечали. Рассмотрев внимательно картину вместе с отцом, дети стали потом сами находить в ней много интересного. «Солнышко вот светит с моей стороны, небо голубое, лес густой, трава вся зелёная, утренняя, весёлая» и т. д.
Этот пока ещё робко проявившийся интерес к произведению большого художника разовьётся постепенно, и под руководством взрослых дети со временем сумеют почувствовать его художественную ценность во всей полноте.
К восприятию классической живописи маленькие дети должны подводиться постепенно, умело: нельзя показывать ребёнку то, что ему ещё недоступно.
Родители могут использовать также в занятиях с детьми художественные открытки, картинки из старых книг и журналов для взрослых и карточки лото. Картинки большого формата можно повесить на стене, а отдельные мелкие картинки следует наклеить на картон и сложить в ящик, конверт, коробку, папку. Желательно все картинки, объединённые одним содержанием, держать в отдельных конвертах или сделать из них альбомы, например: иметь конверт или альбом с картинками «Овощи», конверт или альбом с картинками о животных и др. (Такие конверты и альбомы родители могут иногда составить вместе с детьми.)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ И КАРТИНОК В ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ ТРЁХ-ЧЕТЫРЁХ ЛЕТ
Рассматривая картинки, дети почти всегда выражают вслух своё отношение к изображаемому. В очень редких случаях малыши смотрят картинки молча.
Взрослые должны поддерживать разговоры детей, учить их правильно называть предметы и некоторые их характерные признаки, помогать лучше понять содержание картины, а главное — высказываться по поводу этого содержания.
Какие картинки следует давать детям трёх-четырёх лет?
Прежде всего картинки с изображением тех предметов, которые окружают ребёнка, но названия которых он ещё или не знает, или знает, но произносит плохо. Кроме того, следует показывать картинки с изображением знакомых ребёнку животных, а также отдельных сценок из детской жизни.
Картинки должны быть художественными; предметы изображены на них ясно, чётко, без лишних деталей.
Наряду с отдельными картинками большой любовью малышей пользуются книжки-картинки. Основное место в этих книжках отводится картинке; в некоторых из них под картинкой имеется стихотворная подпись. Подписи к книжкам-картинкам написаны нашими лучшими поэтами: В. Маяковским, С. Маршаком, С. Михалковым, А. Барто, К. Чуковским. Во многих книжках-картинках составителями использованы прекрасные произведения народного творчества.
Обычно предметы, изображённые на картинке, воспринимаются маленькими детьми, как реально существующие, которые им хочется потрогать, погладить, взять; дети разговаривают с нарисованной кошкой,
Рис. Т. Ерёминой к книге В. Бычко «Невеличка» (Детгиз, 1951).
пытаются сорвать цветок, подудеть в рожок автомобиля.
Рассматривание же картинок с изображением детей вызывает нередко подражание героям книги.
Мать Лариса Львовна П., показывая своей четырёхлетней дочке книжку-картинку В. Бычко «Невеличка» с рисунками художницы Т. Ерёминой, назвала невеличку Оксаной, а её куклу — Маечкой. «В образах Оксаны и куклы Маечки, — рассказывает Лариса Львовна, — дочка приобрела любимых подруг. По её просьбе мы неоднократно читали и рассматривали книгу, и скоро я заметила, что моя девочка подражает Оксане: она старательно наводила порядок в своём уголке и даже помогала мне в уборке комнаты».
Книжка-картинка «Машенька» (стихи А. Барто, рисунки Е. Афанасьевой) даёт яркий, живой образ маленького ребёнка. Каждый малыш воспринимает её как книгу про самого себя.
Вот Машенька только что сама встала на ножки. Она видит (а вместе с ней и дети, рассматривающие
иллюстрацию) свои игрушки: рыбку, попугая, куклу, мяч. Родители предлагают ребёнку показать Машенькины игрушки и назвать их. Затем вместе с Машенькой дети как бы подходят к зеркалу.
Потянулась Машенька К зеркалу рукой.
Удивилась Машенька:
«Кто же там такой?»
Мать просит ребёнка показать зеркало, Машеньку и объясняет, что в зеркале-то Машенька видна.
Рассматривая одну страницу за другой, ребёнок под руководством взрослых показывает и называет кошку, мишку, матрёшку, диван, стол и т. д.
Для пополнения и уточнения словаря детей очень хорошо использовать книжки-картинки с иллюстрациями художницы Н. Ушаковой.
Книжка-картинка «Игрушки» (стихи А. Барто, рисунки Н. Ушаковой) стала любимой книгой малышей. В ней маленький ребёнок с радостью узнаёт знакомые игрушки и с интересом рассматривает те, которых у него ещё нет, но которые будут.
Картинки художницы Ушаковой дают простор для развития воображения, речи.
Вот картинка, где изображён мишка. Про него написано:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу —
Всё равно его не брошу,
Потому что он хороший.
Художница своим рисунком как бы продолжает стихи о мишке. У мишки, которого она нарисовала, лапа пришита и перевязана. Рядом с мишкой лежит конфета, стоит чашка, чайник.
Мать или отец, бабушка или дедушка помогают ребёнку увидеть в рисунке и то, что совпадает с содержанием текста, и то, что его дополняет. Они, например, разъясняют малышу, что, жалея мишку, девочка (или мальчик) дала ему конфету, и для ребёнка становится более ясным содержание стихотворения под рисунком.
Рассматривая с детьми картинки, в которых художник рисунком обогащает текст, взрослые могут дать толчок развитию детского воображения.
Рис. П. Ушаковой к книге А. Барто «Игрушки» (Детгиз, 1952).
Рисунки к книжке-картинке «Машенька» способствуют и развитию речи, и развитию воображения.
