В альбом вошел к ряд образцов из Государственного музея этнографии народов СССР, Краеведческого музея города Великий Устюг и некоторых других музеев, а также на собрания ленинградца П.П. К вас нова. В издании, кроме того, представлена металлическая утварь и „окружение" самовара: чайная посуда, сервизы, подносы. Воспроизведенные здесь предметы будут экспонироваться на выставке „Русские самовары “, которая должна открыться в Государственном Русском музее. В свое время нетерпко-бытовой отдел Русского музея обладал большой и интересной коллекцией самоваров. Но еще до Вели кой Отечественной войны все материалы этого отдела, в том числе и самовары, были переданы в Государственный Эрмитаж. В собрании Русскоге музея осталось всего несколько образцов, входящих в парадные серебряные сервизы. Формирование новой коллекции качалось в 1965 году, когда музей приобрел в Москве у Е. Г. Андреевей Лрепд около сорока изделий из меди, среди которых большую часть составляли самовары. Эти группа самоваров и явилась основой настоящей коллекции Русского музея, За пять лет музеем были приобретены модные и серебряные самовары, среди которых есть образцы очень интересные как в художественном отношении, так и с точки зрения исторической. И коллекции собраны самовары XVIII и XIX веков, разнообразные по форма» и материалу. И историко краеведчсск»х, этнографических и художественных музеях нашей страны хранится большое количество русских самоваров. Например, интерес II ей шей коллекцией обладает Государственный Исторический музей. Нее эти собрании ждут своих исследователей п, конечно, публикаций. Это издание, являющееся первой попыткой систематизации и изучения русских самовпров, естественно, не претендует на полноту освещения темы. Одним из наименее изученных разделов русского декорнтпипо-ирикладного искусства нового времени является художественный металл. Правда, за последние годы этот пробел сузился благодаря фундаментальным работам но истории золотого и серебряного производства в России. Значительно сложнее дело обстоит с исследованием так называемых недра го ценных металлов: изделий из олова, стали, меди и ее сплавов -латуни и бронзы. Изделия из этих металлов, несмотря на широкое их распространенно н художественные достоинства, освещены о нашей литературе в общих чертах. Крайне редки публикации самих произведений, хотя в музейных и частных коллекциях хранятся в довольно большом количестве интереснейшие образцы. Русские самовары - одна из своеобразных страниц в истории художественной обработки металла, колоритнейшая деталь отечественной бытовой культуры. Поражает удивительное противоречие между популярностью этого широко распространенного предмета м тем, как мы мало знаем о нем. Самовар ночтн выпал ил поля зрения не только искусствоведов, но и этнографов. Примечательно, что русские энциклопедические издания, включая н вышедшие о советское время, не поместили о кем даже коротенькой статьи. Нет единого мнения н на этимологию самого слова самовар. До сих пор даже в ряде музейных коллекций самоварами именуют сосуды, только внешне напоминающие их благодаря наличию крана. Это так называемые „фонтаны". снабженные специальным приспособлением для охлаждения вина. Еще большая путаница наблюдается о датировке образцов. Здесь исследователей ожидают серьезные трудности, обусловленные прежде всего слабой изученностью вообще русского цветного металла XVII 1-Х IX покои, а также спецификой производства самоваров. Только дальиейшоо тщательное изучение материальных особенностей сям 11 х н роил веде 11 и й, нес дедо во 11 не а рх 11 ш i ы х доку MCI «топ дадут возможность расширить н углубить п пи in представлен н я об отой интереснейшей области деко р ати вно-п ри клади о го искусства. позволят, может быть, связать безымянные памятники с конкретными центрами или мастерами. Сегодня трудно г казать, когда и где изобрели первый самовар - этот самонагревающийся прибор, ставший определенным символом русского быта. Популярность его была настолько велика, что еще в прошлом столетии европейские ученые, публикуя и описывая найденную в Помпеях бронзовую автепгу (autbepsa), утверждали, что это и есть собственно самовар. Аэтеиса напоминает римскую крепость к миниатюре, квадратную в плане и обнесенную двойными зубчатыми стенками, наполняемыми водой. Огонь разводился на ее открытой площадке, где можно было установить н треножник, что обеспечивало одновременное кипячение воды и приготовление ниши. Кроме того, в Помпснх обнаружили и самонагревающиеся сосуды. Один из них - а виде великолепной бронзовой вазы с краном, островерхой крышкой и тремя звериными лапами-ножкам к - ближе к нашему самовару. Римлянам не был известен чай. Бронзовые сосуды и автгпеа употреблялись ими для кипячения и подогревания воды, которую принято было добавлять в вино. „Памоварншие" приборы издавна бытуют и в Китае. Пто знаменитые „Хо-Го", в которых глубокаи чаша, установленная на поддоне, имеет, как п самовар, трубу к поддувало. И металлических и фарфоровых „Хо-Го" китайцы подают кипящий бульон или су IIs. Для чая ими используются специальные кувшины с решеткой или чайники. Пай заваривают прямо в чешках. Первые самовары появились п России, по всей вероятности, только в