На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Ручной переплёт. Павлов И. П. — 1993 г

Иван Прокофьевич Павлов

Ручной переплёт

*** 1993 ***


DjVu


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..



СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 3
Глава 1. Краткие сведения из истории переплетного дела 4
Глава 2. Общие сведения о брошюровочно-переплетных процессах 10
1. Основные виды изданий. Конструкция книги 10
2. Бумажный и печатный листы 12
Глава 3. Инструменты и оборудование для ручные переплетных работ 15
3. Инструменты для ручного переплета 15
4. Машины, устройства и приспособления для переплетных работ 24
Глава 4. Материалы для переплетных работ, ремонта и реставрации книг 35
5. Виды бумаги. Переплетный картон 35
6. Переплетные ткани 40
7. Материалы для скрепления и обработки книжного блока 42
8. Фольга для отделки переплетных крышек 44
9. Переплетные клеи 46
Глава 5. Обработка листов 50
10. Счет, сталкивание и разрезка листов 50
11. Фальцовка листов вручную 55
12. Дополнительные элементы тетрадей и способы их присоединения 60
Глава 6. Изготовление блоков 69
13. Комплектовка блоков 69
14. Скрепление тетрадей в блок 73
Глава 7. Крытье блоков обложкой 78
15. Виды крытья 78
16. Ручное крытье блоков обложкой 79
Глава 8. Обработка книжных блоков 82
17. Заклейка корешков книжных блоков 82
18. Сушка корешков книжных блоков 84
19. Обжим корешка книжного блока 85
20. Обрезка книжных блоков с трех сторон 85
21. Закраска обрезов 86
22. Кругление корешка блока 87
23. Приклейка ленточки-закладки и наклейка каптала 88
24. Наклейка бумажки и гильзы на корешок блока 89
Глава 9. Изготовление переплетных крышек 90
25. Классификация переплетных крышек 90
26. Раскрой картона 92
27. Раскрой ткани 94
28. Раскрой бумаги 96
29. Изготовление составных переплетных крышек 96
30. Изготовление цельнокрытых переплетных крышек
31. Изготовление переплетных крышек из кожи 104
Глава 10. Отделка переплетных крышек 110
32. Виды отделки переплетных крышек 110
33. Отделка переплетных крышек вручную 112
34. Особенности отделки кожаных переплетных крышек
Глава 11. Вставка книжных блоков в переплетные крышки 121
35. Общие сведения 121
36. Вставка блоков в переплетные крышки вручную 122
Глава 12. Прессование, штриховка и упаковка книг 124
37. Прессование книг 124
38. Штриховка книг 125
39. Ручная упаковка книг 126
Глава 13. Ремонт и реставрация книг 127
40. Общие сведения о ремонте и реставрации книг 127
41. Ремонт и реставрация отдельных элементов книги 129
42.- Ремонт книг, изготовленных бесшвейным способом скрепления 136
43. Реставрация брошюр в обложке, скомплектованных вкладкой
44. Реставрация брошюр в обложке, скомплектованных подборкой 143
45. Реставрация книг 145
Глава 14. Беловые товары 149
46. Блокноты 150
47. Записные книжки 152
48. Папки с клапанами и завязками 155
49. Альбомы 156
Литература 158


      ПРЕДИСЛОВИЕ
      Технологический процесс изготовления книг, брошюр, журналов и другой полиграфической продукции, нуждающейся после печатания в дополнительной обработке и оформлении, завершают брошюровочно-переплетные операции.
      Брошюровочно-переплетное производство из-за многообразия операций,-различных по характеру проведения, применяемых материалов и др. является, наиболее сложным звеном полиграфической промышленности. Поэтому качество полиграфического исполнения книги в первую очередь зависит от мастерства переплетчика.
      Предлагаемое пособие посвящено ручному переплету. Материал изложен в соответствии с технологией выполнения брошюровочно-переплетных операций. Приводятся краткие сведения из истории переплетного дела, рассматриваются устройство книги, оборудование, инструменты и приспособления, используемые при ручных переплетных работах, характеризуются переплетные материалы. Подробно рассказывается о выполнении ручных переплетных работ, о ремонте и реставрации книг и брошюр. Представлен также материал об изготовлении беловьрс товаров.
      Автор
     