Вот рисунок «Машенька с куклой». Возле них собака, щенки, кошка. Мать, показывая этот рисунок ребёнку, поясняет: «Машенька своей дочке говорит: «Это собака (покажи собаку), это щенок, это кошечка». Затем мать спрашивает: «О чём кошечка,
по-твоему, попросила Машеньку?» Ребёнок, подумав, отвечает: «Кошка просит: «Машенька, Машенька, дай мне молочка».
Рассматривая следующую картинку, мать говорит: «Споём вместе с Машенькой песенку её дочке, чтобы она скорей уснула». И ребёнок вместе с матерью поёт: «Баю-баю-баю-бай, ты, собаченька, не лай».
Перевернув последнюю страницу, где нарисована спящая Машенька, мать говорит: «А теперь вспомним песенку про Машеньку»:
Наступает ночка,
Ты устала, дочка.
Ножки бегали с утра,
Глазкам спать давно пора.
Ждёт тебя кроватка,
Спи, дочурка, сладко!
Такими приёмами родители развивают и речь, и воображение, и память ребёнка.
ПРИЁМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ ТРЁХ-ЧЕТЫРЁХЛЕТНЕГО РЕБЁНКА К КАРТИНКЕ
Чтобы привлечь внимание ребёнка к картинке, необходимо учитывать некоторые особенности детского восприятия. Так, многие дошкольники неправильно воспринимают перспективное изображение предметов, передачу движения в рисунке.
Характер реагирования на картинку определяется её содержанием и теми художественными средствами, какими она воздействует на ребёнка.
Один из приёмов, при помощи которого можно заинтересовать маленького ребёнка картинкой,это мысленно поставить его на место того ребёнка, который нарисован: малыши любят рассказы о них самих.
Например, на картинке художника Ю. Васнецова к стихотворению «Ладушки» изображён мальчик, выглядывающий из окна красивого и живописного домика; к мальчику прилетели гуленьки-голуби.
Мать, показывая эту картинку, спрашивает у сына Володи: «Как зовут мальчика — Володя или Петя?» — «Володя», — отвечает мальчик.
«А посмотри, как красиво мама нарядила Володю: у него рубашечка красная, с белыми горошинками.
Видишь, к Володе кто-то прилетел. Это птички. Голуби. Один голубь даже на головку Володе сел.
Ребёнок становится героем интересного для него события, и он с увлечением сам потом рассказывает про Володю.
В книжке-картинке «Каравай» помещены прекрасные детские стихи-игралки, чтение которых обычно сопровождается действиями ребёнка. Картинки к этим стихам, выполненные художницей А. Якобсон, очень выразительны, динамичны; они повышают интерес к тексту притягательной силой живописных изображений.
Взрослые, показывая ребёнку картинки, учат его, как можно играть в соответствии с текстом того или иного стихотворения. Вот, например, стихотворение «Воробей». В нём рассказывается о воробушке, о его действиях и переживаниях. Каждое движение воробушка отчётливо нарисовано художником. Взрослый прочитывает стихотворение, а потом, указывая ребёнку на отдельные иллюстрации, дополняет их словами;
Как по улице воробушек гуляет, — он гуляет, он гуляет, он гуляет!
Как устал воробей, утомился, — утомился, утомился, утомился!
Затем по указанию матери ребёнок переводит взгляд на девочку, которая играет в воробушка. «Вот девочка стала, как воробей, засыпать, засыпать, а вот она стала уже, как воробей, шевелиться, а вот она уже поднялась и пошла танцевать». Если мать показывает картинки девочке, она называет нарисованную девочку именем своей дочки. Этот приём педагогически целесообразен, так как маленькому ребёнку приятно слышать своё имя, и он в таких случаях проявляет больший интерес к тому, что ему рассказывают и показывают.
При рассматривании картинки ребёнок очень часто говорит не о том, что он видит, а о том, что он в связи с изображением вспомнил. Привнесение личного опыта может играть в известной мере положительную роль: у ребёнка появляется потребность высказаться, рассказать о своих наблюдениях, впечатлениях.
Рис. Ю. Васнецова к книге «Первые сказки» (Детгиз, 1952).
Например, рассматривая иллюстрацию Ю. Васнецова к сказке «Золотое яичко», ребёнок начинает рассказывать о том, каких кур он видел летом на даче и какая ему больше всего нравилась. Плохо, однако, если ребёнок ограничивается только высказыванием из личного опыта и не воспринимает предложенной картинки. В таких случаях мать, отец или другие взрослые члены семьи постепенно приучают ребёнка называть предметы, нарисованные на картинке, рассказывать о них,
В своей книге «Развитие речи ребёнка» проф. Е. И. Тихеева писала:
«Имеющиеся у нас записи свидетельствуют, что не только трёхлетки, но и дети 2V2 лет способны называть и действия, и соотношения изображённых на картине предметов».
Проф. Е. И. Тихеева указывает, что «на это способны дети, с которыми ведутся частые, регулярные занятия по картинкам. Мать или воспитательница показывает ребёнку картинку, называет всё на ней изображённое, описывает, рассказывает. Она направляет внимание детей, стимулирует их к высказыванию. Чем
чаще дети слышат обращённую к ним понятную речь, опирающуюся на их восприятие, тем быстрее и организованнее развивается их собственная активная речь».
Е. И. Тихеева рекомендует при рассматривании картинки с маленькими детьми вводить своеобразную игру для развития детской наблюдательности и речи. Вот пример:
Картинка изображает мальчика, удящего на берегу реки.
Воспитательница. Скажи мне, что ты видишь на этой картине?
Саша. Мальчик, кувшин, палка.
Воспитательница. А ещё что?
Саша. Ничего.
Воспитательница. А я вижу траву.
Саша. Кустики, листья.
Воспитательница. Ещё что?
Саша. Больше ничего.
Воспитательница. А я вижу на мальчике красную рубашку.
Саша. И штаны полосатые, шапка, сандалии.