XVIII веке, так как ни самих образцов, ни упоминаний о них, относящихся к более раннему времени, мы не знаем. Месту, которое самовар занял в быту, он обязан чаю, вернее, чаепитию, распространившемуся в России сравнительно широко во второй половине XVIII столетия. Каи сообщают исследователи русского быта, чай был известен еще со времен царствования Михаила Федоровича. Русский царь получил его в подарок от монгольского хана. Но экзотический напиток долгое время принимали на Руги осторожно: пили его только при дворе н в знатных домах, как лекарство, несмотря на то что „ввоз его (чая) в половине XVII в. был уже столь велик, что иностранец Кальбургср, в Сытность его в Москве (1074 г.), покупал по 30 к. фунт. Основными напитками оставались мед, пиво и квас. В начале XVIII века при дворе в моду стало входить вино, несколько позже -шампанское. И числе дворцовой серебряной утвари этого времени мы встречаем вазообразные, богато орнаментированные фонтаны западноевропейского производства. Благодаря своим достаточно большим размерам и великолепной декорировке они царили на столе среди разной другой утвари. В тридцатых годах XVIII столетия среди русской серебряной посуды ужо встречаются чайники для заваривания чая. Сохранилось относительно много медных и латунных чайников середины - второй половины XVIII столетия. Этим же временем датируется ряд чвйников-самоваров и самоваров-„кухонь", предназначенных для приготовления пищи. Их формы близки к металлической утвари того времени чайникам, мне ком и братикам (ил л. 1)*. От последних их отличают, по существу, скрытые внутри сосуда конструктивные детали в виде трубы и поддувала. Постепенно самовар начинает выделяться среди остальной утьлри, как бы главенствовать над нею. Ощутимее становится своеобразие его конструкции, отдельные части которой уже обыгрываются декоративно Самовары второй половины XVIII века, пришедшие на смену скромным ,,нагревательным" чайникам,часто напоминают декоративные валы того времени, благодаря чему перекликаются с уже знакомыми нам фонтанами для вина. Сомонлры-чаЙники не исчезли окончательно. Ими пользовались и в XIX столетии, но они как бы отступили перед самоваром „вазой". Формы самоваров второй половины XVIII века уже тяготеют к вертикальному построению даже в тех случаях, когда мастер по-прежнему находится под обаянием традиционных форм русской посуды {нлл. 19, 20). II начале XIX столетия спрос на самовары был уже столь велик, что, помимо ранее существовавших центров - Урала, Тулы, Москвы, - возникли новые фабрики и мастерские в других городах. Изготовлением самоваров занимались и мастерские по производству золотых и серебряных изделий. Для этого периода характерно не только у ли вито л ьное разнообразие форм (ампирные вазы, бочонки, каннелюрованные колонны), но и известная дифференциация самоваров по их назначению. Помимо обычных самоваров, делались самовары-кофейники, дорожные самовары, так называемые бульотки, предназначенные для сохранения определенной температуры воды. Происходит и более узкая специализация самих мастеров по выделке отдельных частей и деталей самовара. Со временем крупные фабрики начинают заниматься преимущественно сборкой и окончательной отделкой самоваров. Ота специфическая особенность их производства часто весьма затрудняет атрибуцию того или иного обравца, тан как форма, трактовка деталей, мотивы декора становятся скорее признаком эпохи, вкусов времени, а не лицом фабрики, мастерской или творческим почерком создателя. Начиная с первой публичной выставки российских изделий 1829 года а Петербурге, самоварные фабрики н мастера стали их постоянными экспонентами. Пн одна русская выставка за рубежом не обходилась тогда без самоваров: авторы обзоров всемирных художественно-про-мишленмих выставок всегда упоминают о продукции самоварных фабрик. Самое большое число фабрик было в Туле, ставшей особенно ио второй I шло вине XIX века признанным центром самоварного производства. Б ато время выходят вперед фабрики Поташевы.ч, Шишкиних, Тойлс и другие, заполнившие своей продукцией почти всю Россию. Тульские самовары и металлическая утварь экспортировалась за границу. Пи самоварах отого времени почти всегда ставилось клеймо фабрики. С возросшей техникой и различными усовершенствованиями самоварного производства во второй половике XIX века падает его художественный уровень. Формы и декор самоваров приобретают явно выраженный стандартный характер. К сожалению, имошт о этими нояднпми образцами cun:nine распространенное представление о русском самоваре. Принято считать, что самовар бытовал во всех слоях русского общества - от царского двора до избы крестьянин». Пта точка зрении, как будто Пи но требующая специального доказательства, тем не менее нуждается в некотором уточнении. Самовар являлся не только олицетворением русского гостеприимства и семейного уюта, но и своеобразным выражением материального достатна. Известно, что русское крестьянство I to л ьзова л ос ь п реп м у ществе) но деревянной и керамической посудой.тногитолыю дорогая продукция металлоделателышх заводов н мастерских. в том числе и самоварных. была доступна только зажиточным слоям русской деревни. KOHEЦ ФPAГMEHTA
|
☭ Борис Карлов 2001—3001 гг. ☭ |