      ГЛАВА 1
      КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ ПЕРЕПЛЕТНОГО ДЕЛА
      Самые первые книги появились более пяти тысяч лет назад в Месопотамии. Это были глиняные плитки, на которых заостренной палочкой наносились знаки клиновидной формы. Плитки обжигались на огне и приобретали прочность камня. Каждая книга состояла из десятков или даже сотен таких глиняных «страниц», уложенных в деревянный ящик — древнейший книжный переплет.
      В древнем Египте для письма использовались длинные ленты папируса (рис. 1). Папирус — родственник нашей осоки — в изобилии рос по берегам Нила. Его стебли разрезали на полоски, высушивали и склеивали, а для придания гладкости разглаживали камнем. Писали египтяне тоненькой тростинкой, вместо чернил использовали черную и красную краску. Текст писали черной красной, а начало каждого нового раздела выделяли красным цветом. Так появилось выражение «красная строка», которым и сейчас обозначают новую строку в начале абзаца.
      Чтобы папирусной книгой было удобнее пользоваться, один конец ленты прикрепляли к палочке и наматывали свиток на нее. В качестве переплетов употреблялись круглые деревянные или кожаные футляры, в которых хранились папирусные свитки.
      В Индии писали на пальмовых листьях, которые потом аккуратно сшивали и заключали в деревянный переплет. В Китае до изобретения бумаги использовался бамбук, в древнем Новгороде писали на бересте. Скотоводческие племена издавна применяли для письма кожи животных. Этому материалу суждена была долгая жизнь.
      В мировой истории малоазиатский город Пергам прославился изобретением пергамента, на котором писали около двух тысячелетий. Способ изготовления пергамента был довольно сложен. Шкуру животного тщательно промывали и вымачивали в золе, затем очищали от остатков шерсти, жира, мяса. Кожу растягивали на рамах, выглаживали пемзой, суши- Рис. 1. Свиток из папируса
      ли и осторожно скоблили, затем выстругивали ножом, придавая ей ровную поверхность.
      Со временем широкое распространение письменности, увеличение спроса на книгу привели к необходимости отказаться от слишком дорогого пергамента. Ему на смену пришла бумага, а пергамент продолжали использовать для важных исторических документов.
      Время и место изобретения бумаги точно не известны. Во всяком случае, судя по китайским летописям, в Китае ее начали вырабатывать в I в. н. э. Затем бумагу стали производить в Корее, Японии, Индии, Средней Азии. В Западной Европе бумага вошла в употребление с X в., тогда же появилась она ив России.
      Первая бумага вырабатывалась из пенькового, льняного тряпья или хлопка. Обрывки тряпья размачивались, варились с золой или известью, промывались и размалывались. Получалась кашицеообразная масса. Ее зачерпывали специальной формой — широким прямоугольным ситом. Затем форму быстро опрокидывали на гладкую доску, лист сырой массы высушивали, отжимая из него воду прессом. Искусство бумажного мастера заключалось в том, чтобы зачерпывать равномерные порции массы для обеспечения одинаковой толщины бумажных листов. Позднее бумагу стали делать из размельченной древесины.
      Книги на пергаменте и бумаге вначале имели вид свитков — сказались древние традиции папирусных рукописей.
      Листы свитка, заполненные текстом с одной стороны, склеивались, а затем свертывались в рулон. И сейчас в архивных хранилищах, в крупнейших библиотеках можно увидеть такие свитки, называемые столбцами, иногда даже в кожаных мешках-кошелях (рис. 2).
      Для сохранения обреза некоторые мастера изготов-
      ляли книги в виде сумок с предохранительными клапанами и ключом.
      Позднее появилась книга-кодекс, получившая широкое распространение с IV в. Она состояла из отдельных тетрадей, сшитых в единый блок и одетых в переплет. Тетрадью было удобнее пользоваться при написании текста и при чтении. Блок тетрадей, заключенных в прочный жесткий переплет, лучше сохранялся.
      Слово тетрадь происходит от греческого «тетра» — четверка, так как тетради обычно состояли из четырех листов, сложенных пополам, следовательно, из восьми полулистов или шестнадцати страниц. В старинных рукописных книгах не было сплошной нумерации страниц: счет велся по тетрадям и листам.
      Книги обычно писались гусиными перьями, очень редко — лебедиными, а в одной рукописи упоминается перо павье (павлинье). Для письма использовались чернила, изготовленные из «чернильных орешков» (галлов) — особых наростов на листьях дуба, поврежденных насекомыми-вредителями. Заглавные буквы, которые назывались буквицами, имели вид- причудливых - фигур, украшенных листьями, цветами. Иногда за основу такой буквы бралось изображение животного, человека, сказочной птицы. Буквицы рисовались красками, золотом, серебром и придавали книге нарядный вид.
      Некоторые книги имели орнаментальные украшения-заставки, а также красочные иллюстрации, называвшиеся миниатюрами. Миниатюра получила название от . краски, приготовлявшейся, из миния — окиси свинца. Рукописи, украшенные миниатюрами, назывались лицевыми. Они были известны еще в Древнем Египте, широкое же распространение получили в средние века.
      После того как писец заканчивал свою работу, тетради складывались по порядку и пришивались к ремням, которые крепились к деревянным доскам (рис. 3). Доски снаружи обтягивались кожей или дорогой красивой тканью. С тех пор и бытует выражение «прочесть книгу от доски до доски», т. е. от начала до конца. Книги делались большого формата и без застежек могли прокоро-биться. Поэтому для сохранности книги к переплетам прикреплялись кожаные завязки или металлические застежки, иногда даже с замками. Нередко по углам и в середине переплета для предупреждения его от повреждений помещались металлические узорные бляхи-жуко-вины. Часто переплет имел отделку из.золота и серебра, металлические детали украшались изящной резьбой, чеканкой, тиснением, эмалью. Книга в старину, представляла большую ценность и в библиотеках ее нередко приковывали к столу цепью, чтобы никто не. мог унести.