Воспитательница. Больше ничего не видишь?
Саша. Ничего.
Воспитательница. А я вижу удочку.
Саша. Палка, верёвка, такая штучка плавает...
В процессе такой игры взрослый своими вопросами вовлекает ребёнка в соревнование, побуждая его к наблюдательности и высказываниям. Когда ребёнок заявляет, что он больше ничего не видит, взрослый говорит ему: «А я вижу траву», и тем самым подсказывает ребёнку, что ещё можно рассмотреть на картинке.
Под влиянием речи взрослого ребёнок постепенно учится всматриваться в картинку и правильно Называть наблюдаемое.
Очень хорошо использовать в занятиях с малоразговорчивыми детьми и другие игры с картинками, рекомендуемые проф. Е. И. Тихеевой.
Первая игра «Найди и принеси» проводится так. На столе, поодаль от которого сидит ребёнок и взрослый, выставляются картинки. Ребёнку предлагают подойти к столу, найти и принести определённую картинку, названную взрослым. Затем взрослый спраши-
вает, что нарисовано на картинке, и ребёнок рассказывает.
Игра в прятки — любимая игра детей. Взрослые прячут, т. е. расставляют картинки по разным местам. Ребёнок ищет, приносит найденную картинку и говорит, что на ней изображено.
Эти игры способствуют закреплению связи между предметом и словом, умению находить предмет по слову и называть его.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ И КАРТИНОК В ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ ПЯТИ-СЕМИ ЛЕТ
Детей пяти лет нужно учить связно рассказывать о том, что они видят на картинке: кто нарисован, каков предмет, что с ним делается и где происходит действие. Дети постарше, в возрасте шести-семи лет, могут не только более подробно и точно описывать содержание картинки, но и придумывать по ней свои собственные небольшие рассказы.
Занятия по картинкам с детьми шести-семи лет могут быть использованы для подготовки их к школе. Уже с первых недель обучения в школе от ребёнка потребуют умения внимательно рассматривать картинки, помещённые в букваре, умения называть нарисованные там предметы, их характерные признаки и т. д.
Для детей этого возраста, воспитывающихся в детских садах, изданы специальные картины, знакомящие их с природными и общественными явлениями. Серию картин «Четыре времени года» составила О. И. Соловьёва, художник Б. Смирнов; в создании серии «Картин для детского сада» принимали участие Л. А. Пеньев-ская, Е. И. Радина, художники Н. Обрыньба, С. Валуц-кий, С. Григорьев, Т. Радимова, А. Малушин, В. Божко, П. Сергеева, М. Тараканов. Серию картин «Домашние животные» составили С. Веретенникова и художник А. Комаров.
Для занятий со старшими дошкольниками в семье целесообразно использовать книжки-картинки. Они удовлетворяют возрастающие познавательные интересы детей, расширяют их представления о нашей стране, о труде советских людей и т. д.
В таких книжках, как «Урожай» (стихи С. Погоре-ловского, рисунки Н. Кострова), «Кто построил этот дом» (стихи С. Баруздина, рисунки И. Бруни), «Твоя книжка» (стихи П. Воронько, рисунки Н. Цейтлина), «Кружка молока» (текст Л. Воронковой, рисунки М. Родионова), сообщаются доступные для детей сведения о разнообразных видах труда, различных профессиях.
Например, книжка «Урожай» может быть привлечена для ряда бесед с ребёнком о том, как колхозники сеют рожь, пшеницу, как используют трактор, комбайн, как дружно и согласованно работают.
Показывая детям рисунки художника Н. Кострова, взрослые стремятся подтвердить слова автора о том, что
Ведь не сразу Стали зёрна
Хлебом тем, что на столе, —
Люди долго и упорно Потрудились на земле.
Задержав внимание детей на картинках: «Трактор в поле», «Сев», «Прилёт самолёта», «Комбайн в поле», следует в доступной для них форме объяснить, что машины облегчают труд людей.
С колхозной деревней знакомит детей и книжка-картинка «На родной сторонке». В простых, доступных словах рассказано в ней о том, что сделали колхозники для города:
Вот для города колхоз Снарядил большой обоз.
Впереди — грузовики.
В кузовах у них мешки,
На кабинах флаги
Из цветной бумаги:
Красные,
Пунцовые,
Алые,
Бордовые,
А за ними — к возу воз —
Конный движется обоз.
Посмотрите-ка, ребятки:
Хорошо идут лошадки,
И на каждом на возу По восьми мешков везут С чистыми,
Отборными
Золотыми
Зёрнами.
Чёткие, ясные рисунки к стихам помогают глубже понять содержание книги.
С большим интересом рассматривают дошкольники книжки, в которых изображены дети.
Книжка-картинка «Важные дела» (стихи С. Михалкова, рисунки А. Пахомова) воспитывает у детей интерес к бытовому труду. В книге показано, что могут делать дети дома в помощь взрослым и как важны те несложные обязанности, которые они должны выполнять: мыть посуду, чистить ботинки, застилать кровать и т. д.
Вот на одной из страниц дети видят, как мама и дочка моют посуду. Художнику удалось передать в движениях и взгляде девочки ярко выраженную аккуратность. Девочке важно не просто вытереть стакан, а вытереть хорошо: так, чтобы он блестел.
Как указывалось выше, к картинке, на которой дан яркий образ ребёнка в действии, дошкольник относится часто, как к живым людям, и в силу этого стремится поступать так же, как персонажи картинок.
Родители рассказывают, например, что, рассматривая под руководством взрослых картинку «Бабушка забо-лела» из той же книги «Важные дела», дети обычно говорят, что они тоже будут внимательны к своей бабушке. В этой картинке художник передал заботу детей о заболевшей бабушке и о её внуках, которые остались без присмотра. Показывая детям эту картинку, можно помочь им вопросами последовательно рассказать о содержании нарисованного: кто заболел, как дети помогают заболевшей бабушке и т. д.
Рис. А. Пахомова к книге С. Михалкова «Важные дела» (Детгиз, 1951).
Очень желательно привлекать для занятий с детьми старшего дошкольного возраста издающийся ежегодно Детгизом сборник «Круглый год»
В сборнике «Круглый год» помещается большое количество рисунков, картин, фотографий, которые могут быть использованы для воспитания коммунистической морали, для развития языка, мышления, эстетических чувств ребёнка. Вот картина художника В. Лебедева «На катке» («Круглый год», 1951). Здесь в привлекательной для детей форме и вместе с тем очень убедительно передано внимание старших к маленькой сестричке: осторожно и бережно поддерживают они девочку, не давая ей упасть.
Очень близко детям содержание рисунка художника Н. Цейтлина «Везём ёлку» («Круглый год», 1951). Рассматривая рисунок, они вспоминают, как тоже ходили с папой или мамой покупать ёлку, вспоминают, как украшали ёлку, как веселились около неё, и живо рассказывают об этом.
В ряде семейств отмечался интерес детей к рисунку В. Лебедева «Здравствуй, праздник май!» («Круглый год», 1951). Образ мальчика, вышедшего с красным флажком на праздничную улицу, также вызывал много воспоминаний и желание рассказывать о собственных радостных переживаниях во время праздника.
Для обучения детей умению рассказывать в определённой последовательности хорошо использовать имеющиеся в сборнике «Рассказы в картинках», т. е. рассказы, сказки, басни, изображённые в графической форме. Рассматривая эпизод за эпизодом, ребёнок, как по плану, последовательно излагает содержание каждой картинки, объединяя впоследствии содержание всех эпизодов (кадров) в одном рассказе или описании. Рассказы в картинках — жанр, любимый детьми. Ребёнок как бы разгадывает по картинкам всё происшествие, и у него получается «своя сказка». «Про это интересно рассказывать, как загадки отгадывать», — говорят дети.
По содержанию и манере рисунка рассказы в картинках разнообразны. Это могут быть жанровые, приключенческие, а также смешные рассказы. Жанровые рассказы в картинках имеют большое познавательное значение и являются прекрасным средством для развития логической речи, так как рассказ ребёнка строится в соответствии с логикой развивающегося действия. Вот рассказ в картинках «Как Петя послал письмо дедушке». В ряде кадров последовательно показано, как Петя писал письмо, как положил в конверт, как заклеил конверт, наклеил марку, пошёл к почтовому ящику, опустил письмо в почтовый ящик и т. д.
Юмористические рассказы в картинках также таят в себе много возможностей для развития речи. Простота сюжета, яркость изображения, контрастность, достигаемая соответствующими позами, жестами и мимикой, делают юмористические рисунки доступными для восприятия дошкольников. Обычно в каждой картинке показывается новое действие, новое движение, новая
поза, что дает повод к активизации речи. Наиболее доходчив и впечатляющ тот юмористический рисунок, в котором ярко, динамично выражена основная эмоция, в котором не нарушены анатомические пропорции, в котором нет лишних деталей. Такие рисунки мы находим в книге художника В. Сутеева, в сборниках «Круглый год» и в детских журналах.
Приложение к «Круглому году» — «Детский календарь» состоит из 12 отрывных таблиц-картин. На обороте каждой картины помещены стихи и небольшие рассказы, близкие по содержанию к тем общественным и природным явлениям, которые характерны для каждого месяца.
Пользуясь страницей календаря, взрослые имеют возможность возбудить общественные чувства детей, объяснить в доступной ребёнку форме значимость того или иного общественного события.
Страницы «Детского календаря» помогают задерживать внимание ребёнка на картинах родной природы. Мать или отец, рассматривая с ребёнком календарь, приучают его узнавать и называть характерные признаки данного сезона, видеть и подмечать то, что типично для того или иного месяца. Постепенно у детей развивается представление о времени: дети усваивают названия всех месяцев, дней недели и их последовательность.
Процесс развития временных представлений у детей связан с процессом формирования точной речи. Дети овладевают умением пользоваться разнообразными формами глаголов: наступает лето, наступило лето, наступит лето, пришёл месяц март, приходит месяц март, пройдёт месяц март и т. д. Детский словарь обогащается словами, обозначающими временные понятия: вчера, сегодня, завтра, вчерашний день, сегодняшний день, завтрашний день; на этой неделе, на прошлой неделе, на будущей неделе; первый день недели, последний и т. д.
Точность всех временных норм диктует необходимость точной, последовательной речи.
В первый день нового месяца взрослые спрашивают у детей, какой месяц прошёл и какой наступил, что для них особенно памятно, например, в феврале (какие общественные события отмечались, какая была погода
и т. д.). Затем показывают новую страницу календаря, например картинку «Март», и говорят: «Наступил месяц март. Март — первый месяц весны. Посмотрим на картинку: Есть ли ещё снег на улице? Тепло ли ещё одеты люди? Кому дети покупают цветы?»
Календарь может быть использован и для того, чтобы научить детей правильно называть дни недели в их последовательности.
Мать. Вспомни и скажи, какие названия дней недели ты знаешь.
Женя. Воскресенье, понедельник.
Мать называет в последовательности и остальные дни недели и говорит сыну: «Женя, повтори названия всех дней недели». Женя повторяет.
В другой раз мать, беседуя с ребёнком, спрашивает: «В какой день недели после выходного дня ты опять идёшь в детский сад?»
Женя. В понедельник.
Мать. Правильно. Ты идёшь в детский сад в понедельник, в первый день недели. В какой день недели ты не ходишь в детский сад?
Женя. В воскресенье мы не ходим в детский сад. Миша не ходит в школу.
Мать. Какой сегодня день?
Женя. Сегодня суббота.