      В изготовлении книг постепенно наметилось разделение труда: один человек готовил тетради, разлиновывал их, другой писал черный текст, художник-иллюстратор разрисовывал буквицы, заставки и миниатюры, переплетчик одевал книгу в переплет. Над книгой работали корректоры и редакторы, занимавшиеся исправлением текста. Еще в Древнем Риме существовали специальные мастерские по переписке книг — скриптории.
      Книг требовалось все больше и больше, их изготавливали уже не только по заказу, но и для продажи на рынке, и переписчики нё справлялись с работой. Ведь для переписки одной книги в 500 страниц требовалось около года!
      Были попытки вырезать на деревянных досках целые страницы книг и затем, нанеся на них краску, с помощью пресса получать оттиски. Этот способ изготовления книг был шагом вперед по сравнению с рукописным, но оказался очень трудоемким и большого распространения не получил.
      В XI в. в Китае начали печатать с наборных форм из глиняных букв-литер, в XV в. появился бронзовый шрифт в Корее. Примерно в это же время получил развитие европейский способ книгопечатания. В конце 50-х годов XV в. мастер Иоганн Гуттенберг из города Майнца, изготовив подвижные литеры из свинцового сплава, начал печатать учебники, календари, церковные книги. Начиная с этого времени искусство типографической печати быстро распространилось по всей Европе.
      Первоначально в работе над книгой принимал участие рисовальщик. Начиная новую главу, наборщик пропускал первую букву, позднее, уже в отпечатанном листе, художник рисовал ее красками. Иногда случалось так, что места, предназначенные для начальной буквы, так и оставались пустыми: либо типографу не хватило денег для оплаты художника, либо по забывчивости. Поэтому красная строка получалась короче других. Постепенно этот прием стал использоваться сознательно, так появился абзацный отступ в начале красной строки.
      Около 1500 г. в книгах появился заглавный лист. Рукописные книги, как правило, делались по заказу, их не нужно было рекламировать. Типограф же печатал свою продукцию тиражом в сотни и тысячи экземпляров, адресуя книгу неизвестному покупателю. Вот и потребовалось на первой странице книги давать крупным шрифтом ее название. Причем в старину эти названия были подробными, чтобы покупатель сразу мог понять, о чем эта книга и кто ее написал. Иногда название книги занимало пять-шесть, а то и десять строк.
      XVI в. стал поворотным в истории книжного дела в России. Наряду с церковными книгами на книжных «торжищах» появляются произведения светские. Покупатели начинают проявлять интерес к сочинениям греческих и римских авторов, рыцарским романам, историческим хроникам, азбуковникам, лечебным «травникам».
      В 1563 г. в Печатном дворе Иван Федоров и Петр Мстиславец приступили к изготовлению первой книги — «Апостола», которая вышла из типографии спустя год — 1 марта 1564 г.
      Печатная книга начала успешно соперничать с рукописной, вытесняя ее с рынка.
      Печатание книг было в то время тяжелым физическим трудом. Наборщик вручную составлял из свинцовых литер строчки, из строчек — полосу страницы, затем полученный набор (форму) зажимали в раму и переносили в печатный станок. Помощник печатника наносил на набор краску с помощью мешочка из бараньей кожи, набитого шерстью. После этого на форму накладывалась специальная рамка — рашкет с вырезанными окошками для набора, на нее — лист бумаги, и тискальщик нажимал рычаг станка. Отпечатанный лист осторожно отделяли от формы, и весь процесс повторялся
      сначала. А потом за работу принимались переплетчики. Они складывали листы в тетради, подбирали их по порядку, сшивали в блоки, готовили переплетные крышки и одевали блок в крышку, получалась готовая книга.
      К концу XVIII в., благодаря успехам в науке и технике, целому ряду изобретений открылись новые пути для развития книгоиздательской деятельности. Человечеству требовалось все больше книг по самым различным отраслям знаний.
      В XIX в. появились наборные машины, отливавшие сразу целые строчки (линотипы) и отдельные буквы (монотипы).
      С набора научились делать копии — стереотипы, изобретение фотографии дало возможность изготавливать клише для книжных иллюстраций.
      Разрастался парк печатных машин. Вершиной достижений в скоростной печати стала ротационная машина, которая могла с огромной скоростью печатать сразу с целого рулона бумаги, выбрасывая на транспортерную ленту готовые тетради — листы будущей книги.
      В настоящее время на помощь переплетчику пришли машины, сшивающие тетради в книжный блок, изготавливающие переплетные крышки, одевающие книгу в переплет.
      В современных типографиях даже упаковку книг в пачку производят машины.
      Ученые предсказывают, что в будущем человечеству придется отказаться от книги как средства хранения и передачи информации.
      В библиотечных хранилищах для экономии места и сохранности редких изданий некоторые книги уже сейчас переводят на Микрофильмы и микрокарты (микрофиши). Книга в триста страниц может уместиться на десяти микрофишах размером с почтовую открытку. Весь комплект состоит из тончайших пластинок толщиной не более одного миллиметра. Читаются микрофиши с помощью ридера — небольшого прибора, чуть больше кассетного магнитофона. Планируется записывать книги на кристаллы, которые станут еще более емкими хранилищами текста.
      И все-таки трудно представить себе, чтобы люди совсем отказались от книг.
     
      ГЛАВА 2
      ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О БРОШЮРОВОЧНО-ПЕРЕПЛЕТНЫХ ПРОЦЕССАХ
      К брошюровочным процессам относятся операции формирования тетрадей из листов-оттисков, получения брошюрного или книжного блока из готовых тетрадей, скрепления блоков и крытья блоков бумажной обложкой.
      К переплетным процессам относятся операции обработки книжного блока, изготовления и отделки переплетных крышек, вставки блока в крышку и отделки готовой книги..
      Брошюровочно-переплетные процессы включают и некоторые отделочные процессы, такие, как лакирование и припрессовка полимерной пленки к печатной продукции, бронзирование, нанесение изображений на переплетные крышки после их сборки, прессование и штриховка готовых книг.
     
      1. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ИЗДАНИЙ, конструкция книги Виды изданий
      Согласно ГОСТ все издания по конструкции делятся на книжные, журнальные и листовые.
      Книжное издание представляет собой блок скрепленных в корешке листов печатного материала любого формата в обложке или переплетной крышке.
      Журнальным называется издание в виде блока скрепленных в корешке листов печатного материала установленного формата в обложке или переплетной крышке. Журнальные издания отличаются от книжных только лишь своим постоянным форматом и строгой периодичностью, что не влияет на технологию брошюровочно-переплетных процессов, но учитывается в оперативной организации производства.
      Листовое издание — это один или несколько листов печатного материала без скрепления (газеты, плакаты, буклеты, карточные и комплектные издания).
      Для газетного, как и для журнального издания, характерны постоянный формат и периодичность выпуска.
      Непериодические издания делятся на листовки, брошюры и книги.
      Листовка — непериодическое текстовое листовое издание объмом от одной до четырех страниц.
      Брошюрой называется непериодическое текстовое книжное издание объемом .свыше четырех страниц, но не более 48 страниц, а книгой — такое же издание объемом свыше 48 страниц. Однако эти понятия связаны с объемом, а не с конструкцией издания; брошюра и книга могут быть и в обложке и в переплетной крышке.
     