Мать. Суббота — последний день недели. А понедельник?
Женя. Понедельник — первый день недели.
Оторванные листы-картины календаря можно использовать для закрепления у детей временных понятий в игре.
Ольга Герасимовна 3., рассматривая со своими детьми Олей и Серёжей в начале каждого месяца новый лист календаря, читала им стихотворение или небольшой рассказ про данный месяц. Таким образом, у детей формировались представления о месяцах под влиянием и литературных, и живописных образов.
По мере того как накапливались уже знакомые детям картины-листы детского календаря, мать предлагала провести игру «Устроим выставку». Мать условливалась с детьми, что прежде всего будет устроена выставка зимних месяцев. Для этого она выставляла на подставку знакомые им картины, изображающие
природу декабря, января, февраля, читала стихотворение, относящееся к одному из этих месяцев, а ребёнок должен был найти к тексту картинку и принести её.
В другой раз игра была усложнена: мать загадывала загадку про какой-нибудь месяц, а ребёнок должен был найти картинку и сказать соответствующее стихотворение.
Так, на протяжении всего года, по мере накопления страниц календаря, развивалась и усложнялась эта игра.
Жанровые картины календаря также могут быть привлечены для занятий с детьми.
Остановимся к примеру на картинах календаря за 1953 год.
Вот рисунок художницы Т. Ерёминой «Старший брат» Рассматривая его с детьми, хорошо провести беседу с целью воспитания дружественных чувств, а также развития речи и воображения. Ребёнку можно предложить придумать имена брату и сестре, а затем ответить на ряд вопросов.
— О чём попросила Катя своего брата?
— Из чего Миша стал мастерить кроватку?
— Как Катя поблагодарит брата, когда он закончит работу?
— Какую песенку Катя споёт своей кукле, когда уложит её спать в новую кроватку?
— А чем ты помогаешь своей сестрёнке (брату)?
Другой рисунок художницы Т. Ерёминой «Дождик»
также проникнут чувством нежной заботы старшей сестрёнки о брате, заботливо защищающей малыша от дождя.
Рассматривая этот рисунок, нужно помочь детям вспомнить по ассоциации о том, как они сами, может быть, когда-то попадали под дождь, куда прятались и т. д. Необходимо при этом обязательно подчеркнуть заботливость старшей сестрёнки.
Рисунок А. Ермолаева «Будущие строители» — это графический рассказ о разнообразных детских строительных играх: здесь и погрузка песка, и постройка фундамента, и постройка забора и т. д. Всё, что изображено на рисунке, близко и понятно ребёнку, и он сможет легко рассказать об этом. Вместе с тем содержание рисунка может подсказать ему новые интересные игры.
ПРИЁМЫ РУКОВОДСТВА ДЕТЬМИ ПЯТИ-СЕМИ ЛЕТ ПРИ РАССМАТРИВАНИИ КАРТИНОК
Приёмы руководства рассматриванием картин многообразны: родители могут использовать вопросы, советы, объяснения, рассказ, игровые приёмы. Выбор того или иного приёма зависит от содержания картины, т. е. от того, насколько это содержание близко, понятно детям; от того, насколько оно впечатляюще действует на ребёнка; от умственного развития и индивидуальных особенностей детей, а главное — от тех задач, которые решают взрослые показом данной картины.
Обучение рассматриванию носит воспитывающий характер, т. е. взрослые воспитывают определённое отношение к той или иной картине. Поэтому показ картины, фотографии, иллюстрации на общественную тему будет принципиально отличен от показа предметной картинки, пользуясь которой взрослые хотят лишь приучить маленьких детей точно называть предметы.
При показе детям картин с общественной тематикой нужно направлять их внимание на изображение людей, на их взаимоотношения, на труд, не отвлекаясь отдельными деталями.
Вот фотография в сборнике «Круглый год». Трибуна мавзолея в день первомайской демонстрации 1952 года. Маленькая московская школьница крепко обнимает Иосифа Виссарионовича Сталина и от имени всех советских ребят поздравляет его с праздником.
Эту фотографию хорошо рассматривать в сочетании с чтением ребёнку стихотворения С. Михалкова:
В день парада,
В утро Первомая,
В майский день весенней чистоты,
Девочку высоко поднимая,
Принял вождь Из детских рук цветы.
Тот, кто был тогда у стен кремлёвских,
Тот душой и сердцем понимал:
В этот миг
Наш Сталин по-отцовски Всех детей на свете обнимал!
Всех детей на свете:
Честных, дружных,
Тех, кто счастлив,
Тех, кто угнетён,
Белых,
Чёрных,
Северных и южных,
Всех народов, наций и племён...
Вопросы как средство обучения ребёнка умению правильно воспринимать картинку и рассказывать о ней необходимо использовать умело. Вопрос должен прежде всего привлечь внимание к картинке.
Формулировка вопросов детям должна быть внимательно продумана: вопрос «Расскажи, про что нарисовано» стимулирует ребёнка к обобщению, к охвату всего содержания; вопрос «Скажи, что нарисовано» толкает ребёнка на перечисление. Отвечая на вопрос «Расскажи, про что здесь нарисовано?», ребёнок, стремясь раскрыть содержание, часто даёт довольно общий, даже схематичный ответ. Только последующие вопросы: «Скажи, что нарисовано», «Кто нарисован?», «Что делает?» и т. д, — побуждают ребёнка к углублённому восприятию картинки и более подробным рассказам.
В зависимости от дели занятия, содержания картинки и опыта ребёнка могут быть заданы вопросы, помогающие восприятию общего смысла картинки, или вопросы, помогающие узнавать изображённые предметы, их качества, характерные признаки, действия; вопросы, помогающие устанавливать связи между двумя или всеми частями картинки; вопросы, стимулирующие активность воображения, выход за пределы картинки, придумывание начала и конца.
Приведём пример занятия с книжкой-картинкой «Маленькая школьница» (текст Н. Забилы, рисунки Е. Волянской и Б. Уханова).
В этой книжке рассказывается о знаменательном и радостном событии в жизни каждого ребёнка — о первом школьном дне.
Чтобы у ребёнка остались глубокие впечатления от книги, мать при перечитывании и рассматривании её задала дочке такие вопросы: «Куда спешит девочка с букетом в руках?», «Что взяла Галя в школу?», «Кому хотелось побегать с Галей?», «О чём спросили Галю дети из детского сада?», «Покажи, кто встретил в классе девочку, и скажи, как поздоровалась с учительницей Галя?», «Что сказала учительница девочке?», «Какое слово Галя написала на доске? Прочитай и ты
это слово», «Какие стихотворения о Ленине и Сталине ты прочитала бы в первый день в школе?»
Иногда бывает недостаточно вопроса, чтобы привлечь внимание к картинке; нужен совет взрослых, подсказка, помогающая уточнить название, состояние, качество того предмета, который нарисован. Взрослые должны подсказать или помочь ребёнку вспомнить слово, которого ему не хватает для того, чтобы передать то, что он видит. Точные слова, которыми ребёнок обозначает изображение, существенно влияют на осмысливание картинки и развитие детской речи. Мать или отец своими советами должны приучать детей правильно соотносить слова с предметами, качествами, названиями.
Картинки, изображающие отдельные предметы, могут быть использованы с самыми разнообразными воспитательными целями.
Вот пример привлечения картинок из «Круглого года» для подведения детей к классификации предметов, т. е. к умению вычленять сходные признаки в предметах, явлениях и на основе общих признаков объединять их.
Отец. Серёжа, назови домашних животных, которые здесь нарисованы.
Серёжа. Щенок, гусь.
Отец. Поищи ещё домашних животных.
Серёжа. Курица, кошечка.
Отец. Покажи и назови растения, которые здесь нарисованы.
Серёжа. Сосна, рябина.
Отец. А яблоня — растение? Перечисли все растения, которые ты здесь видишь.
По этим же картинкам можно провести занятие для развития фонематического слуха детей шести-семи лет1.
Вот пример такого занятия.
Отец. Серёжа, найди картинки, в названиях которых ты слышишь звук у.
Серёжа. Гусь.
1 Под развитием фонематического слуха понимается обучение детей умению выделять звуки из слов, членить слова на слоги, выделять звуки из слогов. Развитие фонематического слуха содействует наиболее быстрому процессу овладения чтением.
Отец. Поищи, Сережа, ещё.
Серёжа. Курица.
Отец. Теперь, Серёжа, поищи картинку, в названии которой слышится звук а.
Серёжа. Мишка, сосна, барабан.
Отец. Поищи, есть ещё картинки, в названии которых слышится звук а.
Серёжа. Зайка, рябина.
Отец. А сейчас покажи только те картинки, в названии которых звук а слышится в конце слова.
Серёжа. Сосна.
Отец. Поищи ещё.
Серёжа. Мишка, зайка.
Отец. Найди картинки, в названии которых слышится звук у и звук а.
Серёжа. Курица,
Отец. Поищи ещё.
Серёжа. Утка.
Затем родители могут предложить ребёнку найти картинки, в названии которых слышится звук о и т. д.
Вопросами и советами взрослые помогают детям наблюдать и правильно называть отдельные элементы картинки, а также устанавливать связь между ними. При обобщении в небольшом рассказе содержания картинки дети нуждаются и в образце. Описание картинки, данное матерью или отцом, служит таким образцом.
Рассказы взрослых по картинке должны помогать ребёнку целеустремлённо рассматривать картинку, глубже понимать её содержание, лучше чувствовать художественные особенности и правильно описывать свои впечатления. Характер рассказа или описания определяется прежде всего содержанием картинки: к юмористической картинке следует придумать юмористический рассказ; к бытовой сюжетной картинке с драматическим содержанием — соответствующий рассказ; к пейзажу хорошо дать описание. К картинкам, отражающим общественные события, хорошо иногда прочитать соответствующие стихи.
Приведём пример занятия с ребёнком семи лет, где использовались разнообразные приёмы обучения: вопросы, советы, рассказ, игровые приёмы.
Девочке было предложено 8 картинок, на которых
последовательно изображены события, объединённые общей темой «Случай на море».
Первая картинка: два мальчика и девочка катаются на лодке по морю.
Вторая картинка: мальчики, желая поменяться местами, оказались у одного борта. От их тяжести лодка накренилась; мальчик выпустил из рук вёсла, и одно весло выпало из уключины.
Третья картинка: мальчики кинулись к противоположному борту, лодка зачерпнула много воды, весло уплыло.
Четвёртая картинка: лодка, полная воды, глубоко осела. Дети стоят на скамеечках и размахивают шапочками и флагом, сделанным из фартука девочки, навязанного на весло; вдали виден корабль.
Пятая картинка: капитан корабля стоит на капитанском мостике и смотрит в бинокль; вдали видна лодка, с которой дети машут флагом и шапочками.
Шестая картинка: капитан с рупором в руке отдаёт приказания; с корабля спущена шлюпка, в которой сидят матросы. Видно, как они сильно налегают на вёсла.
Седьмая картинка: шлюпка подплыла к лодке; дети пересажены в шлюпку; лодка взята на буксир.
Восьмая картинка: дети на палубе корабля. Капитан и команда ласково встречают их.
Лене показали первую картинку и предложили сказать, что на ней нарисовано.
Лена. Лодка, два мальчика, девочка.
Мать. Что делают дети ?
Лена. Катаются.
Мать. Что держит мальчик в руках?
Лена. Вёсла.
При рассматривании второй картинки Лена говорит; «Мальчики сидели хорошо, а здесь — плохо».