      Конструкция книжно-журнальных изданий
      Издание в обложке состоит из книжного блока и обложки, которая прикрепляется к блоку проволокой или клеем.
      Издание в переплетной крышке (рис. 4) имеет более сложную конструкцию. Оно состоит из книжного блока и переплетной крышки. Чаще всего размеры переплетных крышек несколько превышают формат блока, поэтому после вставки блока выступающие края крышки образуют канты.
      Некоторыечиздания имеют суперобложку — бумажную обложку, обычно с красочной иллюстрацией, надеваемую поверх переплетной крышки. Она предохраняет ценные переплеты от порчи и нередко используется издательством для рекламной информации. '
      Книжнйй блок (рис. 5) составляется из тетрадей, подобранных комплект и скрепленных между собой в корешке; Связь блока с крышкой осуществляется корешковым материалом (обычно марля) и бумажными форзацами — согнутыми вдвое листами бумаги.
      В корешке кйижного блока под переплетом сверху и снизу подклеены кусочки цветной тесьмы ; — капталы. При ручном переплете корешок блока сверху и снизу можно обшить шелковым шнуром, скрепляющим концы тетрадей.
      На корешок блока для придания ему устойчивости наклеивается полоска бумаги. У некоторых книг подарочного типа имеется ленточка-закладка, называемая ляссе.
      Наиболее распространенная переплетная крышка (рис. 6) состоит из картонных сторонок, обтянутых сверху покровным материалом. Расстояние между сторонками, образующее корешковую часть крышки, называется шпацией. Посередине шпации приклеивается отстав из плотной бумаги или картона, который придает корешку крышки устойчивость формы‘и прочность. Расстояния между отставом и сторонками называются расставами.
     