На вопрос, что стало с лодкой, когда дети пересаживались, Лена ответила: «Лодка упала»
Когда Лене показали третью картинку, она сказала: «Лодка тонет — половина уже утонула. Один мальчик стоит, другой — сидит, а весло уплыло».
Изложить связно, что нарисовано на всех картинках, Лена затруднялась. Она долго молча рассматривала картинки и рассказала так: «Два мальчика сидят и одна девочка. Они ехали хорошо, а теперь плохо, криво. Половина лодки утонула. Два мальчика встали, а девочка сидит. Лодка набралась водой. Дети заметили корабль. Девочка сняла платье и сделала флаг. Флагом и шапочкой махают, чтобы их спас корабль. Капитан смотрит на лодку и велит взять детей на корабль. Поехали моряки. Моряки едут с детьми на корабль. Дети приехали, и встретил их капитан».
Анализируя рассказ Лены, мы видим, что она неправильно соотносит ряд слов с предметами и действиями. Вместо «лодка накренилась», она говорит: «Лодка упала, лодка стоит криво» и т. д. Фразы у неё короткие, односложные. Вместо связного рассказа она даёт схематичное перечисление действий и предметов, изображённых на каждой картинке.
Чтобы научить Лену правильно рассказывать, мать прежде всего уточнила её словарь. Указывая на части лодки, она объяснила дочери, что один мальчик сидит на корме, другой посередине, на скамеечке, а девочка — на носу. Показывая вторую картинку, мать сказала, что лодка накренилась и т. д.
Когда все картинки были рассмотрены, мать рассказала Лене об их содержании в целом:
«Был ясный летний день. Трое детей — Толя, Вася и Катя — решили покататься на лодке. Вася сел на скамеечку посередине лодки, чтобы грести. Толя сел на корму к рулю, Катя села на нос лодки, и они поехали. Покатались дети немного, и Толя сказал: «Давай, Вася, меняться местами. Я тоже хочу грести». Он встал и пошёл к Васе. Оба они оказались у одного борта. Лодка накренилась. Мальчики испугались. Вася выпустил из рук вёсла. Одно весло выпало из уключины. Дети выпрямили лодку, но в неё набралась вода. Лодка глубоко осела. Вдруг Катя закричала: «Смотрите, смотрите, вон плывёт корабль, надо поднять флаг, и тогда нас заметят! Возьмите мой фартук, ведь он красный, навяжите его на весло, и будет флаг...» Так они и сделали. Вася стал размахивать флагом, а Толя и Катя — шапочками. Капитан корабля стоял на капитанском мостике и смотрел в бинокль. Он заметил лодку и приказал спустить шлюпку. Шлюпка была спущена, матросы налегли на вёсла и понеслись к лодке. Они пересадили детей в шлюпку, а лодку взяли на буксир и вернулись
обратно к кораблю. Капитан ласково встретил детей. Они наперебой стали рассказывать, как чуть не утонули и как испугались».
Через несколько дней мать снова показала Лене картинки и предложила рассказать, что на них нарисовано.
По первой картинке Лена рассказала: «Один мальчик сидит посередине, второй — на корме, девочка — на носу».
Рассматривая вторую картинку, она сказала: «Один мальчик встал, лодка накренилась, весло уплыло», а в первый раз Лена говорила: «Мальчики сидели хорошо, а здесь плохо», т. е. давала общее суждение о том, что изображено на картинке; Лена ввела в свою речь данное ей новое слово «накренилась» (раньше она говорила «лодка упала»).
Когда мать предложила Лене рассказать всё, что она знает про эти картинки, Лена начала так: «Рано утром дети встали и пошли на лодке кататься. Одна девочка села на нос, второй мальчик — посередине, а третий мальчик сел управлять вёслами. Они сначала хорошо ехали, потом лодка накренилась, и они испугались. Один мальчик стал нажимать на борт. Одно весло выпало из уключины и уплыло. Лодка много воды зачерпнула. Они решили флаг сделать, чтобы корабль их пришёл спасать».
Сравнивая этот рассказ с первым, мы видим влияние на Лену всех приёмов обучения; видим, как важно взрослым руководить процессом рассматривания детьми картин.
КАК ПОКАЗЫВАТЬ ДЕТЯМ КНИГИ С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ
При подготовке детских книг к изданию писатели, художники, редакторы тщательно продумывают, какую сделать обложку, какое выбрать содержание для больших страничных рисунков и для маленьких, как расположить их на странице, чтобы они помогали ребёнку лучше понять содержание текста и т. д.
Показывая детям книгу, следует обратить их внимание не только на иллюстрации, но и на обложку, на спинку обложки, на титульный лист, на заставки, концовки, на цветные вклейки, или, как их ещё называют, вкладыши.
Обложка — это «лицо» книги. Обычно на обложку художник выносит один из наиболее ярких моментов содержания: иногда это характерный образ, иногда это какое-нибудь событие.
Возьмём к примеру обложку книги С. Маршака «Теремок» (Детгиз, 1952). Рассматривая с детьми книгу, желательно обратить их внимание на обложку в целом, на то, какого она приятного цвета, на то, как красиво художник нарисовал узор, рамочку (можно даже предложить ребёнку показать этот узор в воздухе пальцем). Затем следует поговорить о том, какой интересный сказочный теремок нарисовал художник, и спросить у ребёнка: «Кто же пришёл к теремочку? Кому захотелось жить в этом теремке?» Так происходит процесс ознакомления с обложкой. Если на спинке книги есть иллюстрация, надо показать её детям. В тех случаях, когда обложка и спинка книги едины по замыслу и выполнены как одно целое, их надо показывать вместе.
Прежде чем показывать детям иллюстрации к рассказу или сказке, взрослые члены семьи должны проанализировать иллюстрации, с тем чтобы увидеть, насколько художник дополнил текст. Беседуя с детьми после прочтения текста, они смогут использовать иллюстрации и для того, чтобы помочь детям лучше уяснить содержание прочитанного и для того, чтобы вывести детей за пределы текста и тем самым способствовать развитию их фантазии.