      2. БУМАЖНЫЙ И ПЕЧАТНЫЙ ЛИСТЫ
      Бумажный лист, доля листа и формат издания
      Форматы бумаги, применяемой для изготовления книжно-журнальной продукции, регламентированы ГОСТом. Для полиграфической промышленности выпускается бумага в листах, формат которой определяется измерением двух перпендикулярных друг другу сторон листа, и рулонная, где за размер берется ширина рулона.
      Основные форматы листовой печатной бумаги: 60 X X 84, 60 X 90, 70 X 90, 75 X 90, 70 X 100, 70 X 108 и 84 X 108 см.
      Рулонную печатную бумагу выпускают шириной 42, 60, 70, 75, 84, 90, 108, 120 и 168 см.
      Лист печатной бумаги стандартного размера называется бумажным листом. Бумажный лист является
      единицей расчета необходимого количества бумаги на издание.
      На каждом бумажном листе может располагаться определенное число полос текста (страниц), которые определяют долю бумажного листа. Доля — это часть* бумажного листа, на котором отпечатана одна страница. Если бумажный лист отпечатан с двух сторон, то число долей (страниц) следует считать по одной его стороне. Например, на одной стороне бумажного листа 8 страниц (долей). Доля обозначается в этом случае 1/8. Если бумажный лист отпечатан в 1/16 долю, то записывают формат и долю: 60 X 84/16. Точно также записывают и другие форматы: 60 X 90/8; 70 X 100/32; 84 X 108/ 64 (миниатюрное издание) и т. д.
      Книга, брошюра, журнал состоят из отдельных печатных листов, собранных в тетради. Печатный лист -это бумажный лист любого стандартного формата, отпечатанный с одной стороны, бумажный лист содержит два печатных листа, формат печатного листа равен формату бумажного.
      Печатные элементы листа для книжно-журнальной продукции, т. е. полосы набора, располагаются на печатном листе в строго определенном порядке так, чтобы после печати, разрезки и фальцовки листа получилась тетрадь со страницами,'расположенными в строгой последовательности. Расстановка полос листа в печатной форме перед печатанием в этом порядке называется спуском полос.
      Поля в книгах, журналах и других изданиях имеют определенные размеры. Вокруг каждой полосы текста — четыре поля различных размеров (рис. 7). Каждая полоса имеет свой порядковый номер, называемый колонцифрой (рис. 8).
      Для получения тетрадей в брошюровочном цехе бумажные листы предварительно разрезают на части, а затем фальцуют. Таким образом, тетрадь получают из части бумажного листа, которая называется листом для фальцовки.
      Первая страница каждой тетради в левом нижнем углу имеет цифровую, метку — главную сигнатуру, которая обозначает порядковый номер листа для фальцовки, а рядом с сигнатурой проставляется норма — фамилия автора, название произведения или номер типографского заказа. Это делается для того, чтобы в типографии, где печатается большое количество книг, листы одного издания не попали в другое.
      Порядковые номера листов облегчают контроль за комплектовкой. Для этой же цели каждый лист для фальцовки имеет две метки — потетрадную и позаказную (рис. 9).
      Потетрадная метка расположена в середине корешкового поля между первой и- последней полосами текста. Эти метки в каждом последующем листе для фальцовки смещены одна относительно другой. Расположение по-тетрадных меток в скомплектованном блоке в виде лесенки с равномерным чередованием ступенек свидетельствует о правильности комплектовки блока.
      Позаказная метка во всех листах для фальцовки
      ставится в середине корешкового поля в месте, установленном для данного издания. Расположение позаказных меток из всех тетрадей скомплектованного блока на одной линии, идущей поперек корешка, свидетельствует о том, что в блок не попали тетради другого издания.
      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ


     
      ЛИТЕРАТУРА
      Баландин М. В. Брошюровочно-переплетное производство. М., 1963.
      Биткоза К* М., Кузнецова А. Д. Брошюровочно-переплетное производство. М., 1980.
      Кошелев Е. И., Пергамент Д. А., Филиппов В. П. Переплетноброшюровочные машины. М., 1986.
      Купцова О. Б. Изготовление книжных блоков из тетрадей, сшитых термонитями. М., 1988.
      Мазок Н. Н. Переплести книгу может каждый. М., 1980.
      Павлов И. П. Работа технического кружка по реставрации учебной книги. М., 1981.
      Решетов Е. Т. Охрана труда в полиграфии. М., 1987.
      Справочник технолога-полиграфиста. Брошюровочно-переплетные процессы. М., 1985. Т. 6.
      Трубникова Г. Г. Технология брошюровочно-переплетных процессов. М., 1987.

 

 

 

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.