Обратимся к иллюстрации художника Е. Чарушина к книге Н. Белышева «Упрямый котёнок». В этой книге художник во многом обогатил сказочные образы.
Возьмём первую иллюстрацию. Автор пишет: «Остался котёнок один в лесу». Какими средствами передаёт художник состояние котёнка, оставшегося в лесу ночью? Художник нарисовал котёнка испуганным. Он стоит у большого пня, который похож на чудовище. Сбоку н 1 котёнка смотрит зловещая сова. Кажется, вот-вот она бросится на котёнка. Необычна для котёнка и огромная куча муравьёв: их много, они все в движении. От всего этого — и от грозного пня, и от зловещей совы, и от шумных, беспокойных муравьёв — котёнку действительно страшно.
Рассматривая с ребёнком иллюстрации, взрослый привлекает внимание детей и к тому, что написал автор, и к тому, что нарисовал художник.
Вопрос о том, когда надо показывать иллюстрации, всегда решается в зависимости от той роли, которую играет иллюстрация в книге. Если в книге есть большой, отчётливый страничный рисунок, который иллюстрирует прочитанное в данный момент, то его надо показывать по ходу чтения.
На рассматривании страничной иллюстрации по ходу чтения нельзя останавливать внимание ребёнка, когда содержание иллюстраций не во всём соответствует тексту. Художник Е. Чарушин, как мы уже говорили, часто выходит за пределы содержания художественного произведения. Показывая ребёнку такую иллюстрацию в процессе чтения, мы раздваиваем детское восприятие, поэтому её целесообразно рассмотреть при повторном чтении.
Так, показывая сыну иллюстрации Д. Горлова к сказке «Зимовье зверей», мать стремилась, чтобы ребёнок лучше понял идею сказки. Для этого она предложила
мальчику, прежде всего, найти те картинки, на которых нарисовано, как животные дружно строили избу.
Когда мальчик нашёл эти картинки, мать помогла ему увидеть работу каждого животного.
— Покажи, Миша, кто брёвна тащит.
— А как это бык придумал, чтобы сразу притащить два бревна?
— Посмотрим, Миша, как гусь мхом стены законопатил.
— Теперь найди зверей, которые без оглядки бежали из избы.
Мальчик находит соответствующий рисунок, рассматривает его.
— А почему медведю, волку и лисе не удалось победить животных, живших в избе?
Своими вопросами и указаниями мать помогла мальчику глубже понять идею сказки, которую он, может быть, и не уяснил, когда слушал сказку.
Читать текст к каждой рассматриваемой иллюстрации необходимо в тех случаях, когда текст поясняет рисунок. Это имеет место преимущественно в книжках-картинках. Например, книжка-картинка «Кружка молока» (текст Л. Воронковой, рисунки М. Родионова) знакомит детей с тем, откуда берётся та самая кружка молока, которое так любят все дети.
На первой странице нарисована тёлочка. К картинке дана лаконичная, запоминающаяся подпись. «Жёлтая тёлочка. Как золотая зорька! — сказала телятница Настя. Так тёлочку и стали звать Зорькой»
На следующей странице дети видят, как телятница в белом халате поит тёлок молоком. Перевёртывается страница за страницей, и вот перед глазами ребёнка уже не тёлка, а корова. Корову Зорьку начинают доить. Ребёнок видит коровник, коровниц, электродойку. Ему медленно, чётко прочитывают текст. Теперь он узнал, откуда берётся кружка молока.
Чтобы ребёнок запомнил то, о чём ему прочитали, запомнил и всё то, что увидел на рисунках, мать или отец задают ему вопросы:
— Кто родился на молочной ферме?
— Посмотри на картинку, покажи телятницу Настю, скажи, кого она поит молоком.
— Покажи, где тёлочка Зорька отдыхает.
— Найди бычка по кличке Сынок и скажи, какого он цвета.
— А где корова Зорька?
— Кто доит Зорьку?
— Расскажи, откуда в магазин привозят молоко.
Мелкие иллюстрации в детской книге имеют целью привлечь внимание ребёнка к отдельным существенным сторонам в изображении предмета. Рассматривание мелких иллюстраций приучает детей видеть типичные черты изображаемого образа: позу, характерное движение, характерный жест.
Внимание ребёнка целесообразно задерживать и на концовке книги. Опытный иллюстратор концовкой стремится углубить мысль автора.
Такова концовка к рассказу Л. Толстого «Орёл», выполненная художником В. Ватагиным. В рассказе Толстого сказано:
«Орёл вернулся только поздно вечером. В когтях у него опять большая рыба. Когда подлетел к дереву, он оглянулся — нет ли здесь вблизи людей, быстро сложил крылья и сел на край гнезда. Орёл поднял голову, разорвал рыбу и накормил детей». Желая ещё больше подчеркнуть характерную для орла заботу о своих птенцах, художник изобразил его сидящим на скале и внимательно всматривающимся вдаль.
Показывай детям концовку, взрослые спрашивают: «Дети, как вы думаете, почему вот сейчас, когда орлята едят рыбу, орёл сидит на краю скалы?» Этот вопрос заставляет детей ещё раз вспомнить содержание рассказа, стимулирует развитие их воображения.
Мы остановились лишь на некоторых картинках и иллюстрациях, чтобы на их примере показать, какие широкие возможности имеются в каждой семье для привлечения картинок к занятиям с детьми и какие приёмы должны использовать родители для более глубокого восприятия картинки детьми, для развития их языка, мышления, эстетических чувств, нравственных качеств. |||||||||||||||||||||||||||||||||
Распознавание текста книги с изображений (OCR) —
творческая студия БК-МТГК.
|